Образец приказа об учетной политики на 2019 год

28 Августа 2018 ФСБУ «Учетная политика»: применение положений с 01.01.2019

эксперт журнала «Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение»

Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), п. 6 Инструкции № 157н[1] установлено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (Письмо Минфина РФ от 04.05.2018 № 02-06-05/30266). При ведении бухгалтерского учета с 01.01.2019 применяются положения Приказа Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н, утвердившего Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – ФСБУ «Учетная политика»). Об установленных этим стандартом требованиях к формированию учетной политики и исправлению ошибок, допущенных в учете, автор рассказывает в статье.

Ни для кого ни секрет, что в 2018 году государственные (муниципальные) учреждения уже начали применять часть федеральных стандартов. Требования, установленные стандартами, были учтены при формировании учетной политики учреждений на 2018 год. Если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не определен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ разрабатывается самим учреждением исходя из требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов. Необходимость разработки учетной политики согласно положениям федеральных стандартов отмечена, в частности, в Письме Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-06-05/30974. В нем сказано, что Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н (внес изменения в Инструкцию № 157н) разработан в связи с внедрением с 01.01.2018 отдельных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Отметим, что соблюдение указаний данных документов является обязательным для соответствующих субъектов учета, и они применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная, с 2018 года.

Приказами Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, № 65н, № 66н, № 67н были внесены поправки в инструкции № 157н, № 162н[2], № 174н[3], № 183н[4], которые вступили в силу в конце апреля 2018 года. Поскольку изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, служит одним из оснований для корректировки учетной политики (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете), после вступления в силу вышеназванных приказов учреждения пересматривали положения своей учетной политики на 2018 год и в случае необходимости вносили соответствующие исправления.

В декабре 2018 года государственные (муниципальные) учреждения должны будут снова сопоставить свою учетную политику и положения нормативно-правовых актов (в том числе федеральных стандартов), вступающих в силу в 2019 году, с тем чтобы учетная политика на 2019 год отвечала нормам действующего законодательства. Кроме того, при формировании и утверждении учетной политики следует руководствоваться федеральным стандартом, о котором идет речь в данной статье.

Что следует принять во внимание при составлении учетной политики на 2019 год?

При формировании учетной политики на 2019 год необходимо соблюдать следующие правила (см. п. 7 – 17 ФСБУ «Учетная политика»):

1. Субъект учета при составлении учетной политики должен учитывать особенности своей структуры, отраслевые и иные особенности деятельности, выполняемые им в соответствии с законодательством РФ полномочия и (или) функции и руководствоваться:

– ФСБУ «Учетная политика»;

– иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 стандарта). Если положение о том, что учетная политика составляется с учетом особенностей организационной структуры учреждения и исходя из норм действующего законодательства, ранее было установлено Законом о бухгалтерском учете и Инструкцией № 157н, то требование о составлении учетной политики сообразно учетной политике учредителя введено впервые.

2. Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. То есть если ведение бухгалтерского учета передано сторонней организации, то учетную политику составляют работники сторонней организации (централизованной бухгалтерии), при этом в договоре, заключенном между учреждениями, отражаются особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения, передающего функции по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Утверждается учетная политика руководителем субъекта учета, даже тогда, когда ведение бухгалтерского учета передано сторонней организации (п. 8 стандарта). Как и прежде, учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 11 стандарта).

3. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 ФСБУ «Учетная политика». Здесь же отметим, что п. 9 стандарта сходен с п. 6 Инструкции № 157н, поэтому состав разделов учетной политики пересматривать не требуется. По-прежнему учетная политика должна содержать:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета;

б) рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов;

Основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 9 ФСБУ «Учетная политика»).

4. При наступлении случаев, указанных в п. 12 стандарта, в учетную политику, применяющуюся в учреждении, вносятся изменения. Среди случаев, являющихся основанием для корректировки учетной политики, в п. 12 ФСБУ «Учетная политика» названы:

а) изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) формирование или утверждение субъектом учета новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;

в) существенное изменение условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Под релевантной информацией понимается существенная и достоверная информация, которая собирается для определенной цели.

Вступление в силу новых федеральных стандартов является основанием для внесения поправок в учетную политику учреждения. Как установлено п. 13 ФСБУ «Учетная политика», учетная политика изменяется с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной ее изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Здесь же отметим, что стандарт устанавливает случаи, которые не считаются изменением учетной политики (п. 14 ФСБУ «Учетная политика»):

а) применение правил (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

б) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.

Как отражается в учете изменение учетной политики?

Прежде чем приступить к порядку отражения последствий изменения учетной политики в учете и отчетности, укажем, что изменение учетной политики может носить ретроспективный и перспективный характер.

Учетная политика НКО на 2019 год — образец

Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2019 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.

  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации).
  • Рабочий план счетов, т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2019 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.
Читайте так же:  Требования к частным садикам

Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать здесь.

  • Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.
  • Порядок проведения контрольных мероприятий (например, инвентаризаций).
  • Прочие решения, необходимые для сбора, учета и контроля информации, а также для представления отчетности.

Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ

Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2019 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.

В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.

С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке:

НКО вправе вести бухучет упрощенным способом (п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Налоговый учет должен вестись в любой компании, в т. ч. и в НКО. Методология и алгоритм налогового и бухучета прописываются в учетной политике. УП НКО должна отражать специфику деятельности конкретной организации. Тщательно продуманная учетная политика НКО позволит избежать претензий налоговиков и иных надзорных органов.

Образец приказа об учетной политике на 2019 год

Налоговая и бухгалтерская учетные политики должны быть в наличии у всех компаний, в том числе малых. Документы должны быть утверждены соответствующими приказами. У нас найдете образец такого приказа на 2019 год. Также мы пояснили, что написать в приказе, каким числом датировать и кто должен завизировать бумагу.

Главные новости января для бухгалтера

Кому нужно составлять приказ об учетной политике на 2019 год

Для компаний, зарегистрированных в 2019 году, утверждение учетной политики на 2019 год — одна из главных задач по организации учета.

Срок на разработку бухгалтерской политики — 90 дней по итогам внесения записи о регистрации в ЕГРЮЛ. Причем применяется документ с первого дня работы компании (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008).

Налоговую политику безопаснее утвердить к концу первого налогового периода. Дедлайн — к началу первой отчетной кампании (п. 12 ст. 167 НК РФ).

Если ваша фирма действует уже не первый год, утверждать новую политику на 2019 год необязательно. Но только если с 1 января 2019 года у вас ничего не меняется в учете из применяемых методов и документов. Иначе требуется внести дополнения (изменения) в имеющийся документ. И издать соответствующий приказ. Образец мы привели.

Что писать в приказе об учетной политике на 2019 год

Типовых бланков учетной политики и приказа об ее утверждении не существует. Каждая организация готовит эти документы в свободной форме. Подписывает приказ обязательно руководитель фирмы. Сами учетки, как правило, составляет бухгалтерия. Возможно — с привлечением сторонних экспертов (консультантов). Образцы, которые мы привели, помогут сориентироваться, как можно всё оформить.

Сразу скажем, что вариантов оформления может быть два. Есть приказы, в которые включается сам текст учетной политики. Это хорошо подходит для фирм с несложным учетом и простой налоговой системой. Но как правило, в приказе текста учетки нет, а дается лишь ссылка на приложение, в котором уже приводится основное содержание. Такие бланки приказов в каждой компании приблизительно одинаковы и никак не зависят от применяемой системы налогообложения. Чего, конечно, не скажешь про содержание учетной политики — оно будет свои у каждой конкретной фирмы.

Если лицо совмещает несколько налоговых режимов, то нужно в разных разделах УП прописать свои положения по каждому режиму. Например, в 2019 году возможно совмещение УСН с ЕНВД или ОСН с вмененкой. Составлять разные политики на каждый спецрежим — излишне. Соответственно и приказов будет не много, а один.

А вот объединять бухгалтерскую и налоговую политику не советуем. Традиционно по каждому виду учета создается свой приказ на утверждение учетной политики. Поэтому в каждой компании будет минимум два бланка приказа по УП.

Когда речь идет о приказе не внесение изменений в уже существующую политику, то можно утвердить только новую редакцию отдельных пунктов. Но зачастую удобнее всё сделать по полной, то есть утвердить обновленную редакцию всей политики.

На какой период утверждать учетную политику

Приказ об утверждении учетной политики лучше всегда составлять не на конкретный год. В данном случае — на 2019-й. А на открытый период. То есть указывать лишь дату, начиная с которой учетка будет работать. А конечную дату — не определять.

Если в вашем действующем приказе прямо указана конкретная дата, то убедитесь, что его действие распространяется на 2019 год, иначе нужно переутвердить политику.

Читайте так же:  Требования к оценки знаний учащихся

Учетная политика учреждений в Интернете с 2019 года: что нужно знать бухгалтеру

Формирование учетной политики государственного (муниципального) учреждения для главного бухгалтера всегда было делом сокровенным, почти интимным. Положения учетной политики — это всегда акт творчества, основанный на знании нормативной базы и профессиональных навыках. В 2019 году с «творчеством» главных бухгалтеров каждого учреждения можно будет ознакомиться из любого уголка мира.

А с 1 января 2019 года согласно пункту 9 федерального стандарта учета «Учетная политика» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, далее СГС УП) основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом в СГС УП не указано, что относится к основным положениям, однако некоторые разъяснения содержатся в Методических указаниях по применению СГС УП, доведенных письмом Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее — Методические указания). Так в пункте 5 данных указаний Минфин рекомендует публичное раскрытие учетной политики субъекта учета реализовывать, например, через:

а) размещение обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), установленные документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов);

б) размещение копий документов учетной политики;

в) реализацию пунктов «а» и «б» в совокупности.

Очевидно, что, главный бухгалтер, выложив свою «кухню» на всеобщее обозрение, станет уязвим не только для контролирующих органов и налоговой инспекции, но и для разных недоброжелателей.

При этом, если главный бухгалтер решит скорректировать какое-то положение учетной политики, то сделать ему это будет достаточно трудно. Согласно пункту 13 СГС УП изменение учетной политики в течение отчетного года, несвязанное с изменение нормативной базы, производится субъектом учета только по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 6 Методических указаний.

Поэтому в этом году главному бухгалтеру следует быть предельно внимательным при формировании учетной политики учреждения.

Вопрос к учредителю

— «Отчет о движении денежных средств», утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 278н;

— «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н;

— «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н;

— «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Все это новые нормативные документы, работы с которыми у бухгалтеров организаций госсектора еще нет. Тем не менее, положения этих стандартов уже должны быть отражены в учетной политике в 2019 году. Очевидно, что при отсутствии опыта бухгалтерам будет трудно с первого раза грамотно указать нужные формулировки в учетной политике. Поэтому вполне вероятно, что по мере накопления опыта применения стандартов, бухгалтерам потребуется внести изменения в нее.

Очевидно, что для этих целей учредитель и соответствующий финансовый орган в начале 2019 года должны подготовить регламент или порядок внесения изменений в учетную политику. Если учредитель, финансовый орган не примет соответствующего документа, то учреждения не смогут внести изменения в свою учетную политику или же процедура согласования таких изменений растянется на критически длительное время — до нескольких месяцев.

Справедливости ради отметим, что указанные выше стандарты в основном не коснутся финансово-хозяйственной деятельности «обычных» учреждений. Тем не менее отсутствие разъяснений Минфина России по применению этих нормативных актов, а также анонсированные как в этом году, так и в следующем, изменения в инструкции по учету и отчетности, и федеральный стандарт «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2016 № 256н), может стать причиной неразберихи и неоднозначных толкований в порядке ведения бухучета.

Поэтому во избежание недоразумений учредителям и финансовым органам желательно как можно скорее разработать и утвердить соответствующие регламенты или порядки согласования изменений в учетную политику подведомственных учреждений.

Обратите внимание! В пункте 7 СГС УП указано, что субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, руководствуясь законодательством и учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя. То есть, начиная с 2019 года, учредитель должен формировать свою учетную политику и доводить ее до подведомственных учреждений! Другими словами, учреждения имеют право самостоятельно разрабатывать учетную политику, но — с оглядкой на нормативные документы учредителя.

Согласовывать свои решения не только с учредителем, но и с финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета и (или) отчетности его учредителя, главному бухгалтеру учреждения нужно будет и в том случае, когда в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете. Идея авторов стандартов понятна: правила бухгалтерского учета и формирование отчетных показателей в подведомственных учреждениях не должны существенно отличаться, поэтому и требуется согласование. Однако на практике процедура согласования может превратиться в бюрократическую волокиту и занять неоправданно много времени, которое, скорей всего, будет исчисляться в месяцах. Ведь у некоторых учредителей подведомственные учреждения находятся в различных регионах страны, отличающихся и климатическими условиями, и социально-экономическим развитием. Поэтому централизованно контролировать особенности хозяйственной деятельности отдельных учреждений не представляется возможным. При этом формирование учетной политики исходя из требований федерального стандарта «Концептуальные основы» для таких случаев, так же представляется сомнительным, поскольку в данном стандарте основы бухгалтерского учета в учреждения госсектора даны весьма узко, без учета сложившихся десятилетиями условий хозяйствования.

Алгоритм формирования учетной политики в 2019 году

Таким образом учредители и соответствующие финансовые органы в 2019 году окажутся в неловком положении, так как СГС УП на них возложена обязанность не только по формированию собственной учетной политики, но и по контролю положений учетной политики подведомственных учреждений и согласованию изменений в нее.

На сайт — основное!

Очевидно, что содержание основных положений учетной политики учреждений, размещаемой на его официальном сайте, так же должен утвердить учредитель и соответствующий финансовый орган. В случае отсутствия такого перечня положений учетной политики учреждение, вероятно, может само установить состав раскрываемой информации. При этом перечень основных положений учетной политики учреждения, размещаемой на сайте, рекомендуем утвердить приказом руководителя или иным локальным актом, например, в составе той же учетной политики.

Так же в локальных актах учреждения целесообразно установить, что в размещаемой на сайте информации не указываются:

— ФИО и должности сотрудников учреждения;

— принятые в учреждении способы проведения инвентаризации;

— разработанные в учреждении формы первичных документов;

— инструментарий внутреннего контроля;

— иную информацию, которую можно использовать для давления на должностных лиц и сотрудников учреждения или раскрывающую некоторые особенности хозяйственной деятельности, относимые к служебной или коммерческой тайне.

Напомним, что согласно пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в частности его фамилия, имя, отчество, профессия и т.п. к персональным данным, которые не могут использоваться без его согласия граждан. А за нарушение порядка защиты персональных предусмотрена в статье 24 Закона № 152-ФЗ ответственность, согласно которой лица, виновные в нарушении соответствующих требований, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность. Кроме того, статья 90 ТК РФ устанавливает дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника.

Кроме того, главным бухгалтерам стоит ознакомиться с положениями Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Согласно статье 3 этого закона информация, составляющая коммерческую тайну — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. При этом в статье 5 Закона № 98-ФЗ указаны сведения, которые не составляют коммерческую тайну, в частности это:

— содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах в соответствующие государственные реестры;

— содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

— о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

— о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет на учебу 2019

— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

— обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

Обратите внимание! Статье 14 Закона № 98-ФЗ установлена ответственность за нарушения положений Закона № 98-ФЗ.

Таким образом, положения учетной политики учреждения, размещенные на сайте, должны давать представление пользователям такой информации только о самых основных направлениях деятельности учреждения, указанных в ее уставе или иных правоустанавливающих документах, так же размещаемых на сайте для всеобщего обозрения.

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика — это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Такая «совокупность» может быть представлена как одним документом, так и состоять из нескольких локальных актов. Но в любом случае в Интернет следует выложить только самое основное. Представляется целесообразным, чтобы в 2019 году все основные положения учетной политики учреждения были представлены в одном документе, который и следует представить на сайте учреждения. А всю «кулинарные секреты» главного бухгалтера, то есть более детальное раскрытие основных положений учетной политики, раскрыть в приложениях к ней. Такие приложения выкладывать на сайте не обязательно.

50 образцов учетной политики на 2019 год (скачать)

У нас вы можете скачать бесплатно готовые образцы учетной политики на 2019 год в формате ворд. Скачайте нужный образец, введите данные компании и распечатайте на принтере!

А сделать учетную политику под себя и свою систему налогообложения вы можете бесплатно в программе «Конструктор учетной политики», который встроен в программу «Упрощенка 24/7».

Учетная политика: правила

Учетная политика — это документ, в котором отражены все способы организации бухгалтерского и налогового учета компании.

На практике компании утверждают две учетные политики. Одну по бухучету. А другую по налоговому учету.

Учетная политика организации должна обеспечивать в том числе полноту и своевременность отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности (п. 6 ПБУ 1/2008).

Если организация является субъектом малого предпринимательства, то для нее предусмотрена возможность упрощения способов ведения учета. При упрощении ведения бухгалтерского учета организация должна отразить данную информацию в политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Контруктор учетной политики есть в программе Упрощенка 24/7. Сделайте учетку под себя бесплатно. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Учетные политики на 2019 год

Обращаем внимание, что данные учетные политики размещены в разделе «формы» электронного журнала «Упрощенка». Скачать их вы можете, получив бесплатный доступ к сайту на три дня.

Когда понадобится: при формировании учетной политики в торговой организации на 2019 год.

Когда понадобится: при формировании учетной политики в организации, которая оказывает услуги, на 2019 год.

Когда понадобится: при формировании учетной политики в организации, которая ведет упрощенный бухучет на 2019 год. Организации, которые ведут упрощенный учет, могут не применять нормы МСФО. Если метод учета не предусмотрен ПБУ, такие организации формируют учетную политику исходя из принципа рациональности.

Когда понадобится: при формировании учетной политики в производственных организациях, которые применяют общую систему налогообложения. С помощью образца вы сможете выбрать наиболее оптимальный вариант учета из тех, что допускаются налоговым законодательством.

Когда понадобится: при формировании учетной политики строительной организацией на 2019 год.

Когда понадобится: при формировании учетной политики в транспортных компаниях на 2019 год. Образец поможет выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы или уплаты конкретного налога из тех, что допускаются налоговым законодательством.

Когда понадобится: при формировании учетной политики в организации, которая оказывает транспортные услуги, на 2019 год.

Когда понадобится: при формировании учетной политики в производственной организации на 2019 год.

Когда понадобится: при формировании учетной политики в торговой организации. Образец поможет выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы или уплаты конкретного налога из тех, что допускаются налоговым законодательством.

Когда понадобится: чтобы правильно распределить входной НДС между различными видами деятельности.

Когда понадобится: при разработке учетной политики в строительной организации на 2018 год. Используя образец, вы сможете выбрать оптимальный вариант учета из тех, что предусмотрены налоговым законодательством.

Когда понадобится: образец поможет выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы из тех, что допускает налоговое законодательство.

Когда понадобится: образец поможет выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы из тех, что допускаются налоговым законодательством.

Приказ о внесении изменений в учетную политику.

Когда понадобится: если организация обязана вести бухгалтерский учет ( в том числе вправе делать это по упрощенной форме).

Когда понадобится: если с доходов по некоторым видам деятельности организация уплачивает ЕНВД, а по остальной деятельности применяет общий режим или упрощенку.

Когда понадобится: при разработке учетной политики предпринимателем, который применяет общую систему налогообложения, на 2018 год. Используя образец, вы сможете выбрать оптимальный вариант учета из тех, что предусмотрены налоговым законодательством.

Когда понадобится: образец поможет выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы из тех, что допускаются налоговым законодательством.

Когда понадобится: при разработке методики оценки дебиторской задолженности для признания ее сомнительной в целях бухучета.

Когда понадобится: если надо прописать условие об амортизационной премии в учетной политике ( п. 9 ст. 258 НК).

Когда понадобится: если весь документооборот в бухгалтерии ведется в электронном виде.

Когда понадобится: при формировании учетной политики организацией на ЕНВД. Образец поможет выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы из тех, что допускает налоговое законодательство.

Когда понадобится: при формировании учетной политики в некоммерческой организации на 2019 год.

Когда понадобится: при формировании учетной политики в организации, которая занимается производством и услугами на 2019 год.

Когда понадобится: если надо зафиксировать метод амортизации основных средств — линейный или нелинейный.

Когда понадобится: при формировании учетной политики на 2018 год в производственной организации, которая выполняет ГОЗ.

Когда понадобится: При разработке учетной политики предпринимателем, который применяет упрощенку, на 2018 год. Используя образец, вы сможете выбрать оптимальный вариант учета из тех, что предусмотрены налоговым законодательством.

Когда понадобится: при формировании учетной политики в организациях на ОСНО, которые занимаются производством и оказывают услуги. С помощью образца вы сможете выбрать наиболее оптимальный вариант учета из тех, что допускаются налоговым законодательством.

Когда понадобится: когда одновременно ведете операции, облагаемые и освобождаемые от НДС.

Когда понадобится: образец поможет выбрать оптимальные варианты из тех, что допускает налоговое законодательство.

Когда понадобится: при формировании учетной политики управляющей компанией в сфере ЖКХ на 2019 год.

Приложение № 5 к учетной политике.

Когда понадобится: при формировании учетной политики, если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД. Используя образец, вы сможете выбрать для организации наиболее оптимальный вариант учета из тех, что допускаются налоговым законодательством.

Когда понадобится: при формировании учетной политики, если организация совмещает УСН и ЕНВД. Используя образец, выберите для организации наиболее оптимальный вариант учета из тех, что допускает налоговое законодательство.

Когда понадобится: образец поможет составить четкую учетную политику и правильно отражать предмет лизинга и лизинговые платежи.

Когда понадобится: при формировании учетной политики растениеводческими организациями на 2019 год.

Когда понадобится: при расчете налога на прибыль. Расчет стоимости возможного использования возвратных отходов зависит от вида сырья, отрасли производства или сферы деятельности, а также от особенностей технологического процесса. Методику можно оформить не только как приложение к учетной политике, но и в виде ее отдельного раздела.

Когда понадобится: при формировании учетной политики на 2019 год в организации, которая выполняет НИОКР.

Когда понадобится: при формировании учетной политики организациями, которые выделили обособленные подразделения на отдельный баланс.

Когда понадобится: при разработке учетной политики в некоммерческой организации на 2019 год. Образец поможет выбрать оптимальные варианты из тех, что предусмотрены налоговым законодательством.

Когда понадобится: при формировании учетной политики животноводческими организациями на 2019 год.

Когда понадобится: при составлении учетной политики, если организация открыла филиал или представительство без выделения их на отдельный баланс.

Когда понадобится: при формировании учетной политики ломбардом на 2019 год.

Когда понадобится: при формировании учетной политики аптеками на 2019 год.

Когда понадобится: при формировании учетной политики товариществами собственников жилья на 2019 год.

Когда понадобится: при формировании учетной политики организацией, которая добывает полезные ископаемые на 2019 год.

Когда понадобится: решение о начислении амортизации с применением понижающих коэффициентов должно быть закреплено в учетной политике ( абз. 2 п. 4 ст. 259.3 НК).

Когда понадобится: при разработке учетной политики на 2019 год товариществами собственников недвижимости. Образец подойдет и ТСЖ. Он поможет выбрать оптимальные варианты из тех, что предусмотрены налоговым законодательством.

Когда понадобится: при разработке учетной политики в некоммерческой организации на 2019 год. Образец поможет выбрать оптимальные варианты из тех, что допускает налоговое законодательство.