Налог схпк

Планирование налогообложения сельскохозяйственных производственных кооперативов

Законодательно установленного определения налогового планирования нет, однако право на законное уменьшение налоговых платежей не отрицается. Право каждого налогоплательщика на законных основаниях уменьшить объем своей налоговой обязанности предоставляет Конституция Российской Федерации. Согласно ст. 45 каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Этот вывод подтвержден Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2003 г. N 9-П).

Некоторые авторы объединяют в две группы применяемые в хозяйственной практике подходы налогового планирования: минимизация налоговой нагрузки налогоплательщика и налоговая оптимизация, связанная с достижением определенных пропорций в деятельности сельскохозяйственной организации. Представляется, что такое деление не всегда себя оправдывает, иногда это могут быть два взаимозависимых и взаимодополняющих друг друга подхода. Известно, что налоги нельзя механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, так как сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других.

Например, можно рассмотреть случай прибыльного функционирования сельскохозяйственного производственного кооператива и применения общей системы налогообложения. При наличии у кооператива в собственности имущества сокращение налога на имущество организаций приводит к увеличению налога на прибыль организаций.
Анализ изучаемого вопроса привел к выводу, что законченный на определенном этапе процесс в сельскохозяйственном производственном кооперативе (СПК) можно представить в виде модели налогового планирования, которая в дальнейшем может корректироваться или измениться полностью вследствие изменения налогового законодательства, влияния специфики сельскохозяйственного производства и других факторов.
В настоящее время существует несколько определений понятия модели в сфере налогообложения, однако ни одно из них не обосновывается и не закреплено в налоговом законодательстве. Например, часто встречается понятие модели налогового учета, где выделяется модель налогового учета по данным бухгалтерского учета, смешанная модель налогового учета и модель собственно (чистого) налогового учета. Используется в научной литературе и понятие модели налоговых систем, состоящей из налогов соответствующего уровня бюджетной системы (федеральные, региональные, местные налоги и сборы, специальные режимы налогообложения). Как известно, в Налоговом кодексе РФ такие понятия модели не применяются. В гл. 2 НК РФ совокупность существующих налогов и сборов в РФ называется системой.
Для подтверждения возможности применения понятия «модель налогового планирования», следует обратиться к словарю. Слово «модель» в науке толкуется как любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели). В данном случае мысленный образ процесса налогового планирования можно представить в виде схемы (рис. 1).

Взаимосвязь и влияние на модель налогового планирования основных блоков

Условность образа экономических объектов и процессов определяется необходимостью обобщения, что требует упрощения, без которого невозможно отвлечься от деталей и подробностей, несущественных для понимания главных свойств. Поэтому в схеме представлены основные блоки, состоящие из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на модель налогового планирования.

Некоторые авторы отождествляют понятия «налоговое планирование» и «налоговая оптимизация», не определяя четкой границы между ними. Часть авторов считает, что понятие налогового планирования есть часть понятия налоговая оптимизация, то есть последнее гораздо шире. В то же время некоторые авторы придерживаются обратной позиции. Они выявляют налоговую оптимизацию как главную цель налогового планирования.
При наличии такого количества мнений было бы целесообразным закрепить определение понятия «налоговое планирование» и иных понятий, применяемых в данном процессе, законодательно. Представляется, что результатом продуманной налоговой оптимизации должна стать минимизация налоговой нагрузки налогоплательщика.
Цели и ожидания от данного мероприятия для государства и для самого налогоплательщика противоположные. Очевидно, основным положением в определении, данном законодателем, будет обязательное соблюдение при налоговом планировании нормативных актов. Для налогоплательщика на первом месте стоит максимальная оптимизация суммы уплачиваемых налогов для повышения его финансовой устойчивости и повышения эффективности деятельности.
Вследствие отсутствия опыта в российском законодательстве по данному вопросу следует обратиться к опыту развитых стран, имеющих обширную и длительную практику налогового планирования. Например, во Франции для оценки добросовестности действий налогоплательщика используется понятие «злоупотребление правом», под которым понимается результат юридических построений, производимых с целью полного или частичного освобождения от налога. Сходное определение содержит ст. 56 НК РФ, в которой льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Однако, кроме налоговых льгот, налогоплательщик может воспользоваться и такими инструментами налогового планирования, как разработка приказа об учетной и налоговой политике, оптимизация договорных отношений, рациональное размещение активов и прибыли, составление налогового календаря, контроль за сроками уплаты налогов и другие.

Большинство авторов сходятся во мнении, что налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации, часть системы финансового менеджмента. Существует мнение, что, поскольку налоговые платежи представляют одну из статей расходов, планирование налогов является составным элементом общей стратегии оптимизации расходов.

Несомненно, управление налогами нельзя представлять как некий обособленный от управления организацией процесс, существующий сам по себе. Подтверждением тому являются изменения во всей цепочке финансовых показателей при налоговом планировании. Например, выбор наиболее приемлемого метода начисления амортизации (в бухгалтерском или налоговом учете) влияет на размер амортизационных отчислений, который, в свою очередь, является элементом общей суммы расходов в налоговом учете. Уменьшение дохода, подлежащего налогообложению, на полученную сумму расходов позволяет получить оптимальный размер налоговой базы и сумму налога.

При осуществлении налогового планирования в СПК могут возникнуть сложности в связи с отсутствием квалифицированного работника финансового отдела, который грамотно и со знанием законодательства смог бы осуществить оптимизацию налогов. Здесь следует вспомнить специфику данной организационно-правовой формы хозяйствования. СПК является объединением не капитала, а людей. Каждый член кооператива, в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», является его собственником, имеет один голос в управлении. Участие других работников ограничено. Привлечению в члены кооператива работников, обладающих необходимыми знаниями, препятствует также территориальная рассредоточенность сельскохозяйственного производства.
Для решения данного вопроса следует обратиться к налоговому законодательству. НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение разъяснений от государственных органов. В соответствии с п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Кроме того, налогоплательщики имеют право получать от Минфина России разъяснения (п. 1 ст. 34.2 НК РФ) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований (п. 2 ст. 34.2 НК РФ) — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что было бы целесообразным сформировать в каждой налоговой инспекции отдел, рассматривающий законность налогового планирования каждого налогоплательщика. Подобная практика, например, имеется в Швеции, где Комиссия по налоговому праву выдает предварительное заключение о налоговых последствиях сделки или совокупности сделок.

С целью реализации данного предложения на практике предлагается дополнить п. 1 ст. 32 НК РФ положениями о том, что налоговый орган обязан рассмотреть модель налогового планирования налогоплательщика и дать заключение о законности данного мероприятия. Это позволит в разы сократить незаконные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов и увеличить поступления в бюджетную систему РФ. На рисунке 1 представлено влияние на модель налогового планирования СПК основных факторов, объединенных в четыре основных блока.
Как видно из рисунка 1, влияние государства на налоговое планирование СПК значительно. Регулирование сферы сельского хозяйства осуществляется посредством осуществления налоговой политики, которая является составным элементом бюджетной политики государства. Временной аспект может колебаться от месяца до года, от года до трех лет, в зависимости от изменений НК РФ (ст. 5) и продолжительности планирования государственного бюджета РФ.
Контрагенты — лица, учреждения, организации, связанные обязательствами по общему договору с СПК, сотрудничающие в процессе выполнения договора. В частности, ими могут быть потребительские кооперативы по переработке, реализации и страхованию сельскохозяйственной продукции, кредитные кооперативы, инвесторы и иные организации и лица. Из числа союзов наибольшее влияние на модель налогового планирования могут оказать аудиторский союз СПК, система союзов нескольких уровней, начиная с районных или областных и заканчивая международными.
Кроме налогового законодательства, при налоговом планировании члены кооператива должны учесть изменения в законодательстве по ведению бухгалтерского учета, гражданском законодательстве по вопросам функционирования сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Возможность налогового планирования заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает специальные налоговые режимы для налогоплательщиков, допускает различные методы исчисления налоговой базы, возможность применения отсрочки, рассрочки, налоговых льгот. В настоящее время налоговое законодательство России предоставляет возможность применять сельскохозяйственным производственным кооперативам общую (традиционную) систему налогообложения и такие специальные налоговые режимы, как система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Многовариантность режимов налогообложения вызывает вопрос о том, какая из них наиболее оптимальна.
Важнейшим критерием оптимальности применения систем налогообложения является величина и структура налогового бремени хозяйствующего субъекта, о чем впервые еще в XVIII в. упоминал А. Смит. В экономической литературе, наряду с понятием «налоговое бремя», используются понятия «налоговая нагрузка», «тяжесть налогообложения» и др. В конечном счете все эти показатели означают уровень, меру, степень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования.
Наряду с многообразием существующих понятий налогового бремени, современная экономическая наука предлагает множество подходов расчета данного показателя. Сумму уплаченных хозяйствующим субъектом налогов при расчете налогового бремени сравнивают с прибылью, добавленной или вновь созданной стоимостью, выручкой от продаж и др.
Каждая из предложенных методик имеет свои преимущества и недостатки, однако универсального показателя не может быть, так как каждая страна имеет свою систему налогообложения, каждая сфера деятельности имеет свою специфику в области фондо- и трудоемкости, скорости оборота капитала, сезонности производства и других характеристик.

Читайте так же:  Нотариус пятигорск

По большинству оценок, оптимальным для сферы сельского хозяйства является сравнение суммы уплаченных налогов с добавленной стоимостью. Все налоги, независимо от того, выплачиваются ли они за счет прибыли, включаются в цену сельскохозяйственной продукции или относятся на расходы, оплачиваются за счет добавленной стоимости. Следует согласиться с мнением некоторых авторов, что при определении налогового бремени сельскохозяйственного товаропроизводителя, в знаменателе формулы необходимо учитывать сумму дотаций и компенсаций, предоставляемых из бюджета, чтобы не завышать значение рассчитываемого показателя. Однако даже такой оптимизированный показатель применим только для сельскохозяйственных организаций, так как фондоемкость крестьянских (фермерских) хозяйств будет гораздо ниже и показатель налогового бремени будет искажаться вследствие различия доли амортизации в объеме добавленной стоимости. В этом случае для малых предприятий предлагается применять в знаменателе вновь созданную стоимость, так как в этом случае на величину налогового бремени влияние амортизационных сумм исключается.

Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налогового бремени на налогоплательщика должен составлять не более 30 — 40% от дохода. Уровень налогового бремени в Российской Федерации рассчитывается по методике Минфина России, согласно которой показатель составил в 1999 — 2008 гг. 33 — 35% к ВВП. Как отметил министр финансов РФ Алексей Кудрин, уровень налогообложения в 2009 г. снизился до 30,3%, с 35,6% ВВП.

На уровне хозяйствующего субъекта относительный показатель налогового бремени изменяется в пределах от 10 — 20% до 50 — 60%, в зависимости от применяемой системы налогообложения и способов расчета. Многими авторами, в зависимости от уровня налогового бремени, предлагается оценочная шкала, определяющая интенсивность активности в области налогового планирования или финансового менеджмента.
Учитывая специфичность сферы сельского хозяйства и его важность не только в обеспечении продовольственной безопасности страны, но и в повышении благосостояния сельских тружеников, Правительству РФ важно не допускать уровня налогового бремени выше 15 — 20%. Перефразируя теорию американского экономиста Д. Роулса об обеспечении благосостояния общества в целом за счет роста благосостояния его наиболее бедной части, хотелось бы отметить, что сейчас как никогда важно государству поддержать низкорентабельную сферу сельского хозяйства не только дотациями и компенсациями из бюджета, но и обеспечением возможности оптимизации уровня налогового бремени на уровне хозяйствующих субъектов. В свою очередь, определение фактического размера налогового бремени сельскохозяйственных товаропроизводителей позволит принимать оптимальные решения в процессе налогового планирования.

Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) просит дать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства в части ЕСН и ЕСХН

1. СПК производит и реализует сельскохозяйственную продукцию (молоко, зерно, мясо и др.). Выручка от реализации составляет 90%. СПК находится на общем режиме налогообложения, признается плательщиком налога на прибыль по ставке 0%. Из чистой прибыли (текущего года, прошлых лет) выплачиваются премии и вознаграждения, которые в соответствии с п. п. 21 — 22 ст. 270 НК РФ не учитываются в качестве расходов в целях налогообложения прибыли. Следует ли такие выплаты облагать ЕСН?

2. СПК является плательщиком ЕСХН. Согласно п. 2 ст. 346.5 «Порядок определения и признания доходов и расходов» НК РФ налогоплательщики уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение основных средств. Как учитывается в расходах в целях обложения ЕСХН НДС по приобретенным основным средствам:

— в стоимости основных средств;

— включается в расходы согласно пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 июля 2005 г. N 03-05-02-04/736

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налогового законодательства в части единого социального налога и единого сельскохозяйственного налога и сообщает следующее.

1. Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса указанные выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определяются в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

Таким образом, если расходы по выплате премий и вознаграждений работникам сельскохозяйственных производственных кооперативов, признаваемых плательщиками налога на прибыль по ставке 0 процентов, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то есть отнесены к расходам, поименованным в ст. 270 Кодекса, то указанные выплаты не подлежат налогообложению единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 236 Кодекса. В противном случае указанные выплаты подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

2. На основании пп. 1 п. 2 ст. 171 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками налога на добавленную стоимость по основным средствам, приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Согласно п. 3 ст. 346.1 гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Кодекса уплата единого сельскохозяйственного налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога. Поэтому организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации и, соответственно, такие операции налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по основным средствам, используемым организациями, уплачивающими единый сельскохозяйственный налог, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, вычету не подлежат.

Читайте так же:  150 приказ мо рф

Пунктом 8 ст. 346.5 Кодекса предусмотрено, что организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, учет показателей своей деятельности, в том числе учет основных средств, ведут на основании данных бухгалтерского учета. Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее — Положение). Так, на основании п. 8 Положения невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств, формируют его первоначальную стоимость.

Учитывая изложенное, не подлежащие вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по основным средствам, используемым организациями, уплачивающими единый сельскохозяйственный налог, включаются в первоначальную стоимость приобретенных основных средств.

Об отдельных налогах с сельскохозяйственных производственных кооперативов

Об отдельных налогах с сельскохозяйственных производственных кооперативов

советник налоговой службы I ранга

Отношения по созданию и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов регулируются Федеральным законом от 05.12.95 № 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.

Согласно названному Закону сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

Сельскохозяйственный производственный кооператив является коммерческой организацией. Такой кооператив может существовать в виде сельскохозяйственной артели (колхоза), рыболовецкой артели (колхоза) и кооперативного хозяйства (коопхоза), а также иных кооперативов, созданных гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции и выполнения другой не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооперативов.

Федеральный закон от 08.12.95 № 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” не распространяется на потребительские общества Российской Федерации и их союзы, действующие на основании Закона РФ “О потребительской кооперации в Российской Федерации” (то есть на сельпо, райпо и другие потребительские общества Роспотребсоюза).

Сельскохозяйственные производственные кооперативы (ст. 36 вышеназванного Закона) уплачивают обязательные платежи в бюджет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Налоговым законодательством не предусмотрено какого либо особого режима для исчисления и уплаты налогов и сборов сельскохозяйственными производственными кооперативами, за исключением случаев, когда кооперативы, занимаясь производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, имеют наряду с предприятиями других организационно-правовых форм при занятии этой деятельностью право на определенные льготы по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество предприятий и ряду других обязательных платежей в бюджет.

Например, сельскохозяйственные производственные кооперативы (как и предприятия других организационно-правовых форм) не являются плательщиками налога по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной в кооперативе собственной сельскохозяйственной продукции в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (с изменениями и дополнениями).

Сельскохозяйственные производственные кооперативы, занимающиеся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, выращиванием, ловом и переработкой рыбы и морепродуктов, не являются плательщиками налога на имущество согласно ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Если у такого кооператива по результатам работы отчетного года рассматриваемая выручка составит менее 70 процентов, то уплата налога производится по годовому расчету в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского баланса за год.

Если у сельскохозяйственного производственного кооператива используется часть имущества для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, то он вправе пользоваться льготой, установленной ст. 5 вышеуказанного Закона, в соответствии с которой стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.

В соответствии с подпунктом “ц” п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями) от налога на добавленную стоимость освобождается продукция собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.

Согласно подпункту “а” п. 2 ст. 7 названного Закона у колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных и других сельскохозяйственных предприятий и организаций суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды, подлежат вычету из общей налоговой суммы, подлежащей перечислению в бюджет.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы при соблюдении указанных условий имеют также право на льготы по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с Законом РФ от 18.10.91 № 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) от уплаты налогов на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия (в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы), занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов.

Удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по результатам работы за прошедший год.

Если за прошедший год удельный вес указанных доходов составит 70 и более процентов, то в текущем году налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств не уплачиваются, но если по результатам работы текущего года этих хозяйствующих субъектов доходы будут менее 70 процентов, уплата налогов за текущий год производится в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского баланса за год.

В случае если в течение прошедшего года налоги уплачивались, но по результатам работы за истекший год удельный вес доходов составил 70 и более процентов, плательщику по его заявлению производится возврат уплаченных сумм налогов или их зачет в счет будущих платежей в установленном порядке.

Если за прошедший год удельный вес указанных доходов составил менее 70 процентов, то в текущем году уплата налогов производится нарастающим итогом по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского баланса за год.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ПРИМЕНЕНИЕ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА В СПК «УКРАИНСКИЙ» ИСИЛЬКУЛЬСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Современной особенностью налогообложения в сельском хозяйстве является предусмотренный законодательством специальный налоговый режим – единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Актуальность данной темы заключается в том, что для сельскохозяйственных товаропроизводителей разработана методика ЕСХН в условиях специального налогового режима, обеспечивающая объективный учёт рентообразующих и ресурсных условий производства, повышение степени согласования интересов налогоплательщиков и государства.

По системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единому сельскохозяйственному налогу) отменено ограничение, не позволяющее переходить на этот налоговый режим организациям имеющим филиалы и (или) представительства. Право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога получили рыбохозяйственные организации и ИП, если у них средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек, они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, а также при условии, что у них в общем доходе от реализации ТРУ доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из водных биологических ресурсов, составляет за налоговый период не менее 70%. Отменена обязанность представления налогоплательщиками налоговой декларации по итогам отчётного периода (полугодия), она будет представляться только по итогам налогового периода (календарного года).

Налогоплательщиками ЕСХН признаются организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее – КФХ), являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврат на общий режим налогообложения осуществляется добровольно (ст. 346.1 НК РФ).

Не вправе переходить на уплату ЕСХН организации, индивидуальные предприниматели и КФХ, занимающиеся производством подакцизных товаров организации, ИП и КФХ, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; бюджетные учреждения; организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности налогов, представленных в таблице 1.

Читайте так же:  Договор на локализацию производства

Налоги, заменяемые ЕСХН [1, п.3 ст.346.7 НК РФ]

Для индивидуальных предпринимателей

Налог на прибыль – в отношении прибыли

от деятельности, облагаемой ЕСХН

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) –

в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности

Налог на добавленную стоимость (НДС) в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой ЕСХН (за исключением «ввозного» НДС, уплаченного на таможне); с 01.01.2008 – по операциям, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации.

Налог на имущество организаций – в отношении имущества, используемого в деятельности, облагаемой ЕСХН

Налог на имущество физических лиц – в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности

Единый социальный налог (ЕСН) – в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением деятельности, облагаемой ЕСХН

Единый социальный налог (ЕСН) – в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений,

начисляемых индивидуальными предпринимателями в пользу физических

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором организация или индивидуальный предприниматель намерены перейти на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких налогоплательщиков доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %.

Переход на уплату ЕСХН осуществляется налогоплательщиками в заявительном порядке. В период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, с которого налогоплательщики изъявили желание перейти на уплату ЕСХН, ими подается в налоговый орган по месту учёта.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявления в 5ый срок с даты их постановки на учёт в налоговом органе, указанной в выданных им свидетельствах о постановке на учёт, и применять с этой же даты ЕСХН.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Данные налогоплательщики могут перейти добровольно на общий режим налогообложения с начала следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган по месту учёта не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения.[3]

Обязательный переход на общий режим налогообложения предусмотрен, если по итогам года доля дохода от реализации произведённой сельхозпродукции и (или) выращенной рыбы в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%. В данном случае следует произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь прошедший налоговый период (год). Заявление о перерасчёте налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения необходимо представить в налоговый орган до 21 января года, следующего за налоговым периодом.

Налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. [1]

Объектом налогообложения в СПК «Украинский» Исилькульского района являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Статья 346.5 НК РФ устанавливает порядок определения и признания доходов и расходов.

Налоговая база по ЕСХН на данном предприятии исчисляется как денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (ст. 346.6 НК РФ).

Доходы считаются полученными в день поступления средств на счета в банках или кассу, либо в день получения имущества (работ, услуг) или имущественных прав (п.6 ст.346.5 НК РФ). Расходы считаются произведенными после их фактической оплаты.

Доходы и расходы в СПК «Украинский» определяются нарастающим итогом с начала года. При этом налоговая база может быть уменьшена на величину убытков, полученных в предыдущие годы. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами. [2]

Налоговый период по ЕСХН является календарный год, отчетный период – полугодие (ст. 346.7 НК РФ).

Ст. 346.8 НК РФ установлен фиксированный размер налоговой ставки – 6% от налоговой базы, не подлежащий изменению в течение налогового периода по ЕСХН.

Одним из основных документов, подтверждающих правильность налогового учета и исчисления ЕСХН, является Налоговая декларация.

СПК «Украинский» заполняет налоговую декларацию и подаёт её в ФНС по Исилькульскому району Омкой области не позднее 31 марта.

СПК «Украинский» использует общую формулу расчёта единого сельскохозяйственного налога, подлежащего уплате за год, которую можно представить следующим образом:

(Д – Р – У) * 6% — АП = ЕСХН (1)

Доходами в СПК «Украинский» являются: доходы от реализации сельскохозяйственной продукции.

Расходы по хозяйству состоят из: расходов на покупку запасных частей к автомобилям, тракторам, комбайнам, а также затраты на их ремонт; покупку горюче – смазочных материалов, затраты на канцелярские товары; материальные расходы, включая расходы на приобретение семян; расходы на оплату труда; выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности; расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; суммы налогов и сборов; амортизация ОС и мн.другие.

В 2012 году сумма дохода составила 109 340 541 рублей, а сумма расходов равна 105 528 389 рублей. Исходя из этого, налоговая база ЕСХН составляет:

109 340 541 – 105 528 389 = 3 812 152 рублей; сумма убытка предыдущего налогового периода и сумма авансовых платежей равна 0, значит, делаем вывод, что сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет в СПК «Украинский» равна

2287291, 2 ( 3 812 152 * 0,6) рублей.

На данный момент СПК «Украинский» проводит техническое перевооружение. Таким образом, для оптимизации налогооблагаемой базы при применении единого сельскохозяйственного налога все расходы на приобретение основных средств можно включить в общую сумму расходов для расчета ЕСХН. Также можно для оптимизации налогооблагаемой базы посоветовать:

— реальную возможность повышения заработной платы работников предприятий и, соответственно, отчислений в пенсионный фонд, поскольку эти расходы уменьшат налоговую базу для расчёта ЕСХН;

— максимально освободить СПК «Украинский» от множественности видов налогов, за исключением земельного, налогооблагаемая база которого должна уменьшатся на величину собственных средств, вкладываемых в восстановление почвенного плодородия, улучшения земельных угодий и др.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей играет немаловажную роль в общей системе налогообложения, является важной её частью и значительно облегчает положение сельскохозяйственных товаропроизводителей.

По исследуемому предприятию можно сделать вывод, что все операции по исчислению ЕСХН проводились и отражались в налоговом учёте в соответствии с законодательством. СПК «Украинский» соблюдает все правила заполнения декларации, вычисления налога. Организация не нарушает сроки уплаты налога.

Более широкое применение методов налоговой оптимизации с учётом того, что объектом налогообложения ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, у предприятия появляется реальная возможность снизить налоговую базу законными способами, применяя различные варианты оценки материально производственных запасов. Положительным является и то, что появляется реальная возможность повысить заработную плату работников предприятия и, соответственно, отчислений в Пенсионный фонд, поскольку эти расходы уменьшат налоговую базу для расчёта ЕСХН.

Важнейшей особенностью сельскохозяйственного производства, которую должна учитывать налоговая система, но которую не учитывает ЕСХН, является сезонность производства и несовпадение по времени пиков осуществления затрат и получения доходов. Эта особенность аграрного сектора и неадекватность налоговой системы приводит к неуклонному накоплению у сельхозпроизводителей долгов по штрафам и пеням, не смотря на их многократные списания и реструктуризации. В развитых странах налоги на сельское хозяйство уплачиваются в режиме индивидуальных подоходных налогов – по итогам года с рассрочкой внесения платежа в 3 мес. Подобный режим уплаты налогов даст существенно больший позитивный эффект в данной сфере экономики.

Список использованной литературы

Налоговый Кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – Н23 М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

Романовский М.В. Налоги и налогообложение. СПб.: Питер, 2010.

Тарасова В.Ф., Семыкина Л.Н., Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение. – М.: Кнорус, 2010.

Шувалова Е.Б., Шувалов А.Е. Налоги и налогообложение. – М.: ММИЭИФП, 2010.

Шумакова О.В., Безверхая Е.А. ЕСХН: значение, учёт, эффективность. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008.