Ответственность за нарушение избирательных прав в рф

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:

а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,

б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,

в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей,

г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона,

д) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей),

е) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,

ж) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, на заверение копий указанных документов,

з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,

и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,

к) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом,

л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании,

м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений,

н) препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,

о) препятствующие голосованию на избирательных участках,

п) нарушающие тайну голосования,

р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,

с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,

т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,

у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,

ф) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,

х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей,

ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие мер по пресечению таких нарушений.

2. Участковая, территориальная, окружная избирательные комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Ответственность за нарушение избирательных прав в рф

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Уголовная ответственность за нарушения законодательства о выборах

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Статьей 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Гарантом соблюдения положений Конституции Российской Федерации выступают различные отрасли права, в том числе уголовное право, нормы которого устанавливают уголовную ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за следующие преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов и установлением их результатов:

— воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141);

— нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума (статья 141.1);

— фальсификация избирательных документов, документов референдума (статья 142);

— фальсификация итогов голосования (статья 142.1).

Санкция части 2 статьи 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; группой лиц по предварительному сговору либо преступной группой) предусматривает наиболее строгое наказание за нарушения законодательства о выборах в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Объем криминализации деяний, нарушающих избирательные права граждан, во многом обусловлен особенностями избирательной системы и порядком голосования, установленными законодательством того или иного государства. Так, частью 3 статьи 141 УК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Указанная норма характерна лишь для российского уголовного закона, отражающего такую особенность организации национальной избирательной системы, как использование комплексов средств автоматизации.

В УК РФ объективная сторона данного вида преступления охватывается диспозицией ст. 141 и состоит в воспрепятствовании работе избирательных комиссий.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом и наличием цели — повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Субъектом преступления является должностное лицо.

В настоящий момент с развитием института выборов возникают новые формы преступных посягательств, связанных с использованием «грязных» технологий и так называемого «черного пиара», в том числе с помощью средств массовой информации, требующие закрепления в нормах статей УК РФ. При проведении выборов всех уровней широко распространенным явлением стал «вброс» незадолго до дня голосования или в день голосования печатных агитационных материалов по дискредитации политических оппонентов.

Ответственность за нарушение избирательных прав в рф

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В качестве единственного носителя суверенитета и источника власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

При этом особою важность представляет обеспечение прозрачности и законности избирательного процесса. Уголовно-правовая охрана конституционного строя Российской Федерации и конституционных прав и свобод человека и гражданина является одной из задач Уголовного кодекса Российской Федерации, статьями 141, 141.1, 142, 142.1 которого предусмотрена уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

В частности, частью 1 ст. 141 УК РФ установлено, что уголовно наказуемым является воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Одним из квалифицирующих признаков, ужесточающих уголовную ответственность за такие действия является подкуп, в том числе избирателей.

Таким ненадежным и уголовно наказуемым способом воспользовался один из жителей Республики Коми, зарегистрировавшийся в 2015 году кандидатом в депутаты совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» 6 созыва. Действуя группой лиц по предварительному сговору с единомышленником, он совершил подкуп не менее 30 избирателей, проживавших на территории с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми, каждый из которых за денежное вознаграждение в размере 300 рублей должен был проголосовать за него на выборах. По результатам голосования «нечестный» кандидат не был избран депутатом, а его противоправные действия не остались незамеченными правоохранительными органами. В результате следователем следственного отдела по г. Сыктывкару следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми возбуждено уголовное дело по п. «а», «в» ч. 2 ст. 141 УК РФ, которое по результатам расследования направлено в суд. Приговором Сыктывдинского районного суда Республики Коми, вступившим в законную силу 28.03.2017, неудавшийся кандидат в депутаты осужден за указанное преступление к штрафу в размере 250 тыс. рублей.

Какая ответственность предусмотрена за нарушения законодательства о выборах?

6 Сентября 2018

Действующим законодательствам о выборах предусмотрено несколько видов юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах: конституционно-правовая, административная и уголовная.
1. Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах состоит в применении к виновным участникам выборов и референдумов определенных правовых санкций.
К ним относятся: предупреждение; отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); признание итогов голосования и результатов выборов, референдума недействительными; отмена решения о признании кандидата избранным и т.д.

2. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах предусмотрена КоАП РФ:
• за нарушения установленных законами о выборах правил информирования избирателей и проведения предвыборной агитации предусмотрена ст.ст. 5.5; 5.8 — 5.16; 5.48; 5.49; 5.51; 5.52; 5.38;
• в сфере финансового обеспечения выборов ст. 5.17 — 5.21; 5.50;
• в сфере работы с избирательной документацией и сведениями относятся нарушения, предусмотренные ст.ст 5.1; 5.4; 5.22 — 5.25; 5.46; 5.47; 5.56; 5.58;
• в сфере осуществления законной деятельности избирательных комиссий, членов избирательных комиссий, наблюдателей и иных участников избирательного процесса ст.ст. 5.3; 5.6;
• за нарушение иных прав участников избирательного процесса и принципа их равноправия административная ответственность установлена ст.ст 5.7; 5.45.

3. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства наступает за совершение общественно-опасного деяния, причинившего существенный вред общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательного права.
Статьями в уголовном законодательстве, посвященных посягательствам на избирательное права граждан, являются:
• воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 Уголовного кодекса РФ);
• нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ);
• фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ);
• фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ).

Подготовлено прокуратурой Советского района г. Рязани

Ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Основания и порядок привлечения к административной ответственности определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние – такое действие или бездействие, которое нарушает нормы законодательства о выборах и референдумах, других федеральных законов, ответственность за которое установлена КоАП РФ.

Квалификация административных правонарушений осуществляется с учетом положений следующих основополагающих нормативных правовых актов:

1) Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ;
2) федеральных законов, регламентирующих проведение выборов и референдумов;
3) законов Ульяновской области, регламентирующих проведение выборов и референдумов.

Субъектами административной ответственности могут быть юридические лица и физические лица (в том числе замещающие определенные должности) в органах государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссиях, комиссиях референдума, организациях, независимо от формы собственности. Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности только по достижению ими 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения.

В качестве юридических лиц, на которых может быть возложена административная ответственность за нарушение законодательства о выборах, выступают:

• организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание;
• редакции периодических печатных изданий, сетевых изданий;
• избирательные объединения;
• общественные объединения;
• благотворительные организации;
• религиозные объединения;
• кредитные организации (учреждения);
• полиграфические организации и др.

Составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и право на участие в референдуме, содержатся в главе 5 Особенной части КоАП РФ (статьи 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58).

Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом нарушения, административные правонарушения можно классифицировать по определенным группам:

1) нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума:

— неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума (статья 5.3 КоАП РФ);
— нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (статья 5.4 КоАП РФ);
— нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума (статья 5.56), и др.;

2) нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного и референдумного процессов:

— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ);
— нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации (статья 5.6 КоАП РФ);
— отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (статья 5.7 КоАП РФ) и др.;

3) нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и прав граждан на получение информации о выборах, референдуме, в том числе:

— нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (статья 5.5 КоАП РФ);
— нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (статья 5.8 КоАП РФ);
— нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (статья 5.9 КоАП РФ);
— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (статья 5.10 КоАП РФ);
— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (статья 5.11 КоАП РФ);
— изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (статья 5.12 КоАП РФ);
— непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (статья 5.13 КоАП РФ);
— умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму (статья 5.14 КоАП РФ);
— нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума (статья 5.15 КоАП РФ);
— нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов (статья 5.48 КоАП РФ);
— нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом (статья 5.49 КоАП РФ);
— невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий (статья 5.52 КоАП РФ);

Читайте так же:  Арбитражный суд самара госпошлина

4) нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании, кампании референдума:

— непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17 КоАП РФ);
— незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (статья 5.18 КоАП РФ);
— использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.19 КоАП РФ);
— незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20 КоАП РФ);
— несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (статья 5.21 КоАП РФ);

5) нарушения правил голосования и установления результатов выборов, референдума:

— подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16 КоАП РФ);
— незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (статья 5.22 КоАП РФ);
— сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (статья 5.23 КоАП РФ);
— нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (статья 5.24 КоАП РФ);
— непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (статья 5.25 КоАП РФ);
— нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требований о его изъятии. Нарушение порядка использования специального знака (марки). Использование заведомо поддельных открепительного удостоверения или специального знака (марки) (статья 5.58 КоАП РФ).

6) нарушение кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами по проведению референдума общих правил проведения избирательной кампании, кампании референдума:

— использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45 КоАП РФ);
— подделка подписей избирателей, участников референдума (статья 5.46 КоАП РФ);
— сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47 КоАП РФ);
— нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50 КоАП РФ).
Следует иметь в виду, что административная ответственность за некоторые правонарушения, связанные с выборами и референдумом, в частности, предусмотренные статьями 5.16, 5.18, 5.20 и 5.46 КоАП РФ, наступает только в том случае, если в действиях правонарушителя не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах и референдумах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

В отличие от административной ответственности, уголовную ответственность несут только физические лица.

Уголовная ответственность регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации , который насчитывает 5 статей, посвященных посягательствам на избирательные права и право на участие в референдуме граждан.

Данные статьи расположены в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» Уголовного кодекса Российской Федерации:

• статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий;
• статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
• статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума;
• статья 142.1. Фальсификация итогов голосования;
• статья 142.2. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Статья 79. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

Статья 79. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами.

Установление оснований и мер юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах относится к ведению Российской Федерации. Данные отношения могут регламентироваться нормативными правовыми актами только в форме федерального закона. За нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности: конституционно-правовая, административная и уголовная.

Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах состоит в применении к виновным участникам выборов и референдумов определенных правовых санкций. К ним относятся: предупреждение; отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); отказ в регистрации инициативной группы по проведению референдума или иной группы участников референдума; отмена регистрации кандидата (списка кандидатов); отмена регистрации инициативной группы по проведению референдума или иной группы участников референдума; признание итогов голосования и результатов выборов, референдума недействительными и отмена соответствующего решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; отмена решения о признании кандидата избранным.

Особой мерой конституционно-правовой ответственности является расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума (об основаниях и порядке расформирования комиссии см. комментарий к статье 31).

Административная ответственность 1 за нарушения законодательства о выборах и референдумах предусмотрена КоАП РФ (статьи 5.1–5.25, 5.45–5.52, 5.56).

В соответствии со статьей 5.1 КоАП РФ нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей (участников референдума) либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума) – влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати МРОТ 2 . В указанной норме КоАП РФ сформулировано три состава административных правонарушений: 1) нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей (участников референдума); 2) нерассмотрение в установленный федеральным законом срок заявления о неправильности в списке избирателей (участников референдума); 3) отказ выдать гражданину письменный ответ с указанием причины отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума). С объективной стороны данные административные правонарушения могут быть совершены в различных формах. Например, нарушение срока представления для ознакомления списков избирателей; отказ гражданину в ознакомлении со списком избирателей; нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в этом списке; отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей; выдача гражданину ответа в письменной форме без изложения мотивов отклонения заявления. Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется тем, что они могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются члены участковой комиссии, которые обязаны рассматривать заявления граждан. Как правило, это – председатели, заместители председателей и секретари данных комиссий.

_______________
1 В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 4 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что к законодательству об административных правонарушениях, которым следует руководствоваться при рассмотрении данной категории дел, относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, введенный в действие с 1 июля 2002 года, который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел. При этом в случае, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, применяются нормы международного договора, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, при этом судам необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская газета. 19 апреля 2005 года. № 80; См. также выписку из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 сентября 2006 года № 187-4-4 «О Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 9 (200).
2 В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление штрафов, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям // СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2729.

Административная ответственность за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, а также за непредставление сведений и материалов по запросу комиссии предусмотрена статьей 5.3 КоАП РФ. С объективной стороны неисполнение решения комиссии либо непредставление сведений и материалов по ее запросу осуществляется, как правило, в форме бездействия. Субъектами этих правонарушений являются должностные лица и юридические лица, на которых возложено исполнение решения избирательной комиссии или представление сведений и материалов. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены должностными лицами как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии со статьей 5.4 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти МРОТ. Данные правонарушения имеют специальный субъект – уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления (главы местных администраций, мэры районов и городов), командиры воинских частей. С субъективной стороны правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.

В статье 5.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов, включая нарушение порядка опубликования агитационных материалов. Указанная статья 5.5 КоАП РФ предусматривает ответственность представителей СМИ за нарушение правил информирования избирателей (пункты 2 и 5 статьи 55, статья 46 комментируемого Федерального закона).

Типичными административно-наказуемыми формами нарушения порядка опубликования агитационных материалов в СМИ являются: 1) отказ зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в предоставлении им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации; 2) нарушение правил выделения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации; 3) нарушение правил распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации; 4) нарушение правил резервирования и предоставления платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения агитации; 5) публикация в периодических печатных изданиях агитационных материалов без указания источника оплаты материала; 6) выпуск в эфир или публикация агитационных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда, фонда референдума; 7) оказание редакцией периодического печатного издания, публикующего агитационные материалы, предпочтения какому-либо кандидату или избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодического издания. С объективной стороны эти правонарушения могут быть совершены в форме действия или бездействия. Субъектами правонарушений являются главные редакторы как должностные лица СМИ, а также юридические лица – организации, осуществляющие теле– и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск или распространение СМИ. Применительно к индивидуальным субъектам субъективная сторона правонарушений характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.

Привлечение СМИ к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 5.5 КоАП РФ, имеет преюдициальное значение для последующего привлечения данного средства массовой информации за повторное административно-наказуемое нарушение законодательства о выборах и референдумах к мере правового воздействия в виде временного приостановления выпуска СМИ до момента окончания голосования на выборах. Основания и порядок приостановления выпуска средства массовой информации за указанное нарушение регламентированы в статье 16 1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». При этом необходимо иметь в виду, что для применения указанной меры ответственности повторное правонарушение должно быть совершено только после вступления в законную силу постановления суда, которым данная организация, осуществляющая выпуск или распространение СМИ, признана виновной в совершении административного правонарушения. Если же несколько правонарушений совершены до вступления в силу постановления суда, применение подобной меры невозможно.

Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий документов влечет административную ответственность на основании части 1 статьи 5.6 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ, а на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ. Нарушение установленных законом наблюдательных и информационных прав отдельных участников избирательного и референдумного процесса может быть осуществлено как в форме противоправных действий (например, устный или письменный отказ наблюдателю в ознакомлении с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования), так и в форме противоправного бездействия (например, невыполнение без всяких объяснений требования представителя средства массовой информации по выдаче копии протокола об итогах голосования или о результатах выборов). Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица. Правонарушение может быть совершено как с умышленной формой вины, так и по неосторожности.

Административная ответственность наступает и за выдачу председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом комиссии с правом решающего голоса наблюдателям и иным лицам заверенной копии протокола комиссии об итогах голосования, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом официальном экземпляре соответствующего протокола (часть 2 статьи 5.6 КоАП РФ). Совершение этого правонарушения влечет наложение на виновных лиц административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ.

В соответствии со статьей 5.7 КоАП РФ отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ. Отказ в предоставлении отпуска или в освобождении от работы может быть совершен в форме неправомерного бездействия (неиздания приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска или освобождении от работы) либо в форме неправомерного действия (письменного или устного отказа в предоставлении отпуска или освобождении от работы). Для квалификации правонарушений не имеет значения мотивация отказа в предоставлении отпуска или освобождении от работы. Достаточно, чтобы зарегистрированный кандидат, доверенное лицо или член комиссии с правом решающего голоса представил администрации (работодателю) письменное заявление о предоставлении отпуска (освобождении от работы) и документ, подтверждающий специальный статус заявителя (например, копия соответствующего решения комиссии). Данные правонарушения могут быть совершены только специальным субъектом – теми руководителями организаций и учреждений любых форм собственности, которые обладают правами найма (назначения на должность) и увольнения работников, а также предоставления им соответствующих отпусков. Субъективная сторона правонарушений характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.

Читайте так же:  Приказ мчс россии 70 от 12.02.2012

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации , агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле– и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях квалифицируется как административное правонарушение на основании статьи 5.8 КоАП РФ. С объективной стороны нарушение установленных законом порядка и условий проведения агитации через СМИ может выражаться в совершении разных неправомерных деяний (действий и бездействия). В частности, к таким деяниям относятся: 1) использование зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения предвыборной агитации без предварительной оплаты этих эфирного времени и печатной площади либо с оплатой, но не в полном объеме; 2) непредставление зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями средству массовой информации копии платежного документа с отметкой филиала Сбербанка России об оплате в полном объеме стоимости эфирного времени или выделенной печатной площади; 3) использование зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями предоставленного им бесплатного эфирного времени либо бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения; 4) проведение агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях лицами, замещающими государственные должности или выборные муниципальные должности, когда указанные лица не являются зарегистрированными кандидатами в депутаты или на выборные должности. Субъектами правонарушения являются: кандидаты; избирательные объединения; члены или уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума (иной группы референдума); иные лица, уполномоченные выступать от имени кандидата, избирательного объединения, или привлеченные указанными лицами к проведению предвыборной агитации; лица, замещающие государственные должности или выборные муниципальные должности. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено указанными лицами как умышленно, так и по неосторожности.

Согласно статье 5.9 КоАП РФ нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц – в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц – в размере от двухсот до трехсот МРОТ. С объективной стороны правонарушение выражается в совершении деяний (действий или бездействия), нарушающих именно те условия рекламы, которые предусмотрены законодательством о выборах и референдумах. К таким условиям в соответствии с пунктом 4 статьи 56 комментируемого Федерального закона относятся: а) оплата рекламы из избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума; б) запрет на проведение рекламы в день голосования и в день, предшествующий дню голосования. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах также является административным правонарушением и влечет ответственность на основании статьи 5.10 КоАП РФ. Совершение этого правонарушения наказывается наложением административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ, на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц в размере от двухсот до одной тысячи МРОТ.

Административная ответственность за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению агитации несовершеннолетних лиц, которые не достигнут на день голосования 18 лет, предусмотрена статьей 5.11 КоАП РФ. Наказание за совершение этого правонарушения штраф, который налагается на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц в размере от двухсот до трехсот МРОТ.

Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований закона квалифицируется как административное правонарушение по статье 5.12 КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 5.12 КоАП РФ изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, о дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке влечет наложение административного штрафа – на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц – в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц – в размере от пятисот до одной тысячи МРОТ. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов влечет штрафную административную ответственность (часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 5.13 КоАП РФ непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации расценивается законодателем как административное правонарушение. Его совершение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц – в размере от ста до двухсот МРОТ. Оценка опубликованной информации с точки зрения ее способности нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата носит формальный характер и зависит от того, потенциально порочат кандидата или нет опубликованные о нем сведения. Сам факт опубликования негативных сведений о кандидате, независимо от того, соответствуют они действительности или нет, насколько обосновано опровержение или иное разъяснение кандидата, порождает юридическую обязанность СМИ предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение либо иное разъяснение в свою защиту. Порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица. Субъектами правонарушения по статьей 5.13 КоАП РФ могут быть только должностные лица СМИ (главные редакторы, их заместители, ответственные секретари и др.) и сами СМИ как юридические лица. Правонарушение может быть совершено должностными лицами как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам или референдуму выражается в виде наложения на виновных лиц штрафа в размере от пяти до десяти МРОТ (статья 5.14 КоАП РФ). Предметом этого правонарушения выступают печатные материалы, относящиеся к выборам (информационные и агитационные печатные материалы). Последние признаются предметом правонарушения при условии их вывешивания на законных основаниях на зданиях, сооружениях или иных объектах. С объективной стороны правонарушение может совершаться в форме уничтожения, повреждения законно вывешенных информационных или агитационных печатных материалов, а также их порчи путем нанесения на них надписей или изображений. Уничтожение означает такое внешнее воздействие на печатные материалы, в результате которого они прекращают свое физическое существование либо приводятся в полную непригодность для использования по целевому назначению. Например, срыв и разрывание плаката, сожжение вывешенного плаката, обезображивание плаката кислотой, заливание плаката краской и др. При уничтожении печатные материалы не могут быть восстановлены путем реставрации. Повреждение выражается в таком внешнем воздействии на печатные материалы, при котором они качественно ухудшаются, но могут быть восстановлены (отреставрированы). Например, отрыв небольшой части плаката, когда возможно склеивание частей плаката. Порча совершается без физического повреждения печатного материала путем нанесения на него надписей или изображений. Как прямо указано в статье 5.14 КоАП РФ данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Неосторожное уничтожение или повреждение информационных и агитационных печатных материалов не может влечь административную ответственность по данной статье КоАП РФ.

В соответствии со статьей 5.15 КоАП РФ нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями (участниками референдума), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ. Правонарушение может быть совершено как в форме неправомерного действия (например, незаконный отказ кандидату в предоставлении помещения для встречи с избирателями), так и в форме неправомерного бездействия (например, нерассмотрение должностным лицом заявления зарегистрированного кандидата о предоставлении помещения для встречи с избирателями). Субъектами правонарушения являются должностные лица государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений, которые в рамках своих служебных обязанностей регулируют пользование соответствующими помещениями. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Отказ должностного лица в предоставлении помещения, непригодного для проведения массового мероприятия, например, находящегося в аварийном или пожароопасном состоянии, не является основанием его привлечения к ответственности по статье 5.15 КоАП РФ. Такой отказ должен признаваться правомерным.

Большую общественную вредность имеют подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах. Административная ответственность за эти правонарушения предусмотрена статьей 5.16 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа: на граждан – в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ; на должностных лиц – в размере от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц – в размере от трехсот до пятисот МРОТ. С объективной стороны подкуп избирателей выражается в совершении одного из следующих действий, запрещенных пунктом 2 статьи 56 комментируемого Федерального закона: 1) вручение избирателям (участникам референдума) денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); 2) вознаграждение избирателей (участников референдума), выполнявших организационную работу (сбор подписей избирателей, агитационная работа), в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение; 3) проведение льготной распродажи товаров, которая состоит в организации и проведении торговли товарами со специально оговоренной скидкой, по льготной рассрочке платежа либо по ценам, которые являются ниже цен, сложившихся или установленных в данной местности на такие же или аналогичные товары; 4) бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; 5) предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях; 6) воздействие на избирателей (участников референдума) посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования) либо оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Субъектами правонарушения являются: кандидаты; избирательные объединения и их доверенные лица и уполномоченные представители; члены и уполномоченные представители инициативных и иных групп по проведению референдума; другие лица и организации при проведении ими предвыборной агитации. Участие в агитации выражается в осуществлении самой агитационной деятельности (распространение печатных агитационных материалов, агитационное выступление при проведении массового мероприятия и др.), а также в выполнении различных организационно-вспомогательных функций (дежурство, наблюдение за порядком, распорядительство при проведении агитационного мероприятия, организация питания участников агитационного мероприятия), способствующих проведению агитации или связанных с проведением агитационных мероприятий. В последнем случае, лица и организации, осуществляющие организационно-вспомогательную деятельность, не являются по закону субъектами агитации. Подкуп избирателей (участников референдума), соединенный с воспрепятствованием свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или с нарушением тайны голосования, влечет уголовную ответственность на основании части 2 статьи 141 УК РФ.

Статьей 5.17 КоАП РФ установлена ответственность участников выборов, референдумов, а также должностных лиц кредитных организаций за непредоставление в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, а также за неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений. Субъектами этих правонарушений являются кандидаты, лица, избранные депутатами или на выборную должность, уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Ответственность председателя избирательной комиссии, комиссии референдума за непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений в СМИ для опубликования предусмотрена частью 2 статьи 5.17 КоАП РФ. Субъектом данного правонарушения является только председатель соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. Правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Согласно статье 5.18 КоАП РФ незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума влечет наложение на виновных лиц административного штрафа. По статье 5.18 КоАП РФ квалифицируются 1) действия по использованию денежных средств помимо средств собственн+ого избирательного фонда, фонда референдума; 2) действия, выразившиеся в превышении установленных законом предельных размеров расходования денежных средств из избирательного фонда, фонда референдума; 3) действия по расходованию денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законом цели; 4) действия по использованию денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

Субъектами этих правонарушений являются граждане и юридические лица. Правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Незаконное использование финансовой поддержки в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда (фонда референдума) влечет уголовную ответственность на основании части 2 статьи 141 1 УК РФ.

За использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума административная ответственность наступает на основании статьи 5.19 КоАП РФ. С объективной стороны незаконная материальная поддержка выражается в передаче не финансовых, а материальных средств. Поэтому предметом этого правонарушения являются любые материальные ценности, пригодные для использования при проведении выборов, референдума. Например, компьютерная техника, оргтехника, канцелярские товары, бумага и др. Предмет правонарушения подлежит обязательной конфискации в качестве дополнительного административного наказания. Незаконной признается материальная поддержка, которая оказывается в целях проведения избирательной кампании, кампании референдума помимо средств соответствующего фонда, т.е. без оплаты из средств соответствующего фонда. Оплата материальной поддержки из других источников (за исключением избирательного фонда, фонда референдума) не влияет на квалификацию такой поддержки в качестве незаконной. Административная и уголовная ответственность установлена не только за использование незаконной финансовой и материальной поддержки, но и за само оказание финансирования и иной материальной поддержки избирательной кампании, кампании референдума, а также за другие однородные финансовые нарушения (статья 5.20 КоАП РФ, а если такая поддержка оказана в крупных размерах, то часть 1 статьи 141 1 УК РФ).

Читайте так же:  Налог на частный дом более 100 кв м

Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.21 КоАП РФ. С объективной стороны это правонарушение выражается в неперечислении либо перечислении с нарушением установленных сроков определенными органами (организациями) денежных средств соответствующим организаторам и участникам выборов и референдумов. Субъектами правонарушения могут быть только должностные лица, ответственные за перечисление соответствующих денежных средств (начальники финансовых управлений, управляющие банками, начальники отделений связи).

Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме признается административным правонарушением в соответствии со статьей 5.22 КоАП РФ. С объективной стороны это правонарушение выражается в совершении следующих деяний: 1) выдаче бюллетеня гражданину, чтобы он проголосовал за других лиц или более одного раза в ходе одного и того же голосования; 2) выдаче гражданину заполненного бюллетеня. Для совершения данного правонарушения достаточно выдать гражданину хотя бы один незаполненный бюллетень для того, чтобы он проголосовал не за себя, а за других лиц, либо заполненный бюллетень для опускания его в ящик для голосования (в КОИБ). При этом не имеет правового значения желание гражданина проголосовать за родственника, соседа, с согласия этих и других лиц, или нет. Правонарушение признается совершенным и в тех случаях, когда гражданин неправомерно получил бюллетень и не успел проголосовать за другое лицо. Правонарушение имеет специальный субъект: членов участковой или территориальной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса. Именно эти лица имеют право выдавать гражданам бюллетени при проведении голосования (в том числе и досрочного). Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется тем, что оно может быть совершено только умышленно. При этом квалифицирующее значение имеет цель незаконной выдачи бюллетеня – предоставление возможности гражданину проголосовать за других лиц либо проголосовать хоть и от себя, но по заранее заполненному бюллетеню. Незаконная выдача бюллетеня без указанной цели не влечет ответственности по статье 5.22 КоАП РФ. Например, выдача гражданину незаполненного бюллетеня для его личного голосования на основании ненадлежащего документа, удостоверяющего его личность (по предъявлении не паспорта, а водительского удостоверения).

В соответствии со статьей 5.23 КоАП РФ сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц. Объективная сторона сокрытия остатков тиражей бюллетеней состоит в тайном незаконном изъятии и утаивании (сокрытии) части тиража бюллетеней, подлежащей в соответствии с законом уничтожению. Остатком тиража бюллетеней является совокупность бюллетеней, изготовленная в рамках одного тиража по заказу соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума сверх заказанного количества. С субъективной стороны сокрытие остатков тиражей бюллетеней может быть совершено только умышленно.

Согласно части 1 статьи 5.24 КоАП РФ нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати МРОТ. Как показывает анализ правоприменительной практики, типичными формами нарушения порядка подсчета голосов избирателей (участников референдума) являются следующие деяния: 1) допуск к совершению действий по подсчету голосов лиц, которые не являются членами участковой комиссии с правом решающего голоса; 2) вскрытие ящиков для голосования без предварительной проверки неповрежденности печатей (пломб) на них; 3) проведение подсчета голосов с перерывом (перерывами) до установления итогов голосования; 4) нарушение правил погашения неиспользованных избирательных бюллетеней; 5) неприменение увеличенной формы протокола об итогах голосования при проведении подсчета голосов; 6) нарушение установленной законом последовательности внесения суммарных данных в протокол об итогах голосования; 7) проведение непосредственного подсчета голосов лицами, которые не являются членами избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (например, членами комиссий с правом совещательного голоса, муниципальными служащими); 8) нарушение правил сортировки бюллетеней при подсчете голосов; 9) заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. За нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» частью 2 статьи 5.24 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ.

Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов, референдумов является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.25 КоАП РФ. Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) руководителей избирательных комиссий, комиссий референдума, которые заключаются в непредоставлении либо несвоевременном предоставлении (т.е. после истечения установленных законом сроков) сведений об итогах голосования участникам выборов и референдумов, средствам массовой информации соответственно для ознакомления и опубликования. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Размеры установленных статьей 5.25 КоАП РФ административных штрафов находятся в прямой зависимости от должностного статуса субъектов правонарушения: для председателей вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума предусмотрены более высокие размеры административных штрафов.

Административная ответственность за использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума предусмотрена статьей 5.45 КоАП РФ. С объективной стороны использование преимуществ должностного или служебного положения состоит в совершении лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, государственными или муниципальными служащими, должностными лицами организаций всех форм собственности (кроме политических партий) действий, перечисленных в пункте 5 статьи 40 комментируемого Федерального закона.

Субъект данного правонарушения специальный – лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, а также государственный или муниципальный служащий, должностное лицо организации любой формы собственности (кроме политической партии). С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии со статьей 5.46 КоАП РФ подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, а равно заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, либо уполномоченным лицом, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ. Если подделка подписей совершена по предварительному сговору группой лиц, то за нее предусмотрена частью 2 статьи 142 УК РФ уголовная ответственность. Объективная сторона подделки подписей избирателей (участников референдума) состоит в незаконной простановке подписи на подписном листе за другое лицо, являющееся избирателем или участником референдума. Заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) выражается в простановке соответствующей удостоверительной подписи в подписном листе уполномоченным лицом. При этом лицо должно осознавать, что оно удостоверяет заведомо подделанные подписи.

Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом, признается административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.47 КоАП РФ. Согласно этой норме участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума, а равно сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати МРОТ; на должностных лиц – в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц – в размере от ста до двухсот МРОТ.

Административная ответственность за нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов установлена статьей 5.48 КоАП РФ. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до тридцати МРОТ; на юридических лиц – в размере от двухсот до трехсот МРОТ. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении деяний, нарушающих: 1) равные условия размещения агитационных материалов на объектах, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности; 2) правило безвозмездного размещения агитационных материалов на объектах, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности; 3) равные условия размещения агитационных материалов организациями, оказывающими рекламные услуги. С субъективной стороны это правонарушение может быть совершено должностными лицами как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии со статьей 5.49 КоАП РФ нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом наказывается наложением на виновных лиц административного штрафа. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении действий, выражающихся в проведении лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других, основанных на риске игр, объектом которых являются выборы, референдумы и их результаты. Квалифицирующее значение имеет время совершения правонарушения – период избирательной кампании, кампании референдума. В этой связи проведение лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр, объектом которых являются будущие выборы, референдум и их результаты, до официального начала избирательной кампании, кампании референдума не влечет ответственность по статье 5.49 КоАП РФ. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума, установлена статьей 5.50 КоАП РФ. Согласно этой норме невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах и референдумах срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах, неперечисление в указанный срок в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями, а равно невозврат неиспользованных средств, предназначенных для внесения избирательного залога, влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в размере от десяти до двадцати МРОТ; на избирательное объединение – в размере от ста до трехсот МРОТ.

Нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов, влечет в соответствии со статьей 5.51 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ, а на юридических лиц – в размере от ста до двухсот МРОТ. При квалификации данного правонарушения следует учитывать, что его предметом являются только агитационные печатные материалы. Поэтому не будет являться противоправным и влечь административную ответственность по статье 5.51 КоАП РФ выполнение организацией или индивидуальным предпринимателем работ по изготовлению информационных материалов, не содержащих признаков агитации, хотя и предназначенных для распространения в период избирательной кампании (кампании референдума).

В соответствии со статьей 5.52 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение уполномоченным на то должностным лицом требований об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий в случаях, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом, либо иное нарушение предусмотренных законодательством о выборах прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения при проведении ими указанных мероприятий. Совершение данного правонарушения наказывается наложением на виновных лиц административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти МРОТ.

За нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, установлена штрафная административная ответственность статьей 5.56 КоАП РФ. Административно-наказуемыми признаются следующие деяния: непредставление руководителями избирательной комиссии, комиссии референдума в соответствующую вышестоящую комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, или их представление с нарушением установленных законом сроков; уничтожение указанных документов до истечения сроков их хранения; нарушение установленного порядка уничтожения таких документов.

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям при организации и проведении выборов и референдумов.

Уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий предусмотрена в статье 141 УК РФ. Согласно этой норме преступными признаются воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей 1 . Противоправным федеральный законодатель признает и вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков (комментируемый Федеральный закон не предусматривает возможности образования избирательных блоков), подсчета голосов избирателей (участников референдума) и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

_______________
1 Согласно статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 года № 148-ФЗ) экстремистской деятельностью признается в том числе воспрепятствование законной деятельности избирательных комиссий // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3447.

В статье 141 1 УК РФ установлена уголовная ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. В частности, признается преступной передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд. Крупным размером признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока (комментируемый Федеральный закон не предусматривает возможности образования избирательных блоков), фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного статьей 141 1 УК РФ, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

За фальсификацию избирательных документов, документов референдума наступает уголовная ответственность по статье 142 УК РФ. Уголовная ответственность за фальсификацию итогов голосования предусмотрена в статье 142 1 УК РФ. Уголовно-наказуемыми способами совершения этого преступления являются: 1) включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании; 2) представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума; 3) заведомо неправильное составление списков избирателей (участников референдума), выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц; 4) фальсификация подписей избирателей (участников референдума) в списках избирателей (участников референдума); 5) замена действительных бюллетеней с отметками избирателей (участников референдума); 6) порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей (участников референдума); 7) незаконное уничтожение бюллетеней либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей (участников референдума); 8) подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования; 9) заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования; 10) незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения; 11) заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.

За совершение преступлений, посягающих на избирательные права граждан и их право на участие в референдуме, УК РФ предусмотрены различные уголовные наказания: штраф, исправительные работы, арест либо лишение свободы.

За нарушение избирательного законодательства избирательным блоком привлечение к административной ответственности возможно до 6 августа 2006 года, к уголовной ответственности – до 6 августа 2011 года.