Общая социология учебное пособие бабосов е.М

Бабосов Е.М.. Книги онлайн

Евгений Михайлович Бабосов (23 февраля 1931, Рязань, СССР) — крупный философ и социолог, академик, руководитель отдела политической социологии и информационных технологий.

Почетный директор Института социологии Национальной академии наук Беларуси, сопрезидент Евразийской социологической ассоциации, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, лауреат Международной премии имени Питирима Сорокина (2005 г.).

В центре его научно-исследовательской деятельности находятся проблемы теории познания и социальной философии, взаимодействия научно-технического и социального прогресса, развития духовного мира человека в процессе социально-политических, экономических, социокультурных, инновационных трансформаций современного общества.

Е.М.Бабосов — автор более 870 научных работ, в том числе 43 монографий и учебников для вузов (без соавторства). Его работы публиковались на русском, белорусском, украинском, английском, французском, немецком, итальянском, испанском, шведском, чешском, венгерском, болгарском, польском языках.

Активный участник ряда всемирных конгрессов — 5 социологических, 1 философского и 1 политологического. Является членом пяти академий наук, в том числе международных. Много лет преподает социологию, конфликтологию, культурологию в Белорусском государственном университете, Белорусском национальном техническом университете, Белорусском государственном университете культуры.

Подготовил 19 докторов наук, более 64 кандидатов наук. Член редколлегии научных журналов, издающихся в Минске, Москве, Варшаве, Кракове, Гродно.

Увлекается художественной литературой, театром, классической музыкой, изобразительным искусством, спортом.

Впервые на богатом фактическом материале анализируются различные типы катастроф — природные, экологические, технологические, социальные.

Особое внимание уделено рассмотрению посткатастрофных процессов, взаимодействию людей в экстремальных условиях кризисов и катастроф. На основе обобщения восьмилетних социологических исследований прослежены социально-психологические последствия Чернобыльской катастрофы, пути снижения их негативных воздействий, на человека.

Книга включает в себя следующие разделы: историко-теоретические аспекты конфликтологии, структура и функции социального конфликта, типология конфликтов, управление конфликтными ситуациями.

В текст учебного пособия введены главы, посвященные конфликтам при рыночных отношениях, политическим, международным и межгосударственным конфликтам, конфликтам в социально-трудовой сфере и др.

В книге в систематизированной форме изложены основные принципы парадигмы и теории общей социологии, тенденции ее развития от зарождения до наших дней, раскрывается содержание и смысл наиболее употребляемых понятий.

Характеризуются методология, стратегия и методы социологических исследований.

Контекст книги представлен социологической классикой: творениями О. Конта, К. Маркса, О. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса. Основополагающие теоретические конструкции представлены в выдержках из работ Н. Лумана, Р. Коллинза, Дж. Тернера, Э. Гидденса, Дж. Александера, а также наиболее интересных современных российских, советских и постсоветских социологов.

Хрестоматия учитывает интересы студентов, аспирантов, преподавателей, а также широкого круга читателей, интересующихся социологическими проблемами развития общества, культуры и личности.

В книге излагаются вехи творчества немецко-американского мыслителя Эриха Фромма — создателя неофрейдизма.

Его произведения — «Бегство от свободы», «Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть?» — стали бестселлерами и классикой философско-социологической мысли XX века.

Общая социология. Бабосов Е.М.

Скачать: 2-е изд., стер. — Минск.: Т етраСистемс, 2 004. — 6 40 с.

В книге в систематизированной форме изложены основные принципы парадигмы и теории общей социологии, тенденции ее развития от зарождения до наших дней, раскрывается содержание и смысл наиболее употребляемых понятий Характеризуются методология, стратегия и методы социологических исследований Содержание соответствует образовательному стандарту высшей школы по учебному курсу «Социолог ия»

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений

Формат: doc / zip

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ 6
Глава 1. Объект, предмет и задачи социологии как науки 6
Глава 2. Структура и методология социологии 20
Глава 3. Научный статус общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания 40
Раздел второй ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ 52
Глава 4. Становление социологии как науки: О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер 52
Глава 5. «Социальные факты» Э. Дюркгейма — основа социологии 60
Глава 6. «Понимающая» социология М. Вебера 69
Глава 7. Интегральная социология П. Сорокина 84
Глава 8. Т. Парсонс и его общая теория действия и социальных систем 97
Глава 9. Социологическая теория конфликта 113
Глава 10. Символический интеракционизм 121
Глава 11. Социологическая феноменология и этнометодология 128
Глава 12. Теория общества и саморефернтных систем Н. Лумана 136
Глава 13. Социологическая концепция структурации по Э. Гидденсу.. 148
Раздел третий ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 158
Глава 14. Общество как целостная динамичная система 158
Глава 15. Социальная структура общества и ее динамика 175
Глава 16. Социально-территориальная структура общества 197
Глава 17. Этнонациональная структура общества 210
Глава 18. Социальные организации 228
Глава 19. Социальные институты 241
Глава 20. Личность как уникальная социальная система 258
Глава 21. Социализация личности 277
Глава 22. Социальный статус и социальные роли личности 289
Глава 23. Роль культуры в развитии человека и общества 306
Раздел четвертый СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 332
Глава 24. Социальные изменения 332
Глава 25. Социальные взаимодействия 351
Глава 26. Социальные отношения 363
Глава 27. Социальные коммуникации 382
Глава 28. Социальное поведение 403
Глава 29. Социальная деятельность 418
Глава 30. Социальные движения 433
Глава 31. Социальный контроль 450
Глава 32. Социальное управление 464
Глава 33. Социология глобализации: глобальный социологический анализ 493
Раздел пятый СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 517
Глава 34. Стратегия социологического исследования 517
Глава 35. Программа исследования 525
Глава 36. Документальное исследование 537
Глава 37. Социологическое наблюдение 548
Глава 38. Социологический эксперимент 560
Глава 39. Массовый опрос и интервьюирование 578
Глава 40. Выборочный метод в социологическом исследовании 603
Глава 41. Анализ и обобщение социологической информации 613
Заключение 634

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Общая социология Бабосов Е.М Уч. пос 2004

Издание 2-е, стереотипное

Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73 Б12

доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси, почетный директор Института социологии НАН Бепаруси

доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, первый заместитель директора Института социальнополитических исследований РАН В. Н. Иванов; доктор социологических наук, член-корреспондент НАН Беларуси, профессор кафедры социологии Белорусского государственного

университета А. Н. Данилов;

профессор кафедры философии Академии МВД, кандидат философских наук, член Государственной комиссии по подготовке новых учебников в гуманитарно-общественной сфере В. А. Мельник

Б12 Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. — 2-е изд., стер. — Мн.: «ТетраСистемс», 2004. — 640 с.

В книге в систематизированной форме изложены основные принципы парадигмы и теории общей социологии, тенденции ее развития от зарождения до наших дней, раскрывается содержание и смысл наиболее угюфебляемых понятий Характеризуются методология, стратегия и методы социологических исследований Содержание соответствует образовательному стандарту высшей школы по учебному курсу «Социолог ия»

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений

© Бабосов Е М , 2001

© Оформление НТООО «ТетраСисгемс», 2004

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ .

Глава 1. Объект, предмет и задачи социологии как науки .

Глава 2. Структура и методология социологии .

Глава 3. Научный статус общей социологии, ее место и роль в системе

Раздел второй ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Глава 4. Становление социологии как науки: О. Конт, К. Маркс,

Глава 5. «Социальные факты» Э. Дюркгейма — основа социологии .

Глава 6. «Понимающая» социология М. Вебера .

Глава 7. Интегральная социология П. Сорокина .

Глава 8. Т. Парсонс и его общая теория действия

и социальных систем .

Глава 9. Социологическая теория конфликта .

Глава 10. Символический интеракционизм .

Глава 11. Социологическая феноменология и этнометодология .

Глава 12. Теория общества и саморефернтных систем Н. Лумана.

Глава 13. Социологическая концепция структурации по Э. Гидденсу..

Раздел третий ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ .

Глава 14. Общество как целостная динамичная система .

Глава 15. Социальная структура общества и ее динамика.

Глава 16. Социально-территориальная структура общества .

Глава 17. Этнонациональная структура общества.

Глава 18. Социальные организации.

Глава 19. Социальные институты .

Глава 20. Личность как уникальная социальная система .

Глава 21. Социализация личности .

Глава 22. Социальный статус и социальные роли личности .

Глава 23. Роль культуры в развитии человека и общества .

Раздел четвертый СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ .

Глава 24. Социальные изменения.

Глава 25. Социальные взаимодействия .

Глава 26. Социальные отношения .

Глава 27. Социальные коммуникации .

Глава 28. Социальное поведение.

Глава 29. Социальная деятельность.

Глава 30. Социальные движения .

Глава 31. Социальный контроль.

Читайте так же:  Возврат в течении гарантийного срока

Глава 32. Социальное управление .

Глава 33. Социология глобализации: глобальный социологический

Раздел пятый СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ

Глава 34. Стратегия социологического исследования.

Глава 35. Программа исследования .

Глава 36. Документальное исследование.

Глава 37. Социологическое наблюдение.

Глава 38. Социологический эксперимент .

Глава 39. Массовый опрос и интервьюирование .

Глава 40. Выборочный метод в социологическом исследовании .

Глава 41. Анализ и обобщение социологической информации .

На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социологии не только в среде профессионаловэкономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Нередко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается прикладными социологическими разработками, изучением электоральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпринимательских кругов, политических движений и партий, отдельные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат. Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, который называется социологией. Социология в своей сущности является наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения людей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а потому к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее.

Именно этой цели и служит преподавание социологии в высшей школе, в процессе которого студенты получают представление о том, как и почему развивается общество, происходит формирование и развитие личности, как действуют различные социальные институты — государство, культура, образование, религия, как возникает и функционирует власть, как взаимодействуют существующее веками и тысячелетиями цивилизационное и культурное разнообразие народов, стран и эпох со стремительно развивающимися в последние четверть века процессами глобализации современного мира. Все это и многие другие проблемы, составляющие объект изучения социологии, должны в доступной и в то же время в систематизированной форме входить в круг знаний, составляющих непременный атрибут современного образованного человека. Поэтому-то они и составляют один из предметов изучения в процессе подготовки студентов всех специальностей во всех вузах Беларуси, России, других стран СНГ, не говоря уже о США, Англии, Германии, где преподавание социологии осуществляется уже около сотни лет.

Существует несколько различных подходов к преподаванию социологии студентам. Наиболее обоснованным представляется тот из них, который в полной мере учитывает многогранность и сложность «многоэтажного» здания социологической науки. Согласно этому подходу ядром социологии является общая социологическая теория, представляющая собой не только разветвленную систему знаний, но и теоретико-методологический каркас описания типовых способов получения новых знаний. Она составляет основу, из которой выводятся теории менее высокого уровня — отраслевые и специальные социологические теории, составляющие предмет не общей, а прикладной социологии. Последняя же получает постоянную «подпитку» из эмпирических социологических исследований, которые одновременно снабжают все новыми и новыми социальными фактами и общую социологию.

В русле такого именно теоретико-методологического подхода написана данная книга. Она представляет собой учебное пособие по курсу «Общая социология», написанное в соответствии с авторской учебной программой, которая используется автором в практике преподавания на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета, а также в Белорусской политехнической академии и Академии управления при Президенте Республики Беларусь. При подготовке данной книги к изданию учитывался опыт преподавания автором ряда специальных социологических теорий и изданных им на протяжении последних десяти лет учебных пособий для студентов вузов: «Социология конфликтов» (1991 г), «Социальная экология и экстремальные ситуации» (1993 г), «Основы конфликтологии» (1997 г), «Социология. Часть 1. Общая социологическая теория» (1998 г), «Прикладная социология» (2000 г), «Конфликтология» (2000 г), «Социология управления (2000 г).

Данное учебное пособие ставит своей целью оказать помощь студентам в изучении социологии, а преподавателям — в разработке курсов лекций по данному предмету. Магистральная тема книги — общая социологическая теория, хотя в ней имеется немало выходов и в прикладную социологию, в практику проведения эмпирических социологических исследований.

Одна из отличительных особенностей данной книги состоит в том, что все ее разделы и большинство глав снабжены схемами. Все эти схемы имею не только демонстративно-иллюстрационное

•значение, что важно для лучшего усвоения учебного материала

студентами, но и существенную эвристическую ценность, а это способствует более глубокому проникновению в сущность иллюстрируемых социальных систем, их структур, событий, делая более явными скрытые в них связи и отношения.

Автор считает своим долгом выразить благодарность членам — корреспондентам Национальной Академии наук Беларуси А.Н. Данилову и И.В. Шабайлову, докторам философских наук А.Н. Елсукову, О.Н. Козловой, Г.Н. Соколовой, докторам социологических наук Р.В. Гребенникову, А.Б. Мискевичу, В.И. Русецкой, профессорам В.А. Мельнику, Е.П. Сапелкину, членам ученого совета Института социологии ПАН Беларуси, работникам кафедры политологии, социологии и социального управления Белорусского государственной политехнической академии, которые своими замечаниями, советами, предложениями помогли усовершенствовать содержание данной работы.

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

Глава 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учебном курсе вуза начинают с выяснения этимологии (т.е. происхождения слова) того понятия, которым обозначается данная наука. Термин социология состоит из сочленения двух слов: латинского soci(etas) — общество и греческого logos — наука, знания, означая буквально «наука об обществе». Именно в гаком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии французский философ — позитивист Огюст Конт.

Выступая в качестве самостоятельной науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования.

Что же такое объект исследования социологии? Напомним, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. Скажем, объектом физики как науки являются физические явления и процессы, их многообразные взаимодействия, закономерности их развития. Биологические науки имеют совершенно иные объекты исследования, в качестве каковых выступают явления и процессы в живой природе, различные уровни их структурной организации и эволюции, тенденции и закономерности их развития. Но у этих совершенно различных объектов, изучаемых разными науками, имеется одно, очень важное, общее им свойство,— они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли, они существовали задолго до возникновения человека и человечества, и могут сохранить свое существование если даже человечество исчезнет с нашей планеты.

Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семей-

ные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как физические или биологические явления и процессы, существует независимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект социологии столь же объективен, как объект изучения физики, биологии и других наук. Но он обладает и весьма существенными отличиями. Если весь многообразный физический мир, все его процессы и явления, вплоть до мельчайших частиц, не зависит ни

в коей мере от сознания человека, т.е. является вполне и абсолютно объективным, то процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с сознанием людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но в значительной своей части происходят осознанно, требуют волевых усилий человека и связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями. А это значит, что в отличие от явлений и процессов физического мира, которые бывают абсолютно объективными, процессы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъ- ективный характер, в них объект и субъект действия связаны неразрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании,

в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объ-

екта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей — индивидов и их групп.

Выяснив своеобразие объекта социологии, мы получаем возможность определить, в чем заключается ее предмет. Если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело обстоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности. Например, футбол как игровой вид спорта может стать предметом исследования различных наук. Физиология может исследовать действия футболистов во время матча или тренировки с точки зрения происходящих в организме процессов возбуждения или торможения нервной системы, либо обменных процессов, протекающих в организме, либо под углом зрения действия мышечной системы, на-

Читайте так же:  Как получить единовременное пособие пенсионеру

копления в ней элементов усталости и т.д. Психология может исследовать футбол как проявление специфических психических процессов формирования умений и навыков владения мячом, разнообразия темпераментов, характеров, способностей футболистов, степени их сплоченности, волевых усилий, мотивации их деятельности. Социология же может исследовать футбол как специфическое социальное явление, как соперничество двух различных социальных групп, как элемент престижа нации (например, в Бразилии, Англии или Италии), как способ проведения свободного времени, как разновидность рекреативной деятельности (если в футбол играют непрофессионалы) и т.п.

Выделение предмета исследования путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружающего мир. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени. Так, например, общество в качестве объекта изучения предстало около 2,5 тысяч лет назад перед наиболее пытливыми и выдающимися умами Древней Греции. Один из величайших философов античности, Платон, стремился изучить особенности политики как специфического способа человеческой деятельности, а Аристотель конструировал теорию всеобщих социальных отношений, этических и эстетических категорий. Социальные процессы исследовались и Гоббсом, и Макиавелли, и Дидро, и Вольтером, и Радищевым, и Сен-Симоном и многими другими выдающимися мыслителями различных эпох и народов. Но только с трудов французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввел само понятие «социология» и которого по праву называют отцом социологии, начинается все более отчетливое выяснение предмета социологии как самостоятельной науки. Он считал, что наряду с физикой, математикой и другими науками должна существовать особенная наука о социальных явлениях и процессах, т.е. наука об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом.

В трудах Г. Спенсера, Дж.С. Миля, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М.Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и других выдающихся социологов понятие предмета социологии становится все более определенным, наполняется конкретным содержанием. Э. Дюркгейм, в частности, отмечал решающую роль для определения предмета данной науки изучение «социальных фактов», К.Маркс —

Общая социология учебное пособие бабосов е.М

Издательство: Российский государственный университет правосудия

Автор: Анишина В.И., Бобренев В.А., Буробин В.Н., Дорошков В.В., Ершов В.В.,

Год издания: 2011

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Волкова Т.В., Гребенников А.И., Королев С.Ю., Чмыхало Е.Ю.

Год издания: 2010

Автор: Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.

Год издания: 2010

Издательство: ИД Территория будущего

Автор: Андерсон Перри

Год издания: 2010

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: [email protected]media.ru, [email protected]

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Тел./факс: 8 (8452) 24-77-97, 24-77-96

Мы в социальных сетях:

Отдел комплектования ЭБС IPRbooks:

Отдел продаж и внедрения ЭБС IPRbooks:

доб. 206, 213, 144, 145

Установите баннер на ваш сайт:

Инструкция по установке кнопок электронно-библиотечной системы «IPRbooks»

Для установки одного из баннеров ЭБС «IPRbooks» на свой сайт, скопируйте код из соответствующего поля и поместите его в необходимом месте на вашем сайте.

Этносоциология – область социологии, изучающая генезис, сущность и общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывающая основные принципы их исследования.

Этнонациональная политика – совокупность мер, направленных на обеспечение реального равноправия этносов, проживающих на территории данного государства, во всех сферах жизнедеятельности – экономической, социальной, политической, культурной, бытовой, реализацию и защиту равноправного правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокультурного благополучия.

Этноцентризм – совокупность взглядов, идей, ценностей, действий, которые приводят к абсолютизации ценностно-нормативной системы культуры данного этноса и к недооценке, пренебрежению культурой другой этнической группы, что чаще всего оборачивается возникновением конфликта в сфере этнонациональных отношений.

  1. Аверьянов, Л.Я. Социология: что она знает и может / Л.Я. Аверьянов. – М.: Социолог, 1993. – 120 с.
  2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.
  3. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 416 с.
  4. Бабосов, Е.М. Социология управления: пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тетра-Системс, 2010. – 272с.
  5. Бабосов, Е.М. Социология: учеб.-метод. комплекс / Е.М. Бабосов, Е.П. Сапелкин. – Минск: Технопринт, 2001. – 407 с.
  6. Бабосов, Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 350 с.
  7. Бабосов, Е.М. Экономическая социология: учеб. пособие для студентов вузов экон. и социолог. спец. / Е.М. Бабосов. – Минск: Технопринт, 2004. – 334 с.
  8. Безнюк, Д.К. Социология религии: пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-23 01 05 «Социология» / Д.К. Безнюк. – Минск: БГУ, 2009. – 191 с.
  9. Бельский, В.Ю. Социология для юристов: учеб. пособие /
    В.Ю. Бельский, А.И. Кравченко, С.И. Курганов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2006. – 398 с.
  10. Бергер, П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: пер. с англ. / П.Л. Бергер. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 168 с.
  11. Беспалый, В.О. Социология права: учеб.-метод. комплекс /
    В.О. Беспалый. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 175 с.
  12. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. – М.: Socio-Logos, 1993. – 335 с.
  13. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: Право и экономика, 2010. – 453 с.
  14. Бутенко, И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: учеб. пособие для студентов и аспирантов / И.А. Бутенко. – М.: Высш. шк., 1989. – 176 с.
  15. Волков, Ю.Г. Социология в вопросах и ответах: учеб. пособие / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М.: Гардарики, 1999. – 374с.
  16. Воронцов, А.В. История социологии. XIX – начало XX века: учеб. пособие для студентов вузов. В 2 ч. Ч. 1. Западная социология /
    А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 423 с.
  17. Воронцов, А.В. История социологии. XIX – начало XX века : учеб. пособие для студентов вузов. В 2 ч. Ч. 2. Русская социология /
    А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 477 с.
  18. Галко, И.К. Социология. Социология права: лекционные материалы / И.К. Галко, С.Ф. Сокол. – Барановичи: Баранович. укрупнённая типография, 1999. – 268 с.
  19. Голубева, Г.А. Социология: учеб. пособие / Г.А. Голубева,
    А.В. Дмитриев. – М.: Экзамен, 2004. – 222 с.
  20. Гофман, А.Б. 7 лекций по истории социологии: учеб. пособие / А.Б. Гофман. – М.: Кн. Дом ун-т, 2000. – 211 с.
  21. Громов, И.А. Западная теоретическая социология: [монография] / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – СПб.: Ольга, 1996. – 286 с.
  22. Гуцаленко, Л.А. Социология конкуренции. / Л.А. Гуцаленко; под науч. ред. А.Н. Данилова. – Минск: Право и экономика, 2007. – 236 с.
  23. Гуцаленко, Л.А. Человек – мера добра и зла / Л.А. Гуцаленко. – Минск: Право и экономика, 2008. – 546 с.
  24. Данилов, А.Н. Социология в Белорусском государственном университете: история, факты, документы / А.Н. Данилов, А.Н. Елсуков,
    Д.Г. Ротман. – Минск: БГУ, 2006. – 144 с.
  25. Добреньков, В.И. Социология: учебник. В 3-х т. Т. 1. Методология и история / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 400 с.
  26. Добреньков, В.И. Социология: учебник. В 3-х т. Т. 2. Социальная структура и стратификация / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 535 с.
  27. Добреньков, В.И. Социология: учебник. В 3-х т. Т. 3. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.:
    ИНФРА-М, 2000. – 519 с.
  28. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков,
    А.И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.:
    ИНФРА-М, 2007. – 623 с.
  29. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2006;
    2008. – 767 с.
  30. Доган, М. Сравнительная политическая социология: пер. с англ. / М. Доган, Д. Пеласси. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 272 с.
  31. Дорин, А.В. Экономическая социология: учеб. пособие /
    А.В. Дорин. – Минск: ИП Экоперспектива, 1997. – 254 c.
  32. Елсуков, А.Н. Предыстория социологии / А.Н. Елсуков, А.Н. Данилов; Белгосуниверситет. – Минск: Право и экономика, 2009. – 209 с.
  33. Елсуков, А.Н. Краткий курс теоретической социологии: учеб. пособие для вузов / А.Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистемс, 1999. – 127 с.
  34. Елсуков, А.Н. Основы социологии: учеб. пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: РИПО, 2009. – 330 с.
  35. Зеленов, Л.А. Социология города: учеб. пособие для студ. вузов / Л.А. Зеленов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 182 с.
  36. Информационное поле Республики Беларусь. Структура и подходы к изучению. Формирование и развитие / В.В. Правдивец, Д.Г. Ротман, В.В. Русакевич. – Минск: Зималетто, 2009. – 184 с.
  37. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / Ин-т соц.-полит. исслед. РАН; отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 576 с.
  38. История социологии: учеб. пособие / А.Н. Елсуков [и др.]; под ред. А.Н. Елсукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. шк., 1997. – 381 с.
  39. Как провести социологическое исследование: в помощь идеологическому активу / под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1990. – 288 с.
  40. Касьянов, В.В. Социология: Экзаменационные ответы /
    В.В. Касьянов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 287 с.
  41. Касьянов, В.В. Социология: учеб. пособие / В.В. Касьянов,
    В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Март, 2000. – 511с.
  42. Кечина, Е.А. Социология и статистика: методология взаимодействия и развития / Е.А. Кечина. – Минск: РИВШ, 2008. – 252 с.
  43. Кравченко, А.И. Введение в социологию: учеб. пособие /
    А.И. Кравченко. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.
  44. Кравченко, А.И. Социология: справ. пособие / А.И. Кравченко. – М.: Моск. лицей, 1996. – 368 с.
  45. Кравченко, А.И. Социология: учеб. для студентов вузов /
    А.И. Кравченко. – М.: Академ. Проект; Логос, 1999. – 382 с.
  46. Кравченко, А.И. Социология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М.: Академия, 2002. – 415 с.
  47. Кравченко, А.И. Социология: учебник по социологии для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 «Социология» /
    А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2005; 2006. – 534 с.
  48. Кравченко, А.И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений / А.И. Кравченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Екатеринбург: Академ. проект; Деловая книга, 2003. – 430 с.
  49. Кравченко, А.И. Социология: Общий курс: учеб. для студентов вузов / А.И. Кравченко. – М.: Логос, 2002. – 640 с.
  50. Кудрявцев, В.Н. Современная социология права: учебник для юрид. фак. и ин-тов / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. – М.: Юристь, 1995. – 303 с.
  51. Курилович, Н.В. Гендерный анализ средств массовой информации: методологический аспект / Н.В. Курилович. – Минск: Право и экономика, 2010. – 169 с.
  52. Кучко, Е.Е. Социология инноваций / Е.Е. Кучко. – Минск: Право и экономика. 2009. – 340 с.
  53. Лапина, С.В. Социология: курс лекций. Ч. 1 / С.В. Лапина. – 3-е изд., стереотип. – Минск: Акад. упр. при Президенте РБ, 2005. – 140 с.
  54. Лапина, С.В. Социология: курс лекций. Ч. 2 / С.В. Лапина. – 3-е изд., стер. – Минск: Акад. упр. при Президенте РБ, 2005. – 195 с.
  55. Луков, В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Луков. – 6-е изд., испр. – М.: Изд-во МГУ: Флинта, 2006. – 239 с.
  56. Мендра, А. Основы социологии: учеб. пособие для вузов /
    А. Мендра. – М.: NOTA BENE, 1999. – 342 с.
  57. Немировский, В.Г. История социологии: учеб. пособие для студентов вузов при изучении социогуманитарных дисциплин / В.Г. Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 318 с.
  58. Нечаев, В.Я. Социология образования / В.Я. Нечаев. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 199 с.
  59. Павленок, П.Д. Краткий словарь по социологии / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 271 с.
  60. Политическая социология / отв. ред. Г.П. Сопов. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 637 с.
  61. Прикладная социология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Ю.С. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 317 с.
  62. Ротман, Д.Г. Избранное / Д.Г. Ротман. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 386 с.
  63. Соколова, Г.Н. Трансформационные процессы в Беларуси и России: социальный аспект / Г.Н. Соколова, Н.Н. Сечко, Е.В. Таранова; Национальная академия наук Беларуси, Институт социологии. – Минск, 2009. – 223 с.
  64. Соколова, Г.Н. Экономическая социология: учебник / Г.Н. Соколова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Минск: Филинъ; Бел. навука, 2000. – 375 с.
  65. Соколова, Г.Н. Экономическая социология: Вопросы и ответы: справ. пособие / Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк. – 3-е изд., дораб. и доп. – Минск: Промпечать, 2001. – 100 с.
  66. Современная американская социология / под ред. В.И. Добренькова. – М.: МГУ, 1994. – 295 с.
  67. Смелзер, Н. Социология: учеб. пособие; пер. с англ. / Н. Смелзер. – Феникс: М., 1994. – 687 с.
  68. Социальные системы. Формализация и компьютерное моделирование: учеб. пособие / А.К. Гуц [и др.]. – Омск: ОмГУ, 2000. – 159 с.
  69. Социология: Курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов / Ю.Г. Волков [и др.]; отв. ред. Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 511 с.
  70. Социология: конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам / авт.-сост. И.Г. Широкова. – М.: ПРИОР, 1999. – 91 с.
  71. Социология: наука об обществе: учеб. пособие / под общ. ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков: Рубикон, 1996. – 686 с.
  72. Социология: учеб.-метод. комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей [Частное учреждение образования «Минский институт управления»]. – Минск: Издательство МИУ, 2009. – 200 с.
  73. Социология: учеб. пособие / общ. ред. Э.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 1995. – 271с.
  74. Социология: типовая учеб. программа для высших учеб. заведений / сост.: Е.М. Бабосов [и др.]; под ред. Л.Г. Титаренко, Г.Н. Соколовой. – Минск: РИВШ, 2008. – 32 с.
  75. Социология: учеб. пособие для вузов / А.Н. Елсуков [и др.]; под ред. А.Н. Елсукова. – Минск: Тетра-Системс, 1998. – 560с.
  76. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Елсукова. – 2-е изд., испр. – Минск: ТетраСистемс, 2000; 2001. – 542 с.
  77. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 4-е изд., стереотип. – Минск: ТетраСистемс, 2003; 2004. – 542 с.
  78. Социология: монография / Г.В. Осипов [и др.]. – М.: Мысль, 1990. – 447 с.
  79. Социология. Основы общей теории: учеб. пособие / Г.В. Осипов [и др.]; под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.
  80. Судас, Л.Г. Маркетинговые исследования в социальной сфере: учебник / Л.Г. Судас, М.В. Юрасова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 271 с.
  81. Тадевосян, Э.В. Социология: учеб. пособие / Э.В. Тадевосян. –
    2-е изд., испр. и доп. – М.: Знание, 1999. – 272 с.
  82. Титаренко, Л.Г. Национальная идентичность и социокультурные ценности населения в современном белорусском обществе / Л.Г. Титаренко. – Минск: РИВШ, 2006. – 145 с.
  83. Титаренко, Л.Г. Социология общественного мнения: учеб.-метод. комплекс для слушателей повышения квалификации и переподготовки / Л.Г. Титаренко, М.Г. Волнистая. – Минск: РИВШ, 2009. – 204 с.
  84. Титаренко Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект / Л.Г. Титаренко. – Минск: БГУ, 2004. – 205 с.
  85. Толстова, Ю.Н. Измерение в социологии: курс лекций /
    Ю.Н. Толстова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 224 с.
  86. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс: учеб. пособие для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей; Юрайт, 1999. – 510 с.
  87. Украинец, П.П. Социология управления: учеб.-метод. комплекс для студентов факультета философии и социальных наук специальности 1-23 01 05 «Социология»/ П.П. Украинец. – Минск: БГУ, 2008. – 327 с.
  88. Харчева, В.Г. Основы социологии: учебник для студентов сред. спец. учеб. заведений / В.Г. Харчева. – М.: Логос; Высш. шк., 1999. – 302 с.
  89. Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д.Г. Ротман [и др.]; под ред. Д.М. Булынко, А.Н. Данилова, Д.Г. Ротмана. – Минск: БГУ, 2009. – 231 с.
  90. Черняк, Ю.Г. Социальные риски молодежи / Ю.Г. Черняк. –Минск: Право и экономика, 2009. – 160 с.
  91. Шикун, А.И. Социологический практикум: учеб. пособие /
    А.И. Шикун. – Минск: Амалфея, 2000. – 208 с.
  92. Шкурова, Е.В. Развитие межконфессиональных отношений в Республике Беларусь: теоретико-методологический аспект / Е.В. Шкурова; Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2009. – 210 с.
  93. Штомпка, П. Социология социальных изменений: пер. с англ. / П. Штомпка. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 416 с.
  94. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимания социальной реальности: учеб. для студентов вузов по специальности «Социология» / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 1998. – 596 с.
  95. Яковлев, А.М. Социальная структура общества: учебник / А.М. Яковлев. – М.: Экзамен, 2003. – 383 с.
Читайте так же:  Развод женщина в декрете