Полномочия участковых пунктов полиции

Содержание:

Полномочия участкового

Главная задача участкового уполномоченного полиции (УУП) — защищать права граждан, которые живут или пострадали на закрепленном за ним административном участке.

Все права и обязанности УУП изложены в Приказе МВД России № 1166 от 31.12.2012 . Основные полномочия участкового: .

  • проверять документы, если есть подозрения, что совершено преступление;
  • воспользоваться чужим автомобилем, чтобы
    1. преследовать нарушителя;
    2. доставить пострадавшего в медучреждение;
    3. добраться до места происшествия;
    4. забирать поддельные документы, запрещенные предметы и вещества.

Этот сотрудник имеет право входить в квартиру без разрешения жильца в исключительных случаях, когда готовится или уже совершен преступление, а также в квартире находятся пострадавшие, которым нужна немедленная помощь. Если он нарушает свои полномочия (злоупотребляет правами или не исполняет свои обязанности), вы можете сообщить об этом в жалобе руководителю подразделения, в котором он служит, или в прокуратуру.

Юристы портала Правовед.ru разъяснят вам полномочия УУП в конкретном случае, помогут составить жалобу на его действия или бездействие. Обращайтесь!

Консультации юристов по законодательству России

Выбор категории

Как действовать, если участковый превышает должностные полномочия?

Ситуация такая:на меня написала заявление женщина, у которой я ранее одолжала деньги. Деньги были мной возвращены, а вот расписку я не забрала,поверила, что она ее уничтожила. Спустя несколько месяцев она решила ею воспользоваться и снова получить . Показать полностью

Законны ли действия участкового инспектора?

Работодатель незаконно меня уволил, что бы подтвердить незаконность увольнения я начал собирать доказательства и искать людей готовых свидетельствовать за меня в суде. Что бы пресечь мои законные действия работодатель написал заявление в полицию о . Показать полностью

Есть вопрос к юристу?

Могу ли я не пускать сотрудника полиции на территорию хостела?

Здравствуйте. Проконсультируйте, пожалуйста, по следующему вопросу: арендую помещение для хостела. Почти каждый день без предварительного звонка к нам приходит участковый, проверяет документы мои и гостей, обосновывая это тем, что имеет право . Показать полностью

Кто может возбудить дело, кроме участкового?

За последнее время против меня было совершено несколько деяний, содержащих признаки преступления. Мне угрожали расправой, на меня натравили собак, наконец, меня избили в подъезде собственного дома. Деяния были совершены группой ранее судимых лиц, . Показать полностью

Кто уполномочен рассматривать заявления о рейдерском захвате земель?

сообщили в областное УВД о рейдерском захвате территории СНТ, УВД передали заявление в БЭП иПК, а те в свою очередь передали в районный отдел полиции, сейчас начал проводить проверку участковый. Мне кажется, что это экономическое преступление. . Показать полностью

Ведёт ли уголовные дела участковый?

Здравствуйте, если дело по статье 116 ведёт участковый, то это скорее 6.1.1 статья? Первое нарушение у гражданина. И кто вообще определяет по материалу дела статью?

Должен ли представитель полиции уведомлять обвиняемого об отказе в возбуждении уголовного дела?

Скажите пожалуйста, должен ли представитель полиции уведомлять в письменном виде обвиняемого о решении СК об отказе в возбуждении уголовного дела?

Правомерны ли действия участкового полиции?

Добрый вечер! я сдаю квартиру в Москве. составила договор на 11 месяцев с квартиросъемщиками от 1 мая 2016г. за это время они 2 раза съезжали и заселялись. сейчас живут месяц, после перерыва в 2 месяца. на днях пришел участковый, жилец открыл ему . Показать полностью

Злоупотребил ли участковый должностными полномочиями, вынеся отказное постановление по заявлению об избиении?

Здравствуйте! Соседка по коммунальной квартире в 24-й раз избила меня, с причинением телесных повреждений. Я сняла побои в травпункте, получила справку о причиненных мне телесных повреждениях. Я подала в отдел полиции заявление о нанесении мне . Показать полностью

Какая ответственность возможна за неявку по вызову участкового?

Три дня назад,жена из-за меня позвонила в полицию,там сказали что на следующий день придет участковый,но так никто не пришел.Сегодня участковый просит прийти писать объяснительную,хотя заявление никто не писал.С женой давно помирились.Участковый . Показать полностью

Может ли обычный сотрудник полиции выполнять обязанности ИДПС?

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, может ли сотрудник полиции на должности участкового, исполнять обязанности инспектора ДПС? Прописано ли это в каком либо ФЗ, либо в других положениях?

Где указано, что участковый имеет право налагать штраф?

Здравствуйте! Каким законодательным актом Уполномоченный участковый способен налагать штраф или протоколировать его за выгул собак в неположенном месте? С ссылкой на закон пожалуйста. Где закреплено его право налагать штраф на этот случай?

Может ли начальни ОВД назначать штраф?

Здравсвуйте! Может ли начальник ОВД налагать административные штрафы? Ссылка на правовые акты. Спасибо!

Угрозы и давление от участкового без оснований

Ко мне подошел участковый без формы, забрал меня отдел и начал запугивать, мол если твой начальник не приедит то мы на тебя что нибудь найдем, или подсыпим, повестку официальную ему высылать не хотят, подсылают на работу алкашей и наркоманов, . Показать полностью

Наделен ли участковый полномочиями по возбуждению уголовного дела при об обнаружении трупа?

В районное отделение полиции поступило сообщение об обнаружении в лесу трупа мужчины. Участковый уполномоченный, выехав на место, обнаружил на трупе множественные ножевые ранения в области шеи и грудной клетки. О данном факте участковый . Показать полностью

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!

Полномочия участкового полиции. Права и обязанности участкового инспектора

Одной из центральных фигур в системе ОВД в настоящее время считается участковый. Обязанности и полномочия этого служащего достаточно обширны. По результатам работы каждого сотрудника формируется оценка функционирования всей системы внутренних дел в целом. На основании ее, в свою очередь, строится доверие граждан к правоохранительным органам. Рассмотрим далее, какие полномочия у участкового полицейского.

Общая характеристика должности

Участковые уполномоченные считаются ключевым связующим звеном органов правопорядка и населения. Они осуществляют оперативно-служебную деятельность в должности старшего либо среднего начальствующего состава. За каждым сотрудником закрепляется часть муниципальной территории, обслуживаемой местным подразделением МВД. В процессе работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые проводят работу с подростками и молодежью, условно осужденными, находящимися под наблюдением медучреждений. В целом сотрудники осуществляют разностороннюю деятельность, направленную на формирование благоприятных условий для реализации интересов и свобод населения.

Нормативное регулирование

Полномочия участкового уполномоченного полиции закрепляются в первую очередь в Приказе МВД №1166 от 31.12.2012 г. В документе присутствует порядка 90 пунктов. Приказ предусматривает деятельность почти во всех направлениях работы ОВД. В полномочия участкового уполномоченного полиции входит и участие в качестве дознавателя в уголовном процессе. Однако на практике предварительное расследование проводят соответствующие подразделения. При этом полномочия участкового инспектора полиции реализуются только на этапе возбуждения уголовного производства. Отдельные направления деятельности служащих фиксируются в КоАП.

В этом Федеральном законе определены обязанности участковых. Для успешного исполнения ими своих задач служащие должны:

1. Знать и соблюдать предписания нормативных актов, действующих в РФ, образующих правовую базу их работы.

2. Использовать методы и формы предупреждения преступлений и прочих нарушений, порядок, в соответствии с которым осуществляются и оформляются неотложные следственные действия, ведение дел по административным проступкам.

3. Владеть сведениями о задействованных в охране порядка на вверенной им территории:

  • средствах и силах территориальных подразделений МВД;
  • представителях общественных организаций правоохранительной направленности;
  • сотрудниках предприятий, которые осуществляют негосударственную (частную) охранную деятельность.
Читайте так же:  В пользу кого заключен договор страхования

4. Обладать информацией о расположении передвижных и стационарных постов ППС, ДПС.

5. Знать вверенную территорию, ее особенности, схему дорог, режим работы и расположение предприятий, учреждений, организаций вне зависимости от их формы собственности, мест хранения культурных и иных ценностей, зон массового отдыха людей, складов, баз, стоянок транспорта и так далее, а также порядок обеспечения их охраны.

6. Обладать сведениями об объектах, в которых находятся взрывчатые материалы, огнестрельное оружие, аптеках и других помещениях, где содержатся наркотические, психотропные соединения либо их аналоги, прочих участках, где присутствуют предметы, изъятые из гражданского оборота или ограничены в распространении в соответствии с законодательством.

7. Принимать участие в инструктаже представителей организаций правоохранительной направленности перед непосредственным их выходом на мероприятия по защите общественного порядка на вверенном участке.

Юридические возможности

В указанном выше ФЗ №3 установлены также права, полномочия участковых. Реализуя их, служащие решают задачи, поставленные перед ними, обеспечивают достижение общей цели ОВД. Необходимо отметить следующие нормы Федерального закона, определяющие полномочия участкового полиции: статья 17 (ч. 1), ст.13 (ч. 1), ст. 14 (ч. 2), ст. 18 (ч. 1), ст. 15 (ч. 3). Юридические возможности служащих также устанавливаются и в иных нормативных актах региональных исполнительных органов, принятых в рамках их компетенции.

Участковые полиции несут службу в соответствующих отделах ОВД. В этих подразделениях предусматриваются определенные должности. Среди них:

  1. Участковый уполномоченный.
  2. Начальник отдела по обеспечению деятельности служащих.
  3. Помощник участкового.
  4. Замначальника отдела обеспечения работы служащих.
  5. Старший участковый.

Специфика деятельности

Полномочия участкового распространяются на конкретную административную зону. В каждой из них присутствует несколько территорий. За работу сотрудников в каждой административной зоне отвечает старший участковый. Он также координирует деятельность служащих, находящихся в его подчинении, проводит инструктаж и обучение новых штатников. Старший сотрудник также реализует полномочия участкового полицейского при отсутствии его по тем или иным причинам.

Показатели работы

Полномочия участкового полиции весьма разнообразны. В качестве ключевого показателя работы сотрудника выступают конкретные цифры, которые выражают число составленных протоколов, выявленных нарушений и прочие результаты деятельности служащего, зафиксированные в документах. Данная система выполнения планов в комплексе с постоянной отчетностью в ОВД подвергается критике. Главный показатель работы служащего является соотношение ее итогов с результатами предыдущего периода. Это значит, что, если в отчете предоставлена цифра ниже прошлогодней, деятельность будет оценена как неудовлетворительная. Соответственно, показатели выше предыдущих будут поощряться.

В результате полномочия участкового реализуются исключительно для достижения конкретных цифр. Это, в свою очередь, негативно сказывается на качестве и эффективности деятельности по выполнению задач, возложенных на служащих. Вместе с этим зачастую сотрудники опасаются перевыполнения поставленного плана. Это обуславливается тем, что, кроме премии, они получат новые задачи, предполагающие достижение более высоких показателей. В этой связи служащие предпочитают получить плановый результат и остановиться на этом. Наиболее остро стоит проблема на территориях, где проживает относительно небольшое количество жителей. Зачастую полномочия сельского участкового распространяются на несколько деревень. Это значительно затрудняет осуществление им своей деятельности и достижение поставленных показателей.

Какие полномочия у участкового?

Работа служащих предполагает:

  1. Производство дел по административным нарушениям.
  2. Защиту личности, государства, общества от противоправных действий.
  3. Предотвращение и пресечение административных проступков и уголовных преступлений.
  4. Обеспечение безопасности на дорогах.

В полномочия участкового также входит выявление и раскрытие преступных посягательств, розыск лиц в предусмотренных законом случаях. В частности, речь идет о гражданах, самовольно покинувших семьи, несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемое деяние, а также подозреваемых/обвиняемых в преступлениях. В полномочия участкового включено документирование каждого случая смерти на вверенной ему территории вне медицинского учреждения. Если человек умирает дома, родственники должны вызвать служащего для осмотра тела.

Сложности в работе

В настоящее время имеет место не очень положительная практика поручения участковым выполнения задач, не связанных напрямую с их обязанностями. Однако это позволяет разгрузить другие подразделения ОВД. Участковым часто передаются дела, которые не относятся к предмету их деятельности. Нередко служащих направляют на спортивные и прочие мероприятия, которые проводятся за пределами вверенной им территории. Еще одной проблемой в работе сотрудников является большое число сообщений и заявлений, рассмотрение которых не позволяет им своевременно проводить профилактическую работу с населением. В результате это приводит к существенному росту преступности.

Значение работы

Служба участкового по объему и важности задач, которые поставлены перед ОВД, роли, которую они исполняют в системе охраны порядка, находится на одной из ведущих позиций в структуре. Сотрудники выступают как ключевые представители органов внутренних дел на конкретной территории. Они находятся в непосредственной близости к гражданам, реализуют функции и задачи, которые относятся к компетенции почти всех служб, отделов, аппаратов, подразделений ОВД. Их должностной статус во многом предопределяет универсальность деятельности. Выполнение поставленных задач требуют высокого профессионализма, умений применять в своей деятельности различные методы и средства, психолого-педагогические навыки.

При этом недопустимо превышение полномочий участковым. За использование методов, запрещенных или не предусмотренных в законодательстве, служащему грозит ответственность. Участковые сегодня находятся на передовых, главных рубежах охраны порядка в обществе и борьбы с преступностью. Они формируют одну из наиболее многочисленных служб ОВД. В этой связи им принадлежит важнейшая роль в процессе решения задач, поставленных перед полицией. Это, в свою очередь, предполагает особый порядок комплектования службы. Участковыми должны быть лучшие полицейские, имеющие необходимый опыт работы. Однако данная задача в настоящее время решается плохо в связи с недостатком соответствующих кадров.

Профилактическая деятельность

В полномочия участкового включается индивидуальная работа с определенными категориями лиц. К ним, в частности, относят:

  1. Освобожденных из мест заключения и имеющих неснятую/непогашенную судимость за тяжкое/особо тяжкое деяние, рецидив, умышленное посягательство на несовершеннолетних, в отношении которых судебной инстанцией установлено временное ограничение свобод и ряд обязанностей, определенных в ФЗ.
  2. Больных наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в медучреждении и представляющих угрозу для общества.
  3. Совершивших правонарушения на бытовой почве.
  4. Входящих в неформальные молодежные организации противоправной направленности, нарушающие общественный порядок и безопасность.
  5. Совершивших административные проступки в ходе проведения массовых социально-политических, спортивных, культурных, религиозных и прочих мероприятий.
  6. Субъектов, имеющих административные санкции за незаконный оборот психотропных, наркотических соединений либо их аналогов и их употребление без назначения врача.

Участковый осуществляет контроль поведения:

  1. Несовершеннолетних, поставленных на учет в ПНД.
  2. Осужденных за преступления, к которым применено наказание, не связанное с заключением в тюрьму, либо условное лишение свободы.

Направления профилактической работы

Служащие ведут учет граждан, которые проживают на вверенной территории. В задачи сотрудников входит ведение профилактической работы при поступлении:

  1. Соответствующих сообщений из исправительных учреждений и постановлений суда для лиц, освобожденных из тюрем, колоний и пр., в отношении которых установлены ограничения, согласно ФЗ.
  2. Документов из медучреждений на субъектов, страдающих наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в лечебной организации и представляющих для общества опасность.
  3. Рапорта участкового на имя начальника территориального подразделения МВД, согласованного с администрацией ОУУП. В данном документе должны содержаться обоснования необходимости поставить на учет гражданина, подпадающего под одну из характеристик, указанных выше.
  4. Сообщения из УИИ или территориального органа ФСИН, копии приговора для лиц, к которым применено наказание, не связанное с тюремным заключением либо условное осуждение.
  5. Сведений ПНД о необходимости провести профилактическую работу с несовершеннолетними гражданами, находящимися на учете.

Индивидуальная профилактика

Такая деятельность включает в себя:

  1. Проведение бесед с лицами, стоящими на учете.
  2. Наблюдение за поведением субъектов, их образом жизни, окружением.
  3. Опрос родственников граждан, стоящих на учете, соседей и пр.
  4. Применение принудительных административных мер.

Профилактический учет длится:

  1. Для освобожденных граждан, в отношении которых установлены ограничения – до истечения их периода.
  2. Для больных наркоманией/алкоголизмом – до окончания срока снятия с учета в лечебном учреждении.
  3. Для допускающих нарушения в области бытовых отношений, административные проступки, посягающие на порядок и безопасность в обществе – в течение года с момента начала контроля.
  4. Для осужденных условно – до окончания срока наказания.
  5. Для несовершеннолетних – до снятия с учета.

Как показывают результаты опросов населения, доверие к участковым уполномоченным, а также необходимость в них не уменьшается. Например, в 1998 г. порядка 70 % граждан предпочитали обращаться именно к этим служащим. В 2008 г. опросы показали, что 89 % людей считают необходимым сохранение данной должности при повышении качества и эффективности их деятельности. Только 5 % настаивали на упразднении служащих. 88 % граждан считают необходимым постоянный контакт участкового с населением подведомственного участка, 52 % опрошенных видели бы в этом поддержку и внимание со стороны правоохранительных структур. Такое мнение обуславливается территориальной близостью, а также возможностью оперативного реагирования, быстрого решения вопросов, касающихся обеспечения правопорядка. Между тем 60% опрошенных не знают своих участковых уполномоченных. Чаще всего контактируют со служащими жители Москвы (45 %) и небольших населенных пунктов (59 %).

Реализация участковыми уполномоченными полиции полномочий в сфере безопасности дорожного движения

  • Текст
  • Кратко
  • Справка
  • Рецензии*

Участковый уполномоченный полиции ключевая полицейская фигура в сфере профилактики правонарушений.Будучи сотрудником полиции, он не ограничен законодательством одним направлением правоохранительной работы, а наделен широким кругом полномочий в различных сферах, в том числе обеспечения безопасности дорожного движения .Особенностью работы данного субъекта правопорядка выступает его «привязанность» к административному участку, который закрепляется за участковым уполномоченным полиции с момента назначения на должность, затем оперативная обстановка на вверенном участке становится главным критерием оценки его профессиональной деятельности и эффективности работы 2 .

Читайте так же:  Есть решение суда как получить исполнительный лист на алименты

Безусловно, обеспечение безопасности дорожного движения – первостепенная задача сотрудников Госавтоинспекции, и в городах, особой необходимости в реализации участковым полномочий в этой сфере не возникает, другое дело в отдаленной сельской местности, где на приезд экипажа ГИБДД к месту дорожно-транспортного происшествия по объективным причинам можно рассчитывать лишь спустя несколько часов.Участковый уполномоченный полиции там оказывается единственным представителем правоохранительных органов, реализация прав и обязанностей в сфере дорожного движения выступает неотъемлемой частью основной работы.

Вместе с тем, продолжающееся сокращение числа сотрудников ГИБДД, наметившаяся уже сегодня нехватка экипажей для выезда на все заявляемые дорожно-транспортные происшествия, приводит к повышению актуальности участия участкового уполномоченного полиции в обеспечении безопасности дорожного движения. Заметим, что на территории России трудится порядка 46 тысяч участковых уполномоченных полиции. К сожалению, при всей широте компетенции, обязанности участкового сведены к пресловутому количеству составленных протоколов об административных правонарушениях по главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за отчетный период.

При этом, как правило, составы административных правонарушений «выбираются» из соображений их очевидности, простоты оформления и минимальной санкции (статья 12.3 КоАП РФ Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; статья 12.6 КоАП РФ Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов; статья 12.20 КоАП РФ Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки и т.п.).

Пресечение административных правонарушений, требующих хороших знаний Правил дорожного движения, влекущее дальнейшее административное расследование, применения мер обеспечения производства и т.д.

не осуществляется.В лучшем случае при выявлении правонарушители «передаются» для последующего оформления сотрудникам ГИБДД, а иногда их административные правонарушения вовсе остаются без процессуальной фиксации, что совершенно неправильно.

С одной стороны, обеспечение безопасности дорожного движения, как не основное направление деятельности, можно расценить в качестве вменения дополнительных обязанностей, что не приводит ни к чему иному, «как к формальному их исполнению, а иногда и к созданию видимости исполнения, что негативно отражается на уровне обеспечения охраны общественного порядка и безопасности граждан» 3 .С другой стороны, следует отметить, что безопасность дорожного движения, неотъемлемая часть правопорядка в целом, для профилактики которого государство учредило должности участковых уполномоченных полиции, и оно вправе рассчитывать на работу сорока шести тысяч квалифицированных специалистов в сфере дорожного движения.Поэтому данные обязанности не должны игнорироваться участковыми как ненужная дополнительная нагрузка.

При анализе современного законодательства функции и задачи участкового уполномоченного полиции в пределах административного участка в сфере дорожного движения сводятся к следующему:

– знать в пределах своего административного участка направление шоссейных, грунтовых и железных дорог, горных троп, местонахождение и состояние гатей, мостов, переправ;

– участвовать в пропаганде правовых знаний населения, соблюдения правил дорожного движения, т.к.органы внутренних дел Российской Федерации «обязаны оказывать помощь в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах» 4 ;

– при необходимости регулировать дорожное движение, организовывать объезды опасных участков и крупных дорожно-транспортных происшествий;

– до приезда следственно-оперативной группы обеспечивать охрану места дорожно-транспортного происшествия;

– составлять схему дорожно-транспортного происшествия;

– останавливать транспортные средства в случаях, предусмотренных законодательством;

– проверять документы водителей транспортных средств;

– осматривать транспортные средства;

– проверять соблюдение правил перевозки пассажиров;

– применять необходимые меры обеспечения производства, предусмотренные КоАП РФ;

– составлять протоколы об административном правонарушении по ряду статей 12 Главы КоАП РФ 5 ;

– а также от имени полиции рассматривать некоторые дела об административных правонарушениях предусмотренных главой 12 КоАП РФ 6 .

– участвовать в исполнении отдельных видов наказаний за административные правонарушения, посягающие на сферу дорожного движения;

– кроме того, как полноценная фигура осуществляющая надзор в сфере дорожного движения участковый уполномочен при выявлении фактов нарушения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог информировать об этом должностных лиц 7 .

Казалось бы, круг полномочий довольно широк, однако участковые уполномоченные полиции редко их реализовывают, следствием чего стало то, что население зачастую не воспринимает участкового полноправным субъектом, обеспечивающим безопасность дорожного движения.

Что должно быть подвержено критике, при наметившемся росте в стране количества пьяных водителей, водителей, управляющих транспортными средствами, не имеющими права управления, лишенных права управления и т.д., увеличении общего количества совершенных административных правонарушений в области дорожного движения.

Основной причиной видится то, что некоторые участковые уполномоченные полиции не осведомлены о своих полномочиях в сфере дорожного движения.Например, в пропаганде правовых знаний участковый уполномоченный полиции если и участвует, то только совместно с инспекторами по пропаганде ГИБДД, присутствуя на встречах, лекциях о соблюдении правил дорожного движения с воспитанниками детских садов, школьниками, студентами и т.д., а зачастую, в силу своей занятости, вовсе на них не приходят.Самостоятельно беседы с населением на административном участке о безопасности дорожного движения не проводят, считая это пустой тратой времени.

Что касается регулирования дорожного движения, то хотя Правилами дорожного движения предусмотрено, что любой сотрудник полиции может взять на себя эти функции, при необходимости организовать движение транспорта в объезд места дорожно-транспортного происшествия и проведения аварийно-спасательных работ 8 , однако не все участковые обладают такими навыками.Кроме необходимых навыков, они не имеют при себе специального оборудования.В участковом пункте полиции должны находиться необходимые специальные средства – жезл, светоотражающий жилет, знаки аварийной остановки, объезда и т.д.

Опрос участковых уполномоченных полиции из четырех субъектов Российской Федерации (Омская область, Томская область, Кемеровская область и Красноярский край) показал, что поскольку в ведомственных требованиях к участковому пункту полиции, данное оборудование не предусмотрено 9 , оно приобретается на собственные средства, одалживается на время у сотрудников ГИБДД, либо вовсе отсутствует. При этом, помимо реализации закрепленного права, возникает вопрос о личной безопасности участкового уполномоченного полиции, летнее форменное обмундирование не оборудовано светоотражающей символикой, что создает угрозу для жизни и здоровья сотрудника.

Что же касается реализации административно-юрисдикционных полномочий участковым уполномоченным полиции в области безопасности дорожного движения, то указанная выше «избирательность» по составлению протоколов об административных правонарушениях обусловлена неумением оформлять протоколы об административных правонарушениях «с чистого листа», что привело к зависимости сотрудника от наличия готовых бланков документов. Они заказываются и передаются для конкретного подразделения ГИБДД, зачастую не доходят до участковых.

Такая ситуация приводит к возможному коррупционному поведению, когда отсутствие бланка протокола об административном правонарушении может спровоцировать «умолчать» о правонарушении.Кроме того, бланки протоколов и постановлений по делу об административном правонарушении, разработанные для ГИБДД, не унифицированы для службы участковых уполномоченных полиции, т.к.содержат в себе индивидуальный идентификационный номер, указывающий на конкретное подразделение, при размещении информации в базы данных будет засчитываться этому подразделению, а не конкретному должностному лицу, составившему процессуальный документ.Отсутствие навыков и опыта работа привело к тому, что участковые уполномоченные полиции практически не выносят постановления по делам об административных правонарушениях.

Слабое знание участковыми уполномоченными полиции административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения вызывает проблемы по реализации административно-юрисдикционных полномочий.По признанию самих участковых, они практически не работают с водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, каждый раз дожидаясь сотрудников ГИБДД, которые, прибыв на место, составляют все необходимые процессуальные документы – отстраняют от управления транспортным средством, направляют водителя на медицинское освидетельствование, принимают решение о помещении автомобиля на штрафную стоянку.На наш взгляд, введенное недавнее требование для назначения на должность участкового уполномоченного полиции, наличие высшего юридического образования, направлено именно на ликвидацию этого недостатка.

Кроме повышения профессионального уровня участкового уполномоченного полиции, следует наладить более тесное взаимодействие служб участковых уполномоченных полиции и служб ГИБДД с целью обмена опытом работы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Обобщая сказанное, следует отметить, что для более эффективной реализации полномочий в сфере дорожного движения участковыми уполномоченными полиции необходимо наладить совместную работу служб УУП и ГИБДД по трем основным направлениям:

1.Проводить дополнительное обучение участковых уполномоченных полиции по приобретению ими знаний и навыков, по регулированию дорожного движения, составлению необходимых процессуальных документов, которые могут проводится совместно с сотрудниками ГИБДД;

2.Обеспечить участковые пункты полиции и самих участковых уполномоченных полиции необходимыми средствами для реализации полномочий в сфере безопасности дорожного движения (жезлами, знаками аварийной остановки, бланками протоколов об административных правонарушениях, постановлений по делам об административных правонарушениях и т.д.);

Привлекать участковых уполномоченных полиции к работе по пропаганде правовых знаний в сфере безопасности дорожного движения, организовывать более тесного взаимодействия служб ГИБДД и службы участковых уполномоченных полиции.

Список использованных источников:

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.№ 196-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.1995.№ 50.Ст.4873.

Читайте так же:  Штраф за неначисление налогов

3. О Правилах дорожного движения: постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г.№ 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ.1993.№ 47.Ст.4531.

4.Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31 декабря 2012 г.№ 1166 // Российская газета.27 марта 2013 г.

5.Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог: приказ МВД России от 30 марта 2015 г.№ 380 // http://www.pravo.gov.ru.10 декабря 2015 г.

6.О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: приказ МВД России от 5 мая 2012 г.№ 403 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.2012.№ 36.

7.Анисимов П.Е.Совершенствование административного законодательства как одно из направлений антинаркотической политики // Административное право и процесс.2015.№ 8.С.58-61.

8.Климович Е.В.К вопросу о правах участкового уполномоченного полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ // Законодательство и практика.2014.№ 2.С.59-60.

Права и обязанности участкового по закону

Участковый уполномоченный полиции, что это за должность? Какие у участкового права? Что должен делать участковый?

Это сотрудник полиции, за которым закреплен определенный территориальный участок города или поселения, где он отвечает за правопорядок, законность и охрану общественного порядка.

В России деятельность участкового по закону регламентируется ФЗ «О полиции» ; приказом МВД РФ от 31 декабря 2012 года No1166 » Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

Подчиняется участковый уполномоченный непосредственно начальнику подразделения участковых уполномоченных полиции.

Согласно возложенным на участкового обязанностям, рассмотрим ниже что должен делать участковый:

  1. Охранять общественный порядок на вверенном ему участке
  2. Выявлять правонарушения и преступления на своем участке
  3. Владеть информацией о криминогенной обстановке на своем участке, вести учет ранее судимых лиц, прошивающих в районе.
  4. Владеть информацией об адресах хранения огнестрельного оружия на обслуживаемом им районе (имеются ввиду выданные разрешения на ношение и хранение огнестрельного оружия).
  5. Сотрудничать с местными органами самоуправления, административными органами, общественными деятелями с целью охраны правопорядка.
  6. Принимать сообщения, заявления о противоправных деяниях, совершенных преступлениях, проводить проверку и выносить соответствующее решение по материалу.

Деятельность участкового по закону предполагает всего спектра действий для сбора информации относительно общественной жизни вверенного ему участка, проверки любой подозрительной информации, профилактические меры по предупреждению административных и уголовных противоправных деяний.

Какие права у участкового?

Задаваясь вопросом какие права у участкового, необходимо рассматривать деятельность участкового по закону, согласно должностных обязанностей.

Участковый уполномоченный, исполняя свои обязанности по закону, имеет право:

  1. Проверить соответствие условий хранения огнестрельного оружия по месту жительства гражданина, на которого оно зарегистрировано.
  2. Остановить транспортное средство, передвигающееся на обслуживаемом им участке для проверки документов ТС и водителя.
  3. Проверить документы, удостоверяющие личность лица, передвигающегося на территории обслуживаемого им участка.
  4. При обращении, государственных служб (органы опеки, служба судебных приставов исполнителей), когда имеются законные основания, организовать вскрытие двери жилого помещения, административного здания, если это необходимо в целях охраны общественного порядка и сохранения законности.
  5. Осуществлять все виды проверки, если имеется сообщение о нарушении правопорядка.

С целью выявления административных правонарушений, с учетом требований действующего законодательства, осуществлять проверку деятельности коммерческих организаций на обслуживаемом им участке. Включая наличие разрешительной документации на осуществление деятельности, качество реализуемой продукции и т.д.

Какая ответственность у участкового?

Какая ответственность у участкового определяется его должностными обязанностями.

В первую очередь, участковый уполномоченный несет ответственность за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей.

Также, задаваясь вопросом какая ответственность у участкового, можно говорить о сохранности табельного оружия, как сотрудник полиции, он обязан соблюдать регламент по ношению, хранению и использованию табельного оружия.

Участковый уполномоченный несет ответственность за общую криминогенную обстановку в пределах района, где он закреплен.

Какая еще ответственность у участкового? Организация соблюдения законности и охраны общественного порядка на всех проводимых общественных массовых мероприятиях в пределах обслуживаемого им района. При согласовании проведения каких-либо мероприятий, органы самоуправления, администрация, общественные организации и т.д. уведомляют о проведении таковых участкового.

Что еще должен делать участковый?

Участковый уполномоченный, с целью выявления административных правонарушений, фактов нарушения общественного порядка, обнаружения преступных деяний и т.д. должен проводить дневные, иногда ночные рейды по вверенному ему участку, самостоятельно или вместе с сотрудниками патрульно-постовой службы, кинологической службы.

Говоря о том, какая ответственность у участкового, нужно отметить, что за криминогенную статистику на обслуживаемом районе отвечает участковый.

Кроме того, деятельность участкового по закону предусматривает проведение ряда мероприятий по учету ранее осужденных, условно-досрочно освобожденных лиц. Они должны приходить и отмечаться на участковом посту милиции. Участковый должен владеть полной информацией об образе жизни ранее осужденных, проживающих на его участке.

Какая еще ответственность у участкового? Что должен делать участковый?

Следить за охраной правопорядка на территории образовательных учреждений, детских домов, интернатов, расположенных на вверенной ему территории.

Совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, возвращаясь к вопросу какая ответственность у участкового, он должен владеть исчерпывающей информацией о состоящих на учете, трудных подростках, проживающих у него на районе.

Какая ответственность у участкового в сфере предупреждения преступлений? Что должен делать участковый?

Проводить профилактические беседы с трудными подростками, лицами ведущими аморальный образ жизни. Владеть исчерпывающей информацией о неблагополучных, малоимущих семьях на территории района, который он обслуживает. Вести учет лиц склонных к употреблению спиртного, наркотических средств.

На участковом уполномоченном лежит обязанность взаимодействия со всеми службами полиции в части общественного порядка обслуживаемого им района.

Кроме того, для исполнения деятельности участкового по закону, он должен взаимодействовать с руководителями ТСЖ, представителями федеральной миграционной службы, старшими по дому.

Взаимодействие происходит с целью сбора информации о жителях района, учета вновь прибывших граждан, предупреждения преступлений и правонарушений.

При проведении различного рода мероприятий по выявлению преступлений , работники розыска, подразделения по делам несовершеннолетних, работники федеральной миграционной службы согласовывают их с участковым уполномоченным касаемо его рабочей территории и привлекают для участия.

Помимо прямых должностных обязанностей какая ответственность у участкового? Что должен делать участковый?

Также, как и другие сотрудники милиции, при проведении массовых мероприятий, участковый может быть задействован для работы вне пределов обслуживаемого им района.

Еще одна обязанность участкового — суточное дежурство для выезда на место совершения правонарушения, преступления во всех районах города в числе следственно-оперативной группы, сбор материала, опрос граждан и т.д.

Наряду с другими сотрудниками полиции, участковый может быть направлен в командировку для исполнения поставленных перед ним задач.

Действующий уголовно-процессуальный кодекс позволяет участковому уполномоченному осуществлять самостоятельно сбор первичного материала проверки, на основании которого впоследствии будет возбуждено уголовное дело.

Какие права у участкового в этом случае?

В пределах своей компетенции он имеет право выехать на место совершения преступления, произвести осмотр места происшествия, составить протокол, привлечь, если это необходимо эксперта и кинолога. Опросить свидетелей, потерпевших и подозреваемого, взяв письменное объяснение. После чего, на основании заявления потерпевшего лица или собственного рапорта зарегистрировать материал проверки и направить его в органы дознания или следствия для возбуждения уголовного дела.

Также, участковый уполномоченный имеет право собрать административный материал в полном объеме, составить соответствующий протокол и соблюдая требования действующего законодательства, направить его для рассмотрения в суд.

Что должен делать участковый по административному материалу?

Помимо сбора административного материала, участковый сопровождает задержанное лицо в суд до момента вынесения решения по материалу.

Закон позволяет участковому на основании собственного рапорта, без заявления потерпевшей стороны, зарегистрировать сообщение об административном правонарушении или уголовном преступлении.

При проведении мероприятий по осмотру помещений, предметов преступной деятельности, составлении протоколов о нарушении общественного порядка, закон обязывает участкового привлекать для участия в процессе независимых понятых.

Какая ответственность у участкового относительно граждан проживающих у него на районе?

При возникшей необходимости, наряду со старшей по дому, участковый дает на граждан, проживающих на его территории характеристику. К примеру , когда лицо устраивается на работу в полицию или привлекается к уголовной ответственности. В зависимости от образа жизни гражданина она будет положительной или отрицательной.

В больших городах, в пределах района на одном участковом пункте милиции обычно трудится несколько работников. В маленьких поселениях есть опорные пункты милиции, где один участковый обслуживает несколько небольших населенных пунктов. Обычно это населенные пункты где нет отделов полиции. Отдел полиции в таких случаях расположен в районном центре.

Важно! По всем вопросам о правоохранительных органах, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по гражданским вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.