Наследование при петре 1

Наследственное право

Наследование no завещанию. Правом совершать за­вещание пользовались как мужчины, так и женщины.

Духовные завещания в рассматриваемый период мог­ли совершаться как в устной, так и в письменной форме (до 1726 г.

Для признания письменного завещания действитель­ным требовалось, чтобы завещатель находился «в здра­вом уме и твердой памяти». Завещание должно быть под­писано завещателем и душеприказчиком либо приходским священником, если завещатель был неграмотен. Требова­лось, кроме того, чтобы письменные завещания были зас­видетельствованы Юстиц-коллегией, а с 1775 г. — пала­тами гражданского суда.

C 1766 г. завещания самоубийц были признаны не­действительными.

C 1714 до 1731 гг. право завещателя распоряжаться имуществом было ограничено: согласно Указу о едино­наследии, который был обязателен для всех сословий, кро­ме крестьян, отец, имевший несколько сыновей, был обя­зан назначить одного из них наследником всего своего имущества; движимое же имущество он мог распределять между другими сыновьями по своему усмотрению. При отсутствии сыновей он мог завещать имущество одной из дочерей. При отсутствии дочерей завещатель мог передать имущество кому-либо из своих родственников, но непре­менно той же фамилии, к которой он сам принадлежал. При отсутствии таких родственников имущество могло быть передано какой-либо из родственниц. Мужья дочери или родственницы, получившей имущество по завещанию, должны были принять фамилию завещателя.

Указ о единонаследии 1714 г. вызвал недовольство со стороны дворянства. Дворяне всячески стали обходить этот закон и добились его отмены в 1731 г.

При Екатерине II, когда имущество было разделено на родовое и благоприобретенное, свобода завещательно­го распоряжения родовыми имуществами была ограниче­на. Родовое имущество должно было переходить к на­следникам по закону.

Наследование по закону. B отношении наследования по закону до 1714 г. продолжали сохранять действие нор­мы Соборного уложения 1649 г. B 1714 г. Петр I, желая предотвратить дробление дворянских имений, издал Указ о единонаследии. По этому указу все недвижимое имуще­ство переходило к одному старшему сыну, движимое же имущество распределялось между другими сыновьями по­ровну, причем дочери могли наследовать только при от­сутствии сыновей. За неименением сыновей имущество передавалось старшей дочери, муж которой должен был принять фамилию тестя. При отсутствии дочерей недви­жимое имущество переходило к одному из близких род­ственников, а движимое имущество делилось между ос­тальными родственниками.

C 1731 г. после отмены Указа 1714 г. установился прежний порядок законного наследования, но с некоторы­ми более или менее существенными изменениями. Иму­щество лица, не оставившего после себя завещания, прежде всего поступало нисходящим родственникам, т. e. сыно­вьям или внукам; дочери получали в недвижимом иму­ществе 1/14 часть, а в движимом 1/8. При отсутствии нисходящих имущество переходило к боковым родствен­никам, причем братья исключали сестер.

Жена по Указу 1731 г. призывалась к наследованию имущества своего мужа: в недвижимом имуществе она получала 1/7 часть, а в движимом — 1/14 часть. Таким же правом пользовался и муж после смерти жены.

При отсутствии наследников или неявке их в срок имущество признавалось выморочным и передавалось в казну. Выморочное имущество офицера или матроса по­ступало в госпитали. Выморочное имущество «гражданс­ких обывателей» по Жалованной грамоте городам посту­пало на нужды города.

Указ впервые в российском праве использовал термин «недвижимое имущество»

До начала XVIII века наследование имущества на Руси совершалось согласно Лествичному праву, сыновья получали равную долю наследства, дочери наделялись приданным. Реформатор Петр Романов традиционный способ наследования изменил. 23 марта (3 апреля) 1714 года он издал Указ о майорате или единонаследии — «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах».

Причины реформы заключались в следующем, во-первых, Петр желал установить исправность в платеже податей: «Если недвижимое будет всегда идти одному сыну, а прочим только движимое, то государственные доходы будут справнее…». Для государства, завязшего в Северной войне и в то же время занимавшегося строительством новой столицы, этот вопрос был актуальным.

Вторая причина заключалась в желании сохранить постоянство дворянских родов и фамилий: «…фамилии не будут упадать, но в своей ясности непоколебимы будут чрез славные и великие домы. Понеже разделением имений недвижимых великий есть вред в государстве нашем как интересам государственным, так и самим фамилиям падение…»

И последняя, третья причина выхода Указа заключалась в побуждении младших сыновей к военной службе и какой-либо другой деятельности:

«Прочие [сыновья] не будут праздны, ибо принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим».

Чтобы побудить младших сыновей к деятельности, спустя месяц был принят дополнительный указ:

«Ежели кадет пойдет в службу воинскую и получит себе службою деньги, на которые себе захочет купить деревни, дворы или лавки, то ему вольно купить, однако не ранее как по истечении 7 лет службы его; если же будет в гражданской службе, то по истечении 10 лет службы; если будет в купечестве или мастерстве, то после 15 лет; а кто ни в чем вышеописанном не будет, тому никогда нельзя будет приобретать недвижимую собственность».

Т.е. для приобретения недвижимости самой перспективной становилась воинская служба.

Согласно указу о единонаследии, дворянское и боярское сословия сливались в одно, так как с этого момента дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной, поместье, как и вотчина, стало наследуемым.

Новый порядок наследования недвижимости предполагал передачу имущества старшему сыну или дочери — по закону, но по завещанию отец был вправе передать наследство любому из сыновей. А имущество движимое завещатель мог распределить между детьми по своему усмотрению. Попытка предотвратить дробление поместий так и не была полностью реализована. Русское дворянство встретило Указ чрезвычайно враждебно и, несмотря на неоднократные напоминания и угрозы, он так и не был проведен в жизнь. В последующие годы он дорабатывался, но оказался нежизнеспособным, по словам историка Василия Ключевского закон «внес в землевладельческую среду путаницу отношений и хозяйственное расстройство».

Указ о майорате просуществовал 14 лет и в декабре 1730 года по требованию дворян был отменен императрицей Анной Иоанновной.

Наследование при петре 1

23 марта (3 апреля) 1714 г. Петром I был подписан указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» (указ о единонаследии), закрепивший дворянскую собственность на землю и уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин, что имело большое значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Опубликованию указа предшествовало изучение законодательства о наследовании имущества дворянами в других странах.

По указу 1714 г. отец мог передать недвижимое имущество только одному из сыновей или дочери (если нет сына), при отсутствии детей — одному из своих родственников. «Ежели недвижимое будет всегда одному сыну, а протчим толко движимое, то государственныя доходы будут справнее, ибо с болшаго всегда господин доволнее будет, хотя по малу возмет, и один дом будет, а не пять, и может лутче льготить подданных, а не разорять».

Указ запрещал продавать и закладывать недвижимое имущество. Движимое имущество завещатель мог распределить между детьми по своему усмотрению. Указ был направлен против дробления дворянских имений, приводившего, по мнению Петра I, к разорению дворянства, и юридически ликвидировал разницу между поместьями и вотчинами, превратив их в единый вид дворянской земельной собственности.

По словам В. О. Ключевского, «Мартовский указ не утверждал исключительного права за старшим сыном; майорат был случайностью, наступавшей только при отсутствии духовной: отец мог завещать недвижимое и младшему сыну мимо старшего. Указ установлял не майорат, а единонаследие, неделимость недвижимых имений, и шёл навстречу затруднению чисто туземного происхождения, устранял дробление поместий, усилившееся вследствие указа 1684 г. и ослаблявшее служебную годность помещиков».

Одна из главных целей указа состояла в том, чтобы принудить молодых дворян к службе. Указ создавал ситуацию, когда они «принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим». От службы пытались уклониться любыми возможными способами, но государство наказывало тех, кто не являлся по призыву. По закону 1714 г. уклонившегося от службы лишали имения в пользу доносчика (в том числе и холопа), а по закону 1722 г. объявляли вне закона.

9 (20) декабря 1730 г., в связи с недовольством дворянства, указ о единонаследии 1714 г. был отменён императрицей Анной Иоанновной.

Лит.: О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах: Указ 23 марта 1714 г. // Российское законодательство X-XX вв. Т. 4. М., 1986.; То же [Электронный ресурс] URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/inherit.htm; 1714 год, 3 апреля (23 марта). Пётр I подписывает указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» известный также как Указ о единонаследии [Электронный ресурс] // Руниверс. Б . д . URL: http://www.runivers.ru/Runivers/calendar2.php?ID=61497&month=&year=.

См. также в Президентской библиотеке:

Женское наследование и Петровские реформы

Женское наследование и Петровские реформы

Несмотря на изъяны, характерные для законов женского наследования в начале XVIII в., многие из русских дворянок могли надеяться рано или поздно получить земельную собственность во владение или в пользование. Тем не менее позиции женщин в наследственном праве были незавидными: дворянки не имели никаких гарантий того, что их приданое будет включать в себя землю и составит достойную часть родительского богатства, и не питали никаких надежд на наследство в будущем, если у родителей имелось мужское потомство. Кажется также (если доверять материалам судебных процессов), что надежды женщин не выходили за рамки Соборного уложения. Весь XVII век дворянки, особенно вдовы, активно участвовали в имущественных спорах, требуя через суд возврата приданого от родственников мужа и защищая права своих детей. При случае некоторые даже пытались обойти законы о наследстве, выдвигая претензии на вотчины или оспаривая завещания <58>. Но не сохранилось никаких документов, которые свидетельствовали бы о попытках дворянок оспорить право своих родителей определять состав приданого или о том, что замужние дочери после смерти родителей требовали бы прибавить что-нибудь к их приданому сверх уже выделенного.

В XVIII в. дворянки, обращавшиеся в суд с исками, внесли новый компонент в дискурс женского наследования: они принялись указывать на несоответствия в законах и требовать, чтобы власти разъяснили наследственные права замужних дочерей. Дебаты о наследственных правах дворянок свелись к разногласиям по единственному вопросу: является ли приданое всего лишь авансом наследства или дочери, выходя замуж и принимая свое приданое, отказываются от дальнейших претензий на собственность семьи? Спор о том, на какую именно долю родительских владений могут рассчитывать женщины, возник в 1714 г. вместе с выходом Указа о единонаследии, затем служил источником бесчисленных семейных конфликтов после отмены этого указа в 1731 г. и утих только в конце столетия, когда законодатели наконец-то выработали последовательные рекомендации относительно женского наследования. Если наследственные права мужчин были четко разъяснены в 1731 г., то представление о законных правах наследования для женщин развивалось медленно. Прежде чем они окончательно сформировались, не одно десятилетие местные и центральные судебные инстанции вели об этом дискуссии, вклад в которые внесло и активное участие в процессах самих дворянок.

С XIX в. историки приписывали Петру Великому отмену сложившихся в XVII в. ограничений на право собственности для женщин и восстановление привилегий, которыми они пользовались в предыдущую эпоху <59>. Между тем число законов об имуществе, появившихся в царствование Петра, было скудным в сравнении с множеством «Новоуказных статей» — дополнительных актов по поводу собственности, изданных его отцом царем Алексеем Михайловичем и сестрой царевной Софьей Алексеевной <60>.[22] Более того, за исключением одного указа 1715 г.[23], имущественное право петровского времени не было ориентировано на женщин и не заботилось об их выгоде, а стремилось только упростить законы и увеличить доходы государства. И тем не менее, объединив в Указе о единонаследии две формы земельного держания, определенные в московских законодательных сводах, в единую категорию недвижимого имущества, Петр покончил с практикой отстранения женщин от наследования вотчин[24].

Самым спорным нововведением Петра I в области имущественного права была его попытка в 1714 г. навязать русскому дворянству систему единонаследия. Русские издавна славились приверженностью к разделу наследства, дворяне веками делили землю между сыновьями поровну, и теперь требование завещать всю ее единственному наследнику казалось служилой элите вопиющей несправедливостью <61>.[25] К тому же, вдобавок к упразднению различия между родовыми и служилыми землями, Петр пренебрег и уникальным статусом купленных вотчин, в распоряжении которыми дворяне традиционно пользовались большей свободой. Отныне родители должны были обеспечивать всех детей, кроме наследника земли — как сыновей, так и дочерей, — раздавая им поровну свое движимое имущество <62>.[26] С точки зрения рядовых дворян, Указ о единонаследии не только нарушал вековые традиции, но и подрывал материальное благополучие их детей. Этот новый порядок налагал на дворянские семьи тягостное бремя, так как в большинстве своем они имели мало наличных денег и с большим трудом могли наскрести их на приданое дочерям или в надел младшим сыновьям <63>. Даже счастливцы, наследовавшие земельные владения, сразу же сталкивались с неприятной перспективой покупки необходимого в имении скота и зерна, потому что они были поделены между их братьями и сестрами как движимое имущество. Петр, со своей стороны, считал, что Указ о единонаследии предотвратит дробление имений, сбережет на будущее дворянские состояния и не даст пресечься дворянским родам, многие из которых по причине дробления земель разорялись всего за несколько поколений <64>. Кроме того, царь надеялся, лишив недвижимости младших дворянских сыновей, заставить их служить государству. Однако в этом он, по мнению современников, больших успехов не достиг, потому что молодых дворян приходилось силой тащить на военную службу, и мало кому из них приходило в голову избрать себе какую-нибудь профессию <65>.

Несмотря на сопротивление дворянства единонаследию, Петр I упорно внедрял его до самого конца своего царствования. В ответ самые непокорные, чтобы обойти указ, прибегали к незаконным земельным сделкам, продавали землю якобы ради уплаты долгов, чтобы распределить вырученные суммы между своими наследниками <66>. Какими способами дворяне выходили из положения, видно по купчим и закладным документам, в которых продавцы и покупатели утверждали, что сделка их подлинная, а не фальшивая. Так, в 1724 г. подполковник Брылкин попытался предъявить права на земельное владение и написал в своем исковом прошении, что вдова Коровина годом раньше заложила ему свое имение за две тысячи рублей. «Заняла она для… росплаты долгов своих, — утверждал Брылкин, — а не для какаго неправдиваго укрепления безденежно… меншим сыновям и дочерям» <67>. Что же касалось законопослушных дворян, то они старались убедить наследников своих земель не обманывать братьев и сестер <68>.

В Указе о единонаследии было оговорено несколько аспектов женских имущественных прав. Впрочем, в смысле наследования нельзя безоговорочно признать этот указ благом для дворянок. С одной стороны, закон укрепил женские наследственные права: за неимением мужского потомства, наследницей назначалась одна дочь, которая и становилась владелицей всего отцовского имения. Однако значение этой привилегии несколько сужалось статьей 7 Указа, гласившей, что если последний представитель рода оставлял только дочерей, то один из его зятьев мог принять его фамилию и унаследовать недвижимое имущество. Благодаря этому приему дворянки могли продолжить отцовский род, но ценой некоторого ограничения собственных наследственных прав. Так, князь Ромодановский в 1730 г. назначил дочь и зятя сонаследниками своих владений <69>. В статье 7 не оговаривалось, кто из супругов в этом случае получает право отчуждать имение[27]; однако многочисленные двойные фамилии русского дворянства говорят о том, что не один Ромодановский предпочитал иметь наследников-мужчин[28].

Другим позитивным новшеством было то, что благодаря Указу о единонаследии укрепилась власть женщин над их приданым. Примечательно, что в указе не затрагивался вопрос об управлении имуществом женщины во время брака; правда, статья 8 была посвящена проблеме наследства матери в случае ее вторичного замужества. Если закон молчаливо подразумевал, что супруги, имеющие только общих детей, станут избирать единого наследника как для отцовских, так и для материнских земель, то о том, что мужчины вправе назначать наследников лишь своих собственных имений, а не имений жены, в нем говорилось прямо. При наследовании в отсутствие завещания деревни, полученные женщиной в приданое, отходили к ее старшему сыну или дочери, а ее личное имущество разделялось между остальными детьми. Однако на практике статус материнского наследства в течение всего XVIII в. оставался весьма неоднозначным: материалы завещаний и росписей приданого убедительно говорят о том, что некоторые супруги рассматривали свои владения как единое целое, вместо того чтобы тщательно делить собственность каждого между всеми детьми[29].

Указ о единонаследии и постановление 1716 г. сделали положение вдов более сносным. Однако петровские указы по поводу вдовьей доли наследства вдохновлялись скорее представлением о прожитке, чем об указной части, и ограничивали право вдовы отчуждать землю. Так, Указ о единонаследии гласил, что вдова могла свободно пользоваться всем недвижимым имуществом мужа до повторного вступления в брак или до своей смерти, после чего имение возвращалось в род ее мужа. Позднее Петр понял, что в этом указе не предусмотрен случай вдов, имеющих детей, и в 1716 г. внес в него дополнение о том, что вдова, с детьми или без них, может немедленно потребовать четверть движимого и недвижимого имущества мужа, но обязана также взять на себя и четверть его долгов. После этого оставшиеся три четверти собственности отходили к детям этой пары или к родственникам мужа. Мужья могли подобным же образом претендовать на земли своих жен <70>. Но если в указе 1716 г. говорилось, что вдовы получают свою долю «в вечное владение» — и при этом им не запрещалось продавать или закладывать такие земли, — то полномочия вдовы отчуждать имущество мужа не были четко сформулированы. В 1725 г. Екатерина I постановила, что вдовы вольны назначать наследников доставшейся им доли имущества мужа, но никак не оговорила их права продавать или закладывать эту землю. Впрочем, на практике вдовы и продавали, и закладывали свои наделы задолго до указа 1725 г.[30]

Читайте так же:  Гидрокостюм ликвидация

Развитие права при Петре 1

Оформление сословного строя — создано 4 сословия. Принципа равенства перед законом не было, твои права зависят от твоего сословного положения.

Вещное право консервативно, допускает минимум буржуазных моментов. 23 марта 1714 г. – Указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества. Недвижимость: вотчина, поместье, здания, лавки и т.д. (вотчина = поместье). Недвижимость можно передавать по наследству, но имущество можно передать только одному человеку (по закону – старшему сыну, по завещанию – любому). Если нет сыновей, то наследует дочь, если нет дочерей – ближний родственник, но только один человек! Продавать и менять недвижимость можно было только в крайнем случае, устанавливалась высокая пошлина в 10%.

Промышленникам разрешено использовать недра земли в своих целях и покупать крестьян для этого (посессионные крестьяне – продавать и покупать крестьян можно только со всем имуществом, не отдельно). Собственники земли лишены права на недра земли. Петр 1 запретил рубить некоторые категории лесов (сосна, дуб – они были нужны для строительства флота).

Петр 1 запретил вылов ценных пород рыб в виде промысла.

Обязательственное право. Наблюдается тенденция приспособления права к рынку.

В 1700 г. Петр 1 издает Указ о взыскании долга при наличии нескольких кредиторов. Имущество должника делится между кредиторами пропорционально долгам. «Если имущества нет, начинается правеж». Если правеж не помогал, били кнутом. В самом крайнем случае каторга в Азов на 3 года, а затем ссылка.

Много внимания заключению договоров. Сделки крепостных делятся на 3 вида:

Уголовное право. Действовало Соборное уложение. Появляется много нормативных актов (Артикул воинский). Ужесточение законов.

В 1715 г. принят Артикул воинский, который должен иметь отношение только к военным (но затем применяется и к гражданским).

Понятие преступления двояко. Материальное определение – нанесение ущерба (государству); второе определение – нарушение уголовного закона. Рассматриваются проблемы соучастия, вины, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность (опьянение), о необходимой обороне и о крайней необходимости.

Виды преступлений: по объему было больше воинских преступлений

1. Против религии и церкви

2. Гос. преступления

3. Преступления против порядка управления

4. Воинские преступления

5. Должностные преступления

6. Против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, против чести)

8. Против семьи и нравственности

Главная цель наказания – устрашение. А также изоляция преступника, возмездие, имущественная выгода.

1. Смертная казнь – простая (отсечение головы, повешение, расстрел — благородная форма) и квалифицированная (исчезает залитие в горло расплавленного металла)

2. Каторга – новый вид наказания (с греч. – гребное судно): людей посылали гребцами на судно.

3. Лишение свободы

4. Гражданская казнь: человека обесчестивали (касалось главным образом дворян) – человек как бы умер, юридически, жена вдова, имущество передается по наследству, поддерживать компанию с таким человеком нельзя, его можно было бить, унижать, но не убивать!

5. Телесные наказания: членовредительные и болезненные (+шпицрутены – битье прутьями, кошки – битье плетью с несколькими кнутиками; для военных)

6. Имущественные наказания: конфискация, штраф, вычет из жалования (для военных)

7. Специфические наказания для военных: «сидение на лошадках», «хождение по кольям», ношение седел

С распространением на население Артикула воинского уголовная ответственность усилилась.

Процесс. В 1697 г. Петр1 отменяет состязательный процесс. Все дела должны были осуществляться в форме розыскного процесса.(на практике все было иначе) в 1715 г. принимается «Краткое изложение процессов или судебных тяжеб» – употребляется термин «суд». В оценке доказательств вводится теория формальных доказательств: закон заранее определяет силу того или иного доказательства. Рассматривается сила свидетельских показаний: показания духовного лица сильнее показаний лица светского, показания ученого сильнее показаний неученого, показания мужчины сильнее показаний женщины.

Развитие законодательства в последние ¾ века

Вещное право. Феодальные моменты усиливаются. К концу века дворяне были единственными собственниками земли. В 1730 г. крестьяне были лишены права приобретать землю в собственность. В 1754 г. началось генеральное межевание: купцам было предложено продавать свои земли, они уже не имели права собственности на землю. Произошла секуляризации церковных земель (1764 г.) Екатерина разрешила собственникам земли разрабатывать недра, рубить лес, ловить рыбу в виде промысла. В своих имениях дворяне могли организовывать производственную деятельность.

Права помещика на личность крестьянина расширялись: право переселять крестьян, продавать, ссылать в Сибирь и т.д. Крестьяне продавались с землей = недвижимость, без земли = движимость.

Обязательственное право. Указ о единонаследии. Дворяне могли передавать свои имения по наследству по указу Петра.

В 1729 г. появился Вексельный устав (большой роли не сыграл, т.к. появились банки, ростовщики).

Уголовное право. Действует Соборное уложение, Артикул воинский, Морской устав.

Елизавета Петровна отменила смертную казнь. (Россия стала единственной страной в Европе, где запрещена была смертная казнь.)

Процесс. Принципиальных изменений нет. Существует 2 формы процесса: состязательный (почти по всем гражданским делам и по мелким уголовным) и розыскной (по всем крупным уголовным делам и некоторым гражданским – споры о землю и крепостных крестьянах).

Тема 6. Государство и право России в период разложения феодализма и роста капиталистических отношений (первая половина 19 в.)

1. Государственный строй: а) в правление Александра 1 б) в правление Николая 1.

2. Систематизация законодательства М.М. Сперанский.

3. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

4. Суд и процесс.

Происходит разложение феодализма и одновременный рост буржуазных производственных отношений. Примерно с 30х-40х гг. 19 в. разложение феодализма принимает форму кризиса. Государство начинает проводить охранительную политику, особенно во времена правления Николая 1, для того, чтобы законсервировать общественные отношения.

Александр 1, придя к власти, сделал такой вывод: «Бабка разрушила центральный гос. аппарат!»

Александр 1 предпринимает реформу центрального гос. аппарата. В 1802 г. он создает 8 министерств, которые включили в себя существовавшие коллегии (коллеги вскоре исчезли). Коллегия управляется группой лиц, решения принимается по большинству голосов, а министерство управляется одним человеком, который ответствен за всё. Политологи пришли к выводу, что коллегии не обладают достаточной ответственностью. Именно поэтому созданы министерства, управляемые одним человеком – министром.

Министерская система управления означала централизацию гос. управления. Это выразилось в том, что каждый министр непосредственно несет ответственность перед императором.

Не все сферы деятельности вошли в управление министерств, для некоторых сфер были созданы главные управления, во главе которых стоял главный управляющий.

В 1802 г. был создан Комитет министров, задача которого заключалась в выработке решений, выходящий за пределы ведения одного министерства. Комитет министров – совещательный орган. Если император присутствовал на заседании КМ, он утверждал решение, если не присутствовал — составлялся проект, который затем подавался императору для утверждения или отказа.

Александр 1 хотел ввести конституционную монархию в России. В науке это назвали «конституционными иллюзиями».

В 1810 г. Александр 1 учреждает Государственный совет как законоподготовительный орган, а затем должна быть создана Гос. Дума как законосовещательный орган. Однако царь не решился на создание Гос. Думы из-за неудовольствия дворян. Гос. совет не был особо нужным органом без Гос. думы. В Гос. совет входили все министры и лица, назначаемые императором (старички).

Главная заслуга Александра 1 – реорганизация центрального аппарата.

Николай 1 ввел режим личного управления: Николай 1 решил самостоятельно принимать решения по крупным и мелким вопросам. При таком подходе император должен работать с утра до вечера (он так и делал первые лет 10). Николай 1 очень любил разводы в полках, плац-парады)

Николай 1 реорганизует систему центрального гос. управления:

1. Создается Собственная Его Императорского Величества Канцелярия – для контроля дел в стране. Делилась на несколько делений: 1 отделение – прием граждан к императору, фиксировались поручения царя, осуществлялся контроль за их исполнением, учет кадров рос. Гос. деятелей; 2 отделение – занималось законотворчеством; 3 отделение – управление полицией – жандармами.

2. Создание Министерства императорского двора. Оно получило на практике очень большое значение: министр императорского двора встречался с императором несколько раз за день. Императорская семья расширяется, её надо содержать – для этого было создано данное министерство.

В системе местного управления серьезных изменений нет. Главный орган управления – земский суд, капитан-исправник теперь назначается императором.

Центральный гос. аппарат сильно разрастается, он задавил местный аппарат. Местный гос. аппарат не может своевременно реагировать на поручения центра. «Каждая бумажка должна отлежаться»

Систематизация законодательства Сперанским.

Накопилось большое количество противоречивого нормативного материала. Необходима была систематизации законодательства.

Николай 1 дал указание: «Новых норм не выдумывать, старые нормы привести в порядок» Эта работа была поручено 2 отделению Канцелярии, руководителем был назначен Балугьянский, Сперанский – помощник. Сперанский создает Полное собрание законов Российской империи – ПСЗ (55 лет)и Свод законов Российской империи – СЗ (10 лет). ПСЗ создается за 1826-1830 гг., СЗ -1828-1832гг.

ПСЗ состоит из 46 томов большого объема, в нем собраны все (по мысли Сперанского) законы, начиная с СУ и заканчивая 12 декабря 1825 г. материал располагается в хронологической последовательности, здесь как действующие, так и отмененные нормативные акты.

СЗ представляет собой сборник действующих норм права. Состоит из 15 томов. Материал распределяется по предметному принципу (очень близок к отраслевому признаку). СЗ составлялся по принципу инкорпорации. СЗ введен в действие с января 1835 г.

Гражданское право построено по принципу права-привелегии (неравноправия), исходит из принципа 4 сословий с различным правовым статусом. Теперь землю на праве собственности в некоторых случаях могут иметь и горожане и крестьяне.

Ущемлены права женщин и некоторых национальностей. Запрет для крепостных крестьян обвязываться векселями, вступать в подряд (возможно по разрешению помещика).

Формы собственности сохранились прежние.

Крупных изменений в обязательственном праве нет. Появляются некоторые новые виды договоров. Получают большое развитие договор страхования, договор запродажи; в Торговом уставе зафиксирован договор торгового товарищества (товарищество на вере, акционерное общество, артель).

Гражданское право по-прежнему право феодальное.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Для создания этого уложения было изучено 15 зарубежных уголовных кодексов. Это кодекс феодального права! Принцип права-привилегии: дворяне освобождались от телесных наказаний. Юридическая техника гораздо выше по сравнению с предшественниками.

Происходит разделение норм права на общую и особенную часть. В общей части: вопросы общего плана, понятие преступления, обстоятельства усиления ответственности и смягчения, стадии преступления и т.д. В особенной: непосредственно преступления и наказания за них.

Некоторые положения кодекса заимствованы из французского уголовного кодекса. Преступные деяния делятся на: преступления и проступки (в УК Франции были еще полицейские нарушения).

В 1866г. разделение на преступления и проступки было ликвидировано (в общей части, в особенной – термин проступок встречался).

1. Против религии и церкви

2. Гос. преступления

3. Против порядка управления

5. Против воинской повинности

7. Против жизни и здоровья

1. Уголовные: наказания с лишением всех прав-состояний.

Смертная казнь, каторга, поселение в Сибири, других местах- с лишением прав-состояний

2. Исправительные: за них следовало лишение особых прав-состояний

От тюремного заключения до выговора.

Уложение о наказаниях смягчает уголовную ответственность.

Построение наказания по принципу «лестница наказаний» — 1)расположение наказаний по степени ответственности 2)специальный смысл – было 11 видов наказаний, которые делились еще на 35 ступеней. Введением лестницы наказаний законодатель хотел уменьшить судебное усмотрение, т.е. судебный произвол.

Принятие этого акта – шаг вперед.

Суд и процесс. Судебная система существенно упрощается по сравнению с екатерининской. Сословный принцип судов. Множественность судебных органов с 18..8 г. появляются торговые (коммерческие суды). Их деятельность строилась без всяких формальностей. Существовали специальные суды: военные, морские, горные, лесные, железнодорожные и др.

Сохраняется 2 формы процесса: состязательный (суд) и розыскной (следственный). Наиболее часто употребляется суд.

Розыск применялся по большей части уголовных дел и некоторым гражданским (споры на землю, крепостное состояние). (С 1864 г. процесс не делился на суд и розыск, а делился на гражданский и уголовный). Роль суда возрастает, роль розыска понижается. Процесс построен на феодальных основах (право-привилегия). Сохраняется теория формальных доказательств. Очень длительный процесс! В среднем с обжалованием решения в 1 инстанции на разбор уголовного дела уходило 3,5 года. При следственном процессе обвиняемый превращался в объект процесса, адвоката не было, свидетели-эксперты на суд не вызывались.

Существовало 3 вида приговоров: обвинительный, оправдательный, об оставлении в подозрении (недостаточно оснований для обвинительного приговора, при появлении новых доказательств дело быстро возобновлялось).

Состязательный процесс был также очень длительным. Длительность процесса объясняется сохранением формализма (иск-ответ на иск-возражение на ответ-опровержение возражения = 4 месяца-3 года). Состязательный процесс использовал все виды доказательств, известные ранее.

Раздел 3. Государство и право России в период капитализма (вторая половина 19 в. – октябрь 1917 г.)

Тема 7. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (1861 г. – конец 19 в).

1. Общественный строй.

2. Основные моменты развития государственного строя.

3. Крестьянская реформа 1861 г.: правовые аспекты.

4. Земская реформа 1864 г. и городская реформа 1870 г.

5. Судебная реформа 1864 г.

6. Иные буржуазные реформы.

7. Контрреформы 80х-90х гг. 19 в.

8. Развитие права.

Происходит смена общественно-экономических формаций: феодализм сменяется на капитализм.

В России капитализм утверждается реформистским путем. Наиболее важная реформа – крестьянская реформа 1861 г., открыла путь капитализму. Капитализм в России утверждается только к концу 19 в.

Экономика страны начинает развиваться по буржуазному пути, к концу 19 в. Россия развивается на основе капиталистического производства.

Класс феодалов либо разорился, либо перестроился на буржуазные начала (перестроили свои хозяйства).

Крестьянство превращается в класс мелких собственников. Некоторая часть крестьян полностью пролетаризируется.

Формируется класс буржуазии и рабочий класс – пролетариат. В 90е гг. формируется потомственная буржуазия и потомственный пролетариат. Осознавали свои требования. Потомственная буржуазия знала себе цену.

Несмотря на эти процессы сословное деление сохраняется! Даже если крестьянин разбогатеет, он все равно останется по сословию крестьянином.

Развитие государственного строя. Сильных сдвигов в буржуазном направлении в политике нет. Возникает противоречие между базисов и политической надстройкой.

Классовая природа государства не изменилась. У власти феодалы. Форма правления не изменяется – абсолютная монархия. Однако господствующий класс начинает производить определенные изменения, однако сущность государства не изменилась. Эти реформы свидетельствовали о том, что государство сделало первый крупный шаг на пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Юридически с 1861 г. появляется Совет министров (тот же комитет министров, но с обязательным присутствием на заседаниях царя), при этом Комитет министров продолжает свою работу. Появляется новый источник права – постановления Совета министров. Это был очень важный орган, но существовал он недолго, был ликвидирован Александром 3.

Меняется роль Гос. Совета. С Александром 2 его роль возрастает, все реформы проходили через Гос. Совет. С Александром 3 роль ГС чуть понизилась, больше внимания Комитету министров. В 1881 г. ГС было передано 2е отделение канцелярии – законодательная работа пошла через ГС.

Падает роль Императорской канцелярии, её отделения передаются ГС и Министерству внутренних дел (3е отделение). Роль Министерства внутренних дел увеличивается. Наиболее важные министерства: военное, финансов, внутренних дел. Значительно повышается роль министерства финансов, т. к. развитие буржуазных отношений требовало финансовой поддержки. Появляются новые министерства: 1865 г. – министерство путей сообщений, министерство гос. имуществ превратилось в министерство с/х?

Государство стремится усилить свои органы, чтобы усилить власть господствующего класса феодалов.

Крестьянская реформа 1861 г.

Эта реформа исходила из следующих принципов:

1. Собственниками земли являются дворяне.

2. Крестьяне получают личную свободу и права свободных сельских обывателей.

3. Помещики обязаны предоставить крестьянам землю в пользование, а затем могут разрешить крестьянам выкупать землю.

Крестьяне получили право обвязываться векселями, вступать в подряды, заводить фабрики, заводы, самостоятельно решать брачную судьбу. Помещики не хотели давать крестьянам столько земли, сколько у них было, поэтому часто производили отрезки. По закону размер земельного надела определяется соглашением феодала и крестьянина, если соглашения нет – решал сторонний феодал.

Крестьяне становились временнообязанными до выкупа. До выкупа крестьяне должны были платить оброк, пользуясь землей. Многие феодалы тянули с выкупом. С 1883 г. все крестьяне были переведены на выкуп. Необходимую сумму денег за землю выплачивало государство (80%), крестьяне затем отдавали долг государству.

В основу выкупа положен 6 % капитализированный оброк (сумма оброка увеличивалась на 16,6). Но 2/3 помещичьих земель были заложены в банках, и государство производило перерасчет.

В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить ссуду государству. В 1881 г. сумма выкупа была понижена на 1 рубль.

Крестьянская реформа способствовала развитию капитализма, интересы феодалов были ущемлены в самой малой степени.

Земская реформа 1864 г. Были учреждены органы местного самоуправления. Смысл реформы заключался в создании учреждений, избираемых населением, которые получают определенную хозяйственную свободу, что должно обеспечить лучшее развитие хозяйства этой местности и лучшую уплату повинностей. Эта реформа была буржуазной: земские учреждения являлись всесословными, выборы в основном производились в соответствии с имущественным цензом, компетенция земств способствовало развитию буржуазного строя. Функции земств: попечение развития торговли и промышленности, способствовать развитию образования, заведовали местными дорогами. Земства попали под контроль либерального дворянства (типа джентри) – они обеспечили буржуазную направленность работы земств.

Читайте так же:  Возврат денег предоплаты

Созданы следующие органы:

1. Уездное земское собрание – распорядительный орган. При выборах создавались 3 съезда: съезд уездных землевладельцев, съезд городских избирателей, крестьянские общества. УЗС небольшое по численности 28-32 чел. Избирало земскую управу.

2. Уездная Земская управа – исполнительный орган, состояла из 2-3 чел.

3. Губернское земское собрание – исполнительный орган 2 ступени. Формируется из депутатов УЗС по соотношению 1/6. Избирает губернскую земскую управу в составе 6 чел.

Органы земского самоуправления в качестве главной задачи имели управление местными пользами и нуждами (местные социально-экономические вопросы): развитие промышленности и торговли, заведование капиталом, попечение о школах и благотворительных учреждениях, борьба с эпидемиями, с голодом, заведовали дорогами, занимались статистикой, распространяли знания.

Земства по некоторым вопросам конфликтовали с правительством страны, тогда земства распускались и назначались новые выборы.

Городская реформа 1870 г. эта реформа построена на тех же принципах что и реформа 1864 г., но обращена была в сторону городского населения. Была проведена на основании городового положения, принятого в июне 1870 г. Ликвидировала старую систему городского самоуправления.

Данная реформа является буржуазной в большей степени, чем земская реформа 1864 г.

1. К власти в городе приходит городская буржуазия.

2. Выборы производились в городские органы самоуправления на основе налогового ценза (разновидность имущественного ценза).

3. Органы городского самоуправления являлись всесословными.

4. Компетенция органов городского самоуправления соответствовала интересам буржуазии.

Структура органов самоуправления. Городская дума – главный распорядительный орган, в неё избираются гласные (депутаты). Депутаты избирают управу – исполнительный орган думы, а также городского главу.

Налогоплатежное население делилось на 3 части, каждая из которых посылала в думу 1/3 депутатов. Выборы были неравными, к ним были допущены лишь 5-6 % взрослого городского населения.

Органы городского самоуправления – общественная организация, наделенная государством властными полномочиями, но не поддерживаемая гос. бюджетом. Они могли устанавливать сборы для горожан в пределах, установленных государством. Компетенция — местные пользы и нужды: заведование местными налогами, здравоохранение, торговля, просвещение, попечение нуждающихся, водопровод, мощение и т.д. Не вмешиваться в политику!

28 сентября 1871 г. открылась городская дума г. Царицына. Царицын был первым уездным городом в России, в котором был создан городской водопровод и первыми появились телефонные линии. 28 октября 1890 г. – открытие водопровода. В 1913 г. первым в России была открыта трамвайная линия. С конца 18 в. Царицын – керосиновая столица России.

Судебная реформа 1864 г. была последовательной реформой. Эта буржуазная реформа осуществлялась на основании 4 документов, которые определяли уголовное право, процесс: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Старая судебная система ликвидировалась.

По реформе учреждается 2 вида судов: местные и общие. Местные суды – мировой судья и уездный съезд мировых судей. Общие суды – окружной суд и судебная палата. Это 2 параллельные системы! Высший судебный орган – Сенат.

Реформа была построена на следующих принципах (буржуазных):

1. Суды стали всесословными

2. Суд объявлялся независимым от администрации: судьи независимы и подчиняются только закону.

3. Несменяемость назначаемых судей

4. Выборы мировых судей производились на основании имущественного ценза

5. Реорганизуется прокуратура, создается институт судебных следователей

6. Процесс – устный, гласный, состязательный.

7. Вводится принцип: нет преступления и нет наказания, если об этом прямо не сказано в законе.

8. Отменяется теория формальных доказательств и вводится оценка доказательств по совести (по внутреннему убеждению судей)

9. 2 формы приговоров: обвинительный и оправдательный

Местные суды решали мелкие уголовные и гражданские дела (мировые судьи). Мировые судьи избирались земскими собраниями и городскими думами сроком на 3 года. Выборы производились на основании имущественного ценза. Судьями были мужчины от 20 лет, имеющие среднее образование и высокий имущественный ценз. Афанасий Фет – мировой судья. Решения мирового суда могли быть обжалованы в апелляционном порядке в уездный съезд мировых судей. Апелляционный порядок – дело рассматривается в полном объеме целиком. Если сторона не согласна с решением уездного съезда судей, то обжаловала в кассационном порядке в Сенат.

Большая часть уголовных дел рассматривалась в окружных судах (их было 106), как правило, с участием присяжных заседателей, гражданские дела – без присяжных. Присяжные избирались по небольшому имущественному цензу, их было 12 + 2 запасных. Коронные судьи – судьи, назначаемые царем, они вели заседание, в то время как присяжные решали вопрос об оценке доказательств. Вопросы для присяжных:1)Было ли событие преступления? 2)Если событие преступления было, совершил ли его такой-то? 3)Если совершил он, то умышленно или неосторожно? 4)Если он совершил преступление умышленно или неосторожно, то заслуживает ли он снисхождения? Присяжные совещались в специальной комнате, решение принималось по большинству голосов.

Судебные палаты (14) по 1 инстанции рассматривали крупные гражданские дела и уголовные дела (гражданские преступления, против веры и должностные преступления). Могла рассмотреть дело в апелляционном порядке после окружного суда. (В Царицыне был окружной суд).

Старая прокурорская система ликвидирована. Прокуратура создается в составе общих судебных мест. В судебной палате имеется прокурор и его помощники (товарищи). В окружном суде также был прокурор, но помощников у него было меньше. В отношении местного суда органов прокурорского надзора не было. Судебным следователям передается функция полиции – ведение следствия. Эта система существует и сейчас. Общего надзора у прокуратуры не было.

Военная реформа началась с 1860 г. территория страны разделена на 15 военных округов, действиями вооруженных сил на территории страны руководили окружные управления. На военное министерство было возложено общее руководство всеми вооруженными силами.

В 1874 г. вводится всеобщая воинская повинность. Льготы для лиц с высшим и средним образованием. Буржуазная реформа! Перестроена система военной подготовки.

Финансовая реформа имела своей целью приспособить органы гос. управления финансами к развитию капитализма. В 1860 г. создается государственный банк, все другие государственные учреждения ликвидировались и передавали свои резервы в государственный банк. Функции государственного банка: выдача кредитов сроком на 9 месяцев для развития торговли и промышленности. Повысилась роль министерства финансов как хранителя гос. бюджета. С 1862 г. бюджет стал публиковаться. Министерство финансов становится единым кассовым центром страны.

В 80-е гг. 19 в. была ликвидирована введенная Петром 1 подушная подать и заменена подоходным налогом (вскоре поземельный налог для дворян). В 1895-97 гг. проведение реформы золотого рубля Витте.

Контрреформы. 30 апреля 1881 г. издается указ, подтверждающий незыблемость абсолютизма. Новый курс – консервативный, контрреформы. Александр 3 не отменил ни одной реформы отца, но внес в них существенные изменения. Был взят курс на завинчивание гаек.

В 1890 г. было принято новое земское положение. По нему многие буржуазные моменты оставлялись в стороне. 1 съезд земских землевладельцев стал чисто дворянским (дворяне личные и потомственные). Крестьянский съезд практически потерял право избирать гласных. Из предложенного списка кандидатов гласных выбирал губернатор. Земства подчинялись государству.

В 1892 г. было принято новое городовое положение: система городского самоуправления оставалась прежней. Количество лиц, участвующих в выборах, резко сократилось (теперь 0,5%). Установлен высокий имущественный ценз. Избирали не только люди, но и учреждения корпоративного толка. Эта реформа сузила возможности простого населения влиять на порядок управления.

В 1889 г. вводится институт уездных земских начальников. Уезд делится на участки, в каждом участке – чиновник: судебные и управленческие функции. Земские начальники должны были руководить крестьянскими обществами, они также получили судебные функции. Мировой суд был ликвидирован. Теперь наиболее мелкие уголовные дела были переданы земскому начальнику, остальные – уездному члену окружного суда и городскому судье, они назначались министром юстиции. В Сенате было создано особое присутствие правительствующего Сената, оно рассматривало крупные уголовные дела.

Развитие права носило противоречивый характер – с одной стороны в нем развивались буржуазные начала, с другой сохранялись феодальные основы. Был сделан первый крупный шаг по превращению феодального права в буржуазное. Но феодальные моменты сильны: сословное деление страны сохранилось. Однако правовые статусы отдельных сословий начинают сближаться.

Форма права осуществлялась почти в том варианте, который задумал Сперанский. Второе полное собрание законов Российской империи до 1881г. юридически с 1861 г. существует Совет министров – новый источник права – постановления СМ. с 1862 г. начинает выходить собрание узаконений правительства (СУП). Появляется 16 том Собрания Законодательства. Проводится работа по созданию ГК и УК.

Гражданское право. Немало остатков феодализма: сословный строй, майораты, заповедные имения; вся земля не стала товаром – земли гос. и удельных крестьян были изъяты из гражданского оборота, частновладельческие крестьяне тоже были в этом плане ограничены. Вещное право остается консервативным.

В обязательственном праве господствуют буржуазные начала.

Появляется новая подотрасль права – фабричное законодательство 1882 г. детям до 12 лет запрещено работать на фабриках и заводах. Лицам от 12 до 15 лет разрешено работать по 8 часов. Учреждена должность фабричного инспектора, работал по жалобам. 1886 г. установлена новая система отношений между рабочими и предпринимателями в пользу рабочих. Главная претензия – нерегулярные выплаты зп, выдавали талоны на продукцию. А также штрафы. Теперь предприниматели должны были оплачивать деньгами труд рабочих не реже 1 раза в месяц, штрафы должны били быть проведены по поводу конкретных случаев, штраф шел в больничную кассу, размер штрафа не мог быть больше 1/3 зп. В 1897 г. был решен вопрос о длительности рабочего дня: на текстильных предприятиях — 11,5 часов.

Тема 8. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций (начало 20 в. – октябрь 1917 г.)

1. Первая буржуазно-демократическая революция и развитие государства и права

2. Первая Мировая война и развитие государства и права

3. Февральская 1917 г. революция и развитие государства и права

9 февраля 1905 г. – назревает смута. 18 февраля 1905 г. в рескрипте на имя Булыгина, царь говорит о желании привлечь население к участию в гос. делах. Эту идею разрабатывало особое совещание. В августе 1905 г. царь утвердил 3 документа: Манифест о создании ГД, Положение о ГД, Закон о выборах в ГД.

Октябрьская всеобщая стачка. Царь был напуган. Манифест «Об усовершенствовании гос. порядка» составлен Витте. Содержание: 1) создается Гос. Дума как законодательный орган; 2)царь дарует населению следующие права – неприкосновенность личности, свобода слова, союзов, собраний, совести; 3) царь обещает привлечь по мере возможности и другие отстраненные категории населения к выборам, 4) обещает установить контроль выборных над исполнительной властью. Этот манифест положил начало ликвидации монархии.

23 апреля 1906 новая редакции основных гос. законов. По ней Россия – ограниченная монархия дуалистического типа. Ст.86 «ни один новый закон не может воспринять силу без принятия его ГД и Гос. Советом и подписания императором»

Февраль 1906 2 новых закона: Положение о ГД и Положение о ГС. В России создан парламент, 2х палатный: верхняя палата Гос. Совет, нижняя –ГД. Компетенция ГД:

1. Принимать законы

2. Утверждать бюджет

3. Утверждать отчет об исполнении бюджета

4. Решать вопросы о постройке Ж/Д с участием казны

5. Решает вопросы о создании общественных объединений

ГД избиралась по 4 куриям: уездные землевладельцы, городская, крестьянская, рабочая. Выборы неравные, многоступенчатые, открытое голосование. Буржуазии получала преимущество перед остальными классами.

Гос. Совет как палата парламента вызвал возмущение у населения. Формировался ГС следующим образом: половина состава назначалась царем, вторая – выбиралась из представителей земств, некоторых учреждений и организаций. ГС должен служить тормозом, если ГД будет предпринимать радикальные меры.

ГД избирается населением сроком на 5 лет. Царь может в любой момент на любом основании распустить ГД и назначить новые выборы. ГД не имеет права контролировать деятельность министров, назначаемых царем, но министры обязаны являться с докладом в ГД. ГД может обращаться с запросом в правительство. Царь собирает ГД на заседания, отпускает на каникулы. На деле ГД не обладала сильной властью, вся власть была у царя и ГС.

27 апреля 1906 г. начинается 1е заседание ГД. Первая Дума не оправдала доверия царя. Она начала заниматься прежде всего аграрным вопросом в интересах населения. Царь распустил думу и назначил новые выборы.

Вторая дума проработала 102 дня. Её состав не устроил царя, и она была распущена. После этого был изменен порядок выборов в ГД: состав думы стал реакционным – октябристы. Эта дума проработала 5 лет, т.к. её состав устраивал царя.

Среди ученых идут споры относительно времени кончины абсолютизма в России.

19 октября 1905 г. в стране создается новый орган – Совет Министров. Он превращается в самостоятельный орган, фактически правительство страны, объединял деятельность всех министерств. Первым председателем был Витте.

Повышается роль министерства внутренних дел. Происходит повышение роли министерства финансов, потому что Россия увязла в долгах.

В праве наблюдаются изменения в таких отраслях как государственное, административное и в какой-то мере гражданское право.

Гос. право. Создание СМ, ГС, ГД. Признание за населением некоторых прав.

Административное право. Группа указов царя – «административное законодательство» (научное название). Установлена свобода печати (указы для периодической и непериодической печати), цензура отменялась. За нарушение закона тираж конфисковался, следовала административная или уголовная ответственность.

Правило о союзах: можно было создать общественную организацию (политическую партию) без предварительного разрешения, но соответствующий съезд должен принять устав и отправить в минюст. Создавать партию против государства нельзя. В массовом порядке создаются профсоюзы. Правило о собраниях: возможны были собрания в уведомительном порядке – получить разрешение на собрание обязательно, сообщить полиции о месте, времени и численности собрания, полицейский присутствует на собрании. При нарушении правил проведения собрания, полицейский может его закрыть.

Гражданское право. Главные изменения связаны с аграрным вопросом. Столыпинские реформы: не трогать помещичье землевладение, разрушить общину и сделать опорой зажиточных крестьян. 1906 г. указ : крестьяне могут свободно выходить из общины, в течение 30 дней со дня подачи заявления община должна выделить участок земли для выходца; раздельные участки земли можно объединить в отруб, или перенести в хутор. Однако крестьяне не рванулись выходить из общины (вышло только 25 % крестьян в основном богатые и бедные). Только в 1910 г. указ стал законом.

Закон 1911 г. о землеустройстве отменил сложный крепостной порядок оформления права собственности на землю.

В законодательстве появляется новый термин «промышленно-торговое заведение». Раннее законодательство говорило о промышленных и торговых предприятиях (отдельно). Теперь одновременно можно было и производить, и продавать.

Происходят изменения в сфере «трудового права». Создаются кассовые предприятия: возмещали рабочим потери в связи с болезнью. Рабочие формируют 60% этого капитала, а 40% — предприятие.

Брачно-семейные отношения. С начала 20 в. по решению суда жена могла проживать отдельно от мужа. Изменяется понятие незаконнорожденного ребенка: он получал право на ½ доли законнорожденного ребенка.

Каждая крупная война вызывает большие перемены в государстве и праве. Милитаризация государственного аппарата и права – все силы общества направлены на выигрыш в войне, «всё для фронта, всё для победы!»

Крупные перемены в вооруженных силах. Укрепление ВС.

1. Увеличение численности ВС (начало войны 2 млн чел. – конец войны 8 млн чел.)

2. Создание полевого управления ВС – ВС делятся на 2 части: 1 часть воюет, 2 часть в тылу (отдыхает); создается ставка верховного главнокомандования для управления воюющей частью, войсками в тылу управляет военный министр. Верховным главнокомандующим вначале был дядя Николая 2 Николай Николаевич, затем Николай 2 сам стал верховным главнокомандующим. Командование фронтами – руководство группой армий. Создание армий (в мирное время их нет!)

В местностях, объявленных на военном положении, военачальники обладали очень большими полномочиями, в т. ч. могли менять гражданский состав служащих. Создаются военно-полевые суды. При осадном положении вся полнота власти переходит к военачальнику.

Роль военных в решении гос. вопросов резко возрастает.

Кризис парламентаризма. Парламент практически не работает. 26 августа 1914 г. ГД была созвана на 1 день и приняла новый военный бюджет.

«Министерская чехарда». Начиная с 1916 г. происходит частая смена руководящего состава страны, каждый новый министр проводил свою политику (пока царь в Могилеве – главнокомандует))).

С февраля 1915 г. российская армия терпит неудачи на фронте. Главной причиной считали отсутствие артиллерийских снарядов. Виновато правительство. В мае 1915 г. буржуазия создавала военно-промышленные комитеты для снабжения армии всем необходимым. Правительством создаются особые совещания по обороне, крупная буржуазия направилась в эти совещания. Военно-промышленные комитеты давали 3 % военной продукции, эта идея не прокатила.

Организованы союзы земств и городов. В 1915 г. создается объединенная организация Земгор. Задачей их было оказание помощи раненых и т.д.

В праве происходит жуткая милитаризация. Устанавливается военный налог. Увеличение налогов – подоходного до 33%, для высоких военных производств до 90%.

Обнаружилась нехватка продовольствия. Царское правительство начало проводить продразверстку. Её размер определялся: кол-во городского населения + численность армии. Забирали по твердым ценам, если прятали продовольствие, цена уменьшалась в 2 раза. Запрещалось производство водки, т.к. она делалась из хлеба.

Читайте так же:  Льготы в детский сад для многодетных

Уголовная ответственность увеличивалась. В полевых судах сидели офицеры, ничего не поминавшие в праве.

Устанавливалась военно-квартирная повинность, военно-транспортная повинность, военно-судовая (суда морские).

В результате февральской революции изменяется классовая природа государства. К власти приходит буржуазия. Изменяется форма правления: абсолютная монархия заменяется республикой. Изменяется политический режим: военно-полицейская диктатура заменяется буржуазной демократией (на тот момент Россия – самая демократическая страна в мире).

Наносится сильный удар по основам абсолютизма. Ликвидированы министерства, ведомства, Синод, губернаторы, уездные исправники, жандармерия.

Армия стала ненадежной. В частях на гарнизонной службе стали создаваться полковые комитеты. Если ПК не подтверждал решения полковника, личный состав не исполнял его поручения.

Во главе государства стоит Временное правительство с функциями законодательной и исполнительной власти. Создано 5 новых министерств. Произошло изгнание из гос. аппарата монархических элементов.

На место губернатора назначается губернский представитель Временного правительства, в уездах – уездный представитель ВП.

Временное правительство задумало очень много преобразований, но исполняло их медленно. Продолжало жесткую продразверстку.

Раздел 4. Государство и право России в период социализма (октябрь 1917 г. – 1991 г.)

Тема 10. Создание советского государства и права (октябрь 1917 г. – середина 1918 г.)

1. Второй Всероссийский Съезд Советов и его декреты.

2. Создание советского государственного аппарата.

3. Национально—государственное строительство.

4. Конституция РСФСР 1918 г.

5. Создание основ советского права.

В России существовало 2 типа Советов: Советы рабочих и солдатских депутатов и Советы крестьянских депутатов. Второй Всероссийский Съезд Советов (съезд советов рабочих и солдатских депутатов) открылся 25 октября 1917 г. Здесь было представлено более 400 советов со всех губерний страны. Классовый состав: рабочие, солдаты и крестьяне. Съезд был полноправным. Большинство депутатов были сторонниками большевистской партии. Съезд работает 2 ночи.

Первым документом было Обращение к рабочим и солдатским депутатам. Можно разделить на 2 части: 1 – констатация ликвидации прежнего режима, полнота власти Съезду Советов, на местах власть в руках местных советов – оформляется советская власть; 2 – перечислены мероприятия, которые советская власть собирается проводить, — предложение справедливого мира, передача помещичьих земель без выкупа крестьянам, созыв Учредительного собрание, установление рабочего контроля над производственным распределением, право наций на самоопределение.

Декрет о мире. Советская власть осудила войну и предложила заключить демократический и справедливый мир – мир без аннексий и контрибуций. Так как заключение такого мира в скором времени было невозможно, советская власть предложила немедленно заключить перемирие и пообещала вести переговоры о мире любыми общепринятыми способами. Антанта на эти действия никак не отреагировала.

Декрет о земле. Земля помещичья, церковная переходит в ведение земельных советов или крестьянских комитетов, она принадлежит крестьянам, они сами определяют форму собственности. «Земля ничья, земля божья»

Съезд избрал ЦИК, которому передал всю полноту гос. власти, за исключением некоторых важных вопросов. ЦИК по составу оказался большевистским. СНК – Совет народных комиссаров – правительство. Министерства теперь назывались народными комиссариатами. Первый состав комиссариата был полностью большевистским.

Значение Съезда. Съезд учредил советскую власть, оформил советскую власть, заложил основы мирной внешней политики, для прекращения войны, крестьяне получили 150 млн. десятин земли, крестьяне были освобождены от уплаты арендной платы, получили имущество с помещичьих хозяйств на сумму 300 млн.

У большевиков было двоякое отношение к гос. аппарату: (т.к. он оставался буржуазным) часть его должна была быть ликвидирована, но хозяйственную часть гос. аппарата надо обязательно оставить (почта, телеграф, ж/д и т.д.).

В результате власть сломала весь гос. аппарат, т.к. несломленная его часть забастовала. Принципиальная схема создания советского гос. аппарата – это решения, принятые на 2м съезде: Всероссийский съезд советов – ВЦИК – СНК –народные комиссариаты – ВИсполнит.К – губернский совет и ВИК – уездный совет и ВИК – сельский совет.

И Съезд и ЦИК строились как полновластные гос. органы. Процесс перехода власти в руки советов был сложным и длительным.

Вооруженные силы. Большевики хотели использовать старую армию в своих целях, но не смогли – создали слишком хорошие условия жизни для крестьян. Поэтому армию решено было демобилизировать. Принимается Декрет о создании РККА. Основные положения:

1. Армия является добровольной.

2. Защищать с оружием в руках новую власть могут только трудовые элементы страны (остальные желающие могли быть использованы на местах без применения оружия – врачи, фельдшеры и т.д.)

3. Члены РККА брались на полное гос. обеспечение: питание, одежда, зарплата.

Через неделю был принят Декрет о создании РКК Флота, который строился на тех же условиях.

Пытались выстроить четкую структуры управления в армии, оттеснить от управления полковые комитеты. Вводится отрядная система организации ВС, отряды были сравнительно небольшими. В дальнейшем эта система не выдержала увеличения ВС. Были созданы военные комиссариаты.

29 мая 1918 г. – ВЦИК разрешил провести мобилизацию ВС (в связи с восстанием белочешского флота, ростом кулаческих восстаний).

Советская власть пошла по 2 путям: создание Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с революцией (ВЧК) и создание чрезвычайного исполнительного комитета.

21 февраля 1917 г. – «Социалистическое Отечество в опасности» (Германия обещала напасть 2 дня назад), советская власть будет без предупреждения расстреливать мародеров, провокаторов и т.д.

Милиция (термин придумало Временное правительство) – в народе «народная милиция». Отношение милиции к революции – нейтральное. Часть милиционеров перешла на сторону советской власти, а часть — выступила против (их потом выгнали из милиции). 28 октября 1918 г. СНК: «Каждый городской совет создает рабочую милицию», рабочая милиция подчинялась местному совету, работала на общественных началах. В селе и в городе также действовала милиция Керенского, с марта 1918 г. эта милиция ликвидировалась вместе с органами местного самоуправления, т.к. они платили ей.

Весной 1918 г. советская власть решила ликвидировать органы местного самоуправления, а вместе с ними и народная милиция. Им было предложено перейти в советскую милицию. Так постепенно началась организация кадровой советской милиции.

Суды. 24 (22?) ноября 1917 г. Декрет о суде №1: старая судебная система ликвидируется; учреждается 2 вида судов:

1. революционный трибунал – должен был вести борьбу в революционными преступлениями, в его состав должна была входить специальная комиссия по расследованию, в качестве наказания не должна применяться смертная казнь; только 3 июня 1918 г. наркомат юстиции: «рев.трибуналы в выборе наказания нечем не связаны»;

2. народные суды – для рассмотрения мелких дел; это коллегиальный орган, дело рассматривал судья и 2 народных председателя; апелляционный порядок изменен: уездный съезд судей – кассационная инстанция.

Февраль 1918 г. принято решение о создании окружных судов. 1 января 1919 г. они были ликвидированы.

Летом 1918 г. Декрет о суде №3: местный суд может применять наказание в виде лишения свободы до 5 лет.

Второй всероссийский съезд провозгласил право наций на сомоопределение. 2 июня 19..Декрет о нациях/ народах? : отмена национальных ограничений, право наций на сомоопределение вплоть до образования отдельного государства.

Третий всероссийский съезд январь 1918 г. объявляет Россию федерацией. Население областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, входит в совет с предложением об установлении особых отношений. Создаются Кубанская ССР, Туркестанская ССР.

Третий съезд принимает решение: к следующему съезду разработать основы советской Конституции. В конце марта была создана конституционная комиссия для разработки проекта цельной конституции. В её состав входили 11 человек, представителей различных партий. 4 вопроса разделяли людей: 1)надо ли записывать в конституцию тезис о диктатуре пролетариата? 2)Россия – федеративное государство, а кто субъект федерации? 3)правительство страны? (левые эсеры: не совнарком должен быть правительством, а совет ЦИК) 4)основа местного самоуправления?

6 июля восстание полка ВЧК против советской власти (до 10). 19 числа ЦИК принял и опубликовал Конституцию.

Содержание Конституции 1918 г. Конституция социалистического типа!

1. Установление диктатуры пролетариата

2. Ставится задача ликвидации эксплуатации человека человеком и установление социализма

3. Наименование РСФСР – слово социалистическая

4. Закрепляется федеративный состав, но основе быта и национального состава

5. Зафиксировала узкий перечень основных прав и свобод (советская власть стояла на принципе пролетарского демократизма)

6. Советская власть поставила задачу предоставить населению бесплатное образование

7. Советская власть зафиксировала систему гос. органов: Съезд – ЦИК – СНК — Советы и т.д.

8. Выборы были не всеобщими, не равными, не прямыми, а форма голосования не определялась

9. Устанавливается единство гос. бюджета

Создание основ советского права. Цельная система права за 9 месяцев советской власти создана не была. Но были созданы основы правовой системы:

1. Создана Конституция РСФСР

2. Появилась новая отрасль права – брачно-семейное право

3. Появилось трудовое право

4. В других отраслях были созданы правовые институты

Правовая система не была создана по 2 причинам:

2. Отношения, которые право должно было фиксировать, еще не сложились

1. Декреты советской власти

2. Программы 2х политических партий – большевиков и левых эсеров

3. Революционное правосознание

4. Нормы дореволюционного права (процессуальные)

Можно ли было использовать старое право? – Старое право можно использовать, если оно не противоречит 3 перечисленным источникам.

«Старое право надо ликвидировать! Старое право надо сломать! Оно построено на таких принципах, которые не вяжутся с демократией, с правами личности..» (с) Большевики

Создание института социалистической государственной собственности. Большевики считали такую форму собственности основой социализма. Советская власть национализировала: землю, воды, леса, недра, ж/д транспорт, водный транспорт, 2 отрасли промышленности – нефтяную и сахарную, крупные промышленные предприятия.

30 июня 1918 г. Декрет о национализации. В ряде случаев были национализированы мелкие промышленные предприятия: если предприятие было бесхозным, если сопротивлялось введению общественного контроля на предприятии.

Гражданское право. Отмена наследования (Манифест коммунистической партии). 27 (14?) апреля 1918 г. Декрет об отмене наследования. Отменялось наследование на сумму свыше 10 тыс. рублей золотом. Май 1918 г. запретили дарение на сумму свыше 10 тыс. рублей золотом.

Происходит дальнейшее сужение гражданского оборота (сумма заключаемых сделок). Национализированные предприятия изымаются из гражданского оборота. В 1918 г. запрещена торговля недвижимостью в городах. Советская власть усиливает нормированное распределение продуктов по карточкам. Скоро появилась карточная система на промышленные товары.

Брачно-семейное право. 18 декабря 1917 г. принято 2 декрета, регулирующих брачно-семейные отношения.

1. Вводится светская форма заключения брака – в ЗАГСе.

2. Провозглашается равноправие супругов – супруги решают общие вопросы сообща, супруги определяют общую брачную фамилию, закрепляется принцип раздельности имущества супругов, могут заключать друг с другом гражданско-правовые сделки.

3. Родительская власть над детьми сохраняется, родители несут ответственность за поведение детей, но применение насилия в воспитании детей запрещено; раздельность имущества детей и родителей (по достижении детьми определенного возраста).

4. Провозглашается свобода разводов – местный суд может принять решение о разводе, процесс был простым. Этот принцип затем восприняли все страны мира.

Трудовое право. Выделилось из гражданского. Здесь произошли большие перемены. Мировое право пошло по советскому пути. 2 октября 1917 г. советская власть провозгласила 8 часовой рабочий день. Для лиц от 14 до 16 лет устанавливался сокращенный рабочий день. 30 октября 1917 г. декларация о правилах социального страхования:

1. социальное страхование распространяется на рабочих, служащих и крестьянскую бедноту;

2. широкие основания страхования – от инвалидности и болезней до рождения ребенка и вдовства, безработица;

3. фонд социального страхования создается из прибыли предприятия;

4. установление ежегодного оплачиваемого отпуска для лиц наемного труда;

5. создается Инспекция труда для контроля за исполнением законодательства – состоит из профсоюзных активистов.

6. создаются биржи труда – вели учет рабочей силы и планомерно её распределяли

Уголовное право. Развивается очень бурно. Крупных законодательных актов не было. Наибольшую регламентацию получили контрреволюционные преступления: заговор, мятеж, восстание, присвоение организацией функций государственной власти, шпионаж, провокаторство, контрреволюционная агитация и пропаганда.

Наиболее опасные общеуголовные преступления: бандитизм, разбой, хищение из общественных и государственных складов, забастовка, взяточничество, другие должностные преступления, спекуляция.

Тяжкие преступления, например убийство, особого внимания не привлекали.

Применение оружия запрещалось.

Наказания. До июня 1918 г. среди наказаний смертной казни не было. Расстрелы ВЧК не считались наказанием! Самой высшей мерой наказания являлось лишение свободы (до 10 лет?), здесь суды допускали вольность в определении срока. Имущественные наказания: штрафы, конфискации. Моральные наказания: выговор, объявление врагом народа.

Большое значение приобрели такие наказания как штрафы и конфискации, т.к. они шли в доход местного Совета.

В процессе крупных перемен нет. Существуют 2 формы процесса: гражданский и уголовный! Отказ от апелляции, осталась только кассация с некоторыми элементами апелляции.

Гос. аппарат создавался быстрее, чем право.

Тема 11. Советское государство и право в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (середина 1918 г. – 1920 г.)

1. Гражданская война и перестройка гос. аппарата

2. Национально-государственное строительство

3. Развитие права

В стране возникает состояние гражданской войны. Гос. аппарат надо было переделать. Состояние гражданской войны вызвало изменение содержания деятельности, методов деятельности и системы гос. органов. Свыше 90% всех изменений и в государстве и в праве вызваны гражданской войной. (В местных Советах утрясается структура Советов, их деятельность – это не связано с войной.)

В содержании деятельности происходят изменения под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!». Изменяются методы деятельности государства – ужесточение государственного управления, ужесточение уголовной репрессии.

Изменение системы гос. органов:

1. Реорганизация вооруженных сил – всеобщая мобилизация (численность армии с каждым годом все увеличивается). В мае 1920г. Польша начала войну против России, численность армии увеличилась с 1,5 млн. до 3,5 млн. человек.

Вводится полевое управление вооруженными силами: а)создается полевой штаб б)командование фронтами в)создаются армии

Роль военных резко возрастает – ни один крупный вопрос жизни страны без военных не решается.

Вводится военное положение, а в некоторых местностях осадное положение.

Ликвидируется отрядная система и вводится единообразная структура – рота, батальон, полк, дивизия (бригада), корпус, армия. Было создано 10 армий+2 украинские армии+1 и 2 конные армии.

2. Создание чрезвычайных государственных органов, т.е. органов, которые конституцией не предусмотрены, они наделяются временными полномочиями:

30 ноября 1918 г. – Совет рабочей и крестьянской обороны, как комиссия совнаркома во главе с председателем совнаркома, решал военные и военно-хозяйственные вопросы. Высший чрезвычайный гос. орган. В 1920 г. преобразуется в Совет труда и обороны, теперь это не чрезвычайный орган.

ВЧК – органы ВЧК в годы гражданской войны резко усиливаются и превращаются в самый главный орган борьбы с преступностью.

1)Численность сотрудников ВЧК увеличивается.

2)ВЧК получает юридические полномочия для проведения чрезвычайных мероприятий.

3)Создаются специализированные ЧК: в ВС появляются особые отделы, создаются транспортные ЧК на ж/д и водном транспорте, ЧК (прифронтовой)приграничной полосы.

Внутри партии большевиков были противники ВЧК. Решительными мерами борьбы с революцией должен обладать Революционный трибунал.

4) В стране с конца 1918 создаются революционные комитеты: 3-4 человека, наделённые огромными полномочиями — для быстрого, скорого разрешения вопросов.

Ревкомы состояли из:

— представитель местной ЧК.

Ревкомы могли быть в освобождённых территориях, фронтовой, прифронтовой полосах, внутренних районах страны.

Ревкомы могли принимать важнейшие решения:

— вопросы мобилизации населения;

— закрытие предприятий (1919 г. Ревком Царицына принял решение о закрытии Красного Октября)

В годы ВОВ создавались городские комитеты обороны (по схеме ревкомов)

5) Комитеты бедноты.

На селе, в волости-вторая половина 1918 г

Свыше 100.000 (от них отказались после установления диктатуры пролетариата);

6) Органы Наркомата продовольствия получили чрезвычайные полномочия, имели специальные отряды (20.000 человек по всей стране). Возобновлена продразвёрстка.

7) Середина 1919 — Революционные трибуналы (появились ещё в конце 1917, но чрезвычайных полномочий не имели!!) — специальные органы для борьбы с контрреволюцией.

а) изменился порядок их работы:

Рев.трибуналы стали работать быстрее. На их заседания не вызывают свидетелей (только обвиняемый и материалы следствия).

б)изменяется состав: 4-5 профессиональных судей

в)Рев.трибуналы стали чаще применять смертную казнь (за годы Гражданской войны-5000 человек), но усилена жёсткость репрессии.

С 03.1918 — начинается её формирование на кадровой основе (отказ от рабочей милиции).

Перемены во время войны:

а) Милиция количественно укрепляется (рассматривается как кадровый резерв армии)

1/3 милиции несколько месяцев находилась на фронте.

б) Вводится системная организация:

(уездной милиции придаётся военная организация — она приравнивается к роте). Создаются необходимые должности:

-начальник милиции — комроты, и т. д.

В случае продвижения фронта уездную милицию могли задействовать.

в)Часть милиции в 1920 перевели на казарменное положение. Появляются ЧОНы — части особого назначения.

ИТОГ: Роль милиции стала усиливаться.

9) Изменения в системе Советов.

ВЦИК стал работать на сессионных началах (так как было совмещение должностей, то члены ВЦИК работали в учреждениях Москвы, но в ходе войны их стали направлять на фронт).

Сессия ВЦИК назначалась заранее!!

В связи с изменением работы ВЦИК усиливается роль его Президиума:

— может смещать/назначать наркомов;

может приостанавливать решения СНК.

10) Изменения в управлении промышленностью.

ВСНХ в годы войны усиливается, его работа реорганизуется.

Система главкизма: главки ВСНХ на местах (52) — кроме управления средними предприятиями (подчинялись СНХ губернии).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.072 с) .