Налог с производства и продажи

Открываю деятельность по производству и продаже собственных изделий ручной работы (игрушки, бижутерия, поделки), а также продаже сопутствующих товаров для их изготовления (товары для творчества). Вопрос- деятельность попадает только под ЕНВД? Нельзя ли написать подходящие коды, попадающие под УСН? Или при УСН нельзя торговать в магазинах? (г.Волжский) да, и еще хотелось бы работать без применения кассового аппарата.

Продажа продукции собств. производства на ЕНВД не переводится.
А вот товары не собств. производства могут быть на ЕНВД если торговля в магазинах(в Москве -УСН, в регионах ЕНВД) или других торговых местах или разносная торговля.
При УСН торговле ККМ обязателен. Кроме:
торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток,
автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и
полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек,
корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3)
Коды ОКВЭД
ОКВЭД (52.4) Прочая розничная торговля в специализированных магазинах
(52.61) Розничная торговля по заказам
(52.63) Прочая розничная торговля вне магазинов
(51.4) Оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами
36.6 Производство различной продукции, не включенной в другие группировки
36.2 Производство ювелирных изделий и технических изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, монет и медалей

Вопрос задан в 2012 году.

Это нужно знать наизусть!

Регистрация ИП производится только по месту постоянной прописки (регистрации).

Работать ИП может где угодно на территории РФ.

ИП может сам себя оформить на работу но это совершенно не зачем. ИП может свободно распоряжаться доходом.

В декларации УСН указываются только НАЧИСЛЕННЫЕ суммы налога. Платежи и штрафы не указываются

При УСН используется кассовый метод признания доходов. Таким образом доход это то, что фактически поступило в кассу и на р/с.

Можно уменьшить налог УСН социальными платежами, но не более чем на 50%(до 2012).

Пример: налогооблагаемая база — 100 000 р., налог — 6 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) — 20 000 р. Налог уменьшаем всего на 3 000. Итоговый налог 3 000 р.

Пример: налогооблагаемая база — 1 000 000 р., налог — 60 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) — 20 000 р. Налог уменьшаем на все 20 000. Итоговый налог 40 000 р.

Пример для ИП без НР с 2012: налогооблагаемая база — 100 000 р., налог — 6 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) — 20 000 р. Налог уменьшаем всего на 6 000. Итоговый налог 0 р.

ЕНВД подается и платится в налоговую по месту деятельности

На ЕНВД становятся в течение пяти дней ПОСЛЕ начала деятельности

За время пока не началось ЕНВД нужно отчитаться по УСН или ЕНВД.

Можно уменьшить налог ЕНВД, также как УСН(см. выше) социальными платежами, но не более чем на 50%. Платежи тогда лучше платить поквартально.

Возможно совмещение ЕНВД и УСН.

За себя ИП платит страховые взносы как хочет(каждый месяц, квартал, раз в год). Подает расчет РСВ-2 раз в год до 1 марта.

Смотрите: Отчет РСВ-2 в ПФР: за 2010(ИП за себя). За 2011 год отчет в ПФР не нужен.

За работников(если есть) ИП и ООО платят страховые взносы как хочет раз в месяц. Подает расчет РСВ-1 раз в квартал до 15 мая, 15 августа, 15 ноября, 15 февраля.

Двуликое производство

У немногих предприятий есть возможность получить льготу по НДС или освобождение от обязанности уплаты налога. Но выход из этой ситуации есть. Чтобы добиться налоговых преференций, нужно просто разделить финансовые потоки в производстве.

В статье «Оптимизация НДС в рамках холдинга» в номере 9 «Консультанта» (стр. 35; далее — Статья) были описаны некоторые способы минимизации платежей по налогу на добавленную стоимость. В частности, приводилась схема построения финансовых и товарных потоков, позволяющая проводить эффективное налоговое планирование в холдинге. Внедрение этой схемы в рассмотренной в статье группе компаний дало возможность существенно минимизировать платежи по НДС и другим основным налогам. Тем самым в несколько раз была снижена совокупная налоговая нагрузка холдинга и увеличена его прибыль.

Однако описанную схему можно сделать еще более эффективной. Для этого следует изначально производить часть продукции на предприятии, не являющемся плательщиком НДС. Чтобы этого добиться, производство, сосредоточенное на Фабрике и Заводе (см. Статью) требуется разделить на два предприятия. Одно из них будет являться плательщиком НДС — это и будут прежние Фабрика и Завод. Второе же, «вспомогательное» предприятие должно быть субъектом льготного налогообложения (СЛН) . То есть оно либо будет неплательщиком НДС, либо будет иметь льготу по этому налогу.

Инвалиды проблем не создадут

В качестве СЛН здесь можно использовать субъект на упрощенной системе налогообложения (налог по ставке 15%) или «инвалидное» предприятие (подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ). Второй вариант предпочтительнее. В отличие от субъектов УСН, предприятия инвалидов могут применять общий налоговый режим, то есть ведут учет доходов и расходов по методу начисления, а не кассовому. Кроме того, они не имеют ограничений по размеру доходов, и не уплачивают минимального налога в размере одного процента от доходов (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Согласно Налоговому кодексу, собственником «инвалидного» предприятия должна являться общественная организация инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ) . Несмотря на это, никаких проблем, связанных с вовлечением в схему «третьих лиц», возникнуть не должно. Вся прибыль будет формироваться у предпринимателя-плательщика ЕНВД, через которого «вспомогательное» предприятие реализует продукцию (см. схему). Основных средств в собственности у «вспомогательного» предприятия также не будет — при необходимости они арендуются. Требования по штатной численности и фонду оплаты труда инвалидов также не будут препятствием. В штате предприятия может числиться всего один человек, он же — инвалид, реально исполняющий свои трудовые обязанности (скажем, директор — подписывает всю деловую документацию и т. п.). Остальные необходимые работники могут привлекаться на основании договоров предоставления персонала, подряда или возмездного оказания услуг. Заключаться эти договора будут с Кадровым центром — специализированной организацией, входящей в структуру холдинга и находящейся на УСН (налог по ставке 15%). Состоящие в ее штате работники будут предоставляться также Фабрике и Заводу.

Если «вспомогательное» предприятие находится на УСН, то его доходы не должны превышать 15 миллионов рублей в год. При приближении выручки к данному порогу необходимо заменять «вспомогательное» предприятие на нового предпринимателя или фирму. В противном случае придется пересчитывать все налоги исходя из общего режима налогообложения.

Суть предлагаемой схемы состоит в разделении финансовых и материальных потоков. Одни из них связаны с производством продукции, в которой должны быть выделены суммы НДС. Другие — с производством продукции, которую можно продать без НДС, то есть в розницу и «мелким оптом». Конечно, разделение производства будет чисто формальным. Всю продукцию производят те же самые рабочие на тех же производственных площадях и том же оборудовании. Однако часть этих площадей и оборудования берет в аренду одно предприятие (Фабрика, Завод), часть — другое («вспомогательное»). Аналогичным образом разделяются и расходы на оплату труда, на сырье и материалы, услуги сторонних организаций и т. д. В результате часть продукции производит одно предприятие, а часть — другое. Причем на «вспомогательном» предприятии производится продукция, которую можно будет продать покупателям без выделения в документах НДС.

«Вспомогательное» предприятие может также работать с Фабрикой и Заводом и по давальческой схеме. В этом случае стоимость работ этих подрядчиков стоит сделать минимальной, ведь эти работы облагаются НДС, а «входной» НДС «вспомогательному» предприятию не нужен. Заметим, что проблем со статьей 40 Налогового кодекса здесь возникнуть не должно. Во-первых, официальную информацию о рыночных ценах на аналогичные работы найти практически нереально. Во-вторых, можно обеспечить взаимную независимость участвующих в схеме лиц в соответствии с требованиями статьи 20 Налогового кодекса.

Читайте так же:  Штраф за летнюю резину зимой 1 января 2019

Объем производства продукции на «вспомогательном» предприятии должен быть примерно равен возможному объему реализации за наличный расчет или «мелким оптом». На Фабрике и Заводе производится вся остальная продукция. Таким образом, полностью освобождается от НДС та часть оборота холдинга, которая продается покупателям, не нуждающимся во «входном» НДС.

Перемены в себестоимости

Теперь рассмотрим, как будут работать согласно этой схеме Фабрика и Завод. Они производят и реализуют всю продукцию с НДС. Необходимые сырье, материалы, услуги они закупают у Управляющей компании (см. Статью) или иных поставщиков, которые могут быть как плательщиками, так и неплательщиками НДС. Закупки у последних им следует производить как можно в меньшем объеме, максимально переводя таких поставщиков на «вспомогательное» предприятие.

«Вспомогательное» предприятие приобретает необходимые ему сырье и материалы по договору поставки у Управляющей компании, Фабрики или Завода. Товары (работы, услуги), которые поставщики продают без НДС, «вспомогательное» предприятие должно закупать напрямую.

Наценка у Управляющей компании, Фабрики, Завода по поставкам «вспомогательному» предприятию должна быть минимальна, чтобы не платить лишних налогов. Эти отгрузки, как и услуги Фабрики и Завода по договору подряда, предприятие может оплачивать не полностью либо с отсрочкой. По просроченным задолженностям можно формировать резерв по сомнительным долгам.

Как уже было сказано, «вспомогательное» предприятие оплачивает максимум затрат, не содержащих НДС, а «основное» — максимум затрат, включающих суммы НДС. Это, конечно, не означает, что «вспомогательное» предприятие закупает все только без НДС, а Фабрика и Завод — только с НДС. Ясно, что для производства продукции «вспомогательному» предприятию все равно нужны сырье и материалы, которые поставляют плательщики НДС. Речь здесь идет об изменении пропорций между различными элементами затрат, которое должно происходить в разумных пределах. В итоге сама себестоимость на обоих предприятиях будет примерно одинаковой, а ее структура разной. Благодаря этому происходит снижение добавленной стоимости у плательщика НДС за счет ее завышения у неплательщика налога. Таким образом, получается частично сэкономить на суммах НДС по реализации продукции, которую нельзя продать без НДС. Эта экономия будет зависеть от объема производства «вспомогательного» предприятия и от того, какую часть материальных расходов удастся перенести на Фабрику и Завод.

Заметим, что получить реальную структуру себестоимости в этом случае будет несложно. Для этого достаточно сложить в управленческом учете расходы на производство продукции на всех предприятиях и поделить на суммарный объем выпуска данного вида продукции.

Вольности с отсрочкой

Как уже было сказано, произведенную продукцию «вспомогательное» предприятие реализует через предпринимателя на ЕНВД. Он будет аккумулировать у себя прибыль, а затем реинвестировать ее в оборот холдинга.

Поскольку налогообложение предпринимателя не зависит от расходов, оплату можно задерживать либо проводить не в полном объеме. Если «вспомогательное» предприятие находится на УСН, его доходы при этом занижаются. Поэтому оно также может задержать оплату своему поставщику, то есть Фабрике, Заводу или Управляющей компании. В ином случае возник бы единый налог по ставке 15 процентов с разницы между доходами и расходами. Таким образом, поставщик, находящийся на НДС «по оплате» (см. Статью), не заплатит НДС по неоплаченным пока товарам (работам, услугам), хотя берет по ним «входящий» НДС к вычету. В результате появляется возможность отсрочить уплату НДС по холдингу в целом и получить основания для создания резерва по сомнительным долгам. То есть схема решает и задачу отсрочки НДС — точнее, той его части, которую не удалось полностью минимизировать предыдущими способами. Руководство холдинга само может в некоторой степени решать, какую сумму НДС платить в том или ином налоговом периоде.

Схема разделения финансовых потоков в производстве

1 — поставка готовой продукции
2 — поставка товаров
3 — купля-продажа товаров за наличный расчет
4 — услуги по предоставлению персонала, работы по договору подряда, трудовые отношения
а — с отсрочкой (рассрочкой) оплаты
ИП — индивидуальный предприниматель

Какую систему налогообложения выбрать для производства и продажи эксклюзивных предметов интерьера?

Добрый день.
Тавита, если Вы имеете в виду, что ЕНВД — это не система налогообложения, то Вы ошибаетесь:

Добрый день.
Тавита, если Вы имеете в виду, что ЕНВД — это не система налогообложения, то Вы ошибаетесь:

Добрый день.
Тавита, если Вы имеете в виду, что ЕНВД — это не система налогообложения, то Вы ошибаетесь:

Уверен, что модератор говорит серьезно. А вот ваш уровень аргументации меня, честно говоря, несколько шокирует.

С каких это пор у нас бухгалтерское сообщество определяет понятийный аппарат отрасли права? Это прерогатива законодателя. Который поместил и УСН, и ЕНВД, и ЕСХН в раздел 8.1 НК РФ и озаглавил данный раздел «Специальные налоговые режимы». При этом каждый режим законодатель в названии соответствующих глав именует системой.

Что же касается вашего утверждения, что ЕНВД можно применять только параллельно с ОСНО или УСН, то это ярчайшая иллюстрация того, что бывает, когда законы у нас начинает формулировать «бухгалтерское сообщество» в вашем, видимо, лице. ЕНВД совершенно спокойно применялось и применяется десятками тысяч организаций и ИП без совмещения с ОСНО или УСН. Один вид деятельности — один налоговый режим, система налогообложения в виде ЕНВД.

Так что очень хотелось бы увидеть ссылку на норму права, которая запрещает применять ЕНВД «отдельно», без совмещения с ОСНО или УСН. Хотя подозреваю, что такая норма существует лишь в воображении «бухгалтерского сообщества» в вашем лице.

Простите, но я бы при вашем уровне аргументации постеснялся бы писать столь высокомерно-снисходительные посты (я имею в виду ваше великолепное «вы серьезно?»).

На нашем форуме принято оперировать аргументами иного уровня — ссылками на реквизиты норм права, а не на мифические договоренности бухгалтерского сообщества.

Ответ от вас на это сообщение может быть один — ссылка на норму права, которая запрещает применять ЕНВД отдельно. Если вместо такой ссылки будет очередное словоблудие про бухгалтерское сообщество и его договоренности, ваш аккаунт будет заблокирован за спор с модератором и проявления неуважения, которое выразилось в высокомерии и снисходительности при полном отсутствии аргументов.

Поскольку ответ последовал, но требуемая ссылка на норму права в нем приведена не была, аккаунт пользователя Тавита заблокирован за проявление неуважения и спор с модератором.

Слово «только» в данном утверждении явно лишнее.
Как я уже написал, очень многие «вмененщики» или «патентщики» применяют только ЕНВД или только ПСН, не подавая никаких деклараций ни по ОСНО, ни по ЕСН.

Да, бывают случаи, когда у организации ЕНВД по рознице и заявлен а еще и оптовая торговля, то после одной единственной декларации по НДС, налоговики постоянно требуют нулевые декларации по НДС и в следующих периодах. Но это, скорее исключение из правила. нежели само правило.

Так что, ставим точку, чтобы больше никто не сомневался:
Если у налогоплательщика заявлена только деятельность, облагаемая ЕНВД или ПСН и он применяет по ней ЕНВД или ПСН, то этот налогоплательщик применяет (и отчитывается перед налоговиками) только, соответственно, ЕНВД или ПСН.
ОСНО или УСН у него возникает параллельно только в том случае, если появляется другая деятельность, не включенная в ЕНВД или ПСН.

Кстати, хочу ответить и еще на один вопрос Тавиты:

А ведь бывают и такие случаи. Экзотические, конечно.
Например, ИП на УСН. Продает личный автомобиль, который в собственности меньше 3-х лет. В предпринимательской деятельности такой автомобиль не участвует. По какой системе он должен обложить доход от продажи автомобиля?
Он должен подать 3-НДФЛ и заплатить НДФЛ. А НДФЛ это что? Но не УС, это точно. Вот и получается, что ИП отчитывается и платить налоги сразу по двум налоговым системам — по УСН и по ОСНО.
Тавита, конечно, могла бы возразить, что НДФЛ у физического лица, а УСН у ИП, но это всё такие же уловки, как и сама постановка вопрос про одновременность налоговых систем и разницу налоговых режимов. Т.е. банальное словоблудие.
Но в рамках заданного жанра и тут отвечу. А когда то же самое уу ИП, который на ОСНО, то сколько он деклараций 3-НДФЛ подает? Если следовать логике, что ИП и физическое лицо разные субъекты налогообложения, то должно быть две декларации — одна, как физическое лицо, вторая, как ИП. Но этого в НК РФ почему-то нет. Декларацию подает один субъект налогообложения — физическое лицо. Только у него будет и раздел про доходы физического лица и про доходы от предпринимательской деятельности.
Я специально развил этот маленький вопрос до абсурда, чтобы показать, что словоблудие никогда не приводит к пониманию истинного положения вещей. А только уводит в сторону.

Читайте так же:  Как можно уменьшить штраф гибдд

Так и здесь непонятно откуда взявшееся «бухгалтерское сообщество договорилось» увело вопрос автора темы в немыслимые дали и закончилось банальным хамством в адрес модератора.
Кстати, кто с кем договаривался? Лично со мной никто не договаривался. Видимо я не вхожу в это «бухгалтерское сообщество».

Короче говоря, чтобы тебя понимали, нужно говорить либо в тех терминах, которые есть в Законах, либо, оговаривать, что именно понимаешь под этим термином, если его в Законе нет.

Кстати, я очень сильно сомневаюсь, что автор темы, спрашивая про выбор налоговой системы, имел в виду понимание этого термина бухгалтерским сообществом Тавиты.
Более чем уверен, что автор имел в виду все налоговые системы, перечисленные в Налоговом кодексе РФ.

Вот и получается, что вполне доходчиво и развернуто ответив на вопрос автора темы в отношении УСН и ОСНО, на его уточняющий вопрос про ЕНВД, Тавита начала выдвигать претензии и вводить свои новшества в Законодательство:

Ответ в дальнейшем, конечно, был дан, но уже в раздраженной манере.
В принципе, судя по благодарности, ответ был дан и по ЕНВД, и по ПСН.
Правда, должен немного подправить.
Никакой торговли, тем более «продажи по образцам», в данном случае нет.
Есть изготовление собственной продукции по заказу населения.
И ЕНВД и ПСН могут применяться только в том случае, если Вы найдете свою продукцию (изготовление этой продукции) в разделе «Бытовые услуги» классификатора услуг населению (ОКУН).
Если найдете, то по соответствующему коду ОКУН ищите этот вид деятельности в местном законе об ЕНВД или ПСН.
Если ни там и ни там не найдете, значит можете применять только УСН или ОСНО.

Так что, предлагаю обсуждение завиральных идей в отношении налоговых систем прекратить, а сосредоточиться на основном вопросе темы — выборе налоговой системы.

Налог с производства и продажи

Власти вернулись к давней идее – налогу с продаж. На сей раз чиновники обсуждают его как замену другого налога – на движимое имущество компаний, который возрождается со следующего года: сначала по ставке 1,1%, а с 2019 г. – по ставке 2,2%. Предприниматели называют его «налогом на модернизацию» и активно добиваются отмены, в частности, через обращение к первому зампреду правительства Игорю Шувалову.

Один из вариантов – дать регионам право отменить налог на движимое имущество и ввести торговый сбор с оборота, рассказали «Ведомостям» четыре федеральных чиновника, но ставку этого сбора не сообщили. Представитель Минфина опроверг информацию, что обсуждается сбор с оборота. Представитель Минэкономразвития не ответил на вопросы «Ведомостей», а представитель Шувалова отказался от комментариев.

Это возрождение именно налога с продаж, утверждает Вадим Зарипов из юридической компании «Пепеляев групп»: торговый сбор взимается не с выручки, а рассчитывается по торговой площади. Речь идет не о классическом налоге с продаж, а о торговом сборе, объясняет чиновник: он не включается в цену товара и не отражается в чеке. У него может быть другая база, например, процент с оборота, но не менее определенной суммы 1 кв. м, продолжает чиновник, вычитаются из сбора другие налоги и стоимость патента.

Сейчас торговый сбор взимается только в Москве – с торговой площади. Ввести этот сбор имеют право два других города федерального подчинения – Санкт-Петербург и Севастополь. Возможно, это будет такой же обычный сбор, полагает один из чиновников, но вводить его смогут все регионы. Решение в любом случае принимать следующему правительству, предупреждают собеседники «Ведомостей».

Налог с продаж действовал дважды – в конце 1980-х (в СССР) и в конце 1990-х гг.; отменен в 2004 г. В 2014 г. министр финансов Антон Силуанов говорил, что налог снова обсуждался – бизнес отговорил правительство.

Дополнительно подей­ствовало на решение правительства опасение, что в ответ на введение налога с продаж розница начнет уходить в тень.

Теперь ситуация другая, объясняет один из чиновников: бизнес в первую очередь беспокоит именно налог на новое движимое имущество. Компании не платят его с 2013 г., и восстановление этого налога сократит стимулы для модернизации производства: чем больше купят оборудования, тем выше налог. Просто отменить налог на движимое имущество большинство регионов не могут из-за проблем бюджета. Восстановив его, они могли бы получить более 160 млрд руб., следует из данных Федеральной налоговой службы. Введение онлайн-касс упрощает администрирование налога с продаж. Их появление дает регионам большие возможности для развития налоговой системы, считает еще один чиновник.

Проблема может возникнуть и с администрированием, сначала нужно полностью -перейти на новые кассы (с июля 2017 г. они обязательны для тех, кто использует кассы, для остальных срок – июль 2019 г. – -«Ведомости»), обкатать систему, а потом уже вводить, считает Соколов.

Если сохранить налог на добавленную стоимость и ввести дополнительно торговый сбор, в России станет сразу два оборотных налога, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. В мире немного примеров сочетания НДС и налога с продаж, продолжает она, – такое есть в Канаде, Китае, Индии, Индонезии, Джибути. Но, например, Китай и Индия вводили налог с продаж лишь на время и только с предметов роскоши, напоминает ведущий научный сотрудник Академии народного хозяйства и государственной службы Илья Соколов.

Для регионов решение будет вредным, считает директор Fitch Ratings Владимир Редькин, такой сбор еще увеличит разрыв между ними. Выиграют города и регионы с большой долей розничного оборота, другим же собирать налог с розничного мелкого бизнеса будет тяжело, объясняет он. По весенним оценкам Института Гайдара, 15,6% всех поступлений от налога с продаж получила бы Москва, 6,3% – Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург – по 4,2%; всего 60% всех доходов получили бы только 20 регионов с крупнейшим розничным оборотом. Новые налоги и сборы сейчас регионам не нужны, уверен Редькин, бюджет большинства из них близок к сбалансированности. За январь – сентябрь 2017 г. число регионов с дефицитом сократилось с 36 до 29.

Едва ли регионы активно будут пользоваться таким инструментом, им придется выбирать – пожертвовать торговым сектором или промышленным, говорит партнер Dentons Василий Марков, выгодным он будет для единиц, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, доля розницы в доходах которых велика, а промышленности – мала. Зато налог ударит по карману потребителей и разгонит инфляцию, предупреждает Суслина. Сильнее всего цены вырастут в секторах с низким уровнем конкуренции и на товары первой необходимости, говорит Соколов: нагрузка на потребителя будет высокой. Повышение налоговой нагрузки автоматически приведет к сопоставимому повышению розничных цен, подтверждает сотрудник одного из крупнейших ритейлеров.

В условиях падения доходов населения новый сбор может еще сильнее сократить спрос, предупреждает Соколов. Сбор вреден, подхватывает Суслина: отменяя налог на модернизацию, чиновники рассчитывают увеличить производство, но торговый сбор сократит внутренний спрос. Пока же именно спрос остается основным драйвером роста экономики, в III квартале его вклад был больше, чем вклад инвестиционного спроса, на который ставку делает правительство. Если вводить подобный сбор, то взимать его с торговой площади, считает Соколов, но поступления от него будут несопоставимы с поступлениями от налога с продаж.

Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара
(Институт Гайдара)

НДС и налог с продаж: доводы «за» и «против»

Для консолидированного бюджета Российской Федерации НДС – один из основных источников налоговых поступлений. В 2006 г. доля НДС превысила 20%-ный рубеж. По данным ФНС России, за 11 месяцев 2007 г. доля поступлений НДС составила уже 16,96%.
Однако, несмотря на достаточно высокую собираемость данного налога, колеблющуюся около 90% 1 , проблема его администрирования остается актуальной. При том, что многие добросовестные экспортеры испытывают серьезные трудности с получением возмещения НДС из бюджета, широкое распространение «серых» схем возмещения НДС наносит ощутимый урон бюджету.
В последнее время ряд специалистов в области налогового законодательства настаивают на альтернативном варианте борьбы с уклонением от уплаты НДС – замене НДС оборотным налогом, по примеру налога с продаж. Главный аргумент в пользу такой реформы – простота и дешевизна администрирования оборотного налога, что обусловлено как отсутствием сложной цепочки вычетов, применяемых при обложении налогом на добавленную стоимость, так и простотой исчисления.
НДС в Российской Федерации был установлен Законом от 6 декабря 1991 г. № 1991-I «О налоге на добавленную стоимость», которым был применен принцип места назначения. НДС определялся как форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
Система взимания НДС, используемая в России в настоящее время, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стоимости: к стоимости реализованного товара и к стоимости произведенных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам или инвойсным.

Читайте так же:  Сквозной проезд через дворы штраф

Поскольку большинство государств, взимающих налог на добавленную стоимость, ввели НДС в качестве альтернативы различным налогам с продаж, можно сформулировать несколько основных причин, по которым дилемма налоги с продаж – НДС решалась именно в пользу последнего:
1. Нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства.
2. Потенциально широкая база обложения НДС позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы.
3. Плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает его устойчивость.
4. Расходы конечных потребителей облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога сразу упрощается.
5. При исчислении налоговой базы для НДС в расчет принимается только часть стоимости товара, и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара, в то время как для налога с продаж – валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг).
6. Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, особенно в розничной торговле.
7. При многократном обложении фискальные органы имеют возможность получать оперативную информацию и осуществлять налоговый контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется, что повышает риск налоговых махинаций со стороны налогоплательщиков.
8. НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма.
9. Обычно 80% доходов собираются с 20% или менее налогоплательщиков, поскольку есть некое пороговое значения для оборота, ниже которого предприятия не облагаются НДС. Таким образом, неформальный сектор и малые предприятия освобождаются от уплаты НДС. Соответственно бремя уплаты НДС возлагается либо на импортеров, либо на крупные предприятия в современных секторах промышленности.
10. В России НДС является крупнейшим по объему доходов налогом, за счет которого обеспечивается четверть доходов консолидированного бюджета (без учета ЕСН).
11. Применение НДС позволяет создать систему, совместимую с европейскими странами, если используется принцип страны назначения, и является необходимым условием вступления в Европейский Союз (многие страны Центральной и Восточной Европы рассматривают вступление в ЕС как следующий этап своей экономической реформы).
12. Применительно к российской практике к числу преимуществ НДС можно отнести также накопленный правовой опыт налогоплательщиков и налоговых инспекторов.

Сравнение НДС и налога с продаж

Практическая разница между одноступенчатым налогом с продаж и НДС заключается в административных издержках, расходах налогоплательщиков и уклонении от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налога характерно и для НДС, и для налога с продаж. На ситуацию, безусловно, влияют общая налоговая дисциплина в стране и способность налоговых органов к эффективному администрированию.
При определенных условиях, основными различиями являются:
1. Риск неуплаты при одноступенчатом налоге с продаж концентрируется на одной стадии производственно-коммерческой цепочки, и вся сумма налога может быть полностью потеряна, поскольку розничные продажи являются слабым звеном производственной цепи. НДС же собирается на разных стадиях производственно-коммерческой цепочки, и риск потерь существует только на той стадии, на которой уклоняются от уплаты налога.
2. НДС предоставляет возможность уклонения от уплаты, которой нет при других налогах.
3. Налог с продаж взимается на стадии розничной реализации товаров (работ, услуг), т.е. на том этапе, когда уклонение от налогообложения является весьма легким. В этой связи администрирование налога с продаж становится более дорогостоящим по сравнению с администрированием НДС.
4. При взимании налога с продаж весь доход будет собираться на конечном этапе торговой цепочки, состоящей, в основном, из субъектов малого и среднего бизнеса. В настоящее время данные субъекты предпринимательской деятельности не признаются плательщиками НДС. Вовлечение же малых предприятий в налоговую систему оборотного налога может привести к непомерному увеличению налогового беремени для них. Освобождение же данного сектора экономики от налога с продаж приведет к сокращению налогооблагаемой базы, тогда как при существующей системе «освобождения» малого бизнеса от НДС, этот налог все равно учитывается в цене приобретаемых ими товаров.
5. Потери от уклонения от уплаты налога с продаж на импортируемые товары выше, т.к. НДС взимается непосредственно при таможенном оформлении товара, а налог с продаж поступает в бюджет после первой продажи внутри страны;
6. С точки зрения фискальной функции налоговой системы, преимуществом НДС является то, что бремя доказательства права на возмещение уплаченного НДС лежит на налогоплательщике, а доказательство факта занижения обязательств по налогу с продаж входит в обязанности налоговых органов.
7. Эффективное применение налога с продаж возможно при его сравнительно небольших ставках. В подавляющем большинстве стран налог с продаж ниже или равен 10%, а НДС, как правило, выше 10%. Если вводить налог с продаж со ставкой не более 10%, это повлечет существенные потери бюджета, а найти безболезненные и быстродействующие способы компенсации выпадающих в связи с отменой НДС доходов не представляется возможным.

Доводы в пользу замены НДС на налог с продаж

Несмотря на достоинства НДС, существуют и недостатки, связанные с этим налогом. Среди основных доводов в пользу отмены НДС и замены его налогом с продаж можно выделить следующие:
1. Поскольку косвенные налоги в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. По мнению специалистов, НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса отстает от объема имеющихся на руках денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы он лишь усиливает инфляционные процессы в экономике.
2. Чрезвычайно распространены схемы уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта), что требует тщательного контроля за его применением.
3. Соответственно, взимание НДС влечет довольно высокие административные расходы (по оценкам, в развитых странах средние административные издержки, связанные с взиманием НДС, оцениваются в размере 100 долл. на зарегистрированное лицо в год, издержки, связанные с администрированием налога с продаж, при прочих равных условиях, могут быть ниже). Кроме того, НДС требует определенной квалификации и образования со стороны бухгалтерии и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования НДС как со стороны налогоплательщиков так и со стороны государства.
4. Существующий порядок возмещения НДС несовершенен, в результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой – у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).
5. В случае освобождения от НДС налогоплательщиков в середине производственно-коммерческой цепочки возможен каскадный эффект, свойственный оборотным налогам, т.е. многократного обложения одной налоговой базы, в том числе уже начисленного на предыдущих стадиях налога. Однако и налог с продаж при определенных условиях может порождать каскадный эффект, что приведет к существенному удорожанию товаров и, как следствие, к всплеску инфляции.

Таким образом, при сравнительном анализе НДС и налога с продаж выясняется, что, несмотря на некоторые недостатки, НДС имеет целый ряд преимуществ перед налогом с продаж. По нашему мнению, замена НДС налогом с продаж негативно отразится на стабильности налогового законодательства, как следствие – уменьшится инвестиционная привлекательность экономики Российской Федерации.
Для того, чтобы провести подобное реформирование с минимальными издержками, необходимо оценить финансово-экономические последствия такой реформы, причем во взаимосвязи с другими элементами налоговой системы государства, адекватность налогового администрирования.
Отмена НДС и замена его налогом с продаж будет сильнейшим шоком для экономики. При этом, кроме очевидного внутреннего шока для бюджета и предприятий, имеет место и эффект восприятия России со стороны остального мира (впрочем, это может относиться и к введению НДС-счетов). Как показывает международная практика, в мире процесс имеет обратный характер, т.е. осуществляется переход от налога с продаж к НДС, этому же нас учит и история.

Н.Ю. Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией налоговой политики,
М.С. Головнева – научный сотрудник АНХ при Правительстве РФ

1 Под собираемостью понимается отношение фактически поступившего НДС на товары, реализуемые на территории РФ, к начисленному, согласно отчетности ФНС России за период. По итогам 2003 г. собираемость составила 92,6%, в 2004 г. – 70,1%, в 2005 г. – 103,2%, в 2006 г. – 88,2%.