Отчетность представительства

Налоговая отчетность филиала иностранной организации

Филиалы или представительства иностранных организаций, зарегистрированные на территории РФ, должны уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством РФ. С тонкостями налоговой отчетности данных субъектов нас знакомят Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Завьялов Кирилл и Родюшкин Сергей.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организации — это, в частности, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Иными словами, для целей налогообложения филиал или представительство иностранной организации, зарегистрированный на территории РФ, уплачивает налоги в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Порядок постановки на учет иностранных организаций разъясняется в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее — Положение), утвержденном приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

Так, п. 2.1.1.1 Положения предусматривает, что иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры РФ связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

При постановке на учет иностранной организации налоговый орган выдает свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП (п. 2.1.1.2 Положения).

В силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Следовательно, представительства иностранных организаций обязаны представлять все налоговые декларации по каждому налогу, подлежащему уплате данной иностранной организацией.

Теперь рассмотрим порядок представления налоговой отчетности представительства (филиала) иностранной организации по видам налогов.

Как указано в п. 2 ст. 144 НК РФ, иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

При этом в письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 N 24-11/23282 говорится, что иностранная организация, состоящая на учете в налоговых органах по указанному основанию и осуществляющая предпринимательскую деятельность на территории РФ через свои филиалы (подразделения), должна самостоятельно исчислять НДС по облагаемым операциям, представлять налоговые декларации и уплачивать НДС.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

В свою очередь, налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ).

Форма налоговой декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н.

Пункт 1 ст. 226 НК РФ определяет, что обособленные подразделения иностранных организаций в РФ также обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму НДФЛ.

В этой связи представительство (филиал) иностранной организации исчисляет, удерживает у налогоплательщика и уплачивает в бюджет сумму НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных работникам данного представительства (филиала).

Кроме того, главой 23 НК РФ на представительство (филиал) иностранной организации возложена обязанность и по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/[email protected] (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации (п. 1 ст. 235 НК РФ).

При этом действующая на сегодняшний день глава 24 НК РФ не содержит специальных положений, регулирующих порядок исчисления и уплаты ЕСН иностранными организациями.

Поэтому представительство (филиал) иностранной организации на территории РФ, производящее выплаты в пользу своих сотрудников, признается плательщиком ЕСН.

Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 20.05.2008 N 03-04-06-02/52, в котором резюмируется, что объектом обложения ЕСН являются любые начисленные выплаты, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации, независимо от статуса нанимателя (российское или иностранное юридическое лицо).

Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

По итогам отчетного периода налогоплательщик не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в налоговый орган расчет по форме, утвержденной Минфином России (п. 3 ст. 243 НК РФ).

Налоговая декларация по ЕСН представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ).

Формы расчета авансовых платежей и налоговой декларации по ЕСН утверждены, соответственно, приказом Минфина России от 09.02.2007 N 13н и приказом Минфина России от 29.12.2007 N 163н.

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства.

Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации в РФ определяется исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах, а в случае, если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то наличие или отсутствие постоянного представительства определяется в соответствии с положениями соответствующего международного договора, о приоритете которых по отношению к положениям НК РФ говорится в ст. 7 НК РФ.

Что касается положений НК РФ, то в п. 2 ст. 306 НК РФ указано, что под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представительство, отделение и т.п., через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Однако критерий регулярности главой 25 НК РФ не определен.

По мнению работников налоговых органов, соответствие критерию «регулярная деятельность» определяется на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации в каждом конкретном случае (п. 2.2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (далее — Методические рекомендации), утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150).

В Методических рекомендациях также разъясняется, что понятие «постоянное представительство», в целях налогообложения, имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в РФ (п. 2.1 Методических рекомендаций). Признаками постоянного представительства, по мнению налоговиков, являются: наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в РФ; осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ; осуществление такой деятельности на регулярной основе (п. 2.2.1 Методических рекомендаций).

Аналогичные выводы сделаны и в письме Минфина России от 19.08.2005 N 03-08-05.

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации доходы, получаемые представительством (филиалом) иностранной компанией носят регулярный и систематический характер, то деятельность иностранной компании можно рассматриваться как деятельность, образующую постоянное представительство.

При этом, как отмечается в письме УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037671, решение о том, приводит ли деятельность иностранной организации на территории РФ к образованию постоянного представительства на территории РФ, должен принимать налоговый орган РФ, в котором эта организация состоит на учете.

В случае, если деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в РФ, она, на основании ст.ст. 246 и 307 НК РФ, является самостоятельным плательщиком налога на прибыль в РФ.

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога.

Читайте так же:  Ходатайство по ст. 7.27

При этом, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2008 N 03-08-05, иностранные организации, деятельность которых на территории РФ не осуществляется через постоянное представительство, не освобождаются от обязанности постановки на учет в налоговых органах РФ, а также представления налоговой отчетности (в том числе налоговой декларации по налогу на прибыль) в налоговые органы РФ.

Аналогичное требование содержится и в Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утвержденной приказом МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118, в которой говорится, что налоговая декларация заполняется всеми иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ, состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 307 НК РФ налоговая декларация представляется иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные ст. 289 НК РФ.

В п. 1 ст. 289 НК РФ сказано, что налогоплательщики обязаны по окончании каждого отчетного и налогового периодов представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации.

Пункты 1 и 2 ст. 285 НК РФ указывают, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1.

Кроме того, в п. 8 ст. 307 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство, представляют по итогам налогового (отчетного) периода также годовой отчет о деятельности в РФ. Форма годового отчета утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 N БГ-3-23/19.

Налог на имущество

Пункт 1 ст. 373 НК РФ определяет, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, признаются плательщиками налога на имущество.

В свою очередь, п. 2 ст. 374 НК РФ предусматривает, что объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

В целях исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 НК РФ).

В то же время земельные участки не признаются объектами налогообложения (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Порядок представления отчетности по налогу на имущество аналогичен порядку, установленному для российских организаций.

На основании п. 2 и п. 3 ст. 386 НК РФ налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу предоставляются в налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также порядок их заполнения утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

Декларации по другим налогам представляются представительством в случае признания его налогоплательщиком по соответствующему налогу.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Завьялов Кирилл, Родюшкин Сергей

Годовая отчетность иностранных представительств

Годовая отчетность иностранных представительств

А.В. Титаева,
консалтинговая компания «Налогово-правовые инновации»

Подпунктом 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно п. 1 ст. 4 которого данный Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В то же время согласно п. 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Иными словами, с представительств иностранных организаций фактически снимается обязанность вести бухгалтерский учет по правилам, установленным в Российской Федерации.

Более того, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и п. 1 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности установлены для организаций, являющихся юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные согласно законодательствам иностранных государств, их филиалы и представительства, учрежденные на территории Российской Федерации, подпадают под понятие «организации» только для целей НК РФ (п. 2 ст. 11 настоящего Кодекса), но не в целях применения законодательства о бухгалтерском учете.

В связи с этим обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в Российской Федерации по формам и в порядке, установленном для российских организаций, у представительства иностранной организации, по нашему мнению, отсутствует.

В то же время согласно п. 8 ст. 307 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство, представляют годовую отчетность о деятельности в Российской Федерации в соответствии с формой, утвержденной приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19.

Если проанализировать информацию, отражаемую в годовой отчетности иностранных представительств, можно сделать вывод, что данная годовая отчетность фактически заменяет бухгалтерскую отчетность, предназначенную для российских организаций.

Заметим, что годовая отчетность о деятельности в Российской Федерации представляется всеми иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, вне зависимости от их налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. Отсутствие же финансово-хозяйственной деятельности иностранного юридического лица не является основанием для непредставления отчетности.

2. Сроки представления годовой отчетности и уплата налогов и сборов

Иностранные представительства представляют годовую отчетность по срокам представления годовой декларации по налогу на прибыль, то есть не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом.

При этом иностранная организация, осуществляющая деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, обязана встать на учет в каждом из них согласно п. 2.1.1.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

Из вышеприведенного можно сделать вывод, что на учете в налоговых органах по месту осуществления деятельности состоят сами иностранные организации, а не их обособленные подразделения, которые, являясь налогоплательщиками согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, уплачивают причитающиеся налоги и сборы в бюджеты всех уровней в каждом месте нахождения таких обособленных подразделений в Российской Федерации.

При этом обособленное подразделение иностранной организации, состоящей на учете в одном налоговом органе, не может быть признано головным в отношении другого обособленного подразделения той же организации, состоящей на учете в другом налоговом органе, поскольку все российские подразделения иностранной организации являются ее структурными подразделениями и входят в состав иностранной организации, а не в состав какого-либо подразделения. Сама же головная организация является юридическим лицом с постоянным местопребыванием в иностранном государстве, в соответствии с законодательством которого уплачивает налоги по деятельности за пределами Российской Федерации.

Заметим, что поскольку иностранные представительства не являются организациями, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, то на них не распространяется обязанность подготовки и сдачи статистической отчетности.

Иностранные представительства обязаны представлять все налоговые декларации, предусмотренные для налогоплательщиков НК РФ.

В случаях осуществления представительствами иностранных организаций подготовительно-вспомогательной деятельности налогоплательщикам необходимо учитывать следующее.

Если подготовительно-вспомогательная деятельность осуществляется представительством иностранной организации в рамках утвержденной сметы доходов и расходов и финансируется только головной компанией, полученные денежные суммы не признаются доходом от реализации.

При этом суммы НДС, уплаченные по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым в рамках утвержденной сметы доходов и расходов на содержание вышеуказанного представительства, покрываются за счет денежных средств, полученных от головной компании.

Все расходы, понесенные иностранным представительством согласно утвержденной смете в целях ведения подготовительно-вспомогательной деятельности, не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в случае одновременного ведения предпринимательской деятельности.

Читайте так же:  Виза в эстонию оформить в спб

В вышеуказанном случае представительство иностранной организации обязано обеспечить ведение раздельного учета приобретенных товаров (работ, услуг), используемых как для осуществления деятельности в рамках утвержденной сметы, так и для деятельности, подлежащей налогообложению в установленном порядке.

Отметим, что порядок ведения раздельного учета расходов устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.

При сдаче годовой отчетности иностранное представительство должно иметь подтверждение суммы уплаченного налога на прибыль. Законодательством многих иностранных государств посредством соглашений об избежании двойного налогообложения, действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами, предусмотрен зачет суммы уплаченного налога на прибыль при уплате резидентами этого налога на территории других государств.

При этом осуществление вышеуказанного зачета производится иностранными государствами на основании документа, подтверждающего уплату (удержание) налога на прибыль в Российской Федерации.

Сумма налога на прибыль, уплаченная в Российской Федерации самостоятельно иностранной организацией при осуществлении деятельности через постоянное представительство, отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, которая представляется в налоговый орган по месту ее постановки на учет.

Сумма налога на прибыль, взимаемая с доходов от источников в Российской Федерации, уплаченная иностранной организацией при отсутствии у нее деятельности, образующей в Российской Федерации постоянное представительство, в виде удержания налога для перечисления в бюджет налоговым агентом, выплачивающим такие доходы, отражается в налоговом расчете (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, который представляется налоговым агентом в налоговый орган по месту своего нахождения.

Фактическая уплата иностранной организацией налога на прибыль (доходы) в рассмотренных случаях подтверждается платежными поручениями.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит специальной нормы, предусматривающей дополнительное подтверждение представления декларации (либо налогового расчета) налоговыми органами Российской Федерации.

В то же время иностранная организация может обратиться в налоговый орган Российской Федерации по месту ее учета в целях получения подтверждения сведений о полученной прибыли (доходах) и фактически уплаченного (удержанного) налога, предназначенного для представления в налоговый орган иностранного государства, резидентом которого является данная иностранная организация.

Налоговый орган Российской Федерации сопоставляет сведения, указанные в декларации (либо в налоговом расчете), с информацией, имеющейся в данном налоговом органе, и при их идентичности и фактическом поступлении в бюджет уплаченной (удержанной) суммы налога на прибыль (доходы) производит подтверждение уплаты этой суммы в виде заверения декларации (либо налогового расчета) подписью руководителя (заместителя руководителя) этого налогового органа и оттиском его гербовой печати, проставляемым на каждой странице раздела декларации, в которой отражены значения показателей сумм налога на прибыль.

В случае обращения иностранной организации в налоговый орган Российской Федерации по почте заверенная вышеуказанным способом декларация (либо налоговый расчет) направляется в адрес данной иностранной организации.

В рамках реализации межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения или о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами, аналогичный порядок подтверждения сведений о полученной иностранными организациями в Российской Федерации прибыли (доходах) и уплаченного налога применяется российскими налоговыми органами также при поступлении письменных запросов из налоговых органов иностранных государств.

В случае отсутствия указанных межправительственных соглашений такие запросы должны направляться в ФНС России для последующего указания налоговым органам Российской Федерации по их исполнению.

3. Особенности российского законодательства, касающиеся иностранных работников

Статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) определено, что под застрахованными лицами подразумеваются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Законом. В соответствии со ст. 7 Закона N 167-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ) застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.

Таким образом, с 1 января 2005 года иностранные граждане, как постоянно, так и временно проживающие и работающие на территории Российской Федерации, должны быть застрахованы страхователями-организациями в органах ПФР.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.

Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При наличии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством налогоплательщикам следует руководствоваться нормами международного договора в части пенсионного, социального обеспечения и медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства.

При отсутствии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством применение вышеуказанных норм регулируется законодательством Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации право граждан на получение трудовой пенсии неразрывно связано с обязанностью работодателя производить уплату единого социального налога в федеральный бюджет и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Для выяснения факта возникновения обязанности производить уплату страховых взносов за иностранного гражданина налогоплательщикам необходимо установить, имеет гражданин статус постоянно или временно проживающего в Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) иностранные граждане подразделяются на постоянно и временно проживающих в Российской Федерации.

Документом, подтверждающим постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, является вид на жительство, выданный органами внутренних дел. Вид на жительство не только удостоверяет личность гражданина или лица без гражданства, но и содержит отметку о регистрации по месту жительства в Российской Федерации. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим его личность. Данный документ выдается иностранному гражданину сроком на пять лет (ст. 8 Закона N 115-ФЗ) и может быть продлен по соответствующему заявлению.

Под временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленного в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

Под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком выданной ему визы.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте.

Таким образом, если иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации, то на выплаты в его пользу начисляются страховые взносы, а единый социальный налог исчисляется в федеральный бюджет с применением налогового вычета. Если иностранный гражданин относится к категории лиц, временно пребывающих в Российской Федерации, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты в пользу вышеуказанного гражданина не начисляются, поскольку эти лица не относятся к категории застрахованных.

Отчетность иностранных представительств и филиалов

На территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность могут осуществлять как российские, так и иностранные организации. Иностранные компании для работы на российском рынке могут зарегистрировать свое представительство в порядке, предусмотренном законодательством. Основными нормативными актами регулирующими данный вопрос являются ГК РФ и ФЗ от 9 июля 1999г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Читайте так же:  Скорик томск приставы

Хозяйственная деятельность иностранной организации может осуществляться через представительство или филиал.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет его интересы и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Важно, что ни представительство, ни филиал не являются юридическими лицами.

Для целей налогообложения филиал или представительство иностранной организации, зарегистрированный на территории РФ, уплачивает налоги в соответствии с налоговым законодательством РФ. Порядок постановки на учет иностранных организаций определяется Приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010г. N 117н»Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения». На основании пункта 4 указанного Приказа, иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории РФ через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности. В силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Следовательно, представительства иностранных организаций обязаны представлять все налоговые декларации по каждому налогу, подлежащему уплате данной иностранной организацией.

Рассмотрим порядок представления налоговой отчетности представительства (филиала) иностранной организации.

Пункт 1 ст. 226 НК РФ определяет, что обособленные подразделения иностранных организаций в РФ также как и российские компании, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму НДФЛ. Таким образом, представительство (филиал) иностранной организации исчисляет, удерживает у налогоплательщика и уплачивает в бюджет сумму НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных работникам данного представительства (филиала).

Что касается отчетности, то главой 23 НК РФ на представительство (филиал) иностранной организации возложена обязанность и по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц, и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников» (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Налог на имущество

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, признаются плательщиками налога на имущество (п.1 ст. 373 НК РФ).

Объектами налогообложения для иностранных организаций, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, а также имущество, полученное по концессионному соглашению (п.2 ст. 374 НК РФ).

Напомним, что не признаются объектами налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Учет объектов необходимо вести в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета. Частью 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ установлена обязанность ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами, за исключением упомянутых в части 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.

Согласно п. 2 части 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ представительства и филиалы иностранных организаций, имеют право не вести бухгалтерский учет установленным правилам если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов в порядке, определенном российском законодательством. Что касается обязанности представительства иностранной организации представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы РФ по формам и в порядке, установленным для российских организаций, то у представительства иностранной организации она отсутствует.

Порядок представления отчетности по налогу на имущество аналогичен порядку, установленному для российских организаций.

Расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация по налогу на имущество представляются налогоплательщиками в налоговые органы:

  • по своему местонахождению;
  • по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога;
  • по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ.

Налоговый расчет по авансовым платежам по налогу подается не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма, формат представления и порядок заполнения налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество утверждены приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.

Налог на прибыль

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль являются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ). Налог на прибыль исчисляется и уплачивается представительством иностранной организации самостоятельно.

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять отчетность в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения (п.1 ст. 289 НК РФ).

Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации заполняется и предоставляется по форме, утвержденной приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 05.01.2004г. N БГ-3-23/1. Инструкция по заполнению Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена приказом МНС России 07.03.2002г. N БГ-3-23/118. Отметим, что в соответствии с указанной Инструкцией, налоговая декларация заполняется всеми иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации и состоящими на учете в налоговых органах РФ.

Пунктом 8 статьи 307 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство, представляют по итогам налогового (отчетного) периода налоговую декларацию, а также годовой отчет о деятельности в РФ. Форма годового отчета утверждена приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19. Годовой отчет предоставляется в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства.

Организации признаются плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). На основании положений статьи 11 НК РФ для целей налогообложения организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ, следовательно филиалы и представительства иностранных организаций в целях налогообложения признаются самостоятельными налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 15 октября 2009г. N 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения», в пункте 3 которого указано, что все налогоплательщики (если иное не предусмотрено этим пунктом) представляют в налоговый орган титульный лист и раздел 1 декларации.

Таким образом, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, независимо от того, осуществлялись ли им в соответствующем налоговом периоде хозяйственные операции.

С 01 января 2014 года вступил в силу абзац первый пункта 5 статьи 174 НК РФ (п. 3 ст. 24 ФЗ от 28.06.2013 N 134-ФЗ), согласно которому налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Тоже касается и налоговых агентов, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, начиная с налогового периода за 1 квартал 2014 года, филиалы и представительства иностранных организаций, состоящие на учете в налоговых органах, обязаны представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме. Если же декларация по НДС все-таки будет представлена на бумажном носителе, то организацию можно будет привлечь к ответственности и оштрафовать на 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ).