Основы государства и права никитин методическое пособие

ВНИМАНИЕ! Вы пользуетесь устаревшей версией браузера.

Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.

В связи с этим рекомендуем для работы с сайтом использовать следующие браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.

Основы государства и права, 10-11 класс, Никитин А.Ф., 1999

Основы государства и права, 10-11 класс, Никитин А.Ф., 1999.

Новое пособие по курсу основ государства и права создано с учетом современных образовательных программ. Содержит обширный материал о ключевых вопросах истории и теории государства и права. Основное внимание уделено характеристике важнейших отраслей российского права — конституционного, гражданского, семейного, трудового, уголовного и других. Обстоятельно раскрыты вопросы формирования правосознания и правовой культуры общества и индивида. В пособии много интересных фактов, сведений, документов. Развернутый методический аппарат включает вопросы и задания разного уровня сложности, темы для рефератов и обсуждения, разделы «Это интересно», «Учимся защищать свои права». В конце книги дан словарь юридических понятий и терминов.
Пособие рекомендовано к изданию Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и включено в Федеральный перечень учебников.

Происхождение государства и права.
Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация скорее характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме лишенной научного содержания расовой, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
К читателям.
Глава I. Из истории государства и права.
§1. Происхождение государства и права*
§2. Право древнего мира.
§3. Право средневековой Европы.
§4. Становление права нового времени.
§5. Развитие права в России. IX — начало XIX в.
§6. Российское право в XIX — начале XX в.
§7. Советское право в 1917—1953 гг.
§8. Советское право (1954—1991).
§9. Современное российское право*.
Глава II. Вопросы теории государства и права.
§10. Государство, его признаки и формы*
§11. Понятие права. Правовая норма. Источники права*.
§12. Понятие и признаки правового государства*.
§13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей
§14. Право и другие сферы общества.
§15. О российской философии права.
Глава III. Конституционное право.
§16. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм*.
§17. Конституции в России.
§18. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.
§19. Основы конституционного строя*.
§20. Федеративное устройство*.
§21. Президент Российской Федерации*
§22. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума*.
§23. Правительство Российской Федерации Судебная власть. Прокуратура*.
§24. Местное самоуправление*.
Глава IV. Права человека.
§25. Права и свободы человека и гражданина.
§26. Международные договоры о правах человека*.
§27. Гражданские права*.
§28. Политические права*.
§29. Экономические, социальные и культурные права*.
§30. Права ребенка.
§31. Нарушения прав человека.
§32. Защита прав человека.
Глава V. Избирательное право и избирательный процесс.
§33. Избирательное право*.
§34. Избирательный процесс.
Глава VI. Гражданское право.
§35. Понятие и источники гражданского права*.
§36. Обязательственное право*.
§37. Право собственности*.
§38. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних.
§39. Юридические лица. Виды предприятий.
§40. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда.
Глава VII. Законодательство о налогах.
§41. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит*.
§42. Виды налогов.
§43. Налогообложение юридических лиц
§44. Налоги с физических лиц*.
§45. Ответственность за уклонение от уплаты налогов*.
Глава VIII. Семейное право.
§46. Понятие и источники семейного права*.
§47. Брак, условия его заключения*.
§48. Права и обязанности супругов .
§49. Права и обязанности родителей и детей. Усыновлений, опека (попечительство)*.
Глава IX. Трудовое право.
§50. Понятие и источники трудового права*
§51. Коллективный договор. Трудовой договор (контракт)*.
§52. Рабочее время и время отдыха .
§53. Оплата труда. Охрана труда.
§54. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву*.
Глава X. Административное право.
§55. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения
§56. Административные взыскания*.
Глава XI. Уголовное право.
§57. Понятие и источники уголовного права* .
§58. Преступление*.
§59. «Новые» преступления.
§60. Уголовная ответственность*.
§61. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
§62. Уголовная ответственность несовершеннолетних*.
Глава XII. Правовая культура.
§63. Содержание правовой культуры*.
§64. Совершенствование правовой культуры Краткий юридический словарь.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы государства и права, 10-11 класс, Никитин А.Ф., 1999 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

ПРАВО. Базовый и углубленный уровни классы Методическое пособие к учебнику А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной

2 УДК ББК К17 При подготовке раздела «Рекомендации по работе с электронной формой учебника (ЭФУ), а также формированию ИКТ-компетентности учащихся» использованы материалы О. С. Габриеляна, С. А. Сладкова. К17 Калуцкая, Е. К. Право. Базовый и углубленный уровни кл. : методическое пособие к учебнику А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной / Е. К. Калуцкая. М. : Дрофа, , [1] с. ISBN Методическое пособие разработано в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования и учебником «Право. Базовый и углубленный уровни классы» А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной. Оно содержит поурочно-тематическое планирование, рекомендации по организации и проведению уроков, а также разнообразный дополнительный материал (фрагменты правовых документов, дополнительные тексты, тестовые и практические задания, темы проектов и пр.). Содержание пособия поможет учителю организовать учебнопознавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время и осуществить контроль знаний. УДК ББК Учебное издание Калуцкая Елена Константиновна ПРАВО. Базовый и углубленный уровни классы Методическое пособие к учебнику А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной Зав. редакцией С. В. Тырин. Ответственный редактор Н. Г. Карасева Художественный редактор Е. П. Корсина. Технический редактор Е. В. Баева. Компьютерная верстка Н. В. Троицкая Корректор Е. Е. Никулина Подписано к печати Формат /. Бумага типографская. Гарнитура Newton. Печать офсетная. Усл. печ. л. 14,28. Тираж 2000 экз. Заказ. ООО «ДРОФА» , Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 2. Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги просим направлять в редакцию общего образования издательства «Дрофа»: , Москва, а/я 19. Тел.: (495) По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа» обращаться по адресу: , Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 2. Тел.: (495) , Факс: (495) Сайт ООО «ДРОФА»: Электронная почта: Тел.: (звонок по России бесплатный) ISBN ООО «ДРОФА», 2016

3 Введение Методическое пособие адресовано учителям, работающим по учебнику А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Право классы» для базового и углубленного уровней изучения. В состав учебно-методического комплекса (УМК) входят: учебник, рабочие программы, электронная форма учебника (ЭФУ), рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителей (методическая поддержка на Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень. Место предмета «Право» в учебном плане определяется разделом ФГОС. «Право» входит в обязательную предметную область «Общественные науки», является учебным предметом по выбору и может быть включено в учебные планы социально-экономического профиля 1. В данном пособии к каждому уроку предложен вариант организации изучения темы с применением современных образовательных технологий, информационно-коммуникационных средств обучения с учетом требований ФГОС к результатам деятельности учащихся при изучении курса «Право» в старшей школе. Изучение права на базовом и углубленном уровнях в классах опирается на правовые знания учащихся, полученные в основной школе в процессе изучения интегрированного курса обществознания. Уроки, рассчитанные на изучение на углубленном уровне, отмечены в пособии звездочкой (*). Курс «Право» обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых содержательных единиц, рассмотренных ра- 1 Поурочное планирование курса «Право» (базовый уровень 70 ч, углубленный уровень 140 ч) см.: Грибанова Г. И., Мартьянова Д. С., Никитина Т. И. Обществознание. Право кл.: метод. пособие: рекомендации по составлению рабочих программ. М.: Дрофа,

4 нее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных тем, понимание которых необходимо современному человеку. Также изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки специалистов в области права. Углубленное содержание правового курса создает хорошую знаниевую базу для усвоения нового материала, дает больше возможностей для применения уже имеющихся знаний. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, истории, литературы. Цель изучения права в современной школе: образование, воспитание и развитие школьника, способного осознавать свой гражданско-правовой статус, включающий конституционные права, свободы и обязанности, уважающего закон и правопорядок, права других людей, готового руководствоваться нормами права в своей повседневной деятельности. Отбор содержания и логика изложения материала в учебнике приближены к структуре классического курса «Право». Учебник включает пять частей. Первые две части «История и теория государства и права» и «Конституционное право» предлагается изучать в 10 классе. В 11 классе проходят материал третьей, четвертой и пятой частей: «Основные отрасли российского права», «Правоохранительные отрасли права», «Правовая культура». Курс права на углубленном уровне включает широкий круг вопросов теории и основ законодательства в рамках основных отраслей права. Углубленный характер предмета предполагает более подробное ознакомление учащихся с некоторыми юридическими профессиями, спецификой органов и структур, стоящих на страже закона, защищающих права личности. 4

5 Содержание учебника может служить основой для проведения разнообразных по форме занятий: игр, круглых столов, семинаров, уроков защиты проектов, практических и лабораторных занятий. Акцент делается на развитие навыков самостоятельной индивидуальной работы, раскрытие творческих возможностей учащихся. Это прежде всего исследовательская и проектная деятельность. Авторы учебника предлагают учащимся темы проектов (как индивидуальных, так и групповых) и рефератов. Названия тем завершают каждый параграф. Важным компонентом содержания являются документы правового характера, прежде всего Конституция РФ, кодексы, извлечения из законов по различным отраслям права, отдельные федеральные законы. Положения этих документов выступают непосредственным объектом изучения на уроках права. Краткий юридический словарь, помещенный в конце учебника, поможет старшеклассникам при подготовке и выполнении проектов, творческих заданий, тестов, рефератов. На уроках права наряду с учебником целесообразно использовать рабочие тетради (автор Т. И. Никитина), входящие в состав УМК. Рабочие тетради содержат разноуровневые задания, выполнение которых нацелено на практическое применение полученных правовых знаний. Также тетради помогут учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию (раздел «Право»). Для выполнения письменных заданий, предлагаемых в учебнике и данном пособии, учащимся необходимо иметь отдельную тетрадь по праву. Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами выпускников старшей школы при изучении курса права являются: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых 5

6 установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные результаты изучения права в старшей школе проявляются в: умении на основе полученных в курсе правовых знаний адекватно оценивать с правовых позиций собственное поведение, действия окружающих; осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом; способности анализировать с опорой на полученные правовые знания конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы правомерного поведения, адекватные этим ситуациям; ключевых навыках решения проблем правового характера, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества; готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования правоведческого профиля; ключевых компетенциях, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с разными источниками правовой информации. Предметными результатами освоения выпускниками полной средней школы содержания курса права являются: сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; 6

7 сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; сформированность основ правового мышления; сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации; сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях. Помимо перечисленных знаний и умений выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений. Названные компетенции являются необходимой частью гражданско-правовой культуры, освоение которой является одной из главных задач правового образования. Разработки уроков, предлагаемые в данном пособии, являются примерными. Учитель вправе ими воспользоваться полностью, частично или отклонить вообще. Цель методического пособия помочь учителю в подготовке к уроку, организации изучения новой темы, способствовать появлению новых методических идей. Помимо поурочных разработок пособие содержит раздел «Рекомендации по работе с электронной формой учебника (ЭФУ), а также формированию ИКТ-компетентности учащихся».

8 Вводный урок Задачи урока: мотивировать учащихся на изучение предмета «Право», разъяснить важность права для человека как в обыденной, так и в профессиональной жизни; подвести учащихся к пониманию регулятивной, воспитательной, социализирующей функций права в современном обществе и государстве. План урока 1. Нужно ли человеку знание права? 2. Определение цели курса. Организация деятельности 1. Для мотивирования старшеклассников на изучение курса «Право» учитель просит одного из учащихся прочитать вслух утверждение (написанное на доске или выведенное на экран): «Право нужно только юристам, это сфера их профессиональных интересов, для людей, имеющих другие профессии, знание права не является необходимостью». Учащиеся высказывают свое мнение по поводу предложенной точки зрения. В ходе обсуждения учитель предлагает проанализировать следующие ситуации. 1. Ваш дом признан аварийным, вашу семью выселяют в срочном порядке. Местные власти предоставляют вам новое жилье не в городе, а в области, меньшее по площади. Нарушены ли ваши права? 2. Вы случайно разбили чашку в магазине подарков и оплатили ее стоимость в кассе. Должны ли вы были оплачивать стоимость разбитой чашки? 3. Вы учитесь в вузе на вечернем отделении, а днем работаете с 8 до 17 ч пять дней в неделю. Два раза в месяц начальник требует вашего присутствия на работе в вечерние часы (когда у вас занятия в институте), в случае вашего отказа обещает уволить. Прав ли ваш начальник? 8

9 По завершении обсуждения учащиеся подводятся учителем к выводу: во многих жизненных ситуациях в разных сферах деятельности человеку важно иметь базовые знания права, обладать правовой культурой. Учитель предлагает школьникам подумать над смыслом фразы: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Вопрос: Можно ли утверждать, что знание закона делает человека более уверенным в общении с окружающими, свободным в своих действиях при исполнении профессиональных обязанностей, разрешении конфликтных ситуаций? 2. Поскольку «Право» как самостоятельный предмет не изучалось учащимися в основной школе, учителю целесообразно отметить важность приобретения знаний о праве и умений применять их на практике в повседневной жизни. Далее учитель может организовать фронтальную работу: десятиклассникам предлагается самостоятельно определить цели курса, который им предстоит изучать в течение двух лет. Для этого они называют свой вариант окончания фразы: «Право необходимо знать, чтобы» Задание можно выполнить, используя прием «мозгового штурма». Учитель записывает прозвучавшие ответы на доске. При этом следует выделить несколько отправных точек для трактовки роли права, например: право и закон ограничивают свободу, налагают обязанности; право достижение цивилизованного общества, его несомненную ценность, надо беспрекословно уважать; право дает человеку возможность выстраивать свою жизнь, пользоваться общественными благами и пр. Учитель подводит итоги, выводит «формулу необходимости» правовых знаний. На следующем этапе урока учащимся предлагается выполнить задания 1, 5 и 7 из рабочей тетради («Вводный урок»). Класс делится на три группы, каждая из которых должна рассмотреть право под определенным углом зрения. Задача групп не только выполнить задание, но и отстоять свое мнение о месте права в жизни общества и государства. При наличии времени учитель может организовать обсуждение следующих тем: «Многогранность понятия 9

Читайте так же:  Ответственность за нарушение сроков поставки товара в договоре

10 «право», разнообразие его трактовок и понимания», «Взаимосвязь права и морали», «Роль права в современном мире». В завершение урока учащиеся с помощью учителя делают вывод: право является важнейшим регулятором общественных отношений, знание законов, своих прав и обязанностей непременное условие формирования молодого гражданина в современном обществе. Домашнее задание: выполнить задания 2 4, 6 из рабочей тетради. Дополнительное задание: подготовить презентацию на тему «Право важно знать всем».

11 Часть ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Глава I Из истории государства и права Урок 1. Происхождение государства и права Задачи урока: показать взаимосвязь государства и права, объективную необходимость их становления; разъяснить учащимся цивилизационную ценность появления права и перехода к государственному устройству; способствовать формированию знаний учащихся о признаках и ранних формах государства, их становлении и развитии. План изучения темы 1. Возникновение и развитие государства. 2. Теории происхождения государства. 3. Исторические условия возникновения права. Материалы и оборудование: 1 учебника, схема «Теории происхождения государства и права», дополнительный текст, проектор. Организация изучения темы 1. Начать изучение нового материала целесообразно с беседы, что позволит актуализировать знания учащихся о праве, его сущности, связи с государством. Вопросы: 1) Что такое право? 2) Как связаны государство и право? 3) Какие теории происхождения государства и права вам известны? Далее следует напомнить классу об особенностях появления социальных норм, в том числе и права. Учащиеся подводятся учителем к выводу: развитию государства и права предшествовал ряд факторов: имущественное расслоение; появление частной собственности; выделение военной верхушки знати; формирование в сознании общества норм коллективного взаимодействия и подчинения. 11

12 Учитель обращает внимание учащихся на объективную необходимость появления государства и предлагает изучить таблицу, которую целесообразно представить с незаполненным правым столбцом. Учащиеся самостоятельно, опираясь на знания из курса истории, указывают признаки и элементы, характерные для процесса появления государства. Возникновение института государства Признак государства Публичная власть Единая территория Налогообложение Наличие органов и методов принуждения 12 Сущность признака Власть, выделенная из общества, призванная действовать в интересах общества Появление территории, которую государство считает своей: обеспечивает контроль над ней и распространяет на нее свою власть Процесс установления и взимания налогов. Первоначально рассматривался как система изъятия имущества, основанная на властном подчинении Призваны обеспечивать исполнение правил поведения. Применяются в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед Проявление признака в первых государствах Появление вождя (князя) Захват территорий, принадлежавших племенам и общинам, учреждение территориальных единиц для удобства централизованного управления Дань на содержание князя и дружины. Появление различных податей Появление армии или дружины, на которую опирался князь. Применение карательных мер при нарушении норм

13 Признак государства Система управления Сущность признака органом исполнительной власти. Обладают чрезвычайными, внесудебными полномочиями Деятельность органов власти по осуществлению сознательного и целенаправленного воздействия в определенной сфере (по предметам ведения) и в объеме полномочий Окончание табл. Проявление признака в первых государствах Складывание системы органов власти совета при вожде (князе), суда, народного собрания При заполнении таблицы учащиеся должны к каждому признаку государства привести конкретный пример его проявления, опираясь на материал из истории Древнего мира и Древней Руси. У старшеклассников должно сложиться четкое представление об объективной необходимости для государства таких «подавляющих общественную свободу» признаков, как налогообложение и осуществление государственного принуждения. Учащиеся подводятся к выводу: государство есть высшая форма политической организации общества, величайшее достижение человеческой культуры, переход общества от родоплеменной организации к государственной и появление права свидетельствуют о прогрессе человечества, его цивилизационном развитии. 2. Изучение основных теорий происхождения государства не является принципиально новым для учащихся, в курсах истории и обществознания данный материал изучался в основной школе. Целесообразно задать десятиклассникам вопрос, какие теории им известны. Учитель записывает названия теорий происхождения государства и права на доске, давая краткую характеристику каждой из них. 13

14 14 Теория происхождения государства и права Теологическая теория (Фома Аквинский) Теория насилия (Е. Дюринг, К. Каутский) Патриархальная теория (Аристотель) Теория договора (Б. Спиноза, Т. Гоббс) Органическая теория (Платон, Аристотель, Г. Спенсер) Психологическая теория (Л. Петражицкий, З. Фрейд) Расовая теория (Ж. Гобино) Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) Выполнение следующего задания можно организовать в формате работы по группам (учитель оценивает время, затраченное на выполнение задания, и полноту ответа группы). Учащимся предлагается соотнести приведенные ниже утверждения и изученные теории происхождения государства. Текст может быть выведен на экран с помощью проектора. Положения, характеризующие одну теорию, можно представить на одном слайде или демонстрировать их вперемешку. Задача группы назвать, какую теорию характеризует то или иное положение, и записать его в итоговую таблицу. Задание для первой группы 1. Официальная доктрина Византии. 2. Родоначальник Фома Аквинский. 3. Государство продукт божественной воли. 4. Естественное право имеет божественное происхождение. 5. Носит объективно-идеалистический характер. 6. Естественное право неотчуждаемо и является неизменным правом человека. 7. Родоначальники этой теории Е. Дюринг, К. Каутский. 8. Появление государства объясняется военно-политическими причинами, завоеванием одними племенами других. 9. Насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. 10. Государство специально созданный аппарат принуждения, а право его инструмент.

15 11. Недостаточно учитываются социально-экономические факторы происхождения государства. Задание для второй группы 1. Происхождение государства есть результат исторического разрастания патриархальной семьи. 2. Теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме. 3. У истоков теории стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. 4. Государственная власть есть продолжение отцовской власти. 5. Основными причинами происхождения государства является раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами. 6. Государство есть результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. 7. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения экономически господствующего класса. 8. Основоположники этой теории К. Маркс и Ф. Энгельс. 9. Теория получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера и др. 10. Государство это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. 11. Государство имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Заполненная таблица может иметь следующий вид. Название теории происхождения государства Теологическая Патриархальная Имена создателей, основные положения Фома Аквинский. Государство продукт божественной воли Аристотель. Происхождение государства есть результат исторического разрастания патриархальной семьи. Государственная власть есть продолжение отцовской власти 15

Методическое пособие к линии учебников «Право. Базовый и углубленный уровни классы» авторов А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной Углубленный уровень

1 o6.fm Page 3 Wednesday, June 4, :36 AM Методическое пособие к линии учебников «Право. Базовый и углубленный уровни классы» авторов А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной Углубленный уровень Предлагаемое методическое пособие адресовано учителям, работающим по линии А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Право» для средней школы (10 11 классы) и рассчитано на углубленный уровень обучения. Оно позволит учителю-предметнику не только грамотно составить рабочую программу, но и организовать деятельность учащихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе электронные приложения к учебнику и интернет-ресурсы. Методическое пособие написано с учетом требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (раздел «Право»). Оно определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Методическое пособие включает три раздела: 1) целевой пояснительная записка, в которой определяются цели изучения курса «Право», дается общая характеристика учебного предмета, раскрываются особенности содержания курса и последовательность изложения материала, место предмета в учебном базисном плане, а также требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Право» (углубленный уровень): личностные, метапредметные и предметные; 2) содержательный: содержание курса по классам с указанием тем и количества часов, отводимых на их изучение; поурочное планирование курса с указанием параграфов и тем; 3

2 o6.fm Page 4 Wednesday, June 4, :36 AM поурочно-тематическое планирование по классам с определением характеристики основных видов деятельности ученика; использование межпредметных связей в преподавании курса «Право»; 3) организационный перечень пособий, составляющих информационно-образовательную среду линии. В качестве приложения даны наглядные пособия по курсу, темы проектов, рекомендации по работе с электронным приложением к учебнику и формированию ИКТкомпетентности учеников, список интернет-ресурсов. Рекомендации по составлению рабочей программы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Происходящая в настоящий момент реформа общего образования Российской Федерации связана с введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный в 2012 г., это рамочный нормативный документ, который определяет три вида требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает требования: к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том 4

3 o6.fm Page 5 Wednesday, June 4, :36 AM числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и инвидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в организациях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации. Стандарт позволяет учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Стандарт направлен на: формирование российской гражданской идентичности обучающихся; обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; обеспечение равных возможностей получения качественного среднего (полного) общего образования; обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования; духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся; развитие государственно-общественного управления в образовании; формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных организаций, функционирования общего образования; 5

4 o6.fm Page 6 Wednesday, June 4, :36 AM обеспечение условий развития обучающихся, обеспечивающих их самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности, социальное и гражданское становление личности. Методологической основой стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательной организации; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Это гражданин: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством; 6

5 o6.fm Page 7 Wednesday, June 4, :36 AM уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Стандарт является основой для: разработки примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования; разработки программ учебных предметов (курсов), учебной литературы, контрольно-измерительных материалов; информационной и материальной среды; организации образовательного процесса в организациях среднего (полного) общего образования независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности; обеспечения финансирования образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования; осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере общего образования; проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся; осуществления экспертизы и оценки качества общего образования; организации деятельности работы методических служб. Каждая образовательная организация, имеющая государственную аккредитацию, разрабатывает основную образовательную программу самостоятельно. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают вариативность содержания основных образовательных программ, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Таким образом, при разработке основной 7

6 o6.fm Page 8 Wednesday, June 4, :36 AM образовательной программы учитываются тип и вид образовательной организации, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса. Основная образовательная программа образовательной организации складывается из программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Учитель-предметник принимает участие прежде всего в формировании содержательного раздела основной образовательной программы, так как именно в этот раздел входят рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, ориентированных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, описанных в целевом разделе основной образовательной программы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ПРАВО» Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д. 8

7 o6.fm Page 9 Wednesday, June 4, :36 AM Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизни и деятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания сути происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее нашей великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в. «Право» учебный предмет, изучаемый в средней (полной) школе в классах. Его место и роль обусловлены тем огромным значением, которое имеет право в цивилизованном обществе. Изучение курса «Право» должно носить активный деятельностный характер. В 7 9 классах учащиеся получили начальные знания по основам права в курсе «Обществознание». Глубокий подход к изучению курса «Право» в классах обусловлен подготовленностью учащихся средней школы, психолого-возрастными особенностями старшеклассников, практической направленностью получения необходимых в жизни любого человека знаний, навыками исследования источников, в том числе правовых, анализа материалов и данных с использованием современных информационно-компьютерных технологий, стремлением к творческому поиску и реализации собственных способностей. Курс «Право» имеет следующие цели: во-первых, изучение и усвоение основ правовых знаний, и в первую очередь российского права; во-вторых, развитие у подрастающего поколения правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания и уважения к закону; в-третьих, привитие умений и навыков использовать свои знания на практике, в жизни; в-четвертых, воспитание правомерного, законопослушного поведения, предотвращение правонарушений и вместе с тем понимание юридической ответственности за совершенные противоправные поступки и деяния. 9

Читайте так же:  Спор шутки

8 o6.fm Page 10 Wednesday, June 4, :36 AM Правовые знания необходимы каждому, поскольку во всех областях жизни в школе, дома, в семье, на работе, в магазине, транспорте человек сталкивается с нормами права, законами, которые определяют и регулируют права, обязанности и поведение людей. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Право мощный инструмент установления социальной справедливости. Ведь только право может по-настоящему помочь человеку, обществу, стране в нелегкой, запутанной ситуации. Бурное развитие товарно-денежных, или рыночных, отношений в нашей стране, динамизм социальных и политических процессов в России и мире в XXI в., быстрорастущие информационные контакты, глобализация всех сфер жизни общества, взаимодействие представителей различных этнических, социальных и религиозных групп и др. предъявляют все новые требования к развитию и совершенствованию права, соответствию российского законодательства изменяющимся реалиям жизни, а также к знанию правовых основ населением. В связи с этим правовое образование занимает все большее место в учебных планах образовательных организаций разного профиля. Изучение права в средней (полной) школе опирается на знание учащимися учебного предмета «Обществознание» в основной школе. Предполагается, что учащиеся уже имеют определенный багаж знаний по праву, поэтому цель данного курса углубить и привести в систему уже имеющиеся у учащихся правовые знания, привить умение ориентироваться в огромном массиве социальной информации и научиться использовать ее на практике. При изучении курса «Право» в средней (полной) школе необходимо использовать межпредметные связи, что широко представлено в параграфах данного учебника и в отдельной таблице программы курса. Прежде всего следует опираться на знание учащихся по обществознанию и истории, но также и по литературе, географии, искусству и др. 10

9 o6.fm Page 11 Wednesday, June 4, :36 AM Курс «Право» входит в предметную область «Общественные науки». Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить: сформированность мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации; понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире; сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук; формирование и развитие целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий, окружающей действительности, человеческого фактора; сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук. Курс изучается на базовом и углубленном уровнях. Представленный учебник А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Право» содержит материал, необходимый для изучения курса как на базовом, так и на углубленном уровне (параграфы выделены звездочкой). Данная рабочая программа предназначена для изучения предмета в классах на углубленном уровне. Это определяет последовательность изложения и объем времени на изучение и усвоение материала. Отбор содержания и логика изложения материала в учебнике приближены к структуре классического курса «Право». Учебник включает пять частей. Первая «История и теория государства и права», состоящая из двух глав, освещает историю возникнове- 11

10 o6.fm Page 12 Wednesday, June 4, :36 AM ния и развития государства и права, основные вопросы теории государства и права. Вторая «Конституционное право», включающая три главы, рассматривает Конституцию РФ, ее роль и значение, основы конституционного строя; законодательную, исполнительную и судебные ветви власти; местное управление; права и свободы человека и гражданина, защиту прав человека; избирательное право, избирательные системы и избирательный процесс. Третья «Основные отрасли российского права», состоящая из пяти глав, знакомит учащихся с основами гражданского, налогового, семейного, трудового и административного права. Четвертая «Правоохранительные отрасли права», включающая две главы, освещает уголовное право, преступления и наказания, а также вопросы гражданского и уголовного судопроизводства. Пятая «Правовая культура» рассматривает правовую культуру, правосознание и правовую деятельность. Эта тема не случайно является последней в курсе, поскольку имеет большое воспитательное значение. Заканчивает учебник словарь терминов. Содержание учебника логически и структурно делится на два класса. В 10 классе изучаются первые две части, где основными темами являются Конституция РФ, права человека и гражданина. В 11 классе проходят материал третьей пятой частей: основы основных отраслей российского права и вопросы правовой культуры. Дидактические особенности учебника разнообразны и соответствуют специфике возраста учащихся классов. Предусмотрены такие формы и приемы трансляции учебного материала, которые реализуют следующие принципы: максимально доступное изложение самых непростых правовых положений с учетом «зоны ближайшего развития» школьников (позволяющей забегать немного вперед, «подтягивая» интеллектуальные возможности учащихся); энциклопедизм (посильный) организации материала; опора на самостоятельное изучение учащимися правовых источников и их осмысление; возможность изложения собственных точек зрения по право- 12

11 o6.fm Page 13 Wednesday, June 4, :36 AM вым вопросам, а также их анализ и иллюстрация своими примерами из жизни, истории или кинофильмов; максимально доступная для учебника литературность текстов, несущих образовательно-воспитательную нагрузку. Содержание учебника может служить основой для разнообразных по форме занятий. Акцент делается на развитие навыков самостоятельной индивидуальной работы, раскрытие творческих возможностей это прежде всего исследовательская и проектная деятельность. Широкое внедрение в учебный процесс проектной и исследовательской деятельности влияет на развитие творческих способностей учащихся старших классов. Индивидуальная работа осуществляется на основе поиска, отбора и анализа информации по теме, применения современных компьютерных технологий. Подготовка презентаций, рефератов, разработка проектов, участие в «круглых столах», дискуссиях дают школьникам возможность не только углубить свои знания, но и проявить свои способности, выразить собственное «я», тем самым помогают осознанно подойти к выбору будущей профессии. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках предмета «Право» или нескольких изучаемых учебных курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной и др.). Результаты выполнения индивидуального проекта по праву должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных правовых знаний и способов действий при решении раз- 13

12 o6.fm Page 14 Wednesday, June 4, :36 AM личных задач, в том числе внеучебных, используя знания одного или нескольких учебных предметов (например, истории, обществознания, литературы и др.); способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов, использования правильной юридической терминологии, аналитической и оценочной деятельности. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального и др. В учебнике предусмотрена также коллективная деятельность на уроке проведение дискуссий, где каждый учащийся может отстаивать свою точку зрения, обосновывать и аргументировать собственное мнение, приводить примеры из жизни, СМИ, т. е. показывать свое умение применять на практике полученные знания, используя всю имеющуюся информацию. Все параграфы учебника имеют хорошо разработанный методический аппарат, включающий следующие рубрики. Вопросы для самоконтроля. Здесь необходимо ответить на вопросы, привести примеры из жизни, СМИ, сравнить понятия, факты и документы, вспомнив пройденный ранее материал. Вопросы помогут вам выработать умения самостоятельно разбираться в трудных проблемах темы, анализировать, делать собственные выводы, приводить аргументы, давать точные формулировки и определения, классифицировать и сравнивать, работать с информацией в разных видах (в том числе пользоваться дополнительной литературой и ресурсами Интернета), принимать решения, опираясь на правовые документы. Задания повышенной сложности отмечены звездочкой (*). Это интересно. Цель рубрики побудить учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, сформу- 14

13 o6.fm Page 15 Wednesday, June 4, :36 AM лировать свое мнение по проблемам, вызывающим разногласия. Именно поэтому представленные оценки, суждения, позиции не всегда могут совпадать с точкой зрения авторов или обсуждающих проблему. Информация к размышлению и действию. В этой рубрике даны практические рекомендации, как вести себя в тех или иных конкретных ситуациях. Как правило, они связаны с темой параграфа и призваны сформировать у учащихся умения применять свои правовые знания на практике, приводить доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. Многие рекомендации посвящены защите прав потребителей, самых массовых и чаще других нарушаемых прав россиян. Исследуем документы и материалы. Данная рубрика содержит: во-первых, извлечения официальных документов, которые необходимы для развития навыков исследовательской деятельности, анализа и работы с правовыми источниками; во-вторых, отрывки из статей и работ известных правоведов с целью формирования у учащихся умения оценивать конкретные правовые нормы и выработки правового мышления. В первых двух главах содержатся также термины и краткие сведения о крупнейших мыслителях в области государства и права. Обсуждаем, спорим. Эта рубрика содержит вопросы и темы для коллективного обсуждения на уроках. Участие в дискуссиях поможет учащимся научиться отстаивать свое мнение, аргументировать свою позицию, применять полученные знания для оценки практической ситуации и принятия верного решения. Темы для проектов и рефератов завершают каждый параграф. Для подготовки следует использовать дополнительные источники информации, в том числе интернетресурсы. В конце учебника помещен краткий юридический словарь. В него включены те понятия и термины, которые не раскрыты подробно в основном учебном тексте. Словарь поможет учащимся лучше подготовиться к урокам, про- 15

14 o6.fm Page 16 Wednesday, June 4, :36 AM ведению дискуссий, выполнить творческие задания, тесты, проекты или написать реферат. Завершает учебник перечень интернет-ресурсов. Таким образом, методический аппарат учебника позволяет реализовать принципы системно-деятельностного подхода. Предусмотрены также разноуровневые задания, наиболее сложные отмечены звездочкой. Выполнение некоторых заданий требует использования дополнительных источников информации: словарей, справочников, специальной и вузовской учебной литературы, а также интернет-ресурсов (в конце учебника приводится их перечень). В целом материал учебника дает возможность успешно решить проблему правового образования школьников в старших классах. Полученные умения анализировать официальные документы, ориентироваться в правовом поле, исследовать факты и явления действительности с точки зрения закона, оценивать свое поведение и поведение других людей на соответствие правовым нормам, применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях вот желаемые результаты изучения предмета «Право». Кроме того, учебный предмет «Право» в средней (полной) школе нацелен на: развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к построению индивидуальной образовательной траектории; решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся; повышение эффективности усвоения обучающимися знаний по праву и по общественным наукам и учебных 16

15 o6.fm Page 17 Wednesday, June 4, :36 AM действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в общественных областях, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов; формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности; возможность получения практико-ориентированного результата; практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов; возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля; подготовку к осознанному выбору дальнейшего, послешкольного, профильного образования и профессиональной деятельности. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Право» в средней (полной) школе входит в предметную область «Общественные науки» и изучается в классах на базовом и углубленном уровнях. Общее количество часов на 2 года обучения на углубленном уровне составляет 140 часов. Общая недельная загрузка в каждом году обучения 2 часа. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ КУРСА «ПРАВО» Требования стандарта к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Право» определяют содержательно-критериальную и нормативную основу оценки результатов освоения обучающимися основной образова- 17

16 o6.fm Page 18 Wednesday, June 4, :36 AM тельной программы среднего (полного) общего образования по праву. Содержание и критерии оценки определяются планируемыми результатами, разрабатываемыми на федеральном уровне и конкретизирующими требования стандарта к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования для предмета «Право» (углубленный уровень). Личностные результаты: 1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 18

17 o6.fm Page 19 Wednesday, June 4, :36 AM 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; 19

Читайте так же:  Судебная практика по ст 172 ук рф

18 o6.fm Page 20 Wednesday, June 4, :36 AM 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 7) владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты (требования к предметным результатам освоения углубленного курса «Право» должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать требования для углубленного курса): базовый уровень 1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; 2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; 3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; 4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; 20

19 o6.fm Page 21 Wednesday, June 4, :36 AM 5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; 6) сформированность основ правового мышления; 7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; 8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; 9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации; 10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях; углубленный уровень 1) сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества; 2) владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе; 3) сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности; 4) владение знаниями о российской правовой системе, особенностях ее развития; 5) сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; 6) сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; 7) сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод 21

20 o6.fm Page 22 Wednesday, June 4, :36 AM в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц; 8) понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; 9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по праву должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности. Критерии оценки. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля. Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Право» должны: 1) обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения предмета; 2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебного предмета «Право», программ внеурочной деятельности, программ воспитания, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по праву в соответствии с требованиями стандарта. Структура и содержание планируемых результатов освоения курса должны отражать требования стандарта, специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения предмета «Право»), соответствовать возрастным возможностям обучающихся. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) 22

21 o6.fm Page 23 Wednesday, June 4, :36 AM общего образования по предмету «Право» должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки достижения этих результатов. Достижение обучающимися планируемых результатов в итоге освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по праву определяется по завершении обучения. Освоение обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Предметом государственной (итоговой) аттестации выпускников является достижение ими предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с планируемыми результатами. Оценка направлена на выявление способности выпускников к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач, а также на определение уровня сформированности навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности. Достижение личностных результатов (ценностные ориентации обучающихся и индивидуальные личностные характеристики) итоговой аттестации не подлежит. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся по предмету «Право» осуществляется в рамках Единого государственного экзамена и (или) государственного выпускного экзамена по предмету «Обществознание». Государственная (итоговая) аттестация обучающихся проводится в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 23

22 o6.fm Page 24 Wednesday, June 4, :36 AM СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ «ПРАВО. УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ КЛАССЫ» 10 класс (70 ч) Введение (1 ч) Роль и значение права. Часть первая ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (17 ч) Тема I. Из истории государства и права (9 ч) Происхождение государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Право Древнего мира. Законы царя Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Классический характер права Древней Греции и Древнего Рима. Принцип «меры», «середины» в правовых воззрениях греческих мыслителей. Правовые взгляды Сократа. Источники римского права. Римское частное право. Право Европы в Средние века и Новое время. Варварские правды: Салическая, Бургундская, Алеманнская и др. «Кулачное право». Жестокость средневековых законов. Средневековое право и религия. Божий суд. Суды инквизиции. Закрепление прав и свобод части населения. Великая хартия вольностей. Хабеас корпус акт. Становление права Нового времени в США. Европейская либеральная политическая философия. Адекватность буржуазного права идеям правового государства, разделения властей. Прогрессивные юридические аксиомы. Реальность открытого, гласного суда. Развитие идей прав и свобод человека. Нидерланды, Великобритания, Франция пионеры в области буржуазных правовых отношений в Европе. Закрепление принципов конституциo- 24

23 o6.fm Page 25 Wednesday, June 4, :36 AM нализма, демократии, свободы, справедливости, федерализма в Конституции США. Развитие права в России. IX начало XIX в. Влияние на правовую мысль Древней Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философскоправовой мысли. Зависимость правовой мысли от особенностей религии, культуры, обычаев. Русская Правда. Первенство религии благодати по отношению к религии закона. Идеи преемственности великодержавия Москвы от Византии, законности правящей династии, абсолютного самодержавия. Судебники 1497 и 1550 гг. Соборное уложение 1649 г., его структура. Государственно-правовые реформы Петра I. «Просветители» и «охранители» в конце XVIII в. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX начале XX в. Правовые идеи декабристов. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М. Сперанского. Славянофильство и западничество в правовой мысли в годы правления Николая I. Совершенствование системы местного самоуправления. Издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы конституционные законы России. Советское право в гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор 1918 начала 1920-х гг. Монопольное положение коммунистической партии в политической системе страны. Отсутствие свободы совести. Репрессии 1930-х гг. конвейер беззакония. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Отказ от помощи пленным. Депортация народов. Дело «врачей-вредителей». Советское право ( ). Критика культа личности. «Оттепель». Консервация административно-командной системы управления. Расцвет подпольного рынка. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Самиздат. Хельсинкские группы. 25

24 o6.fm Page 26 Wednesday, June 4, :36 AM Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма». Социальное равнодушие и безответственность. Современное российское право. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Приватизация. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ. Тема II. Вопросы теории государства и права (8 ч) Государство, его признаки и формы. Общественный, классовый и политико-правовой подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Признаки тоталитарного, авторитарного, либерального и демократического режимов. Понятие права. Система права. Источники права. Представления о праве. Значение понятия «право». Право универсальный регулятор общественных отношений. Признаки и функции права. Система права. Вертикальное строение права. Отрасли и институты права. Норма права, ее структура. Виды норм права. Горизонтальное строение права. Источники права. Правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, международный договор. Взаимосвязь государства, права и общества. Понятие и признаки правового государства. Гарантированность прав человека. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Право и другие сферы общества. Право и мораль. Право и религия. Право и культура. Право и политика. Право и экономика. О российской философии права. Идея естественного права в отечественной философии права. Идеальная основа права. Нравственная основа сферы права. Позитивизм. Понятие естественного права. Право и верховное благо. 26

25 o6.fm Page 27 Wednesday, June 4, :36 AM Часть вторая КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО (49 ч) Тема III. Конституция Российской Федерации (24 ч) Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституционное (государственное) право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. Конституции в России. Элементы конституционного права в деятельности Земского собора. Обсуждение вопроса дарования стране конституции в начале XIX в. Разработка конституции в царствование Александра II. Манифест 17 октября 1905 г. Основные государственные законы Российской империи. Деятельность Государственной думы. Конституции советского периода, их особенности. История принятия и общая характеристика Конституции Российской Федерации. Конституционный и политический кризис начала 1990-х гг. Принятие Конституции РФ. Достоинства и недостатки Основного Закона России. Основы конституционного строя. Содержание преамбулы Конституции РФ. Российская Федерация демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы высшая ценность. Многонациональный народ России носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Гражданство в Российской Федерации. Гражданственность. Понятие гражданства. Гражданин. Источники законодательства о гражданстве. Принципы гражданства в РФ. Основания приобретения гражданства. Федеративное устройство России. Формы государственного устройства. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. История государственного устройства в 27

26 o6.fm Page 28 Wednesday, June 4, :36 AM России. Россия федеративное государство. Основы федеративного устройства по Конституции РФ. Виды субъектов РФ. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Проблема сепаратизма. Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Компетенции и полномочия Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента РФ или отрешения его от должности. Федеральное Собрание Российской Федерации. Россия государство с республиканской формой правления. Парламент. Парламенты в европейской политической традиции и в России. Виды парламентов. Федеральное Собрание. Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Функции и предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Законодательный процесс в Российской Федерации. Законотворчество. Законодательная инициатива. Субъекты права законодательной инициативы. Законопроект, его виды. Законодательный процесс, его стадии. Порядок принятия законов РФ Государственной Думой, Советом Федерации. Подписание и обнародование законов Президентом РФ. Официальное и неофициальное опубликование законов. Правительство Российской Федерации. Его состав и порядок формирования. Аппарат Правительства РФ. Функции Председателя Правительства РФ. Направления деятельности и полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Структура органов исполнительной власти в РФ. Законотворческая и правотворческая деятельность Правительства РФ. Судебная власть в Российской Федерации. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Проку- 28

27 o6.fm Page 29 Wednesday, June 4, :36 AM ратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ. Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. Тема IV. Права человека (20 ч) Права и свободы человека и гражданина. Правовой и конституционный статус человека. Содержание главы 2 Конституции РФ. Конституционные свободы и права человека. Обязанности граждан России. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека. Международные договоры о правах человека. Содержание Международного билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека. Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии. Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей. Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. Право на благоприятную окружающую среду. Экология. Ухудшение экологической ситуации в мире и в нашей стране. Экологическое право. Экологические права человека. Экологические преступления. Природоохранительное законодательство. 29

28 o6.fm Page 30 Wednesday, June 4, :36 AM Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Нарушения прав человека. Геноцид, апартеид, расизм, дискриминация национальных меньшинств. Нарушения прав человека в социально-экономической области. Защита прав человека в мирное время. Международный механизм в области защиты прав человека. Защита прав человека на национальном уровне. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Комбатанты. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Международный военный трибунал. Тема V. Избирательное право и избирательный процесс (5 ч) Избирательное право. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство. Избирательные системы и избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательный процесс. Этапы. Избирательная кампания. Избирательные комиссии. Референдум. День голосования. Резерв времени 3 ч. 11 класс (70 ч) Часть третья ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА (50 ч) Тема VI. Гражданское право (16 ч) Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности. Субъекты гражданских отношений. Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно 30