Не покупать полис осаго

Три миллиона без полиса: водители все чаще отказываются от ОСАГО

В России наблюдается значительный рост количества автомобилистов, которые отказываются от покупки полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). По данным Российского союза автостраховщиков, около трех миллионов водителей используют поддельные полисы либо ездят вовсе без них. Такая ситуация обусловлена ростом цен на ОСАГО. А по информации МВД, в 2017 году количество штрафов за эксплуатацию автомобиля без страхового полиса выросло сразу на 40% - до 2,8 миллиона!

Подобная тенденция наблюдается уже третий год и только усугубляется с течением времени. Резкое снижение количества заключенных договоров ОСАГО началось еще в 2015 году, и это при том, что общее количество легковых и грузовых машин на дорогах только в 2014-м выросло на 400 тысяч.

Не стоит забывать о том, что в ряде регионов до сих пор наблюдается дефицит полисов ОСАГО, вызванный самими страховщиками. При этом онлайн-продажи ОСАГО в этих населенных пунктах иначе как утопией не назовешь: пользователи сталкиваются с техническими трудностями при оформлении и оплате автогражданки. По мнению страховых экспертов, страховые компании идут на такой шаг намеренно.

Если полиса ОСАГО нет или он просрочен, что мне за это будет?

Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности закреплена в статье 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Там же указано, что при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Это означает, что сразу же после покупки автомобиля вам необходимо купить полис ОСАГО, иначе на учет машину не поставят. Если этого не сделать в установленный срок, то вас также могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ. Наказание – административный штраф в размере 800 рублей. Тот же штраф предусмотрен и за езду, когда страховки нет вообще и она не делалась. Управление автомобилем с просроченным полисом ОСАГО приравнивается к управлению автомобилем без страховки.

Если вы не вписаны в полис в качестве водителя, допущенного к управлению, то в случае остановки сотрудник ГИБДД привлечет вас к административной ответственности по части 1 статьи 12.37 КоАП РФ и оштрафует на 500 рублей. Это же наказание предусмотрено и за управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный полисом. К примеру, страховка допускает эксплуатацию автомобиля только в три летних месяца, а вы поехали на нем осенью. В данном случае сама страховка у вас есть, так как договор заключается на год. Но раз при покупке полиса были применены понижающие коэффициенты и полис обошелся дешевле, то накладываются временные ограничения.

Совсем другое дело, если у вас есть полис ОСАГО, но вы забыли его дома. Последствия для вас будут иными. Подробнее об этой ситуации можно почитать здесь.

За повторное управление транспортным средством без полиса ОСАГО, согласно Кодексу об административных правонарушениях, дополнительных санкций не предусмотрено. То есть штрафы останутся прежними. Также напоминаем, что сейчас за отсутствие страховки номерные знаки с автомобиля нарушителя не снимают и транспортное средство на штрафстоянку не отправляют (часть 2 статьи 27.13 КоАП РФ была отменена Федеральным законом от 14.10.2014 года № 307-ФЗ).

Как сэкономить на покупке ОСАГО?

Добрый день, уважаемый читатель.

Стоимость страхового полиса ОСАГО регулируется законодательством и зависит от нескольких факторов.

Самый дорогой полис для автомобиля категории B обойдется водителю в 108 681 рубль. Сумма немаленькая, поэтому у многих водителей возникает желание сэкономить на покупке ОСАГО.

В этой статье Вы узнаете, от чего зависит итоговая стоимость полиса ОСАГО. Кроме того, речь пойдет о том, на какие факторы может повлиять владелец транспортного средства, чтобы уменьшить итоговую стоимость страхового полиса.

Однако прежде чем вдаваться в подробности, рекомендую Вам рассчитать стоимость полиса ОСАГО для Вашего случая с помощью калькулятора ОСАГО.

Формула расчета стоимости ОСАГО

Рассмотрим факторы, которые влияют на итоговую стоимость полиса ОСАГО в виде формулы:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН

Подробное описание всех перечисленных коэффициентов будет рассмотрено ниже.

Эта формула используется для расчета стоимости полиса ОСАГО для транспортного средства категории B, находящегося в пользовании физического лица. Полный перечень формул для всех категорий и типов собственников Вы можете найти на странице:

Обратите внимание, итоговая стоимость полиса (Т в левой части формулы) зависит от нескольких величин. Если Вам удастся уменьшить любой из коэффициентов в правой части, это уменьшит и стоимость страхового полиса. В этой статье Вы узнаете, каким образом можно уменьшить перечисленные коэффициенты.

Коэффициент, который невозможно уменьшить

Для начала предлагаю рассмотреть коэффициент из формулы, который в любом случае невозможно уменьшить:

  • КМ — коэффициент, зависящий от мощности двигателя автомобиля.

Коэффициент, зависящий от мощности двигателя автомобиля, определяется по следующей таблице:

В рамках этой статьи мы не будем рассматривать возможность изменения мощности двигателя с помощью его перепрошивки или других способов. Хотя в некоторых случаях и подобный вариант может иметь место.

Итак, на коэффициент КМ повлиять, к сожалению, никак не удастся. Однако все остальные величины можно уменьшить тем или иным способом.

Как сэкономить на покупке ОСАГО?

Рассмотрим оставшиеся коэффициенты по порядку:

ТБ — базовый страховой тариф

Базовый страховой тариф зависит от типа транспортного средства и может изменяться в небольших пределах.

Например, для автомобилей категории B он составляет 2 746 — 4 942 рублей (кроме случая использования автомобиля в такси).

Размер базового страхового тарифа устанавливается каждой страховой компанией. Чтобы сэкономить на покупке ОСАГО, рекомендую обзвонить несколько страховых и уточнить, какую величину базового тарифа они выбрали. Полис будет дешевле там, где ниже базовый страховой тариф.

Примечание. Страховые компании имеют возможность изменять базовый тариф в указанном коридоре по собственной инициативе. То есть, если Вы выбрали фирму, где самая дешевая страховка ОСАГО в 2018 году, то это не значит, что в следующем году ситуация останется такой же. Т.е. поиск придется провести заново.

К сожалению, в 2019 году большинство страховщиков выбрало максимальную базовую ставку в пределах коридора. Хотя еще несколько лет назад конкуренция была острее и можно было действительно сэкономить на базовом тарифе ТБ.

КТ — коэффициент территории

Величина коэффициента территории зависит исключительно от места регистрации владельца транспортного средства, т.е. от населенного пункта. Причем размер коэффициента может отличаться в разы для расположенных в непосредственной близости городов.

Например, коэффициент для Рязани 1,4, а для любого другого населенного пункта области — 0,9. Т.е. проживая в небольшой деревеньке на окраине Рязани, можно в итоге платить за страховку в 1,4/0,9 = 1,55 раза меньше. При этом, естественно, не учитывается тот факт, что владелец из описанной выше деревеньки может ежедневно ездить на работу и за покупками в сам город.

Еще один пример. Коэффициент для Москвы — 2, а для небольших населенных пунктов республики Бурятия — 0,6, т.е. разница составляет 2/0,6 = 3,33 раза. Естественно, если выполнить пересчет на рубли для конкретного транспортного средства, разница может составить порядка 10 000 рублей. А возможно и больше.

Читайте так же:  Где оформить субсидии в томске

Рассмотрим варианты использования коэффициента КТ в собственную пользу. Полагаю, что переезд из центра Москвы в республику Бурятия в Ваши планы пока что не входит, поэтому рассмотрим более простой способ.

Заключается он в выборе человека, на которого будет оформлено транспортное средство. Довольно часто можно столкнуться с ситуацией, когда автомобиль покупается для использования членами одной семьи, причем муж и жена прописаны (зарегистрированы) в разных местах.

В этом случае имеет смысл заранее выяснить коэффициенты КТ для каждого из родственников, чтобы купить и зарегистрировать машину на того, чей коэффициент имеет меньшее значение.

Рассмотрим недостатки данного способа:

  • Вариант имеет смысл использовать только в том случае, если между членами семьи имеют место доверительные отношения. К сожалению, недобросовестный родственник может впоследствии потребовать автомобиль, который оформлен на него.
  • Возможные проблемы в случае смерти родственника, т.к. доверенность на управление транспортным средством автоматически аннулируется, а законные наследники могут вступить в наследство только через 6 месяцев. Т.е. во-первых, автомобиль невозможно использовать в течение 6 месяцев, а во-вторых, наследники могут отказаться возвращать его.

Несмотря на перечисленные недостатки разница в несколько тысяч рублей может оказаться более весомым преимуществом.

КБМ — коэффициент, зависящий от класса водителя

В настоящее время класс водителя зависит от того, были ли у этого водителя страховые случаи в прошлых страховых периодах. Определяется он по следующей таблице:

Рассмотрим, как работает данная таблица.

При первой покупке полиса ОСАГО любому водителю присваивается класс 3. Если за следующий страховой период по вине водителя не произошло ни одного ДТП, его класс увеличивается на 1. Т.е. при безаварийной езде класс с каждым годом становится все больше и больше, а коэффициент КБМ становится все меньше и меньше.

Если же по вине водителя, например, с классом 6, происходит одно ДТП, то в соответствии с таблицей на следующий год его класс изменится на класс 4. Соответственно возрастает и стоимость страховки.

Кроме того, если водитель не был вписан в полис ОСАГО в течение 1 года, ему снова присваивается класс 3.

Обратите внимание, что 1 ДТП по Вашей вине в самый первый год вождения, будет влиять на стоимость полиса ОСАГО в последующие 14 лет! Пусть и по чуть-чуть, но платить придется больше.

Итак, каким образом можно повлиять на коэффициент КБМ? Естественно, уменьшить его магическим способом до минимальной величины не удастся. Однако Вы можете избежать его увеличения в некоторых случаях. Речь идет о мелких ДТП, в которых автомобилям нанесены незначительные повреждения.

Например, если Вы слегка задели корпус зеркала заднего вида у автомобиля соседа на парковке, то оформлять происшествие в виде ДТП Вам будет очень невыгодно. Гораздо проще договориться с соседом и выплатить ему 500-1000 рублей на полироль для устранения царапин, чем в течение нескольких часов дожидаться ГИБДД, потом в течение нескольких дней мотаться по страховым, а затем в течение 14 лет платить за страховку увеличенную сумму. Тем более, что ПДД в настоящее время разрешают разобраться на месте.

Думаю, суть идеи Вам понятна. За очень мелкие ДТП намного выгоднее заплатить на месте, чем обращаться в страховую.

Еще одна ситуация, которую нельзя обходить стороной. Речь идет о порядке увеличения коэффициента КБМ. Обратите внимание, что если страховой полис предусматривает допуск к управлению без ограничения количества лиц, то коэффициент КБМ увеличивается только для владельца автомобиля. Если же полис заключен с указанием списка лиц, допущенных к управлению, то коэффициент в следующем году увеличивается у всех.

Рассмотрим пример, относящийся к предыдущему абзацу. Пусть Вам необходимо вписать в полис себя, Вашу жену, брата и сестру. При этом все указанные лица получили водительские удостоверения 2 года и 1 день назад, и возраст у всех 21 год и 1 день. Т.е. стаж всех водителей меньше 3 лет, возраст меньше 22, класс всех водителей — 3. В данном примере стоимость открытого полиса и стоимость полиса с перечислением полного списка лиц будет одинаковой.

Менеджер страховой компании, естественно, предложит Вам купить открытый полис (на всякий случай). Однако, обратите внимание, что если в описанной ситуации купить открытый полис, то через год класс увеличится не у всех водителей, а только у владельца транспортного средства.

При этом через год возраст всех водителей превысит 22 года, а стаж — 3 года, поэтому повторная покупка открытого полиса потеряет смысл, т.к. его стоимость будет на 80 процентов выше. Однако поскольку класс владельца увеличится до 4, а классы остальных водителей останутся в значении 3, за страховку придется платить больше на 5 процентов. Причем лишние 5 процентов придется платить до тех пор, пока у всех водителей класс не поднимется до 14, т.е. на протяжении 11 лет.

Итак, не покупайте открытую страховку, если в этом нет особой необходимости. Это следует запомнить.

Кроме того, можно использовать увеличение класса водителя в свою пользу.

Например, Вы и Ваш друг одновременно получили водительские удостоверения, однако у друга машина уже есть, а у Вас она появится только через пару лет. В этом случае попросите друга вписать Вас в его полис. В данном случае друг ничего не потеряет, а Ваш класс водителя будет увеличиваться вместе с мастерством друга.

Более подробная информация про коэффициент КБМ и связанные с ним проблемы, приведена в статье:

КВС — коэффициент возраста и стажа

Коэффициент возраста и стажа определяется по следующей таблице:

Как оформить ОСАГО онлайн? Или как сохранить нервы и не потратить деньги на навязанные ненужные услуги

В наше время цифровых технологий все компании стараются держать руку на пульсе и предлагают клиентам дистанционные каналы оформления своих услуг. Не являются исключением и компании страховые.

Для клиентов это несомненный плюс, так как позволяет избежать общения со страховыми агентами, которые уж очень навязчиво предлагают (а порой и принуждают) оформить мало кому нужные, часто бесполезные да и мягко говоря «переоцененные» дополнительные услуги. В случае с ОСАГО это, как правило, страхование жизни водителя, пассажиров, случайных прохожих, а также страхование своего и чужого имущества и всего всего всего.

Вы спросите меня, ну и зачем ты написал тогда эту статью, если все и так замечательно круто? Что тут думать? Зашел на сайт страховой, зарегался и оформляй себе, пожалуйста, ОСАГО и все что хочешь..

Все так, да не совсем.

По факту оказывается так: заходишь на сайт, заполняешь необходимые формы, выкладываешь сканы своих документов и уже находишься в предвкушении долгожданного полиса как «упс» и сайт (например так работает сайт СОГАЗа) выдает ошибку и предлагает пройти весь этот процесс еще раз. Бывают и другие, более хитрые приемы (как например у Тинькофф страхование), там тебе уже практически дают почувствовать себя владельцем долгожданного полиса обязательного страхования, перенаправляют на страницу для оплаты полиса, которая (заметьте после ввода всех данных платежной банковской карты) выдает ошибку проведения платежа. Для настойчивых этот процесс может быть повторен еще раз, и еще раз, и еще раз и еще. Вообщем пока человек не плюнет на все эти современные технологии и не пойдет в офис страховой компании покупать полис ОСАГО и сопутствующие ему дополнительные нужности.

Так что же делать, спросите Вы? Неужели эти все современные диджитал технологии только для «продвинутых стран», а нам с вами так и придется долгие годы тратить свои драгоценные нервы на общение с, порой, совсем не приятными менеджерами страховых компаний?

На самом деле нет! Решение есть! И я Вам подробно про него расскажу.

Во-первых, чтобы не быть обманутым, настойчиво рекомендую Вам самостоятельно рассчитать сколько же Ваш полис ОСАГО будет стоить?

Сделать это совсем не сложно, достаточно знать лишь несколько коэффициентов и произвести простейшее арифметическое действие — умножение.

Какие же это коэффициенты? (возможно правильно они называются чуть по-другому, прошу не судить строго).

Читайте так же:  Налог за оформление работника

1) Базовый тариф. В 2018 году это 4118 рублей для легкового автомобиля.

2) Коэффициент возраст-стаж. Тут возможны следующие варианты:

  • Если Ваш возраст до 22 лет (включительно) и водительский стаж до 3х лет (включительно) — Ваш коэффициент равен 1.8
  • Если возраст более 22 лет, но стаж до 3х лет (включительно) — Ваш коэффициент равен 1.7
  • Если возраст у Вас до 22 лет (включительно), но водите Вы уже достаточно давно, а именно более 3х лет — Ваш коэффициент будет равен 1.6
  • Если возраст более 22 лет и стаж больше 3х лет — можете радоваться, Ваш коэффициент равен 1
  • Возможен еще один вариант, если Вы выбираете неограниченное количество водителей, Ваш коэффициент также будет равен 1.8

3) Коэффициент мощности автомобиля (тут как водится, если у Вас мощный автомобиль, то и платить Вы будете гораздо больше). Итак, следующие коэффициенты возможны:

  • Если у Вашего металлического коня аж 50 лошадиных сил включительно (если честно, не встречал таких современных автомобилей) — то Ваш коэффициент 0.6
  • Если Ваш автомобиль выдает свыше 50 и до 70 (включительно) лошадиных сил — коэффициент будет равен 1
  • Если же Ваш аппарат выдает сверхмощные (по мнению регулирующих органов) от 70 и до 100 ЛС (включительно) — коэффициент будет повышающим 1.1
  • Ну а для машин выдающих сумасшедшие от 100 до 120 (включительно) лошадиных сил — коэффициент будет 1.2
  • Для практически ракет на колесах с лошадиными силами от 120 до 150 (включительно) — коэффициент делает скачек и составляет уже 1.4
  • Ну а если Вы дерзнули приобрести себе межзвездный космолет с колесами и лошадиными силами более 150 лошадей — держитесь, Ваш коэффициент 1.6

4) Следующий важный коэффициент называется КБМ (даже не буду пытаться расшифровать, там содержаться неведанные мне странные слова похожие на заклинание), некоторые водители и страховщики называют его «скидка». Хотя он порой может превратиться и в не хилую такую «надбавку». Колеблется он 0.5 (если Вы уже очень долго фартовый водитель который в аварии не попадает) и до 2.45 (если Вы не такой везунчик как остальные). Считается этот коэффициент индивидуально по каждому водителю и хранится в базе РСА.

Лучший способ посмотреть свой КБМ, это вбить в Гугл или Яндекс запрос «узнать свой КБМ» (можете прям этот скопировать) и зайти на первый попавшийся сайт который будет в поисковой выдаче.

Там необходимо будет внести свои данные (как правило ФИО, дата рождения, данные водительского удостоверения) и получить результат.

5) Ну и еще один коэффициент который учитывается при расчете ОСАГО, это коэффициент территории (или по другому прописки собственника автомобиля). Да, то где Вы прописаны может либо существенно увеличить стоимость полиса, либо, на Ваше счастье, существенно его уменьшить.

Приводить огромную таблицу значений в этой статье я тоже не буду, скажу только, что этот коэффициент может быть от 0.6 до 2.1 (как правило в городах большой коэффициент, в селах маленький).

Лучшим способом узнать свой КТ будет в поиске вбить «КТ ОСАГО 2018» (или какой там будет актуальный год, когда Вы будете читать эту статью), зайти на первый попавшийся сайт и в таблице выбрать свой населенный пункт.

Если Вы оформляете страховку на 1 год, этих коэффициентов Вам будет достаточно.

Смело перемножайте их и в результате получите стоимость Вашего полиса ОСАГО.

Давайте посмотрим расчет на примере:

Итак, допустим Вам 30 лет, Вы водите авто уже 4 года, мощность Вашего железного коня 125 лошадиных сил, КБМ который Вы рассчитали по себе на сайте получился 0,85. Живете Вы, например, в Новосибирске (коэффициент территории будет 1.7).

Давайте посчитаем в этом случае стоимость Вашего ОСАГО:

4118 руб. * 1 * 1.4 * 0.85 * 1.7 = 8330,71 рублей

Итак, теперь стоимость своего полиса ОСАГО Вы знаете, что же делать дальше?

Как же все-таки оформить этот электронный полис ОСАГО онлайн, если страховые не хотят Вам его оформлять?

ВОЗМОЖНО 2 РЕШЕНИЯ! Рассмотрим их более подробно.

1. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ОСАГО на сайте РСА (Российский союз автостраховщиков)

Этот способ гарантированно позволит Вам оформить страховку ОСАГО (ведь это все-таки обязательный вид страхования), вот только страховую компанию самостоятельно выбрать Вам не удастся.

Так, что если Вам не важно в какой страховой компании будет застрахована Ваша автогражданская ответственность, или Вы доверяете выбору РСА — этот способ застраховать свой автомобиль ОСАГО подойдет Вам лучше всего!

Смело заполняйте указанные на сайте РСА поля и выкладывайте отсканированные документы (паспорт, водительское, СРТС или ПТС и диагностическую карту) и «на выходе» вы получите полис страховой компании, которую любезно выберет для Вас союз автостраховщиков. (Полис конечно необходимо будет предварительно там же на сайте оплатить со своей банковской карты).

Попасть на сайт РСА можно также вбив в Вашем любимом поисковике фразу «официальный сайт РСА» — как правило первым в поисковой выдаче будет нужный нам сайт.

2. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА САЙТАХ-СТРАХОВЫХ АГЕНТАХ

Да, вы не ослышались, бывают и такие.

Как правило они работают «от конкретной страховой компании», хотя пишут обычно, что со многими.

Понять можно с какой именно страховой компанией работает данный сайт-агент можно сделав предварительный расчет стоимости полиса.

Скорее всего Вам будет предложен 1 «хороший» вариант, а остальные будут указаны либо дороже (на самом деле мы с Вами уже знаем, что стоимость полиса ОСАГО не зависит от выбранной страховой компании) либо будут просто неактивны. Позволим им эту небольшую хитрость.

Так вот, перебрав несколько таких сайтов-агентов, Вы сможете выбрать именно ту страховую компанию которая по душе именно Вам.

Можете не беспокоиться о стоимости полиса, она не будет Выше, чем мы с Вами рассчитали ранее. Дело в том, что в большинстве случаев сайты-агенты не берут с Вас комиссию за оформление полиса ОСАГО. Комиссию за оформление им платит как раз страховая компания с которой они работают (при этом на стоимости полиса это не сказывается).

Таким образом, если Вы уже рассчитали стоимость полиса ОСАГО (какой она должна быть), можете смело заходить на сайт-агент и оформлять страховку на нем. Это бывает удобней чем сайт РСА, так как часто на сайте-агенте не нужно прикладывать сканы документов (хотя и не всегда) и можно подобрать страховую компанию «популярней», чем та которую предложит Вам сайт РСА.

Как найти эти загадочные сайты-агенты?

На самом деле достаточно просто. В поиске нужно вбить «оформить ОСАГО онлайн» и среди предложенных результатов поиска выбрать те, которые не являются сайтами страховых компаний.

Как то так. Надеюсь статья будет Вам полезной.

Постарался максимально подробно раскрыть тему. Если есть вопросы/предложения/замечания пишите, пожалуйста, в комментариях. Я с удовольствием на них отвечу, ну или почерпну новые знания, которые доселе мне были не известны.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Резко выросло количество водителей, не покупающих ОСАГО

Как сообщают «Известия», Российский союз автостраховщиков (РСА) обнародовал данные, согласно которым примерно 3 млн. водителей ездят без ОСАГО, либо с фальшивыми полисами. Ситуация ухудшается уже третий год подряд: впервые снижение количества заключенных договоров было зафиксировано в 2015 году.

Поскольку автомобильный парк в стране растет даже несмотря на кризис, такой спад желающих оформить полис гражданской ответственности демонстрирует катастрофическое падение доверия к ОСАГО, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько:

— Прежде всего за последние несколько лет средняя стоимость страховки выросла более чем вдвое — это самый главный стимул отказа от ОСАГО. В то же время сама страховая услуга становится всё хуже — речь идет о последних поправках, связанных с ограничением выплат наличными деньгами автомобилисту при наступлении страхового случая. Кроме того, водители зачастую становятся жертвами мошенничества, добросовестно покупая фальшивые страховки, — цитируют юриста «Известия».

Стоит отметить, что 2013-м, первом кризисном году было заключено 42,7 млн. договоров ОСАГО, в 2016-м — 39,1 млн., а в 2017-м — 39,2 млн. договоров. По данным РСА не менее 3 млн автовладельцев эксплуатировали машины без полиса автогражданки или по поддельным документам. Как считают эксперты, единственной действенной мерой по изменению ситуации может стать только снижение тарифов ОСАГО.

Читайте так же:  Приказ 89 от 25.02.2019 г

ОСАГО: как не стать жертвой мошенников при покупке полиса

Поддельные бумажные полисы пока еще самая распространенная форма мошенничества. Новые бланки с серьезной защитой появились год назад, но мошенники уже научились их подделывать настолько качественно, что на глаз выявить фальшивку невозможно. Единственный способ понять, что вам предлагают подделку, — это цена. Если вам обещают полис за 1 500—2 000 рублей, это почти наверняка фальшивка. Цена полиса зависит от базового тарифа (от 3 432 до 4 118 рублей) и коэффициентов (регионального, за безаварийную езду — КБМ, за возраст и стаж и т. п.). Коэффициенты могут снизить стоимость полиса, но всему есть предел. Средняя цена настоящего полиса ОСАГО — 5 600—5 800 рублей. Минимальная стоимость страховки — 617,76 рубля. По такой цене может приобрести полис «автогражданки» для легкового автомобиля на год, например, житель Крыма, Северного Кавказа или Бурятии. При этом он должен быть старше 22 лет, ездить на малолитражке мощностью до 50 л. с., иметь стаж вождения более трех лет и 13—14 лет не попадать в аварии (или не заявлять ДТП в страховую). При этом все годы он должен страховаться. Если вы не подходите под это описание, проверьте, во сколько должен обойтись вам полис, на сайте РСА . Стоимость также можно посмотреть на сайтах финансовых супермаркетов. Если вам предлагают дешевле расчетной стоимости, значит вас пытаются обмануть.

Очевидно, что полис ОСАГО не стоит покупать у бабушки в переходе или в других сомнительных местах. Обратитесь в офис страховой компании или официально работающего брокера. Вы можете, конечно, купить полис и у агента страховой компании или брокера, который привезет полис вам на дом / в офис. Но предварительно убедитесь, что он работает в данной компании: просто позвоните по контактному номеру на официальном сайте страховщика. Полис, который вам доставит представитель брокера, также можно проверить по номеру, позвонив в кол-центр страховой компании. Естественно, сделать это нужно до того, как вы передадите деньги.

С начала 2017 года все страховщики обязаны продавать e-ОСАГО через свои сайты. Воспользовавшись этим, мошенники стали проникать и в киберпространство. Если вы решили купить электронный полис, проверьте подлинность сайта страховой компании. В Интернете ежедневно появляется огромное количество сайтов, которые подделываются под ресурсы ведущих страховщиков. У таких клонов и доменное имя схожее, и все атрибуты реально работающей компании (логотип, фирменный стиль, номер лицензии) есть в наличии. Не полагайтесь на верность своего глаза и, прежде чем совершать покупку, загляните в список официальных сайтов страховых компаний, который размещен на сайте РСА в разделе «Электронный полис ОСАГО» . На этих сайтах можно смело рассчитывать, оформлять и оплачивать покупку.

Мошенники также создают сайты-посредники, а также специальные группы и аккаунты в соцсетях — в 2017 году РСА выявил 727 подобных интернет-ресурсов. Покупать полис ОСАГО в соцсетях немногим лучше, чем у цыганки на вокзале, — в таких местах ОСАГО не продается. Посредникам (физическим лицам, агентам, брокерам, сайтам-супермаркетам и пр.) запрещено продавать электронные полисы ОСАГО. Отличить настоящий маркетплейс от поддельного очень просто: официально работающий финансовый супермаркет подберет для вас варианты от разных страховых компаний, а когда вы определитесь, «перекинет» вас для оформления на сайт самой компании, где вы и будете производить оплату. Поддельные сайты-посредники возьмут с вас оплату сами, вот только полис вы не получите вовсе или получите фальшивку.

Появилось много «помощников», которые за какую-нибудь тысячу рублей берутся заполнить за вас форму на сайте компании. При этом «помощник» исправляет в своих интересах предоставленные данные (например, мощность автомобиля или регион его регистрации), за счет чего полис для него становится существенно дешевле. (База данных РСА, увы, пока не способна автоматически проверять марку автомобиля, госномер и регион, сверяясь с базой ГИБДД.) С автовладельца при этом «помощник» берет полную стоимость настоящего полиса. В итоге вы уверены, что купили полноценный полис (посредник указывает реальный регистрационный номер и VIN авто), а на деле имеете на руках подделку, за которую можете еще и понести наказание. В конце прошлого года пленум Верховного суда дал разъяснение, что недостоверные сведения при оформлении ОСАГО не аннулируют полис — страховщик обязан будет выплатить вам возмещение, но при этом он может выставить регрессный иск на всю сумму выплаты и еще потребовать компенсации разницы в стоимости полиса.

Все больше водителей в России считают: полис ОСАГО не нужен

«Известия», ссылаясь на данные МВД, сообщили, что в 2017 году количество штрафов за езду без полиса автогражданки резко увеличилось — на 40% (до 2,8 млн шт.). В свою очередь, по данным, Российского союза автостраховщиков (РСА), примерно три миллиона автомобилистов сегодня ездят либо вовсе без ОСАГО, либо с фальшивым полисом. При этом число тех, кто заведомо покупает дешевый, но ненастоящий полис, невелико. «Отказников» гораздо больше. Главный их мотив при отказе от «автогражданки» очевиден — страховка стала для них неподъемной (слишком дорогой).

Почему так много автомобилистов решается на отказ от страхования автогражданской ответственности? Потому что «гаишников» на дорогах стало меньше, а штраф за отсутствие ОСАГО сравнительно невелик (на сегодняшний день он составляет 800 рублей). А как же вероятность ДТП? Не смешите! Кто в России беспокоится о таких мелочах? Мы же не «чайники» какие-нибудь, водим как боги. Короче, ничего с нами не случится. А раз так, то и полис нам не нужен!

Статистика утверждает, что еще три года назад полисы ОСАГО автовладельцы раскупали как «горячие пирожки». А потом вдруг как отрезало! В 2015 году, по данным ГИБДД, было выписано около 189 тыс. штрафов за это нарушение, в 2016 году этот показатель вырос до 1,9 млн штрафов. По итогу прошлого года было уже выписано до 2,8 млн протоколов на водителей, не имеющих при себе полиса ОСАГО.

Страховщики эту тенденцию подтверждают. Количество заключенных договоров, начиная с 2015 года, резко уменьшилось. И это притом, что автопарк в России продолжает расти. Вывод: либо водители ездят с поддельными полисами, либо вообще без них.

Экспертов такой тренд ничуть не удивляет. По словам адвоката движения «Свобода выбора» Сергея Радько, за последние несколько лет средняя стоимость страховки выросла более чем вдвое. В то же время сама по себе услуга становится хуже. Водителям, например, не понравилось принятое недавно ограничение на выплату компенсации деньгами при наступлении страхового случая. Также увеличилось и число мошенников, продающих автомобилистам поддельные полисы ОСАГО.

Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, возмещения убытков пострадавший в аварии может добиваться только через суд. Но если у ответчика не нашлось денег на страховку, с большой долей вероятности он не найдет средств и на возмещение ущерба по суду. Да, суд встанет на сторону потерпевшего, вот только взыскания могут длиться годами.

Что дальше? «Для ОСАГО может наступить «принцип домино», — считает автомобильный эксперт Сергей Иванов. Чем больше людей будут отказываться от покупки полиса, тем быстрее наступит кризис доверия к «автогражданке». Автомобилисты начнут поголовно отказываться от этого вида страхования. РСА вновь начнет ныть об убытках, судьям прибавится работы, а пострадавшим в ДТП — головной боли.

Вывод напрашивается следующий: тарифы ОСАГО надо не поднимать, а снижать. Правда, страховщики с этим не согласятся. Они требуют дальнейшего повышения тарифов, а также ужесточения ответственности для тех, кто выезжает на дорогу без оформленного по всем правилам полиса ОСАГО. Есть еще один вариант, который возможно «приструнит» нарушителей — отдать контроль за наличием полиса ОСАГО камерам фотовидеофиксации. Сделать это, как говорят специалисты, возможно.