Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления

Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности

Постановление ВЦИК о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом.
21 марта 1921

Копия. Машинопись.
35,0 х 21,5.
Государственный архив Российской Федерации . Ф. 1235. Оп. 38. Д. 16. Л. 6,7

«1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется. Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам. »

Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления

Декрет ВЦИК от 17 марта 1922 г. установил на 1922/23 г. единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства (разновидность продналога), который исчислялся в единой весовой мере — пуде ржи, а в районах распространения пшеницы — пуде пшеницы, и вносился налогоплательщиками основными сельскохозяйственными продуктами зерновыми (продовольственно-фуражными) хлебами, масличными семенами, картофелем, сеном, маслом и мясом. [c.205]

Единый натуральный налог — 205, 207, 210, 211 [c.420]

ЕДИНЫЙ НАТУРАЛЬНЫЙ НАЛОГ — обязательный сбор натурой, введенный декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. вместо ряда натуральных налогов исчислялся в единой весовой мере — пуде ржи или пшеницы с заменой др. продуктами по установленному эквиваленту. Размер налога определялся для каждого х-ва по количеству пашни (с учетом средней урожайности в данной местности), сенокоса и продуктивного скота. Было предусмотрено полное или частичное освобождение от обложения семей красноармейцев, инвалидов гражданской войны, хозяйств, по- [c.415]

Единый натуральный налог — 415 [c.655]

В марте 1922 г. в целях предоставления крестьянскому населению большей свободы в развитии отдельных отраслей сельского хозяйства н использования в полной мере результатов своего труда все эти налоги были объединены в единый натуральный налог, который исчислялся с каждого крестьянского двора в пудах ржи или пшеницы (в зависимости от преобладания той либо иной культуры в данном районе) и взимался зерновыми хлебами, масличными семенами, картофелем, маслом н мясом плательщикам предоставлялось право замены их другими продуктами. Общая сумма налога была понижена, усиливалась дифференциация обложения отдельных групп плательщиков, предоставлялись льготы крестьянству пострадавших от неурожая губерний и расширялись льготы для бедняцких и маломощных хозяйств. [c.73]

ЕДИНЫЙ НАТУРАЛЬНЫЙ НАЛОГ — вид обложения сельского населения в эпоху Гражданской войны, заменивший систему продразверстки. [c.105]

Введен декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. взамен ряда других натуральных налогов. Исчислялся по единой весовой мере — пуд ржи или пшеницы в зависимости от района распространения той или иной культуры. Размер налога устанавливался дифференцированно для разных по мощности хозяйств в соответствии с количеством пашни и сенокоса (в переводе на пашню) и едоков в хозяйстве, а также в зависимости от средней урожайности в районе. Предусматривались льготы по налогу для семей красноармейцев, инвалидов Гражданской войны, хозяйств, пострадавших от белогвардейцев. Единый натуральный налог, так же как и ряд других налогов, был заменен в 1923 г. единым сельскохозяйственным налогом. [c.105]

Декретами Советской власти в марте — апреле 1921 г. продналог устанавливался на хлеб, картофель, маслосемена, яйца, молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак. Размер налога и сроки сдачи сельскохозяйственной продукции доводились до хозяйств весной до начала полевых работ. Продналог взимался в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов при этом учитывались урожайность, фактическое наличие скота, число едоков. Обложение основывалось на классовых принципах и было прогрессивным наиболее высокие ставки устанавливались для кулацких хозяйств , пониженные — для середняцких беднейшие крестьяне освобождались от некоторых, а в ряде случаев и от всех видов натурального обложения. Предоставлялись льготы крестьянам, увеличивавшим площади посевов, производительность хозяйства. Однако множественность натуральных налогов осложняла их взимание, сдерживала рост товарности хозяйства, не позволяла полностью учесть и использовать все благоприятные для развития хозяйства особенности отдельных районов. В марте 1922 г. на отдельные сельскохозяйственные продукты заменен единым натуральным налогом. В мае 1923 г. был введен единый сельскохозяйственный налог, который с 1924 г., с установлением в СССР твердой валюты, стал взиматься в денежной форме (сельскохозяйственный налог). [c.381]

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ — налог, взимавшийся в СССР с физических лиц, занимавшихся сельским хозяйством. Впервые введен декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. под названием единый сельскохозяйственный налог взамен единого натурального налога, [c.422]

Единый сельскохозяйственный налог в первый год существования взимался в смешанной форме — натурой в одних районах и деньгами в других, с 1924/25 г. натуральная форма взимания налога была отменена. В 1923—1927 гг. сельхозналог давал около половины всех налоговых поступлений, что составляло около 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет. [c.205]

Единый сельскохозяйственный налог введен в 1923 г. вместо натурального, трудового и гужевого, подворно-денежного, общегражданского и некоторых других местных налогов. Через прогрессию ставок и систему льгот по налогам финансовая политика защищала классовые интересы пролетариата и крестьянства. Перед налоговой политикой ставилась задача регулирования процессов накопления и в этом отношении в резолюции XI съезда она названа главным орудием революционной политики пролетариата в переходную эпоху . Эту свою роль налоговая политика играла и через косвенные налоги, особенно высокие на предметы роскоши. [c.441]

Государственные финансы. В дореволюционной М. не было единой налоговой и финансовой системы. Местные органы власти по своему усмотрению вводили различные налоги и повинности, носившие натуральный характер. Бюджет был хронически дефицитен. Доходы покрывали расходы всего на 30—40%. Дефицит покрывался за счет русских займов, усиливавших зависимость М. от России. Уже с первых дней революции народная власть провела ряд важнейших мероприятий по укреплению финансов страны. Была аннулирована кабальная задолженность ростовщикам и отменены натуральные повинности, к-рые крестьяне платили феодалам. Натуральные налоги были заменены денежными, и установлена единая налоговая система. В 1923 г. введен прогрессивно-поимущественный налог. Местные бюджеты включены в состав единого общегосударственного бюджета. Все это содействовало укреплению финансов страны. [c.56]

Важной чертой Н. п. в деревне на первом этапе переходного периода была замена продразверстки продналогом (см.). Серьезной задачей Н. п. являлся переход от натуральных налогов к денежным. В соответствии с постановлением XII съезда партии в 1923 г. был принят декрет о едином с.-х. налоге (натурой и деньгами), в 1924 г. налог стал полностью исчисляться и взиматься деньгами. Бедняцкие [c.82]

Государственные финансы. Система государственных финансов, начиная с 20-х гг., претерпела значительные изменения. В 1920 г. натуральные налоги стали заменяться денежными. К 1923 г. относится первая попытка составления сметы единого общегосударственного бюджета. В настоящее время соблюдается принцип единства бюджета. За 2 месяца до начала бюджетного года (совпадает с местным календарным годом, к-рый охватывает период с 21 марта по 20 марта следующего года) ведомства представляют сметы расходов, на основе к-рых министерство финансов составляет проект бюджета и вносит его на рассмотрение палат. До утверждения нового бюджета пр-во получает ежемесячно (на срок не более 6 месяцев) ассигнования на уровне расходов прошлого года. [c.80]

Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. О замене продовольственной н сырьевой разверстки натуральным налогом предусматривал единый налог на все сельскохозяйственное производство, Задержка в разработке правил взимания такого налога н острая неотложная нужда в продовольствии вызвали необходимость введения ряда налогов применительно к отдельным отраслям сельского хозяйства и видам продукции. К концу 1921 г. насчитывалось 13 натуральных налогов, взимавшихся более чем 18 видами продуктов, в том числе такими неудобными для обложения, как сено, солома, продукты огородничества, пчеловодства в др. Осложняя их взимание, такая множественность налогов препятствовала росту товарности сельского хозяйства, устанавливала определенные рамки для развития отдельных его отраслей и тем самым не позволяла полностью учесть и использовать все бла- [c.72]

Читайте так же:  Страховка гражданско-правовой ответственности

При наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. ПРОДНАЛОГ — см. Налог единый натуральный. [c.171]

О переход к системе взимания с аграрного сектора единого сельскохозяйственного налога (возможно в натуральной форме) [c.129]

Оплата труда в натуральной форме облагается единым социальным налогом и взносами на обязательное пенсионное страхование, кроме случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 238 НК РФ. [c.361]

Порядок определения налоговой базы по единому социальному налогу приведен в статье 237 НК РФ. В соответствии с данной статьей она (налоговая база) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за налоговый период в пользу физических лиц в денежной или натуральной форме. [c.215]

Порядок выдачи свидетельства устанавливается нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня уплаты единого налога, определяемого в соответствии с требованиями Закона об основах налоговой системы. При выдаче свидетельства заполняется второй экземпляр, который хранится в налоговом органе. Использование при осуществлении предпринимательской деятельности любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается. В свидетельстве указываются наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица — налогоплательщика, вид (виды) осуществляемой деятельности, место его нахождения, идентификационный номер, номера расчетных и иных счетов, открытых им в учреждениях банков, размер вмененного ему дохода по каждому виду деятельности, сумма единого налога, натуральные показатели, характеризующие осуществляемую им деятельность, показатели базовой доходности и значения повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, используемых при исчислении суммы единого налога. [c.375]

Все существующие в капиталистич. гос-вах Н. делятся на прямые налоги и косвенные налоги (см.). Прямые Н., с помощью к-рых непосредственно изымается часть доходов тех или иных слоев населения, в свою очередь делятся на реальные налоги и личные налоги (см.). Прямыми реальными Н. облагаются различные виды имущества или дохода. Реальные Н. — поземельный, промысловый, подомовый, Н. на доходы от денежных капиталов. Прямые личные налоги взимаются с доходов или имущества того или иного физич. лица. Это — подоходный, поимущественный и подушный Н., Н. с наследства и дарений. Принятое в буржуазной классификации деление прямых Н. на реальные и личные весьма условно, т. к. по своей классовой сущности они едины. Косвенными Н., к-рыми облагаются предметы потребления, являются акцизы, обложение по обороту (универсальный акциз), фискальные монополии на произ-во и торговлю теми или иными товарами и таможенные пошлины. Кроме того, в капиталистич. странах взимаются многочисленные пошлины и сборы — пошлины на акты гражданского состояния, судебные и нотариальные пошлины и сборы, гербовые сборы и др. Н. делятся также на денежные и натуральные. При капитализме подавляющая [c.76]

Денежное обращение. Денежная единица — донг =10 хао=100 су. С 1946 по 1951 г. эмиссия денежных знаков в донгах осуществлялась Министерством финансов. До ноября 1954 г. в обращении находились также пиастры — банкноты Индокитайского банка. В начальный период войны Сопротивления значительная часть государственных расходов покрывалась эмиссией, что привело к увеличению денежной массы в обращении и росту цен на многие потребительские товары. В 1951 г. был создан Государственный банк ДРВ, и казначейские билеты обменены на банкноты банка в донгах по соотношению 10 1. В результате обмена количество денег в обращении значительно сократилось наряду с проведением ряда экономич. мероприятий (введение натурального с.-х. налога, осуществление режима экономии) это создало возможности для последующей стабилизации цен. С 30 окт. по 14 ноября 1964 г. были также изъяты из обращения пиастры Индокитайского банка, к-рые обменивались на донги по соотношению 30 донгов за 1 пиастр. Единой валютой ДРВ, имеющей силу законного платежного средства, стал донг. [c.261]

В 1924 г. осуществляется переход к денежному исчислению н взиманию налога, хотя способ выражения облагаемого дохода оставался прежний, натуральный в качестве объекта обложения принимались не размеры денежного дохода, а внешние показатели мощности хозяйств. В районах залежной системы земледелия обложение стало производиться не по пашне, а по посеву, в скотоводческих районах — по числу голов крупного рогатого скота. Вместо прежних, единых для всей страны были введены порайонные ставки налога, устанавливавшиеся путем деления общей суммы налога, причитающегося с хозяйств данного района, на количество учтенных объектов обложения. Разверстка налога между районами основывалась на определении условно-чистого дохода по порайонным нормам доходности. Включение в число облагаемых объектов взрослого рабочего н крупного рогатого скота, ранее учитываемого лишь как один из показателей мощности крестьянского хозяйства, означало шаг к более правильному подоходному обложению. [c.122]

Основным налогом с личных доходов граждан является ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Данный налог взимается с совокупного дохода, полученного гражданином за год как в денежной, так и в натуральной формах. Шкала ставок применяется единая для доходов, полученных по основному месту работы и по совместительству. Налоговые ставки установлены прогрессивные. [c.20]

В свидетельстве указываются наименование или фамилия, имя, отчество налогоплательщика, вид (виды) осуществляемой им деятельности, место его нахождения, идентификационный номер, номера расчетных и иных счетов, открытых им в учреждениях банков, размер вмененного ему дохода по каждому виду деятельности, сумма единого налога, натуральные показатели, характеризующие осуществляемую им предпринимательскую деятельность, показатели базовой доходности и значения повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, используемых при исчислении суммы единого налога. [c.579]

В этой форме, в частности, предусматривается указание вида деятельности, местонахождение налогоплательщика, наименование натуральных показателей, единица их измерения и объем, базовая доходность единицы натурального показателя и понижающие (повышающие) коэффициенты, размер вмененного дохода и сумма единого налога. [c.583]

В целях унификации налоговой отчетности плательщиков единого налога МНС России разработало примерную форму расчета единого налога, рекомендуемую для принятия органами законодательной власти субъектов Федерации. В этой форме, в частности, предусматриваются указание вида деятельности, местонахождение налогоплательщика, наименование натуральных показателей, единица их измерения и объем, базовая доходность единицы натурального показателя и понижающие (повышающие) коэффициенты, размер вмененного дохода и сумма единого налога. [c.24]

Деятельность граждан по продаже выращенного в личном подсобном хозяйстве (включая садовые и огородные участки) скота, кроликов, нутрий, птицы (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром и переработанном виде), продукции пчеловодства, охотничьего собаководства, продукции, полученной от разведения диких животных или птиц, а также выращенной в этом хозяйстве продукции растениеводства или цветоводства в натуральном или переработанном виде, единым налогом на вмененный доход не облагается. [c.29]

Единый натуральный налог не был единственным платежом, вносимым сельскохозяйственным населением, так как наряду с ним в 1922/23 г. существовали еще и денежные налоги общегражданский, построенный по типу классового подушного обложения, трудгужна-лог, заменивший собой натуральную трудгужповинность, и подворно-денежный налог. В 1923/24 г. система взимания единого сельскохозяйственного налога уже предусматривала отмену четырех вышеупомянутых дополнительных налогов. [c.205]

Основу этой системы дала налоговая система дореволюционной России — промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенный дискриминационный характер индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог. [c.207]

В марте 1922 г. на отдельные сельскохозяйственные продукты продналог заменяется единым натуральным налогом. Единый натуральный налог представлял собой вид обложения сельского населе- [c.210]

Единый сельскохозяйственный налог был введен декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. взамен единого натурального налога, трудгуж-налога, подворно-денежного, общегражданского на восстановление сельского хозяйства и ряда других с целью упорядочить налогообложение в деревне. [c.211]

Допуская на первой стадии нэпа нек-рое развитие деятельности капиталистич. элементов в торговле, с. х-ве и мелкой пром-сти, Советское государство регулировало ее, ограничивало и вытесняло капиталистич. элементы по мере укрепления и развития социалистич. элементов х-ва, используя в этих целях финансово-кредитную систему. Одним из главных рычагов ограничения и вытеснения капиталистич. элементов являлись налоги. Вместе с тем налоговая политика преследовала задачу обеспечить наибольшие поступления средств в бюджет для финансирования хозяйственного и культурного строительства. Слабость налогового аппарата, отсутствие опыта налоговой работы в новых условиях и острая нужда в средствах вынуждали пр-во широко применять косвенное обложение в форме акцизов. Однако первенствующую роль и в тот период играло прямое обложение доходов и накоплений. Основными налоговыми платежами в городах были промысловый налог и подоходный налог. В деревне происходил переход от натуральных налогов к единому денежному сельскохозяйственному налогу налоговая политика была направлена на подъем крестьянских х-в, рост товарности, органичение кулачества, усиление позиций деревенской бедноты (полностью освобождалась от обложения) и середняков в борьбе с кулачеством, на содействие кооперированию крестьянства. Для увеличения ресурсов гос-ва и организации сбережений населения была восстановлена сеть государственных трудовых сберегательных касс и организован выпуск государственных займов — сначала натуральных, а затем денежных. В период падающей валюты сберегательные кассы предохраняли заработную плату от обесценения, принимая и выдавая вклады по курсу на золото. Было восстановлено государственное социальное страхование рабочих и служащих за счет предприятий и учреждений, организовано государственное имущественное и личное страхование, что также способствовало сокращению государственных расходов и увеличению поступлений средств в бюджет в сочетании с подъемом материального благосостояния трудящихся. Важное значение имело обязательное окладное страхование в сельских местностях, позволявшее проводить классовую политику в области страхования. Одной из особенностей этого периода являлось широкое применение налогов, займов, страхования во взаимоотношениях между гос-вом и принадлежавшими ему же предприятиями. Государственные предприятия обязаны были образовывать и помещать в займы резервные фонды, платить промысловый налог (1921 г.) и подоходный налог (с 1922 г.) и ряд других сборов, могли страховать свое имущество. В соответствии с ленинским принципом демократич. централизма и национальной политикой партии выделяются местные бюджеты — губернские (областные), городские, волостные (районные), а с 1925 г. и сельские, устанавливаются самостоятельные государственные бюджеты автономных и союзных республик, образующие вместе с союзным бюджетом единый государственный бюджет СССР. Одновременно с успешным завершением денежной реформы 1922—1924 гг. был осуществлен переход от ориентировочных бюд- [c.537]

Читайте так же:  Количество водителей в осаго 2019

Налоговая реформа 1923 г. объединила продовольственный, трудгужевой, подворно-денежный, общегражданский (в части, падающей на сельское население) и некоторые местные налоги и сборы в единый сельскохозяйственный налог с сокращением общего его размера (по сравнению с унифицированными в нем платежами) на 100 млн. руб. Налог исчислялся и выражался еще в натуральных единицах (в пудах ржи или пшеницы, в зависимости от преобладания данной культуры в том или ином районе, либо. в мясных единицах — для скотоводческих районов), взимался же частично натурой, частично деньгами, причем крестьянству предоставлялось право уплачивать деньгами и натуральную часть налога. В тех районах, где налог должен был поступать только или по преимуществу в деньгах, его взимание передавалось Наркомфииу, в остальных районах налог взимался Наркомпродом. При определении размера налога учитывались количество пашни и сенокоса (в переводе на пашню) на едока, урожайность хлебов и трав, количество рабочего и продуктивного скота. [c.121]

Начиная с 1946 г. государство стало урезать приусадебные участки и облагать хозяйства большими денежными налогами. Кроме того, каждый крестьянский двор должен был сдавать и натуральный налог мясом, молоком, яйцами, шерстью и другой продукцией. В 1950-1960-е гг. были построены огромные ГЭС на Волге, Днепре и других реках (в Горь-ковской, Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской областях). В 1952 г. был построен Волго-Донской канал соединивший в единую систему пять морей Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное. [c.50]

Стоимость подарков физическим лицам, не связанным с организацией трудовыми, гражданско-правовыми или авторскими договорами, не облагается единым социальным налогом и взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 1 ст. 236 НК РФ). На эти доходы в натуральной форме также не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. [c.366]

Введение единого налога на вмененный доход позволяет также более полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов разные уровней на финансовый год. Вместе с тем, для законопослушных налогоплательщиков создаются дополнительные стимулы по развитию производства и увеличению объемов реализации, поскольку размер единого налога в основном определ ется не по отчету, а по косвенным натуральным показателе, характеризующим условия осуществления хозяйственной деятельности. [c.376]

В деревне восстановление налогов началось с замены продразверстки натуральным продовольственным Н. Потребность в средствах вызвала необходимость введения и др. Н с крестьянских х-в. В 1923 г. все эти Н были объединены в единый сельскохозяйственный Н., взимавшийся исходя из размера посевной площади или пашни. Это способствовало развитию животноводства, специальных отраслей с. х-ва и неземледельч. промыслов. К 1926 г. в результате значительного роста товарности крестьянского х-ва и его доходов, особенно у зажиточных слоев, с.-х. налог стал исчисляться по совокупности доходов с применением прогрессивных ставок, что усиливало его роль в регулировании доходов и накоплений и в осуществлении политики все большего ограничения и вытеснения кулачества. Колхозам по сравнению с единоличными крестьянскими х-вами предоставлялись значительные скидки. После XV съезда партии были резко увеличены льготы колхозам и одновременно усилено обложение кулацких х-в. [c.79]

При переходе к нэпу вместо продразверстки был введен продналог (см.), посредством к-рого у крестьян изымалась только часть излишков продовольствия и с.-х. продукции, а остальной частью они могли распоряжаться самостоятельно. По мере восстановления народного х-ва и укрепления денежного обращения в стране возникла необходимость и возможность перехода от натуральной к денежной форме взимания налогов. Однако форма Н. н. сохранялась еще в первый период взимания единого с.-х. налога, к-рый исчислялся в пудах ржи, пшеницы или мяса и взимался в ряде мест (в основном в р-нах производящей полосы) частично натурой (по желанию плательщиков). Прием взносов натурой в уплату единого с.-х. налога был полностью прекращен с 1 янв. 1924 г. В настоящее время натурой взимаются в Венгрии поземельный налог, а в КНР — с.-х. налог. [c.93]

В XV—XVI вв., когда складывалось централизованное русское гос-во, дань становится прямой податью в казну великого московского к-нязя, а за единицу податного обложения принимается соха (см. Посошное обложение). В конце XV — первой половине XVI вв. образуются центральные органы управления — приказы. Нек-рые из приказов ведали доходами и расходами казны (см. Финансовые приказы). Для развития товарно-денежных отношений большое значение имела проведенная в 1585 г. унификация денежной системы, в результате к-рой рубль становится единой счетной единицей русского гос-ва. Во второй половине XVI в. многие налоги и повинности стали взиматься в денежной форме. Названия налогов этого времени указывали на их связь с многочисленными войнами. Так, пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, жемчужные—на изготовление пороха, полоняничные — на выкуп русских из плена и др Бремя налогов и сборов, ложившееся на трудящихся, было чрезвычайно тяжелым гос-во и феодалы изымали у крестьян в виде разных повинностей ок. 30% их валового дохода. Частые войны и походы усиливали эксплуатацию крестьянства помещиками и гос-вом, что находило выражение в росте натуральных и денежных повинностей. Стремясь избавиться от кабалы, крестьяне массами бежали от помещиков. Войны, эпидемии и оставление крестьянами земель резко снижали доходы казны. Выход из тяжелого положения [c.524]

Смотреть страницы где упоминается термин Единый натуральный налог

Смотреть главы в:

Финансово кредитный словарь Том 1 (1961) — [ c.415 ]

Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления

Вас. Брейтвейт. Три декрета [статья] // Современные записки. 1921. Кн. V . С. 286 –293 .

ТРИ ДЕКРЕТА.

Десятый Коммунистический съезд, происходивший в начале марта, имеет решающее значение для направления политики Советского правительства. Результатом этого съезда явились новые декреты, которые резко изменяют экономическую политику, проводимую три с половиной года правящей партией. Все, что считалось ранее необходимым и незыблемым, теперь новыми декретами признается устаревшим, ненужным.

Нет необходимости рассматривать речи, произнесенные на съезде по поводу изменения политики коммунистической партии. Эти речи так напоминают обычные рассуждения правящих лиц в подобных условиях, что самостоятельного интереса не представляют; тем более что факты, последовавшие вслед за этими речами, достаточно сами по себе красноречивы.

Весь ход событий в России сильнее влиял на принятие нового курса, нежели размышления правителей в их кабинетах. Катастрофическое положение народного хозяйства, и, в частности, сельского хозяйства таково, что грозит

самой возможности хозяйствования. Массовые народные выступления угрожают существованию власти.

Отсюда те «уступки», о которых так спешно и так широко оповещен Запад.

Из всех декретов, изданных после съезда коммунистической партии, особый и, пожалуй, наибольший интерес представляют три декрета, внутренне между собою связанные и вносящие наибольшую ломку в существовавшую до сего времени хозяйственную схему. Эти три декрета следующие: «О замене разверстки натуральным налогом», «О свободе местного товарообмена» и «О потребительской кооперации».

Насколько эти декреты являются «уступками», какое их содержание и значение и, наконец, каков их реальный результат — этим вопросам и будут посвящены дальнейшие строки.

В «Правде» от 23 марта опубликовано «Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». В дополнение к нему в «Известиях ВЦИК» от 22 апреля напечатан «Декрет о натуральном налоге на хлеб, картофель и масличные семена». «Положение» состоит из 11 статей и устанавливает общие и основные принципы замены разверстки налогом. Декрет говорит о практических условиях выполнения налога. Обе законодательные меры совершенно ясно указывают на новый характер экономической политики правящей партии. Достаточно прочесть статьи 1, 3, 7 и 8 «Постановления», чтобы установить это новое направление.

Как известно, экономическая схема Советского правительства ранее базировалась на отрицании частной собственности на землю и на продукты производства. Метод разверстки устанавливал норму, потребную для удовлетворения личных нужд производителя, а все остальное отбиралось в распоряжение государства. Именно в этом выражался «распределительный» характер советского коммунизма. «Постановление» решительно отказывается от прежнего взгляда и метода. Статья 1 «Постановления» гласит:

«Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности. »*) разверстка заменяется натуральным налогом, который. взимается

*) Курсив здесь и дальше автора статьи.

в виде процентного и долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем» (ст. 3).

Итак, в отличие от прошлой системы, новая стремится ввести объективные признаки для определения процента налога к общему производству хозяйства.

Если раньше государство теоретически стремилось оставить крестьянину норму потребности хозяйства, то теперь оно отказывается от этого, взимая лишь налог в виде долевого отчисления. Статья 8 декрета гласит:

«Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства».

Этой статьей предоставлено право не только по личному усмотрению развивать хозяйство, но в принципе разрешается и производить обмен. Ясно отсюда, что за этим декретом должен был следовать декрет, нормирующий (в правовом смысле ) содержание и характер обмена. Но об этом ниже.

В «Положении» следует еще отметить статью седьмую, которая устанавливает индивидуализацию налога в отличие от прошлой коллективной или круговой поруки при выполнении разверстки:

«Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскание на каждого, кто не выполнил налог. Круговая ответственность отменяется».

Итак, новое положение о продовольственном налоге характеризуется признанием частной собственности на продукты производства крестьянского хозяйства, признанием за хозяином права свободного распоряжения его продуктом (обмен) и провозглашение индивидуализации вместо коллективизма.

Основной смысл «Декрета о свободном обмене хлеба, зерна-фуража, картофеля и сена в губерниях, закончивших разверстку», опубликованный в «Известиях ВЦИК» 29 марта, сводится к ст. 1, которая гласит: «Немедленно разрешить свободный обмен, продажу и покупку». Добрая половина декрета состоит из перечисления губерний, где можно производить обмен, с указанием отдельно для хлеба (44 губ.), для картофеля (16 губ.) и сена (16 губ.). Четыре статьи из пяти говорят о гужевом передвижении, о заградительных отрядах, о семенах,

о посевах и лишь косвенно относятся к свободе торговли.

Из декрета вытекают следующие общие положения: 1) допускается свобода торговли в тех губерниях и теми продуктами, в пределах которых старая разверстка выполнена;. 2) предоставляется право Наркомпроду расширять действие декрета на другие губернии по мере выполнения разверстки*); 3) снимаются заградительные отряды на всех путях передвижения (жел. дор., водный, гужевой); 4) предоставляется право гужевого передвижения в целях обмена.

Читайте так же:  Договор о материальной ответственности образец прораба

Этот декрет самим своим содержанием внес путаницу в понятие о границах и пределах торговли. С одной стороны, право свободного передвижения грузов в целях обмена предусматривается только гужевым путем, а с другой стороны, заградительные отряды снимаются повсюду. Невольно изголодавшееся население и «спекулянты» должны толковать этот декрет в расширенном смысле . По свидетельству И. Михайлова в № 85 «Экон. Жизни», в среде самих руководителей не было одинакового взгляда на пределы свободной торговли. В то время как Ленин говорит «о местном товарообороте», а вслед за ним и в статье 8 «Положения» указывается, что «обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота» — в декрете о свободе торговли этих указаний и ограничений нет. К каким результатам привела эта неясность, будет видно из дальнейшего изложения.

Следует далее отметить своеобразную «чересполосицу» свободной торговли и поощрительный характер ее. Трудно проследить, насколько обе эти черты будут в действительности осуществлены. Но вероятнее всего, ограничение свободной торговли, хотя и временное, не будет принято во внимание населением и фактически она разовьется повсеместно. Вероятно также, что местности, где разверстка не выполнена, предпочтут торговать своими продуктами на вольном рынке, не отдавать их по прежним твердым ценам.

Таким образом, декрет о свободе торговли сведется, по-видимому, к восстановлению действительной и неограниченной торговли.

Но, если правительство разрешает торговать отдельным лицам, то казалось бы, что и объединения лиц должны были бы получить это право. Однако на самом деле это не совсем так. Кооперативное движение новым декретом поставлено в такие рамки; что говорить о восстановлении независимой кооперации вряд ли приходится.

*) Это право Наркомпрод уже использовал, разрешив дополнительно в 25 губ. торговлю картофелем.

Напомним, что декретами 20 марта 1919 года и 27 января 1920 года для кооперации в Советской России были установлены следующие положения:

1. Все виды кооперации слиты.

2. Все население обязано входить в кооперативы по месту жительства.

3. На кооперацию возлагаются обязательные для выполнения государственные задания.

4. Кооперация подчинена контролю Наркомпрода, а также и Раб. Крест. Инспекции.

5. Члены Правления могут быть назначены властью.

Этими основными положениями, особенно на фоне «коммунистического быта» кооперация фактически была превращена в продовольственный бюрократический орган.

Новый декрет издан 7 апреля 1921 г. В этом декрете речь идет только о потребительской кооперации. Что касается других видов кооперации, то в отношении их особая комиссия Совнаркома (в составе Цюрупы, Осинского, Лежавы и Милютина, под председательством Каменева), признала только необходимым:

1. Отделить кустарную и сельскохозяйственную кооперацию от потребительской.

2. Всероссийское объединение промысловой кооперации связать с Центросоюзом.

3. Кооперацию кустарную и сельскохозяйственную построить на началах добровольной приписки. Вот и все.

Никаких других декретов по вопросам кооперации, кроме потребительской, пока нет.

По декрету о потребительской кооперации можно составить ясное представление об искренности «уступок», сделанных Советской властью.

Уже из первой статьи видно, что уступки сделаны для видимости, — в первом же параграфе декрета трижды подтверждается принцип принудительности кооперирования населения. Вот что гласит первая статья:

«Все граждане РСФСР объединяются в потребительские общества. Все граждане данной местности включаются в единое потребительское общество. Каждый гражданин приписывается к одному из распределительных пунктов потребительского общества».

Совершенно ясно, что эта тройная формулировка ничем по существу не отличается от подобной же декрета 20 марта 1919 г. Та же обязательность и то же «единое потребительское общество». И, вероятно, чтобы не было сомненья, во второй статье декрета категорически устанавливается:

«В городах фабрично-заводских и сельсконаселенных пунктах независимо от их размеров не может быть более одного потребительского общества». То же самое существовало и до сих пор по декрету 20 марта 1919 г. Лишь в статье 3 мы

находим первые следы «уступок», но в такой неясной формулировке, что реальных результатов эти «уступки» иметь не могут. Начало третьей статьи гласит:

«В пределах одного потребительского общества допускается объединение граждан по более мелким территориальным единицам или группам лиц, занятых одним и тем же ремеслом или профессией».

Этот пункт, несомненно, находится в принципиальном противоречии с первыми двумя. Казалось бы, проще вместо трех этих статей дать одну третью и тем самым установить добровольность кооперирования. Но коммунисты крепко еще держатся за централизацию.

Нетрудно себе представить, что из этого получится: либо потребительское общество, находящееся в руках продкомцев, задавит самостоятельность этих добровольных объединений, которые по статье 3 должны быть приписаны к единому обществу; либо эти объединения вынуждены будут бороться с единым обществом; и то и другое вряд ли принесет существенную пользу.

Следующая статья (4) составлена так, что либо она сводит на нет третью статью с ее «уступками», либо дает полный произвол толкованию ее вкривь и вкось. В ней говорится, что участники объединений (по ст. 3) могут «вырабатывать всякого рода продукты и предметы при помощи дополнительных взносов», и «полученные таким порядком продукты и предметы распределяются между участниками данного объединения».

Не закупать, а вырабатывать! Далее — 5 статья. Она дает нечто новое. По этой статье:

«Потребительским обществам предоставляется право обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно кустарно-ремесленных изделий, и сбыта их».

По-видимому, разрешив торговать мешочникам, невозможно оказалось запретить это кооперативам.

Дальнейшие статьи нового ничего не прибавляют, восстанавливая права собственных производств. Но необходимо отметить статью седьмую, по которой на кооперацию потребительскую возлагаются обязанности заготовок, обмена и распределения продуктов по заданиям продорганов, как промышленного, так и сельскохозяйственного характера. Вероятно, в числе «обязанностей» кооперации будет и сбор натурального налога. Во всяком случае, ей без ее согласия навязывают государственные функции.

Но и те немногие «уступки», которые сделаны кооперации, совершенно сводятся на нет в заключительной 13 статье:

«Президиум ВЦИК имеет право ввода в состав правления потребительных обществ и их объединений своих представителей на равных правах с выборными членами правления».

В итоге приходится признать, что все положения декретов 20 марта 1919 г. и 27 января 1920 года в новой формулировке в декретах 7 апреля 1921 года остались почти неизмененными. Очевидно, что о самодеятельности и независимости кооперации, построенной на добровольности коллективного хозяйства, не может быть и речи. Все, что говорится в советской прессе по поводу раскрепощения кооперации, — лишь слова. Результаты были весьма незначительны раньше, при запрете свободной торговли, а теперь будут еще меньше, т. к. кооперация выступает в борьбу связанной по рукам и ногам, а частная торговля — с полной свободой действий.

Еще рано говорить о практических результатах новых декретов. Они скажутся в полном объеме в действительной жизни нескоро. Можно наметить лишь некоторые вехи дальнейшего пути и первые признаки новых явлений.

Прежде всего следует отметить, что всеми тремя декретами в разной мере расчищается путь для частного капитала в сфере обмена и даются некоторые преимущества «крепким и старательным» крестьянам. Последнее означает ставку не на «середняка», не говоря уже о забытой бедноте, а на «крепкого хозяйственного мужичка». Во всяком случае, эти декреты — несомненная победа крестьянства, добившегося признания частной собственности на продукты своего труда, о чем уже на 8 съезде Советов говорили беспартийные крестьяне, получившие тогда ответ от Осинского, что Советская власть на это никогда не пойдет.

Далее крестьяне добились признания первенства производственного начала над уравнительно-распределительным и сломали фактически опеку над своим хозяйством. Наркомпрод побежден крестьянином. И вместо беспорядочной и произвольной реквизиции крестьянин добился более объективно определяемого налога. В этом отношении «мелкобуржуазная стихия» оказалась более государственной, нежели коммунистическое централизованное государство.

Но этого мало; крестьянин отвоевал себе право на торговлю. Правда, коммунисты держат еще в руках кооперацию и промышленность, также держат они и внешнюю торговлю, но первая брешь в неприступной крепости коммунизма пробита.

Так приблизительно представляются нам возможные результаты трех декретов в будущем, при условии, если они уже не запоздали и если

коммунисты искренно будут их проводить.

На путях проведения в жизнь этих декретов много препятствий. Из них главное — неискренность самих коммунистов, непонимание насущных интересов населения и нежелание считаться с ними. Для примера можно привести кооперацию. Казалось бы, что при современном положении транспорта свободная торговля должна осуществляться только организованно — через кооперацию или добросовестных крупных посредников. На самом деле она была предоставлена стихийному движению голодных горожан. Вот иллюстрация:

«В Царицынской губернии расцвела спекуляция всех видов. В Харьковской губ. мешочничество на дорогах приняло колоссальные размеры. Крыши вагонов под тяжестью людей проламываются. На ст. Гостищево Курской губ. скопилось 5000 мешочников. В Киевской губ. станции загромождены мешочниками» («Изв.» ВЦИК. 21 апр.). В Екатеринославской губ. в Лозовском участке скопилось до 80.000 мешочников, уничтожающих больные вагоны» («Изв.» ВЦИК. 23 апр.).

Долго ли выдержит транспорт? А дальше? И вот опять поднимается вопрос об ограничении проезда, о постановке «охранных отрядов» и т. д., то есть, иначе говоря, об аннулировании в жизни декрета о свободной торговле. Где же кооперация? Где же ее организованная самодеятельность? Очевидно, что пока над кооперацией мудрят Хинчук и Лежава, до тех пор она будет весьма ручной для правительства и не будет «по химическому закону», открытому Лениным, «выделять наиболее хозяйственные элементы, т. е. меньшевиков и эсеров». Но, очевидно, это не только закон кооперации, но и закон жизни.

Боязнь населения, боязнь организованного народа, боязнь призвать трудовые элементы к действительной работе и участию в строительстве жизни толкает коммунистов на путь экспериментов со стихией. Эта стихия, искусственно созданная коммунистической властью, теперь выпущена. Удастся ли коммунистам вновь ею овладеть.

Опасность для советского правительства от новых декретов заключается не только в этой стихии мешочничества, она на каждом шагу, ибо эти декреты подрывают и систему пайков, и национализацию, и регулирование — словом, всю систему экономической политики советской власти. Если внешний режим не будет сметен стихией, то внутреннее содержание его должно будет измениться в сторону, далекую от коммунизма.