Налог на имущество и потребитель

Классификация налогов

Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.

НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.

К местным относятся налоги, установленные НК РФ и норматив ными правовыми актами представительных органов местного самоуправ ления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами пред ставительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земель ный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.

Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов (Приложение 1).

До вступления в силу второй части НК РФ состав федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых на территории страны, установлен статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 21181 Об основах налоговой системы в Российской Федерации (таблицы 24).

По форме взимания различают налоги:

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообло жении денежные отношения возникают непосредственно между налого плательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земель ный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основани ем для обложения служат владение и пользование доходами и имущест вом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость товара, работы, услуги, но и налоговые суммы, которые затем нужно перечислить государству. Косвенные нало ги нередко называют налогами на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (рабо ты или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут слу жить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансовохозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.

В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:

• налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);

• налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

• налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).

По источнику , за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:

• налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

• налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);

• налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль и организаций;

• налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.

По степени обложения выделяют три группы налогов:

• прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;

• пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль ор ганизаций и др.);

• регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).

В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:

Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какиелибо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог – специальный.

В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущест во организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации О Федеральном бюджете (см. Приложение 1).

По времени уплаты налоги бывают:

Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какойлибо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.

Уплата единовременных налогов связана с совершением какихлибо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязан ность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.

Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.

Роль государства в экономике.

Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следую­щим: перераспределение доходов граждан и хозяйствен­ных организаций; защита прав собственности; перерас­пределение ресурсов страны в интересах общества в целом; забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу; регулирование трудовых отноше­ний; организация производства общественных благ, пре­доставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, оборона, общественный транспорт, мосты и дороги, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование и т. д.),

Справляться с этими задачами государству помогает набор различных средств, таких, например, как регули­рование государством своих доходов и расходов, меха­низм налогообложения.

Налоги являются главным источником средств для государства. Налог — обя­зательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.

Прямые налоги (налагаемые непосредственно на потребителей) взимаются с какого-то дохода или имуще­ства в установленном размере. Плательщиками налога являются все граждане, имеющие какие-либо доходы, независимо от источников его получения: зарплата, пре­мии, доходы от собственности, от предпринимательской деятельности и др. Не включаются в облагаемую подо­ходным налогом сумму дохода пенсии, стипендии, дохо­ды от вкладов в банке и некоторые другие виды дохо­дов. С 1 января 2001 г. в нашей стране установлена еди­ная ставка налога на доходы с физических лиц в размере 13%. Прямыми налогами являются также налог на имущество (строение, транспортные средства ), налог на землю и т. п.

Налоги на продажу товаров и услуг называются кос­венными (по отношению к доходу). Обычно они суще­ствуют на товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется (в истории ими были соль, спирт­ные налитки и табачные изделия). Косвенным налогом является также таможенная пошлина, т. е. плата, взи­маемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи. Взимание косвенных налогов не связано с учетом доходов или имущества. Они существуют в виде надбавок к цене определенных товаров и достаются государству. Таким образом, косвенные налоги целиком перекладываются на потребите­ля этих товаров.

За счет налоговых поступлений государство финанси­рует расходы, связанные с обороной стран и, использует часть этих средств на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.

Подобно тому как каждая семья старается заранее планировать и соизмерять свои будущие расходы с доходами, так и правительства состав­ляют специальный финансовый план страны. Такой план, сводящий воедино доходы и расходы будущего, называется бюджетом. Бюджеты составляют как цент­ральное правительство (государственный бюджет), так и местные органы власти (местные бюджеты).

Государственный бюджет — сводный план сбора до­ходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом, т. е, высшей законодатель­ной властью страны, а правительство отвечает за его ис­полнение.

Государственный бюджет — это денежный фонд пра­вительства, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Он состоит из двух дополняю­щих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступа­ют средства на финансовую деятельность государства; расходная часть показывает, на какие цели направля­ются государственные средства.

Источники поступления средств бюджета называются статьями дохода, а то, на что эти средства тратятся, — статьями расхода.

Многие страны зачастую попадают в ситуацию, когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов. Такая ситуация называется дефицитам бюдже­та. Это значит, что стране не хватает денег, чтобы покрыть расходы, связанные с выплатой пенсий, стипен­дий, содержанием армии, школ и больниц и многими другими нуждами.

Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета?

Мировая практика подсказывает некоторые способы решения этой проблемы: рациональное использование бюджетных средств; сокращение бюджетных расходов; изы­скание источников дополнительных доходов; одалживание денег у граждан, банков, организаций других государств. Другой источник — одолжить у граждан и хозяйственных организаций страны, например, через продажу облигаций государственных займов. Облигация — документ, удостове­ряющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации опреде­ленной суммы за использование одолженных денег. Эти способы позволяют законно и выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, используя их для развития эко­номики страны и решения социальных задач.

Читайте так же:  Уголовный кодекс рф ст 166 ч 2

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 379 . Нарушение авторских прав

Прямые и косвенные налоги

Градация налогов на прямые и косвенные не влияет на работу предпринимателя, но знать об этих видах необходимо, чтобы понимать, кто, сколько и кому платит. Грамотно владея этой информацией, вы сможете точнее планировать свою деятельность и понимать, сколько реально вы платите государству. Прямые налоги и косвенные в конечном итоге ложатся на конечного потребителя, но есть моменты, когда индивидуальный предприниматель должен брать некоторые косвенные налоги на себя. В этой статье мы рассмотрим эту ситуацию и выясним, насколько это бывает необходимо, в каком процентном соотношении можно брать на себя эти выплаты.

Что такое прямые и косвенные налоги

Эти два вида налогов отличаются по одному признаку – по источнику, где формируется система выплаты налогов. Проще говоря, кто платит налог, тот и является источником выплаты. Но сложно представить, что эти источники разные, ведь все налоги, какие бы они не были, платят налогоплательщики, граждане государства, то есть люди. А вот способ выплаты и формирование определенных налогов разные. Если понять, что все эти многослойные налоги в конечном итоге платим мы с вами, обычные люди, то реальный доход государства просто поражает.

Итак, прямые налоги – это те выплаты, которые производит непосредственно налогоплательщик, то есть частные лица. А косвенный налог включен в стоимость товаров и услуг и в состав других платежей. Хотя теоретики экономики и утверждают, что фактический потребитель налоги, включенные в стоимость товаров, не платит, практика показывает, что именно мы платим за товар, стоящий на полке магазина, в цене которого «спрятан» НДС, к примеру. Поэтому косвенные налоги потому так и называются, что они для обычных граждан завуалированы.

Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика, с его доходов, а также с предполагаемых доходов, это от приобретения имущества, от покупки недвижимости, от обладания какими-либо благами. Процентный размер таких налогов всегда является величиной постоянной, зависит только от облагаемой реальной суммы.

Прямые налоги бывают двух видов. Подробная расшифровка налогов с реальных доходов такова. Это подоходный налог с получаемой зарплаты, налог на прибыль индивидуального предпринимателя или юридического лица, это также налог с доходов от работы капитала и многие другие виды. То есть это те налоги, которые исчисляются и уплачиваются с фактически полученного в виде прибыли любого вида, они отражают реальную платежеспособность плательщиков. Эти налоги нам видны и понятны, сколько человек получил, столько и заплатил.

Второй вид прямого налога – с предполагаемого дохода. И тут уже есть интересные моменты. К примеру, предполагаемой прибылью считается купленная квартира, мы каждый год выплачиваем налог на недвижимость. Формулировка налога – удержания с прибыли, возможной к получению. Если следовать здравой логике, то государство предполагает, что гражданин купил квартиру и получает с нее доход (к примеру, сдает в аренду) и поэтому выставляет ему счет на налог на недвижимость. Но! Если человек на самом деле сдает квартиру в аренду, то ему надо отчитываться в налоговой и платить налог на полученную прибыль, но уже реальную. Так за что же первый налог? К таким же налогам относятся и транспортный, и земельный и некоторые другие виды налогов. Экономисты могут грамотно объяснить отличия реального и предполагаемого дохода, но плательщику, обычному человеку, от этого не легче, и меньше он платить не станет, к сожалению.

Косвенные налоги

С косвенными налогами происходят такие же интересные истории. Они платятся тем же самым обычным гражданином при покупке товаров, услуг, работ, потому что они уже включены в цену. Психологически этот налог воспринимается легче, мы просто не задумываемся об этом, когда расплачиваемся у кассы. Так мы платим НДС, но точно таким же образом мы возмещаем производителям и продавцам акцизы, налог с продаж и пр.

К косвенным налогам относятся индивидуальные и универсальные. Индивидуальные – это налоги, которыми облагаются некоторые группы товаров, приносящих очень высокий доход. Универсальные косвенные налоги платятся со всех остальных товаров и услуг за исключением социально значимых.

К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, их тоже компенсируем мы, при покупке импортных товаров. Это еще раз доказывает, что за все платит конечный покупатель, и в этом заключается одна из особенностей налогов. Вторая особенность косвенных налогов – это возможность собирать их довольно полно и хорошо. Ведь плата частных лиц включена в налогооблагаемую базу предпринимателей и юридических лиц. Поэтому Налоговый кодекс именно эти налоги рассматривает в первую очередь, и уделяет им самое пристальное внимание.

Но есть ситуации, когда косвенные налоги невозможно переложить на потребителя и индивидуальный предприниматель вынужден взять их на себя, вопреки законам экономики. Если государство повышает налоговую ставку, то предприниматель вынужден повысить цену на товар. Покупатель, видя такое повышение на прилавке, начинает покупать товар в меньших объемах. И тогда перед предпринимателем встает вопрос – пожертвовать объемом продаж или ценой на товар.

Тут надо найти золотую середину. Конечно, покупатель привыкнет к повышенной цене, но потребуется некоторое время для этого (от 2 до 9 месяцев, зависит от уровня повышения и потребности в товаре). Поэтому придется снизить продажную цену на товар, и начав платить больший налог, разницу возмещать самостоятельно. Эти убытки можно тщательно спланировать, вывести точный процент возможного повышения цены разово или поэтапно. Это пример превращения косвенного налога в прямой.

Таким образом, градация на прямые налоги и косвенные весьма существенно отражается на системе налогообложения, делая все без исключения товарные ценности, услуги и работы в государстве учтенными и облагаемыми. Но любая «премудрость» государства в виде двойного налогообложения вызывает двойной мозговой штурм со стороны обывателей, которые находят пути ухода от налогов. Успокаивает только то, что эта извечная борьба идет не только у нас в стране…

Видео о классификации налогов:

Налог на имущество и потребитель

Опасения бизнеса сбылись – с 2019 г. ставка налога на имущество увеличится почти на треть. Будет применяться ставка 2%, сообщил «Ведомостям» представитель департамента экономической политики и развития Москвы.

Регионы сами устанавливают налог на имущество, он не может превышать 2% для объектов, налоговой базой по которым служит кадастровая стоимость. В Москве она повышалась постепенно: с 0,9% в 2014 г. до 1,5% в 2018 г. Если регион не определяет ставку, налог взимается по максимально возможной. По данным Федерального казначейства, в 2017 г. Москва собрала 132,9 млрд руб. налога на имущество бизнеса (6,3% всех налогов), за девять месяцев 2018 г. – 107,4 млрд.

С 2014 по 2018 г. в Москве был переходный период, комментирует представитель департамента: «Это не повышение ставки для бизнеса, а выход на уровень, изначально установленный федеральным законодательством». Кроме того, пересмотрена кадастровая стоимость, и с 2019 г. для большинства объектов она снизится в среднем на 16%. А общая налоговая нагрузка не вырастет, а снизится на 13%, утверждает он, так как с 2019 г. все движимое имущество освобождается от налога.

Бизнес не платил в Москве налог с движимого имущества и в этом году, если оно поставлено на учет с 2013 г., и отмена налога на федеральном уровне не компенсирует повышения ставки налога на недвижимость, удивляется член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Отмена налога на движимое имущество повлияет больше на крупный бизнес, а нагрузка вырастет на весь, сетует президент группы компаний «Диана» (сеть химчисток-прачечных) Дмитрий Несветов: для малого бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения, три года назад налога на имущество не существовало вовсе, а теперь бизнес не только начал его платить, но еще и платит все больше и больше из-за постоянного роста ставки. Большинство компаний ожидали повышения ставки, но менее существенного, и закладывали в бюджете на следующий год лишь рост на 0,1–0,2 п. п., говорит директор по оценке и консалтингу ILM Маргарита Трофимова.

С 2019 г. бизнесу предстоит «проглотить» и повышение НДС с 18 до 20% – будет очень тяжело, напоминает Небольсин. По подсчетам руководителя группы разрешения налоговых и административных споров KPMG Андрея Ермолаева, в среднем налоговая нагрузка на весь бизнес возрастет в 2019 г. на 20–30%.

Скорее всего, кадастровая стоимость объектов, у которых она снизилась, была изначально завышена, считает Трофимова. Крупный бизнес в 99% случаев оспаривал прежнюю кадастровую стоимость – и массово выигрывал дела в суде, напоминает Ермолаев. Даже если кадастровая стоимость уменьшилась в среднем на 16%, налоговая нагрузка все равно увеличится, указывает Небольсин: при снижении кадастровой стоимости объекта, допустим, с 1 млрд руб. до 840 млн налог увеличится при повышении ставки с 15 млн руб. до 16,8 млн.

Собственники недвижимости «проглатывать» повышение ставки вряд ли будут. Налог ухудшит положение не только владельцев недвижимости, но и арендаторов, т. е. в основном малого и среднего бизнеса, писал в конце ноября президент РСПП Александр Шохин в письме к мэру Москвы Сергею Собянину («Ведомости» ознакомились с документом). Это приведет к подорожанию их продукции, указано в похожем письме президента «Опоры России» Александра Калинина («Ведомости» ознакомились с ним). Налог на имущество всегда пытаются переложить на конечного пользователя, подтверждает Трофимова.

Эксперты: Как налог с продаж повлияет на потребителей, бизнесменов и экономику России

11 сентября 2014 в 18:24

О том, что правительство хочет увеличить налоговую нагрузку для повышения доходной части бюджета, стало известно в начале августа. Минфин разработал законопроект, предусматривающий введение налога с продаж с 1 января 2015 года. Сегодня Владимир Путин согласился с ведомством и одобрил возвращение налога, который был отменён в 2004 году. Скорее всего, закон примут.

The Village спросил экспертов о том, что введение нового налога принесёт потребителям, бизнесу и российской экономике в целом.

Антон Сороко
аналитик инвестиционного холдинга «Финам»

Налог с продаж будет исчисляться с конечного продукта, соответственно, он будет ложиться на ретейлера, который распространяет свою продукцию. Из-за низкой маржинальности этого бизнеса, скорее всего, налог будет перекладываться на потребителя — так уж исторически сложилось. Ключевой эффект, который мы увидим, — рост инфляции, сопоставимый с размером налога. Возможно, какие-то регионы, у которых нет проблем с наполняемостью бюджета, могут сохранить его на уровне нуля или просто ниже 3 % — на это могут пойти Москва и Питер, и тогда инфляция здесь будет ниже.

Читайте так же:  Бланки общие требования

Налог хорош для региональных бюджетов, которые будут наполняться. Для производителей, находящихся в начале или в конце цепочки, этот вариант лучше, чем повышение НДС, — на них возвращение налога с продаж практически никак не повлияет. Для экономики это, скорее, торможение роста за счёт сужения совокупного спроса: потребитель почувствует на себе рост цен, и его покупательская способность снизится.

Андрей Чернявский
ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» ВШЭ

Налог с продаж вводится как региональный для того, чтобы увеличить региональные доходы, которые сейчас в плохом состоянии. Регионы сводят бюджеты с большими дефицитами и непонятными источниками финансирования. Федеральный центр сегодня ограничен в возможности поддержать регионы.

Налог вводится на ту же налоговую базу, что и НДС, но, в отличие от НДС, собирается он плохо. Этот налог вводился в российской истории дважды, последний раз он был отменён в 2004 году. В начале нулевых собираемость по этому налогу была около 30 %. Одной из причин для отмены налога называли нежелание снимать два налога с одной налоговой базы. Также говорилось о налоговой конкуренции между регионами, которая может возникнуть и сейчас.

Увеличение налоговой нагрузки в современных условия означает дальнейшее снижение темпов экономического роста, увеличение инфляции, снижение конкурентоспособности российской экономики. В менее конкурентной позиции окажутся компании, которые платят налоги, в сравнении с компаниями, которые от них уходят. Введение такого налога имеет большие издержки.

Тимур НИГМАТУЛЛИН
Аналитик «Инвесткафе»

Увеличение налоговой нагрузки в современных условиях означает дальнейшее снижение темпов экономического роста, увеличение инфляции, снижение конкурентоспособности российской экономики. В менее конкурентной позиции окажутся компании, которые платят налоги, в сравнении с компаниями, которые от них уходят.

Сейчас у нас профицит федерального бюджета и дефицит консолидированного бюджета регионов. То есть регионам не хватает средств, чтобы финансировать предвыборные обещания Путина по увеличению зарплат бюджетникам.

Введение налогов с продаж должно будет компенсировать увеличение расходов региональных бюджетов, это решит проблему с ростом госдолга у регионов. Скорее всего, налог введут все регионы — никто не захочет упустить возможность пополнить бюджет. Он принесёт дополнительные 100–250 миллиардов рублей в бюджет. Цены вырастут везде.

На экономике это отразится негативно: инфляция увеличится, налог добавит к ней 1–2 процентных пункта. Если до известных геополитических событий прогнозировалось, что в 2015 году инфляция будет 4–5 %, то с учётом девальвации рубля и новых налогов инфляция в 2015 году может возрасти до 8 %. Это приведёт к снижению экономического роста, который, к слову, и так нулевой.

Не думаю, что это существенный негатив для бизнеса, потому что он может пережить возросшие расходы на потребителя. В итоге пострадают в первую очередь домохозяйства с наименьшими доходами: чем ниже доход домохозяйства, тем большая часть из них приходится на пищевые продукты, до 60 %. Если ретейл повышает цены, то страдают больше всего домохозяйства с низкими доходами, это такой налог на бедность.

Налог на имущество и потребитель

24 мая первый вице-премьер Антон Силуанов говорил, что власти проведут «определенную настройку» налогов, «дошлифовку» налоговых предложений, после чего точно не будут менять налоги в течение следующих шести лет. В итоге власти решили не трогать НДФЛ и не вводить новых налогов (как, например, обсуждавшийся налог с продаж), но системообразующий налог на добавленную стоимость все-таки будет повышен.

С 1 января 2019 года ставка НДС будет поднята с 18 до 20%, объявили 14 июня премьер-министр Дмитрий Медведев и Силуанов. Ставка НДС в России составляет 18% с 2004 года, то есть будет изменена впервые за 15 лет.

Ради майского указа

Еще год назад сам Силуанов как министр финансов был сторонником стимулирующего налогового маневра — повышения НДС с одновременным понижением ставки страховых взносов. При этом, когда власти обсуждали налоговый маневр (публичные дискуссии на эту тему были приостановлены к лету прошлого года), центральной идеей было снижение нагрузки на бизнес в части налогов на труд, а увеличение НДС рассматривалось как компенсирующая мера для восполнения потерь бюджетной системы.

Теперь от обсуждавшегося налогового маневра осталось только повышение НДС. Это косвенный налог, который ложится на конечного потребителя.

По словам Силуанова, увеличение ставки НДС даст бюджету дополнительно более 600 млрд руб. в год. При этом власти разрабатывают пакет компенсационных мер для бизнеса, включая облегчение и ускорение процедуры возмещения НДС и отмену налога на движимое имущество (этот налог компании снова начали платить с 2018 года, после истечения моратория). Соответственно, правительство нашло около 3,6 трлн руб., но без учета выпадающих доходов от компенсационных мер.

А для реализации опубликованного ранее нового майского указа президента Владимира Путина требуется 8 трлн руб. дополнительного финансирования до 2024 года включительно.​

Что правительство поменяет в налогах?

Анонсированные 14 июня параметры налоговой системы правительство пообещало не менять следующие шесть лет.

— Ставка НДС вырастет с 18 до 20% с 1 января 2019 года.

— Льготы по НДС на социально значимые товары и услуги сохранятся (ставка 10% на продовольствие, детские и медицинские товары, а также ставки на внутренние воздушные перевозки).

— Порог по ускоренному способу возмещения НДС снизится с 7 млрд до 2 млрд руб. (компании могут рассчитывать на возмещение налога, когда покупают товар с учетом НДС; сейчас Налоговый кодекс предоставляет компании право на ускоренный способ возмещения, если она уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года). Также при возмещении НДС сократятся сроки камеральных проверок.

— Будет отменен налог на движимое имущество.

— Тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам).

— В будущем (окончательно с 2023 года) будет ликвидирован институт КГН (консолидированные группы налогоплательщиков).

— Будет завершен налоговый маневр в нефтегазовой отрасли: он заключается в отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых (нефти и газового конденсата). Процесс будет завершен к 2025 году.

— С 1 июня будут временно понижены акцизы на бензин и на дизельное топливо. Чтобы возместить убытки регионам, будет изменена структура распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

Краеугольный камень для бюджета

НДС — ключевой налог с точки зрения наполнения федерального бюджета, на его долю приходится более трети всех поступлений, а теперь его роль увеличится. В 2017 году он принес в казну более 5,1 трлн руб., или 34% общих доходов федерального бюджета. По данным Минфина, с 2010 года сбор НДС в номинальном выражении увеличился более чем вдвое (с 2,5 трлн руб.), а доля в общих доходах увеличилась за этот период с 30 до 34%.

«Собираемость НДС в последние годы существенно повысилась, что связано с применением ФНС автоматизированных систем контроля», — отмечает заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова. Так, сама ФНС оценивает, что 54% прироста поступлений внутреннего НДС в 2017 году было обеспечено именно фактором более эффективного налогового администрирования. Повышение налоговых ставок — это всегда дополнительные стимулы для ухода в тень, но по НДС возможности для этого, пожалуй, одни из самых низких, говорит эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Власти выбрали подходящий момент для повышения НДС, когда система администрирования достаточно эффективна, чтобы избежать заметного снижения собираемости, считает эксперт.

Повышение НДС — «не очень хорошая ситуация» для бизнеса, сказал РБК сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Мы ожидали, что все-таки несколько лет будет стабильная налоговая система и все другие договоренности будут сохранены. Для бизнеса это, может быть, не сильно критичная ситуация, но дополнительные сложности возникают», — говорит он. «Любой рост нагрузки — это не радость для бизнеса, и, конечно, счастье большинство производителей не испытают», — согласен президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

Называть такое изменение «донастройкой» можно лишь с изрядной долей иронии, считает Вера Кононова. «Если это донастройка, тогда все мы как налогоплательщики находимся в полной неопределенности относительно того, что дальше будет с налоговой системой. Ведь так могут быть «донастроены» и любые другие налоги», — рассуждает она.

«Все формальные обещания были выполнены, будучи аккуратно сформулированными», — говорит глава комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин. По его словам, президент в 2014 году обещал не менять налоговую нагрузку до конца 2018-го и в целом так и получилось, за исключением ряда моментов (рост неналоговых платежей, усиление нагрузки за счет обеления экономики, возвращение в конце 2017 года налога на движимое имущество, который бизнес называет «налогом на модернизацию»). А налоговый маневр бизнес тоже в итоге получил, но в принципиально ином виде, отмечает Никитин. «Новый формат маневра — сохранение нагрузки на фонд оплаты труда, повышение пенсионного возраста и одновременно повышение ставки НДС, снижение пороговых значений для облегченного порядка возмещения НДС экспортерам плюс отмена обложения движимого имущества и внутрироссийского контроля внутригрупповых цен», — объясняет он.

С 2012 года действует пониженная ставка взносов работодателей на пенсионное страхование работников — 22% с зарплат, но рано или поздно она должна была вернуться к полному тарифу — 26% (в последние годы повышение несколько раз откладывалось и по текущему законодательству запланировано на 2021 год). Теперь же власти приняли решение отказаться от будущего повышения ставки пенсионных взносов.

По мнению Никитина, налоговую нагрузку в текущем экономическом цикле нужно не повышать, а снижать. В повышении фискальной нагрузки на фонд оплаты труда, даже на прибыль, нет никаких проблем, но только в подходящий период развития экономики, говорит он. «Например, нагрузку на ФОТ можно повышать только в период опережающего роста зарплат. А в нынешний момент ее надо снижать, но этого не произошло», — сказал Никитин.

Заплатят и граждане, и отдельные отрасли

Прямой эффект от повышения НДС — это рост цен: повышение налога будет в конечном счете перенесено на потребителя, что даст единовременный толчок потребительским ценам, говорит РБК старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Но власти выбрали относительно удачный момент: с учетом достигнутого низкого уровня инфляции повышение НДС пройдет менее заметно. Силуанов сказал, что из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2019 году в пределах 1,5 процентного пункта — до 4–4,5%. Эффект для потребительских цен составит плюс 1–1,3 п.п., согласен Куликов. При этом сохранение пониженной ставки НДС (10%) в отношении льготного перечня товаров (продовольствие, детские товары, медицинские товары) позволит сдержать рост цен на социально значимые товары, отмечает Редькин.

Читайте так же:  Административная ответственность ст 15.27 коап

НДС — налог с очень сложным механизмом, затрагивающий не только конечных потребителей, но и всех участников цепочки, производящей эти товары, объясняет Кононова. И хотя в конечном итоге уплата этого налога идет за счет покупателя, для бизнеса это означает отвлечение оборотных средств на период между уплатой НДС поставщикам и получением «исходящего» НДС от покупателя. «В целом по экономике это достаточно крупные суммы: например, ФНС оценивает, что в 2017 году суммарный объем начислений НДС составил 39,5 трлн руб., из них 36,5 трлн подлежало вычетам. Периоды, на которые отвлекаются средства, сильно разнятся в зависимости от отраслей и могут исчисляться месяцами. Поэтому для бизнеса повышение ставки НДС — это увеличение объема оборотных средств, отвлекаемых на выплаты этого налога», — говорит экономист.

С точки зрения долгосрочных последствий, поскольку НДС относится к косвенным налогам, он является более благоприятным для экономического роста по сравнению с прямыми налогами, указывает Редькин. Повышение НДС будет иметь неблагоприятное структурное влияние на экономику, возражает Кононова. В наиболее сложное положение, по ее словам, попадут производители, которые закупают дорогостоящую продукцию у поставщиков (и уплачивают при этом значительные суммы входящего НДС): это прежде всего компании в обрабатывающем секторе, которые приобретают технологически сложную продукцию (автомобильная промышленность, производство электрооборудования). А, например, экспортеры сырья будут от этого избавлены, особенно если в реальности будет ускорено возмещение НДС при экспорте, добавляет Кононова.

Повышение НДС пойдет на благо экспортерам, потому что при экспорте НДС возмещается, подтверждает Катырин. «Повышение НДС будет на благо экспортерам, — будет больше возвращаться. Для производителей же, особенно товаров с высокой добавленной стоимостью, конечно, это нагрузка на бизнес», — сказал он РБК. Повышение НДС может помешать импорту, отмечали в прошлом году эксперты Института Гайдара и РАНХиГС: среднеевропейская ставка НДС (17,5%) уже сейчас чуть ниже российской, а значит, разрыв увеличится.

Налог на имущество: как суд помог отстоять право на льготу

Обществу доначислен налог на имущество и пени, поскольку, по мнению инспекции, оно неправомерно применило льготу. Суд исследовал солидный массив нормативной и технической документации об электросетях и пришел к выводу, что двойное назначение электросетей – использование для собственных нужд одновременно с передачей электроэнергии потребителям – не препятствует применению пониженной налоговой ставки.

Основание спора

Обществу отказано в применении льготы по налогу на имущество в отношении принадлежащих ему электросетей, которые используются как для собственных нужд, так и для доставки электроэнергии потребителям. В связи с этим ему доначислен налог и пени.

Позиция налоговой инспекции

Общество неправомерно применило льготу в отношении имущества, относящегося к линиям энергопередачи, поскольку фактическое назначение льготируемого налогоплательщиком имущества не соответствует его функциональному назначению. Это исключает применение в отношении этого имущества налоговой льготы.

Позиция налогоплательщика

Двойное назначение электросетей, а именно использование для собственных нужд одновременно с передачей электроэнергии потребителям (субабонентам), не препятствует применению к электросетям пониженной налоговой ставки по налогу на имущество.

Решение арбитражного суда Свердловской области от 8 декабря 2017 г.
по делу № А60-47570/2017

Пунктом 3 статьи 380 НК РФ предусмотрено, что в соответствии с региональными законами в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, могут устанавливаться пониженные налоговые ставки. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждает Правительство РФ.

Перечень такого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 504 (далее Перечень № 504). В перечне указаны код ОКОФ и наименование имущественного объекта. Кроме того, он содержит столбец «Примечание», в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.

Право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий:

  • имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ;
  • имущество указано в Перечне № 504;
  • имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Поскольку понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется:

  • оплачивать принятую энергию;
  • соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления;
  • обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).

Из статей 3, 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии – это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абз. 11 ст. 3 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 «ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза СССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27 марта 1984 г. № 1029, энергоснабжение (электроснабжение) – это обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). При этом на основании пункта 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).

Линия электропередачи (ЛЭП) – это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).

В силу пункта 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27 декабря 1990 № 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.

Точка поставки – это место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей (п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861).

Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Статьей 3 Закона № 35-ФЗ потребители электрической энергии – это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Согласно Перечню № 504 в разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» поименовано имущество и сооружения линий энергопередачи, относящиеся в равной мере, как к объектам электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения.

Согласно уставу общества, его видами деятельности являются, в частности, эксплуатация электрических и тепловых сетей, передача электрической энергии, производство и реализация тепловой энергии.

Общество является территориальной сетевой организацией, в отношении которой устанавливаются тарифы на услуги по передаче электрической энергии и тарифы на передачу тепловой энергии. Это подтверждается представленными в материалы дела документами, в частности постановлениями Региональной энергетической комиссии.

В рамках камеральной налоговой проверки обществом были представлены договоры по передаче электрической и тепловой энергии, схема энерго- и теплоснабжения, акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Между обществом и гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории региона заключен договор энергоснабжения. Согласно приложению № 2 к указанному договору кроме общества определен круг из 20-ти потребителей для транзита электрической энергии. Данные транзитные потребители имеют непосредственное технологическое присоединение к сетям общества и заключенные прямые договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками или иными энергосбытовыми организациями.

В свою очередь, между компанией-заказчиком и обществом заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии. По данному договору исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приема до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ему на праве собственности, а Заказчик обязался оплачивать эти услуги.

В общих положениях к указанному договору стороны договорились о понятии «Потребителя». Перечень Потребителей приведен в приложении 2 к названному договору.

Между обществом и сетевой организацией подписан акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности, определяющий точки приема электроэнергии, как для собственных нужд предприятия, так и для нужд транзитных потребителей.

Также между транзитными потребителями электрической энергии и обществом подписаны акты разграничения балансовой принадлежности.

Из указанных документов можно сделать вывод, что электроэнергия, получаемая в точке приема, частично используется для собственных нужд, а частично передается потребителям.

При этом двойное назначение спорных объектов, а именно использование для собственных нужд налогоплательщика, одновременно с передачей электроэнергии потребителям (субабонентам), не препятствует применению пониженной налоговой ставки по налогу на имущество.

Бухгалтерская профессиональная пресса

Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.