Пособия гражданам имеющим детей значение

Пособия гражданам, имеющих детей

пособия Документ Microsoft Office Word (7).docx

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ, ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ…………………………. 5

1.1 Понятие и значение социально-правовой защиты материнства, отцовства и детства…………………………………………………………… …………….5

1.2 Правовое регулирование государственных пособий гражданам, имеющих детей…………………………………………… …………………………………9

ГЛАВА 2. ВИДЫ И РАЗМЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ, ГРАЖДАНАМ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ………………………………………. 15

2.1 Пособие по беременности и родам………………………………………..15

2.2 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности…………………………………..18

2.3 Единовременное пособие при рождении ребенка………………………. 19

2.4 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком……………………………. 21

2.5 Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью………………………………………………………………… …………..24

2.6 Единовременное и ежемесячное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 29

Конституция Российской Федерации, провозглашая идеи социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), в законодательстве конкретизирует эти положения. [1]

Система государственных пособий в РФ за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, социальной структуре общества. Поэтому в настоящее время возникла необходимость выработки новых механизмов, обеспечивающих рациональное использование средств на социальную защиту граждан, реализуемые через пособия.

Федеральным законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», [4] установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Данный закон неоднократно изменялся и дополнялся. Данные дополнения, в основном направлены на стимуляцию повышения рождаемости и обеспечения семьям, имеющих детей, минимальной материальной базы для их содержания, т.к. сегодня проблема рождаемости в России стоит довольно остро. В этом заключается актуальность данной темы.

Объект изучения послужили — граждане, имеющие детей

Предметом — нормы федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», регулирующие государственные пособия.

Цель изучить тему – государственные пособия гражданам, имеющих детей.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— рассмотреть понятие и значение социально – правовой защиты материнства, отцовства и детства;

— изучить правовое регулирование государственных пособий гражданам, имеющих детей;

— проанализировать виды и размеры государственных пособий гражданам, имеющих детей;

Нормативную базу курсовой работы составили: Конституция Российской Федерации, в которой провозглашены права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, Федеральный закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», [4] устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющих детей, а также нормативно правовые акты, принятые во исполнение этого закона.

Методологической основой исследования явились различные общенаучные методы, прежде всего диалектический – как основной способ объективного и всестороннего изучения понятия и видов государственных пособий, имеющих детей, формально-юридический, метод анализа и синтеза. С помощью формально-юридического метода анализировались нормы Федеральных законов Российской Федерации федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и нормативно – правовые акты.

Теоретическую основу изучения составили труды следующих авторов: Буянова М.О, Гусова К.Н, Андреевым В.С, Бугрова Л.Ю, Мачульской Е.Е. и других

Практическая значимость работы — определяется тем, что результаты предпринятого изыскания позволяют определить тему дипломной работы.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ, ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

    1. Понятие и значение социально-правовой защиты материнства, отцовства и детства

Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально – экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни – в экономике, политике, социальной структуре общества.

Происходящие в последнее время в современной России социально-экономические изменения заставляют уделить особое внимание проблеме защиты материнства и детства. Так, «неуправляемые демографические процессы приводят к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформации социального состава общества, недостатку трудовых ресурсов как основы развития производства, ослаблению фундаментальной ячейки общества — семьи, снижению духовного, нравственного и творческого потенциала населения».

В части 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение. Однако конституционное провозглашение указанной в ст. 7 и 38 Конституции РФ защиты и поддержки еще не означает их эффективного осуществления, поскольку требуется действенный, реально функционирующий механизм такой защиты.[1]

Определяющее значение в определении охраны материнства и детства имеют международно- правовые акты. Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.

В силу ч.4 ст.15 [1] Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В сложных экономических условиях принимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции, безработицы, на частичную компенсацию материальных потерь наиболее нуждающимся группам населения, на совершенствование системы пособий с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу. Однако действия государства не смогли предотвратить кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность социальных программ была крайне низкой.

Поэтому в настоящее время назрела необходимость внесения коренных изменений в социальную политику, направленных, прежде всего на выработку новых механизмов, обеспечивающих более рациональное использование финансовых средств на социальную защиту граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам, адресное предоставление пособий на уровне не ниже прожиточного минимума.

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к существованию — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Предоставление государственных пособий гражданам, имеющим детей, регулируется Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В Российской Федерации предусмотрена система государственной поддержки граждан, имеющих детей, которой установлены следующие виды пособий:

— единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до 3 -х. месяцев) ребенка;

— пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— пособие по беременности и родам;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву;

— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву.

В соответствии с Порядком и условиями назначения и выплаты пособий, пособия назначаются и выплачиваются следующим лицам, имеющим детей: гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации; гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;

временно проживающим на территории Российской Федерации и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Не имеют право на получение данных видов пособий следующие категории граждан:

— граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

— граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, лишенные родительских прав;

— граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России.

Многочисленные виды пособий по системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям: по целевому назначению пособия (пособия, компенсирующие заработок полностью или частично, и пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь); по продолжительности выплаты пособия (единовременные, ежемесячные, периодические); по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государственного бюджета) и др.

Таким образом, во исполнение конституционных принципов действующее законодательство создает необходимую систему защиты интересов матери и ребенка, охраны материнства и детства: от деклараций до санкций нарушителям норм закона. Деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

-принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;

— создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

— нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.

    1. Правовое регулирование государственных пособий гражданам, имеющих детей

Государственные пособия гражданам, имеющим детей — это единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Государственные пособия гражданам, имеющим детей — это выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства Приложение №1

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Государственные пособия гражданам имеющим детей

Глава I. История законодательства государственных пособий гражданам, 5 имеющим детей c 80-ых годов XX века.

Глава II. Характеристика государственных пособий гражданам, имеющим детей

2.1. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей

2.2. Лица, имеющие право на государственное пособие гражданам, имеющим детей

Глава III. Размеры и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей

3.1. Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей

3.2. Выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей Заключение____________________ ______________________________ _

Список использованной литературы____________________ _________

Государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Конституция РФ предусматривает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (п. 2. ст. 7). В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (п. 1. ст. 38).

В России проживает около 39 млн. детей — это более 26 процентов населения страны. Естественной средой их жизнеобеспечения была и остается семья. В настоящее время в семьях воспитывается 99,7 процента всех несовершеннолетних. При этом почти каждый третий ребенок является у родителей единственным. В то же время 20 процентов всех детей (т.е. каждый пятый) растет в семьях с тремя и более детьми, которые в современных условиях можно считать многодетными. Около 47% детей воспитывается в двухдетных семьях. Важнейшей характеристикой семьи является ее полнота, под которой понимается наличие у детей обоих родителей. К сожалению, 20% российских семей являются неполными, т.е. по разным причинам дети в них воспитываются только одним родителем, как правило, матерью. 1

Читайте так же:  Холодные батареи в квартире претензия

В новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач является оказание адекватной помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных видах: денежные выплаты (пособия, компенсации), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.), льготы (на питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.) 2

Предоставление пособий регламентируется: Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (с изм. и доп.).

В связи свыше перечисленными проблемами, настоящая тема государственных пособий гражданам, имеющим детей актуальна для исследования. Целью исследования темы государственных пособий гражданам, имеющим детей, является раскрытие видов государственных пособий гражданам, имеющим детей. Задачами исследования является изучение и анализ государственных пособий гражданам, имеющим детей, а именно: понятие, классификация, виды, исчисления и выплаты различных пособий.

Объектом исследования являются государственные пособия граждан имеющим детей. Предметом исследования являются пособия граждан имеющим детей. Метод исследования поиск информации. Практическое значение государственных пособий гражданам, имеющим детей, является решение проблем социального не равенства в обществе. Применяется в управление социальной защиты населения.

1)Азарова Е.Г. «Пособия и льготы гражданам с детьми» М. Изд. группа «ИНФРА-М» 1997

2)Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. «Право социального обеспечения» 2001.

Глава I. История законодательства государственных пособий гражданам, имеющим детей с 80-ых годов XX века.

В 80-ых годах XX века центральный комитет КПСС постановил от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». Коммунистическая партия и Советское государство, последовательно проводя курс на подъем народного благосостояния, уделяют большое внимание созданию наиболее благоприятных условий для роста населения и воспитания подрастающего поколения. Систематически улучшаются условия, позволяющие женщинам наиболее полно сочетать участие в общественном производстве с материнством. Социалистическое общество обеспечивает женщине-матери правовую защиту, материальную и моральную поддержку, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям. Создана и действует развернутая система детских учреждений, денежных выплат и других форм государственной помощи семьям в воспитании подрастающего поколения. Рассматривая помощь семьям в воспитании детей как важное направление социальной программы развития нашего общества, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают целесообразным осуществить дополнительные меры по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей, с тем, чтобы обеспечить рациональное сочетание общественного и семейного воспитания детей, облегчить положение работающих матерей, уменьшить различия в уровне жизни семей в зависимости от наличия детей и создать благоприятные условия для жизни и быта молодых семей. 3

Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 28, где утвержден план действий по улучшению положения детей в Российской Федерации. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и утвердить региональные планы действий по реализации Национального плана действий в интересах детей. Комиссии РФ по координации работ в РФ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

14 мая 1996 г. принят Указ Президента РФ N 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики». В нем сформулированы главные направления государственной семейной политики — обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей. Правительству РФ предложено учитывать их при разработке и проведении социально-экономической политики в Российской Федерации. Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано разработать региональные программы семейной политики с учетом Основных направлений, а также обеспечивать приоритетное финансирование этих программ. Среди основных направлений этой политики, в частности, предусмотрена необходимость дальнейшего развития системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и пособия по уходу за детьми в возрасте до полутора лет). Предусмотрено также увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких матерей, военнослужащих по призыву и родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, а также увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов. Особо подчеркивается необходимость обеспечить своевременную и полную выплату семейных пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный контроль на федеральном уровне.

Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. N 6 утверждена Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. В целях охраны здоровья женщин в ней, в частности, ставится задача обеспечить необходимый минимальный уровень потребления продуктов питания, в том числе для беременных и кормящих матерей, по доступным ценам. Для обеспечения равных прав и равного обращения на рынке труда признается необходимым разработать экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателей в приеме на работу граждан с семейными обязанностями и женщин с пониженной конкурентоспособностью (глав неполных семей, многодетных матерей, жен военнослужащих, инвалидов и других). Поставлена задача всемерно поддерживать сохранение и развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений и учреждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей, обеспечивать государственную гарантию бесплатной медицинской помощи женщинам и детям. 4

Ратификация Россией 30 октября 1999 г. Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, принятой 67-й сессией Генеральной конференции МОТ 29 июня 1981 г. 5 , дает новый импульс для усиления экономических и социальных гарантий тем, кто трудится и одновременно несет семейные обязанности.

    1. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. «Право социального обеспечения» 2001.
    2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 января 1981 г. N 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей»

Социальные пособия и выплаты гражданам

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.

Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.

Виды пособий

Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Размеры пособий (2017 г.)

Пособия гражданам имеющим детей значение

Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 (с изменениями от 07.05.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

(далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) предусмотрена единая система государственных пособий, предоставляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей. Закон направлен на создание благоприятных социальных условий для воспитания детей.

Каждое из названных ниже пособий имеет свою особую нацеленность на решение конкретных задач, в связи с чем устанавливаются определенный перечень получателей пособия, определенная продолжительность выплаты пособия, а также размер пособия. Так, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком неразрывно связано с фактическим осуществлением ухода за малолетним ребенком до достижения им возраста полутора лет. Исходя из этого, в законе определен круг лиц, имеющих данное право (матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком), условия предоставления пособия и его размеры.

Право на пособия закреплено не за детьми, а за гражданами, имеющими право в силу закона представлять их права и законные интересы. К таким гражданам относятся родители, опекуны и попечители несовершеннолетних.

Прежде всего, под действие Федерального закона № 81-ФЗ подпадают и являются получателями пособия граждане Российской Федерации. В перечисленных в законе случаях право на пособия также имеют иностранные граждане и лица без гражданства.

Орган или учреждение, в которое получатели пособий могут обращаться в порядке, установленном названным Федеральным законом, за детскими пособиями, находится по месту жительства или месту фактического нахождения на территории России ребенка и его родителей или иных законных представителей. В связи с этим важное значение для реализации права на пособия имеет факт регистрации по месту жительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 81-ФЗ действие данного закона распространяется на временно проживающих на территории РФ и подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранные граждане, проживающие по разрешению на временное проживание или виду на жительство, должны в обязательном порядке проходить ежегодную перерегистрацию. Иностранный гражданин, не прошедший ежегодную перерегистрацию, и, соответственно, не имеющий отметки о прохождении перерегистрации, считается проживающим по недействительному документу.

Таким образом, законно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам гарантирована государственная материальная поддержка материнства, отцовства и детства независимо от того, на какой основе они проживают на территории РФ — постоянной (при получении вида на жительство) или временной (при получении разрешения на временное проживание).

Действие данного закона не распространяется на граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении, граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Также право на государственную поддержку не имеют граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Статьей 3 названного Федерального закона установлены такие виды государственных пособий как пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Все вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, пособие выплачивается в сумме 300 рублей (без учета индексации).

Женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования – в размере стипендии.

Читайте так же:  Договор о совместном строительстве коттеджа

Женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах – в размере денежного довольствия.

Пособие выплачивается за 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (при осложненных родах — 86, при рождении двух и более детей — 110) календарных дней после родов.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона № 81-ФЗ вышеуказанные пособия подлежат индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции. На 01.01.2013 коэффициент индексации составил 1.055. Кроме того, в Иркутском районе районный коэффициент к заработной плате установлен на отметке 1.6, в связи с чем, размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, определяются с применением этого коэффициента, который учитывается при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Получателями ежемесячного пособия по уходу за ребенком являются матери либо отцы или другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В настоящее время неработающим мама также пособие выплачивается, однако, в минимальном размере.

Неработающая мама может получать названное пособие, только если она зарегистрирована со своим ребенком по одному месту жительства. Для выплаты детских пособий это имеет значение, так как к заявлению неработающей женщины нужно прикладывать справку о регистрации по месту жительства матери и ее ребенка.

Отец и другие родственники в своих правах оформить и получать ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком по закону приравнены к матери ребенка. Однако следует обратить внимание, что если в семье имеется работающий отец, а мать ребенка не работает, то пособие по уходу должна оформлять на себя именно мама. По умолчанию справедливо считается, что за ребенком ухаживает неработающая мать и доказательств того, что ухаживает за ребенком именно она, не требуется. Поэтому работающему родителю не получится оформить на себя пособие по уходу, если его супруг или супруга не работает.

Период получения пособия: со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком (по истечении отпуска по беременности и родам) по день исполнения ребенку возраста 1,5 лет.

Оформлять и получать пособия удобнее всего по месту работы, поскольку организация работодателя обычно имеет в штате бухгалтерского работника, который не только примет заявление, но и посоветует, что нужно дополнительно принести, и проконсультирует и, если нужно, сделает расчет и самостоятельно отдаст документы в орган ФСС РФ. Гораздо больше затрат времени, сил и, самое главное, знаний требует самостоятельное обращение в отделение ФСС или орган соцзащиты.

К слову, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 23 октября 2003 г. N 73 утверждены Нормы времени на работы по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, выполняемые органами социальной защиты населения.

Например прием документов для назначения пособия не может превышать 21 минуты.

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8 000 рублей. С учетом индексации на 01.01.2013 пособие составило 13 087,61 рублей, при этом не нужно забывать про районный коэффициент.

В соответствии с Законом Иркутской области № 130-ОЗ от 17.12.2008 «О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области», ежемесячное пособие на ребенка выплачивается одному из родителей, усыновителей на каждого рожденного, усыновленного, совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося образовательного учреждения общеобразовательного типа — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает утвержденную величину прожиточного минимума в целом по области в расчете на душу населения. За первый квартал 2013 года указанный прожиточный минимум составил 6689 рублей, а ежемесячное пособие в размере 205 рублей.

Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на сто процентов на детей одиноких матерей, на пятьдесят процентов — на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Для назначения ежемесячного пособия на ребенка законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган по месту жительства (месту пребывания) законного представителя с ребенком с заявлением, в котором указывает размер доходов каждого члена семьи за три последних календарных месяца, предшествующих подаче заявления; сведения о неполучении ежемесячного пособия на ребенка другим законным представителем ребенка (с указанием места жительства другого законного представителя ребенка) и основания для назначения ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере — при наличии таких оснований.

Поскольку государственные пособия на детей предоставляются в заявительном порядке, то для определения того, действительно ли заявитель является лицом, имеющим право на получение пособия, необходимы определенные документы.

Законодатель предусматривает для заявителей альтернативу: либо предоставить документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, по собственной инициативе, либо не предоставлять их. В случае если заявитель предоставил только заявление либо только заявление с частью необходимых документов, орган, осуществляющий назначение и выплату государственных пособий, обязан направить запрос в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или (и) подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации. По запросу документы (копии документов, сведения) должны быть предоставлены в письменном или электронном виде.

К документам, предоставляемым вместе с заявлением о назначении и выплате пособия, относятся:

— документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации (это в первую очередь паспорт), в т.ч. военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

— свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния (например, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о браке);

— документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (например, справка о временной регистрации по месту жительства);

— документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина (трудовая книжка);

— справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения (в частности, листок нетрудоспособности, справка из женской консультации с указанием срока беременности);

— решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции (например, решение суда об усыновлении ребенка);

— решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством РФ об опеке и попечительстве.

После приема документов уполномоченный орган должен принять решение о выдаче пособия либо об отказе в его выдаче, о чем уведомить в пятидневный срок после принятия решения.

Статьёй 18 названного Федерального закона установлена обязанность получателей государственных пособий в срок не превышающий трех месяцев извещать об изменении условий, влияющих на их выплату, то есть о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.

Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 81-ФЗ удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.

Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция Российской Федерации предполагает создание всем своим гражданам, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории России, условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством. Исполняя взятую на себя конституционную обязанность, государство гарантирует предоставление государственных пособий семьям с детьми.

Однако, нередки случаи фальсификации сведений родителями или законными представителями с целью получения необоснованно вышеуказанных пособий, злоупотребление родителями и законными представителями своих прав, когда пособия на детей попросту тратятся взрослыми на приобретение алкогольных напитков и на другие цели, никак не связанные с обеспечением достойной жизни для маленьких граждан России. Такие случаи необходимо пресекать, для чего сознательные граждане должны незамедлительно информировать о них правоохранительные органы.

1 Пособие – основа социального обеспечения в российской федерации

История развития пособий в Российской Федерации

Социальное обеспечение в целом подразумевает собой некую «социальную защищенность человека», что в свою очередь отображает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей 1 . Пособие в Российской Федерации является одним из основных видов социального обеспечения граждан. Для того чтобы изучить историю развития пособий, как вида социального обеспечения необходимо для начала раскрыть аспекты истории развития права социального обеспечения.

На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с многочисленными проблемами, которые касаются содержания людей преклонного возраста, инвалидов, детей. В условиях первобытно – общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, так как человек еще с трудом добывал пищу себе, а содержать больных община была не в состоянии. Преимущество было у беременных женщин и малолетних детей, которые пытались сохранить род 2 . В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей главным образом исполнялось членами семьи: заботиться о своих престарелых родителях должны были дети, достигшие определенного возраста, а за малолетними детьми — их родители. В I веке до н.э. веке в Риме начинают зарождаться прообразы отдельных элементов социального обеспечения 3 . Тогда существовали так называемые «коллегии самопомощи» для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежные средства больным, пожилым и лицам, которые получили увечья. Данные «социальные объединения помощи гражданам» или «коллегии самопомощи» были основаны на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.

В Риме в рабовладельческий период происходило достаточное количество войн поэтому в данный период царило порабощение народов, завоевание, грабеж областей и целых государств 1 . Соответственно, было много смертей, жены и дети оставались без кормильцев. В связи с этим возникли первые пособия. Их выдавали увечным и старым воинам, вдовам и сиротам, в связи со смертью воинов. Воинам выдавали в виде земельных наделов. Вдовы и сироты в свою очередь получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым они освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Данным дипломом обладали также старые военные — бывший воин и вся его семья.

Читайте так же:  Расписка об ознакомлении с документом

После рабовладельческого периода последовал следует феодальный период, который характеризовался господством натурального хозяйства. Основой в данный период является семья. Семья несла ряд обязанностей по материальному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В данный период появляется подобие социальных пособий, оно распространялось на тех людей, кто не мог производить работу и не имел какого-либо хозяйства 2 . Эти «пособия» не были закреплены указом. Затем появились другие денежные выплаты, но они имели характер награды. Они выдавались крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, которые имели те или иные заслуги перед монархом. Скорее всего, это были первые прообразы пенсий.

Таким образом, появилась и оказывалась первая социальная помощь гражданам и первые пособия. Надо отметить, что ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.

Любое общество развивалось, в том числе и Российская Федерация, оно и в наше время продолжает стремительно развиваться. Важный элемент любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем людям, которые не могут осуществлять какую-либо трудовую деятельность, а значит, и обеспечить себя, в частности, пожилым людям, инвалидам, детям и другим нуждающимся 1 . В России социальное развитие положило свое начало в конце IX века. Это был период введения христианства на Руси. Ключевое значение в помощи нуждающимся (начиная с этого периода и до начала XX века) играла церковь. Помощь церквей и монастырей была разнообразной. Она определялась материальными и финансовыми возможностями нуждающихся. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих, устройство особых приютов и богаделен для бедных, искалеченных, престарелых, учреждение сиротских домов и приютов. Среди форм помощи, оказываемой частными лицами, в частности князьями были: кормление нищих на княжеском дворе, раздача бедным одежды, денежная раздача милостыни, снабжение питанием заключенных 2 . Все это являлось прообразом первых социальных пособий на Руси.

В эпоху феодальных отношений появляются новые способы социального обеспечения нетрудоспособных людей, а также тех, кто нуждается в какой-либо помощи. Появляется правовой источник «Судебник Ивана IV», который установил Иван IV в 1589 году. В Судебнике указывалось, что бездетная вдова, потерявшая мужа, после его смерти имела право на получение обратного приданого, что в наше время бы называлось пособием. Обратное приданое позже получило свое название. Оно называлось «полетное» и выплачивалось в размере 2 гривны в год 3 .

В 1649 году был введен новый правовой акт по оказанию социальной помощи — «Соборное уложение царя Алексея Михайловича». Данный акт содержит значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В этом правовом источнике закреплялось право на прожиток, то есть, часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы, в полку на государственной службе, а также вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Полвека спустя, в период царствования Елизаветы (1740 – 1750 гг.) получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов.

В условиях капитализма в России социальное обеспечение не было развитым на хорошем уровне. Пожилым, инвалидам, гражданам, получившим увечья, гражданам, потерявшим кормильца, приходилось самим справляться со своим проживанием. Тогда появились кассы рабочей взаимопомощи, средства которых состояли не только из вносов самих рабочих, но и из определенных доплат предпринимателей и направлялись на обеспечение нуждающихся. Такие же кассы были созданы так же в Германии, Франции, Италии и Австрии.

В конце XVIII века в России было увеличено число лиц, нуждающихся в помощи государства. Важным этапом на пути становления системы государственной помощи в России было принятие указа Екатерины II в 1775 году «О создании приказов общественного призрения в губернских правлениях». Они были созданы на губернском уровне, под председательством губернатора, что повышало их статус и расширяло возможности деятельности. Ветераны войны, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей получали помощь от первых теоретических работников и организаций помощи нуждающимся 1 .

С развитием машинного производства во всем мире, в том числе и в России, участились несчастные случаи на производстве, что привело к тому, что численность инвалидов начала стремительно развиваться. В связи с этим в Германии был принят Закон Бисмарка (1871-1884 гг.) «Об ответственности предпринимателей» и «О страховании при несчастных случаях». В соответствии с ними рабочий, получивший увечье на производстве получал пособие на лечение из специальных фондов за счет уплаты предпринимателем взносов, размер которых исчислялся в процентах от заработной платы.

В России был принят свод Законов Российской империи, который содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику. В этом документе, а также в принятом в 1903 году Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих впоследствии несчастных случаев» речь шла о гражданско-правовой ответственности предпринимателя. Все покрытие ущерба от несчастных случаев, то есть выдача пособия или компенсаций оставалась именно за предпринимателями 1 .

С 1918 года государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся, а с 1920-х годов формируется государственная система социального обеспечения граждан.

В 1920-е годы был издан кодификационный акт – «Сводка правил по выдаче пособий и пенсий». Принятые сводки были первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении. В России сложились и функционировали следующие виды пособий: по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В настоящее время система социального обеспечения в России приобрела значительные масштабы и включает в себя множество видов и способов оказания помощи нуждающимся лицам, в том числе и пособия. Дипломная работа посвящена именно этому виду социального обеспечения. В следующем параграфе данной главы нами будет изучена общая характеристика пособий в России.

Общая характеристика пособий в Российской Федерации

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам на определенный срок с целью предоставления им утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых социально значимыми.

На основании п. 2 ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом. 2 Пособия являются одним из видов государственной социальной помощи наравне с субсидиями и другими денежными выплатами, а также натуральной помощью.

Предоставление пособий регламентируется Федеральным законом 19.05.1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и другими источниками. Указанными нормативными актами установлены следующие виды государственных пособий:

единовременные пособия (женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);

пособие по беременности и родам;

ежемесячные пособия (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение утраченного заработка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей. С 2007 г. особой поддержкой пользуются семьи военнослужащих по призыву в период выполнения мужьями своего конституционного долга. В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала при рождении второго, третьего и каждого следующего ребенка.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса получателя: лица, работающие по трудовому договору, индивидуальные предпринимателя, адвокаты и нотариусы при добровольной уплате взносов получают их из средств социального страхования; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие – из бюджетов различных уровней.

В 2008 г. выплата пособий женам военнослужащих по призыву осуществляется органами власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 16 лет (учащихся – до 18 лет), предоставляемое в зависимости от среднедушевого дохода семьи, передано на уровень субъектов РФ. Это пособие рассмотрено в главе, посвященной государственной социальной помощи. Получателями пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые женщины.

Право на указанные пособия имеют граждане РФ, военнослужащие по контракту и по призыву, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории РФ.

Государственные пособия на детей не назначаются:

— гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

— гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

— гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначаются в твердых размерах.

С 01.01.2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется в таком же порядке, как и для пособия по временной нетрудоспособности.

С 01.01.2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае переплаты по вине получателя (предоставление заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Правовое регулирование отношений по социальной поддержке семей находится в совместном ведении, поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, пособием считается денежная выплата, назначаемая гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально зна­чимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источ­ников дохода. Перечень пособий не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости осуществления со­циальной поддержки какой-либо категории граждан. В следующем параграфе данной главы будет изучена классификация пособий в Российской Федерации.