Налог на средства потребления

Налогообложение в РФ

Вырабатывая политику в области налогообложения, следует учитывать тот факт, что чрезмерное увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и в конечном итоге перекладывается на потребителей, при этом доходы бюджета не только не растут, но и начинают стремительно снижаться. Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства.

Согласно, например, теории предложения, оптимальная ставка налога не должна превышать 33-36%. Изъятие доходов сверх этого сокращает сбережения населения, снижает заинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и, следовательно, сокращает налоговые поступления.

Налоговая система должна предполагать необходимый уровень стимулирования развития хозяйствующих субъектов через получаемую прибыль. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% растут налоговые поступления от нуля до определенного максимального уровня (Дтах), а затем вновь снижаются до нуля.

Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, потому что более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100% налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход. Эмпирическим путем было доказано, что средний уровень изъятия доходов не должен превышать 33-36%.

Важным фактором, определяющим зависимость налоговой системы от уровня экономического и социально-политического развития, является соотношение прямых и косвенных налогов. В развивающихся странах доля косвенных налогов увеличивается, а в ряде случаев является преобладающей. Это связано со слабым развитием промышленности, особой ролью внешней торговли. Преобладание косвенных налогов свидетельствует о слабой роли государства в регулировании экономики, поскольку косвенные налоги, взимаемые с товаров широкого потребления, носят преимущественно фискальный характер.

Налоги влияют на цены, увеличивая их. Косвенные налоги непосредственно увеличивают цену реализации товара и при повышении ставки по ним автоматически возрастает и цена реализуемого продукта. Прямые налоги увеличивают цены опосредованно в процессе переложения налогов.

Переложение налогов — перенесение налогоплательщиком всего или части налогового бремени на другое лицо. Наряду с «избеганием» (уклонением) налога оно есть способ снижения налогового бремени. Переложение налогов — причина несовпадения плательщика налога с его носителем. В процессе переложения уплаченный налог возмещается плательщику путем изменения из-за налога его экономических отношений с другими хозяйствующими субъектами. В более широком смысле термин «переложение налогов» означает последствие данного экономического события, сказавшееся в другом секторе экономики, на другом лице, на другом уровне, на другом рынке, в экономике другого региона, другой страны. Такое понимание термина включает в теорию переложения и вопрос о «производительности» налогов, об их влиянии на экономику вообще.

Теория переложения налогов в отечественной науке отражена в трудах В. Н. Твердохлебова и А. А. Исаева. По мнению В. Твердохлебова, современная теория переложения налогов создана итальянскими учеными (М. Панталеони и др.) в конце XIX. Произведенная им систематизация теорий переложения налогов выделяет абсолютную теорию переложения (физиократы, А. Смит и Д. Рикардо), теорию диффузии (Л. Штейн, А. Пьер, Притвиц, Н. Канар), эклектическую теорию (Ж. Б. Сэй, С. Сисмонди, К. Pay, А. Вагнер, А. Шеффле, Л. Брентано) и количественную или математическую теорию переложения налогов (Е. Бем-Баверк, Л. Вальрас, У. Джевонс, А. Курно, Э. Селигмен, К. Менгер, К. Виксель).

Различия перечисленных теорий переложения налогов, обусловленные сменявшими друг друга течениями экономической мысли, социально-политическими воззрениями авторов, тенденциями разных исторических периодов, существуют одновременно с наличием общепризнанных положений, составляющих основу теории переложения налогов, такими, как способ, виды, условия переложения и т. п.

Переложение налогов происходит только в процессе обмена. Лишь путем изменений в условиях обмена один хозяйствующий субъект может перенести на другого, юридически независимого от него субъекта, падающий на него налог.

Перенесение налога проявляется в изменении под влиянием налога цены продукта и факторов его производства (зарплаты, процента за кредит, ренты). Единственный способ переложения налога — это изменение в связи с введением или увеличением налога спроса или предложения какого-либо блага. В. Твердохлебов считал, что переложение налогов можно рассматривать: как процесс изменений в условиях спроса и предложения, в ценах, переносящий бремя нового налога с непосредственного плательщика на других лиц и как состояние распределения налогового бремени, т. е. как результат установившегося равновесия спроса и предложения, причем это состояние можно сравнивать: с предшествовавшим введению налога состоянием равновесия экономических сил, определяя конечное влияние налога, или с гипотетическим случаем отсутствия налога, отвечая на вопрос, что было бы, если бы не было налога. Последний вопрос имеет большое практическое значение, так как большей частью именно он и возникает при обсуждении налоговых реформ.

Изменения под влиянием переложения налога цены, спроса и предложения графически изображено на рис. 1.

Рис. 1. Изменение цены, спроса и предложения под влиянием предложения налога

В результате переложения налога кривая предложения сдвигается вверх на сумму переложенного налога, что уменьшает равновесное количество с Qo до Qi и сокращает объем потребления и спрос.

Повышение цены как форма перенесения тяжести налога на потребителей по-разному отражается на спросе и предложении различных продуктов. Переложение труднее осуществить при эластичном спросе на облагаемый продукт, чем при устойчивой потребности, когда покупатель менее склонен сокращать потребление под влиянием повышения цены, поэтому наиболее переложимы налоги на предметы первой необходимости или роскоши, спрос на которые мало зависит от цены. Переложить налог труднее при неэластичном предложении. Классическим примером блага с нулевой эластичностью предложения является неулучшенная земля. Возможность переложения налога при различной степени эластичности спроса и предложения на товар показана на рис. 2 и 3.

Рис. 2 иллюстрирует возможность 100%-ого переложения налогового бремени на потребителей, когда (в случае А) при совершенно эластичной кривой предложения цена увеличивается на полную сумму налога, и то же (в случае Б) происходит при совершенно неэластичном спросе.

На рис. 3 показано, как, с одной стороны, совершенно неэластичная кривая предложения, а с другой — совершенно эластичный спрос не позволяют поднять цену и тем самым переложить налог на потребителей. Полное бремя налога в данном случае несут производители.

В теории переложения налогов различают два вида переложения: прямое — от производителя к потребителю (переложение «вперед») и обратное — от потребителя к производителю (переложение «назад»). Чем более эластичен спрос и менее эластично предложение, тем больше налога ложится на производителей, чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем больше налог ложится на потребителей.

Рис. 2. Эластичность спроса и предложения: налог на потребителей

Переложение налога возможно при условиях, когда налогом облагаются все лица, находящиеся в однородных обстоятельствах, поскольку на открытом рынке индивидуальные затраты при образовании цены играют незначительную роль, и постольку, поскольку ложится одинаковым бременем на каждую единицу объекта обложения, и когда непосредственный плательщик налога (субъект) влияет на предложение и спрос.

Чем больше непосредственный плательщик налога может повлиять на изменения предложения или спроса, и чем сильнее эти изменения могут отразиться на ценах, тем легче перелагается налог, и обратно.

Степень переложимости налогов зависит, во-первых, от объекта и основания отдельных налогов и, во-вторых, от природы рынка: конкурентный он или монополистический. Так, личные подоходные налоги по переложимости значительно уступают налогам на доходы предприятий и косвенным налогам; прогрессивный подоходный налог труднее перелагается, чем пропорциональный; налог на непериодические поступления менее переложим, чем обложение периодического дохода; общий налог перелагается труднее, чем специальный, падающий на однородную группу субъектов; если налог мал, он часто не может нарушить установившихся меновых отношений и не перекладывается; налог тем легче переложим, чем ближе по времени к моменту реализации продукта; переложение тем легче, чем соизмеримее основание налога с основанием установления цен и чем теснее зависимость цены от издержек производства.

Рис. 3. Эластичность спроса и предложения: налог на производителей

При конкурентном рынке налоги переложимы в большей мере, чем при монополии, когда при повышении из-за налога цены монопольных благ спрос на них сокращается, так как цена блага, установленная на основе предельных затрат, становится ближе к оценке большинства потребителей и следовательно, сокращается возможность повышения цены без значительного сокращения спроса.

Различие переложимости налогов в конкурентной и монопольной экономике заключается и в разном влиянии на ее степень формы взимания косвенных налогов, устанавливаются ли они в процентах к стоимости продукции или в фиксированных суммах на единицу продукции. Форма взимания оказывает большее влияние в случае монопольного производства, чем в условиях конкуренции. Легче переложить налог, рассчитываемый в процентах к стоимости продукции.

Возможность переложения налогов различна в зависимости от долгосрочного или краткосрочного периода, наличия общего или частичного равновесия в экономике, открытой или закрытой экономики.

Влияние налогов на уровень цен может проявляться и через установление льгот и снижение ставок налогов.

НАЛОГ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «НАЛОГ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ» в других словарях:

Налог На Потребление — налог, включаемый в цену товара или услуги, плательщиками которых, соответственно, являются покупатели и потребители. К Н.на п. относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины. Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов

НАЛОГ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ — налог, который взимается во многих странах мира, но имеет свои особенности. Так, в Японии Н. на П. устанавливается в размере 3 % на все импортируемые товары. В США он устанавливается на отдельные товары, например на нефть. В развивающихся странах … Юридическая энциклопедия

НАЛОГ НА УГЛЕРОД — (carbon tax) Предполагаемый налог на потребление топлива органического происхождения, направленный на уменьшение выброса двуокиси углерода (СО2) в атмосферу. Предложение ввести этот налог появилось в связи с опасениями, что избыточное накопление… … Экономический словарь

НАЛОГ НА ЭНЕРГИЮ — (energy tax) Поддерживаемый некоторыми экономистами налог на потребление энергии. Такой налог мог бы способствовать замедлению процесса истощения ограниченных мировых запасов топливных ресурсов органического происхождения и, возможно, помог бы… … Экономический словарь

Налог с продаж — (Sales tax) Налог с продаж в России, налог с продаж в США Косвенный налог, взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг Содержание — это косвенный (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения… … Энциклопедия инвестора

Налог на добавленную стоимость — Запрос «НДС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Налог на добавленную стоимость (НДС) косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства… … Википедия

Налог с продаж — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Налог с продаж косвенный налог (на … Википедия

Налог — Налог обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных… … Википедия

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, НДС — (англ. value added tax, VAT) – многоступенчатый косвенный налог, которым облагаются операции по продаже (поставке, передаче, сдаче в аренду) товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Относится к группе налогов на потребление; как правило,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

НАЛОГ С ПРОДАЖ — региональный налог; устанавливается НК и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, субъект РФ определяет ставку… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Налог на средства потребления

Роскошь представляет собой социально-экономический феномен, связанный с процессом потребления благ. Означает совокупность социальных практик, включающих в себя институционализированное демонстративное потребление дорогостоящих благ, часто с последующим их уничтожением [1]. Позволить себе приобретение предметов роскоши могут только состоятельные слои общества.

Многие страны с целью борьбы с социальным неравенством в получении доходов и их перераспределении (включая уплату налогов) при реформировании налоговой системы вводят меры, направленные на оптимальное распределение налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков. Одной из таких мер является налог на роскошь, представляющий собой обложение предметов, потребление которых свидетельствует о богатстве или об относительной зажиточности.

В некоторых странах этот налог прогрессивный (чем больше стоимость объекта налогообложения, тем больше сумма налога). Ставки дифференцируются в зависимости от цели введения данного налога государством, это объясняется экономической политикой, инфляционными ожиданиями, ростом или спадом ВВП, темпами экономического роста, дефицитом бюджета, социальным расслоением общества и т.д. [2].

Применение налога на предметы роскоши в России обсуждается Правительством в течение нескольких лет. Однако введение данного налога откладывалось до неопределенного времени. В последние годы особо остро стоит проблема социального расслоения общества, что повышает актуальность необходимости введения налога на роскошь.

Цель исследования – анализ действующей практики налогообложения предметов роскоши за рубежом и разработка Концепции налогообложения престижного потребления, адекватной к применению в налоговой системе Российской Федерации.

В процессе исследования применялись такие методы, как наблюдение и сбор фактов, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез.

Говоря об эффективности налога на роскошь на примере зарубежных стран, следует сказать, что больше всего поступлений, связанных с этим налогом, приносит обложение налогом на роскошь дорогой недвижимости. Налоговые ставки и объекты налогообложения роскоши в некоторых зарубежных странах представлены в табл. 1.

Объект налогообложения и ставка налога на роскошь

Имущество стоимостью более 700 тыс. евро

При оценке объектов недвижимости используется кадастровая стоимость

Некоторые предметы роскоши и автомобили

Часы, парфюмерия, одежда, вино, электротовары, автомобили

Автомобили с объемом двигателя 1929 куб. см и более, бассейны, авиапланеры, вертолеты и самолеты

Ежегодный фиксированный платеж для яхт длиной до 12 м

Яхты длиной: от 7 м до 8 м,

от 10 м до 12 м

100 евро за каждый метр длины

Имущество стоимостью от 1,3 до 3 млн евро.

Объектом налога на роскошь признаются недвижимость, банковские, счета, ценные бумаги

Имущество стоимостью свыше 3 млн евро.

Недвижимость стоимостью 125–250 тыс. фунтов стерлингов

Планируется повышение ставки налога на роскошь по объектам недвижимости стоимостью свыше 1 млн. фунтов стерлингов до 7,0 %.

Недвижимость стоимостью 251–500 тыс. фунтов стерлингов

Недвижимость стоимостью 501–1000 тыс. фунтов стерлингов

Недвижимость стоимостью выше 1 млн фунтов стерлингов

Транспортные средства с объемом двигателя:

от 4000 до 5000 куб. см

свыше 5000 куб. см

МРП – минимальный размер оплаты труда (с 01.01.2014 составляет 19 966 тенге)

Объектами налога на роскошь признаются дома с площадью от 250 кв. м и квартиры с площадью больше 120 кв. м

Самолеты, суда, вертолеты

В феврале 2012 г. В.В. Путин анонсировал введение в стране налога на роскошь. Налогом предлагалось облагать «огромные дом или земельный участок, колоссальный самолет, суперяхту, суперавтомобиль», находящиеся в собственности у граждан [3]. Но уже в мае 2012 г. Правительство заявило об отказе от введения отдельного налога – налога на роскошь, и предложило усовершенствование налога на недвижимость и повышение транспортного налога. Поэтому, что касается России, то в нашей стране в Налоговом кодексе как таковой «налог на роскошь» не прописан.

В документе Министерства финансов РФ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» присутствует термин «престижного потребления», под которым органы власти подразумевают использование предметов роскоши. Налогообложение престижного потребления в налоговой политике определено как «мера, способствующая повышению доходов бюджетной системы РФ» [4]. Но объектом налогообложения пока являются только дорогие транспортные средства, стоимостью от 3 млн руб. Соответствующий Федеральный закон № 214-ФЗ, регулирующий внесение изменений в статью 362 (главы 28 «Транспортный налог») части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения престижного потребления подписан Президентом РФ 23.07.2013. В нем говорится об исчислении суммы налога с учетом повышающих коэффициентов [5].

Для целей налогообложения порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, на основании статистических данных, данных таможенной статистики и данных о сделках на соответствующие марки, модели легковых автомобилей и их модификации.

При введении в нашей стране налога на роскошь как такового необходимо учитывать западный опыт и возможность использовать положения тех стран, где система налогообложения предметов роскоши работает достаточно эффективно и обеспечивает государственный бюджет значительными суммами поступлений. В связи с чем предлагается налог на предметы роскоши включить в систему налогообложения России как разовый сбор при купле-продаже дорогой недвижимости, земельных участков и транспортных средств. Тем самым обеспечится высокая собираемость налога и, по сути, его уплата «не отходя от кассы». Что касается индивидуального жилищного строительства дорогих особняков, то стоимость этих объектов будет определена государственной кадастровой системой.

Читайте так же:  Срок действия банковской гарантии при обеспечении заявки

Кроме того, для внедрения в систему налогообложения России нового вида налога – налога на роскошь – предлагается следующее:

1. Необходимо уточнение понятия «роскошные предметы потребления» и «престижное потребление». В связи с чем для целей налогообложения объектов роскоши под «роскошными предметами потребления» следует понимать объекты движимого имущества (автомобили, самолеты, вертолеты, яхты и другие водные средства, отличные от яхт) стоимостью от 3 млн руб. и объекты недвижимого имущества стоимостью от 5 млн руб. (для земельных участков) и от 7,5 млн руб. (для квартир, коттеджей, загородных домов), приобретаемые для личного потребления физическими лицами. Престижное потребление при этом будет определено как использование роскошных предметов потребления физическими лицами в личных целях.

2. Налог на роскошь предлагается отнести к группе местных налогов, несмотря на то, что стоимость данных объектов имущества в разных регионах и муниципалитетах отличается. Поэтому при определении стоимости объектов движимого и недвижимого имущества исходим из предположения о том, что нельзя сравнивать стоимость жилья в российской столице и небольшом муниципалитете для оценки и расчета налога на роскошь, потому что данное жилье будет иметь разную рыночную стоимость и стоить дороже в крупном городе федерального значения, чем в небольшом городе (по своим геополитическим и общероссийским позициям). То же касается и земельных участков.

Предлагается установить пороговое значение отнесения жилой недвижимости (квартир, загородных домов) к «роскошной» при ее рыночной стоимости от 7,5 млн руб., земельных участков – от 5 млн руб., автомобилей – от 3 млн руб., для всех городов и регионов России, исключая города федерального значения, Москву и Санкт-Петербург. Для этих городов устанавливается пороговое значение отнесения жилой недвижимости (квартир, загородных домов) к «роскошной» при ее рыночной стоимости от 30 млн руб., земельных участков – от 20 млн руб., автомобилей – от 3 млн руб.

3. При введении налога на роскошь следует учесть категорию владельцев объекта недвижимости: или это государственный служащий, проживающий в «дорогой» квартире (по сегодняшней оценке этого жилья и отнесения данного жилья к объекту обложения), или это ветеран войны, получивший квартиру от государства за заслуги перед Отечеством. В связи с чем актуальным было бы внедрение налога на роскошь для соответствующих объектов движимого и недвижимого имущества, приобретенных с 01.01.2015 г.

4. Предлагается сделать налог на роскошь разовым сбором при приобретении «роскошных» объектов движимого и недвижимого имущества, то есть уплата данного налога будет осуществляться сразу при совершении сделки купли-продажи данного имущества. При индивидуальном строительстве загородных домов стоимость налога будет определена и уплачена в бюджет при государственной регистрации земельного участка и загородного дома. В случае приобретения автомобиля стоимостью от 3 млн руб. налог также будет уплачен сразу (то есть налог будет удержан продавцом-дилером и перечислен в бюджет).

В большинстве стран мира, где действует подобная система, налог взимается именно при покупке соответствующих предметов роскоши как разовый сбор. С точки зрения собираемости такое решение является более эффективным и правильным.

Чтобы налог на роскошь начал «работать», необходима разработка Концепции налогообложения престижного потребления на государственном уровне, включая установление ставки налогов по прогрессивной шкале (в зависимости от роста стоимости объектов имущества).

Основными принципами создания Концепции налогообложения предметов роскоши являются следующие:

1. Эффективность системы налогообложения предметов роскоши.

2. Зависимость размера налога от рыночной стоимости приобретаемого объекта налогообложения (предмета роскоши).

3. Справедливость распределения налогового бремени.

4. Увеличение налогового бремени состоятельных граждан.

5. Контроль полноты и своевременности уплаты налога на роскошь в муниципальный бюджет.

Так как введение нового налога определяет своей миссией перераспределение доходов богатых в пользу бедных, то новый налог – налог на роскошь – будет реализовывать, прежде всего, социальные цели и задачи государства (в лице муниципалитета). Тем не менее помимо этих целей государство должно также преследовать иные цели.

Итак, целями создания Концепции налогообложения предметов роскоши являются:

1. Социальные цели, которые направлены на стимулирование развития социальной политики в стране за счет собираемости нового вида налога – налога на роскошь – и его перераспределения на реализацию определенных социальных программ поддержки менее обеспеченных слоев населения в муниципалитете.

2. Социально-политические цели, которые направлены на справедливое распределение налогового бремени между налогоплательщиками в зависимости от стоимости имущества, которым они владеют.

3. Финансовые цели, которые направлены на создание новой доходной части муниципального бюджета, получение средств для финансирования социальных программ.

4. Экономические цели, которые направлены на реальную оценку объектов налогообложения роскоши по рыночной стоимости, что обеспечит высокую доходность налога на роскошь в муниципальном бюджете.

5. Правовые цели, которые направлены на внесение соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации в части дополнения Налогового кодекса новой главой, связанной с налогообложением престижного потребления.

6. Административные цели, которые направлены на организацию эффективного муниципального учета объектов налогообложения роскоши (предметов роскоши) и контроль собираемости налога на роскошь по итогам сделки купли-продажи. Это обеспечит уплата налога в момент купли-продажи транспортного средства, земельного участка, квартиры или загородного дома (то же касается строительства дома). В противном случае будет задержана выдача свидетельства государственной регистрации права собственника на земельный участок или дом, а также выдача паспорта транспортного средства.

Концепция предусматривает развитие следующих направлений:

1. Правовое обеспечение. Предполагает правовое обеспечение нового вида налога – налога на роскошь, которое будет реализовано путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс и добавления новой главы «Налог на предметы роскоши». Таким образом, предлагается усовершенствовать нормативно-правовые документы, касающиеся системы налогообложения России, в части внесения изменений в Налоговый кодекс.

2. Информационное обеспечение потенциальных покупателей объектов роскоши. Позволит покупателям осознанно совершать сделки купли-продажи с дорогими квартирами, загородными домами (включая индивидуальное жилищное строительство), транспортными средствами и нести налоговую ответственность в соответствии с нормами новой главы «Налог на предметы роскоши». При этом основой информационной системы в части стоимости объектов роскоши станут:

– первичный и вторичный рынок купли-продажи дорогой недвижимости, транспортных средств, которые предоставят информацию относительно стоимости приобретаемых объектов роскоши;

– кадастр недвижимости (по объектам жилой недвижимости, попадающим в категорию роскоши). При этом следует иметь в виду, что с 01.01.2015 вводится период перехода определения стоимости недвижимости для целей уплаты налога на недвижимость по кадастровой (а не инвентаризационной, как было до 2014 года включительно) стоимости, которая будет максимально приближена к рыночной стоимости объектов.

3. Эффективное налогообложение предметов роскоши. Предполагает установление эффективных ставок налога на роскошь с прогрессивной шкалой налогообложения в зависимости от стоимости предметов роскоши, что повысит уровень доходов муниципального бюджета в связи с новым налогом. Ставки налога на роскошь представлены в табл. 2.

Предлагаемые ставки налога на роскошь по объектам налогообложения

Защита прав потребителей Томской области

Юридические услуги и юридическая помощь

оперативный тел: 8-953-92-18-411

Нужно ли платить налог с денежной суммы, полученной по решению суда по иску о защите прав потребителей

  • | Печать |

Подробности Категория: Статьи Просмотров: 20004

Нужно ли платить налог с денежной суммы, полученной по решению суда по иску о защите прав потребителей
По всем вопросам защиты прав потребителей Вы можете обращаться в Томское региональное отделение «Объединение потребителей России» по адресу: г. Томск, ул. Розы Люксембург, 102а, строение 2, офис 11, тел. 78-35-05, 79-98-94 оперативный телефон 8-953-92-18-411.
Нужно ли платить налог с денежной суммы, полученной по решению суда по иску о защите прав потребителей, а также о каков порядок уплаты налога с этих сумм, поскольку ответчики по делам, как правило, не удерживают НДФЛ из присужденных потребителю сумм при их выплате, а иногда по окончании налогового периода присылают потребителю уведомление о невозможности удержать НДФЛ.
С недавних пор данные вопросы стали достаточно распространенным из-за позиции Федеральной налоговой службы России. При этом обосновывая свою позицию о необходимости уплачивать налоги, налоговые органы берет следующий документ — Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 мая 2013 г. N 03-04-06/18724 «Об уплате НДФЛ при осуществлении выплат в связи с нарушением прав потребителей»
Вопросы перед Минфином поставила одна из общественных организаций в защиту прав и интересов потребителей, а именно:
1) Облагаются ли вышеперечисленные суммы выплат по делам о защите прав потребителей в пользу физических лиц — потребителей налогом на доходы физических лиц, и если да, то на каком основании и по какой налоговой ставке?
2) Необходимо ли физическим лицам — потребителям в связи с получением этих доходов подавать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период?
3) Должно ли физическое лицо уплачивать НДФЛ с перечисленных видов доходов самостоятельно или НДФЛ из этих сумм должен удерживать ответчик по делу (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) как налоговый агент?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц при осуществлении выплат в связи с нарушением прав потребителей и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Суммы возврата налогоплательщику стоимости товаров (работ, услуг), в том числе сумм предоплаты, а также комиссий по кредитным договорам, взимание которых признано судом незаконным, не образуют экономической выгоды налогоплательщика и, соответственно, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

Пунктом 3 статьи 217 Кодекса предусмотрено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

Таким образом, сумма денежных средств, выплачиваемая на основании судебного решения в возмещение морального вреда, причиненного организацией физическому лицу, является компенсационной выплатой, предусмотренной пунктом 3 статьи 217 Кодекса, и на этом основании не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Пунктом 1 статьи 16 Закона предусмотрено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

С учетом изложенного освобождаются от налогообложения возмещаемые в соответствии с Законом потребителю изготовителем (исполнителем, продавцом) суммы реального ущерба, если они возникли в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя.

Суммы возмещения организацией штрафов за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в соответствии с Законом, неустойки в пункте 3 статьи 217 Кодекса не предусмотрены и, следовательно, такие выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

В отношении судебных расходов следует исходить из того, что если стороной, возмещающей налогоплательщику судебные расходы, связанные с совершением в отношении налогоплательщика и по его инициативе юридически значимых действий или оказанием юридических услуг представителем, является организация или индивидуальный предприниматель, то соответствующие суммы возмещения признаются доходом налогоплательщика в натуральной форме, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Если же стороной, возмещающей указанные расходы, являются физические лица, дохода в натуральной форме, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает.

В случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни при досрочном расторжении кредитного договора (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, налогообложению подлежит полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов.

Пунктом 1 статьи 226 Кодекса предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, признаются налоговыми агентами в отношении таких доходов, выплачиваемых физическому лицу, и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Особенностей выполнения налоговым агентом своих обязанностей при выплате налогоплательщику дохода по решению суда Кодексом не установлено.

Должнику-организации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством предоставлено право на стадии рассмотрения гражданского дела обратить внимание суда на необходимость определения задолженности, подлежащей взысканию, с учетом требований законодательства о налогах и сборах.

Если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, организация — налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц. При этом налоговый агент обязан в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Внимание! Позиция, изложенная в настоящей статье является позицией налоговых органов. Томское региональное отделение ООД «Объединение потребителей России» имеет иную позицию по названным вопросам и просит всех граждан столкнувшихся с требованием налоговой инспекции о выплате налога с взысканных в вашу пользу денежных средств по делам о защите прав потребителей обращаться по тел. 8-953-92-18-411.

По всем вопросам защиты прав потребителей Вы можете обращаться в Томское региональное отделение «Объединение потребителей России» по адресу: г. Томск, ул. Розы Люксембург, 102а, строение 2, офис 11, тел. 78-35-05, 79-98-94 оперативный телефон 8-953-92-18-411.

Налог на средства потребления

3.3. НАЛОГИ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
К налогам на производителей товаров я отнесу все налоги, которые способствуют удорожанию стоимости производимых товаров. Таким образом, например, налог на добавленную стоимость, о котором говорят, что его платят потребители, рассматривается мною именно как налог на производителей. Логика здесь очевидна — НДС приводит к увеличению цены на товар, а значит, к снижению равновесных объемов. То есть приводит к уменьшению производственной программы, снижению общего размера прибыли и ухудшению состояния на предприятии. Почему же этот налог следует считать налогом на покупателя, а не на производителя?
Очевидно, что любой налог на производителя приводит к изменению положения поверхности предложения в пространстве цена-объем-доход.
Для целей анализа данного параграфа цену товара Р следует рассмотреть как сумму двух слагаемых: условно-постоянной части цены Рo (той части себестоимости, которая не зависит напрямую от объемов продукции — амортизация, ремонтный фонд и т.п.) и условно-переменной части цены (сырье, материалы, оплата труда, прибыль) P1:
Р = Рo + P1. (3.3.1)
Такая постановка позволяет рассмотреть наиболее полно существующие налоги на производителей в трехмерном пространстве.
Налоги на имущество, на землю, на пользование природными ресурсами и многие другие способствуют увеличению размера первого слагаемого суммы.
Значительно большее количество налогов способствует увеличению второй составляющей цены — отчисления в многочисленные фонды социальной направленности (соцстрах, обязательное медицинское страхование и т.п.), налог на прибыль и акциз, НДС. В эту же группу налогов следует отнести и множество мелких налогов, исчисляемых от различных элементов себестоимости. В России это налог на содержание милиции, жилкомхоза и т.п.)
Для того, чтобы осуществить правильный анализ налогов на потребителей, необходимо вернуться к кривой предложения.
Хочу повторить, что поверхность предложения в пространстве объем-цена-доход проецируется на плоскость цена-объем именно на эту кривую, так как предложение в данном случае рассматривается как независящее от доходов потребителя. Случай активного маркетинга не рассматривается.
На рисунке 3.3.1 изображена эта кривая и тот ее вариант, когда налог берется от условно-постоянных затрат себестоимости.
При этом кривая сдвигается параллельно самой себе вправо на величину начисленных налогов Н1. Каковы будут последствия действия этого налога?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вновь найти равновесную кривую в трехмерном пространстве цена — объем — доход и изучить ее проекции на ортогональные плоскости. С учетом того, что разбираемый случай является простейшим, такие построения будут сейчас излишними — по сравнению с построениями первых параграфов данной работы изменится лишь то, что поверхность предложения сдвинется вдоль оси цен параллельно самой себе.

Читайте так же:  Заполненный приказ на командировку


Рисунок 3.3.1. Кривая предложения и ее вариант при налогообложении условно постоянных затрат

При этом для товара повседневного спроса произойдет параллельный перенос равновесной кривой. Ее проекции будут смещены на плоскости объем-доход вправо вдоль оси доходов, на плоскости объем-цена — вдоль оси цены, а на плоскости цена-доход — по направляющей, проходящей под углом к этим двум осям.
Таким образом, налогообложение условно-постоянных затрат товаров повседневного спроса приводит к повышению их цен и изменению структуры потребления данного товара. При этом следует отметить, что части лиц с низкими доходами товар становится недоступным — их доходы не позволяют приобрести хотя бы единицу товара. Значит, реальный уровень благосостояния у этой группы лиц уменьшается и очень заметно. Часть лиц с высоким уровнем дохода увеличивает объемы потребления данного товара и платит за него несколько большую цену, чем ранее. Уровень благосостояния у этой группы также уменьшается, но практически незаметно для нее.
Сложнее обстоит дело с товарами, не являющимися предметами повседневного спроса. Линия максимальных объемов поверхности спроса с увеличением цены имеет тенденцию к снижению величины объемов и стремится при этом к нулевым объемам. Поэтому параллельный сдвиг поверхности предложения вдоль оси цен приводит не только к смещению равновесной кривой вдоль оси доходов, но и к изменению ее конфигурации — уменьшаются и величины равновесных объемов.


Рисунок 3.3.2. Влияние налога на условно-постоянную часть цены продукции для товара, не являющегося необходимым

На рисунке 3.3.2 показана проекция равновесной кривой без налогообложения (сплошной линией) и при введении такого налога (пунктирной линией). Из графика данного рисунка со всей очевидностью следует, что данный вид налогообложения товаров, не являющихся предметами первой необходимости, приводит как к уменьшению объемов производства и приобретения, так и к увеличению цен. Размеры этого увеличения или уменьшения вовсе не являются пропорциональными величинам налоговых ставок — поверхность спроса и поверхность предложения не линейны. Поэтому их сдвиг приводит к непропорциональному изменению месторасположения равновесной кривой.
Для отдельных производств этот тип налогообложения может оказаться губительным, особенно в том случае, когда объем спроса резко падает с увеличением роста цен, а производство не имеет мощных основных фондов.
Как повлияет на рыночное равновесие другой тип налогообложения — установление налогов, пропорциональных объему выпускаемой продукции? Вначале вновь надо построить кривую предложения на плоскости цена-объем и рассмотреть, как изменится вид и месторасположения кривой, а значит, и поверхности предложения в этом случае.


Рисунок 3.3.3. Кривая предложения и ее вариант при налогообложении условно-постоянных затрат

На рисунке 3.3.3 изображена эта кривая, а также ее вариант в случае, когда налог берется в зависимости от части цены -условно-переменных затрат. При этом кривая, очевидно, начинается из той же точки Рo, что и ранее, но с увеличением объемов становится все более и более пологой, так как с увеличением объемов предложения увеличивается и сумма налога в цене.
Как скажется на рыночном равновесии такое действие налога?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вновь найти равновесную кривую в трехмерном пространстве цена-объем-доход и изучить ее проекции на ортогональные плоскости пространства.
С учетом того, что разбираемый случай является более сложным, чем предыдущий, и не каждый читатель в состоянии представить себе ситуацию в уме, следует сделать эти построения графически. Читатель, который может это сделать самостоятельно, пропустит следующие ниже построения.
Для того чтобы получить искомое изображение на графике, воспользуюсь уже имеющимся опытом построения ряда параграфов первой части книги и теми результатами, которые в этой части были уже получены.
Алгоритм построений изображен на графике рисунка 3.3.4. Для облегчения восприятия моих действий, поверхность спроса выделена более жирными линиями, чем две поверхности предложения (одна из которых изображена пунктирной линией).


Рисунок 3.3.4. Влияние налога на условно-переменную часть цены товара первой необходимости и равновесная кривая

На рисунке 3.3.4 изображена поверхность спроса для товара первой необходимости, а также две поверхности предложения — без налога и с налогом на условно-переменную составляющую цены. Легко убедиться в том, что кривая рыночного равновесия изменила свое положение в пространстве цена-объем-доход — она стала более пологой относительно оси объемов и вытянутой вдоль плоскости цена-доход. Проекции этих двух кривых на ортогональные плоскости пространства объем-доход и цена-доход изображены соответственно на рисунках 3.3.5 и 3.3.6.


Рисунок 3.3.5. Влияние налога на условно-переменную часть цены продукции товара первой необходимости

Из графика рисунка 3.3.5 видно, что равновесная кривая при налогообложении условно-переменной части цены в значительной степени изменила свой характер. Равновесные объемы потребления товара при этом в зависимости от дохода несколько уменьшились для группы лиц с невысокими доходами. Они же значительно увеличились для лиц с высокими доходами (пунктирная линия рисунка 3.3.5).
По сути, максимум проекции равновесной кривой на плоскость объем-цена стал значительно более пологим, чем до подобного вида налогообложения. Это означает, что максимальные объемы потребления этого товара значительно увеличиваются, что, естественно, влечет за собой и рост общего объема производства товаров первой необходимости, со всеми вытекающими из этого последствиями, рассмотренными мною в предыдущем параграфе.
Немаловажную информацию несет в себе и другая проекция равновесной кривой, а именно, проекция на плоскость цена-доход (рисунок 3.3.6). На рисунке вновь пунктирной линией изображена проекция равновесной кривой после обложения налогом, пропорциональным объему производимой продукции.


Рисунок 3.3.6. Влияние налога на условно-переменную часть цены продукции товара первой необходимости

Из рисунка следует, что общий уровень цен данного товара значительно повысился. Если перемножить объемы товара (рисунок 3.3.5) на цены товара (рисунок 3.3.6), то полученное произведение будет характеризовать общий уровень расходов потребителей на этот товар. Легко убедиться в том, что он значительно возрос. Кроме того, уровень доходов, при котором интересы покупателя «переключаются» на другой товар C’tr также сместился C’tr > Ctr. Это значит, что изменяется и структура потребления — товары наукоемкие приобретаются в меньших размерах, чем товары материалоемкие.
Более сложной будет ситуация в случае, когда налоги на условно-переменную часть цены начисляются и берутся для товара, который не является предметом первой необходимости. В отличие от только что рассмотренного случая объемы на поверхности линии максимальных объемов для такого товара уменьшаются с увеличением цены и стремятся к нулю. Это означает, что с увеличением цены товара при таком налогообложении общие равновесные объемы приобретения уменьшаются (пунктирная кривая рисунка 3.3.7). Так как при малых объемах производства налог еще мал, то минимальная и максимальная величины доходов, при которых начинаются и заканчиваются приобретения, практически совпадают на равновесных кривых как в случае такого налогообложения, так и при его отсутствии.
В то же время максимум объема приобретения несколько сместился вправо вдоль оси доходов, а сама величина этого максимума уменьшилась.


Рисунок 3.3.7. Влияние налога на условно-переменную часть цены продукции для товара, не являющегося предметом первой необходимости

Это означает, что общие объемы приобретения данного товара уменьшаются. Как же обстоит дело с равновесными ценами? Ответ на этот вопрос можно найти на рисунке 3.3.8, на котором изображена проекция двух равновесных кривых на плоскость цена-доход.
Из рисунка легко увидеть, что равновесные цены увеличились. Причем, вновь, как и в предыдущем случае, минимальные и максимальные значения доходов не изменились. Увеличилась величина ценового максимума, который также сместился вправо вдоль оси доходов.
Анализируя два рисунка — 3.3.7 и 3.3.8 — можно выдвинуть любопытную гипотезу. Уменьшение объемов приобретения как бы компенсируется увеличением цен на товар. Или: если перемножить объемы приобретения на цены приобретения товара, не являющегося предметом первой необходимости, до введения данного налога и после их введения, а затем суммировать, полученные суммы будут незначительно отличаться друг от друга.
Это может означать следующее. Потребители на данный товар тратят одну и ту же сумму денежных средств при различных ставках налога на условно-переменную часть цены. Эта гипотеза, конечно же, нуждается в тщательной проверке, но теоретические модели, построенные только что, позволяют эту гипотезу выдвигать.


Рисунок 3.3.8. Проекции равновесных кривых на плоскость цена-доход для товара, не являющегося необходимым

На этом рассмотрение влияния того или иного способа налогообложения на производителей можно закончить. Конечно, в развитие предложений и посылок данного параграфа можно было бы рассмотреть указанные выше способы более подробно.
Я думаю, что можно было бы получить интересные результаты, если рассматривать не только принцип налогообложения, но и различные типы ставок этих налогов — пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и т.п. Это, однако, задача, которую можно будет решить в ближайшем будущем.

Еще со времен Дж.М.Кейнса известно, что инфляция представляет собой особый вид налога — с его помощью слабые правительства затыкают дыры в бюджете, доходную часть которого они не в состоянии пополнить иным способом. «К обесценению денег как своеобразному налоговому источнику государство стало прибегать с тех пор, как этот источник был открыт Римом» [15, c.91].
Если инфляция — это налог, то необходимо изучить, как он действует и кто его уплачивает. Методика, предлагаемая мною в данной книге, дает и в этом случае неоспоримые преимущества по сравнению с классическим представлением ситуации.
В общем случае можно предположить существование трех способов действия инфляционного налога, а значит, и три совокупности налогоплательщиков.
Первый способ, который следует признать относительно цивилизованным, это когда производители освобождаются от уплаты данного налога — оборотные средства предприятий индексируются вместе с ростом инфляции. В этом случае вся тяжесть налогового гнета от этого вида налогообложения ложится на население — доход потребителя облагается дополнительным налогом.
Второй способ — когда инфляционным налогом обложены производители, а население защищено от его воздействия при помощи индексации заработков и вкладов.
Возможен и третий способ обложения инфляционным налогом, когда и население, и предприятия никак не защищены от его гнета.
Рассмотрю более подробно действие инфляции в каждом из трех возможных способов.
Первый случай. Он более прост в той графической интерпретации, которой я придерживаюсь в книге. Первый вариант инфляции для населения означает, что реальные доходы покупателей начинают уменьшаться в зависимости от уровня инфляции.
В то же самое время индексация оборотных средств предприятий способствует тому, что поведение производителей никак не меняется, предприятия осуществляют простое или расширенное воспроизводство, как будто и нет никакой инфляции. Впрочем, если быть все же до конца точным, в отдельных случаях возможны некоторые изменения, связанные с пропорциями между условно постоянными и условно переменными издержками. В общем случае, однако, есть все основания считать, что при индексации оборотных средств, разрешенных правительством, поведение производителей меняется в незначительной степени.
Что представляет собой накопленный доход потребителя, который является одной из важнейших составляющих моей теории? Это денежные доходы и имущество индивидуума. Денежные доходы, в свою очередь, делятся на доходы, используемые на потребление и доходы, используемые на накопления — для дальнейшего их превращения в имущество.
Очевидно, что при одинаковом накопленном доходе пропорции между денежными средствами, направляемыми на потребление, денежными средствами, направляемыми на накопление, и имуществом могут быть самыми различными. В целях данного параграфа я предполагаю, что эти пропорции меняются в прямой пропорциональности при увеличении накопленного дохода. Это предположение, конечно же, достаточно грубое, но тем не менее оно имеет право на существование как один из возможных вариантов. Вариант, когда потребитель обладает роскошными домами, загородными вилами, яхтами и автомобилями, но при этом не имеет денежных средств для того, чтобы купить килограмм хлеба, мною рассматривается как маловероятный.
Как действует инфляция на эти три составляющие дохода потребителя?
Первая составляющая — денежные средства, направляемые на потребление, как правило, несколько возрастают с ростом инфляции. При этом происходит отставание ее от темпов инфляции, так как первично повышение цен товаров и вторично повышение заработков. В любом случае эта составляющая имеет тенденцию к относительному уменьшению с ростом инфляции.
Вторая составляющая — денежные средства, направляемые на накопление, имеют более сложную судьбу. Эти средства могут храниться в финансово-кредитных учреждениях или у индивидуума дома. Во втором случае средства резко обесцениваются, в первом — обесцениваются, но не так резко. Кроме того, общий заработок начинает перераспределяться — все меньшая часть откладывается на накопление, так как накопление в денежных единицах не имеет смысла. Значит, эта составляющая имеет тенденцию более резко сокращаться при инфляционных процессах, чем первая.
Третья составляющая — имущество — индексируется вместе с ростом инфляции и не уменьшается. В том случае, когда инфляция длится достаточно долго, имущество может изнашиваться или морально устаревать, и при отсутствии денежных средств на его восстановление или модернизацию его стоимость также начнет уменьшаться. Таким образом, в краткосрочном аспекте при инфляции имущество индексируется и эта составляющая дохода не уменьшается, а в долгосрочном аспекте — уменьшается из-за своего износа (морального и физического).
Каково же будет состояние накопленного дохода в результате инфляции? На первый взгляд может показаться, что доходы у всех потребителей уменьшаются и все группы населения страдают в одинаковой степени. Это, однако, не так. В общем случае можно выделить три группы потребителей.
Первая группа — потребители с низкими доходами, вторая группа — потребители со средними доходами, и третья группа — потребители с высокими доходами.
У первой группы имущество незначительно. Могут быть некоторые денежные накопления и денежные средства на потребление. С ростом инфляции денежные накопления уменьшаются и становятся равными нулю. Из денежного дохода уже не удается отложить средства на накопление и восстановление имущества. Если инфляция длится достаточно долго, стоимость имущества также уменьшается. Уменьшаются денежные доходы, уменьшается стоимость имущества, значит, накопленные доходы у потребителей этой группы с инфляцией становятся все меньше и меньше. В результате — эта группа потребителей уменьшает приобретение товаров, не являющихся товарами повседневного спроса, и увеличивает потребление товаров первой необходимости. На равновесных кривых это означает, что увеличивается число потребителей на участках максимального или близкого к ним потребления товара — когда количество товаров повседневного спроса велико и равновесные цены также достаточно высоки.
Для потребителей со средними доходами, у которых денежные доходы достаточны для приобретения товаров повседневного спроса и товаров, таковыми не являющимися, уменьшаются денежные накопления. В зависимости от поведения потребителя возможны два варианта:
— денежные средства, пускаемые раньше на накопление, идут на потребление;
— денежные средства, пускаемые раньше на накопление, идут на увеличение стоимости имущества.
В первом случае некоторое время увеличивается объем потребления товаров, не являющихся предметами первой необходимости, но не являющихся и предметами долговременного пользования. Предметы первой необходимости потребляются на уровне рационального потребления. Но затем, при достаточно длительной инфляции, денежные доходы обесцениваются, а стоимость имущества начинает уменьшаться. Накопленный доход, таким образом, начинает уменьшаться. Это приводит таких потребителей в зону пиковых объемов и цен — структура потребления товаров начинает меняться в сторону увеличения объемов товаров первой необходимости. Их начинают брать впрок, а затем и вообще употреблять их в больших объемах.
Во втором случае объемы приобретения товаров повседневного спроса остаются на уровне рациональных, а денежные средства пускаются на приобретение товаров долговременного пользования — увеличивается стоимость имущества. Рост стоимости имущества компенсирует износ некоторой его части, и группа потребителей такого рода практически защищена от инфляции.
Группа потребителей с высокими доходами оказывается в наиболее привилегированном положении — стоимость имущества, имеющегося в более чем достаточном количестве, индексируется с ростом инфляции. Потребление предметов повседневного спроса и продуктов питания остается на уровне рационального, и денежные средства, направляемые в результате этого на потребление, очень не велики. При этом осуществляется потребление товаров, не являющимися необходимыми. Денежные доходы таких потребителей высоки и таковы, что их нет смысла накапливать для приобретения дорогостоящих предметов — они легко могут быть потрачены на прирост имущества за счет этих предметов. Если денежные средства не тратить попусту, а вкладывать в товары длительного пользования, то такие потребители даже несколько увеличивают свои доходы с ростом инфляции за счет увеличения стоимости накапливаемого имущества. В любом случае инфляционный налог этой категории потребителей практически не касается.
Из сказанного выше следует, что инфляционный налог способствует расслоению общества и делает бедных еще беднее, а богатых — еще богаче. Классическое подтверждение этого вывода — Россия и страны бывшего СССР. После раскручивания инфляции с 1992 года произошло увеличение размаха доходов между беднейшими и богатейшими группами населения. Та группа населения, которая не могла получать высокие денежные доходы, но имела значительные накопления, то есть являлась группой со средними доходами, в течение пары нескольких лет «гайдаровских реформ» перешла в группу беднейших — накопления исчезли, имущество морально и физически устарело, возобновить его нет никакой возможности. Очевидно, что эта группа населения (ядро ее составляют пенсионеры), значительно поменяла структуру потребления в сторону приобретения дешевых товаров и продуктов питания. Объемы потребления их увеличились — не случайно вся Россия выращивает на своих дачах и огородах картофель в огромных количествах!
Теперь следует разобрать, как инфляционный налог влияет на производителей.
Здесь также следует выделить две составляющие производства, которые по-разному реагируют на инфляционный налог.
Первая составляющая — основные фонды предприятия. С ростом инфляции они индексируются и таким образом выводятся из-под налогообложения. Они переносят свою стоимость на стоимость продукции в течение нескольких производственных циклов.
Вторая составляющая — оборотные фонды. Они переносят свою стоимость на стоимость продукции в течение одного производственного цикла. К этой же составляющей следует отнести заработную плату и прибыль. Часть этой составляющей может индексироваться с ростом инфляции, а может и не индексироваться. Имеется в виду способ отнесения стоимости приобретенного сырья, полуфабрикатов, материалов на себестоимость продукции. Известны два способа учета отнесения стоимости затрат на производство товаров на себестоимость этих товаров — ФИФО и ЛИФО. Один из них включает в себестоимость продукции все затраты по ценам приобретения, второй — по текущим рыночным ценам вне зависимости от срока приобретения.
Именно в первом случае происходит самый страшный случай — предприятие стремится подтягивать цены к рыночным, а себестоимость при этом от рыночных цен отстает, так как рассчитывается не по текущим ценам, а по ценам приобретения. Так, если у машиностроительного предприятия производственный цикл составляет календарный год, то происходит следующее. В начале года предприятие приобретает металл по текущей цене, предположим, на 100 долларов или, в рублевом эквиваленте, 2000 рублей. В течение года этот металл используется для производства машин. В себестоимость машин металл включается по указанной выше цене. В конце года, продав машины, предприятие полностью окупило свои затраты. При этом у него вновь в распоряжении имеется 2000 рублей. С учетом того, что весь год была инфляция, эти 2000 рублей соответствуют лишь 50 долларам. Цены на металл росли вместе с инфляцией, и поэтому предприятие на имеющиеся у него 2000 рублей (или 50 долларов) может купить металла в два раза меньше, а значит, произвести в два раза меньше продукции — вот и причина падения производства.
Впрочем, возможен и другой вариант. Предприятие вновь приобретает тот же объем сырья. Откуда взять деньги? Или из заработной платы, отложив ее выдачу, или из прибыли, не уплачивая налоги. Вот и причины задержек с заработной платой и задолженностей перед бюджетом по налоговым платежам. Я в середине 90-х годов делал расчеты по АО «УАЗ» — автозавод выбрал политику задержки налоговых платежей, осуществляя оплату части возросшей стоимости оборотных фондов из прибыли. Для автозавода со сроком оборачиваемости оборотных средств в два месяца эта величина составила в 1995 году 90% от прибыли. Для предприятий со сроком оборачиваемости оборотных средств выше трех месяцев эта величина оказалась выше ста процентов — они были вынуждены сворачивать объемы производства.
Возможен, конечно, еще один вариант — брать сырье и материалы без предоплаты, в долг. Вот причина еще одной российской беды — огромных взаимных задолженностей.
Читатель может сам убедиться в том, что российские предприятия использовали все эти варианты и именно поэтому экономика столкнулась с небывалым в экономической истории явлением, когда ее поразил гигантского размера кризис неплатежей и невыплаты заработных плат.
Грамотные правительства (не российские) осознают эту опасность и защищают своих производителей от инфляционного налога, разрешая индексировать оборотные средства. Рассмотрим, как при этом будут вести себя производители.
Та часть предложения, которая характеризует условно-постоянную составляющую и не зависит от объема предложения, индексируется вместе с инфляцией. Зависящая от объемов предложения составляющая характеризует собой сырье и материалы, заработную плату и т.п.
В нормальных условиях дополнительные затраты этой составляющей на увеличение объемов становятся выше, чем без увеличения — приобретается сырье, материалы и полуфабрикаты по более высокой цене у других поставщиков, нанимается дополнительная рабочая сила (менее квалифицированная, менее производительная, а значит, более дорогая) и т.д.
Все это верно и в условиях инфляции. Однако в зависимости от отрасли, от ее подверженности инфляции, особенностей инфляции, структуры издержек данной отрасли поверхность спроса может относительно своего расположения в нормальной (не инфляционной) ситуации или опуститься или подняться (рисунок 3.4.1).
На рисунке изображена проекция поверхности предложения на плоскость объем-цена, которая, как уже было показано мною ранее, представляет собой известную кривую предложения.
Цифрой 1 отмечено нормальное состояние поверхности предложения.
Цифрой 2 — ситуация, когда при инфляционных процессах цены на сырье, материалы и заработную плату уменьшаются относительно цен на готовую продукцию — поверхность спроса занимает положение выше, чем без инфляционных процессов.
Цифрой 3 на рисунке обозначена ситуация, когда при инфляционных процессах цены на сырье, материалы и заработную плату увеличиваются относительно цен на готовую продукцию — поверхность спроса занимает положение ниже, чем без инфляционных процессов, каждая новая единица товара обходится все более и более дорого.
Первый случай, когда все остается без изменения, рассматривать нет смысла. Во втором, при пересечении с поверхностью предложения, происходит изменение равновесной кривой, при котором несколько уменьшаются равновесные цены, а для товаров, не являющихся предметами повседневного спроса, происходит увеличение объемов продаж.

Читайте так же:  Страховка авто елец


Рисунок 3.4.1. Проекции поверхностей предложения на плоскость цена-объем при разном влиянии инфляции

Очевидно, что этот случай маловероятен и возможен в том случае, когда инфляция не коснулась издержек.
В третьем случае, когда инфляция приводит к увеличению пологого характера поверхности предложения, увеличиваются цены на товар, а если он не является предметом первой необходимости, то объемы его потребления снижаются. Этот случай характерен для инфляции издержек.
Таким образом, инфляционный налог имеет различные последствия для различных стран и зависит от того, насколько страна является развитой, насколько высока инфляция и как надолго ее использует правительство. В предыдущих параграфах аналогичный вывод был сделан и относительно налогов — они имеют различные последствия для различных стран.

В предыдущих параграфах я рассмотрел три принципиально различных агрегированных вида налогов — налог на доход потребителя, налог на доход производителя и инфляционный налог. Их различное сочетание приводит к различным последствиям для экономики любой страны. Сочетание пропорций этих трех видов налогов может быть различно, поэтому подобная ситуация многовариантности объективно приводит к необходимости поиска наилучшего варианта из возможных.
Понятно, что прежде, чем найти этот лучший вариант, необходимо сформулировать тот критерий оптимальности, по которому и будет найден лучший вариант. Для тех, кого облагают налогом, оптимальным является полное отсутствие налоговых платежей или их минимум; для тех, кто эти налоги собирает и ими распоряжается, направление улучшения вариантов налогообложения заключается в максимизации налоговых сборов. Поэтому объем собираемых налогов не может выступать в качестве критерия оптимальности для всех участников налоговой системы — он имеет разную направленность действия.
Известно, что сама налоговая система является инструментом государственного регулирования — она способствует развитию или деградации предприятий, росту или сокращению теневого капитала и преступности, проведению активной социальной политики или полному ее отсутствию.
Я считаю, что главной целью существования любого государства является динамичный и постоянный рост доходов всех его граждан — чем богаче каждый гражданин государства, тем богаче само государство. Значит, и налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы она способствовала росту благосостояния всех, возможно, не в одинаковой степени, но в одном направлении — увеличении благосостояния. Этот критерий также не является безусловным и однозначным. Действительно, благосостояние учителей, врачей, военных, милиционеров и прочих государственных служащих определяется их доходами, которые формируются из бюджета, доходы которого, в свою очередь, формируются из налоговых отчислений. То есть, чем больше налогов изымается, тем лучше живут государственные служащие (и хуже — служащие тех предприятий, у которых эти налоги изымают). В то же время, разорив высокими налогами субъектов-налогоплательщиков, государство лишается существенной доли доходной части бюджета и обрекает бюджетников на нищету.
Если воспользоваться выводами предыдущих параграфов, то обязательно надо сделать вывод о том, что налоговая система должна зависеть от уровня развитости страны: для бедных стран — одна налоговая система, для среднеразвитых стран — другая, для развитых стран — третья.
Налог на доходы потребителей. Прогрессивное налогообложение дохода приводит к уменьшению покупательской способности людей со средним и высоким достатком. При этом изменяется структура потребления — увеличиваются объемы потребления товаров материалоемких и уменьшается потребление товаров трудоемких и наукоемких. Получаемая таким образом структура потребления для слаборазвитой страны диктует структуру производства, которая не способствует динамичному развитию наукоемкого и трудоемкого производства в стране. Если при этом рынок открыт для проникновения на него товаров зарубежного производства, стране нет смысла рассчитывать на быстрый переход в разряд высокоразвитых стран — высоким заработкам взяться неоткуда (нет соответствующего производства), а структура доходов постоянно генерирует структуру потребления дешевых материалоемких товаров. Потребности людей с высокими доходами удовлетворяются зарубежными производителями. Отечественное производство высокотехнологичных товаров отсутствует.
Однако если рынок трудоемких и наукоемких товаров страны при этом защищен от внешнего проникновения, то здесь появляется некоторая надежда на развитие страны — появление спроса на наукоемкие товары способствует их производству внутри страны. Для ускорения этого процесса следует стимулировать увеличение спроса на эти товары. Это может быть осуществлено законодательно установленными налоговыми льготами для потребителей отечественной продукции. Обязательным условием при этом должна быть жесткая протекционистская политика государства относительно науко- и трудоемких производств.
Если страна является высокоразвитой и доходы ее граждан высоки, то прогрессивное налогообложение доходов имеет положительное последствие. С ростом доходов потребители приобретают во все больших и больших количествах предметы роскоши — об их трудоемкости или наукоемкости, как правило, говорить не приходится. Следовательно, денежные средства не привлекаются в инвестирование производства. Это не соответствует критериям динамичного развития общества и поэтому допускать его в массовых количествах не следует.
Таким образом, прогрессивное налогообложение высоких доходов в высокоразвитых странах следует признать рациональным — люди с высокими доходами не только будут вносить в казну большие суммы налогов, но и будут приобретать в больших количествах товары наукоемкого и трудоемкого производства.
В то же время в любой стране есть люди с высокими доходами, а есть люди и с низкими доходами. Значит, следует для бедных установить пропорциональное налогообложение, а для богатых — прогрессивное. Сделать это достаточно просто. Необходимо создать комбинированную систему налогообложения доходов, а именно:
доходы лиц бедных, размеры которых не больше прожиточного минимума, следует оставить без налогообложения (например, при годовых доходах не более 500 долларов);
доходы, превышающие прожиточный минимум, но не позволяющие преодолеть тот уровень, за которым можно говорить о высоких доходах, следует облагать по единой ставке (например, при годовых доходах от 501 до 12000 долларов — по ставке 10%);
доходы, выше средних, начинают облагаться по резко возрастающей прогрессивной шкале (например, от 12001 до 20000 — по ставке 15%, от 20001 до 30000 — по ставке 20% и т.д. вплоть до ставки в 70%).
Налог на производителей. Здесь необходимо рассмотреть налог на условно-постоянную часть дохода производителя и налог на его условно-переменную часть.
В случае усиления налогового гнета на условно-постоянную часть дохода от производства товара первой необходимости увеличивается цена товара, что приводит к тому, что ряд потребителей с малыми доходами оказывается не в состоянии приобретать данный товар. В то же время лица с большими доходами увеличивают объемы приобретения данного товара и к тому же покупают этот товар по несколько большей цене.
Таким образом, с помощью такого налога государство имеет возможность изъять у населения с высокими доходами часть их доходов. Получив эту часть, государство может осуществить дотации беднейшим слоям населения, и тогда они смогут приобретать этот товар. Таким образом, может быть осуществлено перераспределение доходов — бедные становятся несколько богаче, богатые — несколько беднее. Общий объем приобретения товара при этом незначительно увеличится.
Если подобным налогом облагается условно-постоянная часть дохода производителя товара, не являющегося предметом повседневного спроса, то, как со всей очевидностью следует из графика рисунка 3.3.2, данный вид налогообложения приводит как к существенному уменьшению объемов производства и приобретения, так и к существенному увеличению цен на товары, не являющимися предметами первой необходимости. Следует сделать вывод о том, что эти производства будут сокращены, что не соответствует общенациональным интересам — значительная часть этих товаров науко- и трудоемкая.
Из всего сказанного следует, что налогом на условно-постоянную часть дохода следует облагать в основном производителей товаров повседневного спроса при одновременной пропорциональной дотации беднейшим слоям населения из бюджета для того, чтобы эта часть граждан не ощутила на себе влияние последствий введения подобных типов налогов. Производители товара, не являющегося предметом первой необходимости должны, быть освобождены от уплаты подобных налогов.
При налогообложении условно-переменной части дохода объемы потребления товара повседневного спроса увеличиваются, еще более увеличиваются цены на эти товары. Общий уровень налоговых поступлений резко возрастает — увеличение налога на один процент приводит к увеличению налоговых поступлений более, чем на один процент. При этом, однако, следует иметь в виду, что каждый потребитель расходует на этот товар значительно больше средств, чем ранее. Это означает, что наукоемкие товары приобретаются в меньших размерах, чем прежде, так как в структуре потребления значительную долю составляют товары повседневного спроса. Таким образом, налогообложение условно-переменной части цены товаров повседневного спроса должно быть минимальным — значительные налоги ухудшают общую структуру потребления и, как следствие этого, структуру производства.
Для товаров, не являющихся предметами первой необходимости, при налогообложении условно-переменных доходов совокупный объем потребления увеличивается, увеличивается также, как и уровень цен на эти товары. Естественно, что увеличиваются объемы налоговых поступлений. Однако этому процессу есть очевидный предел. Если налоговый гнет увеличивать и дальше, то совокупный объем потребления начнет уменьшаться. Это означает, что даже при закономерном росте цен на товары общие налоговые поступления в бюджет будут уменьшаться.
Следовательно, налоги на условно-переменную часть должны быть минимальны для производителей товаров повседневного спроса, а для производителей прочих товаров — существенными, но не чрезмерными.
Следует ли использовать инфляционный налог и каким образом?
Сам этот налог характеризуется сроком действия и уровнем инфляции. Невысокий уровень инфляции не влечет за собой губительных последствий для производителей и потребителей, поэтому правительство вполне может его использовать как один из источников налоговых поступлений. Более того, его следует приветствовать в том случае, когда инфляция не переходит в состояние инфляции издержек. Этот рубеж определить достаточно сложно. Для этого необходимо осуществить дополнительные исследования, которые, возможно, я осуществлю в ближайшем будущем. В любом случае можно говорить о том, что инфляция в 1- 3% не оказывает пагубного влияния на экономику.
Если инфляционный налог имеет высокий уровень и действует долго, то он способствует расслоению населения по доходам, уменьшению уровня благосостояния в целом и увеличивает слой бедняков. При краткосрочном действии он обесценивает накопления, которые есть у средних и богатых слоев и не затрагивает беднейшие слои. В то же время изменение доходов влечет и изменение структуры потребления в части увеличения доли товаров повседневного спроса, что нельзя признать рациональным. Следовательно, высокую инфляцию можно допускать лишь в очень малый промежуток времени.
Обобщая все выводы данного параграфа, следует констатировать, что для всех стран следует устанавливать шкалу прогрессивного налогообложения доходов граждан, при этом ее прогрессивный характер должен начинаться при доходах граждан, выше средних.
Несколько сложнее обстоит дело с налогообложением производителей.
Сельскохозяйственные производители и другие производители товаров повседневного спроса должны облагаться существенным налогом на условно-постоянную часть дохода от производства (высокий налог на имущество, рентные платежи и т.п.) и малым налогом на переменную часть (НДС, налог с продаж, налог на прибыль и т.п.).
Напротив, производители, товар которых не относится к товарам повседневного спроса, должны платить незначительный налог на условно-постоянную часть дохода и платить значительные налоги на условно-переменную часть дохода.
В эффективной экономике возможна незначительная инфляция, но мощный налоговый пресс инфляционного налога можно обрушивать только на краткий срок в условиях чрезвычайных обстоятельств — его последствия негативны.