Пособие по проектированию земляного полотна к снип 2.05.02-85

Содержание:

Пособие к СНиП 2.05.02-85 II Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах

В документе рассмотрены основные вопросы изысканий, проектирования и строительства земляного полотна на участках распространения слабых грунтов. Даны методы оценки устойчивости насыпи и прогноза осадки насыпи. Для инженерно-технических работников проектно-изыскательских организаций.

  • Союздорпроект Минтрансстроя
  • СоюздорНИИ
  • НПО Дорстройтехника
  • Стройиздат 1989 г.
  • 21 мая 1986 г. Главтранспроект (Glavtransproject) 30-04/15-14-178
  • Минтрансстрой СССР (USSR Mintransstroy)

Государственный всесоюзный дорожный
научно-исследовательский институт
(СОЮЗДОРНИИ) Минтрансстроя СССР

ПОСОБИЕ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА СЛАБЫХ ГРУНТАХ
( к СНиП 2.05.02-85)

Одобрено Главтранспроектом Минтрансстроя СССР
21.05.86 № 30-04/15-14-178

Москва Стройиздат 1989

Рекомендовано к изданию секцией Ученого совета СОЮЗДОРНИИ Минтрансстроя СССР.

Рассмотрены основные вопросы изысканий, проектирования и строительства земляного полотна на участках распространения слабых грунтов. Даны методы оценки устойчивости насыпи и прогноза осадки насыпи.

Для инженерно-технических работников проектно-изыскательских организаций.

Настоящее Пособие разработано к СНиП 2.05.02-85 . В Пособии рассмотрены вопросы изысканий, проектирования и строительства земляного полотна на участках распространения слабых грунтов. Уточнены стадии изысканий автомобильных дорог. Даны таблицы физико-механических характеристик наиболее часто встречающихся видов слабых грунтов. Изложены методики полевых и лабораторных испытаний слабых грунтов. Рассматриваются наиболее рациональные конструкции насыпей на слабых грунтах и методы их расчета. В приложениях приведены примеры расчетов на основе данных лабораторных испытаний, выполненных в полном и в сокращенном объеме.

Пособие составили доктора техн. наук В. Д. Казарновский (разд. 1 — 6, прил. 6, 15), И. Е. Евгеньев (разд. 5); кандидаты техн. наук А. Г. Полуновский (разд. 5, прил. 10, 13 — 15), Э. К. Кузахметова (разд. 4, прил. 2, 3, 5, 7, 9, 11, 12), инж. М. В. Ледина (прил. 13) (СОЮЗДОРНИИ), В. Н. Яромко (прил. 1, 4, 16) (научно-производственное объединение Дорстройтехника); канд. техн. наук В. Д. Браславский (разд. 2, прил. 8) (Союздорпроект).

Учитывались наряду с разработками СОЮЗДОРНИИ разработки разных лет в данной области Омского и Казахского филиалов СОЮЗДОРНИИ, Калининского политехнического института, Тюменского инженерно-строительного института, Московского автомобильно-дорожного института и других учебных и научно-исследовательских организаций, а также опыт ведущих организаций: проектных (Союздорпроект, Гипротюменнефтегаз, Ленгипротранс) и строительных (Тю мендорстро й, Пермдорстрой, УС Москва — Рига, Севзапдорстрой и др.).

Пособие разработано под общей редакцией канд. техн. наук Э. К. Кузахметовой.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. К слабым грунтам следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) или модуль осадки при нагрузке 0,25 МПа более 50 мм/м (модуль деформации ниже 5 МПа). При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить: торф и заторфованные грунты, илы, сапропели, глинистые грунты с коэффициентом консистенции более 0,5, иольдиевые глины, грунты мокрых солончаков.

1.2. В основу проектного решения на участке залегания слабых грунтов может быть положен один из двух принципов:

удаление слабого грунта и замена его или применение эстакад;

использование слабого грунта в качестве основания насыпи с применением мероприятий, обеспечивающих устойчивость основания и ускорение его осадки, а также прочность дорожной одежды, сооружаемой на таком земляном полотне.

1.3. Принцип и конкретное проектное решение по конструкции насыпи выбираются на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом:

категории автомобильной дороги и типа дорожной одежды;

требуемой высоты насыпи и качества имеющегося для ее отсыпки грунта;

протяженности участка со слабыми грунтами;

вида и особе нностей свойств слабых грунтов, залегающих на участке, и особенностей строения слабой толщи (мощность, наличие переслаивания, уклона кровли подстилающих пород и т.д.);

условий производства работ, в том числе сроков завершения строительства, климата района, времени года, в которое будут выполняться земляные работы, дальности возки грунта, возможности строительной организации (обеспеченность транспортом, наличие специального оборудования и т.п.).

1.4. Использование слабого грунта во многих случаях существенно снижает стоимость и трудоемкость работ, повышает темпы строительства, поэтому отказ от его использования должен быть обоснован технико-экономическим анализом с учетом конкретных условий. Такой анализ осуществляется на основе прогнозов устойчивости, конечной величины и длительности осадки слабой толщи при возведении на ней насыпи.

1.5. Земляное полотно на участках слабых грунтов проектируют в виде насыпей. Требования к грунтам верхней части насыпи, а также необходимое возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем поверхностных и грунтовых вод определены СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» применительно к соответствующему типу местности (слабые грунты обычно залегают в пределах III типа местности) по характеру и условиям увлажнения.

Примечан ие . При назначении высоты насыпи, сооружаемой на торфяном основании, кроме обычных требований, связанных с водно-тепловым режимом и снегозаносимостью, необходимо учитывать требования п. 1.9 настоящего Пособия.

Нижнюю часть насыпи следует устраивать из дренирующих грунтов с толщиной слоя на 0,5 м больше суммарной величины расчетной осадки основания и мощности удаляемого слоя (если применяется частичное или полное удаление).

Глинистые грунты допускается использовать в нижней части насыпей только при специальном технико-экономическом обосновании.

1.6. К земляному полотну, сооружаемому с использованием слабых грунтов в основании насыпи, кроме общих требований, изложенных в действующих нормативных документах, предъявляются дополнительные требования:

должна быть исключена возможность выдавливания оставляемого слабого грунта из-под насыпи в процессе ее возведения и эксплуатации (обеспечена устойчивость основания);

интенсивная часть осадки должна завершиться до сооружения покрытия (обеспечена стабильность, см. п. 1.8);

упругие колебания земляного полотна, возникающие при наличии торфяных грунтов в основани и насыпи, не должны превышать вел ичину, допускаемую для принятого типа покрытия (см. п. 1.9).

1.7. На насыпях, в основании которых оставлены слабые грунты, капитальные покрытия можно устраивать после завершения не менее 90 % расчетной осадки или при условии, что средняя интенсивность осадки за месяц, предшествующий устройству покрытия, не превышает 1,5 — 2 см/г. Для устройства облегченных покрытий требуется достижение не менее 80 % конечной осадки или интенсивности осадки не более 3 — 5 см/г.

1.8. Для исключения недопустимых упругих колебаний толщина насыпей, сооружаемых на торфяных основаниях, должна быть не менее указанной в табл. 1 . Для насыпей на торфяном основании, толщина которых по статическому расчету менее значений, приведенных в табл. 1 . необходимо провести динамический расчет с целью проверки допустимости ускорений колебаний земляного полотна по условиям вибрационной прочности покрытия. Методика динамического расчета насыпей на торфяных грунтах изложена в прил. 1 .

Т аблица 1. М инимальная толщина насыпного слоя, м

Тип дорожной одежды

Примечания : 1. Для промежуточных значений начальной мощности сжимаемого слоя требуемая толщина устанавливается линейной интерполяцией. 2. Толщина насыпи в данном случае определяется разностью отметок поверхности проезжей части и просевшей подошвы насыпи по оси земляного полотна. При наличии погребенного слоя торфа (слоя, перекрытого сверху слоем песчаного или глинистого грунта) толщина перекрывающего слоя включается в толщину насыпи. Допускается для конструктивных слоев, обладающих прочностью на растяжение, учитывать эквивалентную толщину.

Когда невозможно или нецелесообразно обеспечить требуемую толщину насыпи, можно устроить насыпь меньшей толщины. При этом необходимо выполнить проверочный расчет дорожной одежды на динамическую устойчивость и при необходимости изменить (усилить) в соответствии с его результатами конструкцию дорожной одежды.

1.9. При расчете дорожной одежды по ВСН 46-83 величину расчетного эквивалентного модуля упругости на поверхности земляного полотна, сооруженного на слабом грунте, следует определять по формуле

,

где Е сл — модул ь упругости слабого грунта в его расчетном состоянии под насыпью; h н — толщина насыпи; Нсл — мощность слабой толщи; D — расчетный диаметр отпечатка колеса; Е н — модуль упругости грунта насыпи.

Читайте так же:  Стоимость страховки осаго в мурманске

1.10. Земляное полотно на участках залегания слабых грунтов следует проектировать не менее чем в две стадии, которые могут быть назначены после технико-экономического обоснования проекта дороги.

На первой стадии выделяют участки, для которых дальнейшая проработка варианта с использованием слабого грунта в основании нецелесообразна, и участки, где этот вариант может быть целесообразным.

Применительно к первым участкам принимается окончательное решение (за исключением особо сложных случаев, где удаление слабых грунтов связано с применением специальных методов).

Для участков, где использование слабых грунтов представляется целесообразным, принимают предварительное решение, которое затем подлежит уточнению на следующей стадии проектирования. Все уточнения на последующей стадии не должны увеличивать смету строительства. В особо сложных случаях, когда требуются специальные обследования и опытные работы, следует проектировать в три стадии.

1.11. Конструкция земляного полотна на участках слабых грунтов назначается на основе технико-экономических расчетов и сравнения вариантов.

Для обоснования выбора конструкции земляного полотна проект должен содержать:

материалы подробного инженерно-геологического обследования грунтовой толщи на участках залегания слабых грунтов, включая данные по мощности и расположению их в плане, по глубине отдельных слоев и расчетным значениям физико-механических характеристик грунтов этих слоев, положению уровня грунтовых вод и т.п.;

исходные данные по проектируемой насыпи (высота и другие геометрические параметры, а также свойства грунтов, укладываемых в насыпь) и расчетные условия движения;

результаты инженерных расчетов, обосновывающие принятую конструкцию;

указания по порядку сооружения запроектированной конструкции.

1.12. Объем, состав и методы получения данных, необходимых для обоснования конструкции земляного полотна, так же как и методы расчетов, зависят от стадии проектирования. Рекомендации по инженерно-геологическому обследованию участков, на которых залегают слабые грунты, а также по расчету и конструированию земляного полотна на этих участках изложены в разделах 2 — 4 настоящего Пособия.

Земляное полотно на участке залегания слабых грунтов в общем случае проектируют в следующем порядке:

на основе р езультатов инженерно-геологических обследований намечают расчетные участки и устанавливают расчетные параметры слабой толщи и характеристик слагающих ее грунтов;

устанавливают минимально допустимую высоту насыпи на данном участке, руководствуясь условиями водно-теплового режима, снегозаносимости и исключения упругих колебаний (см. п. 1.9);

с учетом ми нимально допустимой высоты наносят красную линию, устанавливают расчетную высоту насыпи и намечают расчетные поперечники;

определяют расчетом величину осадки;

проверяют устойчивость основания;

прогнозируют длительность завершения осадки;

намечают варианты конструктивно-технологических решений, обеспечивающих в случае необходимости повышение устойчивости, ускорение осадки или снижение ее величины;

выполняют расчеты по этим вариантам и выбирают оптимальный;

дают рекомендации по наиболее рациональной технологии, механизации и организации работ;

выполняют наблюдения в процессе строительства и вносят коррективы в расчеты по фактическим данным (в случае необходимости) с целью уточнения объемов земляных работ, режима возведения насыпи, сроков устройства дорожной одежды и т.д.

1.13. В целях оптимизации проектных решений и процесса инженерно-геологических изысканий последние необходимо вести в тесной увязке с проектированием как единый комплексный процесс.

2. ОСОБЕННОСТИ ИЗЫСКАНИЙ ДОРОГ НА УЧАСТКАХ ЗАЛЕГАНИЯ СЛАБЫХ ГРУНТОВ

Общий порядок проведения инженерно-геологических обследований на участках слабых грунтов

2.1. Целью инженерно-геологического обследования является получение данных, необходимых для обоснования положения трассы и назначения конструкции и технологии сооружения земляного полотна.

2.2. При инженерно-геологическом обследовании необходимо:

установить границы участка со слабыми грунтами в пределах зоны возможного расположения трассы;

выявить строение слабой толщи (ее стратиграфические особенности), в том числе наличие включений (валуны, пни и т.п.), а также характер подстилающих пород и рельеф их кровли;

установить ф изико-механические характеристики грунтов, слагающих слабую толщу, необходимые для определения их строительного типа, типа основания по устойчивости и расчета конструкции насыпи;

выявить особенности гидрогеологического режима толщи.

2.3. Для получения требуемых данных выполняются:

топографическая съемка участка;

проходка зо ндировочных и опорных скважин с отбором проб грунтов нарушенного и ненарушенного сложения и испытания грунтов в условиях их природного залегания (без отбора монолитов);

лабораторные испытания проб грунтов нарушенного сложения с определением основных показателей состава и состояния грунтов и испытания монолитов для определения характеристик механических свойств грунтов (параметров, характеризующих сопротивляемость сдвигу, сжимаемость и скорость уплотнения грунта и показателей плотности);

камеральная обработка материалов обследования, включающая составление отчетной документации.

2.4. Отчетная документация оформляется в виде паспорта, включающего:

план участка с изолиниями мощности слабой толщи (рис. 1);

Рис. 1. План болота. Масштаб 1:2000 (Линии мощности торфа проведены через 0,5 м.)

о — Скважина — 2/83,95 (4,15) — опорная скважина, ее номер, отметка устья, мощность (в скобках, м); · 83,80 (5,0) — зондированная скважина, отметка устья и мощность торфа (в скобках, м)

геологические разрезы по оси вариантов трассы и по характерным поперечникам с нанесенными на них результатами определения основных показателей состава и состояния грунтов и механических испытаний грунтов в условиях природного залегания полевыми приборами (рис. 2);

результаты лабораторных испытаний грунтов слабой толщи;

Пояснительная записка должна содержать: подробное описание участка, включая его происхождение; источники питания грунтовых вод; состав и состояние грунтов слабой толщи; данные о растительно-корневом покрове, пнистости, наличии поверхностного водоотвода; данные о постоянных водотоках и о проходе весенних вод; данные о характере пород, слагающих дно толщи и о рельефе последнего. В пояснительной записке дают оценку строительных свойств слабых грунтов; выделяют расчетные (однотипные) участки, расчетные слои (т.е. слои единообразные по инженерно-геологическим свойствам) и дают расчетные значения механических характеристик грунтов для этих слоев.

На основе количественной оценки механических свойств грунтов слабой толщи должна быть проведена предварительная оценка слабой толщи как основания насыпи.

Пояснитель ная записка должна содержать также сведения о поведении и состоянии существующих дорог, расположенных в пределах данного участка, состоянии земляного полотна, конфигурации основания насыпи по данным бурения, качественной оценке грунтов тела насыпи, сведения о резервах грунта, намечаемых для использования при возведении насыпи на участке залегания слабых грунтов с указанием характеристик этих грунтов.

2.5. В результате обобщения всех данных обследования должно быть сделано заключение о при нцип иальной возможности или невозможности (нецелесообразности) использования слабой толщи в качестве основания и указаны конструкции, которые могут рассматриваться в качестве конкурирующих вариантов при дальнейшей разработке проекта.

2.6. Состав и объем работ, выполняемых при обследовании, методика их выполнения, применяемые способы определения свойств грунтов и аппаратура зависят от стадии проектирования и этапа изысканий.

2.7. Инженерно-геологическое обследование следует выполнять поэтапно. Этапы обследования различаются методикой определений и составом работ. При этом каждый последующий этап как по методике определений, так и по применяемому оборудованию и составу определений более сложен и трудоемок, чем предыдущий.

В общем случае целесообразно выделять три этапа обследования: на первом (рекогносцировочном) лабораторных определений не выполняют; на втором лабораторные исследования ограничиваются определением показателей состава и состояния грунтов в полевой (нестационарной) лаборатории; на третьем выполняют испытания в стационарной лаборатории для определения показателей механических свойств грунтов.

2.8. В зависимости от конкретных условий проектирования указанные этапы могут быть распределены по стадиям проектирования. При двухстадийном проектировании (проект и рабочая документация) целесообразно первые два этапа обследований проводить на первой стадии, а третий этап — на второй стадии проектирования.

Пособие по проектированию земляного полотна к снип 2.05.02-85

Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах (к СНиП 2.05.02-85)

М.: Стройиздат, 1989 год

© АО «Кодекс», 2019

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Положение по обработке и защите персональных данных

Версия сайта: 2.2.12

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Проектирование земляного полотна автомобильных дорог

ПРАЕКТАВАННЕ ЗЕМЛЯНОГА ПАЛАТНА АЎТАМАБIЛЬНЫХ ДАРОГ

DESIGN OF ROAD SUB-GRADE

Дата введения 2002-07-01

1 Область применения

Настоящее Пособие распространяется на проектирование земляного полотна при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования и подъездных дорог к промышленным предприятиям.

2 Нормативные ссылки

В настоящем Пособии к строительным нормам и правилам использованы ссылки на следующие нормативно-технические документы:

СНБ 1.02.01-96 Инженерные изыскания для строительства

СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги

Читайте так же:  Исковое заявление о признании выморочным имущество

Пособие 3.03.01-96 к СНиП 2.05.02-85 Проектирование дорожных одежд нежесткого типа

СНиП 2.06.04-82 Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)

СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги

Пособие ПМП-91 к СНиП 2.05.03-84 Изыскание и проектирование железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки

СТБ 943-93 Грунты. Классификация

СТБ 1030-96 Материал нетканый синтетический с семенами многолетних трав. Технические условия

СТБ 1104-98 Полотно иглопробивное геотекстильное для транспортного строительства. Технические условия

ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 10296-79 Изол. Технические условия

ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия

ГОСТ 10650-72 Торф. Метод определения степени разложения

ГОСТ 11306-83 Торф и продукты его переработки. Методы определения зольности

ГОСТ 12071-84 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов

ГОСТ 22733-77 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ 23558-94 Смеси щебёночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 25607-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия.

Применяемые в настоящем Пособии к СНиП 2.05.02 термины и определения приведены в приложении А, основные буквенные обозначения — в приложении Б.

3 Элементы земляного полотна. Общие требования, предъявляемые к земляному полотну автомобильных дорог

3.1 Земляное полотно проектируют в виде насыпей и выемок. Оно включает следующие элементы (рисунок 3.1):

— верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой 1 — активная зона насыпи или выемки), которая расположена в пределах 1,5 м от поверхности покрытия;

— нижнюю часть насыпи (ядро насыпи 4) — часть полотна, располагающаяся ниже рабочего слоя;

— откосные части 2 насыпи или выемки;

— основание насыпи 3 (массив грунта, на поверхности которого возводится насыпь);

— основание выемки 3´ (массив грунта ниже границы рабочего слоя).

До — дорожная одежда; Об — обочина

1 — верхняя часть земляного полотна (рабочий слой); 2 — откосные части;

3 — основание насыпи; 3 — основание выемки; 4 — ядро насыпи;

Рисунок 3.1 — Элементы земляного полотна:

В состав земляного полотна входят также система поверхностного водоотвода (лотки, кюветы, канавы) и различного типа специальные удерживающие и поддерживающие конструкции, предназначенные для обеспечения устойчивости самого земляного полотна или склонов, на которых оно располагается.

3.2 При назначении конструкции земляного полотна учитывают категорию дороги, тип дорожной одежды, высоту насыпи и глубину выемки, свойства грунтов, используемых в земляном полотне, условия производства работ по возведению земляного полотна, природные условия района строительства и особенности инженерно-геологических условий участка строительства, опыт эксплуатации дорог в данном районе, исходя из обеспечения требуемых прочности, устойчивости и стабильности как самого земляного полотна, так и дорожной одежды, при наименьших затратах на стадиях строительства и эксплуатации, а также при максимальном сохранении ценных земель и наименьшем ущербе окружающей природной среде.

3.3 Высота насыпей и глубина выемок определяется в результате проектирования продольного профиля. Наиболее рациональное решение при сложном рельефе получают при проектировании продольного профиля совместно с земляным полотном.

3.4 Геометрическая форма земляного полотна и его конструкция должны способствовать снегонезаносимости, безопасности движения, а также отвечать эстетическим требованиям.

3.5 Геометрические размеры основных элементов земляного полотна приведены на рисунке 3.2 и в таблице 3.1. При ремонте дорог на участках усиления покрытия геометрические размеры существующего земляного полотна могут быть сохранены.

3.6 Поперечный уклон земляного полотна принимают в соответствии с требованиями норм проектирования автомобильных дорог.

Таблица 3.1 — Геометрические размеры основных элементов земляного полотна

Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85).

по проектированиюземляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорогпромышленных предприятий

от 3 июня 1987 г. №125

Москва Стройиздат 1988

Рекомендовано к изданиюрешением Научно-технического совета Промтрансниипроекта ГосстрояСССР.

Пособие по проектированиюземляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорогпромышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85)/Промтрансниипроект. -М.: Стройиздат, 1988, 176 с.

Содержит материалы,разъясняющие и конкретизирующие нормы и правила проектированияземляного полотна железнодорожных путей колеи 1520 (1524 и 1535) мм иавтомобильных дорог промышленных предприятий.

Для инженерно-техническихработников проектных и других организаций, занимающихсяпроектированием и строительством сооружений промышленного,железнодорожного и автомобильного транспорта.

РазработаноПромтрансниипроектом Госстроя СССР (канд. геол.-минерал. наук Ф.С.Канаев — руководитель темы, инженеры С.Д. Чубаров, В.И. Поляков, Н.И.Провоторов, А.С. Гузунов, К.В. Виноградов, Н.Н. Титова); ХарьковскимПромтранспроектом (инженеры А.Г. Мирошников, Е.М. Ханин); институтомГипроруд Минчермета СССР (инж. Г.С. Адлес); ПИ-2 Госстроя СССР (инж.В.Я. Волох); Калининским политехническим институтом (кандидаты техн.наук А.С. Ковалев, Б.А. Федоров).

Настоящее Пособие составленок СНиП 2.05.07-85.

При его разработкеиспользованы результаты научно-исследовательских работ в СССР и зарубежом в области проектирования и строительства устойчивогоземляного дорожного полотна с применением передовой технологии, новыхматериалов и средств механизации. При этом разработаны новыеконструкции земляного полотна на вечномерзлых, слабых (ил, сапропель,торф и заторфованные грунты, переувлажненные глинистые), просадочных,набухающих, а также на крутых косогорах, оползневых и закарстованныхтерриториях, требующих индивидуальных проработок.

Текст СНиП 2.05.07-85 отмеченв Пособии соответствующим номером пункта в скобках.

В Пособии помещены материалыпо новым прогрессивным методам проектирования с применением ЭВМ.Разработаны программы для автоматизированных расчетов устойчивостиоткосов, оснований насыпей на болотах, расчетов водопритоков кканавам, кюветам.

1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Требованияк инженерным изысканиям и проектированию земляного полотна

1.1. В Пособии рассмотрены иданы рекомендации особенность проектирования земляного полотна,возводимого в сложных инженерно-геологических, гидрологических иклиматических условиях.

1.2. В Пособии разработанырекомендации по проектированию поверхностного водоотвода приотсутствии ливневой канализации с устройством закрытых лотков илидренажных устройств.

1.3. При проектированииземляного полотна в районах распространения вечномерзлых грунтовучтены требования СНиП 2.05.02-85, ВСН 200-85, ВСН 203-85, ВСН204-85.

1.4. При разработкеконструкций земляного полотна учтены санитарные и противопожарныенормы и нормы по рациональному водо- и землепользованию, охранеокружающей среды. Природоохранные мероприятия должны состоять изкомплекса конструктивных, технологических и организационных.

1.5. При разработкеиндивидуальных и типовых проектов конструкций земляного полотнаследует обеспечить его устойчивость при эксплуатации.

1.6. Конструкции земляногополотна железных и автомобильных дорог должны назначаться с учетомклиматических условий, глубины сезонного промерзания, среднегодовыхтемператур и условий снегозаносимости, особенно для I и IIдорожно-климатических зон.

1.7. Инженерные изыскания дляпроектирования земляного полотна должны выполняться в соответствии стребованиями действующих норм СНиП 1.02.05-87, РСН 31-83 для районовраспространения вечномерзлых грунтов и ГОСТ 25100-82 «Грунты».

1.8. Не допускаетсяпроведение инженерно-геологических изысканий по трассам дорог научастках сложных инженерно-геологических, гидрогеологических иклиматических условий и в районах распространения вечномерзлыхгрунтов в один этап. В последнем случае рекомендуются трехстадийныеизыскания.

1.9. При изученииинженерно-геологических и мерзлотно-геологических условий, а такжефизико-геологических процессов и явлений необходимо обеспечитьпроектировщиков показателями и характеристиками грунтов основанийземляного полотна.

1.10. По данныминженерно-геологических изысканий должны быть разработаны комплексныемероприятия по прогнозированию водно-теплового режима грунтовоснования и тела насыпи с целью предупреждения недопустимыхдеформаций и нарушения устойчивости дорожного полотна.

1.11. Инженерные изысканиявыполняются специализированной изыскательской организацией илиподразделением по программе, составляемой с учетом требований,выдаваемых заказчиком.

1.12. В проекте земляногополотна (насыпей) грунты должны быть уплотнены до оптимальныхзначений коэффициента уплотнения согласно требованиям СНиП 2.05.02-85и ГОСТ 22733-77.

1.13. При проектированииземляного полотна в районах распространения засоленных грунтов оценкастепени их засоления определяется согласно указаниям СНиП 2.05.02-85,приведенным в прил. 1 настоящего Пособия.

1.14. При конструированииземляного полотна следует руководствоваться схемами районированиятерритории СССР на дорожно-климатические зоны и зоны распространениявечной мерзлоты (прил. 17-18).

1.15. Приинженерно-геологических изысканиях для проектирования земляногополотна автомобильных дорог на территориях промышленных предприятийособое внимание следует обращать на наличие возможных источниковувлажнения земляного полотна сточными водами, и при необходимостиразрабатывать мероприятия, обеспечивающие его защиту отпереувлажнения. К таким мероприятиям относятся: понижение уровнягрунтовых вод дренажными устройствами, устройство морозозащитныхслоев из пенопласта, геотекстилей, изолирующих водонепроницаемыхпрослоек, замена пучинистого грунта на дренирующий слой, организациястока производственных и поверхностных вод.

Грунты,применяющиеся в дорожном строительстве

1.16. Грунты для сооруженияземляного полотна по своим физико-механическим характеристикам должныобеспечивать устойчивость основной площадки насыпей и выемок и ихоткосов и исключать возможность образования деформаций приоттаивании, промерзании и пучении.

При невозможности обеспечениятребуемой плотности грунтов основной площадки земляного полотна онидолжны быть армированы геотекстилем или закреплены эффективнымиспособами и материалами на глубину до 1 м от проектной бровки.

1.17. При отсутствиидостаточных запасов грунтов, разрешенных к отсыпке в земляное полотнодействующими нормативными документами, допускается использоватьдругие грунты.

1.18. Условия использованиягрунтов для устройства земляного полотна, ограничения их применения взависимости от грунтов приведены в табл. 1.

Ограничения для применения

Условия использования грунтов

Скальные, крупнообломочные, дренирующие песчаные, а также супеси легкие крупные

Без ограничения при условии обеспечения устойчивости земляного полотна

Во всех случаях

Недренирующие мелкие и пылеватые пески и супеси легкие

Читайте так же:  Компенсация жкх пермь

При отсыпке в воду

При всех условиях, в том числе на болотах I и II типов, за исключением отсыпки грунтов в воду, при пересечении водотоков и водоемов, а также болот III типа

Глинистые грунты, кроме избыточно засоленных

В случаях увлажненных грунтов основания и тела насыпи

Во всех случаях при влажности, не превышающей установленные нормы: на сухом основании — для насыпей высотой до 12 м; на сыром и мокром основании — для насыпей не менее установленных высот

1.19. Грунты, а также шлаки изолошлаковые смеси допускаются к использованию в качестве материаладля насыпей с ограничением. К таким грунтам относятся скальные излегковыветривающихся размягчаемых пород, мелкие недренирующие ипылеватые пески, глинистые грунты, лессы, барханные пески,засоленные, набухающие, вечномерзлые, сланцевые глины, мел, опоки идр. Целесообразность применения этих грунтов устанавливается взависимости от природных условий, технико-экономических обоснованийконструкции и способов защиты земляного полотна от вредных природныхфакторов.

Глины мергелистые, сланцевые,жирные, меловые, тальковые и трепельные разрешается применять толькодля сооружения верхней части пойменных и подтопляемых насыпей.

1.20. Не допускаются длясооружения насыпей следующие грунты:

глинистые с влажностью,превышающей допустимую;

торф, ил, мелкий песок иглинистые грунты с примесью ила и органических веществ;

верхний почвенный слой,содержащий в большом количестве корни растений, — для насыпей высотойдо 1 м;

тальковые, грунты и трепелы -для насыпей на мокром основании;

грунта, содержащие гипс вколичествах, превышающих пределы, установленные для II — IVдорожно-климатических зон, — для насыпей на участках со следующимиоснованиями: с сухими и сырыми — 40%, мокрыми — 30% по массе;

для нижней части пойменных иподтопляемых насыпей железных дорог — во всех дорожно-климатическихзонах.

1.21. Для насыпей, возводимыхсредствами гидромеханизации, следует применять дренирующие грунты.

Использование мелких,пылеватых песков и супесей разрешается при условии, что в телевозводимой насыпи частицы размером менее 0,1 мм не будут превышать15%.

При отсыпке грунта в водуследует применять скальные или крупнообломочные грунты, песок крупныйили средней крупности.

1.22. Для сооружения насыпейв условиях вечной мерзлоты должны максимально использоваться скальныеили песчаные грунты из сосредоточенных резервов (карьеров),закладываемых на водоразделах или поймах и на террасах рек.

1.23. Требования квечномерзлым грунтам для сооружения земляного полотна приведены вприл. 5.

1.24. По температуревечномерзлые грунты, используемые для сооружения земляного полотна,разделяются на низкотемпературные от минус 1,5 2 1 Си ниже, высокотемпературные выше минус 1,5 — 2 1 С.

1.25. Грунты в теле насыпидолжны быть уплотнены до требуемой плотности по ГОСТ 22733-77. Объемгрунта, необходимого для возведения насыпи, определяется с учетомкоэффициента уплотнения. Для верхней части железнодорожной насыпитолщиной 0,5 — 1 м не допускается применять грунты, абсолютноезначение коэффициента уплотнения которых менее 1,05 г/см 3 .

Природоохранныемероприятия при проектировании и сооружении земляного полотна ирекультивации земель

1.26. В проектах земляногополотна железных и автомобильных дорог промышленных предприятийдолжны разрабатываться природоохранные мероприятия и работы порекультивации земель согласно указаниям СНиП 1.02.01-85*,Рекомендаций по охране окружающей среды в районной планировке.Методических указаний по рекультивации земель, нарушаемых притранспортном строительстве, и других документов.

Природоохранные мероприятиясостоят из организационных, конструктивных и технологических.

1.27. Организационныемероприятия включают:

сбор и анализ материалов оприродных условиях района проектируемой дороги, уровнях загрязненияатмосферного воздуха;

определение концентрацийсодержания пыли при производстве земляных работ в действующихкарьерах, резервах, при взрывах, погрузочно-разгрузочных работах;

изучение водных преград,пересекаемых трассой дороги, степени их загрязнения;

наличие сточных вод околопроектируемых мостов, эстакад, труб, дренажей;

выявление источниковпроизводственного шума, превышающего допустимые нормативные уровни;

разработку мероприятий поблагоустройству и озеленению территории вблизи дорожных сооружений;

разработку мероприятий порекультивации нарушенных или малопроизводительных земельных участков;

способы утилизациирастительного покрова, свозимого в бунты в связи с возведениемземляного полотна.

В проекте возведенияземляного полотна приводятся объемы, сметная стоимость и оценкаэффективности работ по охране природной окружающей среды в районепроектируемой дороги.

1.28. К конструктивныммероприятиям относятся:

устройство утепленныхдренажей, трубофильтров и канав;

сохранениепочвенно-растительного покрова под основанием насыпи и за еепределами;

укрепление откосов насыпей ивыемок засевом их семенами дикорастущих трав;

запрещение подрезкинеустойчивых косогоров, вызывающую оползни, сплывы, солифлюкционныепроцессы и термокарстовые образования;

недопущение образованияподпора поверхностной воды, верховодки и надмерзлотных вод, особеннона участках близкого залегания льдонасыщенных грунтов и подземныхвод.

1.29. Технологическиемероприятия предусмотрены нормами и правилами возведения земляногополотна СНиП 2.05.02-85, ВСН 200-85, ВСН 204-86 и других нормативныхдокументов.

1.30. При рекультивацииземель предпочтение следует отдавать биологическим (геоботаническим)методам, заключающимся в создании растительного покрова путем засеваоткосов земляного полотна семенами дикорастущих трав и посадкикустарников с внесением в почву минеральных и органических удобрений.

При биологическойрекультивации необходимо предусматривать создание достаточной тепло-и влагообеспеченности плодородного слоя в наиболее благоприятныйвегетационный период (июль-август). Для этого следует рекомендоватьсоздание искусственных почвенно-грунтовых профилей, обеспечивающихкапиллярное «поднятие» влаги и подбор грунтовых вод. Вкачестве оптимальных рекомендуются профили на глубину 0,2 — 0,6 м изсмеси глинистого и песчаного грунта в соотношениях 1:3 — 1:5.

1.31. При вариантномпроектировании дорог следует предпочитать варианты, при которых входе их строительства и эксплуатации будут оказывать минимальноеотрицательное воздействие на окружающую среду.

В качестве конструктивныхмероприятий по снижению загрязнения атмосферы отработанными газамиавтомобилей необходимо удалять дорогу от жилой застройки, пересеченияустраивать на разных уровнях, высаживать полосы зеленых насаждений.

В цепях уменьшениязагрязнения воздушного бассейна дорожной пылью проектируют непылящиедорожные покрытия (асфальтобетон, каменные материалы, шпаки и грунты,обработанные вяжущими веществами, и т.д.). Рекомендуетсяпредусматривать твердые покрытия на участках пересечения грунтовыхдорог, очистку дорожных покрытий, обработку обеспыливающимиматериалами и полив дорог.

1.32. В цепях предотвращениязагрязнения открытых водоемов солями, горюче смазочными веществами,истертой резиной следует проектировать дороги с твердыми типамипокрытий и предусматривать организованный сток воды с поверхностипроезжей части с последующей очисткой или отводом в места,исключающие загрязнение источников водоснабжения.

Во всех случаях не следуетразмещать вблизи водоемов эстакады для мойки автомобилей,автозаправочные станции. Необходимо предусматривать озеленениетерриторий автозаправочных станций и станций техническогообслуживания, а также соответствующую очистку сточных вод(поверхностных и технологических) перед сбросом их в водоемы.

При проектированииискусственных сооружений необходимо стремиться к максимальномусохранению естественного режима водотоков, предусматривать мерыпротив размыва берегов и оврагообразования.

1.33. При проектированиинасыпей через болота необходимо предусматривать мероприятия,исключающие заболачивание в верховой части болота, поэтому нижнюючасть насыпи сооружают из дренирующих грунтов, вдоль насыпиустраивают продольные канавы. Если возведение земляного полотна можетиздать опасность подтопления поверхностными водами и заболачиванияприлегающих к дороге земель, то в проекте следует предусматриватьводоотводные сооружения.

1.34. В целях максимальногосохранения природного ландшафта следует применять пространственноетрассирование дорог в соответствии с «Указаниями поархитектурно-ландшафтному проектированию автомобильных дорог»,ВСН 18-74. Следует избегать устройства глубоких выемок и высокихнасыпей, а через глубокие долины проектировать виадуки.

1.35. Строительство дорогрекомендуется вести на непригодных для сельского хозяйства илималоценных земельных угодьях, а на используемых землях дороги следуетпрокладывать по границам полей или хозяйств. При проложении дорог поиспользуемым землям конструкцию земляного полотна проектируют безрезервов и кавальеров. При проложении дорог по лесным массивам ихустраивают по просекам, противопожарным разрывам, границампредприятий и лесничества.

1.36. В проекте следуетпредусматривать снятие с полосы, занимаемой земляным полотном,плодородного слоя грунта и сохранение его для последующегоиспользования при рекультивации нарушенных земель и для улучшениямалопродуктивных земель. При толщине плодородного слоя менее 0,2 м, атакже на участках с выходом на поверхность скальных обнажений,валунов, крупных камней (св. 0,5 м), занимающих более 30 % площади,он не снимается.

Участки, временно отводимыепод притрассовые карьеры и резервы, для временных сооружений, послеокончания строительства должны быть рекультивированы и возвращеныземлепользователям.

Для разработки проектарекультивации могут привлекаться организации Госагропрома СССР,Гослесхоза СССР и Минрыбхоза СССР.

1.37. В проекте дорогинеобходимо предусматривать сохранение путей миграции диких животных,устраивать в пределах полосы отвода решетчатые ограждения испециальные переходы через автомобильные дороги. На пчеловодческихбазах автомобильные дороги устраивают с цементобетонными покрытиями иограничивают скорость движения автотранспорта 30 км/ч.

1.38. При строительствемежплощадочных и лесовозных автомобильных дорог вблизи жилойзастройки следует предусматривать организованные пешеходные переходыс разметкой проезжей части, установкой дорожных знаков и светофоровили переходы на разных уровнях, а также предусматривать устройствотротуаров, отделяемых от проезжей части зеленой зоной, а внеобходимых случаях решетчатых или барьерных ограждений.

1.39. Для снижения шума ивибрации, создаваемых автотранспортом, следует предусматриватьстроительство шумозащитных земляных валов, виброгасящих траншей,цементобетонных покрытий с тщательной заделкой температурных швов,шумопоглощающих и шумоотражающих экранов, а также озеленениепридорожной полосы.

1.40. Для сооруженияземляного полотна можно использовать отходы горнодобывающей и другихотраслей промышленности при условии проверки их на агрессивность итоксичность.

2.ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО ВНУТРЕННИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ

Типыестественных оснований

2.1. Земляное полотно следуетпроектировать с учетом типа увлажнения основания насыпи или основнойплощадки в нулевых местах, выемках и путях с заглубленной илиполузаглубленной балластной призмой (табл. 2).