Полномочия следственных органов

Содержание:

Статья 10. Полномочия следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений

Статья 10. Полномочия следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

1. Следственные органы Следственного комитета Российской Федерации осуществляют профилактику правонарушений в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и другими федеральными законами.

2. При осуществлении профилактики правонарушений следственные органы Следственного комитета Российской Федерации обладают полномочиями субъекта профилактики правонарушений в пределах своей компетенции.

Полномочия должностных лиц следственных органов по производству предварительного следствия (подследственность)

Предварительное следствие следователями Следственного комитета Российской Федерации производится в соответствии с подследственностью, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ, по уголовным делам о преступлениях:

• против жизни и здоровья — убийства и все случаи неестественного наступления смерти (ст.ст. 105-111 УК РФ, ст. 120 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации;
• о преступлениях против свободы, чести и достоинства личности (ст. 126 УК РФ похищение человека, ст.127 УК РФ часть вторая — незаконное лишение свободы, совершенное при отягчающих обтоятельствах; торговля людьми и использование рабского труда ст. 127.1 — 127.2 УК РФ; незаконное помещение в психиатрический стационар ст. 128 УК РФ);
• о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности (изнасилования, иные действия сексуального характера ст.ст. 131-135 УК РФ);
• о преступлениях против конституционных прав граждан ст.ст. 136-149 УК РФ;
• о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст. 170.1 УК РФ, ст. 171.2 УК РФ; злоупотребления ст.ст. 185-185.6 УК РФ; уклонение от уплаты налогов и сборов ст.ст. 198-199.2 УК РФ);.
• о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм ст.ст.205-205.2 УК РФ, ст.ст.208- 212 УК РФ, ст.ст.215-217 УК РФ, ст. 227 УК РФ);
• о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст.237-239УК РФ);
• об экологических преступлениях (ст.ст. 246-252 УК РФ, ст.ст.254-255 УК РФ);
• о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст.ст. 263-263.1 УК РФ, ст.ст. 269-271 УК РФ);
• о преступлениях против конституционного ого строя (ст. 279 УК РФ, ст.ст.282-282.2 УК РФ);
• о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — коррупционные преступления (ст.ст.285-305 УК РФ);
• о преступлениях против порядка управления, применение насилия в отношении представителя власти (ст.ст. 317-321 УК РФ, ст.328 УК РФ);
• о преступлениях против военной службы (ст.ст.332-352 УК РФ);
• о преступлениях против мира и безопасности человечества (ст.ст.353-360 УК РФ);
• о нападениях на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, а также предварительное сле¬дствие по уголовным делам:

• о всех тяжких и особо тяжких преступлениях (ч. 4 и ч. 5 ст. 15 УК РФ), совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

. о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (за исключением установленных законом случаев, когда следователями Следственного комитета Российской Федерации производится дознание), а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью. К числу таких лиц отнесены::

— члены Совета Федерации и депутаым Государственной Думы, депутаты всех уровней, члены выборно-го органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
— судьи, присяжные или арбитражные заседатели в период осуществления им правосудия;
— Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ;
— Уполномоченный по правам человека в РФ;
— Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидаты в Президенты РФ;
— прокуроры;
— Председатель Следственного комитета РФ;
— руководители следственного органа;
— следователи;
— адвокаты;
— члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
— зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы, зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

• о преступлениях, совершенных должностными лицами:
— Следственного комитета РФ,
— органов федеральной службы безопасности,
— Службы внешней разведки РФ,
— Федеральной службы охраны РФ,
— органов внутренних дел РФ,

— учреждений и органов уголовно-исполнительной системы,

— органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
— таможенных органов РФ,
— военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы,
— лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ,
— других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.

Полномочия органов внутренних дел, следственных органов

Полномочия органов внутренних дел и следственных органов как субъектов налогового контроля определены НК РФ.

Правовая характеристика полномочий и функций следственных органов и органов внутренних дел в реализации налоговых правоотношений

В соответствии с налоговым законодательством сотрудники следственных органов, равно как и представители органов внутренних дел и прокурор вправе принимать участие в осуществлении налоговых мероприятий, в частности проверок, по запросу должностных лиц налоговой службы.

В случае выявления нарушений налогового законодательства сотрудники ОВД РФ и прокурор, участвовавший в проверке или контролирующем мероприятии, обязаны сообщить о факте несоблюдения норм закона в соответствующие налоговые структуры.

На уведомление налоговых органов отводится срок в 10 дней. В свою очередь сотрудники налоговой службы обязаны принять законное решение относительно выявленного правонарушения в виде привлечения виновного лица (лиц) к юридической ответственности.

Случаи обязательного привлечения сотрудников ОВД, прокурора или следственных органов к рассмотрению налогового правонарушения

Федеральная налоговая служба РФ определила ряд случаев, когда привлечение сотрудников ОВД или прокурора к проведению налоговых действий является обязательным.

К таким случаям относятся:

  • выявление обстоятельств, которые свидетельствуют о неправомерном возмещении НДС, акциза;
  • выявление неправомерных действий налогоплательщиков во время осуществления процедуры признания лица банкротом;
  • подозрение на преднамеренное или фиктивное банкротство плательщика налогов;
  • выявление преступных схем, разработанных неблагонадежными плательщиками налогов с целью уклонения от их оплаты;
  • осуществление налогоплательщиком действий, направленных на уклонение от проверок, произошедшие после того, как нарушитель узнал о намерениях сотрудников налоговых органов провести контролирующие мероприятия. Как правило, под уклонением от проверок подразумеваются попытки нарушителя выехать за пределы страны, сменить руководителя или учредителей, провести реорганизацию предприятия или даже его ликвидацию. Во избежание подобного исхода, позволяющего правонарушителю избежать ответственности, привлечение сотрудников ОВД и следственных органов неизбежно.

Основные функции и задачи ОВД

Органы внутренних дел – система структурных подразделений, деятельность которых направлена на противодействие преступности и борьбу с нарушениями законодательства, включая налоговое. Основной функцией ОВД является обеспечение общественного порядка и гарантия безопасности граждан.

Что касается налоговых правоотношений, то в перечень основных функций и задач сотрудников органов внутренних дел входит:

  • оказание содействия должностным лицам, а также другим сотрудникам налоговых органов в реализации их правомерной деятельности;
  • проведение необходимых уголовно-процессуальных действий и обеспечение их законности.
Читайте так же:  Как оформить адрес в письме

Функции Департамента экономической безопасности в налоговых правоотношениях, его структурные звенья

Во главе системы ОВД России стоит МВД РФ. Полномочия по выявлению правонарушений в сфере налогового законодательства возложены на специальный Департамент, основной задачей которого является обеспечение экономической безопасности государства (ДЭП МВД РФ).

ДЭП – это самостоятельное структурное подразделение, являющееся частью центрального аппарата Министерства Внутренних Дел.

Основные характеристики Департамента, его функции и задачи:

1. Оперативное подразделение криминальной милиции;

2. Наделен полномочиями для проведения оперативно-розыскных работ;

3. Включает такие структурные подразделения: оперативно-розыскные бюро, специальные центры по проверке плательщиков налогов.

Наряду с Департаментом экономической безопасности, полномочиями для выявления налоговых нарушений наделены региональные отделения криминальной милиции, специализирующиеся на раскрытии налоговых преступлений.

Полномочия органов внутренних дел в налоговых правоотношениях

Перечень задач, функций и полномочий, присущих должностным лицам органов внутренних дел, а также следователю во время участия в осуществлении налоговых действий, установлен специальным нормативно-правовым актом, законом РФ «О милиции». Так, во время выездных проверок сотрудники ОВД вправе:

  • обеспечить доступ сотрудников налоговой службы на территорию, принадлежащую правонарушителю, в установленных законодательством случаях;
  • произвести осмотр помещения правонарушителя в соответствии с предписаниями процессуального законодательства;
  • принять все меры, чтобы воспрепятствовать совершению административного проступка либо преступного деяния как со стороны лица, нарушившего налоговое законодательство, так и со стороны сотрудников налоговых органов;
  • провести проверку документов, удостоверяющих личность участников правоотношений;
  • обеспечить законность проведения личного досмотра и досмотра автомобиля правонарушителя;
  • проверить документы налогоплательщика, имеющие отношение к делу, при необходимости произвести их изъятие;
  • провести проверку лицензионных и других разрешительных документов;
  • произвести ревизию деятельности налогоплательщика-правонарушителя;
  • опросить участников налоговых правоотношений.

Налоговые полномочия сотрудников следственных органов, в частности следователя

При расследовании дел о нарушениях налогового законодательства, за совершение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность, сотрудники следственных органов (следователь), а также прокурор вправе:

  • вызывать в отделение милиции граждан или должностных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении налогового правонарушения, если их дела находятся в производстве данного подразделения;
  • оказывать содействие налоговым органам в осуществлении принудительного привода лиц, нарушивших налоговое законодательство, в случаях, предусмотренных материальными и процессуальными нормами права, и в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов, в частности при таких обстоятельствах, когда налогоплательщики отказываются добровольно явиться в органы налоговой службы или ОВД РФ;
  • следователь вправе проводить уголовно-процессуальные действия, такие как обыск, выемка, личный досмотр и т. д., а также обеспечивать правомерность данных мероприятий и соблюдение норм закона при их осуществлении;
  • производить задержание нарушителей налогового законодательства, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступного действия, а также обеспечивать их содержание под стражей в установленный судебными и другими нормативно-правовыми актами срок.

Кроме этого, сотрудники следственных органов (следователь) вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, выполнение которых необходимо для полноценного рассмотрения дела и выявления допустимых и относимых доказательств.

Основания для привлечения сотрудников ОВД и следственных органов для осуществления выездных налоговых мероприятий

Привлечение сотрудников органов внутренних дел, прокурора и следователя осуществляется на основании запроса, направленного в ОВД из налоговых органов. Запрос направляется в случаях, предусмотренных законодательством.

Существует ряд обстоятельств, наступление которых требует обязательного привлечения сотрудников органов внутренних дел к расследованию нарушения налогового законодательства.

Задачи и полномочия руководителя следственного органа, а также его сотрудников, в частности следователя и должностных лиц ОВД, установлены законодательством, а именно законом РФ «О милиции». Права и полномочия прокурора определены законом «О прокуратуре РФ».

Следственный департамент

Генерал-лейтенант юстиции Романов Александр Владимирович родился 25 января 1967 года в городе Ленинграде. В 1985-1987 годах проходил срочную службу в Вооруженных силах. В 1989 году окончил Ленинградскую специальную среднюю школу милиции МВД СССР. В 1996 году окончил Санкт-Петербургский юридический институт МВД РФ по специальности «юриспруденция».

По окончании школы милиции поступил на службу следователем следственного отдела УВД Московского райисполкома Ленинграда. С 1989 до 2001 год служил в различных подразделениях следствия и дознания системы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В 2003 году был назначен заместителем начальника Главного следственного управления при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В 2006 году назначен на должность заместителя начальника ГУВД – начальника Главного следственного управления. В июне 2008 года Указом Президента Российской Федерации № 944 Александру Романову было присвоено специальное звание «генерал-майор юстиции».

С 2011 по 2012 год проходил службу в должности заместителя начальника Следственного департамента МВД России, с 2013 по 2014 год – заместителя начальника ГУ МВД России по Севером-Западному федеральному округу – начальника следственной части, а с 2015 по 2016 год – главного федерального инспектора по Калининградской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Указом Президента Российской Федерации от 30.04.2016 № 204 Александр Романов был назначен заместителем начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – начальником Главного следственного управления.

Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2016 № 723 Александр Романов назначен заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации – начальником Следственного департамента МВД России.

22 февраля 2018 года Александру Романову присвоено звание генерал-лейтенант юстиции.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.

Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

  • Основные задачи Следственного департамента:
    • организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
    • обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
    • определение приоритетных направлений в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
    • организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации;
    • осуществление в пределах своих полномочий контроля за законностью решений и действий следователей органов внутренних дел Российской Федерации;
    • расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений, вызывающих большой общественный резонанс;
    • организация взаимодействия следователей органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран в рамках реализации положений международных договоров Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам;
    • участие в выработке и проведении эффективной кадровой политики и повышении профессионального мастерства следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
  • Основные функции Следственного департамента:
    • анализ состояния реализации государственной политики в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
    • анализ и оценка состояния деятельности в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, определение приоритетных направлений их совершенствования;
    • анализ в пределах своей компетенции эффективности мер, принимаемых органами предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства;
    • прогнозирование развития деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, разработка предложений руководству Министерства по их совершенствованию;
    • обобщение и анализ практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России и выработка соответствующих мер по повышению эффективности деятельности органов предварительного следствия;
    • разработка либо участие в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России;
    • разработка либо участие в разработке в установленном порядке совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами государственной власти проектов международных договоров Российской Федерации в области уголовного судопроизводства;
    • подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
    • обеспечение представления и представление по искам, связанным с расследованием преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, а также исполнением следователями органов внутренних дел законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, предъявленным к МВД России, в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям – интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
    • организация и осуществление текущего и перспективного планирования деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
    • участие в определении основных направлений деятельности территориальных органов МВД России и разработке мер по их совершенствованию по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России;
    • участие в формировании федеральных целевых программ в части, касающейся деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
    • координация производимого следователями органов предварительного следствия расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;
    • разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;
    • взаимодействие с территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по вопросам, касающимся деятельности органов предварительного следствия;
    • осуществление в установленном порядке контроля за выполнением задач, возложенных на органы предварительного следствия, по реализации государственной политики в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, а также ведомственного и процессуального контроля за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказания практической и методической помощи в их расследовании, ведения контрольно-наблюдательных производств по этим делам;
    • выявление, изучение и обобщение положительного, в том числе зарубежного, опыта в области организации предварительного следствия, обеспечение его внедрения в деятельность органов предварительного следствия, издание Информационного бюллетеня Следственного департамента МВД России;
    • формирование заявок на проведение научных исследований, использование в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
    • оказание практической и методической помощи органам предварительного следствия;
    • обеспечение деятельности Научно-консультативного совета при Следственном департаменте МВД России;
    • осуществление организационного и методического обеспечения деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений вызывающих широкий общественный резонанс;
    • в установленном порядке и в части, касающейся деятельности органов предварительного следствия, ведение систематизированного учета действующего законодательства;
    • организация формирования и ведения информационных систем в интересах обеспечения деятельности органов предварительного следствия, формирование и ведение баз данных по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России;
    • организация взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции – с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и органами государственной власти;
    • производство расследования наиболее тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений, вызывающих большой общественный резонанс;
    • организация учета вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве Следственного департамента МВД России, и их хранения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;
    • обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;
    • участие в установленном порядке в разработке нормативов нагрузки, штатной численности и норм положенности материально-технического обеспечения следователей органов предварительного следствия, разработка типовых положений и типовых структур органов предварительного следствия;
    • осуществление в установленном порядке подбора и расстановки руководящих кадров, организация профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов предварительного следствия, участие в обеспечении органов предварительного следствия современной организационной и криминалистической техникой;
    • рассмотрение писем, заявлений и обращений граждан, публикаций и сообщений в средствах массовой информации по вопросам деятельности органов предварительного следствия;
    • информирование населения в пределах своей компетенции о результатах деятельности органов предварительного следствия, в том числе через средства массовой информации, путем проведения пресс-конференций, брифингов, «круглых столов»;
    • осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.
Читайте так же:  Требования лизинговой компании

125009, г. Москва, Газетный пер., 6
Дежурный по Следственному департаменту МВД России (круглосуточно)
тел.: (495) 667-32-34
факс: (495) 629-09-62

Статья 36 НК РФ — Полномочия органов внутренних дел, следственных органов

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Органы предварительного следствия

Предварительное следствие в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять следователи: 1) прокуратуры; 2) органов внутренних дел; 3) органов Федеральной службы безопасности и 4) органов Федеральной службы налоговой полиции. Все они обладают равным объемом процессуальных полномочий и занимают одинаковое процессуальное положение.

Задачами органов предварительного следствия являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, способствование укреплению законности и правопорядка.

Полномочия следователя. Следователями являются должностные лица соответствующих ведомств, специально назначаемые для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой ими функцией. Для этого они наделяются полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.

Прежде всего, следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Он сам осуществляет собирание доказательств, принимает решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к обвиняемому меры пресечения, об окончании предварительного следствия. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен получить санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения, давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия (о привлечении в качестве обвиняемого, об объеме обвинения, о квалификации преступления, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела), то он вправе не исполнять указания прокурора, а представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.

Читайте так же:  Пособие к снип отопление вентиляция и кондиционирование

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.

Следователь обязан рассматривать заявления и сообщения о преступлениях; возбуждать уголовное дело; исследовать полно, всесторонне и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявить уличающие и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие вину обвиняемого обстоятельства, осуществляет розыск лиц, совершивших преступление; обеспечивает участвующим в производстве по делу лицам возможности осуществления их прав и защиты законных интересов; возмещение материального ущерба; выявляет обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и принимает меры к их устранению. Для осуществления возложенных на него функций следователь устанавливает наличие события преступления, обнаруживает лицо, совершившее преступление, собирает доказательства его виновности и привлекает в качестве обвиняемого, а также выясняет все обстоятельства, которые необходимы для правильного разрешения судом вопросов об ответственности обвиняемого.

Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия. К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др.

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

* следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;

* следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;

* следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки.

В следственный аппарат прокуратуры входят:

* главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;

* следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;

* следователи городских, районных и межрайонных прокуратур. Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.

Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Структура следственного аппарата органов федеральной службы безопасности следующая:

* Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;

* следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных и др.) органах безопасности;

* следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производством.

Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:

* Главное следственное управление Федеральной службы налоговой полиции РФ, которое осуществляет организационно-методические функции в отношении нижестоящих подразделений, а также расследование особо сложных и важных дел;

* следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъектов Российской Федерации.

Надзор и контроль за деятельностью органов предварительного следствия

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др. УПК РСФСР понятие «начальник следственного отдела» распространил и на начальников вышестоящих подразделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности.

Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

Статья 36 НК РФ. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов (действующая редакция)

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 36 НК РФ

В соответствии с комментируемой статьей органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с последними при проведении выездных налоговых проверок.

Форма и порядок направления такого запроса устанавливается подзаконными нормативными правовыми актами.

Органы внутренних дел привлекаются для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной, в том числе в повторной выездной проверке, может быть направлен как до начала, так и в процессе проведения проверки.

При рассмотрении данной статьи возникает вопрос о том, может ли быть решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по итогам проведения выездной налоговой проверки основано на документах, полученных органами внутренних дел в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Судебной практикой выработан подход, согласно которому налоговые органы вправе принимать решения о привлечении к налоговой ответственности на основе доказательств, полученных органами внутренних дел.

Передача материалов выездной налоговой проверки в органы внутренних дел и приостановление проверки возможны также при неисполнении налогоплательщиком требования об уплате налога в размерах, позволяющих судить о признаках состава преступления. Данная обязанность налоговых органов предусмотрена ст. 32 НК РФ. В связи с этим на практике часто возникает вопрос о разграничении оснований для направления материалов проверки органам внутренних дел и ее приостановлении в порядке ст. 32 НК РФ и в порядке комментируемой статьи.

Судами была высказана позиция, согласно которой передача материалов выездной налоговой проверки органам внутренних дел является основанием для ее приостановления. При этом тот факт, что уголовное дело было возбуждено на основании рапортов сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в налоговой проверке, а не в порядке пункта 3 статьи 32 Кодекса, не влияет на обоснованность приостановления налоговой проверки.