Найробский договор об охране олимпийского символа это

Найробский Договор об охране олимпийского символа (Найроби, 26 сентября 1981 г.)

Найробский Договор
об охране олимпийского символа
(Найроби, 26 сентября 1981 г.)

См. статус настоящего Договора

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Найробский Договор об охране олимпийского символа (Найроби, 26 сентября 1981 г.)

Договор вступил в силу для Российской Федерации 17 апреля 1986 г.

Текст Договора размещен на сайте Роспатента (www.rupto.ru)

См. статус настоящего Договора

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Найробский договор об охране Олимпийского символа

Универсальный русско-английский словарь . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое «Найробский договор об охране Олимпийского символа» в других словарях:

Всемирная организация интеллектуальной собственности — Эта статья включает описание термина «ВОИС»; см. также другие значения. Всемирная организация интеллектуальной собственности Organisation Mondiale de la Propriété Intelectuelle World Intellectual Property Organization … Википедия

3.6. Найробский договор об охране олимпийского символа

Олимпийский символ, представляющий собой пять переплетенных колец в одноцветном или многоцветном изображении, так же как и олимпийский флаг и олимпийский девиз (быстрее, выше, сильнее) является исключительной собственностью Международного олимпийского комитета (МОК).

До последнего времени правовая охрана олимпийского символа осуществлялась на основе законодательства о товарных знаках, так как этот символ был зарегистрирован в качестве такового в патентном ведомстве Швейцарии (по месту нахождения штаб-квартиры МОК). Затем на основе национальной регистрации в соответствии с Мадридским соглашением о регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. была произведена международная регистрация, в результате чего действие охраны распространилось на территории стран- участниц этого соглашения.

В целях предоставления специальной защиты этому обозначению 26 сентября 1981 г. в Найроби (Кения) был подписан Договор об охране олимпийского символа.

Договором установлено, что государства-участники обязаны отклонять или признавать недействительной регистрацию олимпийского символа или обозначения, содержащего этот символ, в качестве товарного знака или иного специфического знака.

Однако это положение не распространяется на случаи, когда право на символ было приобретено до вступления соглашения в силу в стране-участнице без намерения причинить вред.

Не считается нарушением использование олимпийского символа в случаях, когда такое использование осуществляется средствами массовой информации в целях пропаганды олимпийского движения или деятельности, осуществляемой в рамках этого движения.

В соответствии со ст. 3 Найробского договора МОК наделен правом выдавать лицензии на использование олимпийского символа на территории того или иного государства-участника договора. Условия выдачи разрешения на его использование должны определяться на основе соглашений, заключаемых Международным олимпийским комитетом (МОК) с Национальными олимпийскими комитетами (НОК).

Найробский договор об охране олимпийского символа это

Stop — there might be a problem with the requested link

The link you requested has been identified by bitly as being potentially problematic. This could be because a bitly user has reported a problem, a black-list service reported a problem, because the link has been shortened more than once, or because we have detected potentially malicious content. This may be a problem because:

  • Some URL-shorteners re-use their links, so bitly can’t guarantee the validity of this link.
  • Some URL-shorteners allow their links to be edited, so bitly can’t tell where this link will lead you.
  • Spam and malware is very often propagated by exploiting these loopholes, neither of which bitly allows for.

The link you requested may contain inappropriate content, or even spam or malicious code that could be downloaded to your computer without your consent, or may be a forgery or imitation of another website, designed to trick users into sharing personal or financial information.

Особенности защиты олимпийской символики посредством антимонопольного законодательства

В преддверии проведения в 2014 году ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи особо актуальными являются вопросы правовой защиты олимпийской символики, поэтому данное направление в работе антимонопольного органа остается одним из приоритетных.

Перед тем как остановиться на особенностях защиты олимпийской символики посредством антимонопольного законодательства, следует сказать несколько слов об истории возникновения ее правовой охраны, а также о том, какую роль для страны-организатора играет проведение Олимпийских игр.

Современная история Олимпийского движения насчитывает более ста лет и основывается на принципе международного сотрудничества, культивировании нравственных, духовных ценностей, здорового образа жизни. Безусловно, Олимпийское движение стало одним из самых заметных в мировом сообществе, в связи с чем, нуждается в особом правовом регулировании.

Основным международным актом в области охраны и защиты Олимпийской символики является Найробский договор об охране Олимпийского символа, принятый в Найробии 26 сентября 1981 года. Правовое значение Найробского договора об охране олимпийского символа заключается в установлении обязанности государств-участников отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве товарного знака (знака обслуживания) и запрещать путем принятия соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе Международного олимпийского комитета, кроме тех случаев, когда на это имеется его разрешение.

Иными словами, за Международным олимпийским комитетом (МОК) были закреплены исключительные права на олимпийскую символику, а также исключено неконтролируемое использование олимпийской символики иными лицами. Российская Федерация является участником Найробского договора об охране олимпийского символа с 1986 года (СССР).

Еще одним международным документом в области олимпийского движения является Олимпийская хартия, которая представляет собой свод основополагающих принципов Олимпизма, правил и официальных разъяснений, принятых МОК, а также регламентирует организацию, мероприятия и деятельность олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр. В олимпийской хартии описаны все элементы олимпийской символики.

Проведение Олимпиады — это и огромная честь для страны, и в то же время определенные финансовые и правовые трудности. Российский город Сочи был выбран местом для проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года, в связи с чем, в 2007 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон об организации зимних Олимпийских игр). Статьями 7 и 8 названного Закона установлены ограничения на использование олимпийской символики.

Под олимпийской символикой при этом понимаются наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи-2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi-2014» и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения как проводимых игр, так и предшествующих им и следующих за ними.

Статьей 8 Закон об организации зимних Олимпийских игр признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

— продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика;

— введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм.

Защиту олимпийской символики и паралимпийской символики (включая принадлежащие Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительные права на объекты интеллектуальной собственности) на территории Российской Федерации осуществляет Оргкомитет «Сочи 2014»

Безусловно, с введением в действие Закона об организации зимних Олимпийских игр можно говорить об установлении на территории Российской Федерации государственного (национального) режима правовой охраны олимпийской символики, основываясь на международных положениях в области защиты олимпийской символики.

При этом законодатель предусмотрел использование олимпийской символики для обозначения товаров, работ, услуг лишь при условии заключения договора, предоставляющего такое право, с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.

Данное положение действующего законодательства с одной стороны, ограничило бесконтрольное использование олимпийской символики и обеспечило возможность для уполномоченных МОК организаций осуществлять контроль в области защиты олимпийской символики, а с другой стороны, предоставило МОК возможности для развития олимпийского движения посредством привлечения материальных и финансовых средств от лиц, желающих заключить такой договор.

Вместе с тем, случаи незаконного использования олимпийской символики имеют место, и это, в первую очередь, обусловлено тем, что олимпийское движение в преддверии проведения олимпийских игр особенно привлекательно для людей, соответственно вызывает повышенный интерес к товарам, услугам, для продвижения которых используется олимпийская символика.

Необходимо отметить, что незаконное использование олимпийской символики наносит серьёзный ущерб конкурентной среде, затрагивает в целом интересы страны-организатора Олимпийских игр, а также свидетельствует о пренебрежительном отношении к ценностям культуры и спорта, условия для которых создаются путем проведения такого рода масштабный игр как Олимпийские, заслуживших популярность во всем мире.

Статус Олимпийских игр в мире очень высокий и участие в Олимпийских играх – престижное мероприятие, которое свидетельствует о достаточном экономическом, политическом развитии страны-организатора, о соответствии ее действующего законодательства международным стандартам, и соответственно, то, как будет организовано проведение олимпийских игр, в том числе и с точки зрения организации соблюдения действующего законодательства в этой сфере, несомненно, будет оказывать большую роль в формировании имиджа страны.

И в этой связи, роль антимонопольного органа в борьбе с незаконным использованием олимпийской символики, пресечении подобных действий и принятии превентивных мер является существенной, об этом свидетельствует и включение в Закон об организации зимних Олимпийских статьи 8. Итак, можно сказать, что законодатель избрал в качестве одного из основных способов борьбы с незаконным использованием олимпийской символики признание таких действий актом недобросовестной конкуренции и воздействие на виновника посредством антимонопольного законодательства.

Учитывая, что незаконное использование символики может нанести значительный материальный и репутационный ущерб Российской Федерации, антимонопольный орган регулярно проводит работу в рамках, представленных ему полномочий, и стремится к недопущению нарушений со стороны представителей бизнеса.

С 1 сентября 2010 года запущена программа защиты лицензионной продукции Оргкомитет «Сочи-214». В рамках данной программы на лицензионную продукцию будут наносить идентификационные защитные элементы – марки и голограммы. Использование олимпийских символов при отсутствии указанных элементов, а также отрицательный результат проверки подлинности лицензионной продукции может свидетельствовать о незаконном использовании символики на товаре.

Незаконное использование олимпийской символики влечет наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством, в связи с чем, следует подробнее остановиться на квалификации таких действий с точки зрения нарушения статьи 14 (недобросовестная конкуренция) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Понятие недобросовестной конкуренции закреплено пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения недобросовестной конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно:

-совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц);

-быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

-противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

-причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Для признания действий актом недобросовестной конкуренции установление перечисленных признаков является обязательным. Однако для квалификации действий, связанных с незаконным использованием олимпийской символики, установление такого квалифицирующего недобросовестную конкуренцию признака как «направленность на получение преимуществ» не является обязательным, поскольку по отношению к пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции часть 1 статьи 8 Закона об организации зимних Олимпийских игр является специальной. Такая правовая позиция изложена и в Постановлении Пленума ВАС РФ № 11.

Итак, действия, связанные с незаконным использованием олимпийской символики, признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В то же время представляется, что незаконное использование олимпийской символики в любом случае способно предоставить необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности. Так, в первую очередь с учетом того, что олимпийское движение приобрело всеобщую известность и положительно воспринимается людьми во всем мире, использование олимпийской символики обеспечивает создание условий для повышенного интереса потребителей к товару с олимпийской символикой. Более того, лица, незаконно использующие олимпийскую символику, получают возможность не нести издержки, связанные с заключением и исполнением соответствующего лицензионного соглашения, что, безусловно, свидетельствует о направленности на получение преимуществ по сравнению с иными лицами, использующими олимпийскую символику на законных основаниях.

Незаконное использование олимпийской символики квалифицируется антимонопольным органом как нарушение пункта 2 или пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, либо как нарушение части 1 статьи 14 названного закона, устанавливающей общий запрет на недобросовестную конкуренцию.

Такой подход обусловлен тем, что не вся олимпийская символика зарегистрирована в качестве товарных знаков.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Использование не зарегистрированной в качестве товарного знака олимпийской символики может образовывать состав нарушения указанной нормы в случае если такое использование создает условие для введения потребителей в заблуждение в отношении перечисленных в статье обстоятельств.

Как правило, такое незаконное использование создает ложное представление о причастности лица, использующего олимпийскую символику, к Олимпийским играм.

В таком случае к нарушителю применяется меры административного реагирования, предусмотренные частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

Данное положение применяется к действиям, связанным с незаконным использованием олимпийской символики, зарегистрированной в качестве средства индивидуализации товаров, работ, услуг. Административная ответственность в данном случае наступает по части 2 статьи 14.33 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что если в первом случае, для юридических лиц установлено наложение административного штрафа в пределах от ста до пятисот тысяч рублей, то во втором случае – штраф налагается в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей. При этом, при назначении административного наказания учитываются обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность. Размер штрафа рассчитывается в зависимости от наличия/отсутствия таких обстоятельств.

В соответствии с частью 4 статьи 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Читайте так же:  Досудебное заявление о моральном вреде

Итак, с учетом изложенного, можно говорить об установлении законодателем серьёзных мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, связанного с незаконным использовании олимпийской символики.

В завершение сказанного приведем ряд примеров недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием олимпийской символики.

Наиболее часто встречающимся правонарушением в этой области является незаконное использование олимпийской символики «Сочи 2014».

Например, ФАС России было рассмотрено дело по факту использования ЗАО «Управляющая компания Банка России» в наименовании открытого паевого инвестиционного фонда акций словесного обозначения «Сочи 2014» . Фонд специализировался на вложениях в акции компаний, которые окажутся в наибольшем выигрыше от расширения инвестиционного спроса внутри экономики. При этом особое внимание было уделено компаниям, работающим в Южном федеральном округе и имеющим перспективы расширения бизнеса в связи с подготовкой к Олимпиаде 2014 года в г. Сочи.

За незаконное использование олимпийской символики «Сочи 2014» компания была привлечена к административно ответственности.

В качестве примера недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием указанной олимпийской символики на территории Уральского федерального округа можно привести дело, рассмотренное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области в отношении Негосударственного учреждения дополнительного образования «Урало-Сибирский Центр информационной поддержки», которое при осуществлении организации и проведения в г. Сочи образовательных семинаров в целях повышения квалификации специалистов различных профессий незаконно использовало символику «SOCHI 2014».

Еще одним распространенным видом нарушения является незаконное использование олимпийской символики, представляющей собой пять переплетённых колец.

Например, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области к административной ответственности за недобросовестную конкуренцию привлечено ООО «КОРПОРАЦИЯ ЮВЕ», которое при проведении всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи «Поймай удачу» незаконно использовало олимпийскую символику в виде пяти переплетенных колец.

Незаконное использование указанной олимпийской символики было выявлено и на территории Челябинской области. Так, Управлением Федеральной антимонопольной службы было привлечено к административной ответственности ООО «МПЗ «Таврия» за реализацию товара (колбаса), на упаковке которого присутствовала олимпийская символика: изображение пяти переплетенных колец и слова «Олимпийская».

По материалам Челябинского УФАС России

Главный государственный инспектор отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России А.П. Пивоварова

Найробский договор об охране олимпийского символа это

В соответствии с Олимпийской хартией все права на олимпийскую символику принадлежат исключительно Международному Олимпийскому комитету (далее МОК). В отношении олимпийской символики действует специальный правовой режим, впервые установленный Найробским договором об охране олимпийского символа, заключенным в городе Найроби (Кения) 26 сентября 1981 года [3] (далее — Найробский договор). Применительно к СССР указанный договор вступил в силу с 17 апреля 1986 года.

До заключения Найробского договора правовая охрана основного олимпийского символа в виде пяти переплетенных колец осуществлялась на основании правил, содержащихся в законодательстве о товарных знаках. Первоначально данный олимпийский символ был зарегистрирован в качестве товарного знака в Патентном ведомстве Швейцарии по месту нахождения штаб-квартиры МОК. Впоследствии на основе национальной регистрации была осуществлена международная регистрации данного олимпийского символа по правилам Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года [6].

В результате международной регистрации правовая охрана основного олимпийского символа распространилась на территории всех стран — участниц Мадридского соглашения, в том числе и на СССР, который присоединился к данному соглашению с 1 июля 1976 года.

Необходимость установления специальной правовой охраны главного олимпийского символа была обусловлена тем обстоятельством, что объем правовой охраны, полученной в соответствии с законодательством о товарных знаках, не мог должным образом обеспечить защиту исключительного права обладателя олимпийского символа, зарегистрированного в качестве товарного знака. Причиной тому являлся статус МОК, который не занимался производством и продажей товаров, а являлся лишь издателем поступающих в свободную продажу публикаций, снабженных олимпийским символом.

В этой связи правовая охрана олимпийскому символу как товарному знаку могла быть предоставлена только в отношении товаров 16 класса МКТУ, то есть в отношении брошюр, газет, периодических изданий. Что касалось товаров массового потребления, маркированных олимпийским символом, то выпуск таких товаров оказывался вне зоны действия правовой охраны.

Следует уточнить, что под вышеуказанной аббревиатурой МКТУ понимается Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков, принятая Ниццким соглашением от 15 июня 1957 года [7].

Как уже отмечалось, право на олимпийскую символику принадлежат исключительно МОК, в том числе для использования элементов олимпийской символики в коммерческих и рекламных целях.

Право на олимпийскую символику обладает рядом специфических признаков, позволяющих отграничить его как от вещного права собственности, так и от права интеллектуальной собственности. Эти признаки проявляются в особенностях субъекта права на олимпийскую символику, объектах права и содержании права.

МОК как субъект права на олимпийскую символику является международной неправительственной организацией, созданной не для целей извлечения прибыли на неограниченный срок в организационной форме ассоциации, признанной Швейцарским федеральным советом. МОК выступает в роли организации, наделенной юридически обеспеченными монопольными возможностями в отношении олимпийской символики.

Объектами права на олимпийскую символику являются все вышеуказанные элементы олимпийской символики. Как отмечает О. Городов, авторитетный специалист в области интеллектуальной собственности, эти объекты не относятся к категории телесных объектов, то есть к вещам, но могут быть воплощены в них. Равным образом их нельзя напрямую отождествлять и с объектами интеллектуальной собственности по правовому режиму, хотя часть из них по своей сущности тяготеет к объектам авторского права (гимн, девиз), а другая часть — к средствам индивидуализации (символ, флаг) [2].

Содержание права на олимпийскую символику составляют принадлежащие МОК правомочия по использованию олимпийской символики, в том числе в коммерческих и рекламных целях. Указанные правомочия носят двойной характер: с одной стороны, они проявляются в возможности МОК использовать олимпийскую символику по своему усмотрению, а с другой стороны, — в возможности наложения запрета или выдачи разрешения третьим лицам на ее использование. При этом, в отличие от большинства прав на объекты интеллектуальной собственности, правомочия МОК по использованию олимпийской символики имеют экстерриториальный характер.

В подавляющем большинстве случаев олимпийская символика используется в составе товарных знаков, поэтому рассмотрим вопрос об особых требованиях к регистрации объектов интеллектуальной собственности, содержащих элементы олимпийской символики, на примере регистрации товарных знаков.

В статье 1483 ГК РФ установлены основания для отказа в государственной регистрации товарного знака, иными словами, регламентированы случаи, когда такая регистрация невозможна. В частности в отношении олимпийской символики применимы положения подпункта 2 пункта 2 статьи 1483 ГК РФ.

В указанной норме содержится следующее требование — в соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки. При этом согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 1483 ГК РФ не регистрируются и обозначения, сходные до степени смешения с вышеназванными элементами, однако такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые, если на это имеется согласие надлежащего компетентного органа.

Следует обратить внимание на то, что в подпункте 2 пункта 2 статьи 1483 ГК РФ международные и межправительственные договоры упоминаются с использованием союза «и», что в настоящее время позволяет напрямую применять данную норму к символике МОК. Ранее действовавший Закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [1] в аналогичном контексте упоминал лишь о международных межправительственных организациях (пункт 2 статьи 6 Закона). Это служило препятствием для применения правовой нормы в отношении международных организаций, созданных не на межправительственном уровне, каковой и является МОК. В настоящее время данное упущение устранено отечественным законодателем.

Как отмечалось ранее, Найробский договор об охране олимпийского символа вступил в силу для нашей страны с 17 апреля 1986 года, поэтому нормы данного международного договора являются для России обязательными. В соответствии с положениями Найробского договора государства — участники этого договора обязаны отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве товарного знака (знака обслуживания) любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе МОК. Все вышеуказанные действия допускаются только с разрешения МОК.

При рассмотрении заявок на регистрацию товарных знаков с использованием олимпийской символики следует руководствоваться также положениями пункта 3 статьи 1483 ГК РФ. В соответствии с данной нормой отечественного законодательства не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя или противоречащего общественным интересам.

Рассмотрим реализацию вышеуказанных положений международного и отечественного законодательства на примере отказа в регистрации в качестве товарного знака обозначения «ОЛИМПИК СИТИ / OLYMPIC CITY».

В Роспатент с заявлением о регистрации данного обозначения в качестве товарного знака обратилось Закрытое акционерное общество «Олимпик Сити» (г. Москва). По результатам экспертизы заявленного обозначения Роспатент принял решение об отказе в регистрации данного обозначения в качестве товарного знака на основании пункта 3 статьи 1483 ГК РФ. Заключение Роспатента мотивировано следующим соображением — заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, поскольку включает в свой состав словесный элемент «OLYMPIC» -«ОЛИМПИЙСКИЙ». Вместе с тем правами на обозначения, включающие словесный элемент «олимпийский», обладает МОК.

Закрытое акционерное общество «Олимпик Сити» обратилось в Палату по патентным спорам с возражением против вынесенного Роспатентом решения. Суть доводов возражения сводилась к следующему:

— права МОК установлены Олимпийской хартией, которая является актом, принятым неправительственной организацией и не имеющим прямого действия на территории Российской Федерации. Следовательно, у заявителя нет необходимости обращаться в МОК за получением согласия на регистрацию данного обозначения в качестве товарного знака;

— заявленное словосочетание воспринимается как фантазийное и не может вводить потребителей в заблуждение, поскольку услуги, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака, не имеют отношения к Олимпийскому движению;

— словесные элементы заявленного обозначения «ОЛИМПИК СИТИ / OLYMPIC CITY» представляют собой часть фирменного наименования заявителя.

Коллегия Палаты по патентным спорам оценила приведенные заявителем доводы следующим образом:

Словесный элемент обозначения «OLYMPIC CITY» в переводе с английского означает «олимпийский город», а словосочетание «ОЛИМПИК СИТИ» является транслитерацией буквами русского алфавита обозначения «OLYMPIC CITY».

При оценке довода заявителя о том, что Олимпийская хартия, устанавливающая права МОК на обозначения с использованием словесных элементов «ОЛИМПИЙСКИЙ» («OLYMPIC»), не имеет прямого действия на территории РФ, Коллегия Палаты по патентным спорам руководствовалась статьей 7 Федерального закона от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Согласно указанной норме Олимпийский комитет России в соответствии с Олимпийской хартией МОК осуществляет меры по юридической защите прав собственности МОК на использование олимпийских символа, девиза, флага, гимна, наименований «олимпийский» и «Олимпиада» на территории Российской Федерации. Олимпийский комитет России обладает правом собственности на олимпийские символ, эмблему, флаг и наименование «олимпийский», зарегистрированные в установленном порядке. Их использование в рекламных, коммерческих и иных целях регламентируется Олимпийской хартией МОК и допускается только с разрешения и на условиях Олимпийского комитета России.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь тем, что заявителем не представлено согласие МОК на регистрацию и использование заявленного обозначения со словесным элементом «OLYMPIC» в качестве товарного знака, Коллегия Палаты по патентным спорам пришла к выводу, что заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно производителя, поскольку может порождать представление потребителя о том, что заявленные услуги оказываются с согласия или под контролем МОК.

В ответ на довод заявителя о том, что услуги, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака, не связаны с Олимпийским движением, Коллегия Палаты по патентным спорам указала следующее. В свете предстоящего проведения XXII Олимпийских игр в городе Сочи регистрация обозначения, содержащего словесный элемент «OLYMPIC CITY» для услуг, связанных с проектированием и экспертизой в области строительства, будет вводить потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги.

Что касается вхождения словесного элемента «ОЛИМПИК СИТИ» в фирменное наименование заявителя, то следует указать, что исключительные права на товарный знак и на фирменное наименование являются самостоятельными правами, существующими независимо друг от друга и подлежащими регистрации различными государственными органами. При этом в Российской Федерации не предусмотрена регистрация товарных знаков только на основании его совпадения с фирменным наименованием заявителя.

В соответствии с вышеизложенной мотивировкой Палата по патентным спорам отказала ЗАО «Олимпик Сити» в удовлетворении возражения от 10.09.2008 года и оставила в силе решение Роспатента от 25.03.2008 года об отказе в регистрации в качестве товарного знака обозначения «ОЛИМПИК СИТИ / OLYMPIC CITY» [4].

В отличие от рассмотренного случая регистрация товарного знака с использованием олимпийского символа возможна, если при этом заявитель представляет в Роспатент письмо-согласие уполномоченного органа.

Так, в 2009 году Общество с ограниченной ответственностью «Бархатные сезоны» обратилось в Роспатент с заявлением о регистрации в качестве товарного знака обозначения «МИСС СОЧИ», испрашиваемого заявителем для проведения конкурсов красоты. Поскольку в состав заявленного обозначения входит словесный элемент «СОЧИ» — название города, в котором будут проводиться XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года, заявитель представил в Роспатент письмо-согласие уполномоченного органа от 20.11.2009 года на использование словесного элемента «СОЧИ» в составе регистрируемого товарного знака.

В соответствии с Законом № 310-ФЗ в Российской Федерации таким уполномоченным органом с 1 января 2009 года является автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи» (далее — АНО «Оргкомитет «Сочи 2014»), выступающая в роли единственной организации, представляющей интересы МОК на территории нашей страны. При таком условии Роспатентом было принято положительное решение о регистрации словесного обозначения «МИСС СОЧИ» на имя Общества с ограниченной ответственностью «Бархатные сезоны» [5].

Рецензенты:

Клинов А. С., доктор исторических наук, профессор кафедры международного и предпринимательского права НЧОУ ВПО «Южный институт менеджмента», г. Краснодар.

Дашин А. В., доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права НЧОУ ВПО «Южный институт менеджмента», г. Краснодар.

Найробский договор об охране олимпийского символа это

Агамагомедова Саният Абдулганиевна

кандидат социологических наук

доцент, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»

440026, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Красная, 40

PhD in Sociology

Associate professor of the Department of State Law Disciplines at Penza State University

440026, Russia, Penzenskaya oblast’, g. Penza, ul. Krasnaya, 40

В преддверии проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 году актуальность приобретают вопросы правовой защиты олимпийской символики. Особую роль в системе административной защиты олимпийской символики играют таможенные органы. Они осуществляют контроль за трансграничным перемещением товаров с олимпийской символикой, выявляют и пресекают административные правонарушения, связанные с незаконным использованием олимпийской символики, используют механизм таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. В статье рассматривается судебная практика и особенности административного производства по данной категории дел, а также правовые и организационные основы взаимодействия таможенной службы с другими государственными органами.
Ключевые слова: Олимпийские игры, МОК, Найробский договор, Олимпийская хартия, товарный знак, таможенные органы, олимпийская символика, таможенный реестр, таможенный контроль, КоАП РФ

Дата направления в редакцию:

Prior to the Olympic Games 2014 in Sochi the issues of legal protection of Olympic symbols become very important. Custom authorities play an important role in the system of administrative protection of Olympic symbols because they perform control over cross-border transfer of goods with Olympic symbols, detect and supress administrative violations and illegal use of Olympic symbols and use custom registers of intellectual property items. The author of the article analyzes judicial practice and peculiarities of administrative proceedings as well as legal and organizational grounds of interactions between customs and other state authorities.

Читайте так же:  Коллекторы для сшитого полиэтилена

Olympic Games, International Olympic Committee (IOC), Nairobi Treaty, Olympic Charter, trademark, custom authorities, Olympic symbols, customs register, customs clearance, Administrative Offences Code of the Russian Federa

В канун предстоящего проведения ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи особую актуальность приобретают вопросы правовой охраны и защиты олимпийской и паралимпийской символики. Процессы внесения дополнений и изменений в российское законодательство в части регулирования порядка использования олимпийской символики (далее в статье понятие «олимпийская символика» будет обозначать понятие «олимпийская и паралимпийская символика»), ее правовой охраны и защиты происходят задолго до проведения данного мероприятия. При этом безусловно используется международный опыт в области охраны данных объектов. Рассмотрим нормативно-правовую основу и особенности административно-правовой защиты олимпийской символики таможенными органами в современной России.

Следует согласиться с мнением авторов, утверждающих, что современная Олимпиада – это не столько спортивное, сколько геополитическое событие, имеющее долгосрочные политические и социально-экономические последствия для страны-организатора [1, с. 7] . Организация и проведения подобных мероприятий не может не отразиться на развитии страны-организатора в целом, а также на механизмы регулирования различных групп общественных отношений, прямо или косвенно задействованных в реализации олимпийского движения.

Важнейшим международным актом в области охраны и защиты олимпийской символики является Найробский договор об охране олимпийского символа 1981 года, который вступил в силу для России 17.04.1986 [2] . В соответствии с этим документом олимпийский символ состоит из пяти переплетенных колец: голубого, желтого, черного, зеленого и красного, помещенных в таком порядке слева направо. Он состоит из олимпийских колец, изображенных в одном или разных цветах. Кроме олимпийского символа к элементам олимпийской символики относятся олимпийский флаг, олимпийский девиз, олимпийская эмблема, олимпийский гимн. Все они описаны в Олимпийской хартии, которая является другим важнейшим международным документом в области олимпийского движения [3] . Согласно правилу 7 Олимпийской хартии «Олимпийские игры являются исключительной собственностью Международного олимпийского комитета (МОК), которому принадлежат все права и данные, связанные с ними; в частности, и без каких-либо ограничений, МОК принадлежат права на Игры, связанные с организацией, использованием, вещанием, записью, представлением, воспроизводством, доступом и распространением в любой форме и любыми средствами и методами, существующими в настоящее время или теми, что будут развиты в будущем. МОК определяет условия доступа и использования данных, имеющих отношение к Олимпийским играм, к соревнованиям и выступлениям на Олимпийских играх.

Олимпийские символ, флаг, девиз, обозначения (включая, но не ограничиваясь словами «Олимпийские игры» и «игры Олимпиады»), знаки, эмблемы, огонь и факелы, как указывается в Правилах 8 – 14 далее, все вместе и по отдельности являются «Олимпийской собственностью». Все права на каждый в отдельности и на все вместе элементы Олимпийской собственности принадлежат исключительно МОК, включая, но не ограничиваясь, использованием в коммерческих целях, для получения дохода и рекламных целях».

В качестве основополагающего положения Найробского договора об охране олимпийского символа выступает установление обязанности государств-участников отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве товарного знака (знака обслуживания) и запрещать путем принятия соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе МОК, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение последнего [4, с. 13] .

В рамках организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр в г. Сочи в России в 2007 году был принят Федеральный закон «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее в параграфе – Закон). Данный нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Законом определяется статус оргкомитета «Сочи 2014», который является автономной некоммерческой организацией (АНО), учреждаемой Олимпийским комитетом России, Российской Федерацией и городом Сочи для целей организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии с положениями Олимпийской хартии, Свода правил Международного паралимпийского комитета и соглашения, заключенного Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

При этом подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Закона установлено, что Оргкомитет «Сочи 2014» для достижения целей своей деятельности осуществляет функцию по обеспечению во взаимодействии с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России при организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр защиту олимпийской символики и паралимпийской символики (включая принадлежащие Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), в том числе в судебном порядке [5] . При этом Оргкомитет «Сочи 2014» с 1 января 2009 года представляет интересы МОК на территории России. Таким образом, можно говорить об установлении национального режима правовой охраны и защиты олимпийской символики на территории РФ на основе международных положений в данной области.

Нормативная база данного режима включает в себя универсальные правовые нормы в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности (Конституция РФ, четвертая часть Гражданского кодекса РФ, КоАП РФ и др.), а также нормы специального характера (Федеральный закон «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Что касается защиты олимпийской символики, то она осуществляется традиционными правовыми методами, которые подразделяются по отраслевой принадлежности. Так, осуществить защиту прав на объект интеллектуальной собственности, относящийся к олимпийской символике, можно посредством гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых средств. В то же время данная защита осуществляется на внутреннем рынке и при трансграничном перемещении товаров. Рассмотрим особенности административно-правовой защиты олимпийской символики таможенными органами РФ.

Участие таможенного ведомства в движении по защите олимпийской символики начинается практически с самого начала действия Закона. Уже с начала 2008 года появляются первые статистические данные о результатах борьбы таможенных органов с незаконным оборотом продукции с олимпийской символикой, новости о том, что таможенные органы приступили к защите олимпийской символики [6] .

Деятельность таможенных органов РФ по защите олимпийской символики ведется в рамках подписанного 25 апреля 2008 года Соглашения между ФТС России и Оргкомитетом «Сочи 2014» об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году (далее – Соглашение) [7] . Соглашение действует на период организации и проведения игр — до 31 декабря 2016 г.

Соглашение предусматривает обмен информацией по фактам нарушения режима использования олимпийской символики, проведение совместных операций и мероприятий, направленных на пресечение и предотвращение соответствующих правонарушений, выработку предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство с целью установления и усиления ответственности за незаконное использование олимпийской символики. Помимо этого, стороны обязались проводить совместные семинары, конференции, совещания, подготовку и переподготовку кадров, изучение соответствующего опыта государств, проводивших Олимпийские игры.

ФТС России взяла на себя обязательства включать в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности товарные знаки, связанные с олимпийской символикой максимально быстро и по возможности на максимально возможный срок; планировать и осуществлять конкретные мероприятия по выявлению, предотвращению и пресечению незаконного оборота через таможенную границу товаров, содержащих олимпийскую символику [8] .

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) ФТС России является основой механизма защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности. Таможенные органы в соответствии с действующим таможенным законодательством принимают меры по трансграничной защите товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как внесенные, так и не внесенные в ТРОИС. В 2011 году в ТРОИС ФТС России было 7 товарных знаков на символику Олимпийского комитета России и 15 товарных знаков — на символику МОК [9] .

В настоящий момент (на 31.07.2012) ТРОИС ФТС России насчитывает 28 объектов интеллектуальной собственности, связанной с олимпийским движением, среди которых 15 принадлежат Международному олимпийскому комитету, 12 — АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» и 1 — Общероссийскому союзу общественных объединений «Олимпийский комитет России» [10] .

Деятельность ФТС России в этом направлении получила высокую оценку руководства АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» как в ходе рабочих встреч, так и в рамках проведения ежегодных семинаров-совещаний по защите прав интеллектуальной собственности [11] . За первое полугодие 2012 года российскими таможенниками уже задержано свыше двух миллионов единиц контрафактной продукции (ЕКП) с олимпийской символикой [12] .

Рабочая группа ФТС России и Оргкомитета «Сочи 2014» по защите олимпийской и паралимпийской символики, созданная приказом ФТС России от 7 июля 2008 года № 825, проводит постоянную работу по обеспечению защиты олимпийской и паралимпийской символики, а также по активизации и повышению эффективности взаимодействия между таможенными органами и правообладателями при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

В соответствии с положениями Соглашения ФТС России был разработан регламент информирования Федеральной таможенной службы о фактах получения российскими и зарубежными организациями статуса всемирных партнеров МОК, МПК (Международный паралимпийский комитет) и маркетинговых партнеров АНО «Оргкомитет «Сочи 2014».

При этом в соответствии с информацией АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» всемирные партнеры МОК, МПК и маркетинговые партнеры АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» (далее — Партнеры) могут использовать олимпийскую символику, в том числе товарные знаки МОК, АНО «Оргкомитет «Сочи 2014», Общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России» (ОКР), Общероссийской общественной организации «Паралимпийский комитет России» (ПКР), на любых ввозимых на территорию РФ товарах, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ТС (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза).

В случае, если ввоз товаров на территорию РФ с олимпийской символикой осуществляется лицом, не являющимся Партнером, правомерность такого ввоза подтверждается документом, устанавливающим договорные отношения между Партнером и соответствующим лицом, в том числе на ввоз товаров в Российскую Федерацию, либо письменным согласием Партнера [13] .

В ФТС России Оргкомитетом «Сочи 2014» передается информация о партнерских соглашениях МОК, МПК, АНО «Оргкомитет «Сочи 2014»; о лицензионных и сублицензионных договорах АНО «Оргкомитет «Сочи 2014».

Данная информация должна включать в себя сведения о группах товаров, услуг, на которые предоставлено право использования олимпийской и/или паралимпийской символики; перечень объектов олимпийской или паралимпийской символики, разрешенной к использованию, включая объекты интеллектуальной собственности; объем передаваемых прав; срок действия соглашений и договоров, другие сведения [13] .

Сотрудничество Оргкомитета «Сочи 2014» с таможенными службами и другими органами государственной власти представляет для Оргкомитета особую значимость. Все инициативы, реализуемые Оргкомитетом на базе системы соглашений в период подготовки и проведения Игр в Сочи, в перспективе позволят усовершенствовать существующие инструменты защиты прав интеллектуальной собственности, повысить уровень общественного правосознания, а также сформировать необходимую культуру обращения с объектами интеллектуальной собственности в нашей стране [14] .

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что административные дела, связанные с незаконным использованием олимпийской символики, возбуждаются как определенными уполномоченными органами самостоятельно, так и в результате совместных мероприятий различных государственных ведомств. Так, анализ практики позволяет выделить факты возбуждения дел о незаконном использовании олимпийской символики на внутреннем рынке подразделениями УВД [15] и антимонопольными органами [16] , при трансграничном перемещении товаров — таможенными органами [17] , а также таможенными органами совместно с другими правоохранительными органами [18-20] . Нередки ситуации, когда дела об административных правонарушениях, связанных с использованием олимпийской символики, возбуждаются прокурорами (либо по результатам совместных действий прокуратуры и ОВД) и направляются для рассмотрения в Управления Федеральной антимонопольной службы [21-22] , либо когда материалы проверки, содержащие признаки правонарушения, направляются УВД антимонопольным органам [23] .

Следует отметить, что в системе защиты олимпийской символики задействован целый ряд государственных органов: МВД России, ФАС России, Роспотребнадзор, органы прокуратуры, ФТС России. Административная ответственность за незаконное использование олимпийской символики предусмотрена несколькими составами КоАП РФ. Это, прежде всего, статья 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака» и статья 14.33 КоАП РФ «Недобросовестная конкуренция». В средствах массовой информации появилось даже выражение «сочинские» дела, которые по некоторым данным в 2010 году были рассмотрены российскими арбитражными судами в количестве 722 дел [24] .

Защита олимпийской символики таможенными органами основана на факте трансграничного перемещения товаров, содержащих олимпийскую символику, а также на правомочиях по выявлению и пресечению административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.10 КоАП РФ.

С приближением Олимпийских игр недобросовестные предприниматели все чаще пытаются незаконно использовать символику «Сочи 2014» [12, 25] . Причем все чаще такие нарушения выявляют в Краснодарском крае и непосредственно в столице будущей Олимпиады – Сочи [9] .

Анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.10 КоАП РФ и инициированных таможенными органами РФ, свидетельствует об отсутствии единообразия в толковании и применении арбитражными судами отдельных норм права. Так, по одному и тому же делу арбитражными судами различных инстанций выносятся разные решения: в одном случае общество признается виновным и привлекается к ответственности в виде штрафа, в другом – суд применяет статью 2.9 КоАП РФ и признает административное правонарушение, совершенное обществом, малозначительным [17] . Подобные противоречия судебной практики присущи, по мнению специалистов, и общей массе дел о незаконном использовании олимпийской символики (инициированных всеми полномочными административными органами): в 352 (49%) случаях суды штрафовали торговцев нелицензионными предметами, а по 370 (51%) делам было принято решение об отказе от привлечения ответчика к административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, позволяющей освободить лицо от административной ответственности при малозначительности правонарушения, выраженной в отсутствии угрозы общественным отношениям [24] .

Следует также обратить внимание на отдельные вопросы, возникающие при выявлении и пресечении подобных правонарушений таможенными органами, а также при рассмотрении судебных дел, связанных с незаконным использованием олимпийской символики, арбитражными судами.

На практике признаки подобных правонарушений выявляются таможенными органами в рамках досмотровых мероприятий, то есть фактического контроля [17, 26-28] . В большинстве случаев документальный контроль, проводимый таможенными органами, не позволяет выявить признаки подобных правонарушений.

В качестве правообладателя, который привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебных заседаниях выступает АНО «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи» [17] . Именно с ним связывается таможенный орган при выявлении признаков нарушений прав интеллектуальной собственности, связанной с олимпийской символикой; на основании его заявления возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.10 КоАП РФ.

Правоприменительная практика рассматриваемого направления свидетельствует о фактах, когда к административной ответственности привлекается не участник ВЭД, а таможенный представитель. По мнению суда, в силу п. 1 ст. 15 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Также при осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных ТК ТС требований (п.п. 1 п. 2 ст. 15 ТК ТС). На основании этого судом делается вывод о том, что в случае, если при декларировании товара таможенная декларации оформляется таможенным представителем, а не декларантом, то лицом, ответственным за достоверность заявленных сведений и (или) незаявление к декларированию всего (части) товара, является таможенный представитель как профессиональный участник таможенных правоотношений [27] .

Читайте так же:  Налоговый вычет за несовершеннолетнего ребенка

В рамках административного расследования дел о незаконном использовании олимпийской символики таможенными органами используются заключения экспертов (специалистов), которые на основе применения специальных знаний делают выводы о тождественности или сходности до степени смешения применяемых участниками ВЭД обозначений и зарегистрированных товарных знаков, содержащих олимпийские символы. Интересно, что в судебных решениях упоминаются и заключения специалиста, представленные представителем правообладателя, и заключения независимых экспертов. Так, в заключении эксперта Брянской торгово-промышленной палаты № 510 от 14.03.2011 сделан вывод о том, что воспроизведение обозначения в виде пяти пересекающихся колец идентично во всех элементах. Такое обозначение, по мнению эксперта, является средством индивидуализации Международного олимпийского комитета [27] .

Отдельные судебные решения свидетельствуют о том, что при отсутствии заключения эксперта (специалиста) суды самостоятельно делают определенные выводы, никак не связанные с определением тождественности или сходности до степени смешения используемых обозначений и товарных знаков. Например, факт использования участником ВЭД обозначения в виде в виде словосочетания «OLIMPIC SPECIAL», которое не зарегистрировано в качестве товарного знака и, как следует из представленных в материалы арбитражного дела доказательств, в базе данных Роспатента Российской Федерации отсутствует, позволил суду прийти к выводу о том, что наличие данного словосочетания на упаковках товара, ввезенного на территорию РФ ООО «Л», не может расцениваться как нарушение исключительного права на товарный знак. При этом судами всегда учитывается то, что защита товарных знаков обеспечивается не в отношении всех товаров, а только тех, которые поименованы в охранном документе, выданном на основании государственной или международной регистрации товарного знака [28] (под охранным документом имеется в виду свидетельство о регистрации товарного знака).

На практике нередко встречаются факты незаконного использования товарного знака с одновременным совершением правонарушения в форме недекларирования (так называемое сопутствующее правонарушение), то есть в качестве недекларированного товара выступает контрафактный товар с незаконным использованием олимпийской символики. В этом случае в отношении одного лица возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.10 КоАП РФ (Незаконное использование товарного знака) и частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ (Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию). Причем, лицо при этом подлежит ответственности по каждому составу в отдельности, и доводы лица, привлекаемого к ответственности за незаконное использование товарного знака, о том, что оно уже было привлечено к административной ответственности таможней по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, а поэтому не может быть привлечено к ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ, судом справедливо отклоняются [27] . По оценке специалистов ФТС России, количество таких «двойных» нарушений увеличивается из года в год. Поэтому представители таможен, при проведении административного производства по делам о нарушении таможенных правил, должны обязательно исследовать незаконно перемещенные товары на предмет их контрафактности. А в случае подтверждения таких фактов – возбуждать дела [29, с. 13] .

При совершении таможенным органом (как и любым иным административным органом) процессуальных нарушений при осуществлении административного производства по делам об административных правонарушениях суды отказывают в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. При этом в судебных решениях содержится ссылка на пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», которым установлено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело [30] .
Примером может служить вывод суда в одном из судебных актов о том, что административным органом не были приняты достаточные меры для надлежащего уведомления законного представителя общества, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и составлением протокола в его отсутствие существенно нарушены права лица, привлекаемого к ответственности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления [28] .

В качестве предметов рассматриваемой категории административных правонарушений выступают самые разные товары. Лидирует среди товаров с незаконно воспроизведенной олимпийской и паралимпийской символикой одежда – шорты, футболки, кепки. На втором месте — многочисленные брелоки, кружки, магнитные картинки, то есть сувениры с изображением олимпийских колец, факела, эмблемы, талисманов игр, пиктограмм, символизирующих различные виды спорта, и т.п. На третьем месте по степени распространения среди «олимпийского» контрафакта стоит различная полиграфическая продукция: тетради, календари и альбомы с олимпийскими кольцами и надписью «Сочи-2014». В качестве примера необычных подделок, выявленных таможенной службой, можно назвать «олимпийский» ламинат и… помидоры, о чьей «принадлежности» к зимней Олимпиаде красноречиво говорили пять колец на каждом упаковочном ящике [12] .

По свидетельству представителей оргкомитета «Сочи-214» нарушители в настоящий момент переориентировались на провоз фирменной упаковки и элементов декора, которые можно впоследствии нанести на продукцию. Это означает, что производителей подделок придется выявлять на территории России [31, с. 15] .

Особенности правоприменительной практики таможенных органов зависят и от географии таможен. В Северо-Западном и Южном регионах, где грузопотоки идут через порты Санкт-Петербурга и Новороссийска, большая часть товара перемещается морским транспортом. На Дальнем Востоке иная картина. Там основная проблема – челноки, которые по категории беспошлинной торговли частями перевозят к нам товар, аккумулируют его и затем всю партию отправляют в центр России [32, с. 9] .

Меры таможенных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (включая олимпийскую символику) зачастую носят превентивный характер и не связаны с привлечением к административной ответственности. Так, в отдельных случаях выявление таможенным органом товара с нанесенной олимпийской символикой и оперативное взаимодействие с правообладателем позволяет устранить потенциальное нарушение исключительных прав путем проведения демаркировки партии товара фирмой-получателем [26] .

В дополнение к административным мерам защиты олимпийской символики в Российской Федерации планируется также применение технических решений: введение специальной защитной маркировки, оснащение таможенных органов техническими средствами таможенного контроля, которые позволят с высокой долей вероятности отделять поддельные от подлинных товаров [33, с. 12] .

Так, с целью защиты олимпийских товаров от поддельных разработана специальная программа «Гознака». Будут введены визуальные и скрытые полиграфические и электронные способы защиты. На каждом товаре появится специальная голограмма, свидетельствующая о его подлинности. Каждый производитель, который обладает лицензией, сможет приобрести нужное количество таких защитных средств. Причем уникальная база данных ярлыков позволит госорганам следить за продуктом от момента его производства до продажи. Чтобы оградить покупателей от подделок, вещи с олимпийским брендом планируется продавать в специализированных магазинах и на особом сайте в Интернете. В 2012 году будет открыт олимпийский гипермаркет в Москве и супермаркеты по всей территории России. Кроме того, товары можно будет купить на официальном сайте оргкомитета [18] .

Отдельно следует отметить взаимодействие ФТС России с другими ведомствами и службами в борьбе с оборотом контрафактной продукции, содержащей олимпийскую символику. Помимо Оргкомитета «Сочи 2014», о взаимодействии с которым уже было сказано, это, прежде всего, органы прокуратуры. Мероприятия по надзору за соблюдением законодательства о защите олимпийской символики осуществляются с самого начала реализации защитных механизмов. Так, прокуратурой вносятся представления руководителям таможенных органов при установлении недостаточности мер, принимаемых для обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, пресечения незаконного оборота через таможенную границу РФ объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат АНО Оргкомитет «Сочи 2014» [34] .

Прокуратурой осуществляется общее руководство и координация мероприятий созданной межведомственной рабочей группы, в задачу которой входит борьба с контрафактной продукцией и защита интеллектуальной олимпийской собственности в период подготовки и проведения олимпиады в Сочи. В данную группу входят представители МВД России, Роспотребнадзора, ФТС России, ФАС России, Оргкомитета «Сочи-2014» [9] .

Совместные мероприятия государственных органов в рассматриваемом направлении проводятся регулярно. Так, партии контрафактных товаров были изъяты таможенными подразделениями совместно с сотрудниками МВД России и Роспотребнадзора на городских рынках в Сочи и Кемерове. Были отмечены случаи поступления подобной продукции из стран ближнего зарубежья, например из Казахстана [32] .

Кроме того, за соблюдением законного использования товаров с олимпийской символикой следят и Ассоциация товаропроизводителей, и Ассоциация рекламных агентств [35, с. 19] .

Следует отметить, что существующим механизмам правовой охраны и защиты олимпийской и паралимпийской символики присущи проблемы, которые сопровождают развитие правовых конструкций охраны и защиты прав интеллектуальной собственности вообще, и трансграничного аспекта в частности. Так, в качестве определенных проблемных вопросов в рассматриваемом направлении можно назвать следующие.

1. Ограниченный харктер таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях. Согласно части 2 статьи 328 Таможенного кодекса Таможенного союза меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:

1) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования [36] .

В связи с эти положением таможенного законодательства Таможенного союза контрафактные товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях, доходят до своего потребителя. В настоящее время прорабатывается возможность отмены подобного рода исключений.

По официальным сведениям ФТС России таможенным ведомством подготовлены изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза, направленные на отмену изъятий, касающихся освобождений от контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и пересылаемых в адрес физических лиц в международных почтовых отправлениях [11] . Речь идет прежде всего о включении положений пункта 2.1.3 статьи 15 Всемирной почтовой конвенции от 12.08.2008 г. в законодательство Таможенного союза, согласно которым запрещается перемещать в международных почтовых отправлениях контрафактные товары [37] .

2. В настоящее время отсутствует эффективное регулирование интернет-торговли, которая получает все большее распространение. Введение в оборот на территории Российской Федерации контрафактных товаров посредством электронной торговли в настоящее время фактически не контролируется. Исключением в этом смысле могут считаться единичные факты привлечения к ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности Федеральной антимонопольной службой в рамках антимонопольного законодательства. Следует согласиться с мнением исследователей о том, что концепция защиты товарных знаков в сети Интернет при отсутствии специальных регулятивных норм может основываться на категориях защиты от недобросовестной конкуренции, что отражает мировую тенденцию охраны рассматриваемых интересов [38, с. 31] .

3. К сожалению, в настоящее время приходится констатировать отсутствие единообразия правоприменительной и судебной практики в направлении защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе и в отношении олимпийской символики. Так, много нареканий у участников рынка возникает в связи с отсутствием регламентации процесса уничтожения контрафактной продукции, в связи с чем зачастую судьба изъятой и конфискованной продукции остается неизвестной [39, с. 16] . Другой проблемой судебной практики является соотношение различных составов КоАП РФ, например, статьи 14.10 и части 2 статьи 14.33 КоАП РФ. По мнению отдельных авторов, совершая абсолютно одинаковые правонарушения можно быть оштрафованным по разным статьям КоАП РФ. Более того, они отмечают, что у судей в разных регионах сложились свои предпочтения в применении одной из этих статей [40, с. 123] . Эти и другие вопросы правоприменения требуют квалифицированной правовой оценки и правовой регламентации с целью установления единообразия в рассматриваемой сфере правового регулирования.

Международной основой правовой защиты и охраны олимпийской символики является Найробский договор об охране олимпийского символа 1981 года и Олимпийская хартия. Данные документы определяют элементы олимпийской символики, статус МОК в отношении защиты данной символики, а также устанавливают обязанности государств-участников в области регистрации и использования объекта интеллектуальной собственности, содержащего олимпийскую символику либо ее элементы.

В связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи Российская Федерация приняла на себя дополнительные обязательства по защите исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие МОК, а также иную символику, связанную с проведением Олимпийских и Паралимпийских игр в России.

Принятый в этой связи Федеральный закон «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является носителем норм специального характера, которые дополняют правовой режим охраны и защиты, установленный в РФ в отношении объектов интеллектуальных прав.

В рамках борьбы с незаконным использованием олимпийской символики особая роль возлагается на таможенные органы, в функции которых входит пресечение незаконного оборота контрафактных товаров при трансграничном перемещении.

Федеральной таможенной службой налажено активное взаимодействие с Оргкомитетом «Сочи 2014», правовой основой которого является совместное Соглашение об основах взаимодействия от 25 апреля 2008 года и другие документы.

ФТС России использует различные механизмы противодействия контрафакту, содержащему олимпийскую символику. Одним из них является ТРОИС ФТС России, в который сегодня включено 28 объектов интеллектуальной собственности, связанных с олимпийским движением.

В систему правовой защиты олимпийской символики входит целый ряд государственных органов. Таможенные органы занимают среди них особое место, связанное с осуществлением таможенного контроля за трансграничным перемещением товаров, содержащих интеллектуальный ресурс, и полномочиями по выявлению и пресечению административных правонарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков, включающих олимпийские символы или их элементы.

Анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.10 КоАП РФ, свидетельствует об отсутствии единообразия в подходах к правоприменению. Административное производство и судебное рассмотрение данной категории дел содержит ряд особенностей, связанных с выявлением подобного рода правонарушений таможенными органами, привлечением к участию в деле правообладателя, привлечением при определенных условиях к административной ответственности таможенного представителя, применением экспертных процедур, условиями отказа в удовлетворении заявления административного органа и другими аспектами.

Следует отметить, что в современный период в дополнение к административным методам защиты следует использовать и технические средства, которые позволят повысить эффективность действующего механизма административно-правовой защиты олимпийской символики.

Важное значение в борьбе таможенных органов с оборотом контрафактной продукции с олимпийской символикой имеет взаимодействие с другими государственными структурами, в частности с прокуратурой РФ.

В канун предстоящих Олимпийских игр в городе Сочи таможенные органы России совместно с правообладателями, государственными службами и общественностью должны приложить все усилия для эффективной борьбы с незаконным использованием олимпийской символики. При этом применение административно-правовых и организационных средств защиты должно занять существенное место в этом процессе.

По оценкам некоторых экспертов, около 80 процентов мировой торговли связано с товарами, содержащими интеллектуальную собственность. Со вступлением России во Всемирную торговую палату ВТО ввоз таких товаров увеличится. С учетом этого работа государственных органов, и в первую очередь роль таможенных служб в вопросах обеспечения защиты интеллектуальной собственности, становится все более значимой. Эффективность этой работы во многом будет зависеть от того, насколько успешно наладится совместная деятельность таможенных служб государств Таможенного союза, Евросоюза и государств-участников ВТО, а также координация и взаимодействие таможенных, правоохранительных органов, структур власти и бизнеса [39, с. 16] .

Таким образом, проблемы правовой охраны и защиты олимпийской и паралимпийской символики требуют комплексного подхода, основанного на общих принципах развития законодательства в области интеллектуальной собственности в современный период, а также гармонизации правоприменительной практики в рамках межведомственного взаимодействия.