Новый закон о несостоятельности банкротстве

Содержание:

Новый закон о несостоятельности банкротстве в России и его отличие от других законов о несосто

Главная > Закон >Государство и право

Основные недостатки «Закона о несостоятельности и банкротстве предприятий» 1992 г. 4

Арбитражный управляющий – кто он? 6

Новшества в Законе 2002 г. 16

Список использованной литературы 20

В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», а затем в ст. 61 и 65 Гражданского кодекса РФ. В 1998 г. был принят новый Закон о банкротстве, учитывающий как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. Закон 1998 г. был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов, которые зачастую были заинтересованы не в финансовом оздоровлении должников, а в их банкротстве и приобретении прав на их имущество. Это и послужило причиной для принятия 26 октября 2002 г. нового Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон 2002 г.).

В связи с начавшимся финансовым кризисом в декабре 2008, апреле и июле 2009 г. в Закон 2002 г. были внесены существенные изменения.

Закон 2002 г. является комплексным нормативным актом, в котором предусматривается несколько вариантов банкротства организаций, включая ликвидацию (признание банкротом) и восстановление платежеспособности должника как альтернативу ликвидации. Тем не менее, на практике закон так и не стал эффективным механизмом, защищающим права кредиторов и должников, т.к. банкротство зачастую применяется как мера для решения проблем должников по погашению задолженности перед кредиторами. Должники уходят от уплаты задолженности через банкротство своих юридических лиц, предварительно выводя все значимые активы до начала процедуры банкротства. Последние изменения в Закон 2002 г. в том числе связаны и с ужесточением позиции государства по оспариванию таких сделок и увеличению кредиторской массы для удовлетворения требований всех кредиторов.

Основные недостатки «Закона о несостоятельности и банкротстве предприятий» 1992 г.

Закон Российской Федерации «О несостоятельности и банкротстве предприятий» (далее Закон 1992 г.) был принят Верховным Советом Российской Федерации и введен в действие с 1 марта 1993 года.

Остановимся на существующих недостатках этого закона.

Во-первых, российский закон предоставил возможность применения «прокредиторской» и «продолжниковской» системы и этим ограничился, не утруждая себя детальным регулированием механизма их реализации. В частности, порядок рассмотрения дела по заявлению должника ничем не отличается от порядка рассмотрения такого же дела по заявлению кредитора, впрочем, так же, как и все процедуры банкротства, применяемые к должнику.

Во-вторых, само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал закон, не отвечают современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. Как известно, согласно указанному закону под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника (ст. 1 Закона от 19.11.1992).

В-третьих, представляется принципиально неправильным абсолютно одинаковый, одномерный подход ко всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства. Закон не делал никаких различий между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным (зачастую градообразующим) предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием и крестьянским (фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитной организацией. Одинаковыми были признаки банкротства таких должников, применяемые к ним процедуры и т.п., хотя было совершенно ясно, насколько различными будут последствия их применения.

В-четвертых, при регулировании порядка применения процедур банкротства закон совершенно не учитывал многообразие ситуаций, в которых могут оказаться должник и его кредиторы. К примеру, арбитражным судам зачастую приходилось сталкиваться со случаями, когда руководитель организации должника отсутствует и место его нахождения установить невозможно, когда должник не располагал имуществом, необходимым даже для покрытия судебных издержек и т.п. Во всех подобных случаях арбитражный суд должен был, как предписывал закон, объявить должника банкротом, открыть конкурсное производство и для его осуществления назначить конкурсного управляющего. Естественно, ни один из кредиторов не соглашался перечислить на депозитный счет арбитражного суда денежную сумму, необходимую для выплаты конкурсному управляющему вознаграждения (хотя бы в порядке аванса). Решения арбитражного суда о банкротстве таких должников в принципе было невозможно реализовать, поэтому суды хранили такие дела в сейфах, а должники, признанные банкротами, продолжали числиться в реестре юридических лиц.

Пробельность Закона о банкротстве 1992 года послужила причиной принятия многочисленных подзаконных актов. Достаточно сказать, что к моменту принятия нового закона в области несостоятельности (банкротства) действовало уже свыше 30 указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов.

Арбитражный управляющий – кто он?

Согласно Закону 1992 г. одной из ключевых фигур в процедуре банкротства является арбитражный управляющий, наделенный большими полномочиями. При этом требования, предъявляемые к нему, были определены в Законе одним вторым абзацем пункта 4 статьи 12, который гласил: «Кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Кандидатом в арбитражные управляющие не может быть должностное лицо администрации предприятия-должника или кредитора. Кандидат в арбитражные управляющие представляет декларацию о своих доходах и имущественном состоянии». Вот и все требования.

То есть получилось, что арбитражным управляющим могло быть любое лицо, отвечающее указанным требованиям. Все это привело к тому, что в самом начале формирования сообщества антикризисных управляющих в Российской Федерации арбитражными управляющими, нередко, становились случайные люди, которые не имели ни опыта, ни знаний, ни авторитета в сфере антикризисного управления и, соответственно, такими людьми легко и просто было манипулировать.

Нельзя отрицать и того факта, что в антикризисное управление в тот период приходили люди для проведения одной процедуры банкротства на конкретном предприятии, после чего вопросами антикризисного управления больше не занимались.

Из более 6000 арбитражных управляющих, внесенных на сегодняшний день в реестр Росрегистрации, стаж работы в качестве арбитражного управляющего до 1995 года имеют всего лишь единицы. Из этого следует вывод о том, что в период действия Закона 1992 г. сообщество арбитражных управляющих не было сформировано, данный вид деятельности не стал профессиональным и, естественно, в тот период ни о каком авторитете арбитражного управляющего говорить не приходилось.

Случайные люди, пришедшие в сферу антикризисного управления, своими действиями и бездействием только нанесли вред их приемникам и создали в обществе негативное отношение к арбитражным управляющим. К сожалению, с этим стереотипом по отношению к арбитражным управляющим и сегодня приходится сталкиваться.

Практика применения установленных Законом 1992 г. минимальных требований к арбитражному управляющему показала, что лица, хотя и соответствовали данным требованиям, тем не менее, в большинстве своем оказывались недостаточно подготовленными к выполнению возложенных на них многогранных функций.

Только через два года после вступления в силу Закона 1992 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 20.05.94 № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», которым на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России возлагалась организация подбора, подготовки и аттестации лиц для назначения арбитражными управляющими в делах о банкротстве.

Можно смело утверждать, что государством только с 1995 г. началась проводиться работа по дополнительному специальному обучению лиц, решивших заниматься деятельностью в сфере антикризисного управления, с последующей их аттестацией.

Подготовка в высших учебных заведениях специалистов по специальности «Антикризисное управление» началась после утверждения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 062000 «Антикризисное управление». Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 19.07.96 и приказом Госкомвуза России № 1315 от 25.07.96 «Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования» был дополнен указанной специальностью.

Первым в Российской Федерации в 1997 г. к подготовке таких специалистов приступил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.

За прошедший с 1992 г. пятилетний срок многое изменилось в экономической и общественно-политической жизни страны. Закон 1992 г. уже явно не вписывался в действующее законодательство. Поэтому остро встал вопрос о необходимости разработки и принятия нового закона о банкротстве. Новый Федеральный закон от 08.01.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон 1998 г.) введен в действие с 01.03.98.

В отличие от Закона 1992 г., который под арбитражным управляющим понимал назначенное арбитражным судом лицо, которому передаются функции внешнего управления имуществом должника, в Законе 1998 г. под арбитражным управляющим понимается физическое лицо, назначенное арбитражным судом для осуществления установленных Законом полномочий, в целях реализации различных процедур банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство.

Арбитражным управляющим, названным временным управляющим, является лицо, назначенное арбитражным судом для осуществления процедуры наблюдения. Следует отметить, что Закон 1992 г. не предусматривал применение такой процедуры как наблюдение, и, следовательно, понятие «временный управляющий» в Законе 1998 г. явилось новеллой.

Так же новеллой в Законе 1998 г. по отношению к Закону 1992 г. являются следующие изменения, касающиеся понятия «Арбитражные управляющие»:

Читайте так же:  Как доказать что страховка навязана банком

— кандидат в арбитражные управляющие должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

— обладать специальными знаниями и иметь аттестат специалиста по антикризисному управлению;

— с 01.03.99 арбитражные управляющие имели право исполнять свои функции только на основании лицензии;

— арбитражным управляющим не может быть назначено лицо, в отношении которого имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);

— лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано зарегистрироваться, как минимум, в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнять обязанности арбитражного управляющего.

По сравнению с Законом 1992 г., в Законе 1998 г. помимо расширения прав и обязанностей арбитражного управляющего, была включена статья 21 «Ответственность арбитражного управляющего», в которой в качестве ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, предусматривался отзыв лицензии, отстранение арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей, а также возмещение убытков, причиненных должнику, кредиторам действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими действующее законодательство РФ.

Проведя краткое сравнение положений Закона 1998 г. с Законом 1992 г. о лицах, назначаемых арбитражным судом для проведения процедур банкротства, можно сделать следующие выводы:

Как выйти из долговой ямы, или закон о банкротстве физических лиц

Прежде чем взять кредит, многие люди уделяют внимание оценке своих финансовых возможностей. Но даже это не является гарантией того, что задолженность будет погашена без проблем. Потеря трудоспособности, сокращения на работе, проблемы со здоровьем или иные сложности приводят к просрочкам, а они – к долговой яме. Есть возможность избежать неприятностей, среди которых есть и взыскание задолженности в принудительном порядке со стороны банка – банкротство. Закон о банкротстве граждан вступил в силу в октябре 2015 года, и до сих пор стремительно набирает популярность.

Банкротство физических лиц – достаточно сложная и многоступенчатая процедура, с которой обычному человеку без юридического образования справиться будет нелегко. Квалифицированная помощь в банкротстве – услуга позволит вам избавиться от преследования банков и коллекторов, и выйти из долговой ямы.

Что такое закон о несостоятельности (банкротстве)?

Федеральный закон, благодаря которому у физлиц появилась возможность списать свои задолженности, начал действовать от 1 октября 2015 года. Возможность избавиться от долгов сохраняется и сейчас (в2017 году), правда с небольшими изменениями на 2017 год. В частности, был изменен размер госпошлины – это удешевило услугу. Общее же количество внесенных поправок закона о банкротстве физических лиц составляет несколько десятков.

Несмотря на то, что в отношении физлиц закон действует всего два года, судебная практика уже показала первые результаты:

  • за время действия закона было зарегистрировано свыше 550 000 запросов на банкротство;
  • более половины запросов о признании несостоятельными было принято судами к производству;
  • всего лишь 40% от общего количества процедур инициируются непосредственно должниками.

Вы можете обратиться к юристу по банкротству, чтобы получить положительный результат и гарантированно списать свои долги. Мы отлично знаем, как работает закон, и используем это в ваших интересах.

Получите ответ на любой вопрос по банкротству физических лиц

Для кого работает федеральный закон о банкротстве физических лиц?

Федеральный закон о банкротстве физических лиц устанавливает некоторые ограничения для должников. Так, воспользоваться возможностью списать свои долги могут те физлица, которые подходят под эти условия:

  • наличие задолженностей перед кредиторами на общую сумму 500 000 рублей и более;
  • наличие как минимум трех просрочек по ежемесячным платежам;
  • либо проблемы с трудоспособностью, трудоустройством или иные факторы, мешающие выплате долга в ближайшем будущем.

Закон о несостоятельности (банкротстве) работает только при обращении в Арбитражный суд. Непосредственно кредиторы никогда не признают несостоятельность заемщика. Все, что они могут предложить – это услугу реструктуризации либо кредитные каникулы. Даже эти услуги предоставляются кредиторами отнюдь не всем. В таком случае поможет только признание банкротства физических лиц по закону от 2015 года через суд.

Как работает процедура признания банкротом?

Наверняка вы уже поняли предназначение процедуры банкротства и что это такое. Теперь предлагаем вам ознакомиться с порядком признания гражданина несостоятельным. Много читать не придется – все просто:

  1. Подготовка документации для передачи в суд. На этом этапе должник собирает бумаги, справки и заполняет установленные формы документов (образцы можно скачать бесплатно на нашем сайте), которые потребуются суду для более объективной оценки ситуации заемщика.
  2. Выбор финансового управляющего. Подробно роль этого человека, и как работает этот специалист, описана ниже. Суть проста – это лицо, которое возьмет на себя сопровождение дела о признании физического лица несостоятельным. Очень важно ответственно сотрудничать с финансовым управляющим – постоянно быть с ним на связи и выполнять его советы, требования, рекомендации. От того, насколько должник доверится финансовому управляющему, во многом зависит исход дела.
  3. Судебное заседание. Суд может применить к должнику одну из двух мер – реализацию имущества или реструктуризацию задолженности. Только после того, как решение по введению той или иной процедуры банкротства будет принято, финансовый управляющий предоставляет отчет в суд, который принимает решение о списании долгов.

Примеры необходимых докуентов для банкротства:

Новеллы Закона о банкротстве и проблемы их применения.

председатель Арбитражного суда Читинской области,

Арбитражная практика, № 1, 2003

Находясь на стыке различных отраслей права, подчас диаметрально противоположных по предмету и методу правового регулирования, и будучи точкой соприкосновения интересов множества заинтересованных лиц, включая государство, Закон о банкротстве вызывает острые дискуссии среди представителей государственных, политических и экономических сил ( 2) .

Учитывая недостатки прежнего Закона о банкротстве (3) , выявленные в ходе его применения за четыре с лишним года, новый Закон коренным образом изменил многие правовые устои данного института.

Анализ норм нового Закона о банкротстве позволяет обратить внимание на существенное изменение, в частности, следующих правовых конструкций.

Во-первых, нынешний вариант Закона позволяет исключить механическую процедуру возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) должника , что прежде часто использовалось недобросовестными кредиторами. Сегодня кредитор, подающий заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом, должен подтвердить свои требования вступившим в законную силу решением суда. Причем возможность подачи такого заявления обусловлена не просто вступившим в законную силу решением суда по соответствующему требованию кредитора, а истечением 30 дней с момента передачи исполнительного листа по такому требованию судебному приставу-исполнителю.

Есть мнение (4) , что здесь у правоприменителя могут возникнуть проблемы, так как механизм информирования судебным приставом-исполнителем кредитора или суда о ходе исполнительного производства по соответствующему требованию не разработан, поправки в ФЗ «Об исполнительном производстве» не внесены. Не исключено параллельное взыскание долга разными способами (по судебному решению или через процедуру банкротства). На практике это может привести к усложнению процесса по делу о банкротстве, тем более, что в части принятия заявления кредитора о возбуждении дела о несостоятельности должника имеются противоречия с арбитражным процессуальным законодательством.

Непонятно, какие доказательства необходимо приложить кредитору к заявлению в обоснование возможности подачи заявления в суд. Как проверить кредитору или суду на стадии рассмотрения вопроса о приеме заявления к производству, в каком состоянии находится исполнительное производство по его требованию? АПК же предусматривает конкретные требования к оформлению заявления и перечню прилагаемых к нему документов и устанавливает последствия невыполнения этих предписаний закона.

Существует точка зрения (5) , что такая конструкция приведет к отказам судами кредиторам в возбуждении дел банкротстве. Тем не менее, мы считаем, что данная позиция законодателя является наиболее верной и отвечает концепции возбуждения дел о несостоятельности только по юридически обоснованным требованиям.

Во-вторых, в новом Законе предусмотрена процедура проверки заявленных требований кредиторов и их подтверждения только судом. Таким образом, теперь исключительно суд своим определением может подтвердить обоснованность требования кредитора . Хотя это дополнительная кропотливая работа для суда, но в то же время она позволяет установить судебный контроль за выполнением основной задачи процедуры банкротства — удовлетворения всех обоснованных требований кредиторов должника. Подобное решение законодателя требует от суда высочайшего профессионализма, так как установление обоснованности требований кредиторов, в числе которых есть и требования, вытекающие из публичных правоотношений (долги по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды), обязывает судью знать нормы практически всех отраслей права.

В-третьих, Закон 2002 г. теперь содержит особые нормы, защищающие интересы собственника должника и его учредителей (6) . Собственник является полноправным участником процесса по банкротству , а значит, у него появляются процессуальные права и обязанности. Он также может участвовать в собраниях кредиторов, т. е. влиять на принимаемые ими решения (7) . Введенные Законом о банкротстве такие способы восстановления платежеспособности должника, как замещение активов и увеличение уставного капитала, могут быть применены не только по одному лишь решению собрания кредиторов, но и при наличии решения собрания учредителей (участников) должника.

В-четвертых, в процессе по делу о банкротстве существенно трансформировалось положение государства в лице его уполномоченных органов, в частности, по требованиям о взыскании обязательных платежей. По новому Закону государство включено в третью очередь вместе с конкурсными кредиторами, но при этом имеет право голоса на всех собраниях кредиторов . Данное решение законодателя обусловлено стремлением максимально цивилизовать процесс по делу о банкротстве (8) . Логику законодателя в изменении роли государства в деле о банкротстве понять можно: это попытка решить задачу справедливого соотношения публичных и частных интересов.

Однако, на наш взгляд, решить указанную задачу ему не удалось. Как справедливо отмечает заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ В. В. Витрянский (9) , включение требований об уплате обязательных платежей в общую очередь наравне с другими конкурсными кредиторами приводит к существенному противоречию между нормами ст. 64 ГК РФ и положениями Закона о банкротстве . В ст. 64 ГК РФ требования об уплате обязательных платежей удовлетворяются прежде, чем требования кредиторов пятой очереди (конкурсных кредиторов).

Читайте так же:  Кто имеет право задержать человека

Статья 64 ГК РФ — универсальная статья и применяется ко всем случаям ликвидации юридических лиц, в том числе и в порядке процедуры банкротства. Разных подходов к установлению очередности удовлетворения требований кредиторов для банкротства и иных случаев ликвидации юридических лиц быть не может . Тем более, что в силу ст. 3 ГК РФ любая гражданско-правовая норма независимо от даты ее издания всегда должна соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Поскольку поправки в ст. 64 ГК РФ с принятием Закона о банкротстве не внесены, правоприменители вынуждены заняться поиском правильной нормы права, подлежащей применению в указанной ситуации.

Кроме того, введение государства в процесс в новом качестве при нынешнем состоянии законодательной базы не только не обеспечит интересы других лиц в процессе, как это предполагалось, а наоборот, приведет к их ущемлению. Так, если государство встало на одну ступень с конкурсными кредиторами, то оно пользуется теми же правами, что и они, в том числе и правом на заключение мирового соглашения. Однако налоговое законодательство РФ (ст. 64 НК РФ) не предусматривает возможность отсрочки по уплате обязательных платежей на срок, превышающий 6 месяце (10) . Таким образом, если конкурсные кредиторы пожелают заключить мировое соглашение, то оно не может быть заключено на срок более 6 месяцев. Но этого срока недостаточно для погашения долгов даже для среднего предприятия, не говоря уже о крупном. Поэтому вместо возможного сохранения предприятие будет ликвидировано как несостоятельный должник.

В-пятых, совершенно иначе подошел законодатель к определению статуса неотъемлемого участника процесса банкротства — арбитражного управляющего (11) . Новым Законом предусмотрено назначение арбитражного управляющего через так называемые саморегулируемые организации. Но для ее создания необходимо не менее 100 управляющих, каждый из которых должен внести не менее 50 000 руб. Плюс ко всему предусмотрены страховые отчисления для страхования гражданской ответственности арбитражного управляющего.

По мнению председателя Российского общества независимых экспертов и антикризисных управляющих Голубева В. В. ( 12), такие правовые требования приведут к уходу из состава арбитражных управляющих профессионалов и приходу зависимых от спонсоров лиц.

По нашему мнению, нормы нового Закона о банкротстве лишили суд, как орган, которому отведена важнейшая контрольная и определяющая функция в ходе процесса о банкротстве (что обусловливает его огромную ответственность за принимаемые решения), юридической возможности самостоятельно утвердить кандидатуру арбитражного управляющего.

По Закону (ст. 45) саморегулируемая организация представляет в суд три кандидатуры арбитражных управляющих, а у должника и представителя собрания кредиторов есть право безмотивного отвода по одной из представленных кандидатур. Одну из оставшихся неотведенных кандидатур арбитражного управляющего и утверждает суд. Подобная позиция законодателя представляется нелогичной, так как суд фактически оказался вне участия в одном из самых важных и ответственных действий в рамках процедуры банкротства — назначении квалифицированного арбитражного управляющего ( 13) .

Таким образом, можно смело констатировать, что в современном российском законодательстве изменилась концепция построения процесса банкротства. Законодатель пытается решить ряд сложных как теоретических, так и практических проблем данного правового института, создать справедливый баланс публичных и частных интересов, обеспечить соблюдение прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о несостоятельности. Но устраняя одни проблемы, законодатель, как мы видим, одновременно порождает другие. Это лишний раз подтверждает актуальность принятого Закона, наличие заложенных в нем внутренних и внешних противоречий, изучение и разрешение которых основным бременем ляжет на плечи судебных органов и иных правоприменителей.

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета от 02.11.2002.

2. См., например, интервью с председателем Российского общества независимых экспертов и антикризисных управляющих Голубевым В. В. // Антикризисное управление, 2002. № 7-8. С. 4-9.

3. Федеральный закон от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ, 1998. № 2. Ст. 222.

4. См., например, интервью с председателем Российского общества независимых экспертов и антикризисных управляющих Голубевым В. В. // Антикризисное управление, 2002. № 7-8. С. 6.

5. См.: Там же. С. 6.

6. По мнению председателя Комитета по собственности Государственной Думы РФ Плескачевского В. С., один из принципов построения системы банкротства по новому Закону — учет интересов собственника должника, наделение его правами, позволяющими участвовать в процедуре банкротства, т. е. обеспечить новый более справедливый баланс заинтересованных сил // Антикризисное управление, 2002. № 7-8. С. 18.

7. Решения собрания кредиторов могут быть оспорены в суде в течение 20 дней. В установлении 20-дневного пресекательного срока на обжалование проявилась воля законодателя сбалансировать интересы должника, кредиторов, собственника, так как, с одной стороны, они могут быть обжалованы; с другой стороны, отсутствие возможности обжаловать решение с пропуском установленного срока обусловливает стабильность интересов кредиторов, принявших соответствующее решение, и сможет в дальнейшем тормозить процедуру банкротства должника.

8. См.: Доклад председателя Комитета Государственной Думы РФ по собственности Плескачевского В. С. // Антикризисное управление, 2002. № 7-8. С. 19.

9. См.: В. В. Витрянский. Юридический анализ новых положений Закона о банкротстве , принятого Государственной Думой // Антикризисное управление, 2002. № 7-8. С. 17.

10. В отношении государственных кредитов по законодательным актам о бюджете страны на соответствующий финансовый год отсрочку может предоставить только Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

11. Более подробно о проблемах приобретения статуса арбитражного управляющего в переходный период смотрите статью руководителя ФСФО России Т. И. Трефиловой // Антикризисное управление, 2002. № 7-8. С. 10-11.

12. См.: Интервью с председателем Российского общества независимых экспертов и антикризисных управляющих Голубевым В. В. // Антикризисное управление, 2002. № 7-8. С. 8.

13. Высший Арбитражный Суд РФ предлагал вообще сохранить наряду с саморегулиремыми организациями независимых арбитражных управляющих, зарегистрированных при арбитражных судах, с правом суда в конечном итоге назначать того или иного кандидата. См.: Витрянский В. В. Указ. соч. // Антикризисное управление, 2002. № 7-8. С. 15.

Семь значимых нововведений закона о банкротстве

Новости по теме

Изменения внес Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В законе о банкротстве появилась новая глава «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве». В ней семь значимых нововведений, которые:

  1. Уточняют понятие «контролирующее должника лицо».
  2. Устанавливают, что контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность, если полное погашение требований кредиторов невозможно из-за его действий или бездействия.
  3. Позволяют контролирующему лицу, против которого заявили иск о привлечении к субсидиарной ответственности, избежать ее или понести в меньшем размере по решению суда.
  4. Предусматривают порядок, в котором суд должен рассмотреть дело о субсидиарной ответственности, в том числе кто и в какой срок может подать заявление, права сторон, процедуры, порядок заключения мирового соглашения и прочее.
  5. Вводят институт распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.
  6. Устанавливают правила исполнения судебного решения о привлечении к субсидиарной ответственности.
  7. Наделяют должника правом при определенных обстоятельствах требовать у контролирующих лиц возместить причиненные убытки.

Суд будет привлекать к субсидиарной ответственности с учетом новых правил по заявлениям, которые подали с 1 июля 2017 года.

Как работает новый закон о банкротстве физических лиц

01 октября, 2015

Поделиться в социальных сетях:

Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин

С 1 октября начали действовать изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Теперь каждый человек имеет право подать заявление о личной несостоятельности. В некоторых случаях подобное заявление может подать и кредитор. О процедуре банкротства и о тонкостях процесса m24.ru рассказали эксперт Национального института финансовых рынков и управления Сергей Гирнис и адвокат Анатолий Вербицкий.

Как это работает

Подать заявление на банкротство человек обязан в случае, если общая сумма его долгов превышает 500 тысяч рублей, а в течение минимум трех месяцев он пропускал выплаты по кредиту. Будущему банкроту предстоит доказать в суде свою несостоятельность. Для этого потребуется представить достаточно объемный перечень документов связанных с описанием его имущества, доходов и расходов. Кроме того, суд должен увидеть, что заемщик действительно не может расплатиться по долгам. К примеру, сумма его займов превышает стоимость всего имущества.

Процедура банкротства потребует некоторых выплат. В первую очередь должнику придется оплатить порядка 6 тысяч рублей за госпошлину, а также минимум 10 тысяч рублей понадобится для оплаты обязательных услуг конкурсного управляющего. Он в итоге получит еще 2 процента от полученных с банкрота средств.

Как рассказал Сергей Гирнис, в отношении физических лиц будет применяться в первую очередь не процедура банкротства, а реструктуризация займа. Подавая заявление на финансовую несостоятельность – суд будет рассматривать возможности именно перераспределения долга.

«К сожалению, в России банки не хотят идти на реструктуризацию займа. Почему? Во-первых, под реструктурированный займ банк должен сформировать резерв, то есть, фактически, заморозить, Во-вторых, во многих случаях, когда человек не может платить, он уже является должником нескольких кредиторов. И эти банки не уверены, что в случае, если они смягчат условия ссуды, другой заемщик пойдет на схожие меры. Поэтому долг гораздо проще продать коллекторам», – рассказал Гирнис. – Теперь же добиться реструктуризации получится через суд. Мы надеемся, что в большинстве случаев, граждане будут прибегать к этой процедуре именно ради реструктуризации своих обязательств перед банками».

В столице вступил в силу закон о банкротстве физических лиц

Собеседник m24.ru отметил, что в случае, если человек не сможет рассчитаться с долгами даже после реструктуризации – суд начинает процедуру банкротства. В этом случае будет рассмотрено все ликвидное имущество гражданина, которое он может продать . Важно, что единственное жилье находится вне конкурсной массы и не может быть продано в уплату долго. Исключение составляют случаи, когда это жилье является предметом ипотечного залога.

Читайте так же:  Пенсия военных пенсионеров с октября 2019 года

«Прежде чем подать заявление на банкротство, человек должен предоставить информацию обо всех своих сделках за последние три года. Если суд увидит, что человек, уже будучи заемщиком распродал ликвидное имущество, – он может признать эти сделки незаконными», – уверен Гирнис.

Сама процедура банкротства не решает проблему, считает эксперт, но она во многом облегчает негативные последствия от сложившейся кризисной ситуации. После того как суд признал человека банкротом и определил количество имущества, которое может быть продано – на этом отношения кредитора и заемщика заканчиваются. Решение суда заменяет те кредитные договоры, которые подписывал человек.

«Процедура банкротства занимает приблизительно три месяца, – отметил он. – Добросовестный должник, который сам предоставит исчерпывающую информацию, банкротство такого человека будет проходить проще. В противном случае, процедура может удлиниться. За предоставление ложной информации или ее скрытие, суд также может отказать в процедуре банкротстве».

Финансовый эксперт также отметил, что гражданин обязан продолжить выплаты даже после признания его банкротом в случае, если он причинил вред здоровью другого человека. Тоже касается и алиментов. «В случае, если человек был признан банкротом и в течение следующих пяти лет попал еще раз под эту процедуру (уже по заявлению кредитора), то повторное банкротство не освободит человека от выплаты полного долга», – заявил он.

Во сколько обойдется банкротство

Многие юристы ждали вступления в силу новых изменений и уже готовы включиться в механизм процедуры банкротства. Об этом m24.ru сказал адвокат Анатолий Вербицкий.

«Для того, чтобы подать полный пакет документов потребуется не мало сил и времени. Необходимо будет предоставить справки из различных учреждений о недвижимости, об отсутствии долгов по налогам, о своих банковских счетах, также потребуется полный список кредиторов. Уже появляются фирмы, которые готовы за отдельную плату все организовать и облегчить труд банкрота, – сообщил он. – По нашим подсчетам, при обращению в юридическую фирму процедура обойдется человеку в 100-200 тысяч рублей, вместе с уплатой пошлин, зарплатой конкурсному управляющему, а также платой за сопровождение сделки».

Эксперт отметил, что минимальная выплата конкурсному управляющему, который будет заниматься делами банкрота, сейчас составляет 10 тысяч рублей. Но, скорее всего, конкурсные управляющие будут соглашаться минимум на 25-30 тысяч рублей.

«По требованию банка, на время проведения процедуры банкротства человеку могут ограничить выезд за границу. Это право заявителя, который должен отслеживать ситуацию, ограничения будут налагаться минимум на полгода», — констатировал Вербицкий.

Напомним, летом этого года Центробанк подсчитал, что больше двух миллионов должников могут признать себя банкротами после вступления в силу закона о праве физических лиц объявлять себя неплатежеспособными.

Закон о банкротстве физических лиц (127 ФЗ)

Закон о банкротстве физических лиц — относительно новое положение, которое касается финансовых прав и обязанностей каждого гражданина. Для того чтобы грамотно пользоваться своими правами и знать о последствиях своих действий, необходимо досконально разобраться в статьях закона. Давайте читать закон и разбираться вместе.

Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц предполагает списание оставшихся долгов после завершения процедуры, поэтому четко сосчитать, что и кому вы должны, в ваших же интересах.

Что собой представляет федеральный закон о банкротстве физических лиц 2015 года в 2018 г.

Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц вступил в силу с 1 октября 2015 года.

В рамках принятого федерального закона любое физическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом. Для того чтобы получить официальное подтверждение о своей финансовой несостоятельности и «узаконить» ее, необходимо обратиться в судебную инстанцию.

Кто может обратиться в суд для «запуска» процедуры признания физического лица банкротом? Этим правом наделены следующие лица:

  1. Само физическое лицо, которое решило объявить себя банкротом.
  2. Налоговые органы (по итогам отчетного периода).
  3. Кредиторы, перед которыми у физического лица имеется задолженность.

В качестве обоснований для признания физического лица несостоятельным могут выступать:

  • предоставленные данные о личных задолженностях физического лица (например, неуплата компенсаций, отсутствие возврата долга, невыплата алиментов и т.д.);
  • наличие долгов перед кредитными организациями.

Мы решим вашу проблему с долгами.
Бесплатная консультация юриста.

Как работает закон о банкротстве граждан?

Вот уже почти год, как закон вступил в силу. Его положения актуальны и в 2016, и в 2018 году. В чем выгоды данного закона для должников?

Во-первых, должник получает возможность законным образом списать любые долги.

Во-вторых, должник имеет возможность осуществить процедуру реструктуризации задолженности.

Ну и в-третьих, у физического лица появляется возможность не брать на себя новые кредитные обязательства для того чтобы погасить прежние долги.

Бесплатная инструкция по банкротству!

Получи исчерпывающее руководство по самостоятельному банкротству

Каковы условия вступления в силу закона относительно физического лица?

Мы решим вашу проблему с долгами.
Бесплатная консультация юриста.

Как выглядит процедура по признанию физ. лица банкротом в законе о несостоятельности?

Первое, что нужно сделать — подать соответствующее заявление в арбитражный суд по месту жительства, где заявление рассматривается в течение 2-х месяцев.(Скачать бланк заявления о банкротстве физического лица). За это время изучается обоснованность заявления, а также принимается решение — отклонить его или принять в дальнейшую работу.

Информация, которую необходимо предоставить в заявлении:

  • личные данные должника (ФИО, контакты);
  • суммарный долг (перед всеми кредиторами);
  • количество кредиторов, перед которыми имеются долги;
  • положительным моментом при подаче заявления является наличие плана действий, то есть — как должник видит разрешение сложившейся ситуации, при наличии такого плана заявление будет принято в работу с большей вероятностью.

Помимо заявления, необходимо подготовить и предоставить пакет документов, предусмотренный законом о банкротстве (несостоятельности).

Выписка по счету

Из центра занятости

Задолженность перед МФО

Свидетельство о регистрации права

Долг перед банком

Свидетельство о заключении брака

Справка от отсутствии ИП

Об уплате алименотов

Сведения о состоянии счета

Свидетельство о рождении

Свидетельство о разводе

СНИЛС
(Страховое свидетельство)

Справка о доходах

Справка о задолженности по налогам и сборам

В случае необходимости суд может запросить дополнительные материалы и информацию. При этом физлицо оплачивает услуги арбитражного управляющего, а также все другие расходы, связанные с ведением судебного процесса.

Нужно отметить, что далеко не каждое заявление будет передано в дальнейшую работу. Суд имеет право (после внимательного ознакомления с делом) оставить заявление без движения. Причинами оставления заявления без движения могут быть:

  • отсутствие необходимых документов, прилагаемых к заявлению;
  • не оплачена государственная пошлина (300 рублей) или не внесены средства на депозитный счет арбитражного суда на оплату услуг фин. управляющего (25 тысяч рублей).

Закон о банкротстве граждан: пути выхода из сложной финансовой ситуации

В случае возникновения ситуации банкротства физического лица, федеральное законодательство предусматривает три варианта развития событий:

    Задолженность может быть реструктуризирована.

Это означает, что строится новый график выплаты долга, который учитывает текущее финансовое состояние должника. Данный график включает в себя сведения о сроках, в течение которых будут осуществляться платежи, объем ежемесячного платежа, а также тот прожиточный минимум, который необходим должнику и его семье. Часть долга, которая не входит в согласованный должником план реструктуризации долгов по завершении выплат просто списывается. Таким образом, появляется возможность перестроить систему выплат. Однако данный вариант возможен лишь в том случае, если у должника имеется подтвержденный источник дохода.

Процедура по банкротству физического лица.

В этом случае назначается финансовый управляющий, который контролирует финансовые обязательства должника и наделен полными правами, связанными с распоряжением его финансов. При этом все сделки, которые планирует совершить должник, обязаны контролироваться финансовым управляющим и согласовываться с ним.

Продажа имущества

  • Для покрытия долгов в ходе банкротства может быть произведена продажа части имущества должника. Вырученные средства идут на погашение задолженностей. Однако существует ряд объектов имущества, которые не подпадают под критерии, установленные законом о банкротстве, и не могут быть реализованы. К ним относятся:

    • личные вещи — одежда, обувь и другие предметы, которые входят в число индивидуальных принадлежностей;
    • жилье или жилая площадь, являющиеся единственным местом проживания должника, причем в качестве жилья могут выступать коттедж, частный дом, квартира, комната и т.д.
    • вещи и предметы мебели бытового назначения;
    • награды, медали, призы и другие категории нематериальных вознаграждений;
    • домашние животные;
    • транспортные средства, которыми пользуются лица с ограниченными возможностями;
    • и др.

    Мы решим вашу проблему с долгами.
    Бесплатная консультация юриста.

    Что будет после того, как физ. лицо объявили банкротом (Последствия)?

  • Согласно тексту закона, лицо, которое признавалось банкротом на законодательном уровне, в ближайшем будущем имеет ряд ограничений:

    • лицо не может занимать высшие руководящие посты (например, управлять компанией) в течение 3-х лет;
    • существенные ограничения могут быть и при обращении в банк за кредитом — бывший должник обязан предоставить документ, подтверждающий его статус банкрота (хоть и в прошлом).

    ФЗ: судебная практика

    Практика показывает, что момента вступления в силу данного закона (а именно 01.10.2015), он работает четко и хорошо. Практически все заявления, которые подаются в суд, принимаются к рассмотрению. Маргарита Холостова,
    финансовый управляющий

    Наша компания имеет большой положительный опыт в области банкротства физических лиц. Мы подготовили сотни заявлений от граждан и индивидуальных предпринимателей, подкрепленные доказательной базой и необходимым количеством информации. Свыше 98% наших заявлений были рассмотрены судом, и по всем из них было принято положительное решение. Таким образом, мы помогли сотням людей избавиться от тяжелого обременения в виде непосильных долгов и предоставили возможность начать жизнь без финансовых обременений.

    Для получения подробной информации, а также для заказа услуги просто позвоните нам. Наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам, связанным с банкротством физических лиц, а также помогут вам грамотно и в соответствии с законом решить проблемы с долгами.

    Мы решим вашу проблему с долгами.
    Бесплатная консультация юриста.