Налоговые льготы ндс таблица

Льготы по налогу на добавленную стоимость (часть II НК РФ)

Положения НК РФ о налоговых льготах по НДС по сравнению с ранее действовавшим порядком предусматривают большую детализацию состава льготируемых объектов. Например, освобождение от налога банковских операций (кроме инкассации) предусмотрено подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 06.12.91 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», однако перечень конкретных операций, освобожденных от налога, в указанном законе не приводится. Налоговые органы, разъясняя применение льготы, рекомендовали руководствоваться перечнем банковских операций, приведенным в статье 5 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ, операции банков (кроме инкассации) также освобождены от налога. Однако Налоговый кодекс содержит исчерпывающий, закрытый перечень льготируемых операций банков (см. таблицу 1).

Таблица 1. Перечень банковских операций

(статья 5 Закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»)

Операции, освобождаемые от НДС

(подпункт 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ)

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков — корреспондентов, по их банковским счетам;

осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков — корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

купля — продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах

купля — продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли — продажи иностранной валюты);

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

выдача банковских гарантий

выдача банковских гарантий;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

указаны как операции, разрешенные банкам, но не относящиеся к банковским

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

указаны как операции, разрешенные банкам, но не относящиеся к банковским

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент — банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

Таким образом, перечень льготируемых операций банков, приведенный в Налоговом кодексе, не совпадает с перечнем банковских операций, установленных в статье 5 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Если отдельные банковские операции осуществляют организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе совершать их без лицензии Центрального банка РФ, указанные операции также освобождаются от налога, согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Следует особо отметить, что согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 149 НК РФ от НДС освобождены операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.

Освобождение от НДС банковских операций

Положения НК РФ о налоговых льготах по НДС по сравнению с ранее действовавшим порядком предусматривают большую детализацию состава льготируемых объектов. Например, освобождение от налога банковских операций (кроме инкассации) предусмотрено подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 06.12.91 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», однако перечень конкретных операций, освобожденных от налога, в указанном законе не приводится. Налоговые органы, разъясняя применение льготы, рекомендовали руководствоваться перечнем банковских операций, приведенным в статье 5 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ, операции банков (кроме инкассации) также освобождены от налога. Однако Налоговый кодекс содержит исчерпывающий, закрытый перечень льготируемых операций банков (см. таблицу 1).

Таблица 1. Перечень банковских операций

(статья 5 Закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»)

Операции, освобождаемые от НДС

(подпункт 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ)

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков — корреспондентов, по их банковским счетам;

осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков — корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

купля — продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах

купля — продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли — продажи иностранной валюты);

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

выдача банковских гарантий

выдача банковских гарантий;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

указаны как операции, разрешенные банкам, но не относящиеся к банковским

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

указаны как операции, разрешенные банкам, но не относящиеся к банковским

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент — банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

Таким образом, перечень льготируемых операций банков, приведенный в Налоговом кодексе, не совпадает с перечнем банковских операций, установленных в статье 5 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Если отдельные банковские операции осуществляют организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе совершать их без лицензии Центрального банка РФ, указанные операции также освобождаются от налога, согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Следует особо отметить, что согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 149 НК РФ от НДС освобождены операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.

Освобождение от НДС товаров, реализуемых в рамках безвозмездной помощи

В налоговом кодексе редакции отдельных налоговых льгот доработаны с целью предотвращения нецелевого использования налоговых освобождений. Например, согласно подпункту «я.4» пункта 1 статьи 5 действовавшего ранее Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» от НДС освобождались товары, за исключением подакцизных (работы, услуги), реализуемые (выполненные, оказанные) в рамках безвозмездной помощи. Указанная льгота сохранена в Налоговом кодексе, однако ее получение возможно только в случае, если налогоплательщик представит документы, подтверждающие право на льготу, перечень которых установлен в подпункте 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Освобождение от НДС в случае, когда облагаемая база не превышает установленного лимита

В Налоговом кодексе предусмотрены принципиально новые по сравнению с ранее действовавшими положения. К числу новаций следует отнести нормы статьи 145 НК РФ, предусматривающей освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от обязанностей налогоплательщика в случае, когда облагаемая база не превышает установленного размера (1 млн. руб. в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов). Указанное освобождение может быть получено в части исполнения обязанности по уплате налога с оборотов по реализации продукции (работ, услуг), а также иных облагаемых оборотов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, и не распространяется на обязанности по уплате налога, возникающие в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Для получения указанного освобождения налогоплательщик должен представить в налоговый орган по месту учета заявление и сведения, подтверждающие право на льготу не позднее 20-го числа налогового периода, начиная с которого он претендует на получение освобождения (согласно пункту 3 статьи 145 НК РФ).

Читайте так же:  Заявление при постановке на учет по беременности

Поскольку в качестве критерия для предоставления освобождения принимается размер платежей по налогу за три предшествующих налоговых периода, налоговые органы могут настаивать на том, что право воспользоваться указанным налоговым освобождением появится у налогоплательщиков по истечении трех налоговых периодов после вступления в силу главы 21 «Налог на добавленную стоимость». То есть, налоговое освобождение может быть предоставлено не ранее налогового периода, начинающегося 1 апреля 2001 года, поскольку налоговым периодом по НДС, согласно статье 163 НК РФ, является календарный месяц. Такой подход налоговых органов оправдан, так как Налоговый кодекс изменяет продолжительность налогового периода по налогу на добавленную стоимость. Напомним, что до введения в действие второй части Налогового кодекса, налоговый период составляет квартал, месяц или десять дней (в зависимости от размера платежа). Это указано в пункте 30 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».

Согласно пункту 4 статьи 145 НК РФ, налоговый орган может освободить налогоплательщика от обязанностей по уплате налога на срок, равный двенадцати налоговым периодам, то есть, на один календарный год. По истечении указанного срока налогоплательщик имеет право на продление освобождения, при условии предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих выполнение условий, на которых оно было предоставлено. Однако, если сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученная за период освобождения, превысит установленный лимит, а также если налогоплательщик не представит в налоговый орган документы, подтверждающие право на освобождение, он должен будет уплатить налог, причитающийся за весь период освобождения, а также суммы соответствующих пеней и штрафов.

Условия предоставления льгот по НДС

Налоговый кодекс обязывает налогоплательщика вести раздельный учет операций облагаемых и не облагаемых НДС (пункт 4 статьи 149 НК РФ). Аналогичное требование содержится в пункте 2 статьи 5 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». Право на получение налоговой льготы Налоговый кодекс (пункт 6 статьи 149) ставит в зависимость от наличия у налогоплательщика лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если последняя лицензируется в соответствии с законодательством. Закон РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», начиная с его редакции, введенной Федеральным законом от 02.01.2000 № 36-ФЗ, также указывал на необходимость наличия лицензии для получения льгот по НДС.

Отказ от льготы по НДС

Налогоплательщик может отказаться от использования льгот по НДС, однако отказ принимается только в части льгот, поименованных в пункте 3 статьи 149 НК РФ. Действовавший ранее Закон РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» также предусматривал возможность отказа от применения льгот, предоставляющихся в соответствии с подпунктами «ф», «х» и «ю» пункта 1 статьи 5 указанного закона. Однако в отличие от Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», Налоговый кодекс предусматривает специальную процедуру отказа от использования налоговой льготы (пункт 5 статьи 149 НК РФ).

Для того, чтобы отказаться от льготы по НДС, налогоплательщик должен представить в налоговый орган соответствующее заявление не позднее 1 числа налогового периода, начиная с которого происходит отказ. Например, если налогоплательщик предполагает отказаться от льготы с 1 марта 2001 года, то он должен представить заявление в налоговый орган не позднее 1 марта 2001 года (поскольку налоговым периодом по НДС является календарный месяц). Если налогоплательщик отказывается от применения льготы, то такой отказ распространяется на все хозяйственные операции, приводящие к возникновению соответствующего объекта обложения. То есть, не допускается продажа товаров (работ, услуг) одним покупателям с учетом налога, а другим – без налога. Кроме этого, не допускается отказ от налоговых освобождений на срок менее одного года.

Применение отдельных льгот по НДС в 2001-2004 годах

Особенности применения отдельных льгот по налогу на добавленную стоимость в 2001-2004 годах установлены Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах». Хотя Закон РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» утратил силу с момента введения в действие части второй Налогового кодекса, действие ряда налоговых льгот, установленных указанным законом, продлено на 2001 год. Соответствующие положения статьи 149 НК РФ вводятся с 1 января 2002 года (см. таблицу).

Таблица. Льготы, действующие в 2001 году в редакции Закона «О налоге на добавленную стоимость»

Льготы по Закону «О налоге на добавленную стоимость»

Ставка НДС 2018

НК РФ не установлено единой ставки налога на добавленную стоимость. Ставка зависит о того, о реализации какого именно товара, работы и услуги идет речь. Расскажем о ставках НДС 2018 в России и в каких случаях они применяются.

Ставки НДС установлены статьей 164 НК РФ. В соответствии с этой статьей НДС может взиматься по налоговой ставке 18, 10 или 0 %. Расскажем об особенностях применения шкалы.

Ставки НДС в 2018 году: таблица

Общая ставка НДС в 2018 году в России составляет 18 %. Она применяется при реализации организациями и ИП подавляющего большинства товаров и услуг. Товары и услуги, реализация которых облагается по другим налоговым ставкам, составляют исключение из общего правила.

Ставка НДС 18% применяется по умолчанию в случаях реализации тех товаров и услуг, в отношении которых законом не предусмотрены другие налоговые ставки. Для того, чтобы применять ставку 10 % или 0 %, товар, или услуга должны быть прямо указаны в НК РФ. Если товар прямо не поименован в льготном списке, то к его реализации применяется именно общая ставка НДС — 18 %.

Например, НК РФ допускает возможность применения ставки НДС 10 % при реализации продовольственных товаров. Но это не значит, что все продовольственные товары можно реализовывать, применяя льготную ставку НДС. Исчерпывающий список таких товаров установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.04 № 908. Все продовольствие, что находится вне этого списка — реализуется с применением ставки НДС 18 %.

То же самое касается и других товаров и услуг. Например, по ставке 10 % облагается реализация далеко не всех периодических печатных изданий. НК РФ специально оговаривает, что реализация рекламных изданий облагается именно по ставке НДС 18 %.

Таким образом, общая ставка НДС в 2018 году в России составляет 18 %. Также статьей 164 НК РФ предусмотрены ставки НДС 0 % и 10 %. Возможность применения льготных ставок ограничена рамками НК РФ. Плательщики не вправе произвольно применять ставки НДС.

Ряд товаров и услуг в 2018 году облагается по льготной ставке НДС 10 %. Пониженная налоговая ставка связана с социальной значимостью подобной продукции и ее востребованностью населением.

В перечень продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10 % входят продовольственные товары, медицинские изделия, товары для детей и печатная продукция. Полный перечень такой продукции установлен пунктом 2 статьи 164 НК РФ.

Ставка НДС 10 %: перечень товаров

В соответствии с данной нормой по ставке НДС 10 % облагается реализация следующих товаров:

  • скот и птица в живом весе;
  • мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных);
  • молоко и молокопродукты;
  • яйца и яйцепродукты;
  • масло растительное;
  • маргарин и жиры специального назначения;
  • сахар, включая сахар-сырец;
  • соль;
  • зерно, комбикорм, кормовые смеси, зерновые отходы;
  • маслосемяна и продукты их переработки;
  • хлеб и хлебобулочные изделия;
  • крупа;
  • мука;
  • макаронные изделия;
  • рыба живая (за исключением ценных пород);
  • море- и рыбопродукты;
  • продукты детского и диабетического питания;
  • овощи (включая картофель);

Перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 %, установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 (в ред. постановления от 17.12.16 № 1377). Обращаем внимание, что с 15 мая 2018 года вступит в силу постановление Правительства РФ от 05.05.18 № 552. Документ дополнит указанный перечень еще четырьмя позициями. Если код товара есть в указанном перечне, в отношении его реализации можно применять ставку НДС 10 %. Если код в перечне отсутствует, то по умолчанию применяется ставка НДС 18 %.

  • трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;
  • швейные изделия;
  • обувь (за исключением спортивной);
  • кровати детские;
  • матрацы детские;
  • коляски;
  • тетради школьные;
  • игрушки;
  • пластилин;
  • пеналы;
  • счетные палочки;
  • счеты школьные;
  • дневники школьные;
  • тетради для рисования;
  • альбомы для рисования;
  • альбомы для черчения;
  • папки для тетрадей;
  • обложки для учебников, дневников, тетрадей;
  • кассы цифр и букв;
  • подгузники.

Периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой (за исключением продукции рекламного и эротического характера);

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Медицинские товары отечественного/зарубежного производства:

  • лекарственные средства;
  • медицинские изделия, за исключением медизделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения.

Услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

До конца 2020 года продлен период применения ставки 10% для пассажирских перевозок на внутренних воздушных линиях. Применение нулевой ставки теперь распространено на воздушные перевозки в Калининград. Изменения внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 353-ФЗ.

Другая льготная ставка НДС — 0 %. Ее применение предусмотрено пунктом 1 статьи 164 НК РФ. В основном она применяется при экспорте продукции и в отношении реализации тех товаров и услуг, которые представляют для государства особую значимость. В частности, по ставке НДС 0 % облагается реализация:

  • товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
  • услуг по международной перевозке товаров;
  • работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ;
  • драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении.
Читайте так же:  Орган исполняющий штраф

Полный перечень товаров и услуг, облагаемых по ставке 0 %, приведен в пункте 1 статьи 164 НК РФ.

Обратите внимание! С 1 января 2018 года нулевая ставка НДС распространяется на процедуры реэкспорта товаров. Кроме того, ставку 0 % при предоставлении ж/д транспорта и контейнеров теперь могут применять любые лица, а не только те, кто владеет подвижным составом на праве собственности или аренды. Изменения по НДС внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 350-ФЗ.

Можно отказаться от применения нулевой ставки при экспорте на условии предоставления в налоговую соответствующего уведомления. Отказ будет действовать для всех видов операций, а не выборочно.

Налоговые льготы: экономить реально

Согласитесь, мало кто из нас хочет платить налоги. Сколько налогоплательщиков вздохнуло бы свободнее, узнав об их отмене. Может, стоит не отменять их, а лишь значительно уменьшить? Есть ли такая возможность или это нереально?

В статье 56 НК РФ дается определение понятия «налоговые льготы»: «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Информация о праве пользования налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, дается в подр. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Налоговые льготы можно группировать по-разному, например:

  • на личные и льготы для юридических лиц;
  • на общие и специальные — для отдельных категорий налогоплательщиков;
  • на общеэкономические и социальные;
  • на федеральные, региональные и местные (в зависимости от того, кто предоставил льготу).

Оговоримся, что в данной статье речь пойдет именно о льготах, а не о налоговых преференциях. Понятие «преференция» намного шире и включает в себя налоговые льготы, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, налоговый кредит и др. Поскольку данная тема довольно обширна, то рассмотрим в основном льготы, предоставляемые юридическим лицам.

Основанием для предоставления льгот могут быть:

  • материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика;
  • особые заслуги граждан перед отечеством;
  • необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны;
  • социальное, семейное положение граждан;
  • охрана окружающей среды и пр.

Налоговые льготы, в первую очередь, это инструмент контроля и стимулирования развития различных экономических секторов.

Государство в случае необходимости уменьшает налоговое бремя для определенных налогоплательщиков. С одной стороны, ему невыгодно использовать налоговые льготы, ведь поступления в бюджет уменьшаются. Это отметил и министр финансов РФ, вице-премьер Алексей Кудрин, будучи на Московской налоговой конференции 19 ноября 2010 г., где выступил за отмену большинства налоговых льгот. По сообщению РИА «Новости», Кудрин пояснил свою позицию следующим образом: «Если нам нужно провести сокращение дефицита на 4,6 % ВВП, то отмена всех льгот без повышения ставок могла бы решить эту проблему».

Московские чиновники уже решительно сокращают налоговые льготы. В частности 17.11.2010 был принят закон г. Москвы № 49 «О внесении изменений в статью 4 Закона г. Москвы от 5.11.2003 г. № 64 “О налоге на имущество организаций”». В данном законе приняты нормы, увеличивающие ставку земельного налога для спортивных объектов, а также лишающие льгот по налогу на имущество научные учреждения, городские специализированные похоронные службы, аэродромы и аэропорты.

Но с другой стороны, отсутствие сиюминутной выгоды может повлечь за собой куда большие дивиденды. Ведь умеренное налогообложение юридических и физических лиц несомненно увеличивает благосостояние граждан и стимулирует производство. Высвободившиеся от применения льгот средства организация может использовать на развитие собственного бизнеса.

Государство в настоящее время обращает внимание на развитие инновационных технологий. И отвело часть льгот на налоговое стимулирование организаций, чья деятельность является научно-технической или внедренческой.

Льготы предоставляются не только организациям, но и физическим лицам. Данный инструмент направлен на поддержание социальной сферы для сглаживания социального неравенства и перераспределения доходов и благ в обществе. Например, имущественный вычет. Кто из физических лиц не желает воспользоваться своим правом на имущественный вычет, предоставляемый в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически израсходованных денежных средств, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ? Другой вопрос — у кого из нас и когда это произойдет.

К сожалению, стоит отметить, что не все предприятия знают, какие льготы они могут использовать. У малой части организаций есть специалисты разных уровней, готовые изучать огромный пласт законодательства, а потом отстаивать права на эти льготы перед фискальными органами.

Обратите внимание! Еще раз отметим, что льготы зависят от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту федерации в этой области даны значительные права, и, как показывает практика, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Ниже приведена таблица с указанием налоговых льгот для организаций (законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие налоговые льготы в отношении различных организаций в зависимости от их вида деятельности, а также основания для их использования налогоплательщиками).

Налоговые льготы для юридических лиц

Льготы по налогу на добавленную стоимость (часть II НК РФ)

Положения НК РФ о налоговых льготах по НДС по сравнению с ранее действовавшим порядком предусматривают большую детализацию состава льготируемых объектов. Например, освобождение от налога банковских операций (кроме инкассации) предусмотрено подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 06.12.91 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», однако перечень конкретных операций, освобожденных от налога, в указанном законе не приводится. Налоговые органы, разъясняя применение льготы, рекомендовали руководствоваться перечнем банковских операций, приведенным в статье 5 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ, операции банков (кроме инкассации) также освобождены от налога. Однако Налоговый кодекс содержит исчерпывающий, закрытый перечень льготируемых операций банков (см. таблицу 1).

Таблица 1. Перечень банковских операций

(статья 5 Закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»)

Операции, освобождаемые от НДС

(подпункт 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ)

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков — корреспондентов, по их банковским счетам;

осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков — корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

купля — продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах

купля — продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли — продажи иностранной валюты);

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

выдача банковских гарантий

выдача банковских гарантий;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

указаны как операции, разрешенные банкам, но не относящиеся к банковским

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

указаны как операции, разрешенные банкам, но не относящиеся к банковским

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент — банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

Таким образом, перечень льготируемых операций банков, приведенный в Налоговом кодексе, не совпадает с перечнем банковских операций, установленных в статье 5 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Если отдельные банковские операции осуществляют организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе совершать их без лицензии Центрального банка РФ, указанные операции также освобождаются от налога, согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Следует особо отметить, что согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 149 НК РФ от НДС освобождены операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.

Освобождение от НДС банковских операций

Положения НК РФ о налоговых льготах по НДС по сравнению с ранее действовавшим порядком предусматривают большую детализацию состава льготируемых объектов. Например, освобождение от налога банковских операций (кроме инкассации) предусмотрено подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 06.12.91 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», однако перечень конкретных операций, освобожденных от налога, в указанном законе не приводится. Налоговые органы, разъясняя применение льготы, рекомендовали руководствоваться перечнем банковских операций, приведенным в статье 5 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ, операции банков (кроме инкассации) также освобождены от налога. Однако Налоговый кодекс содержит исчерпывающий, закрытый перечень льготируемых операций банков (см. таблицу 1).

Читайте так же:  Можно переделать доверенность

Таблица 1. Перечень банковских операций

(статья 5 Закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»)

Операции, освобождаемые от НДС

(подпункт 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ)

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков — корреспондентов, по их банковским счетам;

осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков — корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

купля — продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах

купля — продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли — продажи иностранной валюты);

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

выдача банковских гарантий

выдача банковских гарантий;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

указаны как операции, разрешенные банкам, но не относящиеся к банковским

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

указаны как операции, разрешенные банкам, но не относящиеся к банковским

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент — банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

Таким образом, перечень льготируемых операций банков, приведенный в Налоговом кодексе, не совпадает с перечнем банковских операций, установленных в статье 5 Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Если отдельные банковские операции осуществляют организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе совершать их без лицензии Центрального банка РФ, указанные операции также освобождаются от налога, согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Следует особо отметить, что согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 149 НК РФ от НДС освобождены операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.

Освобождение от НДС товаров, реализуемых в рамках безвозмездной помощи

В налоговом кодексе редакции отдельных налоговых льгот доработаны с целью предотвращения нецелевого использования налоговых освобождений. Например, согласно подпункту «я.4» пункта 1 статьи 5 действовавшего ранее Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» от НДС освобождались товары, за исключением подакцизных (работы, услуги), реализуемые (выполненные, оказанные) в рамках безвозмездной помощи. Указанная льгота сохранена в Налоговом кодексе, однако ее получение возможно только в случае, если налогоплательщик представит документы, подтверждающие право на льготу, перечень которых установлен в подпункте 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Освобождение от НДС в случае, когда облагаемая база не превышает установленного лимита

В Налоговом кодексе предусмотрены принципиально новые по сравнению с ранее действовавшими положения. К числу новаций следует отнести нормы статьи 145 НК РФ, предусматривающей освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от обязанностей налогоплательщика в случае, когда облагаемая база не превышает установленного размера (1 млн. руб. в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов). Указанное освобождение может быть получено в части исполнения обязанности по уплате налога с оборотов по реализации продукции (работ, услуг), а также иных облагаемых оборотов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, и не распространяется на обязанности по уплате налога, возникающие в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Для получения указанного освобождения налогоплательщик должен представить в налоговый орган по месту учета заявление и сведения, подтверждающие право на льготу не позднее 20-го числа налогового периода, начиная с которого он претендует на получение освобождения (согласно пункту 3 статьи 145 НК РФ).

Поскольку в качестве критерия для предоставления освобождения принимается размер платежей по налогу за три предшествующих налоговых периода, налоговые органы могут настаивать на том, что право воспользоваться указанным налоговым освобождением появится у налогоплательщиков по истечении трех налоговых периодов после вступления в силу главы 21 «Налог на добавленную стоимость». То есть, налоговое освобождение может быть предоставлено не ранее налогового периода, начинающегося 1 апреля 2001 года, поскольку налоговым периодом по НДС, согласно статье 163 НК РФ, является календарный месяц. Такой подход налоговых органов оправдан, так как Налоговый кодекс изменяет продолжительность налогового периода по налогу на добавленную стоимость. Напомним, что до введения в действие второй части Налогового кодекса, налоговый период составляет квартал, месяц или десять дней (в зависимости от размера платежа). Это указано в пункте 30 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».

Согласно пункту 4 статьи 145 НК РФ, налоговый орган может освободить налогоплательщика от обязанностей по уплате налога на срок, равный двенадцати налоговым периодам, то есть, на один календарный год. По истечении указанного срока налогоплательщик имеет право на продление освобождения, при условии предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих выполнение условий, на которых оно было предоставлено. Однако, если сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученная за период освобождения, превысит установленный лимит, а также если налогоплательщик не представит в налоговый орган документы, подтверждающие право на освобождение, он должен будет уплатить налог, причитающийся за весь период освобождения, а также суммы соответствующих пеней и штрафов.

Условия предоставления льгот по НДС

Налоговый кодекс обязывает налогоплательщика вести раздельный учет операций облагаемых и не облагаемых НДС (пункт 4 статьи 149 НК РФ). Аналогичное требование содержится в пункте 2 статьи 5 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». Право на получение налоговой льготы Налоговый кодекс (пункт 6 статьи 149) ставит в зависимость от наличия у налогоплательщика лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если последняя лицензируется в соответствии с законодательством. Закон РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», начиная с его редакции, введенной Федеральным законом от 02.01.2000 № 36-ФЗ, также указывал на необходимость наличия лицензии для получения льгот по НДС.

Отказ от льготы по НДС

Налогоплательщик может отказаться от использования льгот по НДС, однако отказ принимается только в части льгот, поименованных в пункте 3 статьи 149 НК РФ. Действовавший ранее Закон РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» также предусматривал возможность отказа от применения льгот, предоставляющихся в соответствии с подпунктами «ф», «х» и «ю» пункта 1 статьи 5 указанного закона. Однако в отличие от Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», Налоговый кодекс предусматривает специальную процедуру отказа от использования налоговой льготы (пункт 5 статьи 149 НК РФ).

Для того, чтобы отказаться от льготы по НДС, налогоплательщик должен представить в налоговый орган соответствующее заявление не позднее 1 числа налогового периода, начиная с которого происходит отказ. Например, если налогоплательщик предполагает отказаться от льготы с 1 марта 2001 года, то он должен представить заявление в налоговый орган не позднее 1 марта 2001 года (поскольку налоговым периодом по НДС является календарный месяц). Если налогоплательщик отказывается от применения льготы, то такой отказ распространяется на все хозяйственные операции, приводящие к возникновению соответствующего объекта обложения. То есть, не допускается продажа товаров (работ, услуг) одним покупателям с учетом налога, а другим – без налога. Кроме этого, не допускается отказ от налоговых освобождений на срок менее одного года.

Применение отдельных льгот по НДС в 2001-2004 годах

Особенности применения отдельных льгот по налогу на добавленную стоимость в 2001-2004 годах установлены Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах». Хотя Закон РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» утратил силу с момента введения в действие части второй Налогового кодекса, действие ряда налоговых льгот, установленных указанным законом, продлено на 2001 год. Соответствующие положения статьи 149 НК РФ вводятся с 1 января 2002 года (см. таблицу).

Таблица. Льготы, действующие в 2001 году в редакции Закона «О налоге на добавленную стоимость»

Льготы по Закону «О налоге на добавленную стоимость»