Особенности метода правового регулирования трудовых отношений

Особенности метода правового регулирования трудовых отношений

МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА

Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.

2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.

3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.

4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.

Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные

Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

б) трудового договора;

в) рабочего времени, времени отдыха;

г) оплаты труда; гарантийных, компенсационных выплат;

д) дисциплины труда;

е) материальной ответственности сторон трудового договора;

Особенности метода правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений

Метод ТП характеризует систему способов (приёмов), посредством которых осуществляется регулирование отношений, регулируемых ТП.

Метод – это совокупность приемов, способов воздействия отрасли права на ее предмет.

В настоящее время существует 3 уровня регулирования трудовых отношений:

2) локальный (коллективным договором),

1) сочетание централизованного и договорного регулирования

(с помощью ТК и ФЗ-ов, которые устанавливают единство в правовом регулировании основных условий труда: минимальная продолжительность отпуска, МРОТ, максимальная продолжительность рабочего времени);

2) договорное регулирование (ст. 9 ТК) осуществляется на 3-х уровнях:

v на уровне соглашений: генеральные, отраслевые, тарифные, территориальные;

v на уровне коллективных договоров, которые м.б. заключены в каждой организации;

v на уровне трудового договора, который заключается с каждым отдельным работником, поступающим на работу.

При этом законодатель определяет, какие вопросы м.б. решены в соглашении, ТД, коллективных договорах. С помощью такого регулирования учитывается специфика условий труда конкретного предприятия и осуществляется индивидуализация трудовых отношений с конкретным работником;

3) во многих случаях условия труда работника устанавливаются с учетом мнения выборного представительного органа (об оплате труда, график отпусков, графики сменности);

4) наличие общих (ст.81) и специальных (специфика условий труда, возрастные особенности, состояние здоровья) норм;

5) метод характеризуется применением одновременно 2-х способов: императивного (ст.81,83,84) и диспозитивного (ст.99,80);

6) сочетание юридического равенства сторон ТД с их равной подчиненностью трудовому распорядку. При заключении ТД стороны равны в определений условий ТД (запрет принудительного труда, свобода труда);

7) существование и постоянное развитие систем и способов защиты трудовых прав и интересов работников и работодателей

(ст.352 ТК к основным способам защиты трудовых прав работников относит:

v гос. надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

v защита профсоюзами;

v самозащита. Этот способ является новым в ТП. Работнику предоставляется право

отказаться от выполнения работы:

— не предусмотренной ТД,

— отказ от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Каков метод правового регулирования трудовых отношений и в чем заключаются его особенности?

Под методом правового регулирования в теории права понимается совокупность приемов, способов воздействия норм права на общественные отношения, составляющие предмет отрасли. Каждая из’отраслей права

характеризуется своеобразием метода, неповторимым

сочетанием различных правовых приемов регулирования, возникающих в определенной сфере человеческой

регулирования, свойственном гражданскому праву) «и

императивном, (методе власти-подчинения, характерном для административно-правового регулирования).

Метод правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет трудового права, базируется на таких принципах: равенство сторон трудового договора; подчинение общим условиям производства; участие рабочих и служащих в регулировании

отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности.1 Заметим, что равенство сторон носит не всеобъемлющий характер, оно в полной мере действует при

обсуждении сторонами условий трудового договора

(контракта) при приеме на работу, при изменении содержания трудового договора в процессе труда. В процессе трудовой деятельности равенство сторон сталкивается с необходимостью подчинения власти организатора процесса труда, с единоначалием в управлении

трудом, что фактически означает неравенство сторон.

‘ Советское трудовое право. /Под общей редакцией доктора

юридических наук, профессора Процевского А.И. З Киев: Издательское объединение ЫВища школаы.З 1981.З С.19.

Метод выражает правовое положение субъектов трудовых правоотношений, порядок установления прав и

обязанностей субъектов, способ защиты трудовых прав

и обеспечение исполнения обязанностей.

Метод трудового права носит комплексный характер,

поскольку в одних институтах (коллективный договор,

трудовой договор) наблюдается преобладание диспозитивного метода, другим (дисциплина труда, материальная

ответственность, охрана труда) более свойственен императивный метод. В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению императивных основ регулирования трудовых отношений при возрастании договорного способа.

§ 4. Особенности метода правового регулирования дисциплины труда

См., например: Законодательная техника: Науч.-практич. пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2000. С. 26, 27; Толстой Ю.К. Метод правового регулирования и его исследователи // Правоведение. 1976. N 6; Горшенев В.М. Понятие метода правового регулирования и его разновидности // Ученые труды Свердловского юридического института. 1966. Вып. 5; Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. N 4.

Известно, что каждой отрасли российского права присущи свои юридические средства воздействия на регулируемые данной отраслью права общественные отношения. Они зависят от особенностей самого предмета регулирования, социально-экономической и политической обстановки в обществе и положения участников соответствующих общественных отношений. Совокупность этих средств (приемов, способов регулирования), обеспечивающих должное поведение субъектов в соответствии с целями правового регулирования, и характеризует метод той или иной отрасли права.

Метод отрасли права показывает, как, какими правовыми средствами и приемами осуществляется регулирование отношений, входящих в ее предмет. Метод характеризуется определенными признаками: порядком возникновения, изменения и прекращения правоотношений; общим юридическим положением участников правоотношения; характером установления прав и обязанностей сторон правоотношения; средствами, обеспечивающими исполнение обязанностей (как правило, санкциями).

Представления о методе правового регулирования в юридической науке складывались в процессе дискуссии об основаниях системы права. Метод правового регулирования рассматривался как возможный фактор, служащий основанием для выделения самостоятельной отрасли права. Такое понимание метода правового регулирования сохраняется в целом и в современной литературе по общей теории права. Так, С.С. Алексеев считает, что каждая отрасль права отличается своей юридической «самобытностью». «Это юридическое своеобразие отрасли выражается главным образом в том, что ей присущ особый метод регулирования, который является основным критерием разграничения отраслей права» .

Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 134; Алексеев С.С. Право: азбука (теория — философия). Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 350; Теория государства и права. М., 2000. С. 268.

В общей теории права есть достаточно емкое представление о правовом методе, выдвинутое и развитое Л.С. Явичем и наиболее четко сформулированное С.С. Алексеевым. «Метод, т.е. способ воздействия, складывается из совокупности приемов юридического опосредования общественных отношений. Основные элементы метода следующие:

См.: Явич Л.С. Советское право — регулятор общественных отношений в СССР. Сталинабад, 1957. С. 55; Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. С. 89.

а) характер общего юридического положения субъектов (т.е. правосубъектности, правового статуса) — находятся ли субъекты в состоянии власти и подчинения, или они занимают равные, юридически однопорядковые позиции;

б) характер оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений (т.е. юридических фактов) (возникают ли, в частности, правоотношения на основе административных актов или договоров и т.п.);

в) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов — определяется ли оно непосредственно нормами права, или административными актами, или соглашением субъектов и т.п.;

Читайте так же:  Если не оплачивать штраф финляндии

г) характер юридических мер воздействия (т.е. санкций), способов, оснований и процедуры применения санкций» .

Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. С. 134.

Для позиций Л.С. Явича и С.С. Алексеева характерен анализ содержания этого явления и его развития с точки зрения механизма правового регулирования, то есть с позиции отраслевого проявления метода.

На основе всестороннего изучения и исследования теоретических работ известных ученых в области теории права России в прошлые годы и настоящий период, относящихся к методам правового регулирования общественных отношений и их значению, Д.И. Рогачев пришел к выводу, с которым трудно не согласиться: «Общий метод правового регулирования — это объективно необходимая, пронизывающая все элементы системы права, закрепленная исключительно в правовой норме (всех ее компонентах), система способов правового регулирования (дозволение, предписание, запрет) общественных отношений с целью установления желаемых для государства состояния воли субъектов в их взаимоотношении друг с другом, а также результатов их поведения» .

Рогачев Д.И. Метод права социального обеспечения. М., 2002. С. 19.

Если исходить из того, что метод правового регулирования — это совокупность способов и приемов, применяемых государством в целях правового регулирования отношений, то для правильного определения элементов, слагающих это сложное социальное явление, необходимо учитывать следующие факторы:

а) правоотношения носят волевой характер, поэтому государство, управляя субъектами права, может действовать только в соответствии с их волей — убеждением или вопреки их воле — принуждением;

б) регламентируя отношения между субъектами права, государство использует только два приема: устанавливает отношения юридического равенства между ними (диспозитивный характер), устанавливает отношения между ними власти и подчинения (императивный характер);

в) воздействуя на субъектов права, государство применяет следующие способы: запрет, предписание, дозволение, стимулирование.

Как известно, все правовые нормы по характеру воздействия принято разделять на три группы: а) нормы, содержащие такое правило, как обязанности лиц совершать определенные положительные действия (предписание); б) нормы, устанавливающие требования к лицам воздерживаться от действий известного рода (запрет); в) нормы, предусматривающие право на совершение определенных положительных действий (дозволение) .

См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. С. 38; Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1999. С. 203; Теория государства и права. М., 2000. С. 269.

Однако такая классификация норм, как верно заметил В.Н. Смирнов, не учитывает еще одну —

четвертую группу норм права — поощрительную . Это нормы, устанавливающие применение поощрительных мер в случае достижения определенных результатов при совершении положительных действий, дозволенных нормой права (стимулирование) .

См.: Смирнов В.Н. Внутренний трудовой распорядок — основа дисциплины труда: Автореф. докт. дис. С. 28.

Правовая характеристика поощрительных норм сводится к тому, что они относятся либо к числу управомочивающих, либо к числу обязывающих норм . Однако основной смысл поощрительных норм состоит в том, что поощрение есть не только реакция на определенное поведение, но и стимул на будущее, призыв к определенному поведению. Поэтому социальное назначение поощрительных норм дает возможность признать их особым способом воздействия на поведение людей, а стимулирование в узком смысле — одним из элементов единого метода правового регулирования наряду с предписанием, запретом и дозволением.

См.: Общая теория государства и права. Л., 1974. С. 273; Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. С. 367.

Трудовая деятельность работника характеризуется правомерностью его поведения. Поскольку в основе труда лежит волевая деятельность работников, вполне понятным является более подробное рассмотрение методов воздействия государства и его органов на волю участников трудовых отношений.

В современной теории трудового права нет единого мнения относительно методов обеспечения и укрепления трудовой дисциплины. Одни ученые выделяют четыре метода: 1) создание необходимых организационных и экономических условий для нормальной работы; 2) метод сознательного отношения к труду; 3) метод убеждения, воспитания, поощрения за добросовестный труд, успехи в труде; 4) метод принуждения .

См.: Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. С. 320, 321; Толкунова В.Н. Трудовое право: Конспект лекций. М., 1997. С. 143, 144.

Подобной позиции придерживаются также известные ученые в области трудового права Р.З. Лившиц, Ю.П. Орловский, Л.А. Чиканова и др. . Их позиция основана на содержании ст. 128 «Обеспечение трудовой дисциплины» бывшего КЗоТа.

Трудовое право России. М., 1998. С. 222, 223.

Отдельные ученые — специалисты в области трудового права до принятия Трудового кодекса РФ признавали три метода обеспечения и поддержания дисциплины труда: создание администрацией соответствующих организационных условий для продуктивной работы; поощрение за качественный и производительный труд; применение мер экономического воздействия к работникам, нарушающим трудовую дисциплину .

См.: Сыроватская Л.А. Трудовое право. М., 1998. С. 227.

При этом Л.А. Сыроватская утверждала, что роль мер воздействия «в условиях рыночной экономики или перехода к ней уменьшится. Соблюдение трудовой дисциплины будет прежде всего обеспечиваться вовлечением работников в отношения собственности в расчете на то, что хозяин на себя плохо не работает» . Таким образом, методы сознательного отношения к труду, убеждения и воспитания Л.А. Сыроватской фактически отвергались.

На наш взгляд, утверждение Л.А. Сыроватской о том, что роль института дисциплинарной ответственности в условиях перехода к рыночным отношениям и в условиях рыночной экономики уменьшится, является преждевременным. В самом деле, государственное (централизованное) регулирование трудовых отношений, в том числе и регулирование отношений в сфере дисциплины труда, не потеряет свою актуальность и в новых условиях хозяйствования организаций, поскольку ряд отраслей экономики России, как утверждает сама Л.А. Сыроватская, «вряд ли подвергнется серьезным изменениям». Следовательно, останутся государственные и муниципальные организации (транспорт, связь, энергетика и другие отрасли), базирующиеся соответственно на государственной и муниципальной формах собственности, где не будет исключено применение наряду с мерами поощрения и принуждения также мер воспитания и убеждения.

Убеждение, как определяют ученые, — это метод воздействия, стимулирующий отдельных индивидов, социальные группы или классы к такому поведению, которое соответствует их воле, их подлинным интересам. В практической деятельности государства убеждение, как утверждают ученые, осуществляется путем идеологического и психологического воздействия .

См.: Керимов Т.В. Убеждение и принуждение при социализме: Автореферат канд. дис. Л., 1967. С. 3.

Идеологическое воздействие способствует углублению идейной убежденности работников, то есть познанию ими законов развития общества, осознанию органической общности личных и общественных интересов в условиях той или иной эпохи развития общества и государства. Идейная убежденность способствует также формированию у работников правильной оценки социальных ценностей, наличие которой позволяет отдавать предпочтение общественным интересам, если они временно не соответствуют узколичным.

Идеологическое воздействие призвано выработать в каждом работнике данной организации этические нормы для оценки своего поведения и действий других лиц в процессе совместного труда. Эта этическая оценка является идеологической базой сознательного соблюдения дисциплины труда.

Убеждение путем психологического воздействия предполагает всестороннее использование заинтересованности конкретной личности в удовлетворении ее высших материальных, функциональных и духовных потребностей, которые органически сочетаются с разрешением задач, стоящих перед обществом, перед всем коллективом работников данной организации . В свое время В.Г. Мальцев писал: «Субъективная заинтересованность выражает процесс осознания объективного интереса и возникающую в результате его психологическую направленность воли субъекта на определенный результат» .

В психологии различают: высшие материальные потребности (потребности в предметах обстановки, инструментах и орудиях труда и т.д.), духовные потребности (потребности этические, познавательные и др.), высшие функциональные потребности (потребность трудиться, потребность в общении с другими людьми и т.д.) // Психология. М., 1956. С. 355.

Мальцев В.Г. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968. С. 99.

Характер психологического воздействия как метода убеждения определяется непосредственным влиянием на настроение, мысли, стремления, мотивы поведения человека. Эта область психологически-волевой деятельности человека является связующим звеном между интересом как объективным явлением и поведением человека, который, совершая целенаправленные действия, осуществляет свой интерес.

Правопорядок в сфере трудового права — это есть не что иное, как внутренний трудовой распорядок, т.е. порядок поведения участников трудового правоотношения в процессе трудовой деятельности в каждой организации, определяемый правилами внутреннего трудового распорядка и регулируемый нормами трудового права.

В условиях социалистической системы хозяйствования и управления экономикой страны к факторам психологического воздействия на работника, как показывает изучение научной, экономической и юридической литературы, а также литературы по психологии, относились следующие: создание отношений товарищеской взаимопомощи и взаимного уважения; деловой авторитет непосредственного руководителя; надлежащая организация труда; справедливое распределение работы и заработной платы между членами бригады; непримиримое отношение к нарушителям трудовой дисциплины; внимание к нуждам и заботам каждого работника со стороны администрации предприятия, учреждения, организации; оказание общественного почета лицам, добросовестно выполняющим свою трудовую функцию; применение мер поощрения, предусмотренных трудовым законодательством . При этом во многих опубликованных источниках утверждалось, что меры убеждения значительно эффективнее, чем меры принуждения .

См.: Советское трудовое право. М., 1987. С. 355 — 362.

См.: Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967. С. 123 — 125.

С таким утверждением в нынешних условиях хозяйствования организаций и правового регулирования трудовых отношений трудно согласиться. На то есть объективные причины, главными из которых являются коренное изменение политических, экономических и социальных отношений, многообразие форм собственности и, главное, свободное формирование рынка труда. Именно здесь уместно, на наш взгляд, утверждение Л.А. Сыроватской о том, что в новых экономических условиях «соблюдение трудовой дисциплины будет прежде всего обеспечиваться вовлечением работников в отношения собственности в расчете на то, что хозяин на себя плохо не работает» .

Читайте так же:  Национальный финансовый совет полномочия

Сыроватская Л.А. Трудовое право. С. 227.

И все же, по нашему убеждению, в современных условиях общественной организации труда еще не настала пора полностью отвергать убеждение как один из методов обеспечения дисциплины труда. Как и в прошлый (доперестроечный) период экономики и организации труда, в сфере российского трудового права одним из основных субъектов убеждения работника остается коллектив работников — добровольное организационно самостоятельное объединение работников для совместного труда в конкретной организации на основе их трудовых договоров или членства в данном производственном кооперативе. Именно в совместном общественном труде обеспечивается единство интересов работодателя и работника с сочетанием интересов общества. Следовательно, идейные убеждения работника находят свое преломление в его повседневных трудовых делах у данного работодателя, с которым он состоит в трудовых отношениях.

До недавнего времени трудовой коллектив предприятия (организации) выступал в качестве самостоятельного субъекта трудового права. Типичной организационной формой управленческой деятельности трудового коллектива являлось общее собрание (конференция) трудового коллектива. Для выполнения полномочий трудового коллектива в период между собраниями (конференциями) избирался совет трудового коллектива (СТК) — основной исполнительнораспорядительный орган трудового коллектива.

Трудовое законодательство определяло полномочия трудового коллектива в сфере организации и применения труда: решение вопроса о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, его утверждение; решение вопросов самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия (организации); определение порядка предоставления работникам предприятия (организации) социальных льгот из фонда трудового коллектива и др. .

См.: Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» от 17 июня 1983 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. N 25. Ст. 382.

В переходный к рыночным отношениям период роль коллективов работников в управлении производством, укреплении и поддержании надлежащей дисциплины труда заметно снизилась, и такое снижение в последние годы (в период перестройки экономики и права России) постоянно закреплялось в российском трудовом законодательстве. Так, в КЗоТе 1971 г. (в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г.) глава о трудовых коллективах, по существу, исчезла. Вместо ее восьми статей в КЗоТе осталась одна ст. 235.1 «Полномочия трудовых коллективов», но совсем в другой редакции.

К сожалению, Трудовой кодекс РФ не содержит норм, относящихся к полномочиям трудовых коллективов. Отсутствует в этом кодифицированном законе и понятие трудового коллектива как субъекта трудового права.

Кроме того, в Трудовом кодексе РФ упразднено ранее закрепленное трудовым законодательством (ст. 138 КЗоТ) право работодателя вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение общественной организации (например, профсоюзной), которая принимала бы соответствующее решение (в пределах предоставленных ей законом прав) в отношении правонарушителя. Ранее такое решение по КЗоТу приравнивалось к мере дисциплинарного взыскания и учитывалось при решении вопроса об увольнении работника за систематическое неисполнение трудовых обязанностей (п. 3 ст. 33 КЗоТ) .

См.: Комментарий к законодательству о труде. М., 1981. С. 63, 64.

Современное отечественное трудовое законодательство мало внимания уделяет полномочиям трудовых коллективов, включая их полномочия в обеспечении, укреплении и поддержании дисциплины труда. В результате этого значительно сокращается производственная демократия. К тому же подпадает под сомнения действенность и эффективность таких методов обеспечения дисциплины труда, как убеждение и воспитание.

В свою очередь, надо отметить, что во всех развитых зарубежных странах со стабильной рыночной экономикой, наоборот, ныне большое внимание уделяется развитию производственной демократии. Исследуя проблемы демократии в сфере трудовых отношений, В.Н. Толкунова приводит пример: в Германии на всех предприятиях с числом работников не менее пяти существуют выборные производственные советы, осуществляющие надзор за соблюдением трудового законодательства и коллективных договоров. С ними согласовываются, например, вопросы, относящиеся к кадрам (прием, перевод, увольнение работников). Эти советы участвуют также в установлении режима труда, регламентации отпусков и решении других социальнотрудовых вопросов .

См.: Толкунова В.Н. Трудовые коллективы и их полномочия // Сборник нормативных материалов по курсу «Трудовое право России». М., 1999. С. 30, 31.

Представляется, что при дальнейшем совершенствовании трудового законодательства должны быть с максимальной полнотой урегулированы вопросы, относящиеся к полномочиям трудовых коллективов, в частности, должны быть расширены их права в области правового воздействия на нарушителей дисциплины труда.

В теории права общепризнанным считается положение, согласно которому принуждение — это метод воздействия, который обеспечивает совершение действий отдельными людьми или социальными группами вопреки их воле, в интересах принуждающего. В зависимости от органов, применяющих метод принуждения, надо различать методы дисциплинарно-правового воздействия и общественно-морального принуждения.

Принуждение в процессе труда как метод воздействия государства на поведение участников трудового правоотношения обладает существенными особенностями:

а) принуждение применяется, как правило, в сочетании с убеждением;

б) применение принуждения как крайнего проявления власти допустимо при строго определенных условиях, прежде всего в качестве следствия совершения дисциплинарного проступка;

в) принуждение должно быть обоснованным и гуманным, находиться в зависимости от характера и мотивов поведения и личности нарушителя, а также от последствий правонарушения.

В трудовых отношениях метод принуждения, как известно, применяется к работникам — нарушителям дисциплины труда. Этот метод находит проявление в наложении на них в установленном законом порядке дисциплинарных взысканий за совершение трудового правонарушения (дисциплинарного проступка).

Как уже отмечалось, обеспечение формирования и нормального функционирования правопорядка в организации — одна из важнейших целей применения методов убеждения и принуждения. Убеждение и принуждение как бы проникают во все приемы и способы единого метода правового регулирования, отражая особенности организации трудовых отношений в современных условиях хозяйствования организаций.

Признавая наличие двойственности общего юридического положения субъектов трудового правоотношения, необходимо подчеркнуть, что наряду с этим государство широко применяет способ стимулирования в сфере трудового правоотношения.

Стимулирование осуществляет воздействие на сам процесс применения живого труда, обеспечивая повышение активности в выполнении трудовой функции согласно трудовому договору. Именно этим объясняется наибольшее распространение стимулирования в системах заработной платы. Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирования, доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Тем самым предусматриваются преимущества и льготы для работников, успешно и добросовестно выполняющих свои трудовые обязанности: им в первую очередь предоставляются преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания за счет средств работодателя.

Итак, регулирование отношений между субъектами трудовых отношений осуществляется путем органического соединения их равенства в вопросе о самом существовании трудового правоотношения с безусловным подчинением работника власти работодателя (его представителя) в процессе реализации самого правоотношения. При этом необходимо заметить, что императивность этой части отношений осуществляется с участием профсоюза или иного представительного органа работников в правотворческой деятельности (при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, например правил внутреннего трудового распорядка организации). Эта императивность также дополняется использованием способа стимулирования, который нацелен на поведение работника в процессе выполнения им трудовой функции, предусмотренной трудовым договором.

Указанные выше особенности метода правового регулирования трудовых отношений оказывают существенное влияние на формирование и функционирование должного поведения субъектов трудового правоотношения.

Реализация комплекса способов обеспечения и поддержания дисциплины труда в организации придает правопорядку в сфере трудовых отношений необходимое качество: обеспечение такого положения, когда каждое субъективное право осуществляется, а каждая обязанность сторон трудового договора выполняется.

Сказанное выше приводит к выводу о том, что характер установления прав и обязанностей сторон трудового договора определяется как спецификой создания норм трудового права, на основании которых формируются права и обязанности субъектов права, так и самим содержанием трудовых отношений.

Дальнейшее совершенствование норм трудового права, включая и нормы института дисциплинарной ответственности, характеризуется комплексностью, которая выражается в сочетании централизованного с локальным регулированием трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В централизованной норме главную роль играет предписание. Однако применяется и дозволение в двух аспектах:

во-первых, вводится централизованное дозволение или собственно дозволение, допускающее самостоятельность действий субъектов права в пределах тех общих предписаний, которые должны войти в содержание локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

во-вторых, возможно делегированное дозволение, являющееся содержанием самого локального нормативного акта и отражающее местные условия организации труда, регламентируемые в границах, предписанных централизованной нормой.

При установлении содержания трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, совокупность которых в конкретной организации складывается в правопорядок, предельно проявляется весь арсенал способов воздействия государства на участников правоотношения — запрет и дозволение, предписание и стимулирование (поощрение).

Метод трудового права

Предмет трудового права отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами трудового права, а метод трудового права – как, каким образом, при помощи каких приемов и способов осуществляется такое регулирование.

Каждый способ (прием) правового регулирования труда является для законодателя научно обоснованным, в нем выражается определенная суть норм трудового законодательства. При этом метод трудового права отражает не только суть его норм, но и порядок их принятия (создания) и применения.

Читайте так же:  Пояснительная записка 160

Метод трудового права – это совокупность приемов и способов, позволяющих регулировать трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. Он представляет собой специфический комплекс следующих шести способов (приемов) правового регулирования трудовых отношений:

I. Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношении в сфере труда. Этот признак раскрывает суть государственно-правового управления общественным трудом. Централизованное регулирование трудовых отношений проявляется в издании государством правовых норм в области труда, направленных на защиту работника от чрезмерных притязаний со стороны работодателей, создание гарантий условий труда, соответствующих нормальному уровню развития человека и удовлетворению определенного минимума материальных и духовных потребностей.

В централизованном порядке устанавливается минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников. Чаще всего централизованное регулирование является государственным (законодательным), хотя может быть использовано и договорное регулирование (например, совместные решения органов правительства, работодателей и работников, а также тарифные соглашения).

В локальных актах условия труда для работников могут быть улучшены по сравнению с актами централизованными, но не могут быть ухудшены.

С помощью локального правового регулирования устанавливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в организациях, учреждениях; льготы и преимущества работникам из фондов организации (сверх минимальных гарантий, установленных централизованными нормативными актами); графики отпусков и др.

2. Сочетание единства и дифференциации правового регулирования [1] . Единство выражается в установлении государством общих правовых норм, распространяющихся на работников всех организаций, независимо от фактических условий труда и личности работника; характеризует общий уровень регулирования труда, относящийся ко всем работникам.

На базе единства регулирования осуществляется его дифференциация, т.е. определяются особенности регулирования труда для отдельных категорий работников. Такие особенности обусловливаются как объективными факторами (условия труда), так и субъективными (личность работника). К ним относятся: характер и особенности производства (отраслевая дифференциация), физиологические особенности женского организма, его материнская функция по воспитанию малолетних детей, половозрастная, квалификационные и иные особенности работников (субъектная дифференциация), месторасположение организаций (климатические условия районов Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных местностей и др.), т.е. территориальная дифференциация.

Дифференциация правового регулирования труда не должна приводить к дискриминации работников. Важно также отметить, что положения ст. 253 и 265 ТК, запрещающие применение труда женщин и несовершеннолетних на некоторых работах, связаны с особой заботой государства об этих категориях работников и потому не являются дискриминацией.

3. Равноправие сторон трудовых отношении с подчинением их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка организации. На рынке труда выступают свободные субъекты: с одной стороны, работодатель, владеющий средствами производства на праве собственности (или на обязательственно-правовой основе), либо уполномоченное им лицо, с другой – работник, обладающий способностями к труду и готовый передать эти способности во временное пользование за определенное вознаграждение. Только при взаимном волеизъявлении этих субъектов и достижения согласия между ними возможно возникновение трудовых отношений, основанных на трудовом договоре.

В социально-партнерских соглашениях представители сторон (партнеров) также равны при коллективных переговорах и разработке соглашений.

  • 4. Характер установления прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений. Это связано с участием работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, в предусмотренных законом случаях, а также в профсоюзном контроле за исполнением трудового законодательства и в защите трудовых прав.
  • 5. Договорной характер правового регулирования труда. Этот способ порождает трудовое отношение работника с работодателем посредством заключения трудового договора, что позволяет сторонам установить такие существенные его условия, как место работы (с указанием структурного подразделения), трудовая функция, характеристики условий труда, режим труда и отдыха, условия оплаты труда и др.

Коллективный договор работников с работодателем в локальном порядке повышает минимальные гарантии социально-трудовых прав, предусмотренные государством в трудовом законодательстве.

Социально-партнерскими соглашениями на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном уровнях в их нормативной части регулируются социально-трудовые отношения; и это регулирование относится не только к централизованному, но и к договорному регулированию.

6. Особенности защиты трудовых прав работников. Метод трудового права характеризует и своеобразие способов защиты трудовых прав работников. Это своеобразие заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров – КТС, которые образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа их представителей.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах проводится по правилам гражданского судопроизводства.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в ходе примирительных трудовых процедур примирительной комиссией с участием посредника и в трудовом арбитраже. Деятельность КТС и органов разрешения коллективных споров является специфической особенностью защиты трудовых прав и осуществления трудовых обязанностей.

Итак, метод трудового права России характеризуется договорным возникновением трудовых правоотношений, равенством сторон и подчинением работников воле работодателей в процессе труда, участием работников и профсоюзов в регулировании трудовых отношений, сочетанием централизованного и локального регулирования, единством и дифференциацией правового регулирования, своеобразием способов защиты трудовых прав работников.

  • [1] См.: Орловский Ю. П. Единство и дифференциация трудового законодательства // Трудовое право России: проблемы теории и практики : межвуз. сб. науч. тр. М.: Проспект, 2008. С. 27–30.

2-й способ. Особенностью метода трудового права является сочетание в нем единства и дифференциации правового регулирования.

На базе единства регулирования осуществляется его дифференциация, т.е.

Такие особенности обусловливаются как объективными факторами (условия труда), так и субъективными (личность работника). К ним относятся:

1) характер и особенности производства (отраслевая дифференциация);

2) физиологические особенности женского организма, его материнская функция по воспитанию малолетних детей;

3) половозрастная, квалификационные и иные особенности работников (субъектная дифференциация);

4) месторасположение организаций (климатические условия районов Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных местностей и др.) – территориальная дифференциация.

Дифференциация правового регулирования труда по указанным факторам проводится специальными нормами права с отступлением от единых норм, приспосабливающих общие правовые установления к специфическим условиям отдельных категорий работников.

Дифференциация правового регулирования труда не должна приводить к дискриминации работников. Нужно также отметить, что положения ст.253 и 265 ТК РФ, запрещающие применение труда женщин и несовершеннолетних на некоторых работах, обусловлены особой заботой государства об этих категориях работников и потому не являются дискриминацией.

Таким образом, дифференциация заключается в различном уровне трудовых прав, причем такое различие может заключаться только в повышении общего уровня, но не в его снижении.

3-й способ. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка организации также можно отнести к специфике метода трудового права. На рынке труда выступают свободные субъекты: с одной стороны – работодатель, владеющий средствами производства на праве собственности, или уполномоченное им лицо, с другой – работник, обладающий способностями к труду и готовый передать этот товар во временное пользование за определенное вознаграждение. Только при взаимном волеизъявлении этих субъектов и согласованностью между ними возможно производство как соединение средств производства с рабочей силой, юридическим основанием которого является трудовой договор.

В социально-партнерских соглашениях представители сторон (партнеров) также равны при коллективных переговорах и разработке соглашений.

4-й способ метода трудового права проявляется в характере установления прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений.

5-й способ. Договорной характер труда. Этот способ метода трудового права порождает трудовое отношение работника с работодателем, устанавливает сторонами такие существенные его условия, как место работы (с указанием структурного подразделения), трудовая функция, характеристики условий труда, режим труда и отдыха, условия оплаты труда и др.

Коллективный договор работников с работодателем в локальном порядке повышает минимальные гарантии социально-трудовых прав, установленные государством в трудовом законодательстве.

Социально-партнерские соглашения на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном уровне в нормативной их части регулируют социально-трудовые отношения, и это регулирование относится не только к централизованному, но и к договорному регулированию.

6-й способ. Метод трудового права характеризует и своеобразие способов зашиты трудовых прав работников. Это своеобразие заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров – комиссий по трудовым спорам (КТС), которые образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа их представителей.

Ненашедшие своего разрешения индивидуальные споры между субъектами трудового правоотношения, как правило, подлежат рассмотрению судами как универсальными органами защиты прав. В последние годы судебная юрисдикция по трудовым спорам стала практически всеобъемлющей, так как любой работник вправе обжаловать в суд любое нарушение своих трудовых прав.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах проводится по правилам гражданского судопроизводства.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в ходе примирительных трудовых процедур примирительной комиссией с участием посредника и в трудовом арбитраже. Деятельность комиссий по трудовым спорам и органов разрешения коллективных споров составляет специфическую особенность защиты трудовых прав и осуществления трудовых обязанностей.

Итак, метод трудового права России характеризуется договорным возникновением трудовых правоотношений, равенством сторон и подчинением работников воле работодателей в процессе труда, участием работников и профсоюзов в регулировании трудовых отношений, сочетанием централизованного и локального регулирования, единством и дифференциацией правового регулирования, своеобразием способов защиты трудовых прав работников.