Неустойка и пеня по 223-фз

Содержание:

Согласно условиям договора поставки товара, заключенного в соответствии с положением о закупке и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, заказчик должен был произвести оплату в течение 10 дней со дня поставки, но свои обязательства не выполнил. В договоре содержатся лишь общие положения об ответственности за неисполнение обязательств, отсылающие к гражданскому законодательству. Применяются ли в данном случае положения о неустойке, установленные ГК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации к отношениям сторон применяются положения ГК РФ. Продавец (поставщик) вправе требовать от заказчика, в частности, оплаты долга с начисленной на него неустойкой, а если неустойка договором не предусмотрена — с начисленными на просроченную сумму процентами по ст. 395 ГК РФ.

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) не определяет содержание заключаемых в соответствии с ним договоров и, в частности, в отличие от Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не содержит положений о взаимной ответственности сторон договоров, заключаемых заказчиком. В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке заказчики руководствуются в том числе Гражданским кодексом РФ. Положения этого кодекса (как общие, так и касающиеся конкретных видов договоров) применяются к заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ договорам.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Если ни законом, ни соглашением сторон (договором) неустойка не предусмотрена, оснований требовать ее уплаты не возникает. Однако в этом случае к должнику могут применяться предусмотренные законом общие меры ответственности за нарушение обязательств. В частности, согласно п. 4 ст. 488 ГК РФ в случае, когда покупатель не исполняет обязанность по оплате переданного товара в установленный договором срок и иное не предусмотрено ГК РФ или договором купли-продажи, на просроченную сумму подлежат уплате проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ со дня, когда по договору товар должен был быть оплачен, до дня оплаты товара покупателем. Эти положения в полной мере применимы и к договорам, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.04.2016 N Ф03-226/16, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2016 N Ф07-2871/15).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-48/18по результатам рассмотрения жалобы ООО «СмесРез» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СмесРез»

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

при участии представителей:

рассмотрев жалобу ООО «СмесРез» от 22.01.2018 № 04/2018 на действия (бездействие) заказчика АО «НПП «Квант» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку прессов гидравлических (извещение № 2073000000517000006) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «СмесРез» ( двлкк — Заявитель) от 22.01.2018 № 04/2018 ( вх. 9037/18 от 22.01.2018 на действия (бездействие) заказчика АО «НПП «Квант» ( далее — Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку прессов гидравлических (извещение № 2073000000517000006) (далее — Аукцион, Жалоба).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 22.12.2017;

2) начальная (максимальная) цена контракта – 44 219 174 рубля;

3) дата окончания подачи первых частей заявок — 09.01.2018;

4) дата проведения Аукциона – 15.01.2018 .

Согласно Извещению закупка осуществляется за счет бюджетных инвестиций.

Как следует из Жалобы, при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя ввиду неправомерного отказа в допуске к участию в Аукционе заявке Заявителя, на основании отсутствия в такой заявке конкретных показателей товара требование к которым установлено в Техническом задании Документации.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя ввиду неправомерного отказа в допуске к участию в Аукционе заявке Заявителя, на основании отсутствия в такой заявке конкретных показателей товара требование к которым установлено в Техническом задании Документации.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В силу части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.01.2018 № 2073000000517000006 участнику закупки с порядковым номером «3» (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: «В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, пунктом 3.1.2 Части I. «Общие условия проведения аукциона» и пунктом 16 Информационной карты аукциона, а именно: информация, предоставленная участником закупки в первой части заявки на участие в Аукционе не содержит конкретных показателей применяемого при выполнении работ товара, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе, а именно: по позиции пункт 1 «Гидравлический пресс-1 шт.» отсутствуют параметры «Допуск плоскостности плит не должен превышать 0,6мм/м», «Допуск параллельности плит не должен превышать 0,1 мм/м», «Лицензия на программное обеспечение или документ, ее заменяющий».

В Техническом задании Документации, установлены технические характеристики закупаемого оборудования, в том числе по позиции « Гидравлический пресс » установлены технические показатели, в том числе: « Допуск плоскостности плит не должен превышать 0,06мм/м», « Допуск параллельности плит не должен превышать 0,01мм/м».

Вместе тем, участник закупки в первой части заявки на участие в Аукционе по п озиции « Гидравлический пресс » указал следующие технические показатели: «Плоскостность плит 0,06мм/м ; Параллельность плит 0,01мм/м ».

Читайте так же:  Льготы военнослужащим и их семьям по призыву

На заседание Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что показатели «Плоскостность плит; Параллельность плит» и « Допуск плоскостности плит, Допуск параллельности плит» не являются взаимозаменяемыми, при этом наименование показателей « Допуск плоскостности плит », « Допуск параллельности плит» установлены ГОСТ 24642-81 «Основные нормы взаимозаменяемости, Допуски формы и расположения поверхности. Основные термины и определения». Вместе с тем, указанные участникам закупки показатели являются терминологией конкретного производителя и не соответствуют терминологии вышеуказанного нормативного документа, а также требованиям Заказчика, установленным в Документации к характеристикам товара.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что Заявитель обратное не доказал, д овод Заявителя признать обоснованным не представляется возможным.

Кроме того, при рассмотрении Жалобы Заявителя в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к аукционной документации должен быть приложен проект государственного контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации
от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее – Правила).

Пунктом 10 Правил установлено, что п еня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к Документации.

Изучив проект контракта Документацию, Комиссия ФАС России установила, что в проекте контракта Документации не установлен размер пени в случае просрочки исполнения Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с требованиями частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе к онкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Вместе с тем, пунктом 1.6.1 Документации установлено, что в Аукционе может принять участие любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что руководствовались положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон о гособоронзаказе) при установлении вышеуказанного требования.

Вместе с тем, на заседание Комиссии ФАС России представители Заказчика не представили документов, подтверждающих, что Заказчик является государственным заказчиком государственного оборонного заказа.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России, приходит к выводу, что Заказчик не является государственным заказчиком, в связи с чем требования, установленные Законом о гособоронзаказе, не распространяются на закупочные процедуры Заказчика.

Таким образом, Заказчиком необоснованно ограничено число участников закупки путем установления в Документации требования об участие в Аукционе исключительно юридических лиц, что нарушает часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки, так как все участники закупки являются юридическими лицами.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

1. Признать жалобу жалобу ООО «СмесРез» от 22.01.2018 № 04/2018 на действия (бездействие) заказчика АО «НПП «Квант» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку прессов гидравлических (извещение № 2073000000517000006) не обоснованной .

Признать АО «НПП «Квант» нарушившим часть 2 статьи 8, части 5,7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выдать АО «НПП «Квант» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Возможность снижения размера пени по контракту

Вопрос-ответ по теме

Больница осуществляет закупки в рамках 223-ФЗ. Исполнитель нарушил обязательства по договору и попросил снизить размер пени. В договоре не предусмотрено снижение пени по соглашению сторон, в Положении о закупках тоже. Можно ли оформить соглашение о снижении пени?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Учитывая, что такая возможность прямо не предусмотрена ни договором, ни Положением о закупках, следует руководствоваться общими условиями и принципами, установленными Законом № 223-ФЗ.

При наличии объективных оснований возможно снизить размер пени.

В случае же если Вы необоснованно уменьшите размер пени, данное действие в ходе контрольных мероприятий может быть расценено как нарушение принципа Закона № 223-ФЗ, определенного в п. 3 ч. 1 ст. 3: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Для заказчиков, осуществляющих закупки по Закону № 223-ФЗ, взыскание неустойки — это право, а не обязанность.

Читайте так же:  Требования раф

Порядок исполнения договоров, в том числе порядок ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором (в том числе просрочки обязательств по договору) по Закону № 223-ФЗ регламентируется Положением о закупке Заказчика. Напрямую Законом № 223-ФЗ данные правоотношения не регламентируются.

То есть если в разделе о порядке исполнения договоров Положения о закупке не указано, что заказчик обязан в случае недобросовестного исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных договором, применить к такому поставщику взыскание в виде неустоек (штрафов, пеней), то применение указанных в вопросе мер ответственности к поставщику не является обязательным для заказчика.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Штрафы и пени в контракте

Вопрос-ответ по теме

В январе 2016 года был заключен муниципальный контракт на поставку микроавтобуса. Сам микроавтобус поставили в установленный срок. Но с ним не оказалось некоторых документов (документ о гарантии) и комплекта зимней резины (по контракту они должны были быть). Акт приема-передачи подписали датой, когда были поставлены последние документы, т.е. на 21 дней позже, чем указано в контракте. Пеню вовремя не начислили. Можно ли сейчас начислить пеню?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Необходимо начислить пеню. Срок исковой давности ещё не истек. Требование заплатить неустойку отправьте не позднее чем через три года после того, как установили факт нарушения. Конкретный срок в законодательстве не установлен, однако общий срок исковой давности составляет три года. Отсчитывайте срок со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении обязательств по контракту. Это следует из статьи 196 Гражданского кодекса РФ.

Считать неустойку по контракту, заключенному в 2016г., необходимо по старым правилам. То есть по постановлению № 1063.

Пени начислите за каждый день просрочки до даты, когда поставщик исполнил обязательства в полном объеме. День поставки товара в полном объеме в расчет не включайте.

Заказчик не может применить постановление № 190, так как постановление и положения Закона № 44-ФЗ, устанавливающие возможность списания пеней, утратили силу.

При расчёте стоимости фактически исполненных в срок обязательств по контракту нужно руководствоваться условиями контракта.

Как рассчитать штраф по-новому, читайте в статье Постановление 1042 о штрафах по 44-ФЗ

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Новые правила расчёта пеней и штрафов по государственным контрактам

С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс « Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов ». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок» Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Пени рассчитывайте по следующей формуле:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств. При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта. В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Читайте так же:  На какие виды массажа не нужна лицензия

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Порядок расчета пени по контракту

Вопрос-ответ по теме

Заказчик провел ЭА по 44-ФЗ на кап. ремонт объекта. Срок выполнения работ по договору — не позднее 30 сентября 2017 г. Срок действия договора установлен до 31 декабря 2017 г. По факту подрядчик не выполнял работы, поэтому 15 января 2018 г. заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора. Заказчик обязан начислять и штраф, и пеню? Состоянием на какое число начисляется пеня — на дату окончания действия договора или же на дату вступления в силу решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения договора?

Да, обязан. Такая обязанность предусмотрена ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ согласно которой, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пени начислите до окончания срока действия контракта. С прекращением срока действия контракта прекращается и обязанность подрядчика выполнять работы.

Как взыскать неустойку с поставщика

Поставщик нарушит условия контракта – требуйте неустойку. Считать, сколько должен контрагент, нужно по правилам, которые утвердило Правительство. Сейчас заказчики используют два варианта правил – старый и новый. Читайте, какой вариант выбрать, как посчитать неустойку и что делать, если поставщик отказывается платить.

Какую неустойку взыскать с контрагента

Исполнители контрактов платят штрафы и пени, если некачественно исполняют обязательства. Ответственность сторон пропишите в контракте. На это указано в статье 34 Закона № 44-ФЗ.

Требуйте заплатить пени, если контрагент не вовремя исполнил обязательства, в том числе гарантийные: поставил товар, оказал услугу или выполнил работу после срока по контракту. За любое нарушение, кроме просрочки, контрагент платит штраф. Например, если поставит испорченный груз, то заплатит штраф, а не пени. Такие разъяснения дали Минфин в письме от 26.01.2016 № 02-01-11/2872 и Минэкономразвития в письме от 28.09.2015 № Д28и-2903.

Если опубликовали извещение о закупке до 9 сентября 2017 года, неустойку рассчитывайте по Правилам из постановления Правительства от 25.11.2013 № 1063. Опубликовали извещение после 9 сентября – используйте для расчета Правила, которые Правительство утвердило постановлением от 30.08.2017 № 1042. Об этом сказано в пункте 3 постановления № 1042.

Ситуация: требовать ли неустойку за отсутствие банковской гарантии, если подрядчик выполняет работы за пределами срока действия контракта

Нет, не требуйте. Подрядчик не обязан предоставлять новое обеспечение контракта, если не успел выполнить работы в сроки по контракту. Вывод следует из части 3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ, части 4 статьи 329 ГК. Позицию подтверждают Минэкономразвития в письме от 25.07.2016 № Д28и-1868, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 18.04.2017 № А53-13339/2016.

Ситуация: кто должен через суд требовать неустойку при смене заказчика, если претензию исполнителю отправил старый заказчик

Иск в суд подает новый заказчик как правопреемник. Если произошла перемена заказчика, то все права и обязанности по контракту переходят к новому заказчику, поэтому обращаться в суд и удержать неустойку по ранее направленной претензии должен новый заказчик. Это следует из части 6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: в какой срок поставщик должен оплатить штрафы и пени

Поставщик должен оплатить штрафы и пени в течение семи дней с даты, когда получил требование оплатить неустойку. Другой срок можете предусмотреть в контракте или в требовании заплатить неустойку. Вывод следует из части 2 статьи 314 ГК.

Ситуация: нужно ли требовать неустойку от поставщика, который поставил товар с улучшенными характеристиками без согласования с заказчиком

Заказчик вправе потребовать неустойку, если контрагент поставил товар, который не предусмотрен контрактом. Так как контрагент предлагает товар с улучшенными характеристиками, стороны вправе заключить дополнительное соглашение согласно части 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. В этом случае неустойку не требуйте.

Как рассчитать пени по Правилам № 1042

Когда рассчитываете пени по Правилам № 1042, используйте формулу: