Полномочия и ответственность образовательных учреждений

Компетенция образовательного учреждения

Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся (в ред. от 29.12.2010 г.):

материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;

предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);

подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.


    Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;

разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;

разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом Российской Федерации «Об образовании»;

самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;

осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании»;

обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения;

определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;

обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1

Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением;

6) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению территорий за общеобразовательными учреждениями данных субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. Органы местного самоуправления муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципальных высших учебных заведений, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.

Главная | Закон РФ «Об образовании» | Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 30.06.2004 N 61-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 11-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

10) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;

(пп. 10 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

12) разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;

15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;

16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;

17) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения;

23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.

(пп. 23 в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

Читайте так же:  Втб 24 страховка на автомобиль

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Полномочия и ответственность образовательных учреждений

[Суд обязал администрацию муниципального образования выделить денежные средства на капитальный ремонт кровли, замену окон в групповых помещениях и рекреациях здания детского сада, обязал учреждение организовать капитальный ремонт кровли и замену окон, обеспечения непрерывного процесса воспитания на период ремонта, так как установлено, что здание детского сада эксплуатируется с многочисленными нарушениями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В частности, установлено, что оконные блоки во всех групповых ячейках находятся в ветхом состоянии, частично не функционируют и требуют замены. В спальной комнате окна закрыты полиэтиленом, рамы ветхие, прогнили и пропускают тепло. Остекление окон выполнено не из цельного стеклопакета, а смонтировано и подобрано из частей стекла. С наружной стороны спальни подготовительной группы окна покрыты льдом. Потолки и стены в спальной и туалетной комнатах первой младшей группы, в групповой, спальной и туалетной комнатах подготовительной группы, в спальной и туалетной комнатах средней группы находятся в неудовлетворительном состоянии, видны следы протекания кровли, плесени по потолку и стенам. Кирпичная кладка стен спальни подготовительной группы, зимнего сада, музыкального зала имеет выбоины и сколы, куда затекает вода.]

[На органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений. При достижении несовершеннолетними установленного возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении. Поскольку ребенок не был включен в список детей, которым будет предоставлено место в детском саду, суд пришел к выводу о нарушении конституционного права несовершеннолетнего на бесплатное дошкольное образование.]

[Законом гарантируется не только право на общедоступность дошкольного образования, но и на приоритетное предоставление доступа к нему определеныным категориям граждан. Органы местного самоуправления обязаны принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности — расширять их. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.]

[Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости возложения на образовательное учреждение обязанности по оборудованию территории учреждения ограждением в виде забора по всему периметру детского сада, а на администрацию муниципального образования — обязанности по финансированию указанных работ при недостаточности выделенных бюджетных средств.]

[Здание школы, являющееся муниципальной собственностью и находящееся в оперативном управлении школы, не оборудовано пандусом и поручнями у лестниц. Суд пришел к выводу о том, что действующим законодательством обязанность по оборудованию здания школы приспособлениями, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ в него маломобильных групп населения, возлагается на собственника здания – администрацию муниципального района – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.]

[Суд обязал бюджетное образовательное учреждение устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: 1) заменить оконные блоки в ванном зале бассейна, 2) заменить кафельную плитку с дефектами во всех помещениях бассейна, в чаше бассейна; 3) провести ремонт потолка помещений бассейна; 4) заменить старую мозаичную плитку во всех помещениях бассейна. При этом обязанность по финансированию расходов по устраннению нарушений суд возложил на собственника имущества бюджетного учреждения, отметив, что отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления. Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.]

[Въезды и входы на территорию образовательной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием. При этом покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Крышки люков смотровых колодцев, ремонтные вставки и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов. Поскольку выявленные проверкой нарушения создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд возложил на органы местного самоуправления обязанность по устранению нарушений за счет муниципального бюджета.]

[Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Следовательно, суд обоснованно возложил обязанность на администрацию профинансировать, а на школу – оборудовать здание системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (беспроводной пожарной сигнализацией), поскольку выполнение этой обязанности направлено на обеспечение пожарной безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса.]

[Суд обязал муниципальное образование профинансировать расходы, направленные на установление ограждения по периметру муниципальной школы. Вместе с тем, суд не признал правомерным привлечение к ответственности образовательную организацию за неустановку других мер антитеррористической безопасности, не указанных прямо в законе. Оснований для возложения на ответчиков обязанности по оборудованию здания школы устроенной системой телевизионного наблюдения помещений и прилегающей территории, тревожной кнопкой, специальными турникетами, арочными металлодетекторами на входе, охранниками и стационарными постами, у суда не имелось. Установка таких систем требуется лишь в предусмотренных законом случаях, обязательное установление указанных систем в общеобразовательных учреждениях законом не предусмотрено.]

[Образовательная организация создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. Несоблюдение руководством школы требований по обеспечению мер противодействия терроризму создает угрозу жизни и здоровью учащихся, их безопасности, что является нарушением их конституционных прав. В то же время исполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование учреждения. Следовательно, администрация города обязана профинансироватьоборудование здания муниципальной школы системой телевизионного (видео-) наблюдения.]

[Обязанность по несению бремени содержания имущества школы, находящегося в муниципальной собственности, и переданного ей в оперативное управление, в том числе, по обеспечению восстановления частично отсутствующего ограждения территории школы возлагается на собственника объекта социальной инфраструктуры, полномочия по управлению и финансовому обеспечению которого возложены на администрацию города. Суд обязал администрацию в целях обеспечения безопасности образовательного процесса и противодействия терроризму установить периметральное ограждение территории образовательного учреждения.]

[Закон об образовании оставляет на усмотрение учредителя и не устанавливает определенных параметров и каких-либо ограничений в регулировании учредителем образовательной организации вопросов установления родительской платы, за исключением запрета на включение в родительскую плату расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций. Закон, относя обязанность по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в муниципальных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, к полномочиям органов местного самоуправления, реализуемых за счет средств местных бюджетов, не предусматривает права иных участников отношений в сфере образования на получение подобных услуг авансом. Установление срока внесения оплаты имеет своей целью упорядочение поступления денежных средств и обеспечение возможности планирования будущих расходов по организации присмотра и ухода за детьми, что в полной мере согласуется с преследуемыми законом целями и не может нарушать либо ограничивать права граждан на образование.]

[Бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в необеспечении возможности несовершеннолетней получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, признано незаконным, поскольку ребенок достиг необходимого возраста и не имеет противопоказаний для посещения такого учреждения. Реализация конституционного права на образование, в том числе дошкольное, не поставлена в зависимость от фактического наличия мест в дошкольных образовательных учреждениях, поэтому нарушенное право ребенка подлежит судебной защите.Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в реализации данного права.Администрация должна была предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.]

[Установлен факт нарушений ответчиком требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельностимуниципальной средней школой, в частности, уровень искусственной освещенности в учебных помещениях начальных классов, кабинете математики и спортивном зале не соответствует нормативу. Неоднократно школе выдавались предписания устранить нарушения. Школа неоднократно обращалась в отдел образования с заявлением о выделении денежных средств, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Суд определил, что обязанность по финансированию данных расходов лежит на администрации муниципального района в случае недостаточности у муниципального бюджетного образовательного учреждения денежных средств для осуществления указанных действий. Такая обязанность возлагается на администрацию непосредственно как на учредителя, собственника имущества, а также органа, осуществляющего организацию предоставления образования, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением.]

[Отсутствие необходимого финансирования бюджетного образовательного учреждения на цели содержания закрепленных за ними зданий и сооружений, в том числе и на мероприятия пожарной безопасности таких объектов защиты, может свидетельствовать об отсутствии вины образовательного учреждения в несоблюдении обязательных требований пожарной безопасности. За такие нарушения требований пожарной безопасности к ответственности может быть привлечен собственник учреждения.]

Читайте так же:  Вопрос-ответ защита прав потребителей

[Запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Несоответствие автобуса, предназначенного для перевозки детей, установленным стандартам и его эксплуатация в таком виде представляет опасность причинения вреда жизни и здоровью детей, что является недопустимым, в связи с чем суд пришел к выводу о необходимости возложения обязанности на ответчиков привести школьный автобус в техническое состояние, соответствующее требованиям безопасности дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств, либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.]

[Министерство образования и науки субъекта РФ не вправе решать вопросы, касающиеся порядка проведения ЕГЭ и восстановления аннулированных результатов ЕГЭ, поскольку организация ЕГЭ относится к полномочиям Российской Федерации в области образования и регламентируется федеральными нормативными правовыми актами. Апелляция подается в конфликтную комиссию, а не в орган управления образованием. В порядке перепроверки высокобалльных работ по ЕГЭ были выявлены 60 идентичных работ по биологии в части «С». Все результаты частей «С» по этим работам были аннулированы решением ГЭК без приглашения на апелляцию. Данное решение признано судом правомерным.]

[В муниципальной школе в связи с выбором родителей общеобразовательной организации и при наличии свободных мест в данной школе обучается 66 учащихся с 1 по 11 класс которые проживают на территории другого муниципального образования, находящегося в 8 км от школы. Обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся в образовательном учреждении во всех случаях лежит на учредителе образовательного учреждения – администрации муниципального района. При этом, не является нарушением возложение на органы местного самоуправления одного муниципального образования, являющегося учредителем образовательного учреждения, обязанности по организации бесплатной перевозки обучающихся зарегистрированных и фактически проживающих на территории другого муниципального района.]

[В ходе проверки установлено, что в деятельности детского сада не соблюдаются требования санитарных правил и нормативов: не исправны теневые навесы на игровой площадке, повреждено асфальтовое покрытие территории учреждения, не оборудованы физкультурные площадки. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних детей и неопределенного круга лиц. Обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства возложена судом на орган местного самоуправления и на детский сад как образовательную организацию, ответственную за жизнь и здоровье обучающихся. ]

[Прокуратурой установлено отсутствие финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в частном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования. Вместе с тем, полномочия органов местного самоуправления в области финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях установлены законом. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.]

[Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления. В данном случае для осуществления данных полномочий муниципальное образование возложило на специально созданное муниципальное учреждение обязанность по обустройству прилегающей территории образовательных учреждений и обеспечению осуществления работ, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности. Однако данные обязанности исполнены ненадлежащим образом, что повлекло нарушение правил противопожарного режима и возгорание мусора. В результате муниципальное учреждение, ответственное за вывоз мусора по договору с собственником здания, было привлечено к ответственности.]

[Обучающаяся была удалена с Единого государственного экзамена по математике по причине нарушения ею установленного порядка проведения ЕГЭ, а именно использования в процессе экзамена справочных материалов. Она не воспользовалась правом на подачу апелляции по факту удаления ее с экзамена в установленном порядке. При наличии подтвержденного факта нарушения со стороны выпускницы установленного порядка проведения ЕГЭ, ГЭК приняла решение об отмене результата ЕГЭ для данного участника. Рассматривая настоящее дело, суд пришел к выводу об обоснованности отмены результатов ЕГЭ по математике данной учащейся. При этом, суд отметил, что ее право на получение образования нарушено не было, поскольку ей предоставлено право повторной сдачи экзамена по математике в следующем учебном году.]

1. Понятие, виды и компетенция образовательных учреждений

Одним из важнейших элементов системы образования являются образовательные учреждения. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение — это учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, реализует одну или несколько образовательных программ и (или) программ, обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Закон «Об образовании» подразделяет образовательные учреждения в зависимости от их организационно-правовой формы на государственные, муниципальные и негосударственные. К последним он относит частные учреждения, а также учреждения религиозных и общественных объединений. Таким образом, в законе образовательные учреждения разграничиваются не с точки зрения их организационно-правовой формы, а с точки зрения формы собственности, на которой они основаны.

Существенные изменения в части, касающейся порядка создания высших учебных заведений, были внесены в 2004 г. в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (вузы) теперь могут создаваться только как федеральные. Органы государственной власти субъектов РФ с 1 января 2005 г. не имеют права создавать высшие учебные заведения. Но они сохранили за собой управление вузами, 1 сходящимися в ведении субъекта РФ по состоянию на 31 декабря 2004 г. Также в их компетенцию входят реорганизация и ликвидация указанных учебных заведений, требующие согласования с Минобрнауки России. Законодательством в сфере образования предусматривается возможность создания муниципальных вузов. Согласно ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузов-

ском профессиональном образовании» муниципальные высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются органами местного самоуправления городских округов.

В п. 1 ст. 11 Закона РФ «Об образовании», введенным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, предусматривается, что образовательную деятельность могут осуществлять не только учреждения, но и организации (как государственные, так и негосударственные), которые созданы в организационно-правовых формах, установленных для некоммерческих организаций.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения могут быть бюджетными или автономными.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение представляет собой организацию, созданную органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство Российской Федерации либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. Необходимо подчеркнуть, что бюджетное учреждение при исполнении сметы самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Бюджетные средства расходуются исключительно на цели, определенные ст. 70 Бюджетного кодекса РФ. К ним относятся: расходы на оплату труда, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам, перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законодательством (например, стипендии, компенсационные выплаты, пособия); расходы на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам либо без таковых. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не

допускается. Бюджетные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством.

Бюджетные учреждения, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год, являются получателями бюджетных средств и в этом качестве наделены соответствующими правами и обязанностями. Так, они имеют право: на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с размером, утвержденным бюджетной росписью с учетом сокращения и индексации; на своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, а также на компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств, эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением. Они должны своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе и вносить плату за пользование ими. Важной обязанностью бюджетных учреждений является своевременное представление отчетов и иных сведений об использовании бюджетных средств.

Согласно Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ « Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ <оказания услуг) в целях осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в различных сферах, в том числе в образовательной.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также вправе открывать счета в кредитных организациях. Оно отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Читайте так же:  Заявление о выдаче выписки из егрипа

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей,

ради которых оно создано, если иное не предусмотрено указанным федеральным законом.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно.

Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью и осуществляет финансовое обеспечение его выполнения.

В образовательном законодательстве используется понятие «государственный статус образовательного учреждения». Государственный статус образовательного учреждения означает его тип и вид, определенные в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ. Он устанавливается при государственной аккредитации образовательного учреждения. Это дает право на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации и выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца, а общеобразовательным учреждениям — на включение в схему централизованного государственного финансирования.

Необходимо подчеркнуть, что действие образовательного законодательства распространяется на все типы образовательных учреждений. В ст. 12 Закона РФ «Об образовании» названы семь типов образовательных учреждений, и этот перечень является открытым. В него последовательно включены учреждения, реализующие образовательные программы соответствующих уровней, начиная с дошкольных и завершая учреждениями дополнительного образования для детей или ичрослых.

названы также специальные (коррскциоипые) образовательные учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии и учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Специфика данных учреждений обусловлена особенностями организации учебно-воспитательного процесса в отношении определенных категорий обучающихся. Например, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны обеспечить не только реализацию общеобразовательных программ, но и социальную защиту детей, медико-психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию, охрану и укрепление здоровья. При этом учреждение, в котором дети не только проживают, но и обучаются, организация учебного процесса осуществляется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Коррекционные учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии реализуют образовательные программы дошкольного, всех ступеней общего и начального профессионального образования. Это позволяет сделать вывод о том, что тип образовательного учреждения более правильно определять с учетом того, какие образовательные программы оно реализует.

Тип образовательного учреждения — понятие более широкое, чем вид. Вид образовательного учреждения определяется с учетом уровня и направленности реализуемых им образовательных программ и особенностей организации образовательного процесса. Проиллюстрируем соотношение типа и вида образовательных учреждений примерами из типовых положений, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации.

Дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: —

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осущест влением одного или нескольких направлений развития воспитан ников (интеллектуального, художественно-эстетического, физи ческого и др.); —

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуще ствлением квалифицированной коррекции отклонений в физи ческом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления и др. Общеобразовательные учреждения могут быть таких видов, как: —

начальная, основная и средняя общеобразовательная школа;

средняя общеобразовательная школа с углубленным изуче нием отдельных предметов; —

гимназия, обеспечивающая дополнительную подготовку по предметам гуманитарного профиля; —

лицей, осуществляющий дополнительную подготовку по пред метам технического или естественно-научного профиля.

К учреждениям начального профессионального образования относятся: —

профессиональный лицей — центр непрерывного профессио нального образования; —

учебно-курсовой комбинат (учебно-производственный центр, техническая школа и др.).

Профессиональное училище реализует основные образовательные программы начального профессионального образования и обеспечивает получение профессии с определенным уровнем квалификации.

Профессиональный лицей реализует интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, обеспечивает подготовку с повышенным уровнем квалификации.

Учебно-курсовой комбинат и приравненные к нему учреждения осуществляют ускоренную подготовку рабочих и специалистов по определенной квалификации, а также переподготовку и повышение квалификации.

Техникумы (училища) реализуют образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня. Помимо названных программ колледжи реализуют также программы повышенного уровня. Техникумы (училища) и колледжи — это вид образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений).

Высшие учебные заведения могут быть следующих видов: университеты, академии и институты. Университеты — это вузы, которые реализуют программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлением (специальностям) подготовки, а также осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических кадров. Университет, кроме того, ведет обширную научную деятельность, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Академия реализует аналогичные образовательные программы, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в одной области науки или культуры. Институт реализует образовательные программы высшего, а также, как правило, послевузовского профессионального образования, готовит работников для определенной области профессиональной деятельности.

Законодательство закрепляет принцип автономии образовательного учреждения, который предполагает самостоятельность уч-

реждения в осуществлении образовательного процесса, кадровой политики, а также научной, финансовой, хозяйственной и иных сфер деятельности. Пределы самостоятельности образовательного учреждения определены законодательством, типовым положением об учреждении соответствующего типа и вида, а также уставом учреждения.

Полномочия образовательного учреждения, установленные ст. 32 Закона РФ «Об образовании», можно разделить на несколько групп в зависимости от того, в какой сфере они осуществляются. 1.

Полномочия в области финансового и материального обеспече ния образовательного процесса. Образовательное учреждение в пре делах собственных финансовых средств осуществляет материаль но-техническое обеспечение и оснащение образовательного про цесса, оборудование помещений в соответствии с государствен ными и местными нормами и требованиями. Оно может привле кать также дополнительные источники финансовых и материаль ных средств, должно ежегодно отчитываться перед учредителем и общественностью о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. Оно вправе осуществлять предприниматель скую и иную приносящую доход деятельность, а также оказывать платные образовательные услуги. Государственные и муниципаль ные учреждения могут на возмездной основе предоставлять обра зовательные услуги, не предусмотренные образовательными про граммами и государственными образовательными стандартами. В системе профессионального образования могут оказываться воз мездные образовательные услуги по основным образовательным программам лицам, которые обучаются на внеплановых местах на основании договоров с полной оплатой стоимости обучения. Не государственные образовательные учреждения имеют право ока зывать платные услуги в пределах государственного образователь ного стандарта, и эта деятельность не рассматривается как пред принимательская, если получаемый от нее доход полностью идет па возмещение затрат, связанных с организацией учебного про цесса, его развитием и совершенствованием. 2.

Полномочия в области кадрового обеспечения образовательного процесса. Образовательное учреждение устанавливает структуру управления, утверждает штатное расписание, распределяет долж ностные обязанности, осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, несет ответственность за уровень их квали фикации; устанавливает ставки заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств, а также надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования. 3.

Полномочия по организационно-методическому обеспечению об разовательного процесса. Образовательное учреждение самостоятель но осуществляет образовательный процесс в соответствии с уста-

вом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Для этого оно разрабатывает и утверждает компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательные программы и учебные планы, рабочие учебные программы курсов и дисциплин, годовые календарные учебные графики. Оно осуществляет выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, проводит текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, организует и совершенствует методическое обеспечение учебного процесса, содействует деятельности учительских (педагогических) и методических объединений.

4. Нормотворческие полномочия образовательного учреждения реа лизуются им при разработке и принятии локальных нормативных актов по организации его деятельности, в первую очередь — об разовательного процесса. К числу таких актов относятся: —

устав образовательного учреждения; —

правила внутреннего распорядка; —

положение о промежуточной аттестации обучающихся и др.

5. Полномочия по формированию контингента обучающихся и реа лизации их прав в области образования. Образовательное учрежде ние, как правило, самостоятельно формирует контингент обучаю щихся (воспитанников) в пределах оговоренной лицензией квоты, осуществляет контроль за своевременным предоставлением отдель ным категориям обучающихся дополнительного материального обеспечения и льгот; обеспечивает надлежащие условия содержа ния воспитанников (в образовательном учреждении интернатно го типа); создает условия для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, обеспечива ет контроль за их работой в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.

За невыполнение функций, отнесенных к компетенции образовательного учреждения, оно несет ответственность, например: за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; за ненадлежащее качество образования своих выпускников; за нарушение их прав и свобод.