Необходимость участия прокурора в суде

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА
В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года по сравнению с ГПК РСФСР 1964 года значительно изменено правовое положение прокурора. В ГПК РФ дана принципиально новая трактовка института участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Сами полномочия прокурора (возбуждение процесса, дача заключения, подача апелляционного, кассационного и надзорного представлений) сохранены, однако при этом сфера их применения значительно сужена.

В научной литературе такое положение прокурора в гражданском процессе объясняется повышением роли суда в защите прав и свобод граждан, а также ограничением вме­шательства в сферу частноправовых отношений государства, представителем которого является прокурор(1). Более того, ряд авторов указывают на то, что право прокурора предъявлять любой иск к любому физическому и юридическому лицу противоречит принципу процессуального равноправия сторон(2). Такой подход представляется весьма спорным, поскольку если исходить из принципа диспозитивности, являющегося основополагающим принципом современного гражданского процессуального законодатель­ства, то участие прокурора в гражданском процессе скорее является исключением из данного принципа. Это исключение сделано с целью защиты прав, свобод и законных интересов отдельных лиц, которые по объективно существующим уважительным причинам не в состоянии самостоятельно защищать свои права. Установление таких исключений основывается на закрепленном в ст. 7 Конституции Российской Федерации положении о том, что Российская Федерация является социальным государством. Кроме того, прокурор может защищать публичные интересы и права неопределенного круга лиц, что также является оправданным и соответствующим роли прокурора, определенной действующим законодательством. В данном случае гражданское процессуальное законодательство лишь в некоторой степени ограничивает принцип диспозитивности,

поскольку предоставляет лицам, в защиту прав которых возбуждено дело, реальные возможности участвовать в его разбирательстве и самостоятельно распоряжаться своими процессуальными и материальными правами.

Принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что обращение прокурора в суд нельзя рассматривать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. В условиях имущественного расслоения общества, низкого уровня правовой культуры и доходов значительной части населения Российской Федерации, дорогостоящих услуг квалифицированных юристов значительное число граждан не могут самостоятельно отстаивать в суде свои права и интересы, поэтому многие обращаются в прокуратуру за правовой помощью. Правозащитная функция, осуществляемая органами прокуратуры Российской Федерации, является одной из гарантий реализации конституционного права граждан на защиту.

Обсуждение проблемы определения места и роли прокуратуры в современном гражданском судопроизводстве с принятием в 2002 году нового гражданского процессуального закона приобрело характер острой дискуссии среди ученых и практических работников и не потеряло своей актуальности до настоящего времени. Существо полемики сводится к вопросу о необходимости и целесообразности наделения прокурора полномочиями по участию в современном гражданском судопроизводстве. Одна часть научной общественности выступает за ограничение сферы действия органов прокуратуры, за изъятие у нее ряда полномочий по участию в современном гражданском процессе, мотивируя недопустимостью государственного вмешательства в частноправовые отношения граждан. По мнению ряда исследователей, в конституционной системе разделения властей прокуратура должна представлять один из инструментов судебной власти, подчиненный этой власти и конт­ролируемый ею. Особую активность в этой дискуссии проявляют представители законодательной и судебной власти, которые нередко напрямую связывают решение проблемы становления и развития судебной системы в России с ограничением функций органов прокуратуры(1) или их полной ликвидацией в гражданском судопроизводстве(2).

Другая группа ученых убеждена в необходимости не только сохранения, но и расширения полномочий органов прокуратуры в сфере рассматриваемых правоотношений в целях усиления защиты прав и свобод граждан, укрепления законности путем определения приорите­тов в части правозащитной функции(3).

Следует отметить, что реализация полномочий прокурора представляет собой специфи­ческий вид государственной деятельности(4). Это обусловлено тем, что согласно действующему законодательству прокуратура Российской Федерации как единая федеральная централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции

Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов всеми органа­ми власти и управления, должностными лицами, включая руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также судебных приставов, за соответствием правовых актов органов и должностных лиц законам Российской Федерации, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и управления, а также их должностными лицами.

Из вышеизложенного следует, что целями прокурорского надзора как специфической сферы государственной деятельности, определяющими роль и место прокуратуры в системе государственных органов, являются, во-первых, обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов; во-вторых, обеспечение единства и укрепления законности; в-третьих, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Таким образом, на органы прокуратуры воз­ложена задача по охране и защите частных и публичных интересов, что особенно ярко проявляется в сфере гражданского судопроизводства(1).

Обращение в суд есть результат деятельности прокурора при осуществлении надзора в различных сферах правоотношений, которое, в свою очередь, необходимо рассматривать как завершающий этап прокурорско-надзорной деятельности в целях защиты прав граждан, интересов общества и государства, а также восстановления законности. Цели и задачи прокурора в гражданском процессе сформулированы в ст. 1 и главе 2 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также в ст.ст. 2, 4, 45 ГПК РФ. При этом, как и у суда, ко­нечные цели участия прокурора в деле полностью совпада­ют с конечными целями судопроизводства, сформулированными в нормах гражданского процессуального права. Промежуточные же целевые установки варьируются в зависимости от формы участия прокурора в процессе, вида производства, в котором он уча­ствует, и особенностей конкретного дела.

Общей задачей прокурора, предписанной законом, в конечном счете являются достижение цели судебной защиты действительно нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов процесса, охрана государственных и общественных интересов, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к праву и суду. При этом интерес прокурора в процессе не имеет материально-правового характера, а заключается в обеспечении исполнения норм действующего законодательства. Что касается частных задач прокурора в гражданском процессе, то они служат средством достижения более общей цели — оказание содействия суду в правильном и своевременном рассмотрении дела, что соответствует понятию законности при осуществлении правосудия.

В этой связи представляется справедливым мнение Г. А. Жилина о том, что процессуальной функцией прокурора в гражданском процессе и будет функция содействия суду в обеспечении законности при осуществлении правосудия(2).

Ретроспективный анализ развития отечественного законодательства о суде и прокуратуре дает основание для вывода о наличии взаимоотношений, построенных в целях защиты нарушенных и оспариваемых прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства. Установление законодателем полномочий прокурора на участие в гражданском судопроизводстве, на наш взгляд, не умаляет авторитета суда, а способствует реализации вышеназванной цели и служит гарантией эффективности и законности гражданского судопроизводства. По мнению М. В. Гадиятовой, правозащитный потенциал прокуратуры призван оказывать содействие при осуществлении правосудия без ограничения принципа независимости

суда(1). Как проводник законности прокуратура заинтересована в сильной и независимой судебной власти. И поскольку именно суд де­лает вывод о правомерности или необоснованности данной прокурором оценки, то прокурорское участие в гражданском судопроизводстве может выступать гарантом законности лишь в той мере, в какой оно опирается на судебную власть и поддерживается ею(2).

На современном этапе развития российского законодательства взаимоотношения суда и органов прокуратуры при реализации задач и целей правосудия следует рассматривать как их профессиональное взаимодействие, осуществляемое для обеспечения объективного рассмотрения гражданских дел и вынесения законных и обоснованных решений, иными словами, как сотрудничество и взаимный профессиональный контроль с целью повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности(3).

Представляется, что построение взаимоотношений сотрудничества между прокуратурой и судами в интересах усиления судебной власти и уважения ее независимости должно органично включать в себя а) признание необходимости активной роли прокурора в гражданском судопроизводстве, повышение качества осуществления функций правосудия, б) создание гарантий обеспечения законности и укрепления правопорядка, в) а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека.

Дальнейшая оптимизация взаимоотношений прокуратуры с судами требует взвешенного подхода, учитывающего как правовой опыт зарубежных государств, исторический опыт российской правовой системы, так и современное состояние общества и государства. Процесс формирования этого баланса неразрывно связан с дальнейшим развитием процессуального права и совершенствованием законодательства. В свою очередь, недооценка указанных обстоятельств и роли прокуроров в защите государственных и общественных интересов является одной из причин противодействия активному участию прокуроров в современном гражданском судопроизводстве.

Тенденция секвестирования полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве не способствует повышению роли правозащитной функции как прокуратуры, так и государства в целом.

Ежегодно возрастающее число нарушений прав граждан и многочисленные обращения в органы прокуратуры Российской Федерации являются ярким свидетельством востребованности реализации правозащитной деятельности прокурора. Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки четкой официальной позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации относительно полномочий прокурора в сфере судебной защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

Для эффективного решения задач органов прокуратуры необходимо расширить круг полномочий прокурора в современном гражданском судопроизводстве, в частности законодательно установив обязательность его участия по любым гражданским делам в силу закона, если этого требует защита прав, свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

Нельзя не учитывать и тот факт, что в настоящее время для большинства граждан обращение в суд сопряжено с серьезными материальными затратами, поскольку стоимость услуг адвоката и госпошлина при подаче исковых заявлений составляют весьма значительную сумму. А повсеместно создаваемые общественные организации

не обладают той широтой полномочий по выявлению и установлению фактов правонарушений, как органы прокуратуры Российской Федерации. Не вызывает сомнения, что подобная ситуация отрицательно влияет на доступность и эффективность пра­восудия. В этих условиях прокуратура является фактически единственным органом, способным оказать квалифицированную бесплатную юридическую помощь гражданам и реально противодействовать нарушениям закона, исходящим от органов власти и хозяйствующих субъектов, восстановить нарушенные права заявителей и особенно тех, кто в силу тех или иных причин не может сделать это самостоятельно.

Прокуратура по сравнению с другими органами, выполняющими сходные с ней функции, имеет ряд преимуществ, что связано с особенностями ее организации и характером деятельности, активной ролью в защите прав граждан, утверждении законности во всех сферах государственной и общественной жизни как реальной гарантии обеспечения конституционных прав и свобод. К числу таких преимуществ можно отнести доступность для населения, оперативность рассмотрения обращений в определенные законом сроки, бесплатность юридической помощи, систему реагирования на выявленные нарушения законности, в том числе и путем обращения в суды в защиту прав граждан(1).

Таким образом, полагаем, что в современных условиях состояния законности ограничение участия прокурора в гражданском судопроизводстве, осуществляю­щего, по существу, правозащитную функцию, преждевременно.

Дальнейшую трансформацию функций прокуратуры в гражданском судопроизводстве необходимо осуществлять с учетом реально сложившейся в России ситуации в сфере защиты и обеспечения таких важнейших правовых ценностей, как законность, права и свободы граждан, интересы российского общества и государства. На современном этапе развития государства защита прав граждан не может быть эффективной без активного участия органов прокуратуры в гражданском судопроизводстве, что, в свою очередь, требует повышения роли прокуратуры в обеспечении правозащитной функции в гражданском судопроизводстве и ее четкого закрепления в действующем законодательстве.

Библиографический список
1. Бессарабов В. Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов, К. А. Кашаев. — Москва : Городец, 2007. — 464 c.
2. Гадиятова М. В. Участие прокурора при рассмотрении гражданских дел судами : автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.11 / Гадиятова Мария Витальевна. — Екатеринбург, 2005. — 27c.
3. Жилин Г. А. Субъекты целевых установок гражданского судопроизводства и их процессуальные функции / Г. А. Жилин // Журнал российского права. — 2000. — № 1. — С. 17—26.
4. Жуйков В. М. Принцип диспозитивности в гражданском судопроизводстве / В. М. Жуйков // Российская юстиция. — 2003. — № 7. — С. 2—6.

Необходимость участия прокурора в суде

К лицам, участвующим в деле относится прокурор. Роль прокурора в гражданском судопроизводстве не всегда была одинакова. В советское время, воплощая идеи В.И. Ленина о расширении вмешательства государства в гражданско-правовые отношения, т.е. в частноправовые, законодательство стало предусматривать самое широкое участие прокурора в гражданском процессе с целью осуществления постоянного надзора за законностью действий всех субъектов гражданско-процессуальных правоотношений, включая суд. Эта сфера деятельности прокуратуры называлась судебным надзором.

Надзор за законностью в сфере гражданского судопроизводства осуществляется также вышестоящими судами.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В последнее время соответствующие корректировки функций прокуратуры уже перенесены в практическую плоскость и нашли отражение в работе по совершенствованию законов и других нормативных правовых актов. В частности определены новые полномочия прокуроров в связи с упорядочением контроля за малым и средним предпринимательством; принят Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. N 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», предусматривающий расширение поводов и оснований для обращения прокурора в суд в целях защиты социальных прав граждан.

Прокурор всегда выступает в гражданском процессе как самостоятельный его участник. Прокурор является представителем государства и защищает публичные интересы, чтобы законы страны соблюдались всеми. Прокурор не может быть стороной в процессе, так как не имеет в деле материально-правовую заинтересованность и на него не распространяется сила судебного решения; к нему не может быть предъявлен встречный иск. Прокурор также не может быть и судебным представителем стороны или третьего лица. Представитель всегда выступает в защиту интересов представляемого, а прокурор, даже если он предъявляет иск выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление.

Прокурор может обращаться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела. Прокурор вступает в процесс, который возбужден другими лицами.

Таким образом, прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах:

1) когда он начинает процесс;

2) когда вступает в процесс, уже начатый другими лицами.

Что касается вступления прокурора в уже начатый процесс, то дается перечень дел, вытекающих из различных материально-правовых отношений, по которым участие прокурора предполагается. К ним относятся дела о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также иные дела, предусмотренные ГПК и другими федеральными законами. По этим делам прокурор дает заключение, осуществляя тем самым свои полномочия по надзору за соблюдением законности.

В ряде статей ГПК указывается на необходимость участия прокурора при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел. К ним относятся дела:

1) об установлении усыновления;

2) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

Читайте так же:  Приказ медосмотров рф

3) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

4) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и о принудительном психиатрическом освидетельствовании.

Если федеральные законы не предписывают необходимости участия прокурора в гражданском судопроизводстве, то прокурор самостоятельно принимает решение о необходимости участия в том или ином деле.

Предъявив иск, прокурор должен участвовать в рассмотрении дела в суде. Личное участие прокурора поможет не только лучше обосновать предъявленное требование, но и обеспечить строгое соблюдение процессуальных и материальных законов в ходе рассмотрения и разрешения дела. По делам, возбужденным прокурором, обязательно извещается и привлекается в процесс в качестве истца то лицо, в интересах которого предъявлен иск.

Исковое заявление прокурора должно отвечать всем требованиям ГПК.

Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, несет все процессуальные обязанности истца: он может знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предъявлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, обжаловать судебные постановления.

В то же время прокурор не вправе заключить мировое соглашение, он не несет судебных расходов. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает лицо, в защиту интересов которого предъявлен иск, права требовать продолжения процесса. А когда истец отказывается от иска, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Это соответствует тому положению, что прокурор не имеет материально-правового интереса и не вправе им распоряжаться.

Следует подчеркнуть, что во всех случаях прокурор не связан позицией лица, в защиту интересов которого предъявлен иск. Прокурор связан только интересами закона и государства. Особенно ярко проявляется самостоятельность прокурора в процессе по делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц. Таких участников процесса трудно известить и привлечь в дело. Еще сложнее получить их согласие или отказ от требований, которые заявил прокурор в защиту их прав. Полагаем, что по делам с участием неопределенного круга лиц прокурор обязан соблюдать интересы не только этих лиц, но и государства, на котором лежит обязанность обеспечивать права и законные интересы всех его граждан.

Участие прокурора в рассмотрении и разрешении гражданских дел во второй и последующих инстанциях зависит от того, участвовал ли прокурор в суде первой инстанции. Если он не участвовал, то не может подать апелляционное, кассационное представление о пересмотре дела. Обращение прокурора в порядке надзора о пересмотре судебных решений, определений, вступивших в законную силу, также не предусмотрено ГПК, когда его не было в суде первой инстанции. Если он участвовал в суде первой инстанции, то участие во всех последующих инстанциях обеспечивается работниками прокуратуры соответствующего звена по поручению прокуроров области, края, республики и т.д.

Следует иметь в виду, что ГПК предоставляет право прокурору подавать заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, независимо от того, участвовал ли ранее прокурор в этом деле.

§ 4. Участие прокурора в гражданском процессе

К лицам, участвующим в деле, относится и прокурор. Он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (ст.

Однако права прокурора обращаться в суд в защиту граждан весьма ограниченны. Такое заявление может быть подано только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Механизм возникновения инициативы прокурора по поводу подобного обращения в суд в ГПК РФ не раскрыт.

Прокурор всегда выступает в гражданском процессе как самостоятельный его участник. Он является представителем государства и защищает публичные интересы, чтобы законы страны соблюдались всеми. Прокурор не может быть стороной в процессе, так как не имеет в деле материально-правовую заинтересованность и на него не распространяется сила судебного решения; к нему не может быть предъявлен встречный иск. Прокурор также не может быть и судебным представителем стороны или третьего лица. Представитель всегда выступает в защиту интересов представляемого, а прокурор, даже если он предъявляет иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, выступает в защиту интересов закона и совершенно не зависим от того лица, в интересах которого подает заявление.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор может обращаться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела. А согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ он вступает в процесс, который возбужден другими лицами. Таким образом, прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах: когда он начинает процесс и когда вступает в процесс, уже начатый другими лицами.

В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ не названы материально-правовые отношения, по которым прокурор может подать заявление в суд, а указываются лишь лица, в защиту прав которых может выступать прокурор. Такая формулировка процессуального закона открывает довольно широкий простор для прокурорского усмотрения. Тем не менее в ряде других законов и в самом ГПК РФ есть конкретные случаи, когда прокурору предоставлено право обращаться в суд исходя из особенностей материальноправовых отношений.

Что касается вступления прокурора в уже начатый процесс, то в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ приведен перечень дел, вытекающих из различных материально-правовых отношений, по которым участие прокурора предполагается. К ним относятся дела о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также иные дела, предусмотренные ГПК РФ и другими федеральными законами. По этим делам прокурор дает заключение.

В ряде статей ГПК РФ указывается на необходимость участия прокурора при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел:

1) об установлении усыновления (ст. 273);

2) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278);

3) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284);

4) о принудительной госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304).

Если федеральные законы не предписывают необходимости участия прокурора в гражданском судопроизводстве, то прокурор самостоятельно принимает решение о необходимости участия в том или ином деле.

По делам, возбужденным прокурором, обязательно извещается и привлекается в процесс в качестве истца то лицо, в интересах которого предъявлен иск.

Исковое заявление прокурора должно отвечать всем требованиям ст. 131 ГПК РФ.

Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, несет все процессуальные обязанности истца: он может знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предъявлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, обжаловать судебные постановления.

В то же время прокурор не вправе заключить мировое соглашение, он не несет судебных расходов. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает лицо, в защиту интересов которого предъявлен иск, права требовать продолжения процесса (ч. 2 ст. 45 ГПК РФ). А когда истец отказывается от иска, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Это соответствует тому положению, что прокурор не имеет материально-правового интереса и не вправе им распоряжаться.

Следует подчеркнуть, что во всех случаях прокурор не связан позицией лица, в защиту интересов которого предъявлен иск. Он связан только интересами закона и государства. Особенно ярко проявляется самостоятельность прокурора в процессе по делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц. Таких участников процесса трудно известить и привлечь в дело. Еще сложнее получить их согласие или отказ от требований, которые заявил прокурор в защиту их прав. Полагаем, что по делам с участием неопределенного круга лиц прокурор обязан соблюдать интересы не только этих лиц, но и государства, на котором лежит обязанность обеспечивать права и законные интересы всех его граждан.

Участие прокурора в рассмотрении и разрешении гражданских дел во второй и последующих инстанциях зависит от того, участвовал ли прокурор в суде первой инстанции. Если он не участвовал, то не может подать апелляционное, кассационное представление о пересмотре дела. Обращение прокурора в порядке надзора о пересмотре судебных решений, определений, вступивших в законную силу, также не предусмотрено ГПК РФ, когда его не было в суде первой инстанции (ст. 320, 376, 391.1). Если он участвовал в суде первой инстанции, то участие во всех последующих инстанциях обеспечивается работниками прокуратуры соответствующего звена по поручению прокуроров области, края, республики и т. д.

Следует иметь в виду, что в ст. 394 ГПК РФ прокурору предоставлено право подавать заявления о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам решений, определений суда, независимо от того, участвовал ли ранее прокурор в этом деле.

Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе возможно на любой стадии: от возбуждения дела в суде до исполнения решения суда. В то же время формы участия прокурора в гражданском процессе, объем его прав и обязанностей, содержание процессуальных действий различны в зависимости от того, в какой стадии процесса он принимает участие.

Необходимость и целесообразность участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 10.04.2017 2017-04-10

Статья просмотрена: 417 раз

Библиографическое описание:

Константинов Е. В. Необходимость и целесообразность участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 519-520. — URL https://moluch.ru/archive/148/41550/ (дата обращения: 17.01.2019).

В последнее время в научных и практических кругах обсуждается вопрос о необходимости участия прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Этот вопрос представляется нам дискуссионным и имеющим различные варианты решений.

Участие прокурора в уголовном процессе естественно по своей материальной и процессуальной природе, так как уголовное судопроизводство и правоприменение носит ярко выраженный публичный характер, что обуславливает всеобъемлющий интерес государства к уголовной юстиции в целом, и к соблюдению принципов права в каждом конкретном деле.

Однако, гражданское и арбитражное производства — частные по своей природе, и не предполагают вмешательства государства в разрешение конкретного дела.

ГПК РФ устанавливает формы участия прокурора в гражданском деле в ст. 45: «Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» [1]. Этой статьей устанавливаются ограничения в части требований к лицам, в защиту которых прокурор обращается в суд, однако по определенным категориям дел эти ограничения не действуют. АПК РФ также говорит о формах участия прокурора в деле в ст. 52. Согласно этой статье, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами с государственным участием, с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами с государственным участием, с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения [2].

Существуют категории дел, в которых прокурор — истец, например, лишение родительских прав ст.70 СК РФ. Как справедливо отмечено роль прокурора в процессах по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, связана с обязанностью государства оказывать поддержку таким детям [6].

Подобные дела ярко показывают заинтересованность государства в соблюдении законности в рамках конкретного дела и возможность одновременной защиты частных и публичных интересов. Это доказывает обоснованность и целесообразность участия прокурора в частном процессе.

Продолжая исследование процессуальных норм, можно сказать, что в частном процессе роль прокурора сводится к выполнению одной функции — надзора за законностью. Об этом косвенно, однако достаточно определенно свидетельствует необязательность для истца последовать за прокурором и отказаться от иска в том, случае, если прокурор от иска отказался. При таком механизме регулирования, прокурор выполняет роль процессуального истца и преследует исключительно процессуальный интерес, а именно интерес в законном и справедливом отправлении правосудия. Истец не связан позицией прокурора и может продолжать процесс даже при отказе прокурора от иска. Это прямо устанавливает п. 2 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 52 АПК РФ, а также детализирует в своих положениях Постановление Пленума ВАС РФ № 15 от 23.03.2012 г. «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» (п.12 ПП ВАС РФ) [3].

Говоря о такой форме участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе как вступление в уже начатый процесс для дачи заключения по делу, стоит сказать, что по мнению некоторых ученых, такая форма представляется нецелесообразной и противоречащей диспозитивным и состязательным началам гражданского процесса [4]; данная форма участия прокурора в гражданском процессе является не защитой прав граждан и организаций, а косвенным влиянием на ход судебного разбирательства и, в конечном итоге, на сам суд, что является недопустимым в соответствии с принципом независимости суда [5]. Однако, хотелось бы сказать, что правовая позиция прокурора по гражданскому или арбитражному делу не является обязательной для суда, а значит выполняет роль дополнительной профессиональной точки зрения, грамотной с точки зрения соблюдения публичного интереса, что наряду с защитой частного интереса зачастую имеет большое значение. Это значит, что говорить о нарушении конституционного принципа независимости судей институтом вступления прокурора в процесс для дачи заключения по делу не представляется возможным в силу совершенно другого механизма влияния мнения прокурора на решение суда.

Кроме того, существуют некие неправовые обоснования необходимости участия прокурора в частном процессе. Устранение субъективных факторов, связанных с особенностями восприятия правоотношений только одним лицом или с какими-либо упущениями в оценке рассматриваемых спорных отношений, и стремление к объективному разбирательству представляют собой существенные мотивы, объясняющие необходимость участия прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве [7].

Таким образом, с точки зрения процессуального и материального законодательства, неправовых мотивов и побуждений, соотношения частного и публичного интересов участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе представляется уместным и целесообразным. Необходимость участия прокурора в частном процессе обуславливается потребностью в защите публичного интереса не только публично-правовых образований и юридических лиц с государственным и муниципальным участием, но и частных лиц-участников гражданского и арбитражного процесса.

1.2 Участие прокурора в суде первой инстанции

Объективности ради нужно отметить, что суду необходим контроль со стороны. Такой контроль в наиболее последовательной, действенной и самое главное отвечающей интересам правосудия форме может обеспечить прокурорский надзор.

Читайте так же:  При каких обстоятельствах можно оспорить завещание

Участие прокурора в суде является не только важной гарантией постановления судом законного и обоснованного приговора, но вместе с тем одной из форм его деятельности по предупреждению преступлений и пропаганде российского права [41]. Поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве [14].

Всей своей деятельностью в суде первой инстанции по уголовному делу прокурор должен способствовать суду в установлении истины и тем самым осуществлению целей правосудия при строгом соблюдении независимости судей и подчинении их только Конституции и федеральному закону, как это предписывает ст. 120 Конституции РФ 1993 г. [26, с. 139].

Подготовка прокурора к участию в судебном разбирательстве начинается с внимательного изучения уголовного дела, так как хорошее знание материалов уголовного дела — это непременное требование, которое в первую очередь предъявляется к прокурорскому работнику, участвующему в судебном разбирательстве. Хорошее знание материалов уголовного дела позволяет участвующему в рассмотрении уголовного дела прокурору определить свое отношение к решению вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства, сопоставить показания участвующих в судебном разбирательстве лиц с их показаниями, запротоколированными в ходе предварительного следствия, а также с протоколами иных процессуальных действий и наметить предстоящую тактику допросов указанных лиц в судебном заседании.

Подготовка к рассмотрению уголовного дела должна включать в себя следующее:

1 Изучение всех материалов дела и фиксирование необходимых документов (протоколов допросов, очных ставок, обысков, выемок и т.д.) в виде записи их таким образом, чтобы выписками было легко пользоваться во время судебного разбирательства, а затем, с учетом итогов последнего, подготовиться к обвинительной речи.

В этих записях, помимо краткого, а иногда дословного содержания процессуальных и других документов отмечаются наиболее важные сведения и обстоятельства.

Ознакомление с действующим законодательством, имеющим отношение к делу, с внесенными в него дополнениями и изменениями.

Ознакомление с судебной практикой (рекомендуется создать личную кодификацию по материалам, публикуемым в Бюллетене Верховного Суда РФ).

Изучение методической литературы по вопросам поддержания обвинения, в том числе по делам данной категории.

Изучение трудов А.Ф. Кони, П.С. Пороховщикова, В.Д. Спасовича, сборников речей других судебных ораторов.

Предварительная разработка предложений и содержания заключений по вопросам, подлежащим обязательному разрешению в подготовительной части судебного разбирательства и в судебном следствии [26,

Указанный порядок подготовки прокурора к судебному разбирательству уголовного дела является наиболее исчерпывающим. Одним из важных моментов является изучение и конспектирование материалов уголовного дела. В производстве судов первой инстанции могут находиться уголовные дела разных категорий сложности — на одного обвиняемого или на нескольких, однотомные и многотомные и т. д. Однако прокурорскому работнику, участвующему в судебном разбирательстве, никогда не следует полагаться на свою память, так как и на стадии предварительного расследования и на стадии судебного разбирательства подсудимый, потерпевший и свидетели могут изменять свои показания как полностью так и в деталях, а прокурору, не имеющему конспектов материалов дела, будет сложно проверить факт изменения показаний и в дальнейшем это доказать.

Кроме того, тщательное изучение материалов уголовного дела и их конспектирование позволяют участвующему в рассмотрении дела прокурору более целенаправленно построить свой допрос указанных лиц для выяснения существенных обстоятельств, имеющих значение для дела, и тем самым способствовать проведению наиболее полного судебного разбирательства.

Существенное значение имеет способ конспектирования материалов уголовного дела, хотя, на первый взгляд, он носит чисто технический характер. Самым правильным представляется следующее разрешение данной проблемы: показания подсудимого, свидетелей, потерпевшего и иных лиц, участвующих в судебном разбирательстве (специалист, эксперт и др.), должны быть законспектированы на отдельных листах бумаги, обязательно со ссылкой на листы дела. При этом лист бумаги следует разделить пополам. На одну сторону кратко записываются показания указанных лиц, а другая сторона должна оставаться чистой, чтобы имелась возможность занести туда показания этих лиц во время судебного разбирательства и в суде отразить изменения в показаниях данного конкретного лица по сравнению с его же показаниями на предварительном следствии или в предыдущем судебном заседании. Номера листов уголовного дела указываются с той целью, чтобы предотвратить путаницу и потерю времени в случае возникновения необходимости обращения к материалам дела непосредственно в ходе судебного разбирательства. Если же подсудимый, потерпевший или свидетель в ходе предварительного следствия допрашивались неоднократно, следует сделать подробный конспект материалов первого допроса, а в последующем необходимо отмечать только внесенные изменения и дополнения либо несоответствие данных ранее показаний более поздним.

Методика изучения уголовного дела также имеет большое значение для последующего участия прокурора в судебном разбирательстве. Многие прокурорские работники изучают материалы дела только в рамках обвинительного заключения. Такой подход к изучению материалов уголовного дела следует считать неправильным, так как не позволяет надлежащим образом подготовиться к участию в судебном разбирательстве, к возможным ходатайствам со стороны защиты, заявленным непосредственно в судебном заседании. Если прокурор, участвуя в судебном разбирательстве, не изучит тщательно материалов дела, а будет рассчитывать на свой природный ум, находчивость, эрудицию или практический опыт, он никогда не сможет качественно поддержать государственное обвинение даже по самому несложному уголовному делу, так как незнание материалов дела всегда будет его связывать. По нашему мнению, необходимо изучать материалы уголовного дела, начиная с постановления о его возбуждении, не ограничиваясь только теми доказательствами, на которые ссылается следователь. В этом случае прокурорский работник как бы проходит весь путь исследования обстоятельств дела с самого начала и уясняет для себя порядок проведения предварительного следствия и мотивы привлечения обвиняемого к уголовной ответственности.

При изучении дела прокурор должен проверять соблюдение установленного законом процессуального порядка собирания и фиксации доказательств, законность и обоснованность принятых следователем решений. При этом необходимо обращать внимание на недостатки предварительного расследования, допущенные следователями ошибки и нарушения законности и принимать всякий раз надлежащие меры по их устранению [54, с. 17 — 18].

В части предварительной разработки предложений и содержания заключений по вопросам, подлежащим обязательному разрешению в подготовительной части судебного разбирательства, следует сказать, что судебное разбирательство должно проводиться динамично, а возникающие вопросы без промедления разрешаться с помощью сторон и иных участников судебного разбирательства. Имеется круг вопросов, которые непременно будут заданы судом государственному обвинителю. Например, вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о дне и времени судебного заседания. В данном случае прокурор при подготовке к участию в судебном разбирательстве должен заранее оценить важность показаний того или иного лица и в свете этого представить суду аргументированное заключение либо о продолжении судебного разбирательства в отсутствие неявившегося лица, либо о его отложении. Также заранее следует подготовить заключение относительно порядка исследования доказательств с поправкой на то обстоятельство, что данный вопрос задается судом после опроса подсудимых об отношении к обвинению, в частности, о признании или непризнании себя виновными.

Введение в УПК РФ такого порядка подготовки к судебному заседанию, как проведение судьей предварительного слушания с участием сторон, обусловлено расширением действия принципа состязательности сторон при производстве по уголовному делу в суде первой инстанции. Предварительное слушание направлено на своевременное устранение препятствий по делу до разрешения его по существу в стадии судебного разбирательства и выявление нарушений требований процессуального закона, касающихся сбора доказательств, что должно привести к признанию доказательства недопустимым и его исключению из дела. Основным условием для принятия судьей решения о проведении предварительного слушания, как правило, является заявленное стороной ходатайство [54, с. 17 — 18]. Такое ходатайство вправе заявить обвиняемый и его защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также прокурор либо после ознакомления с материалами уголовного дела, либо после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение трех суток со дня получения обвиняемым копии указанных процессуальных документов

(ч. 3 ст. 229 УПК РФ).

В ходе предварительного слушания стороны могут заявить ходатайство об исключении из перечня доказательств, предъявляемых в судебном разбирательстве, любого доказательства. К содержанию такого ходатайства предъявляются следующие требования: оно должно содержать указания на доказательство, об исключении которого ходатайствует прокурор, основания для исключения доказательства, предусмотренные в законе, и обстоятельства, обосновывающие данное ходатайство (ст. 235 УПК РФ).

Поэтому именно проведение предварительного слушания призвано устранять из дела недопусти- мые доказательства, как не имеющие юридической силы. Кроме того, признание доказательства недо- пустимым именно на предварительном слушании имеет важное значение и в случае, когда имеется хо- датайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей, которые в судебном разбирательстве не должны знать о наличии в деле недопустимых доказательств и учитывать их при вынесении вердикта. О принятом решении судья выносит постановление о назначении предва- рительного слушания, в котором наряду с общими указаниями, предусмотренными в ч. 2 ст. 227 УПК РФ, должно быть указано основание его проведения. Копия данного постановления должна быть на- правлена обвиняемому, потерпевшему и прокурору (ч. 4 ст. 227 УПК РФ). Исходя из специфики разрешаемых в ходе предварительного слушания вопросов и решения их в условиях состязательности сторон, законом не предусмотрена возможность его проведе- ния в отсутствие прокурора или защитника. На предварительном слушании могут быть рассмотрены любые ходатайства, заявленные сторонами: об исключении доказательства, о прекращении дела или возвращении его прокурору, об отказе прокурора от обвинения, о проведении особого порядка судебно- го разбирательства или судебного разбирательства по делу с участием присяжных заседателей, о вызове свидетеля или об истребовании дополнительных доказательств.

Основной особенностью проведения предварительного слушания является процедура рассмотрения ходатайства стороны об исключении доказательства, признание его недопустимым и принятие решения о его исключении из дела. При наличии такого ходатайства судья выясняет у другой стороны, имеются ли у нее возражения против данного ходатайства. При отсутствии возражений судья удовлетворяет ходатайство и принимает решение о назначении судебного заседания, если отсутствуют иные основания для проведения предварительного слушания. При рассмотрении ходатайства стороны об исключении доказательства и признании его недопустимым судья проверяет процессуальный порядок получения или закрепления такого доказательства.

Новым принципиальным положением является правило о бремени доказывания в связи с заявленным стороной ходатайством об исключении доказательства. Так, при рассмотрении судьей на предварительном слушании ходатайства об исключении доказательства, заявленного стороной защиты на том основании, что доказательство было получено с нарушением требований процессуального закона (например, при даче показаний обвиняемый подвергся психическому или физическому насилию), то бремя опровержения представленных стороной защиты доводов возложено на прокурора. В остальных случаях бремя доказывания лежит на стороне, заявившей ходатайство (ч. 4 ст. 235 УПК РФ).

Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадии предварительного расследования. В судебном заседании прокурор утрачивает властно-распоряди-тельные полномочия и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель — сторона в процессе [64, с. 35].

Поддерживаемое прокурором обвинение является государственным обвинением, а сам прокурор -государственным обвинителем потому, что прокурор осуществляет свою деятельность от имени и в интересах государства [60, с. 217]. Другой стороной в процессе выступает защита. При равенстве процессуальных прав сторон, прокурор, будучи представителем государства и поддерживая от имени государства обвинение, имеет принципиальные отличия от другой стороны не только по представленным интересам, что вполне закономерно, но по ряду других параметров. Прокурор самостоятелен в определении своей позиции по всем вопросам, разрешаемым в ходе судебного разбирательства. Для него недействительны никакие указания на этот счет со стороны его руководства — прямого или вышестоящего. Процессуальная самостоятельность прокурора в суде — один из важнейших принципов, который подлежит обязательному соблюдению. Для прокурора главное значение имеет оценка обстоятельств дела, доказательств, рассмотренных в судебном заседании. Адвокат связан с позицией подсудимого и не вправе проводить линию, идущую с ней вразрез либо в каком-то отношении отклоняющуюся от нее.

И хотя в судебном разбирательстве направление деятельности прокуроров — поддержание государственного обвинения, это не значит, что прокурор во всех случаях и во что бы то ни стало должен поддерживать обвинение. Поддерживая обвинение, прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела. Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства и, как ответственный перед ним, поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом, в пределах закона и в той мере, в какой оно находит подтверждение на судебном следствии. Объективность и независимость прокурора в суде подчеркивает установленная законом возможность для прокурора отказаться от поддержания государственного обвинения [29, с. 291]. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа [11, с. 31 — 32]. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или частично по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 нового уголовно-процессуального кодекса [30,

Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может изменить обвинение в сторону смягчения путем:

исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;

исключения из обвинения ссылки на какую-нибудь норму Уголовного кодекса Российской Федерации, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;

переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание.

Прокурор обязан реагировать на все нарушения закона, допущенные в ходе судебного разбирательства дела, от кого бы они не исходили. Кстати, выполняя данную обязанность, он выступает в роли органа надзора за точным применением и исполнением процессуального законодательства, и данный вид его деятельности, очевидно, не укладывается в рамки простого «участия» прокурора в рассмотрении судом дела. В отличие от прокурора, на которого государство возложило обязанность надзора за исполнением законов и принятие незамедлительных мер к их устранению, адвокат может вполне индеферентно относиться к нарушениям процессуального законодательства. Более того, он может не обращать внимания суда на нарушение закона, если это противоречит интересам защиты подсудимого. Кроме того, во многих случаях ему тактически выгодно, чтобы нарушения закона остались вне поля зрения суда. На последующих этапах (например, в судебных прениях) или стадиях (кассационного, надзорного производства) он может использовать допущенные нарушения в интересах своего подзащитного.

Прокурор в своих действиях в суде исходит в первую очередь из интересов законности, точного следования требованиям закона.

Прокурор обязан быть объективным и беспристрастным. Он должен учитывать все возможные судебные версии. Для прокурора в равной степени важно добиться как осуждения виновного при доказанности вины, так и оправдания невиновного, когда нет оснований для обвинительного приговора. Для прокурора данное обстоятельство не имеет никакого значения [12, 13, 35].

Читайте так же:  Заявление об отказе от гражданства молдовы

В ст. 246 УПК РФ закреплено обязательное участие прокурора в судебном разбирательстве. По УПК РСФСР участие в судебном разбирательстве государственного обвинителя было обязательно лишь при рассмотрении уголовных дел судом с участием присяжных заседателей, а также по уголовным делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации. В соответствии с новым уголовно-процессуальным законодательством, участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения [8, с. 99]. По уголовным делам частного обвинения обвинение в судебном разбирательстве поддерживает потерпевший (частный обвинитель). Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. По ходатайству прокурора суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия. Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.

По УПК РСФСР, если постановлением судьи было признано необходимым участие прокурора в судебном разбирательстве, то это постановление судьи для прокурора обязательно. С другой стороны, если прокурор, направляя дело в суд, сообщит, что считает необходимым поддержать обвинение, то судья не в праве отказать ему в этом. Прежнее уголовно-процессуальное законодательство таким образом не считало государственное обвинение обязательным условием судебного разбирательства во всех без исключения уголовных делах. Прокурору была предоставлена самостоятельность в выборе дел, по которым он считал необходимым поддерживать государственное обвинение.

Поддержание государственного обвинения относится к тем видам прокурорской деятельности, которые требуют особенно высокого уровня профессиональной подготовки кадров. Участие прокурора при рассмотрении судом конкретного дела — это тяжелый, напряженный труд, требующий максимальной отдачи. Помимо хорошего знания закона, всех материалов дела, прокурору нужно обладать способностью быстрого реагирования на те изменения ситуации, которые так нередки в суде. Он должен иметь большую выдержку, спокойно и уверенно, используя предоставленные ему полномочия, принимать участие в судебном следствии, прениях сторон [31, 32].

Хотелось бы специально отметить, что государственное обвинение в лице прокуроров в судах России появилось значительно позже, чем в других европейских странах. Это произошло после Судебной реформы

1864 года, что, однако, не помешало довольно быстро и с достоинством войти государственным обвинителям в российскую правовую действительность. В России сложился свой, особый тип государственного обвинителя — лишенный позы, не склонный к унижению лиц, оказавшихся на скамье подсудимых, следующий голосу закона, разума и совести, рассудительно и беспристрастно стремящийся к поиску и утверждению истины [18, с. 290]. В качестве черт русского типа обвинителей известный судебный деятель А. Ф. Кони вовсе не случайно выделял такие, как: спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая возбуждения страстей и искажения данных дела манера поведения, отсутствие лицедейства в голосе, в жесте и способе держать себя в суде [42]. Традиции сложившегося в результате проведения Судебной реформы 1864 года корпуса государственных обвинителей сохраняются на протяжении всего времени деятельности прокуратуры России вплоть до наших дней [10, 19, 20, 36].

Генеральный прокурор Российской Федерации, определяя задачи прокуроров — государственных обвинителей, обращает особое внимание на необходимость соблюдения объективности, постоянное повышение профессионализма, активности при осуществлении обвинительной функции. При этом подчеркивается, что деятельность государственного обвинителя не ограничивается только уголовным преследованием. Она должна последовательно и органично сочетаться с защитой прав и интересов граждан и в первую очередь жертв преступления [6].

Работа государственного обвинителя строится с учетом общих условий судебного разбирательства уголовных дел в суде первой инстанции и, прежде всего, соблюдения требований непосредственности, устности и непрерывности, равенства прав граждан перед законом и судом.

Прокурор, участвующий в деле, определяет содержание и тактику своих действий в суде, исходя из особенностей каждого этапа судопроизводства: подготовительной части судебного заседания, судебного следствия, прений сторон, постановления приговора. Для этого государственный обвинитель должен профессионально грамотно и в полном объеме использовать предоставленные ему полномочия. Они установлены уголовно-процессуальным законодательством и в исчерпывающем виде представлены в УПК

РФ. Полномочия прокурора реализуются в соответствующих формах его участия в судебном разбирательстве. Назовем основные из них.

Заключение прокурора — форма участия в судебном разбирательстве, свойственная только государственному обвинителю. Никто из других участников процесса ее использовать не может. Заключение прокурора — мотивированный со ссылкой на соответствующий закон ответ прокурора на поставленный судом вопрос, единственно возможный, по его мнению, вариант решения. Тем не менее заключение прокурора не имеет обязательной силы. Тот факт, что суды в большинстве случаев соглашаются с прокурором, вовсе не свидетельствует о его директивном характере. Скорее это свидетельствует об авторитете прокуратуры, взвешенности и убедительности высказываемого прокурором мнения. Выслушав заключение прокурора, суд может принять и решение, не совпадающее с его позицией [37].

В соответствии со ст. 273 УПК РФ судебное следствие начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, а по уголовным делам частного обвинения — с изложения заявления частным обвинителем.

Таким образом, прежде чем перейти к непосредственному исследованию доказательств в судебном следствии, необходимо огласить документы, формулирующие обвинение, а также обсудить и установить порядок исследования доказательств.

Целью оглашения обвинительного заключения является публичное объявление о том, какое обвинение является предметом судебного разбирательства [24, 25].

После оглашения обвинительного заключения и опроса подсудимого о признании или непризнании вины, суд, с участием сторон, переходит к обсуждению и установлению порядка исследования доказательств, т.е. к разрешению вопроса о последовательности рассмотрения всех имеющихся в деле и дополнительно представленных данных. Особенностью судебного исследования доказательств, в отличие от предварительного расследования, является то, что в суде одновременно находятся все лица, дающие показания, имеются в наличии все вещественные доказательства и документы [45, с. 66]. Закон, подробно регламентируя процессуальный порядок каждого судебного действия, ввиду специфики судебного доказывания по каждому конкретному уголовному делу не устанавливает заранее определенную последовательность их производства [57, 65].

В соответствии с УПК РФ после опроса подсудимых о признании или непризнании ими своей вины суд выслушивает предложения обвинителя, подсудимого, защитника, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей о последовательности допросов подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов и выносит определение (постановление) о порядке исследования доказательств. Первым заслушиваются предложения государственного обвинителя, от которых нередко зависит успех судебного следствия по делу и судебного разбирательства в целом. Предложенный прокурором порядок исследования доказательств должен позволять в наиболее строгой последовательности и наиболее полно выяснить все обстоятельства рассматриваемого дела. За предложениями прокурора должна стоять напряженная мыслительная работа, подробнейший разбор всех возможных вариантов производства судебного следствия, анализ путей и средств достижения истины по делу [47, 48, 51, 52].

Основное соображение, из которого должен исходить прокурор, предлагая порядок судебного следствия, это необходимость обеспечить наиболее целесообразный и эффективный порядок для установления истины по делу. Имеющиеся в деле доказательства — это не простая сумма, состоящая из слагаемых элементов, перестановка которых не отражается на итоге. В уголовном деле такая перестановка может самым серьезным образом отразиться на результатах рассмотрения дела [71, с. 80].

Прокурору следует иметь четкий план проведения судебного следствия. Его предложения о порядке судебного следствия должны обеспечивать тщательное исследование всех обстоятельств дела и в то же время исключать повторения, а также не загружать судебное следствие исследованием не относящихся к делу вопросов. При формировании своей позиции относительно порядка производства судебного следствия прокурор учитывает многие факторы. Установление порядка исследования доказательств по групповым многоэпизодным делам представляет собой особую сложность. Здесь шаблона быть не может. В зависимости от характера дела прокурор может предложить исследование доказательств различными способами. Исследование доказательств может производиться как по эпизодам, когда после допроса подсудимых по эпизодам допрашиваются свидетели, так и вариант допроса подсудимых по всем эпизодам предъявленного обвинения, а затем свидетелей в общем порядке или же опять по эпизодам. Также можно предложить суду исследовать эпизоды дела в хронологическом порядке, или по лицам, или по степени тяжести совершенного преступления.

В целях объективного и полного исследования обстоятельств дела прокурор, если в ходе судебного разбирательства возникает необходимость изменить установленный в начале судебного следствия порядок исследования доказательств, должен заявить ходатайство об изменении порядка, не настаивая на соблюдении во что бы то ни стало порядка, установленного ранее.

Центральное место в исследовании доказательств в судебном следствии занимают допросы подсудимых, потерпевших и свидетелей.

При допросе подсудимого государственному обвинителю необходим индивидуальный подход к нему. Прокурор должен всегда видеть перед собой человека со всеми его запросами, интересами и особенностями [7, 15]. Кроме того, государственному обвинителю имеет смысл также поговорить и со следователем, который может указать на обстоятельства, требующие особого внимания.

Прокурору необходимо обращать особое внимание на четкую и ясную формулировку задаваемых им вопросов. У свидетеля нужно выяснять только то, что имеет существенное значение для дела. Ни в коем случае прокурору не следует задавать свидетелю наводящие вопросы.

Прокурор не имеет права обходить те вопросы, ответы на которые могут свидетельствовать в пользу подсудимого либо противоречить позиции обвинения, что особенно важно в тех случаях, когда подсудимый отказывается от защитника.

Если между показаниями свидетеля в суде и на предварительном следствии имеются существенные противоречия, а также при отсутствии свидетеля в судебном заседании по причинам, исключающим возможность явки свидетеля в суд, прокурор, в соответствии со ст. 281 УПК РФ, обязан заявить ходатайство об оглашении показаний свидетеля, которые были даны им на предварительном следствии. Это необходимо для выяснения причин противоречивости в показаниях свидетеля либо для устранения пробелов в судебном следствии (в случае неявки свидетеля).

Показания свидетелей должны фиксироваться прокурором в сокращенной форме. Это помогает прокурору тщательно подготовиться к обвинительной речи, а, кроме того, способствует проверке правильности занесения показаний свидетеля в протокол судебного заседания [72]. Однако прокурор должен понимать, что дача свидетельских показаний в суде является нелегкой обязанностью гражданина. Свидетель обычно волнуется, чувствует себя неловко и дискомфортно, особенно тогда, когда к его показаниям внимательно прислушивается суд, стороны процесса, находящаяся в зале суда публика, когда каждое его слово, жест и даже интонация внимательнейшим образом оцениваются. Именно вследствие этого иногда свидетель смущается, заговаривается и даже путает факты. Например, из уголовного дела Коловкова, обвиненного в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, видно что подсудимый не признавал того факта, что после избиения им потерпевшего Аношина, он начал его душить. Между тем, из заключения судебно-медицинской экспертизы следовало, что смерть потерпевшего наступила от удушения. Допрошенная в качестве свидетеля Ларина, видевшая из окна своей квартиры, как произошли все указанные события, не могла точно вспомнить, душил ли подсудимый потерпевшего или нет в силу давности происшедшего и своего преклонного возраста. Однако грамотная постановка прокурором вопросов, позволившая свидетелю в деталях вспомнить день, когда произошли указанные события и воспроизвести в памяти все конкретные обстоятельства дела помогла свидетелю дать суду надлежащие показания (Архив суда Октябрьского р-на г. Тамбова, 2002 г.).

Данное обстоятельство обязывает прокурора проводить допрос потерпевшего с особой тщательностью. Однако показания потерпевшего и приводимые им факты подлежат проверке и оценке в совокупности с другими доказательствами. Следует иметь в виду, что потерпевший является лицом, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, и, следовательно, лицом, заинтересованным в исходе дела. Важно не только определить, что потерпевший есть, но и уточнить, что он — потерпевший лишь в своем деле, лишь по тем действиям, которыми ему непосредственно причинен вред [73]. В силу этого прокурор обязан особо тщательно проверить установленные показаниями потерпевшего фактические данные, сопоставляя их с другими доказательствами по делу.

Государственный обвинитель обязан поставить перед судом вопрос о назначении экспертизы, если ранее она не была проведена. Прокурор, с учетом добытых в судебном заседании доказательств, формулирует и ставит перед экспертом вопросы, ответы на которые будут иметь значение для дела, а также дает заключение по вопросам, поставленным другими участниками процесса и оглашенным председательствующим в судебном заседании [28]. Ходатайство прокурора — просьба о дополнении доказательственной базы, на основе которой суду предстоит вынести приговор. Каждое свое ходатайство о дополнительных доказательствах прокурор должен обосновать [17, 21 — 24].

Как видно из текста ст. 284 УПК РФ, по ходатайству прокурора осмотр вещественных доказательств может быть произведен в любой момент судебного следствия. По окончанию судебного следствия суд переходит к выслушиванию судебных прений. Судебные прения оказывают определенное влияние на формирование убеждения судей, способствуют более полному усвоению материалов дела как составом судей, так и присутствующими в зале. Обвинительной речью заканчивается деятельность прокурора в судебном разбирательстве. Речь государственного обвинителя как форма участия прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел требует от прокурора большого напряжения, собранности, тщательной подготовки к ее произнесению. Это не значит, что текст речи готовится заранее. Ни один опытный прокурор, зная высокий динамизм ситуации, характеризующий судебное разбирательство, полного текста не готовит. Фиксируются, главным образом, наиболее важные тезисы, выводы, основанные на анализе исследованных судом доказательств, излагается характеристика доказательств, суть предложений по тем вопросам, решение которых прокурор обязан осветить в своей речи [9].

Независимо от того, поддерживает ли прокурор обвинение, считая преступление доказанным, или отказывается от него, считая преступление недоказанным, он своей речью помогает суду постановить законный и обоснованный приговор. Однако речь должна способствовать суду не только правильно разрешить вопросы, связанные с постановлением приговора, но и иметь воспитательное значение.

Речь государственного обвинителя должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего -это хорошее знание материалов уголовного дела. Без этого даже самый одаренный прокурор не сможет произнести речи, которая бы помогла суду правильно ответить на вопросы, ответы на которые должны содержаться в приговоре, иначе говоря, постановить справедливый приговор. Реплика прокурора — это повторное выступление в судебных прениях по поводу сказанного в речах защитника и подсудимого, гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей. Прокуроры крайне редко пользуются правом повторного выступления. Квалифицированный, ответственно относящийся к делу обвинитель предусматривает все возможные освещения обстоятельств в речах участников судебных прений и заблаговременно нейтрализует нежелательные моменты, которые можно ожидать от последующих ораторов. Прокурор должен в полной мере отдавать отчет в том, что его положение особое. Он является представителем государства и потому должен быть мудрым и справедливым, проявлять обстоятельность в своих суждениях, всеми своими действиями способствовать созданию в суде такой атмосферы, которая не допускала бы ни малейших проявлений беззакония.