Органы опеки россии

Содержание:

Органы опеки и попечительства: полномочия, обязанности

Деятельность организаций по опеке и попечительству в современной России обросла неприглядными слухами. Само словосочетание «органы опеки» заставляет даже самых добропорядочных граждан волноваться за свои родительские права, ибо бытует мнение, что сотрудники обсуждаемой организации всегда найдут причину для того, чтобы разлучить несовершеннолетнего ребёнка с родителями.

Но так ли это на самом деле? Каковы полномочия органов опеки и попечительства? Каковы их обязанности? Контролируется ли их деятельность правительством Российской Федерации? Поговорим об этом в статье.

Функции органов опеки и попечительства

Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» N 48-ФЗ. Рассматриваемый нормативный акт принят Государственной думой 11, одобрен Федерационным советом 16 и подписан Президентом Российской Федерации 24 апреля 2008 года.

Согласно рассматриваемому закону, обсуждаемые организации представляют собой исполнительную власть каждого конкретного субъекта России, отвечающую за благополучие несовершеннолетних граждан. Но чем занимается орган опеки и попечительства? На кого распространяется их деятельность?

В соответствии с законодательством РФ, функциями органов опеки и попечительства являются следующие:

  • Выявление социального сиротства;
  • Передача отпрысков в приёмную семью;
  • Защита прав и индивидуальных интересов сирот;
  • Обеспечение необходимым кровом и продовольствием несовершеннолетних детей, оставшихся без опеки взрослых;
  • Защита интересов несовершеннолетних граждан при судебных разбирательствах.

Соответственно, органы опеки и попечительства обеспечивают правовую защиту детям,оказавшимся в сложной ситуации из-за халатности взрослых.

В соответствии с актуальным текстом статьи 8 48-ФЗ, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних являются следующими:

  • Постановка на учёт лиц, нуждающихся в помощи;
  • Ходатайство в судебные органы о признании подопечного дееспособным или недееспособным;
  • Организация попечительства;
  • Предоставление письменных разрешений на проведение сделок и подписание договоров с участием ребёнка;
  • Представление интересов подопечных в суде;
  • Участие в бракоразводном процессе граждан, если одним из разрешаемых вопросов является будущее проживание несовершеннолетнего ребёнка;
  • Подготовка лиц, желающих усыновить сироту;
  • Мониторинг условий, в которых проживают подопечные.

Если у сотрудников органов опеки возникает подозрение в отношении качества содержания ребёнка в его родной семье или у опекунов, они уполномочены направиться по адресу проживания подопечного с целью проведения независимой проверки. При неудовлетворительных условиях проживания, рассматриваемые уполномоченные лица имеют право ходатайствовать о лишении родительских прав биологических родителей ребёнка или изъятии отпрыска из приёмной семьи. Действительные полномочия органа опеки и попечительства неоспоримы и утверждены законодательством РФ.

Основными обязанностями органов опеки и попечительства в отношении детей являются:

  • Произведение действий сотрудников ООП исключительно в соответствии с регламентом настоящего закона;
  • Определение прав и благополучия несовершеннолетних, как приоритетных основ деятельности;
  • Отслеживание уровня жизни несовершеннолетних у их официальных опекунов;
  • Предоставление временного убежища малолетним сиротам, а также оказание медицинской и психологической помощи, предоставление реабилитационных услуг;
  • Учет мнения ребёнка, если ему больше 14 лет.

В случае перемены подопечным постоянного места жительства, организация по опеке и попечительству обязана:

  • Передать полномочия по попечительству региональному органу опеки;
  • Отправить в региональную попечительскую организацию соответствующее ходатайство в течение 3-х дней с момента переезда несовершеннолетнего гражданина;
  • Передать личное дело подопечного соответствующей организации.

В обязанности органов опеки также входит контроль полной сохранности имущества подопечных вплоть до достижения таковыми возраста 18 лет.

Обязанности органа в отношении имущества подопечных

Отдельным пунктом можно выделить обязанности органов опеки в отношении имущества подопечного. Таким образом, продажа квартиры, одним из собственников которой является несовершеннолетний ребёнок, может быть осуществлена только при наличии письменного согласия организации по защите юридических прав несовершеннолетних. При этом уполномоченные сотрудники обязаны требовать от законных попечителей ребёнка документальных доказательств того, что взамен реализуемого жилья приобретается равносильное. В противном случае сотрудники органа попечительства обязаны отказать опекуну в его ходатайстве.

Рассматриваемой организацией Федерального масштаба должен осуществляться контроль за наследством несовершеннолетнего гражданина и за тем, как, до достижения ребёнком 18-летнего возраста, данным имуществом распоряжается его законный опекун. При выявлении нарушений или несанкционированного растрачивания собственности ребёнка, органы опеки обязаны вмешаться.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

В соответствии с действительным законодательством Российской Федерации, деятельность рассматриваемых представителей исполнительной власти Российской Федерации по делам несовершеннолетних контролируется следующими уполномоченными организациями:

  • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
  • Местного самоуправления.

Данные организации основываются на следующих нормативных актах:

  • Конституции России;
  • Гражданско-Процессуальном кодексе;
  • Семейном кодексе.

Также процедуру мониторинга работ по обеспечению детей, оставшихся без непосредственной поддержки взрослых, контролируют региональные независимые организации. В Санкт-Петербурге, например, данные полномочия на себя берёт Комитет по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга. По факту, выяснить какие организации занимаются контролем деятельности органов опеки и попечительства в конкретном субъекте Российской Федерации можно только находясь непосредственно на его территории.

При наличии уверенности в превышении сотрудниками ООП полномочий, необходимо обращаться в Прокуратуру или Суд.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что органы опеки и попечительства не могут совершать противоправных действий в отношении несовершеннолетнего ребёнка и его родителей или официальных опекунов. Рассматриваемая организация призвана защищать права ребёнка, а не нарушать их.

Органы опеки и попечительства

Это специальные органы исполнительной власти РФ, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходим уход.

Органы опеки и попечительства, их функции и полномочия

Органы опеки и попечительства – специальные органы исполнительной власти Российской Федерации, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходима опека или попечительство.

Опека – вид и форма представительства малолетних граждан, не достигших 14 лет, которым по причине возраста необходимо иметь опекунов, законных представителей.

Деятельность органов опеки и попечительства направлена на соблюдение прав и потребностей ребенка. Действия специализированных инстанций ставят целью защиту интересов граждан, пребывающих под опекой. Основные правила в области опеки и попечительства регламентируются нормами законов и нормативно-правовых актов.

Официальный опекун имеет право от имени подопечного совершать различные действия, значимые с юридической точки зрения, в рамках закона.

Попечительство – вид и форма представительства, которая относится к гражданам от 14 до 18 лет, подразумевает необходимость наличия попечителя, как опоры в реализации прав несовершеннолетнего. Попечитель должен оказывать содействие в реализации законных прав и обязанностей подопечных. В обязанности попечителя входят действия, которые оберегают вверенное ему лицо от негативных влияний.

Основные цели существования институтов опеки и попечительства: защита, воспитание несовершеннолетних, предоставление им образования, помощь в реализации прав и обязанностей.

Обратиться в специализированные органы можно по месту жительства. Если имеет место признание гражданина недееспособным, судебные инстанции обращаются в органы опеки и попечительства. Обращение должно поступить не позднее, чем в течение ближайших 3 дней после вынесения решения суда.

  • Задачи, которые выполняют органы опеки и попечительства и направления работы:
  • Защита прав и интересов граждан, которые по ряду причин нуждаются в опеке.
  • Надзор и контроль процедуры принятия опеки или попечительства.
  • Контроль деятельности официально назначенных опекунов и попечителей.
  • Защита и контроль над управлением имуществом граждан, которые передаются под опеку или попечительство.
  • Надзор над организациями, которые работают с несовершеннолетними: образовательные учреждения, больницы, организации, которые оказывают социальные услуги.

Функции органов опеки и попечительства сосредоточены на защите прав несовершеннолетних, которые попали под опеку или попечительство. В рамках своих обязанностей, органы опеки и попечительства имеют право на:

  • Проведение контроля условий жизни лица, которое передано под опеку или попечительство;
  • Надзор за действиями опекунов и попечителей с целью защиты прав несовершеннолетних;
  • Защиту принципа целостности и сохранности имущества подопечного;
  • Контроль над выполнением обязанностей, которые предписаны попечителям и опекунам, согласно закону РФ.

Надзор и контроль может быть осуществлен по месту проживания:

  • Опекунов или попечителей;
  • Подопечного.

Официальное назначение опекуна требует издания специального документа, согласно которому лицо приобретает определенные права и обязанности по отношению к подопечному. Документ может включать пункты, которые ограничивают действия опекуна. Главное – соблюдение интересов подопечного.

Полномочия органов опеки и попечительства включают право органов опеки на установление специфических требований к опекунам или попечителям. Обязательные индивидуальные требования касаются защиты интересов подопечного и не должны противоречить нормам права.

Обязанностями органов опеки является осуществление действий, относительно защиты прав несовершеннолетних подопечных. Если имеется факт нарушения прав подопечных, органы опеки и попечительства обязательно должны принять меры для устранения данного нарушения. Принимая меры, уполномоченные органы должны уведомить об этом лицо, против которого направлены данные меры.

Основные задачи органов опеки и попечительства

Задачи органов опеки и попечительства регламентированы нормами Семейного кодекса РФ. Согласно положениям закона, органы, которые осуществляют контроль в рамках попечительства и опекунства должны выполнять такие основные задачи:

  • Защита прав граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве.
  • Защита интересов подопечных.
  • Контроль деятельности опекунов и попечителей с целью выявления нарушений и устранения их.
  • Надзор за организациями, которые имеют отношение к защите и реализации прав подопечных.
  • Защита имущества подопечных и законного права на распоряжение и владение этим имуществом.
  • Контроль над работой организаций медицинской и образовательной направленности.

Кроме перечисленных основных задач, полномочия органов опеки и попечительства могут быть расширены, на них могут быть возложены и другие обязанности и права в рамках действующего законодательства, если есть необходимость принять меры для защиты прав подопечного.

Условия назначения опеки и попечительства

Ответственность органов опеки и попечительства регламентируется нормами права, которые также устанавливают порядок передачи несовершеннолетнего под опеку или попечительство. Опекун или попечитель назначается, если ребенок, не достигший возраста 18 лет, потерял родителей по разным причинам. Целями и принципами опеки являются:

  • Защита законных прав гражданина.
  • Обеспечение необходимым для реализации своих прав на образование.
  • Содержание ребенка, который остался без родителей.
  • Защита интересов ребенка.
Читайте так же:  На сколько повысится пенсия в сентябре 2019 года

Опека устанавливается для ребенка возрастом до 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет. Назначение опекуна или попечителя необходимо, если:

  • Лицо недееспособно.
  • Лицо имеет не полную дееспособность.

Согласно закону, письменное заявление от лица, которому назначают попечителя, не требуется, но согласие является обязательным.

Чтобы стать опекуном или попечителем, необходимо собрать этот пакет документов и подать его в уполномоченные органы опеки:

  • Заявление, написанное по определенной форме, в котором излагается просьба назначения опекуном.
  • Справка, которая подтверждает размер зарплаты – берется по месту работы.
  • Документ, который подтверждает жилищные условия.
  • Справка о том, что у лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем, нет судимости.
  • Копия документа, подтверждающего факт вступления в брак.
  • Медицинская справка о состоянии здоровья.
  • Согласие членов семьи, которым уже исполнилось 18 лет – подается в письменной форме.
  • Документ, который подтверждает факт готовности лица принять на себя обязанности опекуна или попечителя.
  • При наличии – пенсионное удостоверение (копия).
  • Автобиография.
  • Документ, который подтверждает личность лица, которое претендует на роль опекуна или попечителя.

Права кандидата на опекунство:

  • Получить основную информацию о ребенке.
  • Получить данные о родственниках ребенка.
  • Ознакомиться с состоянием здоровья ребенка, его индивидуальными особенностями здоровья.
  • Заказать независимое медицинское обследование ребенка.

Если гражданин имеет намерение стать опекуном, ему необходимо:

  • Познакомиться с ребенком.
  • Подтвердить письменное ознакомление с состоянием здоровья ребенка.
  • Ознакомиться со всей документацией, которая касается ребенка.

Опекунами могут стать лица, которые являются полностью дееспособными, достигли 18 лет, в отношении их нет документа, лишающего родительских прав.

Основные факторы назначения опекуном или попечителем:

  • Личностные, моральные качества.
  • Отсутствие вредных привычек.
  • Способность выполнение обязанности опекуна.
  • Отношения с ребенком.
  • Отношение к факту установления опекунства членов семьи кандидата.
  • Благосостояние кандидата.
  • Желание претендента стать опекуном.

Факторы, которые не позволяют быть опекуном:

  • Лишение родительских прав.
  • Состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере выполнять обязанности опекуна.
  • Лица, зависимые от алкоголя или наркотиков.
  • Лица, которые имели судимость.
  • Граждане, которые состоят в отношениях с лицом своего пола.

После подачи документов орган опеки осуществляет проверку кандидата на роль опекуна или попечителя – в течение 15 дней с момента предоставления документов. По завершении периода проверки, органы опеки принимают решение относительно кандидата. В случае отказа необходимо предоставить объяснение причин и объяснить процедуру обжалования данного решения.

Меры, принимаемые органами опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы, наделенные специальными полномочиями в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Органы имеют право применять все законные, доступные меры в целях защиты ребенка, пребывающего под опекой или попечительством или передаваемого под опеку по причинам потери родителей.

Органы опеки могут осуществлять действия в направлении поиска опекунов для ребенка, создавать условия для реализации прав и обязанностей в рамках полномочий данных органов исполнительной власти. Также осуществляется контроль и надзор за организациями, которые имеют отношение к процессу опекунства, защите прав детей. В рамках деятельности органом опеки лежит создание единой базы данных, в которую внесены дети, лишенные опеки.

Органы опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства: основные положения

Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.

Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас.

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Семейный консультант».

Права и обязанности, функции таких органов регламентируются Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года, а также Гражданским и Семейным Кодексами.

Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.

Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.

ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.

Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах, которые есть у ООП.

В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.

Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.

Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес, телефон и время работы.

Задачи органов опеки и попечительства

В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:

  1. Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
  2. Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
  3. Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.

Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:

  • защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
  • ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.

Полномочия органов

В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • поиск и регистрация недееспособных граждан;
  • ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
  • установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
  • контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
  • возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
  • поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
  • защита прав, интересов недееспособных лиц;
  • предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.

Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:

  • разрешение на установление отцовства;
  • запрос характеристики на родителя;
  • разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
  • решать текущие вопросы с недвижимостью;
  • соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
  • ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
  • активная профилактика сиротства;
  • выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.

ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.

Обязанности при переезде подопечного

Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.

В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.

  1. Являются государственной структурой.
  2. Обладают полномочиями исполнительной власти.
  3. Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.

Вас так же заинтересуют следующие статьи:

Органы опеки и попечительства РФ – что это, какие полномочия, функции и кому подчиняются

Органы опеки и попечительства являются службами государственного значения, на которых возложены полномочия опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они относятся к органам исполнительной власти или местного самоуправления и осуществляют свои функции на всей территории Российской Федерации. Таким образом, все, у кого есть маленькие дети, иногда сталкиваются с представителями опеки в определенных случаях.

Что собой представляет опека и попечительство

Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем же отличаются два этих понятия? Как известно, и то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно. Однако попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.

Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным. При этом опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, однако выполняют те же функции, что и они.

Читайте так же:  Заявление о распределении долей между супругами в налоговую

Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.

Законодательство

Главным отраслевым законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который предусматривает основные права и обязанности органов опеки и круг их полномочий. Кроме того, отдельные вопросы регулируются Семейным и Гражданским кодексами. Комитет опеки и попечительства также руководствуется следующими Федеральными законами:

  • от 06.10.199 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;
  • от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
  • другими.

Субъекты органов опеки и попечительства

Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.

Таким образом, в зависимости от региона проживания структура органов опеки может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области. При этом органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.

Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, например, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.

Независимо от названия все учреждения занимаются одинаковыми задачами. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, однако такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо же во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.

Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает непосредственно глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или же по месту жительства ответственного лица.

Вместе с тем несовершеннолетние, лишенные родительской опеки, а также лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными – это также субъекты опеки и попечительства.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

В первую очередь деятельность органов опеки направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой.

Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ. Среди наиболее значимых полномочий выделяют:

  • осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи;
  • ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным;
  • организацию попечительства в целом;
  • представление интересов подопечных в суде;
  • обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем;
  • проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту;
  • мониторинг условий проживания подопечного;
  • освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей;
  • выдача разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных.

Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру. Заключение имеет определенный срок действия, а именно 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев на усыновление. Именно данный документ и является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном.

Исходя из вышеперечисленного, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства:

  • выявление случаев сиротства;
  • передача детей, лишенных родительского присмотра, в приемную семью;
  • защита прав и интересов сирот, недееспособных лиц;
  • обеспечение детей, оставшихся без родительской защиты, достойными условиями жизни;
  • защита интересов подопечных во время судебных разбирательств.

Кроме того, если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, то кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора, а также немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает.

Законодательством также предусмотрены и другие полномочия вышеупомянутых органов. Таким образом, перечень того, чем занимаются органы опеки и попечительства, весьма обширный.

Защита прав детей, которые остались без родительского попечения

Ребенок может лишиться попечения родителей по разным причинам: их смерть, длительное отсутствие, отказ выполнять свои родительские обязанности либо же ограничение в их выполнении и другие. В таких случаях функции защиты несовершеннолетних берут на себя компетентные учреждения.

Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних определяются законом. При выявлении сирот в первую очередь разыскивают имеющихся родственников, обеспечивают их временным жильем.

В дальнейшем Семейный кодекс РФ предусматривает следующие формы устройства детей:

  • усыновление или удочерение;
  • передачу под опеку или попечительство;
  • передачу на воспитание в приемную семью;
  • устройство в различные учреждения (воспитательные, лечебные, социальной защиты).

Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка также направлена на учет детей-сирот и контроль за условиями их содержания.

Разновидности социальной помощи для детей-сирот

Государство всячески поддерживает детей, которые остались без родителей. Форма поддержки отличается в зависимости от того, куда устроен несовершеннолетний. Так, гражданам, которые приняли детей к себе на содержание, выплачивается единовременное пособие, ежемесячные выплаты на каждого несовершеннолетнего, а также помощь, которую получают обычно родители (до достижения ребенком трехлетнего возраста, на ребенка-инвалида и так далее).

Защита интересов и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также путем предоставления им льгот на проезд в городском или пригородном транспорте, ежегодных путевок на санаторно-курортное лечение и в оздоровительные лагеря, жилья по договору найма, специализированного жилого помещения, бесплатного места в общежитии и так далее.

Контроль за органами опеки и попечительства

Многих интересует, кому подчиняются органы опеки и попечительства. Стоит обратить внимание на то, что на федеральном уровне органов с подобными функциями нет. Все они относятся либо к исполнительной власти области либо же к местному самоуправлению. Поэтому понять, кто кому подчиняется, можно лишь в каждом конкретном случае на местах. Отметим, что единый центр опеки и попечительства, который бы мог решить все вопросы, не существует.

Таким образом, все, что так или иначе связано с защитой прав несовершеннолетних, лишенных родительского попечительства или недееспособных лиц, обязательно будет проходить через органы опеки и попечительства. Их так же в обязательном порядке задействуют, если рассматривается дело про лишение родительских прав. При этом структура органов в каждом регионе может отличаться, однако функции они выполняют одни и те же.

Узнавать все актуальные данные и новости в социальной сфере можно легко и оперативно благодаря интернету. Главное – правильно выбрать источник, содержащий все необходимые сведения. Поможет найти много полезной информации для тех, кому нужна помощь и кого интересует опека и попечительство – официальный сайт РФ (регионального министерства или департамента).

Основные задачи и цели органов опеки и попечительства: Видео

1.2. Органы опеки и попечительства

Система органов опеки и попечительства в последние десятилетия подвергалась неоднократным изменениям. Действовавший до принятия действующего СК РФ Кодекс о браке и семье РСФСР предусматривал, что органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов.

После принятия части 1 ГК РФ и развития соответствующих его положений в нормах СК РФ и ряда других законодательных актов функции опеки и попечительства были возложены на органы местного самоуправления. В настоящее время эти функции переданы с муниципального уровня на уровень исполнительной власти субъектов РФ. Законодательным органам субъектов РФ рекомендовано детально урегулировать отношения по опеке и попечительству в соответствующих законах субъектов РФ.

Таким образом, действующее законодательство допускает определенную вариативность при закреплении ответственности за осуществление функций по опеке и попечительству за тем или иным государственным органом в зависимости от региональных особенностей. Однако имевшее место прежде, сложившееся в течение десятилетий предметное распределение управленческих обязанностей в сфере опеки и попечительства в целом сохранилось. Органами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в большинстве случаев являются органы исполнительной власти в сфере образования, а в отношении граждан, в отношении которых опека или попечительство установлены по медицинским характеристикам, — органы здравоохранения и социальной защиты.

Компетенция органов опеки и попечительства должна детально определяться в законах субъектов РФ, однако многие относящиеся к ней вопросы сформулированы в разных нормах федерального законодательства. Суммируя соответствующие положения, можно выделить основные направления деятельности, функции, права и обязанности органов опеки и попечительства:

— обязанность назначать опекунов и попечителей (пункт 1 статьи 35 ГК РФ);

— право и обязанность осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей (пункт 3 статьи 34 ГК РФ);

— обязанность исполнять функции опекуна (попечителя) в отношении тех лиц, над которыми опека или попечительство не установлены своевременно (пункт 1 статьи 35 ГК РФ), а также нести имущественную ответственность в предусмотренных законом случаях за действия этих лиц (статьи 1073, 1074, 1076 ГК РФ);

— право и обязанность давать разрешение на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (пункт 2 статьи 37 ГК РФ);

— право предъявлять в суд иски о признании недействительными или о применении последствий недействительности сделок, совершенных подопечными или от имени подопечных;

— право предъявлять в суд иски о признании недействительными соглашений об уплате алиментов несовершеннолетним или совершеннолетним недееспособным членам семьи в соответствии со статьей 102 СК РФ;

— обязанность заключать договор доверительного управления при необходимости постоянного управления имуществом подопечного (пункт 1 статьи 38 ГК РФ);

— обязанность определять кандидатуру доверительного управляющего имуществом подопечного (пункт 1 статьи 38 ГК РФ);

— право освобождать и отстранять опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (статья 39 ГК РФ);

Читайте так же:  Наследство жалоба на нотариуса

— обязанность нести имущественную ответственность за вред, причиненный по их вине имуществу или личности подопечного лица (статьи 16 и 1069 ГК РФ);

— право рекомендовать опекуну (попечителю) ребенка способы воспитания (пункт 1 статьи 150 СК РФ);

— обязанность выплачивать опекуну (попечителю) денежные средства на содержание ребенка (пункт 5 статьи 150 СК РФ);

— право обязать опекуна (попечителя) ребенка не препятствовать общению ребенка с отдельно проживающим родителем и другими родственниками (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 56 СК РФ);

— разрешение разногласий, возникающих между несовершеннолетними родителями и опекуном их ребенка (пункт 2 статьи 62 СК РФ);

— право ходатайствовать перед судом об ограничении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами (пункт 4 статьи 26 ГК РФ);

— право и обязанность производить объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипацию) в соответствии со статьей 27 ГК РФ;

— обязанность назначать помощника совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности в соответствии со статьей 41 ГК РФ;

— обязанность подыскивать доверительного управляющего имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим, и заключать с ним договор доверительного управления (статья 43 ГК РФ);

— право давать согласие на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника (пункт 4 статьи 292 ГК РФ);

— право давать согласие в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на снятие указанной категории детей с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания;

— право требовать признания брака недействительным в случаях, предусмотренных статьей 28 СК РФ;

— право и обязанность давать согласие на добровольное установление отцовства в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 48 СК РФ;

— обязанность подавать заявление о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»;

— обязанность обеспечивать право ребенка на воспитание в семье (статья 54 СК РФ);

— обязанность защищать права и интересы несовершеннолетних (статья 56 СК РФ);

— право и обязанность заслушивать мнение ребенка, достигшего 10 лет, а в предусмотренных законом случаях спрашивать его согласие (статья 57 СК РФ) на решение тех или иных вопросов, например при перемене имени и (или) фамилии ребенка;

— право и обязанность разрешать разногласия между родителями ребенка по поводу его имени и фамилии (пункт 4 статьи 58 СК РФ), по поводу воспитания и образования детей (пункт 2 статьи 65 СК РФ);

— право давать разрешение в порядке статьи 59 СК РФ на изменение ребенку имени или фамилии;

— обязанность при наличии противоречий между интересами родителей и детей назначать представителя для защиты прав и интересов детей (пункт 2 статьи 64 СК РФ);

— обязывать родителей (одного из них, а также иных лиц, у которых на законных основаниях находится ребенок) не препятствовать общению ребенка с родителями, бабушкой, дедушкой и иными родственниками (статья 67 СК РФ);

— право и обязанность предъявлять в суд иски о взыскании с родителей (одного из них) алиментов на содержание ребенка (пункт 3 статьи 80 СК РФ);

— право предъявлять в суд иски о лишении родительских прав и ограничении родительских прав (статьи 70 и 73 СК РФ), иски об отмене усыновления (статья 142 СК РФ);

— право давать согласие на контакты с ребенком родителей, ограниченных в родительских правах (статья 75 СК РФ);

— обязанность производить обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представлять суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (пункт 2 статьи 78 СК РФ);

— обязанность при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, и обеспечить его временное устройство (статья 77 СК РФ);

— право и обязанность участвовать в рассмотрении судом: а) дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным (пункт 2 статьи 28 СК РФ); б) любых споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка (пункт 1 статьи 78 СК РФ); в) дел о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно (пункт 2 статьи 66 СК РФ); г) дел о лишении родительских прав (статья 70 СК РФ), об ограничении родительских прав (статья 73 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (статья 72 СК РФ); д) дел об установлении усыновления (статья 125 СК РФ) и об отмене усыновления (статья 140 СК РФ);

— обязанность участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам) в соответствии с пунктом 2 статьи 79 СК РФ;

— обязанность давать суду заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам усыновляемого ребенка, давать согласие на усыновление ребенка (статьи 125, 129 СК РФ);

— обязанность осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в лечебных, воспитательных и иных учреждениях, защищать права выпускников данных учреждений (статья 147 СК РФ);

— обязанность подбирать приемных родителей, заключать договор о передаче ребенка в приемную семью (статья 151 СК РФ) и исполнять обязанности, установленные данным договором, принимать меры по расторжению договора в необходимых случаях, а также осуществлять контроль за исполнением приемными родителями своих обязанностей;

— право давать в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения; участвовать в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними (статья 16 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

— право и обязанность давать согласие на зачисление несовершеннолетних в качестве воспитанников в воинские части (пункт 3 статьи 24 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

— обязанность оформлять договоры о передаче жилья в собственность ребенка в порядке приватизации или давать согласие несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет на такое оформление;

— право давать согласие на психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего и помещение его в психиатрический стационар, принимать решение о помещении несовершеннолетних и недееспособных лиц в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения (Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Кроме того, некоторые обязанности органов опеки и попечительства определяются Налоговым кодексом РФ. В соответствии со статьей 85 НК РФ органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Установление данного правила связано с тем, что по налоговому законодательству плательщиком налога является то лицо, которое обладает объектом налогообложения (собственника имущества). Так, согласно статье 51 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Таким образом, налоговым органам в целях взыскания причитающихся платежей необходима информация о том, кто представляет и защищает интересы того или иного физического лица — налогоплательщика. Данную информацию обязаны предоставлять органы опеки и попечительства. Аналогичная обязанность возложена на орган опеки и попечительства и в случае, если в соответствии со статьей 38 ГК РФ имущество подопечного передано в доверительное управление. Взыскание сумм налогов будет производиться при этом в первую очередь за счет этого имущества.

Безусловно, обязанность назначать опекунов (попечителей) и контролировать выполнение ими своих функций — основная обязанность органов опеки и попечительства в данной сфере. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей может повлечь негативные последствия.

В частности, в результате непринятия органом опеки и попечительства мер по охране прав и интересов недееспособного или не полностью дееспособного лица имущество последнего может быть утрачено, повреждено или прийти в негодность. Это могут быть случаи:

— несвоевременного установления опеки или попечительства;

— неосуществления надзора за действиями опекуна (попечителя);

— назначения опекуном (попечителем) такого гражданина, личность которого не соответствовала требованиям, предъявляемым законом, что и повлекло впоследствии утрату имущества;

В указанных ситуациях можно ставить вопрос о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов (статья 1069 ГК РФ). При этом обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного личности или имуществу недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, могут лицо, назначенное опекуном или попечителем, или учреждение, исполняющее функции опекуна (попечителя).

Необходимыми условиями возложения ответственности в порядке статьи 1069 ГК РФ за счет средств бюджета соответствующего уровня являются:

— факт причинения вреда (вред имуществу, здоровью, моральный вред);

— противоправность действий или бездействия органа опеки и попечительства или должностного лица этого органа;

— причинная связь между вредом и действиями (бездействием) органа опеки и попечительства или должностного лица этого органа;

— вина органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась, он принял все меры для надлежащего исполнения своих обязанностей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства обязанностей, возлагаемых на них законом, выражается в соответствующих действиях или бездействии должностных лиц и иных работников этих органов. Соответственно, указанные лица могут быть привлечены к установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной, уголовной) в зависимости от характера допущенного ими нарушения.