Налог на роскошь на западе

Налог на роскошь на западе

Библиографическая ссылка на статью:
Николаева Е.В. Сравнительный анализ налога на роскошь в зарубежных странах. Оценка перспектив для России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5225 (дата обращения: 23.09.2018).

С целью борьбы с распределением неравенства получения доходов при реформировании налоговой системы государства вводят ряд мер, направленных на достижение оптимального уровня налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков. Одной из таких мер может являться введение налога на роскошь. Согласно толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой [1, с.723], понятие «роскошь» представляет собой излишества в комфорте, в удовольствиях. Это социально-экономический феномен, связанный с потреблением благ. Предметы роскоши означают товары, спрос на которые растет с получением дополнительного дохода. По цене они доступны только состоятельным людям. Без этих предметов можно обойтись в жизни, но, потребляя их, индивид переходит в новый особый сегмент – класс богачей.

Применение налога на предметы роскоши обсуждается российским правительством в течение нескольких лет. Однако введение данного налога откладывалось до неопределенного времени, пока это стало наиболее актуально и своевременно, поскольку на сегодняшний момент остро стоит проблема социального расслоения общества. За рубежом накоплен достаточно большой опыт проведения налоговой политики в области предметов роскоши, которая может помочь в выборе параметров вводимого налога на территории Российской Федерации.

Налог на роскошь представляет собой обложение предметов, потребление которых свидетельствует о богатстве или об относительной зажиточности. По способу взимания данный налог является прямым, так как уплачивается непосредственно субъектами с имущества или дополнительного дохода налогоплательщика. Обычно им облагаются физические лица, имеющие в личном потреблении предметы роскоши. В некоторых странах этот налог прогрессивный (чем больше стоимость объекта налогообложения, тем больше сумма налога). Ставки дифференцируются в зависимости от цели введения данного налога государством, это объясняется экономической политикой, инфляционными ожиданиями, ростом или спадом ВВП, темпами экономического роста, дефицитом бюджета, социальным расслоением общества и т.д. Основной вопрос относительно предмета налога: что же является роскошью? Стоит отметить, что налогом могут облагаться различные предметы роскоши, как например недвижимость, транспортные средства, ювелирные украшения и так далее. В связи с этим наиболее интересно рассмотреть опыт применения налога на роскошь в зарубежных странах.

Налог на роскошь во Франции

Наиболее успешным, относительно налога на роскошь, считается солидарный налог на богатство, принятый во Франции еще в 1982 году. Он взимается с налоговых резидентов. Налогообложению подлежат все активы гражданина, включая имущество (например, учитывается даже недвижимость, зарегистрированная за рубежом), банковские счета, ценные бумаги. При этом состояние налогоплательщика должно превышать определенный порог (1,3 миллиона евро на 2013 г). Таким образом, при стоимости имущества гражданина от 1,3 миллиона евро до 3 миллионов евро ставка налога составит 0,25%. Свыше 3 миллионов евро – 0,5%. Налогоплательщику позволяется самостоятельно рассчитать стоимость своего имущества, но ошибиться при декларировании можно не более чем на 30%. Таким образом, например, в 2012 году, в бюджет Франции было получено более трех миллиардов евро.

Стоит отметить, что Франция является одной из стран с самыми драконовскими налогами для миллионеров. Так, в 2012 году новоизбранный президент Франсуа Олланд инициировал введение 75-процентного налога на сверхдоход в размере свыше 1 миллиона евро. По его мнению, это была единственная возможность залатать дыры в государственном бюджете, поддержать пошатнувшуюся финансовую систему страны, а также поспособствовать установлению социальной справедливости [2]. Несмотря на то, что во Франции и так немаленький подоходный налог физических лиц – 41%. Однако на тот момент данный налог не был принят.

В рамках новой предложенной схемы, которая и вступила в силу 29 декабря 2013 года, 75-процентный налог теперь платят все предприятия, выплачивающие своим сотрудникам оклады, превышающие 1 миллион евро. Под действие налога попали физические лица, чей ежегодный доход превышает указанную сумму. Кроме того, налог распространяется на профессиональные футбольные клубы, которые ранее активно высказывались против введения налога и даже устраивали забастовку. По мнению представителей клубов, Франция рискует потерять множество высококлассных игроков, чьи зарплаты превышают миллион евро в год [3]. 75-процентный налог – мера временная. Он вводится на два года. По расчетам Министерства экономики, налог должен принести в государственную казну в 2014 году 260 миллионов евро, а в 2015-ом – еще 160 миллионов евро [4].

Налог на роскошь в Великобритании

Великобритания это первая в мире страна, правительство которой ввело налог на сверхприбыль (1915 году), который впоследствии стал основой для применения налога на роскошь в отношении физических лиц.

В Великобритании аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на дорогую недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта, прогрессивная ставка: 1 процент – для недвижимости стоимостью 125 – 250 тысяч фунтов стерлингов, 3 процента – если оно стоит 250 – 500 тысяч фунтов стерлингов, 4 процента – для объектов дороже 500 тысяч фунтов стерлингов.

Собственники недвижимости стоимостью более миллиона фунтов ежегодно отдают государству 5%. В будущем планируется повышение ставки до 7 %. Кроме того, власти намерены серьезно ужесточить надзор за уклонением от уплаты гербового сбора [5].

Таким образом, налогом на роскошь в чистом виде такое обложение предметом роскоши назвать нельзя, однако очевидно, что в Великобритании действует специальная система налогообложения для особого сегмента – богачей.

Налог на роскошь в США

В Америке неоднократно вводился и позже отменялся налог на роскошь. Во время становления США как самостоятельного государства сбор носил чисто прагматический смысл. Он помогал увеличивать доходы казны. В последствии основной целью введения данного налога стало социальное выравнивание общества. Особенно это было заметно в девяностые годы, когда богатым людям пришлось больше платить за такие предметы роскоши как: яхты, самолеты, дорогой мех и ювелирные украшения.

Но налогоплательщики стали находить способы ухода от оплаты данного налога, что повлекло отмену применения налога на роскошь. Они начали покупать предметы роскоши за рубежом, где данный налог не применялся. Например, США отменило налог на роскошь в 1991 году, в связи с тем, что богачи стали ездить отдыхать на побережье Панамы, где пришвартовывали купленные там же яхты. В связи с этим во Флориде 13 тыс. сотрудников судостроителей остались без работы. В итоге необходимо было сокращать рабочие места, и деньги государства, полученные от налога на роскошь, ушли на пособия безработным кораблестроителям.

Налог на дорогие автомобили просуществовал до 2005 года. В 2009 году было предложено ввести налог на роскошь на дорогие самолеты (от 500 тыс. долларов), яхты (от 200 тыс. долларов), автомобили (от 60 тыс. долларов) и драгоценности (от 20 тыс. долларов). Однако, несмотря на то, что экономика США переживала худшую после 30-х годов рецессию, закон не был принят.

Спустя много лет Америка попыталась воскресить его в новых законопроектах. Сбор с богатых домохозяйств, предложенный Бараком Обамой, который высказался в пользу обложения американских миллионеров налогами по ставке в 2 два раза выше существующей с целью сокращения дефицита госбюджета и установления в стране социальной справедливости; призывы Уоррена Баффета о повышении налогов для богатых американцев, получающих доход свыше 1 миллиона долл. в год, что подразумевало запрет платить налоги по ставкам ниже, чем они установлены для среднего класса в целях улучшения экономической ситуации в стране (в 2011, 2012 году) – все это новые инкарнации налога на роскошь. Такие решения должны были принести в казну около $1,5 трлн.

Однако, по мнению республиканцев, предложенный Обамой план смог бы навредить американской экономике: администрация Обамы, выступая с предложениями о повышении налогов, стимулировало рост безработицы, и дополнительные поступления в бюджет привели бы лишь к росту расходов. Нельзя повышать налоги, когда экономика находится в середине спада. По мнению сенатора Макконелла, корректировка налогов ударила бы не только по миллионерам, но прежде всего по самому активному слою населения — малому бизнесу и затронула 700 тыс. человек. Глава бюджетного комитета в палате представителей конгресса По Райан также раскритиковал программу Обамы: увеличение налогов для тех, кто создает рабочие места, привело бы к их сокращению, увеличение ставок на инвестиции — к их снижению [6]. В связи с чем, на сегодняшний день закон о введении налога на роскошь в США не принят.

Стоит отметить, что в США налоговики пошли другим путем, заменив налог на богатство повышенной ставкой НДС на товары класса «люкс», взимаемой исключительно с их изготовителя. К тому же в Америке существуют налог на недвижимость (1-2 процента от рыночной стоимости ежегодно) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 процентов на имущество небольшой стоимости и до 55 процентов на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов).

Таким образом, США пока лишь пытаются «подтянуть» финансовую нагрузку на богачей, получающих инвестиционный доход, до среднего уровня. Ни о каком введении отдельного налога на роскошь на сегодняшний день речь не идет.

Налог на роскошь в Китае

В мире быстро растет количество миллиардеров и миллионеров. Китай по этому показателю — в числе первых. За один только прошлый год в стране появились сотни тысяч новоиспеченных миллионеров. К 2015 году каждый второй азиатский миллионер окажется жителем Китая. Считается, что к 2015 году на китайский рынок придется пятая часть глобального рынка предметов роскоши. По итогам 2013 года Китай на первом мете в мире по росту объемов продаж предметов роскоши.

Налог на роскошь в Китае довольно долго является источником значительных доходов для китайского правительства. По данным на 2011 год на Китай приходилось до 27% оборота рынка предметов роскоши в мире. В 2010 году только на налогах на роскошь государство заработало 188 млрд. долларов, что составляет 78% всех расходов центрального правительства.

Читайте так же:  Заявление на увольнение во время больничного

В Китае налоги на роскошь распространяются на любые товары, которые формально можно отнести к люксовым. Это и дорогие часы, и парфюмерия, и одежда, и вино, и электроника. Официальная ставка единого налога 15%, но по факту товары на материковом Китае стоят на 45% дороже, чем в Гонконге, на 51% дороже, чем в США, и на 72% дороже, чем во Франции. Кроме того, введен и налог на недвижимость. В первую очередь, чтобы бороться с инвестиционным пузырем. 10-15% в казну должны отдать те, кто перепродают дом, купив его менее двух лет назад. Мера отлично действует на Тайване.

Термин «налог на роскошь» включает в себя также различные пошлины: импортные, НДС и налог на потребление. Налоговые ставки зависят от вида продукции. Например, для элитной косметики или парфюмерии пошлина на импорт может достигать 50%, НДС — 17%, а налог на потребление — 10%. Это намного выше, чем в других странах мира.

В результате многие китайские потребители стараются приобретать подобную продукцию за рубежом. Так, в настоящее время до 80% так называемых предметов роскоши приобретаются китайцами за пределами Китая. Другими словами, китайцы тратят в четыре раза больше на предметы роскоши за рубежом, чем дома. Вполне очевидно, что китайцам гораздо выгоднее покупать предметы роскоши за рубежом. Только в Европе в 2012 году китайские туристы потратили более 55 млрд. долларов на приобретение предметов роскоши.

Осознание этой проблемы ведет к снижению налогов на роскошь, чтобы привлечь китайских потребителей обратно.

Снижение налогов и сборов не только позволит вернуть китайских потребителей роскоши на отечественный рынок. Это будет способствовать росту внутреннего потребления, стимулированию импорта и снижению давления на юань. Это, в свою очередь, позволит увеличить внутреннее потребление в Китае в целом и повысит налоговые сборы во всех секторах розничной торговли. Новшества в системе налогообложения предметов роскоши будут способствовать увеличению продаж товаров роскоши на внутреннем рынке.

Налог на роскошь в России

Вопросы о введении налога на роскошь в России поднимаются с 2003 года, и только сейчас делаются первые шаги для его применения.

В 2010 году уже предпринимались попытки по введению данного налога. Был подготовлен законопроект, согласно которому предлагалось обложить яхты, катера и автомобили дороже 2 миллионов рублей, земельные участки и элитное жилье стоимостью более 15 миллионов рублей, а также драгоценные металлы, предметы искусства и ювелирные украшения стоимостью более 300 тысяч рублей.

Позднее в 2012 году депутаты фракции «Справедливая Россия» внесли в Государственную думу законопроект, по которому новым налогом на роскошь облагались бы налогоплательщики, имеющие расположенные на территории РФ жилые помещения (строения) и объекты незавершенного строительства, а также земельные участки под такими объектами, стоимостью от 30 млн. рублей и транспортные средства стоимостью от 3 млн. рублей по прогрессивной ставке налога [7]. Однако правительство сочло проект нереализуемым, не конкретизируя причину отказа.

В 2013 году к вышеуказанному законопроекту присоединились варианты проектов закона введения налога на роскошь от Минэкономразвития и членов Российского союза промышленников и предпринимателей.

Минэкономразвития в качестве объектов налогообложения видит недвижимость площадью от 1 000 квадратных метров и автомобили мощностью свыше 250 л.с. При этом окончательные цифры Министерством еще не определены [8].

По предложению Российского союза промышленников и предпринимателей налогом будут облагаться: квартиры стоимостью от 30 млн. руб., площадью 150 квадратных метров на человека; автомобили стоимостью от 3 млн. руб., мощностью 400 л.с.; загородные дома стоимостью 50 млн. руб., площадью 500 квадратных метров на человека; земельные участки стоимостью 10 млн. руб., площадью более 50 гектаров; в перечень также подпадают яхты, самолеты и вертолеты.

Из перечня объектов налогообложения эксперты исключили драгоценности, одежду, мебель из-за сложности администрирования; имущество, которое находится в собственности государства, субъектов РФ и муниципальных образований; государственные награды и некоторые другие предметы [9].

Главная цель введения сегодняшнего налога на роскошь – социальное выравнивание и перенаправление денежный средств в реальный сектор экономики.

С 2014 года в России начал применяется налог на роскошь в виде обложения транспортных средств стоимостью свыше 3 млн. рублей. Согласно подписанному президентом закону, коэффициент 1,5 вводится для автомобилей стоимостью от трех до пяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более года. На 1,3 сумма транспортного налога будет умножаться в отношении машин аналогичной стоимости возрастом от одного до двух лет, а на 1,1 – возрастом от двух до трех лет. Удвоенный сбор будут взимать с владельцев автомобилей стоимостью от пяти до десяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более пяти лет. В три раза транспортный налог увеличится для хозяев машин стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей и свыше 15 миллионов рублей в случае, если с момента выпуска этих транспортных средств прошло не более 10 и 20 лет соответственно.

Минпромторг России уже опубликовал список автомобилей, которые подпадают под действия данного налога. Однако уже сейчас видны определенные недоработки принятого закона: налоговой базой признается стоимость транспортного средства, определяемая официальными дилерами, без учета различных пошлин и сборов, которые уже входят в данную стоимость (НДС, таможенные пошлины, утилизационный сбор, валютный курс и так далее); размер налога на роскошь дифференцирован в зависимости от региона постановки на учет транспортного средства, логичнее было бы сделать дифференциацию именно критерия роскоши по регионам и обложить налогом на роскошь машины, стоимость которых превышает 3 млн. рублей за вычетом всех пошлин и акцизов, уплаченных с момента ввоза авто на территорию России. Таким образом, уже есть определенные предложения по доработке налога на роскошь.

В России существуют попытки введения налога на роскошь и кроме того осуществлена реализация в части налогообложения конкретного предмета роскоши исходя из его стоимости, однако данную реализацию нельзя считать безусловно успешной.

К положительным факторам введения налога на роскошь в России можно отнести то, что новый налог будет способствовать уменьшению социального расслоения в распределении налогов, станет эффективной мерой в пополнении федерального бюджета, окажется положительным средством для корректирования общей системы налогообложения. Однако существуют и отрицательные моменты: уже сейчас понятно, что для введения данного налога власти затратят колоссальные денежные средства; налогоплательщики смогут найти схемы ухода от уплаты данного налога, что потребует от государства дополнительное администрирование; новый закон может лечь на плечи среднего класса.

Анализируя эффективность применения налога на роскошь в зарубежных странах, можно отметить, что наибольшее число поступлений в бюджет происходит от обложения дорогой недвижимости. Там эта система работает давно и хорошо настроена. В нашей стране существуют определенные трудности: нет четкого определения понятия «роскоши», не ясен перечень предметов, попадающих под данное понятие; не совсем проработан механизм обложения предметов роскоши, не понятен расчет налоговой базы.

Таким образом, мера по введению налога на роскошь в России могла бы решить задачи в сфере социальной политики, пополнения федерального бюджета и улучшения уровня жизни бедного населения за счет средств богачей, но вместе с тем стоит отметить о наличии многих нерешенных проблем, которые требуют особого внимания в том числе и на законодательном уровне.

Комментарии экспертов

Роскошь – дорогое удовольствие // Ведущие страны мира соревнуются в налогообложении богатых людей

В Госдуме готовится к рассмотрению внесенный лидером фракции «Родина» Александром Бабаковым законопроект о введении налога на предметы роскоши. В соответствии с ним под налогообложение должны попасть находящиеся в собственности граждан жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, земельные участки стоимостью от 15 млн. рублей и выше, автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 млн. рублей и выше, драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тыс. рублей и выше. Авторы предлагают ввести дифференцированную ставку для налогообложения вышеперечисленного имущества.

Все как у них

Одним из доводов, стимулировавших разработчиков законопроекта, стал опыт ведущих западных стран, во многих из которых аналогичные законы действуют уже десятилетия. Жизнь состоятельных людей в этих странах очень непроста – для уплаты налога на роскошь им приходится постоянно иметь источники достаточно высоких доходов. «Во многих развитых странах существует повышенное налогообложение роскоши», – говорит руководитель налоговой практики юридической компании «Вегас-Лекс» Олег Баженов . Во Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Англии и других европейских государствах быть богатым значительно дороже, чем в России. Налоги на недвижимость составляют в среднем 1–2% от ее стоимости. Владельцу коттеджа площадью 500–600 кв.м в престижном районе Австрии или Швейцарии зачастую приходится платить за него государству 10–15 тыс. евро в год. За довольно заурядный домик в Ницце его хозяину придется раскошелиться на 3 тыс. евро налогов в год. Во Франции налогом на богатство облагаются семьи с имуществом стоимостью более 750 тыс. евро вне зависимости от их годового дохода. Это, к примеру, создает большие проблемы обедневшим дворянским семьям, которым оказывается не по карману содержать родовые замки и наследные имения. Подчиняется жесткому французскому законодательству и Мекка российских олигархов – княжество Монако, где также установлен налог на богатство. Правда, только для резидентов.

В прошлом году было резко ужесточено налогообложение сверхдоходов в Германии. Максимальная ставка налога на доходы граждан была повышена с 42 до 45%. Отметим, что в России этот налог одинаков для всех слоев общества, и при этом он составляет всего 13%. Примечательно, что это не единственный налог, обременяющий состоятельных немцев. Причем не все немецкие богачи недовольны таким положением вещей. В берлинской прессе было опубликовано открытое письмо нескольких десятков состоятельных немцев, которые призывали власти отобрать у них побольше денег еще одним способом, увеличив с 1,5 до 10% налог на наследство, превышающее миллион евро.

Появился налог на богатство и в Италии. Ровно год назад его обязали уплачивать владельцев недвижимости на Сардинии. Кроме хозяев вилл его платят владельцы яхт и частных самолетов. Общие поступления от него оценивают приблизительно в 1 млрд. долларов ежегодно. Как подсчитали итальянские журналисты, большего всего от нового закона пострадал бывший премьер-министр Сильвио Берлускони, у которого на Сардинии оказалось целых семь вилл.

Читайте так же:  Выходное пособие в 1с 8 зуп

В Британии, известной своим суровым законодательством, налог на роскошь касается в основном недвижимости. Существует специальный налог на прибыль (Income Tax), который платят владельцы недвижимости, если она сдается в аренду. А при покупке недвижимости взимается основной налог в размере 40% от размера прибыли, если данный объект недвижимости не является основным местом проживания продавца.

Голландии налог на роскошь, по сути, платят все граждане. Тем более что слова «роскошь» в самой налоговой статье нет, есть понятие налог на капитал, который взимается с чистых индивидуальных накоплений. Обложению подлежат вся собственность резидентов вне зависимости от места ее расположения и определенные виды собственности нерезидентов. Ставка налога на капитал – 0,8%. Налогообложение осуществляется за вычетом долгов и личных субсидий.

Оригинальный подсчет ставки налога на богатство ввели в Норвегии. Там богатством считаются банковские депозиты и ценные бумаги, нематериальные активы, при условии их использования, например сдача в аренду патента, дорогие автомобили и морские речных суда. Послабления делаются для тех резидентов, кто приобретал имущество в кредит, из-под налога выводятся не выплаченные по кредиту остатки.

Богатство – не повод для дискриминации

Совсем другое дело – Люксембург. В январе прошлого года здесь отменили налоги за богатство, но одновременно ввели единовременный налог в размере 10% при снятии денег с банковских счетов.

В США налог на роскошь был введен в 1898 году для финансирования войны с Испанией и составлял 3%. Под его действие подпадали все междугородные и международные звонки. Спустя более чем сто лет правительство наконец взяло на себя инициативу по отмене этого налога, который перестанет действовать с 31 июля этого года. Более того, министр финансов США Джон Сноу заявил, что правительство возместит примерно 13 млрд. долларов налога, которые были выплачены гражданами в течение последних трех лет.

Эксперты во всех странах отмечают один существенный недостаток высокого налогообложения состоятельных людей – налоги заставляют их бежать в те страны, где нет таких налогов. Правда, для России это пока не актуально, многие олигархи создают «запасные аэродромы» в других странах и без налога на роскошь, просто опасаясь политической и экономической нестабильности. В случае же введения такого налога бегство может лишь ускориться.

Налог на роскошь: как это делают за границей

Новость о новом варианте налога на роскошь взбудоражила весь Интернет. Минфин предложил ввести ежегодную мзду на любые покупки по цене от нескольких десятков тысяч гривен. Это не только яхты и самолеты, но и автомобили — а также шубы и туфли.

Однако сможет ли налог на сверхприбыль поправить экономическое положение в стране, как того ждут представители власти? Давайте посмотрим на примеры других стран.

США

Американские власти делали несколько неудачных попыток ввести налог на роскошь. Так, введенный в 1991 году налог на товары класса люкс был ликвидирован уже через два года, так как богатые американцы просто начали пришвартовывать свои яхты в Панаме и перестали покупать дорогие товары в США. Налог на дорогие авто просуществовал до 2005 года.

На данный момент, несмотря на сложную экономическую ситуацию, это государство не спешит вводить дополнительные налоги для миллионеров.

Франция

Франция едва не стала страной с самыми драконовскими налогами для миллионеров. Так, в 2012 году новоизбранный президент Франсуа Олланд инициировал введение 75-процентного налога на сверхприбыль в размере от 1 миллиона евро. Законопроект вызвал негодование в обществе и привел к бегству из страны некоторых известных личностей, в том числе и киноактера Жерара Депардье. Но похоже, что француз поспешил с эмиграцией – совсем недавно Французский конституционный совет, высший орган, осуществляющий во Франции контроль за соблюдением конституции, отменил налог. В вердикте говорится, что предложенные правительством меры чрезмерны, а механизм подсчета суммы, которую требуется заплатить, неправильный.

Правда, помимо него, на сегодняшний день богатые французы все же вынуждены платить налог на имущество в размере от 1,3 млн. евро. Это является серьезной проблемой для обедневших дворян, которые из-за налога не в состоянии содержать свои замки и родовые имения.

Остальная Европа

В целом почти во всех европейских странах существует налог на роскошь, правда, касается он в основном только дорогой недвижимости. Так, в Австрии или Швейцарии владельцы особняков площадью 500-600 кв.м. должны платить государству около 10-15 тысяч евро в год. Британцам и вовсе приходится платить 40% от размера прибыли, если дом не является их основным местом проживания и сдается в аренду.

А на Сардинии с 2006 по 2009 г. налог на сверхприбыль платили также владельцы дорогих яхт и частных самолетов. Так, каждый взлет или посадка частного самолета обходились хозяину в сумму от 200 до 1000 евро в зависимости от типа авиалайнера. Вскоре властям пришлось отказаться от налога из-за того, что миллионеры начали оставлять свои суда подальше от острова.

Сегодня налог на роскошь существует также в Мексике, Австралии, Венгрии, Чили, Тунисе, Алжире и других странах. В Таиланде налогом на роскошь считается налог на пользование Интернетом, и составляет он около 30 долларов в месяц.

Россия

Российские депутаты также, как и их украинские коллеги, хотят ввести в стране налог на дорогие автомобили и недвижимость уже с первой половины 2013 года. При этом под налогом на роскошь понимается не отдельный налог, а повышение налоговых ставок на роскошные авто и элитную недвижимость. Пока что законопроект находится в стадии обсуждения.

Критерий роскошности по отношению автомобилей будет касаться не мощности, а бренда и стоимости от 3 миллионов рублей (около 800 тыс. грн.). По поводу налога на дорогие квадратные метры, российские законодатели еще не решили, нужно ли его будет платить ежегодно или единоразово.

Ссылаясь на примеры других стран, ясно лишь одно: даже если подобный налог появится в Украине и соседней России, местные миллионеры всегда найдут способы полностью или частично его обойти.

Депардье стал гражданином России — ВИДЕО:

Минфин: налог на роскошь не планируется менять в ближайшие 6 лет

Москва, 30 октября — «Вести.Экономика». Правительство РФ уже повысило налоги для россиян с высокими доходами, и в ближайшие шесть лет налоги меняться не будут, сообщили в пресс-службе Минфина.

«Обращаем ваше внимание на грубую ошибку в цитировании первого вице-премьера – министра финансов А. Г. Силуанова рядом СМИ по теме введения налога на роскошь. А. Г. Силуанов в интервью Познеру сказал, что правительство уже подняло имущественные налоги на богатых. Он не говорил о том, что у правительства есть планы по дополнительному увеличению налоговой нагрузки. Как уже неоднократно говорили ранее, на ближайшие шесть лет заявлена неизменность налоговых условий», — отметили в Минфине.

В настоящее время в РФ действует налог на имущество физлиц и налог на дорогие транспортные средства (автомобили, моторные яхты).

Налог на недвижимость зависит от стоимости облагаемой недвижимости: базовая ставка для жилых помещений составляет 0,1% от их кадастровой стоимости, для недвижимости стоимостью более 300 млн руб. — 2%. Транспортный налог для «роскошных» автомобилей также зависит от цены: для машин стоимостью 3–5 млн руб. коэффициент увеличения налога составляет 1,1-1,5, для машин ценой 5–10 млн руб. — коэффициент 2, для машин ценой 10–15 млн руб. и дороже 15 млн руб. — коэффициент 3.

«Нельзя не согласиться с тем, что разница в уровне доходов, конечно, создает напряжение в обществе. Нам часто говорят о том, что «давайте повысим налоги у богатых». На самом деле мы это сделали — повысили налоги на роскошные имущественные комплексы, машины, яхты, квартиры и так далее», — заявил глава Минфина в программе Владимира Познера.

Силуанов отметил, что у прогрессивной шкалы налогообложения есть и плюсы, и минусы. «Мы знаем, что богатые — люди неглупые и найдут пути, как обойти это решение, люди в том числе могут вообще вывести деньги из нашей страны. С другой стороны, плоская шкала 13%-я достаточно уже устоялась, и здесь менять законодательство, наверное, было бы неправильно», — пояснил министр.

Роскошный налог для роскошных машин

Через год в России все-таки может заработать налог на роскошь, в том числе на дорогие автомобили и недвижимость. О таком «маневре» заявил Владимир Путин в своей статье «О наших экономических задачах». Он полагает, что для развития бюджетных сфер можно повышать некоторые налоги: на дорогие дома, машины, алкоголь, табак и прочее. Правда, какие критерии роскошности будут применяться в таких расчетах, не понятно. Определяться будут в этом году, чтобы в 2013-м владельцы дорогих домов и автомобилей уже платили по повышенным ставкам.

Сейчас владельцы мощных авто отдают в разы больше владельцев среднелошадного транспорта. К примеру, по ставкам 2011 года собственник Honda CR-V (150 л.с.) в год раскошеливается на 3000 рублей, а водители Range Rover (313 л.с.) или Toyota LC 200 (288 л.с.) вынуждены отдавать по 47 и 43 тысяч в год соответственно. То есть одна лошадиная сила у двух последних моделей стоит в пять раз дороже, чем у «Хонды».

«У меня Lexus IS 250, 208 л.с., – говорит специалист компании «Зуботехнические Мастерские» Антон Гребенщиков. – Транспортный налог, который я плачу, явно неадекватен. Злит то, что его привязали к лошадиным силам. Почему его не включить в цену топлива, как и планировали раньше? А сейчас выходит, что мощные автомобили выгоднее не ставить на учет, а платить штрафы. Я не исключаю, что налог на роскошь введут параллельно транспортному налогу, ведь от него не отказались, когда повысили топливные акцизы. Ну а если все произойдет в виде повышения ставок налога, то они будут заоблачными.

Давят и давят, слов нет. При этом я не считаю свой автомобиль роскошным. Я выбрал его из соображений безопасности и надежности. А пересесть на отечественные машины меня не заставят. Так что выход один – платить».

Читайте так же:  Финансовая отчетность аналитик

Если от покупки нового «силача» можно отказаться, чтобы не разоряться на отчислениях, то как продавать такие машины? Либо сбывать за бесценок (кому – тоже не понятно), либо распродавать по запчастям, либо утилизировать, либо оставаться в налоговой тени, катаясь на транзитах. Получается, что сильные и далеко не всегда самые дорогие машины будут вытягивать лихие суммы. И плюсом к этому пойдут серьезные траты на топливо, которое поедается такими автомобилями с отменным аппетитом. Это может отразиться на спросе на авто такой категории, особенно подержанные. Хочет человек сесть на серьезную машину, средств немного, он выбирает праворукую «японку». И вместе с ней получает как платное приложение транспортный налог в ежегодные 30-40 тысяч. Стоит ли вообще брать такой «бюджетный» вариант? И как потом его перепродать?

Уже сейчас водители дорогих и сильных машин не жалуют транспортный налог. Если его просто не платить, все равно когда-нибудь это вылезет на поверхность, и придется раскошеливаться в режиме форс-мажора. К примеру, в Санкт-Петербурге приставы арестовали Porsche Cayenne Turbo за долги по транспортному налогу. С 2007 года у водителя накапало 530 тысяч рублей. За четыре года такая сумма не могла скопиться даже за 500-сильный агрегат – скорее всего, за душой автомобилиста не одна машина. Аналогичная история произошла с владельцем Jaguar, который задолжал сто тысяч рублей, но в этом случае до ареста не дошло – мужчина расплатился в короткий срок.

В Челябинской области, по словам приставов, подобных примеров не было, хотя они не исключают, что истории с запретом на регистрационные действия дорогих автомобилей могли произойти.

Еще одно подтверждение «неприкаянности» мощных автомобилей на вторичке – это удивительно низкий ценник некоторых люксовых моделей. Например, в разделе «Автообъявления» нашего сайта Audi Allroad 2002 г.в. со 180-сильным движком можно купить за 485 тысяч рублей. За эти же деньги можно взять Mercedes-Benz CLK (198 л.с.) 2000 г.в., Jaguar S-type (276 л.с.) 2000 г.в. за 650 тысяч. 10 лет для таких машин – смешной срок. Обременяют большие расходы на содержание, то же самое тормозит и покупателей.

«Появилась возможность приобрести Mercedes-Benz SLK 350 2005 г.в. в идеальном состоянии с символическим пробегом по приемлемой цене, но меня остановили налоги. То есть с учетом мощности в 272 л.с. мне пришлось бы отдавать более 40 тысяч в год. Автомобиль – кабриолет, я нацеливался на летнее пользование, но за несколько месяцев платить такие суммы налогов, я считаю, нецелесообразно, – говорит челябинский автомобилист Вадим. – За свой VW Golf, на котором я езжу круглогодично, плачу порядка 4 тысяч рублей. То есть автомобилистов, у которых есть мощные автомобили, ставят в такую ситуацию, когда иметь их просто не рентабельно. Могу еще один пример привести: за прошлый год на своем мотоцикле я проехал 1,5 тысячи км, и за это годовой налог тянет на 6000 тысяч рублей».

А если порог роскоши будет определяться не мощностью автомобиля, а, к примеру, его ценой? Допустим, все автомобили дороже миллиона рублей, облагаются повышенным налогом. Во-первых, со временем машины теряют в стоимости. Если вы покупаете ее за 1,5 миллиона, а через несколько лет она уже стоит тысяч 800, получается, что вы должны платить налоги «на уменьшение». При этом автомобиль будет так же «изнашивать» дороги, влиять на окружающую среду.

Но на вторичном рынке нет четких прайсов, поэтому, если кто-то «жадный» поставит цену не в 999 999 рублей, а в миллион на ту же модель, неужели и вы будете за это расплачиваться? В общем, вопрос в том, кто и как будет оценивать машины на вторичке. Если схема с уменьшением налога будет работать, перепродать такой автомобиль не составит великого труда. А вот с раритетами ситуация обратная: с годами их ценник только растет, и может выйти, что автомобиль, когда-то купленный за копейки, перейдет в категорию роскоши.

Еще один поворот: сейчас у многих непремиальных брендов есть модели, которые стоят более миллиона или за эти рамки выходят некоторые комплектации. То есть марка, которая не претендует на звание класса люкс, будет требовать расходов, свойственных этому сегменту.

«Роскошные вещи надо облагать более высоким налогом, я полагаю. Богатые люди должны платить больше – это справедливо, – говорит председатель совета директоров компании «Интерсвязь» Леонид Вахрамеев. – Мощность двигателя моего автомобиля – 410 л. с., предполагаю, что налог будет очень высоким. Но признаюсь честно: «хороший понт дороже денег» – это неизбежность не моего лично статуса, а всей компании. Мне приходится ездить на такого класса машине, так как нужно оправдывать ожидания».

Транспортный налог оседает в региональном дорожном фонде. За счет повышения налоговой нагрузки на отдельные категории машин эта часть казны будет расти. По данным пресс-службы губернатора Челябинской области, в 2012 году объем дорожного фонда составил 9 млрд 216 млн рублей. Для сравнения: в 2011 году сборы транспортного налога в нашей области достигли 1,6 млрд рублей. На текущий год ставки транспортного налога в Челябинской области еще не установлены.

Налог на роскошь. Европа пытается обложить богачей податями

Франция вводит для миллионеров ставку налога 75%. В России подобные намерения пока не

Во Франции президент-социалист Франсуа Олланд решился на введение особого сбора для богачей. С осени для всех граждан республики с годовым доходом более 1 млн евро, вводится ставка налога в размере 75% (до этого 41%). Олланд рассчитывает, что эта мера принесет бюджету 10 млрд евро и уверяет, что сбор введен не более, чем на два года.

Пойти на такие меры французские власти заставил экономический кризис и спад производства. Многие эксперты уже предрекли для Франции массовый исход богачей, а СМИ сообщили о намерении получить бельгийское гражданство самого богатого француза Бернара Арно. Его состояние оценивается в 41 млрд евро. Сам Арно, впрочем, утверждает, что лишь хочет инвестировать в Бельгию, а не бежит от высокого налога.

Франция далеко не единственная страна, которая в последнее время решила «потрясти» своих богачей.

На пороге введения налога на роскошь находится Украина. Местный Кабмин законопроект, предлагающий брать 2% минимальной зарплаты за 1 кв. м с владельцев квартир более 200 кв. м, дачных домов и коттеджей общей площадью свыше 500 кв. м. Такая такса предусмотрена и для владельца недвижимости общей площадью более 600 кв. м. Также планируется ввести сбор в размере 40% от стоимости покупаемых на Украине или ввозимых в страну легковых автомобилей объемом более 3990 куб. см и мотоциклов объемом более 995 куб. см, судов с двигателем мощностью свыше 75 кВт, самолетов и вертолетов. Если законопроект будет одобрен украинским парламентом, то начнет действовать с 2013 года. По оценкам местных таможенников, он должен приносить по 800 млн – 1 млрд гривен в год (примерно 3,1 — 3,9 млрд рублей).

В России идея введения налога на роскошь существует уже не один год. Законопроекты на эту тему не единожды вносили справороссы. В 2007 и в 2010 году они предложили обложить налогом покупку элитного жилья и земельных участков стоимостью более 15 млн рублей. Сбором предлагалось обложить приобретение яхт, катеров и автомобилей, стоимостью выше 2 млн рублей, а также ювелирное украшения, драгметаллы, и произведения искусства дороже 300 тыс рублей. Ставка налога предлагалась в размере от 1 до 5% стоимости имущества в зависимости от цены. Однако законопроект так и не был принят.

Еще раз справороссы попытали счастья весной этого года. Их новая законодательная инициатива призывала ввести ставку налога в 0,3% на недвижимость от 30 до 50 млн рублей, 0,6% — от 50 до 100 млн, 1% — за апартаменты, стоящее 100-150 млн, и 5% за жилье, которое дороже. Кроме того, в законопроекте предлагается налогом от 1 до 7% самолеты, яхты, катера, вертолеты и автомобили дороже трех миллионов рублей. Однако Совет Госдумы вернул законопроект его авторам, сославшись на процедурные нарушения при подаче законопроекта.

Депутат-справоросс Олег Михеев счел замечания к законопроекту лукавством и попытками заволокитить вопрос. Он утверждает, что «Справедливая Россия» все же будет настаивать на введении налога на роскошь.

Партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов отмечает, что ряд стран применяют прогрессивную шкалу налогообложения. «Так платят налоги, например, в США, Великобритании и Японии. Помимо этого, при осуществлении крупных покупок налогоплательщик обязан подтвердить происхождение дохода», — говорит он.

Липатов, однако, скептически относится к идее введения налога на роскошь в России, где «столь высок размер «теневых» доходов». «Заставляя богатых дополнительно оплачивать престижные покупки можно отбить тягу к осуществлению этих самых покупок, — полагает юрист. — Более того, от уплаты налога на сверхпотребление легко уклониться. Если плательщиками налога являются физические лица, значит, предметы роскоши можно оформить на юридическое лицо, зарегистрированное в оффшоре или низконалоговом регионе».

Уйти от такого налога можно снизив цену в договоре купли-продажи. Дорогостоящие покупки россияне могут начать делать в странах, где предметы роскоши не облагаются дополнительными сборами. «Таким образом, введение налога на роскошь в России заставит «эмигрировать» богатых покупателей, но не опустошит их кошельки», — считает Липатов.

Многие страны время от времени вводят и отменяют налоги на роскошь.

В конце прошлого года Литва обязала владельцев жилья дороже 1 млн литов (около 11,8 млн рублей) платить ежегодно по 1% таксу. Сбор будет уплачиваться не от всей суммы, а от части, которая превышает 1 млн литов.

Дополнительные сборы не так давно установили для владельцев дорогих автомобилей в Италии. Как пишет «Автообозреватель», если раньше за Lamborghini Aventador стоимостью 316 тыс евро его обладателю нужно было платить около 1,8 тыс евро в год, то теперь сумма выросла до 8 400 евро.

В Англии действует «Гербовый сбор», который уплачивается при покупке жилья дороже 125 тыс фунтов стерлингов. Ставка налога составляет от 1 до 5% в зависимости от стоимости недвижимости.