Новый договор россии с абхазией

Россия и Абхазия подписали вторую часть договоров о сотрудничестве

Сегодня в Сочи продолжилось подписание документов в рамках заключенного накануне договора о стратегическом партнерстве между Россией и Абхазией.

Объем запланированного сотрудничества настолько масштабен, что подписание всех необходимых документов разделили на два дня.

Новый договор предусматривает более тесное сотрудничество в военной сфере. В частности, создание объединенной российско-абхазской группировки войск. А также увеличение объемов российской помощи для решения экономических и социальных задач в республике.

Срок действия стратегического партнерства, согласно утвержденным документам, охватывает период в 10 лет.

Россия и Абхазия подписали новый договор о союзничестве и стратегическом партнерстве

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU — Президент России Владимир Путин и глава Республики Абхазия Рауль Хаджимба подписали новый договор о союзничестве и стратегическом партнерстве.

В понедельник в сочинской резиденции Путина прошли переговоры лидеров России и Абхазии. Главы государств сначала поговорили тет-а-тет, а затем к ним присоединились члены делегаций. По итогам встречи в расширенном формате президенты поставили свои подписи под документом.

«Это совершенствование и укрепление договорно-правовой базы, которая была сформирована в последние годы. Вопрос заключается в том, чтобы обеспечить безусловную безопасность существования Абхазии, обеспечить безопасность ее границ, создать условия для дальнейшего развития торгово-экономических связей», — сказал Путин по итогам подписания.

Он отметил, что в конечном итоге документ призван улучшить жизнь граждан Абхазии. Путин напомнил, что в документе оговаривается вопрос наращивания сотрудничества двух стран в экономической, социальной, гуманитарной сферах. Документ заключается сроком на 10 лет с возможностью его продления на последующие пятилетние периоды.

Как говорится в материалах к визиту Хаджимбы в Россию, в соответствии с договором планируется повысить открытость госграницы, создать объединенную группировку войск и координационный центр органов внутренних дел двух стран. Также предусматривается гармонизация абхазского законодательства с российским в области таможенного регулирования, здравоохранения и образования, повышения трудового и пенсионного содержания для лиц с двойным гражданством.

Документ носит рамочный характер, предусматривает последующее заключение двусторонних соглашений по этим конкретным направлениям сотрудничества.

МИД РФ: договор между Россией и Абхазией о союзничестве вступил в силу

МОСКВА, 5 марта. /ТАСС/. Договор между Россией и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнерстве вступил в силу, подтвердил в четверг официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.

«Да, насколько я понимаю, в соответствии с договором, он вступает в силу после обмена ратификационными грамотами, — сказал дипломат. — С учетом того, что сегодня этот обмен состоялся, договор считается вступившим в силу».

Церемония обмена ратификационными грамотами прошла в министерстве иностранных дел России. С российской стороны в церемонии принял участие статс-секретарь, заместитель главы МИД Григорий Карасин, с абхазской стороны — посол Абхазии в РФ Игорь Ахба.

Договор о стратегическом партнерстве

Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве был подписан президентами Республики Абхазия и Российской Федерации 24 ноября 2014 года. 22 декабря он был ратифицирован Народным Собранием-Парламентом Республики Абхазия, а 26 декабря президент Рауль Хаджимба подписал закон о его ратификации.

23 января 2015 года Договор ратифицировала Государственная Дума, 28 января — Совет Федерации. 4 февраля президент РФ подписал федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве».

Договор предусматривает формирование общего пространства обороны и безопасности, в том числе с помощью создания объединенной группировки войск Вооруженных сил РФ и Абхазии.

Предусматриваются совместные действия по охране грузино-абхазской госграницы, а также морских пространств, на которые распространяется суверенитет Республики Абхазия.

Новый договор предусматривает также, что Россия «будет всемерно способствовать укреплению международных связей Республики Абхазия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию условий для вступления в международные организации и объединения, в том числе в созданные по инициативе и при содействии РФ».

Кроме того, согласно договору, Россия примет дополнительные меры, направленные на упрощение процедур приобретения гражданами Абхазии гражданства РФ.

Что содержит в себе новый договор между Россией и Абхазией

Еще летом 2014 года в выступлениях всех кандидатов на пост президента Абхазии звучала тема нового абхазо-российского договора. Видимо, тема казалась актуальной, и связано это было не только с общим усложнением международной обстановки после крымско-украинского кризиса, но и с кризисным состоянием самого абхазского общества, только что, на исходе весны, неожиданно для многих расставшегося со своим президентом.

Вероятно, правление президента Александра Анкваба (безусловно, пытавшегося в меру своих сил ответить на новые вызовы времени) не устраивало уже не только абхазский социум, но и московские кабинеты власти, уставшие субсидировать строительство стадионов.

При этом уход Анкваба не был «московским проектом», российское руководство только сделало правильные выводы и попыталось вовремя скорректировать правила игры. Будущему (не было никакой гарантии, что это будет именно Рауль Хаджимба) абхазскому руководству была предложена некая «дорожная карта» заключения нового договора, который можно было бы назвать по-разному: об интеграции, о союзничестве, о стратегическом партнерстве.

Предполагаемый договор предполагал три основных компонента — военно-политический, экономический и социальный.

Военно-политический компонент реагировал на появившиеся вызовы и угрозы, проводя новую красную линию на Южном Кавказе. Создание объединенной военной группировки юридически оформляло уже существующую данность, а ужесточение режима на абхазо-грузинской границе (и превращение ее в настоящую границу) четко очерчивало пределы новой реальности.

При этом максимальное смягчение режима пересечения российско-абхазской границы (становящейся аналогом шенгенских границ или границы между Россией и Белоруссией) в полной мере соответствовало чаяниям подавляющей части абхазского общества и принесло бы ощутимую пользу бюджету республики. Экономический компонент предлагаемого договора должен был помочь абхазской стороне создать механизмы получения доходов и развития экономики, а первое условие для этого — принятие четких и понятных правил ведения бизнеса.

Москва предложила Абхазии не изобретать велосипед, а использовать (адаптируя в случае необходимости) российские правила и российские наработки. Таким образом, реализуя экономический компонент предполагаемого договора, Абхазия получала бы возможность в перспективе ослабить свою финансовую зависимость от России.

Наконец, социальный компонент, заключающийся в планомерном повышении уровня жизни населения республики, создавал бы прочную базу поддержки новой власти, давал бы ей гарантии устойчивости и время для проведения необходимых реформ.

В период предвыборной борьбы уже озвученные основные параметры договора не вызывали отторжения ни у одной политической силы. Вот, к примеру, высказывания кандидата от «старой власти» Аслана Бжании: «Наверное, новый договор нужен… Я считаю правильным, если мы будем развивать интеграционные процессы с Российской Федерацией. Наверное, будет правильно, если мы создадим единую территорию обороны и безопасности с Российской Федерацией, коллективные вооруженные силы по аналогии с войсками НАТО, которые будут реагировать на внешние угрозы. Нам необходимо унифицировать наши национальные правовые системы, создать условия, при которых социальные стандарты, которые реализованы в России, будут реализованы в Абхазии в отношении граждан Абхазии. Мы должны в рамках интеграционных процессов изменить режим работы границы между Россией и Абхазией».

Не менее однозначны и высказывания кандидата от оппозиции Рауля Хаджимбы: «Если Россия нам предлагает открыть границу по реке Псоу, мы что, должны отказываться от этого? Между большими и малыми государствами, находящимися в Европе, нет барьеров, которые бы ограничивали передвижение людей по этим территориям, но суверенитет государств от этого же не уменьшается? Так почему мы не можем создать подобные условия, почему мы должны этому противиться?». И далее: «Этот вопрос может быть решен только параллельно с усилением охраны всего контура нашей границы с Грузией. Мы уверены, что Россия окажет нам помощь в построении реального сектора нашей экономики и в повышении стандартов социального обеспечения наших граждан. В целях реализации этой политики нам необходим новый российско-абхазский договор о стратегическом партнерстве. Полагаю, что этот процесс должен быть осуществлен до конца текущего года».

А вот слова другого кандидата в президенты, министра обороны Мераб Кишмарии: «Я считаю, что этот договор полезен для Абхазии. Ничего такого особенного там нет… Я, честно говоря, отношусь положительно к этому договору».

Итак, в преддверии президентских выборов все основные политические силы Абхазии были единодушны в оценке необходимости и благотворности подписания нового договора с Российской Федерацией. Но дальше ситуация стала меняться.

После победы Рауля Хаджимбы проект договора, а с документом такого уровня это произошло впервые за многие годы, был выставлен на обсуждение. Развернувшаяся в Абхазии полемика вокруг проекта была сама по себе благом, опровергая бытующее в некоторых тбилисских и заокеанских кругах мнение об Абхазии как об оккупированной территории, не имеющей своего голоса и своей позиции. Но то, что началось дальше, может быть охарактеризовано только понятием «истерика».

Читайте так же:  Не платить за административное правонарушение

Вместо спокойного, вдумчивого изучения и правки проекта договора началась вакханалия блогеров и «экспертов», каждый из которых стремился показать себя настоящим «патриотом» Абхазии. По мнению кого-то из них, отсутствие паспортного контроля на российско-абхазской границе сделает Абхазию частью России.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве

Российская Федерация и Республика Абхазия, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,

основываясь на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, подписанном 17 сентября 2008 года в г. Москве,

исходя из традиционных отношений дружбы и добрососедства, тесных исторических связей между своими народами, основанных на уважении, доверии и стремлении к взаимному сближению,

принимая во внимание новые глобальные и региональные вызовы и угрозы,

убежденные в том, что дальнейшее укрепление дружественных отношений, развитие многопланового взаимодействия, союзничества и стратегического партнерства между Российской Федерацией и Республикой Абхазия отвечают национальным интересам народов обеих стран, служат делу мира, безопасности и стабильности в Кавказском регионе,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций,

действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,

уважая демократические принципы, в том числе права человека и основные свободы,

выражая стремление жить в мире и добрососедстве с другими государствами,

совершая переход к качественно новому уровню межгосударственных отношений,

в целях укрепления государственного суверенитета Российской Федерации и Республики Абхазия, надежного обеспечения их территориальной целостности,

договорились о нижеследующем:

Договаривающиеся Стороны продолжат развитие двусторонних равноправных конструктивных отношений в целях достижения качественно нового уровня региональной безопасности, союзничества и стратегического партнерства, основанных на принципах взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности.

1. Конкретные этапы реализации настоящего Договора, порядок и источники их финансового обеспечения, мероприятия и сроки их выполнения устанавливаются:

отдельными соглашениями, которые Договаривающиеся Стороны заключают по предусмотренным статьей 3 настоящего Договора направлениям развития союзничества и стратегического партнерства;

отдельными протоколами, которые являются неотъемлемой частью настоящего Договора;

совместными решениями уполномоченных органов Договаривающихся Сторон.

2. Для реализации настоящего Договора Договаривающиеся Стороны не позднее одного месяца со дня его вступления в силу определяют уполномоченные органы.

Основными направлениями развития союзничества и стратегического партнерства являются:

проведение скоординированной внешней политики;

создание общего пространства обороны и безопасности;

формирование общего социального и экономического пространства;

содействие социально-экономическому развитию Республики Абхазия;

создание условий для полноценного участия Республики Абхазия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, реализуемых по инициативе и (или) при содействии Российской Федерации;

сохранение общего культурного, духовного и гуманитарного пространства.

1. Договаривающиеся Стороны проводят скоординированную внешнюю политику, которая предполагает взаимный учет интересов Договаривающихся Сторон в различных сферах сотрудничества, информирование друг друга о совершаемых в этой связи действиях, а также тесно взаимодействуют в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности в Кавказском регионе.

2. Российская Федерация будет всемерно способствовать укреплению международных связей Республики Абхазия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию условий для вступления Республики Абхазия в международные организации и объединения, в том числе в созданные по инициативе и (или) при содействии Российской Федерации.

Формирование общего пространства обороны и безопасности предполагает:

проведение консультаций по всем важным вопросам, затрагивающим интересы безопасности Договаривающихся Сторон, и согласование по ним общей позиции;

создание Объединенной группировки войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия (далее – Объединенная группировка войск (сил) для отражения агрессии (вооруженного нападения) в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций и формирование органов управления Объединенной группировкой войск (сил);

совместные действия по охране государственной границы Республики Абхазия с Грузией, а также границ морских пространств, на которые распространяется суверенитет, суверенные права и юрисдикция Республики Абхазия.

1. Если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется агрессии (вооруженному нападению) со стороны какого‑либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия (вооруженное нападение) также против другой Договаривающейся Стороны.

2. В случае совершения акта агрессии (вооруженного нападения) против одной из Договаривающихся Сторон другая Договаривающаяся Сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку находящимися в ее распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций.

3. О мерах, принятых на основании настоящей статьи, Договаривающиеся Стороны незамедлительно извещают Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. При осуществлении этих мер Договаривающиеся Стороны придерживаются соответствующих положений Устава Организации Объединенных Наций.

1. Для отражения агрессии (вооруженного нападения) против любой из Договаривающихся Сторон не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора Договаривающиеся Стороны создают Объединенную группировку войск (сил), выделенных из состава Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия.

2. В период непосредственной угрозы агрессии и в военное время командующий Объединенной группировкой войск (сил) назначается уполномоченным органом Российской Федерации, его заместитель – уполномоченным органом Республики Абхазия.

Наличие непосредственной угрозы агрессии, являющееся основанием для применения Объединенной группировки войск (сил), определяется согласованным решением уполномоченных органов Договаривающихся Сторон.

Решение о применении Объединенной группировки войск (сил) на территории Республики Абхазия согласовывается с Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Абхазия.

3. В мирное время организацию взаимодействия подразделений, выделенных в состав Объединенной группировки войск (сил), осуществляет оперативная группа из числа представителей, согласованных уполномоченными органами Договаривающихся Сторон.

4. Состав Объединенной группировки войск (сил), порядок ее формирования, функционирования, применения и обеспечения, а также порядок управления ею определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Для достижения оперативной (тактической) совместимости Вооруженных Сил Республики Абхазия с Вооруженными Силами Российской Федерации Договаривающиеся Стороны обязуются провести не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора модернизацию Вооруженных Сил Республики Абхазия, в том числе поэтапную унификацию стандартов военного управления, материально-технического обеспечения, денежного довольствия и социальных гарантий военнослужащих, а также совместно организовать подготовку Вооруженных Сил Республики Абхазия и оснащение Вооруженных Сил Республики Абхазия современными видами вооружения.

2. Финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется Российской Федерацией в порядке, определяемом отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Договаривающиеся Стороны подтверждают свои обязательства по Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Абхазия от 30 апреля 2009 года.

2. Договаривающиеся Стороны обязуются не позднее 2 лет со дня вступления в силу настоящего Договора реализовать согласованный комплекс мер, который позволит обеспечить совместные защиту и охрану государственной границы Республики Абхазия с Грузией, границы морских пространств, на которые распространяются суверенитет, суверенные права и юрисдикция Республики Абхазия, а также полную свободу пересечения абхазско-российской государственной границы с учетом ограничений, устанавливаемых по соображениям безопасности.

3. Договаривающиеся Стороны в течение 2 лет со дня вступления в силу настоящего Договора осуществляют инженерно-техническое оснащение государственной границы Республики Абхазия с Грузией.

4. Комплекс мер, указанный в частях 2 и 3 настоящей статьи, и план его реализации уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. В целях координации деятельности по противодействию организованной преступности и иным опасным видам преступлений Договаривающиеся Стороны не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора создают Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел.

2. Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел осуществляет задачи:

по организации обмена оперативно-значимой информацией с правоохранительными органами Российской Федерации и Республики Абхазия, а также ведению необходимых оперативных и криминалистических учетов;

по формированию и ведению специализированного банка данных об организованных преступных сообществах, противоправная деятельность которых затрагивает интересы Договаривающихся Сторон;

по сбору, обобщению и анализу информации в области борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений;

по содействию в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговора;

по содействию в реализации необходимых согласованных действий по борьбе с опасными видами преступлений, представляющих угрозу безопасности Договаривающихся Сторон;

по выработке и представлению Договаривающимся Сторонам предложений по повышению эффективности сотрудничества.

3. Порядок формирования и деятельности Совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел и его полномочия определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

4. Договаривающиеся Стороны проводят поэтапное повышение материально-технического обеспечения органов внутренних дел Республики Абхазия, денежного довольствия и социальных гарантий работников органов внутренних дел Республики Абхазия.

Читайте так же:  Защита прав потребителей в европе

5. Софинансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, осуществляется Российской Федерацией в порядке, определяемом отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Республика Абхазия не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора реализует комплекс мероприятий по гармонизации своего законодательства в области таможенного дела с актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза, а в части, не урегулированной таким правом, – с законодательством Российской Федерации, а также по выработке единых подходов к вопросам деятельности таможенных органов Российской Федерации и таможенных органов Республики Абхазия.

2. Российская Федерация оказывает необходимую организационную и методическую помощь Республике Абхазия по реализации комплекса мероприятий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

3. Комплекс мероприятий, указанный в части 1 настоящей статьи, и план его реализации уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

4. Республика Абхазия не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора реализует комплекс мероприятий по сближению своего бюджетного законодательства с законодательством Российской Федерации, направленный на установление сходного нормативного правового регулирования.

5. Российская Федерация оказывает необходимую организационную и методическую помощь Республике Абхазия по реализации комплекса мероприятий, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

6. Комплекс мероприятий, указанный в части 4 настоящей статьи, и план его реализации уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Специализированный таможенный орган одной Договаривающейся Стороны, создаваемый на территории другой Договаривающейся Стороны для осуществления функций таможенного оформления и таможенного контроля товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых с (через) территории (территорию) одной Договаривающейся Стороны на (через) территорию другой Договаривающейся Стороны, на основании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 16 октября 2010 года по согласованию с уполномоченным органом страны пребывания:

создает зоны таможенного контроля;

учреждает склады временного хранения;

использует национальные средства таможенной идентификации (пломбы, оттиски печати, штампы).

2. Таможенные органы Российской Федерации и таможенные органы Республики Абхазия признают результаты таможенного контроля, проводимого таможенными органами Договаривающихся Сторон, если такой таможенный контроль, в том числе таможенный досмотр, проводится в объеме и формах, которые необходимы таможенным органам Договаривающихся Сторон.

Российская Федерация примет дополнительные меры, направленные на упрощение процедур приобретения гражданами Республики Абхазия гражданства Российской Федерации.

1. Республика Абхазия поэтапно осуществляет повышение средней заработной платы основных категорий работников государственных учреждений в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта и социального обслуживания граждан до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда соответствующих категорий работников в Южном федеральном округе Российской Федерации.

2. Порядок, условия софинансирования за счет средств Российской Федерации и сроки (этапы) повышения заработной платы основных категорий работников, указанных в части 1 настоящей статьи, учреждений определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Российская Федерация в течение 3 лет, начиная с 1 января 2015 года, обеспечивает повышение уровня пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия и получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, до уровня, сопоставимого со средним уровнем пенсионного обеспечения в Южном федеральном округе Российской Федерации.

2. Порядок, условия и сроки (этапы) повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, а также порядок финансового обеспечения соответствующих расходов за счет средств Российской Федерации определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Республика Абхазия создает необходимые условия для осуществления медицинского страхования граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации и получения ими медицинской помощи в медицинских организациях Российской Федерации.

2. Российская Федерация при содействии Республики Абхазия не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора реализует комплекс мер, обеспечивающий:

страхование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

организацию оказания медицинской помощи в медицинских учреждениях Российской Федерации гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Абхазия, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. План мероприятий по осуществлению задач, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, и порядок его реализации определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

В целях обеспечения дальнейшего развития системы здравоохранения Республики Абхазия при содействии Российской Федерации Республика Абхазия примет:

нормативные правовые акты в сфере здравоохранения, корреспондирующие с основами охраны здоровья граждан в Российской Федерации, – не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора. Перечень таких нормативных правовых актов и сроки их принятия Договаривающиеся Стороны обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора;

государственную программу развития здравоохранения Республики Абхазия на среднесрочную и долгосрочную перспективы – не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Республика Абхазия при содействии Российской Федерации не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора обязуется реализовать комплекс мер, направленных на установление аналогичных российским требований, предъявляемых к лицам и организациям, намеревающимся осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность.

2. План реализации комплекса мер, указанных в части 1 настоящей статьи, Договаривающиеся Стороны обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Российская Федерация на основании сведений, предоставляемых Республикой Абхазия, обеспечивает лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Абхазия и имеющих право на их предоставление на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Республика Абхазия предоставляет Российской Федерации право на проверку реализации указанных в части 1 настоящей статьи мер, которая проводится уполномоченными органами Российской Федерации.

3. План мероприятий по осуществлению задач, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, и порядок его реализации определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. В целях повышения качества образования в Республике Абхазия при содействии Российской Федерации Республика Абхазия не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора:

принимает направленные на развитие системы образования Республики Абхазия и обеспечение деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Республике Абхазия, нормативные правовые акты, корреспондирующие с законодательством Российской Федерации об образовании;

организует разработку образовательных программ, подготовку и повышение квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществляет согласованные меры, направленные на подготовку специалистов по приоритетным направлениям науки и техники, а также на обеспечение взаимного признания образования и квалификаций.

2. План мероприятий по реализации задач, указанных в части 1 настоящей статьи, уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Российская Федерация оказывает помощь Республике Абхазия в реализации программы развития абхазского языка.

2. План мероприятий по реализации задач, указанных в части 1 настоящей статьи, уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор заключается на 10 лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее, чем за 6 месяцев до истечения очередного периода.

В настоящий Договор могут быть внесены изменения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются отдельными протоколами. Изменения могут быть предложены любой из Договаривающихся Сторон путем направления соответствующего обращения к другой Договаривающейся Стороне.

Совершено в г. Сочи 24 ноября 2014 года в двух экземплярах, каждый на русском и абхазском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Россия и Абхазия подписали договор о союзничестве и стратегическом партнерстве

СОЧИ, 24 ноября. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин и президент Абхазии Рауль Хаджимба подписали договор о союзничестве и стратегическом партнерстве двух государств.

На встрече с главой российского государства руководитель Абхазии отметил, что его страна долгое время переживала значительные сложности и с подписанием этого документа вступит в новую фазу.

В преддверии своего визита Хаджимба заявил, что подписание договора станет «еще одним шагом в укреплении отношений с Россией». Говоря о преимуществах, которые предоставляет договор, Хаджимба отметил: «Мы получили возможность на долгосрочную перспективу обеспечить собственную безопасность. При этом, естественно, берем на себя обязательства по обеспечению безопасности нашего союзника — России. Это равноправные отношения двух суверенных государств».

Документ предусматривает, в частности, что Россия «будет всемерно способствовать укреплению международных связей Республики Абхазия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию условий для вступления Республики Абхазия в международные организации и объединения, в том числе в созданные по инициативе и (или) при содействии Российской Федерации».

Читайте так же:  Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя о выселении

В договоре также говорится о том, что если одна из сторон подвергнется агрессии (вооруженному нападению) со стороны какого-либо государства или группы государств, «то это будет рассматриваться как агрессия (вооруженное нападение) также против другой договаривающейся стороны». В этом случае стороны предоставляют друг другу «необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку находящимися в ее распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону».

Предполагается создание объединенной группировки войск (сил) Вооруженных сил РФ и вооруженных сил Абхазии для отражения агрессии, которая будет сформирована не позднее одного года со дня вступления договора в силу.

На средства РФ не позднее трех лет со дня вступления в силу документа будет проведена модернизация абхазской армии, в том числе поэтапная унификация стандартов военного управления, материально-технического обеспечения, денежного довольствия и социальных гарантий военнослужащих. Также будет организована подготовка вооруженных сил Абхазии и их оснащение современными видами вооружения.

Несколько статей документа посвящены охране абхазско-грузинской границы, инженерно-техническое оснащение которой планируется завершить за два года. Предполагается также, что стороны будут совместно заниматься охраной этой границы. Кроме того, договор предполагает «полную свободу пересечения российско-абхазской государственной границы с учетом ограничений, устанавливаемых по соображениям безопасности».

В сфере таможенного права Абхазия должна будет в течение трех лет с момента вступления документа в силу гармонизировать свое законодательство с актами Евразийского экономического союза, а в части, не урегулированной этими актами, — с законодательством РФ. Также Абхазия должна будет сблизить с российским свое бюджетное законодательство.

Россия в соответствии с договором «примет дополнительные меры, направленные на упрощение процедур приобретения гражданами Республики Абхазия гражданства Российской Федерации».

РФ также будет софинансировать повышение в Абхазии зарплат «основных категорий работников государственных учреждений в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта и социального обслуживания граждан до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда соответствующих категорий работников в Южном федеральном округе Российской Федерации». То же самое коснется пенсий жителей Абхазии, имеющих российское гражданство.

Договор заключается сроком на 10 лет с возможностью его продления на последующие пятилетние периоды.

О сотрудничестве в сфере обороны и между органами внутренних дел

Договор подразумевает формирование общего пространства обороны и безопасности.

Предполагается, в частности, «создание объединенной группировки войск Вооруженных сил РФ и вооруженных сил Абхазии. и формирование органов управления объединенной группировкой войск». Этот процесс должен быть завершен «не позднее одного года со дня вступления в силу договора».

«Если одна из сторон подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия также против другой договаривающейся стороны», — отмечается в документе. В этом случае стороны предоставляют друг другу «необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку находящимися в распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 устава Организации Объединенных Наций».

При этом в документе указано, что в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время командующий объединенной группировкой войск назначается уполномоченным органом РФ, его заместитель — уполномоченным органом Абхазии.

Состав объединенной группировки войск, порядок ее формирования, функционирования, применения и обеспечения, а также порядок управления ею определяются отдельным соглашением, которое стороны обязуются заключить не позднее шести месяцев со дня вступления в силу договора.

Кроме того, стороны обязуются провести не позднее трех лет со дня вступления в силу настоящего договора модернизацию вооруженных сил Абхазии. Финансирование расходов, связанных с реализацией этих мероприятий, осуществляется РФ в порядке, определяемом отдельным соглашением, которое стороны обязуются заключить не позднее шести месяцев со дня вступления в силу договора.

Договор подразумевает также создание совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел для обмена оперативно-значимой информацией правоохранительными органами двух стран. Кроме того, стороны проведут поэтапное повышение материально-технического обеспечения органов внутренних дел Абхазии, денежного довольствия и социальных гарантий их работников.

Об охране границы

Речь в документе также идет о «совместных действиях по охране государственной границы Республики Абхазия с Грузией, а также границ морских пространств, на которые распространяется суверенитет, суверенные права и юрисдикция Республики Абхазия». Так, «стороны обязуются не позднее двух лет со дня вступления в силу договора реализовать согласованный комплекс мер, который позволит обеспечить совместные защиту и охрану госграницы Абхазии с Грузией, границы морских пространств, на которые распространяются суверенитет, суверенные права и юрисдикция Абхазии, а также полную свободу пересечения абхазско-российской государственной границы с учетом ограничений, устанавливаемых по соображениям безопасности». В частности, стороны в течение двух лет будут осуществлять инженерно-техническое оснащение границы Абхазии с Грузией.

Россия и Абхазия подписывают новый договор о союзничестве

Автор Михаил Шейнкман

Смысл нового договора между Россией и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнерстве, пожалуй, лучше всего раскрыл процесс его обсуждения. Почти три месяца прошло с тех пор, как президенты двух стран Владимир Путин и Руслан Хаджимба в общих чертах условились возвести межгосударственные отношения в более высокую степень интеграции с единым контуром безопасности, с ростом инвестиционной активности, с увеличением финансовой помощи. И все это время Москва, сразу высказав Сухуми свои предложения, добросовестно, терпеливо и уважительно ждала, пока молодая кавказская республика сама для себя решит, как именно она понимает дружбу и сотрудничество.

Ни давления, ни тайных консультаций, ни советов, ни угроз. Абхазия на всех своих политических, общественных, гражданских уровнях сама исследовала этот проект до слова, до запятой. Сомневалась, критиковала, сопоставляла, правила. Но не позволила себе и тени сомнений в том, что с Россией возможны иные варианты, кроме стратегического.

Собственно, Москва поэтому события и не форсировала. Понимала — в Абхазии умные люди живут. Поэтому договор в любом случае будет подписан. Он войдет в историю 24 ноября 2012 года. Накануне президент Хаджимба, собираясь в Сочи к Владимиру Путину на историческую церемонию, заявил, что едет туда с чувством исполненного долга.

Соглашение, по его словам, в полной мере соответствует Конституции и обеспечивает создание системы коллективной безопасности. И экономической, между прочим, тоже. Как пояснил Хаджимба, «российские коллеги помогают формировать новую инвестиционную программу, которая будет ориентирована на развитие реального сектора». «Это производства, большое количество рабочих мест, зарплаты», — уточнил он свой тезис о том, что Абхазия не собирается вечно ходить в бедных родственниках.

Хотя, на первых порах, именно Москва займется повышением социальных стандартов до российского уровня. На него же рассчитывают вывести и совместную обороноспособность. В объединенную группировку войск с общим командованием войдут отдельные подразделения российских и абхазских вооруженных сил. Такая же кооперация планируется и в сфере борьбы с преступностью. Появится координационный центр органов внутренних дел. Абхазия получит возможность модернизировать собственную армию современными видами вооружений, значительно повысить боевую подготовку.

И не важно, что об этом скажут недоброжелатели. Им для сравнения взглянуть бы, например, на карикатурный вид прибалтийских суверенитетов. На границе натовские войска. В небе натовские самолеты. Куда ни кинь, абсолютная зависимость от Брюсселя и Вашингтона. Вроде бы признанные, но по ним и не скажешь, признали их или призвали. Абхазию, по крайней мере, ни на кого не натравливают. И под защиту берут, чтобы жила, а не вредила. Потому и пишут пером, чтобы никому в голову не пришло браться за топор.

Президент российского Научного общества кавказоведов Александр Крылов продолжит.

— Что принципиально меняет в отношениях между Россией и Абхазией этот новый договор?

Принципиально он не меняет ничего. Позиция России по Абхазии остается прежней. Речь идет о расширении возможностей. В первую очередь в сфере безопасности предусмотрены новые формы сотрудничества в военной области, по охране границ. И в социально-экономической сфере значительное увеличение российской помощи на развитие Абхазии, на решение ее социально-экономических проблем.

— Вы тоже, как и многие эксперты, в первую очередь выделяете военную составляющую. Это действительно самая главная статья этого договора?

Нет. Это объемный, комплексный документ. Там много статей. Он как раз призван гармонизировать все проблемы в наших отношениях. Он имеет комплексный характер и является развитием того положительного опыта, который был накоплен в наших отношениях после 2008 года.

Иной раз изложить межгосударственные связи на бумаге, что написать портрет. Слова тоже лишь фиксируют сходство. В нашем случае, позиций. Исторически так сложилось, что для Абхазии никогда не было союзника ближе и надежней, чем Россия. В каких бы международно-правовых и административных отношениях мы ни состояли. Но если юридические приличия предусматривают материализацию духа партнерства в букве, нет причин этому сопротивляться. Тем паче, что этот договор — первый, который независимая Абхазия уже пишет не кровью.