Пояснительная записка к программе волейбол

Волейбол. Кружок, пояснительная записка

Столичный учебный центр
г. Москва

Бюджетное образовательное учреждение «Русскополянская гимназия № 1»

Рассмотрено: зам. Директора по НМР

____________ И.М. Клаус

Зам. директора по УВР

______________ О.И. Ключко

Выполнил: Люхман А.М., учитель физической культуры,

2017-2018 учебный год

Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными , повышается сила и эластичность мышц.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.

Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.

Программа курса волейбол рассчитана на один год. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 13-18 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры.

Снабдить учащихся знаниями о технике и тактике игры в волейбол.

Содействовать укреплению здоровья учащихся 13-18 лет.

Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся содействовать развитию чувства товарищества и взаимопомощи.

Сформировать общие представления о технике и тактике игры в волейбол.

Обучить приемам волейбола, сформировать начальные навыки судейства.

Научить занимающихся применять полученные знания в игровой деятельности, и в самостоятельных занятиях.

Введение: История возникновения и развития волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом.

Общая физическая подготовка.

Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.

Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.

Теория: Значение технической подготовки в волейболе.

Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки).

Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.

Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча

По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.

Формой подведения итогов являются:

— тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы

Волейбольные мячи — 20 шт.

Скакалки – 15 шт.

Стойки с волейбольной сеткой.

Список используемой литературы.

Ю.Н. Клещев , А.Г. Фурманов Юный волейболист, М — «Физкультура и спорт» 1979 г.

А.Г. Фурманов Волейбол в школе , Киев — 1987 г.

Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский , Волейбол в школе, М — «Просвещение» 1989 г. Г.П. Богданов. Уроки физической культуры IV-VI классов: Пособие для учителей.

— Москва «Просвещение», 1984 г.

Э. Найминова. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. — Ростов-н/ Д: «Феникс», 2001 г.

Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. — Москва, «Физкультура и спорт» 1991 год.

А.В. Беляев Волейбол на уроке физической культуры, М — «Физкультура и спорт» 2005г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель 2013, М.: «Дрофа» Планируется 35 учебных занятий, 1 занятие в неделю. Место программы в образовательном процессе В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба. По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей. Цели и задачи Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Цель программы — углублённое изучение спортивной игры волейбол. Основными задачами программы являются: укрепление здоровья; содействие правильному физическому развитию; приобретение необходимых теоретических знаний; овладение основными приемами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы; привитие ученикам организаторских навыков; повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу; подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу; отбор лучших учащихся для ДЮСШ. Содержание программы Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований. В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества. В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях. Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки. Методы и формы обучения Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия строятся так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий по 1 часу в неделю. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяются и отдельные занятиясеминары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

2 Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач планируется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный; круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: — в целом; — по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ Всего: 1 История развития волейбола Общие основы волейбола 2 Правила игры и методика судейства 1 ч 3 Техническая подготовка волейболистов. Физическая подготовка 1 ч 4 Методика тренировки волейболистов 1 ч Изучение техники игры в волейбол 1 ч Техника нападения: 5 Перемещения 1 ч 6 Стойки 1 ч 7-8 Подачи 2ч 9-10 Передачи 2ч Нападающие удары 2ч Техника защиты: Перемещения 2ч Прием мяча 2ч Блокирование 2ч Изучение тактики игры в волейбол Тактика нападения: Индивидуальные действия 2 ч Групповые действия 2 ч Командные действия 2 ч Тактика защиты: Индивидуальные действия 2 ч Групповые действия ч Командные действия 2 ч Игра по правилам с заданием 5 ч Итого: 35 ч.

4 Календарно-тематический план занятия Колич. часов Темы Содержание материала Дата проведения план факт 1 1 История развития волейбола 2 1 Правила игры и методика судейства 3 1 Техническая подготовка волейболиста. Физическая подготовка 4 1 Методика тренировки волейболистов Становление волейбола как вида спорта Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры. Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные задачи технической подготовки. Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка — необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения. Определения и исправления ошибок. Задачи тренировочного процесса. Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость) Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовка. Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений. Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке. Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки. Виды контрольных тестов по физической подготовке. Проведение тестирования. Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры. Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств. Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам. Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике. Изучение техники игры в волейбол 5 1 Стартовые стойки Устойчивая, основная; статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка. 6 1 Освоение техники Техника стоек, перемещений

Читайте так же:  Нотариус самара торопова

5 перемещений, стоек волейболиста в нападении 7 1 Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в защите 8 1 Обучение технике нижней прямой подачи. Обучение технике нижней боковой подачи 9 1 Обучение технике верхней прямой подачи. Обучение техники верхней боковой подаче Обучение укороченной подачи. Обучения технике верхних передач Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки). Обучение технике передач снизу Обучение технике нападающих ударов Обучение технике приема подач. Обучение технике приема мяча с падением 18 2 Обучение технике блокирования волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места). Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону. подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче; специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче; подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче; специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче; подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче; специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче; подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче; специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче; специальные упражнения для обучения укороченной подаче подача на точность; Техника передачи двумя сверху Техника передачи в прыжке над собой, назад подводящие упражнения для обучения: с набивными мячами, с баскетбольными мячами; специальные упражнения в парах на месте; специальные упражнения в парах с перемещением; подводящие упражнения с набивными мячами; имитационные упражнения с волейбольными мячами; специальные упражнения индивидуально у стены; специальные упражнения в группах через сетку; упражнения для обучения передаче одной снизу подводящие упражнения с набивным мячом; упражнения для обучения напрыгиванию; упражнения с теннисным мячом; упражнения для обучения замаху и удару по мячу; специальные упражнения у стены в опорном положении; специальные упражнения у стены. упражнения для обучения перемещению игрока; имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения); специальные упражнения в парах без сетки; — на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок, на руки — грудь упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков; имитационные

6 (подвижное, неподвижное) упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения); имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре); специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре); упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные) Изучение тактики игры в волейбол Тактика нападения: 19 1 Обучение и совершенствование индивидуальных действий 20 1 Обучение действиям 21 1 Обучения действиям при выполнении первых передач на удар 22 1 Обучения тактике нападающих ударов 23 1 Обучение действиям блокирующего игрока 24 1 Обучение отвлекающим действиям при нападающем ударе Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом(короткие, средние, длинные), двумя с поворотом, без поворота одной рукой. При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабления и растяжения. Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке. Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока. Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП. Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости. Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы. Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Учебная игра. Упражнения для развития гибкости. Обучение технико- действиям нападающего игрока (блок-аут). Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений Обучение Подбор упражнений для воспитания

7 групповым защите внутри линии и между линиями 26 1 Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов.применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов 27 1 Обучения действиям при приеме подач 28 1 Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего. Обучение групповым нападении через игрока передней линии 29 1 Обучение командным нападении 30 1 Обучение командным защите Техника безопасности на учебнотренировочных занятиях и соревнованиях прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра. Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны. Техникотактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра. Обучение приему мяча от сетки. Обучения действиям при приеме нападающих ударов Развитие координации. Учебная игра. Передача мяча одной рукой в прыжке. Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары). Обучение групповым нападении через выходящего игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра. Учебная игра с заданием. Учебная игра с заданием. Внутришкольные соревнования Поурочный учебный план состоит из 35 занятий продолжительностью 1 час каждый. Материально-техническое обеспечение занятий Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь: 1. Сетка волейбольная — 1 шт. 6. Мячи набивные (масса 1 кг) — 25 шт. 2. Гимнастические стенки шт. 7. Мячи волейбольные (для мини-волейбола) — 3. Гимнастические скамейки шт. 30 шт. 4. Гимнастические маты — 3 шт. 8. Рулетка-2 штуки. 5. Скакалки — 30 шт. 9. Макет площадки с фишками — 1 комплект.

Рабочая программа секции «Волейбол» в школе для 4-5 классов

Аникина Е. В. Учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 55»

Рабочая программа секции «Волейбол».

Волейбол — один из самых популярных видов спорта среди обучающихся школы № 55. Соревнования по волейболу включены в план спортивно — массовых и оздоровительных мероприятий школы, команда школы участвует в первенстве Калининского района по волейболу. Занятия по волейболу — эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Современный волейбол — вид спорта, требующий от ученика атлетической подготовки и совершенного овладения технико-­тактическими навыками игры. Проводя занятия секции «Волейбол» в школе, прежде всего, необходимо позаботиться о предотвращении травм: провести хорошую разминку, особенно уделяя внимание кистям рук и голеностопу, а также научиться навыкам работы с волейбольным мячом: для этого будущим игрокам можно в парах или по кругу передавать мяч.

Программа работы секции волейбола составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.
Программа работы секции волейбола включает пояснительную записку, учебно-тематические планы работы . В пояснительной записке показано место волейбола в системе физического воспитания; определены цели и задачи работы секции .
Рабочая учебная программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2005г.).

Цель занятий:
Повышение уровня физического развития подростков.
Подготовка спортивного резерва.

Приобщение учащихся к здоровому образу жизни, формирование сборной команды школы для участия в соревнованиях по волейболу.

О бучение основам техники и тактики игры в волейбол ;

1 — формирование знаний и умений по организации самостоятельных занятий по волейболу;

2 — совершенствование технико-тактических действий игры в волейбол;

— Повышение об щей физической подготовленности;

— совершенствование двигательных функций и повышение общей работоспособности;

— развитие основных физических качеств;

— совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций. воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремленности, чувства коллективизма. Формы и режим занятий. Формы обучения: учебно-тренировочное занятие (фронтальный, групповой, поточный)

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 раза в неделю

Краткое содержание изучаемого курса.

1. Физическая культура и спорт в России.
Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
2. История развития волейбола.
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире.
3. Влияние физических упражнений на организм человека
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма.
4. Гигиена волейболиста
Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
5. Техническая подготовка.
Обучение технике — важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы:
— перемещения,
— подачи,
— передачи,
— нападающие удары,
— блокирование.
6. Тактическая подготовка
Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений — это:
— умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях,
— умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
— умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.

Читайте так же:  Земельный налог начисления

Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения:
— перемещения,
— прием нападающего удара
прием подачи,
передачи,
— подача мяча,
— нападающие удары,
— блокирование.
Тактика нападения и тактика защиты:
— индивидуальные действия,
— групповые действия,
— командные действия.
7. Правила игры в волейбол
Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
8. Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Спортивные игры: баскетбол, футбол
Подвижные игры и эстафеты
9. Специальная физическая подготовка.
— прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
— упражнения с набивными и теннисными мячами,
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера
— игры и эстафеты с препятствиями.
10. Контрольные испытания.
— Контрольные испытания по общей физической подготовке
— Контрольные испытания по технической подготовке
11. Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
12. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры

Общее количество часов -170

Кол-во часов неделю.

Введение. История возникновения волейбола. Правила игры. Игровое поле и инвентарь.

Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи. Правила игры. Игровое поле и инвентарь.

Рабочая программа на тему:
Рабочая программа по волейболу для ГНП-1

Рабочая программа по волейболу для группы начальной подготовки первого года обучения разработана на основе Дополнительной предпрофессиональной программы по виду спорта «Волейбол», утвержденной на заседании педагогического совета МБОУДО ДЮСШ, протокол №7 от 22.05.2015.

Предварительный просмотр:

IV.План воспитательной работы ………………..………………….

VI.Перечень информационного обеспечения программы ……….

Рабочая программа по волейболу для группы начальной подготовки первого года обучения разработана на основе Дополнительной предпрофессиональной программы по виду спорта «Волейбол», утвержденной на заседании педагогического совета МБОУДО ДЮСШ, протокол №7 от 22.05.2015, а также следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ).
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р).
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. Приказ Минспорта России от 27.12.2013 №1125
    «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
  6. Приказ Минспорта России от 12.09.2013 №730
    «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».
  7. Приказ Минспорта России от 12.09.2013 №731
    «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта».
  8. Федеральные стандарты спортивной подготовки по волейболу.
  9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования.
  10. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа Целинского района.

На отделение волейбол в группу начальной подготовки первого года обучения принимаются дети с 12,13 лет.

Зачисление обучающихся в МБОУДО ДЮСШ производится по письменному заявлению на имя директора МБОУДО ДЮСШ одного из родителей (законных представителей) обучающегося при наличии медицинского заключения о допуске к тренировочным занятиям по избранному виду спорта на основании решения приемной комиссии.

Минимальная наполняемость группы – 15 человек.

Количество занятий в неделю – 3 дня по 2 академических часа.

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Срок реализации программы – 1 год.

Цели и задачи этапа начальной подготовки:

Цель: овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепления здоровья, всестороннее воспитание физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, гибкости, ловкости, общей выносливости .

Цели и задачи первого года обучения этапа начальной подготовки:

Цель: осуществление физкультурно- оздоровительной и воспитательной работы, направленной на разностороннюю физическую подготовку.

— обеспечить разностороннюю физическую подготовку учащихся на основе учебной программы по физической культуре;

— прививать интерес к систематическим занятиям волейболом;

— выявлять перспективных детей и подростков для последующего совершенствования их спортивного мастерства в учебно-тренировочных группах.

Особенности методической системы преподавания волейбола

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей к занятиям спортом.

Достаточное время должно уделяться обучению и совершенствованию техники волейбола. В это время закладывается техническая основа для дальнейшего технического совершенствования.

На этом этапе не должны проводится занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение занятий избирательной направленности и однообразного монотонного учебного материала.

В группах начальной подготовки 1 года обучения юные волейболисты изучают основы техники волейбола, индивидуальную и элементарную групповую тактику игры, осваивают процесс игры в соответствии с правилами волейбола, получают теоретические сведения о врачебном контроле, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, технике, основах тактики и правилах игры в волейбол.

Учебный план также рассчитан на 52 недели.

Группа начальной подготовки

Кол-во часов в неделю

Кол-во тренировок в неделю

Общее кол-во часов в год

Общее кол-во тренировок в год

Соотношение объёмов тренировочного процесса

Группа начальной подготовки

Общая физическая подготовка (%)

Специальная физическая подготовка(%)

Тактическая, теоритическая, психологическая подготовка, медико-восстановительные мероприятия.(%)

Технико-тактическая (интегральная) подготовка (%)

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика(%)

II. Календарно-тематическое планирование

Учебный план-график распределения учебных часов по волейболу для I года обучения в группах начальной подготовки.

I. Теоретические занятия

II. Практические занятия

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Инструкторская и судейская практика

Промежуточная и итоговая

  1. Общая физическая подготовка

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях. Бег: 20,30,60 м, повторный бег — два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет). Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет). Эстафетный бег с этапами до до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега.

Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках, с поясом-отягощением или в куртке с отягощением. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, по подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.

Читайте так же:  Займы под залог квартиры иркутск

Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены (с 14 лет — прыжки на одной ноге).

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.д.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх -одной. В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).

Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки; для подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу, стоя, в прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен лицом; подача нижняя прямая на точность в зоны — по заданию; передача мяча через сетку на «свободное» место, на игрока, слабо владеющего приемом мяча.

Групповые действия : взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче, игроков задней и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3 (2) при приеме подачи.

Командные действия : система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2).

Индивидуальные действия: выбор места при приеме мяча, направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от соперника-сверху или снизу.

Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5,1 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (обманы); игроков зон 4 и 2 с игроком зоны;

Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, при системе игры «углом вперед».

Техника нападения: 1. Перемещения и стойки: стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.

Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шнуре; над собой — на месте и после перемещения различными способами; с набрасывания партнера — на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4,6-3- передачи в стену с изменением высоты и расстояния — на месте и в сочетании с перемещениями; на точность с собственного подбрасывания и партнера.

Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и в прыжке, после перемещения.

Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в стену — расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м; через сетку — расстояние 6 м.

Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя на коленях на гимнастическом месте, стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах — стоя и в прыжке; бросок теннисного (хоккейного) мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку.

  1. Промежуточная и итоговая аттестация

Промежуточная аттестация проводится ежегодно в начале и конце учебного года (сентябрь-май), для приема контрольных нормативов создается аттестационная комиссия из представителей администрации, методиста и старшего тренера-преподавателя отделения, утверждается план проведения промежуточной аттестации.

Практическая часть аттестации проводится в виде сдачи контрольно-переводных нормативов по ОФП. Нормативы принимаются во время тренировочного занятия в соответствии с планом проведения аттестации.

Учащиеся , успешно выполнившие все требования, переводится на следующий год обучения или зачисляется на следующий этап подготовки.

Учащиеся, не выполнившие переводные требования, на следующий этап не переводятся, продолжают повторное обучение в группе этого же года (но не более 1 раза). При повторном невыполнении норм, такие учащиеся переводятся в группу спортивно-оздоровительного этапа.

Интегральная подготовка направлена на координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства — технической, тактической, физической, психологической и теоретической подготовленности. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере формируется вследствие узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, направленный на объединение сторон подготовленности, качеств и способностей. Его цель — обеспечить слаженность и эффективность комплексного проявления всех многообразных составляющих, которые в совокупности определяют успешность соревновательной деятельности.

Соревновательную деятельность можно рассматривать, как управляемую сознанием психическую и физическую активность, направленную посредством соревновательных действий на достижение победы над соперником.

Соревновательная деятельность — это и совместная деятельность спортсменов, тренеров-преподавателей и специалистов по наиболее полной реализации тренировочных эффектов и других факторов в условиях официальных соревнований.

Содержание соревновательной деятельности составляют соревновательные действия, специфичные и отвечающие правилам в каждом виде спорта. Отдельное соревновательное действие состоит из движений, объединенных в целостное двигательное действие. Соревновательные действия в свою очередь могут объединяться в более крупные структуры (связки, комбинации и др.). Освоение спортсменом соревновательных действий и умение эффективно их применять в соревнованиях формируют у него поведенческую структуру соревновательной деятельности.

Для успешного выступления в соревнованиях необходима специальная соревновательная подготовка, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Одной тренировочной деятельности, какой бы она ни была качественной, для успеха в соревнованиях недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами — обязательное условие для развития и совершенствования у спортсменов необходимых соревновательных качеств. По отношению к основным соревнованиям все предшествующие — подводящие и контрольные служат целям соревновательной подготовки к эффективному выступлению в основных соревнованиях.

Участие в соревнованиях МБОУДО ДЮСШ проводимые 2 раза в год (осенние и весенние турниры).

IV. План воспитательной работы

Беседа: По антитеррористической безопасности.

Беседа: О вредном влиянии на организм курения, алкоголя, наркомании, токсикомании». Беседа: Закаливание организма.

В течении учебного года постоянная работа с родителями, классными руководителями и учителями физкультуры.

Беседа. Воспитание волевых качеств.

Беседа: Про антитеррористические мероприятия.

Беседа: Что такое дисциплина и уважение к старшим.

Беседа: Как вести себя во время тренировок и соревнований.

Беседа: Как вести себя в общественных местах.

Беседа: Как вести себя в зимнее время на водоемах и на проезжей части.

Беседа: Первая медицинская помощь при травмах.

Беседа: О нравственном воспитании спортсмена.

Беседа: Правила организации и проведения соревнований.

Анкетирование родителей, законных представителей обучающихся.

Беседа: О дружбе и уважении друг другу.
Беседа: О ветеранах спорта.

Беседа: Какие бывают нагрузки на различные группы мышц.
Беседа: О знаменитых спортсменах.

Беседа: О здоровой еде и правильном питании.
Беседа: О правилах дорожного поведения.
Беседа: Лето, море и отдых.

Беседа: О поведении на водоемах во время каникул.
Беседа: Подведение итогов за год обучения.

V. Контрольные нормативы

КОНТРОЛЬНО-ПРИЕМНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ юноши

Группа начальной подготовки 1 года обучения