Налог в фсзн в рб в 2019 году

Содержание:

Налог в фсзн в рб в 2019 году

Все индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность, обязаны платить страховые взносы в соответствии с законодательством. Обязательные страховые взносы составляют: пенсионное и социальное виды страхования, которые уплачиваются в фонд социальном защиты населения (ФСЗН).

Кто платит взносы?

Платят все, кроме следующих ИП:

  • занимающихся предпринимательством и состоящие в трудовых отношениях одновременно
  • получающие пенсию
  • получающие высшее, средне-специальное и техническое виды образования в дневной форме обучения
  • имеющие право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет.

Внимание!

Ранее, также освобождались от обязательной уплаты налогов иностранные граждане и лица без гражданства, зарегистрированные в качестве ИП на территории РБ. Но сейчас в соответствии с Указом Президента от 31.12.2015 №2015, данные лица в обязательном порядке уплачивают взносы на общих основаниях.

Данные категории ИП не уплачивают страховые взносы, но по желанию они могут принимать участие в государственном социальном страховании.

Также, если ИП привлекает работников, то он платит как за себя, так и за работника в обязательном порядке.

Что включают в себя взносы?

Виды обязательных взносов

Пенсионное страхование, которое включает:

  • страхование на случай достижения пенсионное возраста
  • страхование по случаю инвалидности
  • страхование по случаю потери кормильца

Социальное страхование, включающее:

  • Временная нетрудоспособность
  • беременность и роды
  • уход за ребенком в возрасте до 3-х лет
  • предоставление одного свободного от работы дня в месяц родителю, воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет
  • смерть застрахованного или смерть члена семьи

Размер и расчет взносов

Сумма взносов определяется из дохода предпринимателя, полученного за истекший год. При этом сумма таких взносов не должна быть менее, чем сумма размеров минимальной заработной платы (330 рублей), установленной законодательством с учетом индексации.

Обязательные взносы составляют 35% (29%-пенсионное страхование, 6%-социальное) от размера минимальной заработной платы, значит 35%*330 рублей=115,5 рублей сумма взносов за 1 месяц.

Срок уплаты взноса

Установлен единый срок уплаты обязательных страховых взносов-не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом. К примеру, до 1 марта 2019 года нужно уплатить взнос за весь 2018 год.

Как платить если деятельность предпринимателя не осуществляется?

Если вы числитесь зарегистрированным в государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но по каким-то причинам не осуществляете деятельность (например, вы работали в течение 3-х месяцев, а потом временно на 2 месяца вы не осуществляете деятельность из-за экономических проблем или клиентов мало и пользуются услугами очень редко), то все равно вы обязаны перечислять обязательные взносы в фонд социальной защиты населения за все периоды. То есть хоть даже в течение одного года 2 месяца вы не осуществляли деятельность взнос придется уплатить.

Однако существуют случаи, когда предприниматель за какой-либо период не уплачивает взносов. Обязательные страховые взносы не уплачиваются в фонд социальной защиты населения в случаях, предусмотренных п.20 положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования , а именно, в случаях:

  • прохождения срочной или альтернативной службы
  • нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы
  • нахождения в следственных изоляторов органов государственной безопасности
  • вынесения ИП приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью
  • иных случаях, предусмотренных законодательными актами

В Беларуси хотят пересмотреть взносы в ФСЗН. Как различаются отчисления в нашей и других странах

В Беларуси могут рассмотреть вопрос отчислений в ФСЗН. Среди причин, по которым власти задумались о пересмотре отчислений в фонд, — наша страна сегодня проигрывает государствам ЕАЭС по налоговой нагрузке. FINANCE.TUT.BY сравнил, как отличаются социальные взносы в Беларуси и других странах.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Беларусь: работник платит в ФСЗН 1% от зарплаты, работодатель — 34%

Сейчас работник в Беларуси отчисляет в ФСЗН 1% от своей зарплаты. Наниматель уплачивает еще 34% процента — 28% от заработка работника на пенсионное страхование и 6% на соцстрахование.

По особой схеме уплачивают взносы в ФСЗН индивидуальные предприниматели. Минимальная сумма, которую предприниматели должны внести в фонд, составляет 35% от минимальной зарплаты — 29% на пенсионное страхование плюс 6% на социальное страхование. К примеру, за 2017 год — 1113 рублей (или по 92,75 рубля в месяц). Для расчета за прошлый год берется минимальная зарплата в 265 рублей (с 1 января этого года она выросла до 305 рублей).

О том, что в Беларуси намерены рассмотреть вопрос налоговых отчислений в Фонд социальной защиты населения, ранее сообщила заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая. Представитель МНС уточнила, что вопрос пересмотра взносов в ФСЗН «будет обсуждаться со всех сторон».

— Основа всего — это возможное снижение налоговой нагрузки на наших плательщиков, в том числе с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения. Если говорить о налоговой нагрузке не только в рамках налогов, несмотря на то, что отчисления в фонд — это неналоговые платежи, у нас она (налоговая нагрузка. — Прим. TUT.BY) сегодня достаточно высокая. И мы в этой связи несколько проигрываем нашим партнерам по евразийскому пространству, — отметила Элла Селицкая.

Ранее Минфин предлагал снизить нагрузки по взносам в ФСЗН для предприятий и сделать пенсионное накопительное страхование добровольно-принудительным.

В Госконтроле считают, что повышение наполняемости бюджета фонда возможно за счет повышения для отдельных плательщиков размеров обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот, установленных при начислении по высокооплачиваемым работникам. Так, взносы по пенсионному страхованию не начисляют на часть дохода высокооплачиваемых работников резиденты ПВТ, индустриального парка «Великий камень» — на часть дохода, превышающую ее однократный размер.

Тему пересмотра взносов в ФСЗН поднимают не в первый раз. В Минэкономики еще в 2011 году заявляли, что правительство Беларуси готово пойти на сокращение пенсионной нагрузки на фонд заработной платы предприятий. Однако уточняли, что процесс перераспределения пенсионной нагрузки с нанимателей на работников займет много времени. Представители бизнес-сообщества предполагали, что, при заинтересованности со стороны государства, это можно сделать довольно быстро.

Россия: работодатель отчисляет на пенсии 22%

Основной тариф на обязательное пенсионное страхование составляет 22% от заработной платы работника (с выплат сверх установленной предельной величины базы для начисления взносов — 10%), обязательное медицинское страхование — 5,1%, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством — 2,9%, отмечают в Федеральной налоговой службе. В общей сложности получается 30% от заработной платы работника.

Эти ставки будут действовать до 2020 года включительно, отмечают в Федеральной налоговой службе.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Казахстан: для нанимателей уменьшили социальные взносы

В Казахстане обязательные пенсионные взносы составляют 10% от сумм, которые подлежат уплате таких взносов.

Выплаты на обязательное медстрахование в Казахстане сейчас составляют 1,5% от дохода каждого работника. С 1 января 2020 года они вырастут до 2%, с 1 января 2022 года — до 3%. При этом в 2017 году этот взнос составлял 1% от зарплаты работника.

Размер социальных отчислений в государственный фонд социального страхования в Казахстане c 2018 года уменьшили. Теперь наниматель перечисляет не 5% от дохода работника, как было раньше, а 3,5%.

То есть в Казахстане страховые взносы составляют порядка 15% от заработной платы работника.

Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты и профессиональные медиаторы не будут платить за себя в 2018 и 2019 годах. Однако с 1 января 2020 года они будут платить за себя 5% от двух минимальных заработных плат. За своих работников — как работодатели — они начали делать ежемесячные взносы с 1 июля 2017 года. В 2018 и 2019 годах эта сумма составит 1,5% от зарплаты работника, 2% — в 2020 году, 3% — после 2022 года.

Самозанятые казахи уплачивают 3,5% от объекта исчисления социальных отчислений, но не меньше 3,5% от минимальной зарплаты.

Кыргызстан: на соцстрахование уходит больше четверти зарплаты

В Кыргызстане взносы по государственному социальному страхованию для нанимателей составляют 27,25% от всех видов выплат, начисленных работнику. Тариф, который направляется в пенсионный фонд, составляет 15% от дохода сотрудника. На обязательное медицинское страхование отправляется 2%, еще 0,25% идет в фонд оздоровления трудящихся.

Оставшиеся 10% распределяются в зависимости от категории работника. Если ему до пенсии осталось менее 15 лет, весь объем взносов направляется в пенсионный фонд. Для остальных работников в пенсионный фонд идет только 8%, оставшиеся 2% отправляются в государственный накопительный пенсионный фонд. Для работников-пенсионеров установлен тариф в размере 8%, которые полностью направляются в пенсионный фонд.

Индивидуальные предприниматели в Кыргызстане уплачивают страховые взносы в 10% от размера среднемесячной заработной платы. Из них в пенсионный фонд идет 8,75%, в фонд обязательного медицинского страхования — 1%, в фонд оздоровления трудящихся — 0,25 процента.

Украина: ввели единый соцвзнос вместо четырех разных налогов

В Украине существует единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, который подлежит уплате в пенсионный фонд. Он заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, «безработицу», соцстрах (больничные), «несчастный случай», сообщает Минфин этой страны. Ставки единого соцвзноса дифференцировались в зависимости от вида плательщика, а также в зависимости от классов профессионального риска вида деятельности.

Для всех категорий плательщиков минимальный единый соцвзнос сейчас составляет 22% от размера минимальной зарплаты. Его размер определяется независимо от суммы начисленной заработной платы. Сейчас минимальный единый соцвзнос составляет около 62 белорусских рублей в пересчете, а максимальный — 934 рубля.

Читайте так же:  Особое производство судебная практика

Латвия: социальный налог для работника составляет 11%

В Латвии в этом году провели налоговую реформу, в результате которой ставку обязательного взноса государственного социального страхования (социального налога) увеличили на 1%. В итоге с 2018 года общая ставка обязательных платежей в стране составила 35,09% (в 2017-м она составляла 34,09%). Из них 24,09% платит работодатель, а 11% — наемный работник.

Работник это на своей зарплате не ощущает, так как в трудовом договоре указана сумма зарплаты, не включающая ту часть социальных налогов, которую платит работодатель. В то же время из указанной в трудовом договоре брутто-зарплаты работника вычитаются страховые взносы в объеме 11%.

Армения: работник отчисляет 2,5% от доходов

Работник выплачивает страховой взнос в 2,5% от дохода. Государство перечисляет 7,5% из средств бюджета, наниматель ничего не платит. До июля платеж вносился следующим образом: 5% отдавал работник, еще 5% — работодатель.

Тем временем в Армении хотят ввести обязательное медицинское страхование.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Налог в фсзн в рб в 2019 году

Участники общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства рассмотрели на заседании рабочей группы в апреле проблемные вопросы работы индивидуальных предпринимателей, в том числе уплату взносов в фонд социальной защиты населения (ФСЗН), установку средств налогового контроля на кассовые аппараты, работу программных касс, пишет ПраймПресс.

Как будет работать принцип «не работаешь – не платишь»

В новом проекте указа, который регулирует уплату индивидуальными предпринимателями взносов в ФСЗН, предусмотрено введение принципа «не работаешь – не платишь». На практике это будет означать, что предприниматель, который решил приостановить деятельность, сможет уведомить об этом налоговую и с этого момента не будет платить взносы в ФСЗН. Сейчас приостанавливать деятельность можно на два года.

Рассматриваются и другие случаи, когда ИП не будут платить взносы или будут обязаны платить меньше, рассказывает директор центра поддержки предпринимательства ООО «Светлогорский деловой партнер» Жанна Рогова.

Во-первых, уплата взносов может быть уменьшена для предпринимателей, которые работают только 14 дней в месяц.

Во-вторых, для тех, кто по личным обстоятельствам был вынужден не работать, но не собирался приостанавливать деятельность, предусматривается возможность не платить взносы за период вынужденного «простоя». В данном случае речь идет о таких обстоятельствах, как например, болезнь близкого человека, требующего постоянного ухода.

В-третьих, предприниматели имеют право на отпуск. Соответственно, предполагается включить в проект указа норму о том, что индивидуальный предприниматель уплачивает взносы в ФСЗН за одиннадцать месяцев в году.

СКНО с 1 июля все-таки введут

Жанна Рогова также рассказала о перспективах обязательной установки на кассовые аппараты средств удаленного налогового кассового контроля (СКНО), которые по графику властей должны заработать в Минске и Минской области с 1 июля 2018 года, в остальных регионах – с 1 января 2019 года.

«Мы поднимали вопрос о том, что СКНО работает не очень корректно. Пилотный проект по работе систем удаленного налогового контроля отрабатывается на таксистах. Мы видели на примерах тридцати таксистов, как это происходит, – говорит Жанна Рогова. – У таксиста по чекам за месяц одна сумма, у налоговых органов – другая, причем, меньшая». И так происходит потому, что из-за плохой связи чеки могут блуждать от одной недели до трех месяцев. Также есть чеки, где существует запись, что «СКНО отсутствует или неисправно».

По ее словам, тест системы СКНО показал, что оператор системы не справляется с задачей на сегодняшний день, что она требует доработки для масштабного внедрения. «Но, к сожалению, представители МНС нам сказали, что срок по СКНО переноситься не будет, система будет вводиться с 1 июля. А ведь одновременно вводятся программные кассы. По ним вообще ничего еще не готово – непонятно, кто оператор, какие будут договорные условия», – сказала Жанна Рогова.

Эксперт обратила внимание, что не все телефоны поддерживают работу программных касс:
«Для установки программных касс необходим или планшет, или телефон, поддерживающий установку этой системы, или ноутбук. Для большинства ИП это будут дополнительные немалые расходы».

Ипэшников могут обязать платить 35% от всего дохода в фонд соцзащиты

МИНСК, 21 марта – ПраймПресс. В Беларуси подготовлен проект указа президента, согласно которому индивидуальные предприниматели (ИП) будут платить взносы в фонд социальной защиты населения (ФСЗН) в размере 35% от всего получаемого ими дохода. Сейчас ИП платят 35% от минимальной заработной платы в стране, за 2017 г размер подлежащего уплате взноса составил 1113 бел руб (567 долл по курсу Национального банка Беларуси). Об этом сообщила руководитель группы бухгалтерских компаний «ЛидерПартнер» Ирина Ковельская в пресс-релизе компании, распространенном 21 марта.

Проект указа освобождает предпринимателей от уплаты взносов в ФСЗН за периоды работы без дохода.

«Предприниматели с меньшим оптимизмом (чем власти – ред.) ожидают принятие этого указа. ИП, у которых нестабильный и небольшой доход, могут вздохнуть с облегчением, ведь их взносы могут значительно уменьшиться. А вот те предприниматели, которые пусть нерегулярно, но получают крупные доходы, должны будут ежегодно отдавать в Фонд социальной защиты бОльшие суммы, чем сейчас», – прокомментировала Ирина Ковельская.

По ее данным, такую систему уплаты взносов в ФСЗН планируется распространить и на владельцев агроусадеб, ремесленников и самозанятых, уплачивающих единый налог. Сейчас они не обязаны уплачивать взносы в ФСЗН.

Как прокомментировала Ирина Ковальская агентству ПраймПресс, проект указа в случае принятия вряд ли будет распространять свое действие на доходы индивидуальных предпринимателей, владельцев агроусадеб, ремесленников и самозанятых за 2018 г. То есть, им надо будет начинать платить взносы по-новому, начиная с 2019 г.

Такие решения готовятся в органах госуправления, несмотря на заявления властей о либерализации условий ведения бизнеса. Напомним, с 26 февраля 2018 г вступил в силу предусмотренный декретом президента №7 о развитии предпринимательской деятельности мораторий до 2020 г на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов и пошлин.

Однако введенный мораторий не означает, что налоги не будут меняться. Как сообщалось ранее, в этом году изменения в налоговое законодательство были внесены указом президента, а не законом, как обычно. При этом власти заявили, что это связано с их намерением не спеша привести в порядок Налоговый кодекс. Создана рабочая группа, которая готовит изменения в Налоговый кодекс, которые предполагается принять с 2019 г на три года. Концепция нового Налогового кодекса должна быть готова к 1 сентября.

Тем не менее, взносы в Фонд социальной защиты населения в Беларуси не учитываются в налоговой нагрузке, соответственно, власти не считают их налогами, а, значит, на них мораторий не распространяется.

Так что в целом нет уверенности, что налоговая нагрузка не будет увеличиваться. Это косвенно подтвердил президент Беларуси, который поручил правительству, чтобы после вступления в силу нового Налогового кодекса в 2019 г налоговые поступления выросли.

В целом первый месяц действия декрета №7 показал, что чиновники подошли к его применению очень сдержанно, многие вопросы «повисли в воздухе», как например, внесение магазинов в торговый реестр, или требования к деятельности такси, и пока выходит, что упрощения для работы остаются только декларациями.

Палата представителей приняла бюджет ФСЗН на 2019 год

Депутаты Палаты представителей 18 декабря сразу в двух чтениях приняли законопроект «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2019 год».

Законопроект определяет источники формирования доходов бюджета фонда, их объем и направления использования.

Общая сумма доходов ФСЗН запланирована в размере 15,055 млрд руб., расходов –14,831 млрд руб., сообщила на сессии министр труда и соцзащиты Ирина Костевич.

Наибольший удельный вес в структуре взносов на государственное социальное страхование занимают обязательные страховые взносы – 99,05% или 13,390 млрд руб.

Взносы на профессиональное пенсионное страхование составят 126,5 млн. руб. (0,94%).

Неналоговые доходы бюджета фонда запланированы в сумме 248,3 млн руб.

Основная сумма расходов будет направлена на пенсионное обеспечение – 11,5 млрд руб., или 77,5%. На выплату пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, пособий по уходу за инвалидом первой группы либо лиц, достигших 80-летнего возраста, на погребение, а также оказание услуг по их выплате запланировано 3,1 млрд руб. Из них 1,3 млрд руб. пойдут на пособия на детей до трех лет.

Повышение трудовых пенсий запланировано не реже 1 раза в год. Кроме того, будут производиться их ежеквартальные перерасчеты, увязанные с бюджетом прожиточного минимума.

Сумма субвенций из республиканского бюджета составит 1,290 млрд руб. (8,6% доходов бюджета фонда).

Напомним, что 27 июня 2018 года Палата представителей рассматривала отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения за 2017 год. На заседании было представлено заключение Комитета госконтроля по результатам проверки исполнения бюджета ФСЗН, где отмечалось, что за последние 8 лет среднегодовые темпы роста расходов бюджета фонда превышали темпы роста его собственных доходов на 3,1 проц. пункта. В результате с 2013 года бюджет фонда испытывал недостаток собственных средств, который до 2015 года покрывался за счет остатков прошлых лет, а с 2015 года – субвенциями из республиканского бюджета. Такая ситуация привела к снижению темпов роста средней пенсии по возрасту к номинальной начисленной заработной плате. В итоге соотношение данных показателей сократилось с 43,3% за 2010 год до 37,6% за 2017 год.

Как считают в КГК, повысить наполняемость бюджета фонда возможно, в том числе за счет изменения для отдельных плательщиков размеров отчислений обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот, установленных при начислении по высокооплачиваемым работникам.

Всего за 2017 год объем льгот по уплате обязательных страховых взносов превысил 4% от поступивших доходов бюджета фонда. Из них 78% приходилось на льготы, предоставленные резидентам Парка высоких технологий.

Эти вопросы рассматривались на совещании, которое проходило 3 декабря 2018 года с участием руководства Совмина. Александр Лукашенко выразил тогда обеспокоенность тем, что за 6 лет дефицит ФСЗН вырос в 9 раз и в настоящее время составляет примерно 10%. Президент подчеркнул, что любые изменения в сфере социального обеспечения следует хорошо прорабатывать, однако любые новации, которые принесут пользу, будут поддержаны.

Читайте так же:  Экспертиза чувашии

Что изменится в налоговой системе Беларуси в 2019 году

В Беларуси завершается работа по комплексной корректировке Налогового кодекса, главная цель которой — совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки. Проект обновленного Налогового кодекса принят Палатой представителей во втором чтении.

Во время онлайн-конференции эксперты рассказали о новых подходах к организации работы налоговых органов и ответили на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.

Вопросы конференции

Приблизительно в это время год назад глава государства дал поручение подготовить новую редакцию Налогового кодекса. В первую очередь необходимо было сделать его более понятным для плательщиков, принять меры по улучшению налогового администрирования, стимулированию инвестиционной деятельности, что вытекало из норм декрета №7 «О развитии предпринимательства». Была проведена обширная, плодотворная работа над новой редакцией. Определены формат внесения этих изменений, двухуровневая система отработки и принятия решений. Была сформирована рабочая группа на уровне Министерства финансов, которая включала представителей всех заинтересованных сторон, в том числе отраслевых министерств и концернов, представителей всех бизнес-союзов, бухгалтеров, юристов-практиков, аудиторов. В этой работе активное участие принимал парламент.

Если говорить о конкретных мерах, то новой редакцией Налогового кодекса предусмотрено увеличение в 1,5 раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, снижение до 6% ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет. Полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели в течение пяти лет.

Плательщикам предоставляется право при исчислении налога на прибыль учитывать некоторые виды затрат, которые в настоящее время не учитываются при налогообложении. Предусмотрено право включать в состав внереализационных доходов резервы по сомнительным долгам. Одновременно с этим у плательщиков налога на прибыль появляется возможность учитывать отдельные виды внереализационных расходов по факту поступления денежных средств.

В рамках снижения налоговой нагрузки предусмотрено освобождение вновь построенных объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в первый год их эксплуатации с применением понижающих коэффициентов к ставкам этих налогов в последующие четыре года. Предусмотрено исключение из списка объектов обложения налогом на недвижимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отмена повышающего коэффициента к ставкам земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению. Предусмотрена отмена права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.

Для субъектов, которые применяют упрощенную систему налогообложения, в частности, для индивидуальных предпринимателей, реализовано предложение по увеличению более чем в 2 раза критерия валовой выручки для применения этого особого режима налогообложения. Для ИП при применении общего порядка и упрощенной системы налогообложения с 1 января 2019 года предусматривается возможность учета доходов, выручки не только по методу оплаты, но и по методу начисления. Дополнительно в отношении ИП, осуществляющих реализацию потребителям работ и услуг, введен принцип добровольности уплаты единого налога.

Кодекс содержит ряд изменений, которые коснутся и физических лиц. Так, в отношении доходов от сдачи иным физическим лицам в аренду, внаем жилых и нежилых помещений, машино-мест предусматривается уплата подоходного налога в фиксированных суммах независимо от величины таких доходов. Расширен перечень категорий, имеющих право на получение стандартного налогового вычета по подоходному налогу. Воспользоваться данным правом теперь смогут родители, супруг, супруга, опекун или попечитель, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет. Отменено ограничение суммы расходов на уплату страховых взносов страховым организациям Беларуси по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов для предоставления социального налогового вычета. Реализован экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков — физических лиц — позволяющий обращаться в любой налоговый орган.

Особое внимание при подготовке новой редакции кодекса уделено вопросам упрощения налогового администрирования. Изменены подходы к приостановлению операций по счетам плательщиков, имеющих задолженность по текущим платежам в бюджет. Речь идет о делении плательщиков на группы по степени риска. Дополнительно к залогу и поручительству введен новый способ обеспечения исполнения налогового обязательства — банковская гарантия. Усовершенствован порядок взыскания дебиторской задолженности, изменены подходы к начислению пеней в части их ограничения суммой, доначисленной по результатом проверок налога. С 3 до 5 лет увеличен период для зачета (возврата) излишне уплаченных налогов, сборов и пошлин.

Один из вопросов, который вызвал достаточно бурную дискуссию, — отмена повышающих коэффициентов к ставке имущественных налогов, которые сегодня местные Советы депутатов имеют право реализовывать на соответствующих административно-территориальных единицах. Сегодня это право предусматривает возможность увеличить стандартные ставки налога на недвижимость и налога на землю до 2,5 раза. При обсуждении вопроса бизнес-союзы и представители реального сектора экономики выходили с предложениями о том, чтобы это право ограничить и вернуться к размеру таких повышающих коэффициентов, который применялся до определенного времени. То есть повышать ставки этих налогов не более чем в 2 раза. Принято компромиссное, в некоторой степени отлагательное решение, — с 2020 года размер этих повышающих коэффициентов будет снижен с 2,5 до 2 раз.

Кроме этого, Налоговый кодекс претерпел структурные изменения для улучшения восприятия его положений. Введена статья, посвященная терминам и определениям, которые используются во всей редакции Налогового кодекса. В особенной части кодекса все налоги выстроены по строго определенной иерархии, которая соответствует утвержденным элементам налогообложения. Уточнены принципы налогообложения, введен принцип презумпции добросовестности плательщика.

Немало новшеств предусматривается по налоговому администрированию. Все это делается для того, чтобы нашим плательщикам было проще исчислять и платить налоги. Чтобы, когда плательщик нарушил налоговое законодательство, налоговые органы своими действиями не доводили его до процедуры банкротства, когда мы говорим о приостановлении операций. Чтобы он мог продолжать свою деятельность и мы своими действиями, например, размером доначисленной пени, не создавали излишние обременения для него. Мы стараемся выстроить методы налогового администрирования таким образом, чтобы это негативно не влияло на деятельность плательщика и налоги поступали в бюджет от него в добровольном порядке.

Вопрос дедолларизации — один из основных. Ей уделяется много внимания. Соответствующую политику проводит Национальный банк. Мы в свой части тоже ответственно относимся к этому вопросу и видим необходимость ухода от привязки к иностранным валютам, в том числе в налоговой системе.

Вопросы дедолларизации кодексом затрагиваются не первый год. В этой редакции мы максимально подошли к решению этого вопроса в налоговой системе. Мы не видим необходимости предусматривать возможность уплаты в иностранной валюте. Все субъекты, в том числе и нерезиденты, могут реализовать свои налоговые обязательства через уплату налогов в национальной денежной единице — с учетом нынешнего развития банковских услуг, соответствующих сервисов, политики на валютном рынке, которую проводит Национальный банк по возможности свободного приобретения и продажи валюты.

Дополнительно к этому мы перевели те немногие ставки налогов, которые у нас были выражены в иностранной валюте, в белорусские рубли. Это налоги касаются узкого сегмента субъектов, они связаны с добычей сырьевых ресурсов — на добычу нефти и калийной соли.

Единственную возможность, которую мы оставили в кодексе для нерезидентов (как физических лиц, так и организаций), — уплата в иностранной валюте государственной пошлины. Это не системный, а разовый налоговый платеж, связанный с осуществлением каких-то процедур или юридически значимых действий. Например, получение каких-либо разрешений, обращение в суд. Мы с учетом обсуждения этого вопроса такую возможность сохранили. Но это будут единичные случаи. В целом налоговая система поставленную перед ней задачу дедолларизации выполняет.

В процессе обсуждения Налогового кодекса вставал вопрос о предоставлении возможности уплаты НДС в валюте для иностранных юридических лиц, которые оказывают электронные услуги физическим лицам в электронной форме. Причем не сами нерезиденты, а эксперты, которые работали над новой редакцией НК, предложили рассмотреть такую возможность. Но в ходе дискуссии мы пришли к выводу, что сегодня резидент или нерезидент может находиться и в США, и в Великобритании, и в Гонконге, и в Австралии. В какой валюте разрешить ему платить налог? Ему все равно нужно будет свою национальную валюту пересчитывать в доллары США перед тем как перечислять в белорусский бюджет. Ему же гораздо проще сразу конвертировать, например, гонконгские доллары в белорусские рубли и зачислить их в бюджет. Здесь оптимального варианта нет. Мы проанализировали практику этого года — трудностей с перечислением налогов в бюджет в белорусских рублях не возникает. Поэтому мы сохранили действующую норму. В том числе и потому, что от самих нерезидентов предложений не следовало.

Этот вопрос пока находится в проработке. Дело в том, что наши взаимоотношения по косвенным налогам урегулированы Договором о ЕАЭС, в соответствующем приложении. И в нем электронные услуги не упомянуты. Мы вынесли этот вопрос на Консультативный совет, на площадку ЕАЭС, чтобы с нашими партнерами по союзу, в первую очередь с россиянами, договориться, как мы будем этот налог взимать. Хотим закрепить в ЕАЭС необходимый порядок, механизм. Сделать это нужно, поскольку это одно из перспективных направлений, один из быстроразвивающихся видов бизнеса. Пока мы в процедуре переговоров. Как только о чем-то договоримся, сразу эту информацию разместим для наших плательщиков.

При обсуждении возможного изменения структуры Налогового кодекса мы исходили из того, чтобы систематизировать документ, сделать его понятнее. Думаю, плательщики достаточно быстро поймут те структурные изменения, которые произошли. Все налоги у нас изложены в одинаковой иерархии, то есть в соответствии с теми элементами системы налогообложения, которые перечислены в Общей части Налогового кодекса. Это плательщики, налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, льготы по налогу, сроки и порядок уплаты.

Кроме того, для улучшения применения и восприятия Налогового кодекса мы ввели отдельную главу, которая посвящена используемым терминам и определениям. Эти термины и определения будут универсальными практически для всех налогов, которым посвящена последующая Особенная часть. Таким образом, мы исключили подход, который использовался в прежней редакции Налогового кодекса, когда для каждого налога давались определенные понятия. Мы практически полностью реализовали эту задумку, обобщили все эти понятия, систематизировали, согласовали их с другими отраслями права.

Читайте так же:  Оформление дома в собственность ижс

Думаю, что адаптация пройдет достаточно быстро, тем более что работа над Налоговым кодексом была публичной. Все те наработки и решения, которые принимались на уровне рабочих групп, озвучивались и были в открытом доступе для плательщиков и для общественности, размещались на сайтах Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов. Бизнес-сообщество тоже своевременно получало эту информацию, чтобы с членами своих ассоциаций обсуждать изменения, знакомить с ними для целей последующего практического применения.

— Принципиальных новшеств по налогу на добавленную стоимость новая редакция Налогового кодекса не содержит, но мы кардинально изменили структуру этой главы. Исходили из того, что в главе должны быть обозначены все элементы налогообложения — плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты, ставки налогов, какие подтверждения должны быть, когда применяется нулевая ставка налогов, когда товары, работы, услуги оказываются на экспорт, как исчисляется окончательно налог на добавленную стоимость. Есть отдельная статья, которая говорит о том, как возвращается НДС. Действительно, элементов очень много. Сама структура налога и порядок его уплаты таковы, что написать его простым языком невозможно.

Наши граждане налог на добавленную стоимость не исчисляют, его исчисляют субъекты хозяйствования. Этим занимаются бухгалтера, которые имеют специальное образование в сфере налогообложения, бухучета, и для них эти механизмы понятны. Мы отрабатывали эту главу с бизнес-сообществом, с бухгалтерами, советовались с ними, как ее изложить, чтобы практикам было понятно.

— НДС — это один из таких налогов, которые непосредственно связаны с бухгалтерским учетом, на практике с ним сталкиваются профессиональные бухгалтеры. Одно из основных упрощений, касающихся этого налога, заключается в следующем: мы, насколько это возможно, постарались сблизить налоговый и бухгалтерский учет для целей его исчисления. Для этих целей в новой редакции кодекса унифицировали такие понятия, как определение момента реализации и т.п. Бухгалтер, ведя бухгалтерский учет, благодаря достигнутой автоматизации этого процесса, без труда сформирует такие элементы, как распределение налоговых вычетов и др. Нам существенно удалось продвинуться в вопросах ведения одновременно и налогового, и бухгалтерского учета.

Сегодня состав и структура налогов в Беларуси соответствует общепринятым стандартам. В стране проводится политика по либерализации предпринимательской деятельности, до 2020 года действует мораторий на введение новых ставок налогов. Для снижения действующих ставок мы должны задействовать внутренние резервы налоговой системы. Необходимо получить общее увеличение налоговых доходов и за счет этого сократить ставки конкретных налогов.

В первую очередь может быть организована работа по отмене неэффективных налоговых льгот, которая даст соответствующее поступление в бюджет. Расширение налоговой базы произойдет за счет увеличения количества вновь создаваемых плательщиков, роста активов, которые будут вовлекаться в экономический оборот. Этому будет способствовать также поддержание на достаточно высоком уровне темпов экономического роста. В нашей стране налоги связаны с ростом экономики, они взимаются с создаваемой добавленной стоимости. И чем больше такой стоимости создается, больше растет ВВП, тем больше получает и налоговая система. Ускоренный экономический рост тоже может дать дополнительные поступления в бюджет, за счет чего мы можем рассматривать возможность снижения конкретных ставок налогов.

Те меры, которые мы предполагаем обсудить в ближайшие годы, касаются возможности реформирования налога на прибыль, совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость. У нас есть вопросы по тем ограничениям, которые сегодня действуют в налоге на добавленную стоимость в отношении налоговых вычетов. Мы предполагаем, что можем обсудить реформу определения объекта налогообложения имущественных налогов, в первую очередь налога на недвижимость. Предполагается уйти от применения остаточной стоимости, которая числится в бухгалтерском учете соответствующих объектов налогообложения, и перейти к их рыночной оценочной стоимости, так называемой кадастровой оценки. Эта мера повысила бы справедливость налогообложения. К примеру, от тех объектов, которые имели бы большую рыночную стоимость, мы бы получали больше доход. А для плательщиков, располагающих объектами, которые морально и физически устарели или нуждаются в модернизации, налогообложение бы уменьшилось.

Что касается Фонда социальной защиты, то сегодня он не включен в налоговую систему. Но вопрос актуальный и прежде всего связан с необходимостью обеспечения сбалансированности фонда — его доходов и расходов. Помимо налоговой ставки может быть задействован ряд инструментов. Для этого нужно комплексное и системное рассмотрение данного вопроса, начиная с места платежа, как мы его дальше видим и позиционируем. Надо решить, будет ли налоговый платеж или они будут осуществляться в виде страховых взносов, как сейчас. Соответственно, от принятия этого решения с учетом анализа ситуации, в частности, демографической, которая влияет на доходы и расходы фонда, могут вырабатываться последующие решения по возможным изменениям в том числе и ставки. Но в принципе такая работа не исключается.

Если мы говорим о налоговых платежах, то еще один из резервов — рассмотреть вопрос об отмене пониженных ставок. И в целом понизить общие ставки по основным налогам. Вы знаете, что есть 10%-ная ставка на продукты питания, детскую одежду. Если мы найдем резервы отменить пониженную ставку, то в целом это даст возможность снизить для всех общую ставку — это тоже одно из направлений, по которому можно будет двигаться.

Когда глава государства давал поручение, было сказано, что такая налоговая реформа на данном этапе не должна привести к существенному сокращению налоговых доходов, то есть поступлений в бюджет. Новая редакция Налогового кодекса больше посвящена мерам налогового администрирования, то есть это в первую очередь административная налоговая реформа.

Тем не менее в кодексе реализованы системные меры по снижению налоговой нагрузки. Одновременно кодекс предусматривает индексацию действующих ставок налогов, где в ряде случаев происходит расширение налоговой базы. За счет этого мы сегодня практически выходим на баланс. Для отдельных плательщиков произойдет снижение налоговой нагрузки за счет тех мер, которые я перечислял, но в целом за счет расширения налоговой базы, индексации налоговых ставок налоговые доходы не увеличатся и не сократятся — они остаются практически в тех пределах, которые у нас были заложены в бюджет текущего года.

Министерство по налогам и сборам провело достаточно серьезную аналитическую работу в той части, которая касается взимания единого налога с предпринимателей. По результатам этой работы предложены системные изменения. В целом они оцениваются как улучшение условий работы индивидуальных предпринимателей с 2019 года.

Об отличиях от действующей системы. Первое нововведение — возможность плательщиков единого налога — ИП — самостоятельно выбрать налоговый режим. Если сегодня этот единый налог для индивидуальных предпринимателей, которые занимаются определенными работами или оказывают отдельные виды услуг, является обязательным, то со следующего года они получат возможность выбрать тот налоговый режим, который их устраивает: может быть сохранен режим уплаты единого налога, может быть выбрана упрощенная система налогообложения либо плательщик может перейти на общую систему уплаты подоходного налога.

При этом в отношении ставок налогов было реализовано изменение, которое касается пересмотра механизма их установления. Сегодня в действующей редакции Налогового кодекса предусмотрены коридоры ставок единого налога, в рамках которых местные Советы депутатов непосредственно по видам деятельности устанавливают конкретные ставки на своей территории: установлены минимальная и максимальная ставки, и в этом коридоре выбирается ставка, которая будет действовать на соответствующей территории. С 2019 года эти коридоры будут упразднены, Налоговым кодексом утверждаются единые ставки единого налога, которые будут дифференцированы по территориям (город Минск; областные центры; районные центры и города районного подчинения; сельская местность). В Минске ставки выше, далее они по ниспадающей уменьшаются. Дополнительно местные Советы депутатов могут сократить предложенные ставки налогов до 2 раз (увеличивать нельзя).

Это два существенных нововведения, которые, с нашей точки зрения, значительно улучшают положение индивидуальных предпринимателей.

Это актуальный вопрос. Предложенная редакция Налогового кодекса предусматривает снижение ставок акцизов на автомобильное топливо по сравнению с действующими на 25%. Это вынужденная мера для возможной адаптации рынка и нефтеперерабатывающих заводов к налоговому маневру. Второй его этап Россия будет реализовывать с 2019 года. Беларусь формировала проект бюджета по консервативному сценарию. То есть учитывала, что в условиях реализации второго этапа налогового маневра придется функционировать без возможной компенсации наших потерь со стороны Российской Федерации.

Сегодня процесс переговоров с российской стороной по этому вопросу не завершен. Тем не менее ставки акцизов у нас на 25% будут снижены. Независимо от того, будет ли решен вопрос с компенсацией, эта мера останется. Она позволит в условиях достаточно серьезной волатильности мировых цен на нефть снять напряжение на внутреннем рынке. Сейчас концерн «Белнефтехим» из-за стоимости нефти вынужден с определенной периодичностью повышать цены на топливо. В следующем году 25-процентное снижение позволит более гибко реагировать на изменения рынка.

Что касается последующих лет, то в принципе все будет зависеть от результатов переговоров с Россией. Если они не будут положительными, то у нас остается несколько инструментов по адаптации к функционированию в новых условиях. Прежде всего это цены внутреннего рынка и ставки акцизов. С учетом, что у нас открытый рынок с Россией, вопросу цен на внутреннем рынке уделяется достаточно большое внимание. Учитывается и социальный фактор. Не исключено, что механизм по снижению ставок акцизов будет задействован и в последующем. Не исключаю, что при самом неблагоприятном развитии ситуации мы можем подойти к тому, что ставки акцизов обнулим.

На сегодняшний день статус налогового консультанта получили более 300 человек.

Сейчас подготовлен проект указа, который предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, которые работали на аутсорсинге и оказывали бухгалтерские услуги, но не получили к 1 января 2019 года статус налогового консультанта, смогут продолжить оказание этих услуг.

Проект прошел согласование и внесен в Совет Министров. Документ предварительно прорабатывался в том числе с Администрацией Президента. Полагаю, что после соответствующих процедур и криминалистической экспертизы он будет представлен главе государства.