Наглядные пособия по теме состав слова

ВНИМАНИЕ! Вы пользуетесь устаревшей версией браузера.

Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.

В связи с этим рекомендуем для работы с сайтом использовать следующие браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.

Морфемный конструктор на уроках русского языка в начальной школе

студентка 4 курса факультета педагогики и методики начального образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк[email protected]

Научный руководитель: Налимова Татьяна Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ и методики начального образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк[email protected]

Морфемный конструктор на уроках русского языка в начальной школе

Аннотация.Встатьеописывается необходимость использования наглядных пособий при обучении младших школьников. Представлен фрагмент урока с использованием наглядных изображений, т.е. разработанной нами системы наглядных средств обучения русскому языку в начальной школе, связанной сизучением раздела«Состав слова». Описаны примерные результаты экспериментальной работы, построенной на применении разработанного нами морфемного конструктора.Также даны рекомендации учителю по применению на уроках русского языка в младшем звене наглядных средств обучения.Ключевые слова:наглядные средства обучения, морфемный конструктор, начальная школа, изучение раздела«Состав слова» в начальной школе.

Одним из основныхпринциповобучения русскому языку в начальной школе является принципнаглядности. Известно, что у детей младшего школьного возраста доминируют конкретнообразное и наглядное мышление, и они нуждаются для решения проблемных лингвистических ситуаций в образных опорах. Правильное использование наглядности на уроках обучения русскому языку младших школьников помогает формированию внятных представлений о правилах и понятиях, содержательных определений понятий. Также применение наглядности способствует развитиюлогическогомышленияи речи, помогает детямприйти к обобщению на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений, эти обобщения впоследствии используются на практике.Определение «наглядное средство» характеризовали многие авторы:«Наглядность предъявляемое к научной теории требование, в соответствии с которым предлагаемые ею модели изучаемых явлений должны быть напрямую воспринимаемы наблюдателем с помощью органов чувств», такое определение предлагает Η.Φ. Овчинников [1].«Натуральные наглядные пособия

это намеренно подготовленные и обработанные для целей демонстрации натуральные объекты», утверждает В.Скакун[2].Исследователи подчеркивают, что наглядность создается использованием рисунков, схем, диаграмм, фотографий, мультимедиа и другихграфическихизображений, разъясняющихтекст[3], то есть наглядные средства обучения по русскому языку–«учебные пособия, которые позволяют основываться на зрительном, слуховом и зрительнослуховом восприятии» [4, с. 10].Анализируя данные определения,можно сделать вывод, что наглядные средства обучения русскому языку объекты, которые способны воздействовать на зрительное, слуховое и зрительнослуховое восприятие; объекты,являющиеся принципом и методом обучения, применяемые в образовательном процессе в качестве учебной информации и инструмента, который помогает учителю и ученикам в достижении поставленных целей обучения, воспитания и развития. Как известно, важнейшим компонентом ФГОСНООявляется ориентация на результаты образования. В концепции ФГОСНООуказаны требования крезультатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования ивключают всебя предметные, метапредметные и личностные результаты.Таким образом, на каждом уроке должны формироваться предметные результаты обучения.Предметные результаты изучения темы «Состав слова» связаны с формированием у младших школьников понятий о частях слова, об особенностях разбора слова по составу.Заметим, что раздел «Состав слова» занимает значительное место в изучении русского языка в начальной школе. Морфемные понятия невозможно механически заучить, школьникам необходимо их понять и усвоить. Состав слова традиционно изучается на протяжении всех четырех лет обучения, но сама грамматическая тема «Состав слова» представлена во вторыхтретьихклассах. Теоретический материал в школьных учебниках освещен достаточно полно, но в них, как показал проведенный нами анализ,недостаточно упражнений на отработку навыков разбора и практически нет ни сведений, ни упражнений, посвященных отработке умения разбирать слова по составу. Поэтомупоявилась необходимость в разработке современных наглядных пособий, помогающих детям наглядно представить абстрактные для них морфемные понятия.Так появилась разработанный нами и использованный на практикеморфемный конструктор «ПаровозикСловик». «ПаровозикСловик»

это изображение паровозика, тянущего в своем составевагончики морфемы. Первыйвагончик голубого цвета символизируетприставку, в последнем вагончике желтого цвета «едет» окончание, причем, если окончание нулевое,вагончикокончание заливается серым цветом. Вагончиксуффикс зеленого цветаможет отсутствовать или повторяться в соответствиис количеством суффиксов в слове. Главная морфема слова, корень, обозначена красным цветом. Изучаемые на урокечасти слова, не входящие в отдельную морфему,выносятся на отдельно стоящую платформу. Приведем пример фрагмента урока с использованием наглядного морфемного конструктора «ПаровозикСловик», где отражается деятельность учителяи учащихся.Урок русского языка был проведен во 2 классе по учебнику С.В. Иванова(УМК «Начальная школа XXIвека»).Темаурокасвязана с изучением не только состава слова,но и с орфографическим материалом: «Учимся писать разделительный твердый знак(Ъ)и разделительный мягкий знак (Ь)».Цель урока–формировать у второклассников представление об орфограмме«Правописание разделительного твердого и мягкого знака».Представим общую схемуурокас более подробным описанием одного из его этапов:I.Организация классана работу (создается эмоциональный настрой).II.Каллиграфическая пятиминутка(прописываются буквыъиь).III.Формирование представления о новойорфограмме:

Ребята, обратите внимание на доску. Вновь к нам на урок приехал ПаровозикСловик(рис. 1). Он узнал о новой орфограмме и хочет поделиться своими знаниями с вами.

Ребята, посмотрите на столбик с четырьмя изображениями ПаровозикаСловика. Что общего в них вы заметили?

Верно, а после каких частей слова он стоит? Какая буква стоит на конце?

Передкакими частями слова стоит твердый знак? На какие буквы начинаются корни слов, которые привез с собой ПаровозикСловик?

Рис. 1. Правописание Ъ в словах

Все верно, между приставкой, оканчивающейся на согласную букву,и корнем, начинающимся на гласные буквы я, е, ё, ю пишется всегда твердый знак. Твердый знак в таком положении называется разделительным твердым знаком. В устнойречи стоящий перед твердым разделительным знаком согласный звук мы произносим твердо. Попробуйте произнести данные слова, убирая платформу с твердым знаком.

Красиво звучит? Поэтому нам и необходим разделительный твердый знак,как в устной,так и в письменной речи, чтобы все одинаково воспринимали речь.

Посмотрим на другой столбик со словами ПаровозикаСловика(рис. 2). Что в этих словах общего?

После какой части слова он стоит?

На какую букву оканчивается корень слов?

Перед какой частью слова стоит мягкий знак?

А на какую букву начинаются окончания?

Рис. 2. Правописание Ь в словах

Хорошо, ребята, давайте запомним, что после корня в слове, оканчивающемся на согласную букву,и перед окончаниями,начинающимися на гласные буквы е, ё, ю, я,пишется всегда мягкий знак. Мягкий знак в таком положении называется разделительным мягким знаком. В устной же речи стоящий перед мягким разделительным знаком согласный звук мы произносим мягко. Произнеситеданные слова, убирая платформу с мягкимзнаком.Некрасиво и неясно, правда?IV.Закрепление новой орфограммы:

Как и по каким признакам различаютсяи схожиразделительный твердый и разделительный мягкий знаки? Давайте поработаем в парах с карточками. Раздаю одну карточку на парту, совещаясь в парах вам необходимо ответить на ряд вопросов.

ЪЬПосле какой части слова пишется?

После каких букв пишется?

Перед какой частью слова пишется?

Перед какими буквами пишется?

В рамках педагогической практики нами был проведена экспериментальная работа, которая включала несколько этапов: 1.Констатирующий эксперимент предполагалвыявление сформированности предметных знанийу младших школьниковна данном этапе (для этого мы использовали тестирование, индивидуальные карточки, диктант).2.Внедрение разработанных наглядных средств в учебный процесс (6 уроков), также организовывались уроки повторения темы «Состав слова» (2 урока).3.Завершающий эксперимент был построен навыявлениисформированности предметных знанийу младших школьников (опять мы использовали тестирование, индивидуальные карточки, диктант), также мы провели сравнительный анализ, направленный на выявление эффективностиприменениянаглядных средств обучения.Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и завершающего эксперимента в исследуемом второмклассе показал, что после экспериментальной работы отмечается у многих детей высокий уровень сформированностипредметных результатов, увеличилось число младших школьников, имеющих средний уровеньсформированности предметных результатов,повысился на 11%. Отмечается существенное уменьшение количества детей, имеющих низкийуровеньсформированностиЗУНов (уменьшилось на 24%). Общий процент успеваемости вырос на 24%, а качественная успеваемость в экспериментальномклассе увеличилась на 15%.Причиныданных изменений мы видим впостроенииработы в соответствии психофизическими особенностями младших школьников; в усилениимотивации за счет внедренияв обучение специально разработанных наглядных средств обучения; в систематическомповторениираздела «Состав слова».Это позволило сформулировать рекомендации для учителей в рамках темы исследования:1. Для достижения предметных результатовпри изучениираздела«Состав слова» необходимо использовать доступные для понимания и усвоения учащимися наглядные средства обучения; проводить пятиминутки на основе использования знакомых детям илюбимых ими наглядных средств (типа морфемного конструктора «ПаровозикСловик»).2. Необходимо тщательно продумыватьорганизациюсистемы урочных, внеурочных занятий точки зрения комплексного формирования системы предметных знаний у учащихсяначальных классов.3. Использовать проблемныевопросы, задания, ситуациис целью повышения, изменения мотивации детей в сторону когнитивнойсоставляющей.4. Использоватьдополнительныйзанимательныйматериалдля создания наглядных средств обучения,необычныеформ проведения уроковна основе использования принципа наглядности.

Читайте так же:  Обмен разрешения на работу на патент

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Состав слова»

Столичный учебный центр
г. Москва

Ляхова Зинаида Дмитриевна,

учитель начальных классов, СШ №7, г. Костанай

Конспект урока по русскому языку

в 4 классе по теме «Состав слова».

Тема: Состав слова».

Совершенствование знаний о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом слова.

Овладение учащимися умениями и навыками в анализе слов по составу и словообразовании, развитие логического мышления и речи.

Содействовать в воспитании самостоятельности мышления.

Тип урока: совершенствование знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, по группам, по вариантам.

Оборудование: таблица с графическим обозначением морфем, индивидуальные карточки с уровневыми заданиями.

ТСО: компьютер, презентация по теме, Видеоурок по теме «Состав слова».

I . Организационный момент.

1. Психологический настрой.

2. Проверка готовности класса к работе.

3.Сообщение темы и цели урока.

II . Повторение изученного. Актуализация знаний.

Презентация по теме «Состав слова».

— Какие части слова входят в основу?

— Что называется окончанием слова?

— Что такое корень слова?

— Какие слова называются однокоренными или родственными?

— Что называется приставкой, суффиксом?

2. Каллиграфическая минутка.

— Спишите с доски данные слова.

Чистая, прилетели, избушка, степной, написать.

3. Грамматическая разминка.

Задание: — Выделите корень в записанных словах.

— Подберите однокоренные слова.

III . Работа по теме урока.

Самостоятельное добывание знаний. Упражнение «Поиск». Упр.№41

— Вывод по теме. Алгоритм разбора слов по составу. (учебник, стр.17):

Найди и выдели в слове окончание.

Обозначь основу слова.

Определи корень слова, подбирая однокоренные слова. Обозначь его.

Выдели приставку и суффикс.

2. Упражнение в морфемном анализе слов (разбор слов по составу).

1) Комментированное письмо с заданием. Упр. №40.

2) Работа в парах. Выборочное письмо. Упр.№42.

3) Работа в группах. Упражнение «Размышление». Упр.№43.

— Вывод по теме. Просмотр Видеоурока по теме «Состав слова».

3. Индивидуальная дифференцированная работа (работа по рядам).

1 ряд — Соотнеси слова и таблицы – схемы (стрелками ):

сторожка «корень + окончание»

сварила «приставка + корень + окончание»

яблоко «корень + суффикс + окончание»

посади «приставка + корень + суффикс + окончание»

2 ряд — Подбери и напиши слова к схемам.

͡ ^□ («корень + суффикс + окончание»)

¬ ͡ ^□ («приставка + корень + суффикс + окончание»)

ряд – Выполни упражнение. Упр.№44

Развитие речи. Работа с деформированным текстом.

«Преобразуй запись». Упр.№46

IV . Самостоятельная работа (по вариантам).

1вариант. 2 вариант.

V . Домашнее задание.

Выборочное списывание. Упр.№45. Повторить алгоритм разбора слов по составу. (стр.17)

Список использованной литературы

1. Яковлева Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М.: Просвещение, 1985.

2. Никитина С.А., Якунина Л.П., Кульгильдинова Т.А. Русский язык. Методическое руководство: Для учит. 4 кл. общеобразоват. шк. / — Алматы: Атамұра, 2011.

3. Никитина С.А., Якунина Л.П., Мендекинова Р.П., Кульгильдинова Т.А. Русский язык. 4 класс.- Алматы: Атамұра, 2011.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

2. http://pedsovet.su/load/238 Сообщество взаимопомощи учителей.

Видеоурок. Разбор слова по составу (морфемный разбор).

«Описание материала:

Конспект урока по русскому языку, предназначенные для четвертого классе, тема занятия — »Состав слова». Конспект ориентирован для учителей, обучающих начальные классы.

Морфемный состав слова изучают, начиная со второго класса, по утвержденной Программе для 4-х летней начальной школы. Предлагаемый в конспекте учебный материал содержит развивающие упражнения и многоуровневые теоретически задания. Выполняя все эти упражнения, педагоги обеспечивают комплексную реализацию целей, направленных на систематизацию и углубление информации, учебное пособие решает грамматические и орфографические задачи.

Использование информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и форм взаимодействия с учениками, способствуют созданию наилучших условий для овладения учениками материала, формирования требуемых им умственных действий в той или иной учебной ситуации.

Номер материала: 131025062328

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Урок русского языка в 3 классе по теме «Состав слова. Закрепление.» (система Л.В.Занкова)

Столичный учебный центр
г. Москва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок русского языка в 3 классе

по теме «Состав слова. Закрепление.»

Разработала учитель начальных классов

2013-2014 учебный год

Технологическая карта урока

Закрепление по теме «Состав слова»

Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слова по составу, развивать умение выделять части слова (корень, окончание, приставку, суффикс).

Воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать аккуратность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ( личностные УУД )

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Предметные УУД: понимать и воспроизводить алгоритм разбора слова по составу, выделять части слова, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. (регулятивные УУД)

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)

умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Урок закрепления полученных знаний.

Частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Организация пространства (виды учебной деятельности)

Фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа, игровая деятельность, работа в группах, итоговое тестирование.

Однокоренные слова, корень, окончание, приставка, суффикс, основа.

Учебник «Русский язык 3 класс» А.В. Полякова, Справочное пособие по русскому языку 3 класс О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова (для разноуровневого домашнего задания)

Компьютерная презентация, индивидуальные карточки, карточки для работы в парах, «смайлики» для оценки своей работы на уроке, сигнальные карточки.

Читайте так же:  Договор между родителями и детским садом 2019

Создание эмоционально-положительного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности.

Слово учителя. Учитель организует уч-ся на начало урока.

— Ребята, я предлагаю начать наш урок в кругу.

Игра «Обмен настроением»

— Я, как всегда, рада вас видеть. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь дуг другу. Пусть у всех сегодня будет хорошее настроение.

— Какой у нас девиз?

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

-Займите свои места.

— Как вы думаете, теперь вам будет легче работать на уроке? Почему?

– Ребята, послушайте отрывок из одного литературного произведения и скажите, как оно называется, и кто его написал? «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво».

(«Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носов) СЛАЙД 2

(звучит песенка «Коротышки»)

Дети взялись за руки со своим соседом по парте, настроились на работу.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе(коммуникативные УУД)

2.Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

-Что можете сказать об этом сочетании? СЛАЙД 4

– А как зовут самого умного и начитанного героя этой сказки? (Знайка)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? ( О составе слова)

-Какие цели поставим перед собой? СЛАЙД 5

1.Повторить все, что знаем о частях слова.

2. Закрепить умение правильно разбирать слова по составу.

3. Выполнить все задания урока.)

– К сегодняшнему уроку русского языка Знайка и его друзья приготовили для вас разные задания. Постараемся с ними справиться?

темы и целей урока. Умение формулировать цели урока.

Планирование и регуляция деятельности уч-ся (регулятивные УУД)

Определение порядка работы на уроке.

— Посмотрите на план урока. Что можете сказать? СЛАЙД 6

1. Самостоятельная работа.

2. Минутка чистописания.

3. Работа по теме урока.

4. Словарная работа.

— Нужно поменять пункты местами. Как получится? СЛАЙД 7

1. Минутка чистописания.

3. Работа по теме урока.

4. Самостоятельная работа.

-На каком этапе урока вы предлагаете поработать самостоятельно? Почему?

Работа с планом урока. Дети составляют план своих учебных действий.

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Планирование деятельности (регулятивные УУД)

Состав слова. Окончание

конспект логопедического занятия на тему: Состав слова. Окончание.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова. Окончание»

Конспект логопедического занятия на тему:» Состав слова. Окончание.»

Цель: дать детям понятие «окончание», научить их изменять слова и выделять окончание.

Расширить словарный . Развивать умение проводить фонетический анализ на материале слова «Грибы» ,определять твердость и мягкость согласных звуков и графически их обозначать. Формировать лексико-грамматический строй речи на примере деформированного предложения. Развивать зрительно-пространственную ориентацию, мелкую моторику мышцы артикуляционного аппарата. Воспитывать умение слушать товарища,. умение выслушивать задание учителя, прививать любовь к животным. Развивать чувство прекрасного.

Наглядные пособия и раздаточный материал: ежик, картинки с артикуляционными позами, карточки, ёж, грибы.

Гриб, ы. мяч, …. корзина с грибами, мяч, мелкие ежи с мячами, фишки, 11 палочек, 2 пуговицы.

1. Организационный момент.

— Дети, к нам пришел гость, а кто, вы узнаете, отгадав загадку:

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят.

Молока они хотят

— Правильно, к нам пришел еж и принес нам много заданий, игр и сюрпризов. А какой он?

Колючий, забавный, фыркающий, серый, красивый

!. А еще он очень трусливый. Сейчас я расскажу вам историю про него, а вы

Будете мне помогать мимикой и жестами.

Ежик бегал по лесу и искал грибы. Он такой сосредоточенный и серьезный.

И вдруг услышал какой-то шум. Ежик насторожился. Это по лесу гуляли дети. Они спокойные, расслабленные. Ежик испугался.

— давайте отнесем ежика в безопасное место, где на него никто не наступит.

Берите ежика осторожно, медленно, бережно, чтобы не уколоться.

Ежик благодарен им, он улыбается, радуется.

3. Развитие мелкой моторики

А сейчас мы покажем ежику как мы делаем гимнастику для пальчиков. Для чего мы ее делаем?

чтобы наши пальчики были ловкие и помогали нам писать и говорить.

Этот пальчик — дедушка

Это: пальчик — бабушка

Этот пальчик — папочка

Этот пальчик — мамочка

Этот пальчик — я

Это вся моя семья

Дети поочередно загибают пальчики от большого сначала на правой руке, затем на левой. Затем на обеих руках.

4. Дыхательная гимнастика.

— Посмотрите, ежик тоже пришел не один. Он привел своих ‚деток. Как называются детки ежа?

— А зайца, а медведя, а лисы, а волка, а белки?

— А это не просто ежата, все они футболисты. Давайте мы с ними поиграем в

Подуем тихонечко — ежата ведут мяч перед собой

Теперь сильно, резко — забил гол

Ура! Победила команда ежат и детей 2 класса!

5. Развитие зрительно-пространственной ориентации

— Еж. Ты очень понравился нашим детям, и они покажут тебе сейчас как можно выложить слово «Еж» из полочек и пуговиц.

6. Развитие артикуляционной моторики

-А сейчас мы покажем ежику как умеем делать артикуляционную гимнастику.

Для чего мы ее делаем?

Д. Что бы правильно выговаривать звуки.

7. Развитие языкового анализа и синтеза

— Смотрите ежик пришел не с пустыми руками. Что он держит в лапках?

— Он еще принес с собой корзинку, посмотрите, что в ней?

— давайте сделаем звуковой анализ слова «грибы». Открываем тетради. Запишите пож число.

— Какой первый звук в слове грибы?

— Какой второй, третий…

Г — согл. тверд., синий

Р — согл., мягк,Зел.

Б–согл., тверд, синий

Сколько гласных звуков в слове грибы? Назовите их.

Сколько всего звуков? Сколько букв?

Чем звук отличается от буквы?

Д. Звук мы проговариваем и слышим, буквы пишем и читаем.

8. Работа над определением окончаний в словах.

— Скажите мне еще раз, что у ежика в лапках?

— А что у ежика в корзинке?

У. Чем отличаются эти слова?

Д. Добавляется буква «ы»

Ы – это окончание. Сегодня мы будем говорить об окончаниях. Оно может

изменяться! А как оно может изменяться мы сейчас увидим.

Я буду показывать вам карточки, а вы смотрите и читайте

Мяч мух лис рук

— Что здесь изменятся?

— Изменяется часть слова, называется окончанием.

Окончание обозначается квадратиком.

— Что такое окончание?

— Как обозначается окончание?

! Д, Окончание — это изменяемая часть слова. Оно обозначается

Дети. Посмотрите, наш ежик без обуви. Какую обувь он сейчас должен одеть?

— А почему? Какое сейчас время года?

— Как вы определили? (ПРИЗНАКИ ЗИМЫ)

— давайте расскажем ежику стихотворение.

Ежик, одевай сапожки (имитируем одевание сапог)

А не то замерзнут ножки

Я свернусь вот так в клубок (сворачиваемся «клубочком»)

И согреюсь без сапог.

Повторяем 2 раза.

10. Развитие грамматического строя речи.

На доске: «У ежик в корзине лежат гриб».

— Можно ли назвать ‚ данные слова предложением?

Д. Эти слова не связаны между собой по смыслу.

— Измените слова таким образом, чтобы они были связаны между собой и

! Указать на предлоги, посчитать сколько слов в предложении.

— Запишите предложение в тетради и отметьте ту часть слова, которая изменилась, т. е. окончание.

(С большой буквы, расстояние между словами, точка в конце)

— Теперь мы тем сказать для чего служат окончания?

Д. для связи слов в предложении.

— Как обозначаются окончания?

— Скажите полностью, что вы узнали об окончании.

д. Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в

предложении, обозначается квадратиком.

(Хором каждый ребенок)

— Я вам раздам карточки, вы допишите в них окончания, обозначьте их.

— Прочитайте, что получилось, какое окончание.

Читайте так же:  Зачем нужен работодателю коллективный договор

— Скажите еще раз, что мы узнали об окончании.

— Дети, мы еще много будем говорить об окончаниях на наших уроках, а сейчас Ежику пора в лес. Он принес нам гостинцы!

Давайте поблагодарим и к следующему занятию поищем дома картинки, стихи и загадки о ежиках.

Логопедическое занятие по теме «Состав слова». 3-й класс

Разделы: Логопедия

Цель: закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

Задачи:

I. Обучающие:

  • формировать умение выполнять морфологический анализ слов, обозначать части слова графически,
  • закреплять навыки словообразования при помощи приставок и суффиксов.

II. Развивающие:

  • тренировать правильное чёткое произношение звуков;
  • расширять словарь и формировать навыки грамотного письма;
  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
  • формировать навык наблюдательности, самостоятельности учебной деятельности;
  • активизировать познавательную и эмоциональную деятельность.

III. Воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
  • развивать навык слаженной работы;
  • развивать самостоятельность, самоконтроль.

Формы обучения: коллективная, работа в парах и самостоятельная работа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный, практический.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: фронтальное групповое логопедическое занятие.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  • индивидуальные зеркала.

Тема урока :Обобщение знаний о составе слова.»

Обобщение знаний о составе слова.

1. Совершенствование знаний о значимых частях слова;

упражнение в разборе слова по составу.

2. Развитие мышления, речи, кругозора.

3. Воспитание аккуратности, чувства товарищества,.

Отработка умения разбирать слова по составу и отработка орфографической зоркости (умение находить в корне или приставке букву, требующей проверки)

Закрепить названия частей слова. Уметь разбирать состав слова .

Учебник «Русский язык» 3 класс, наглядные пособия, телеграмма., презентация .

Цель : активизация учащихся. Подготовка к восприятию нового материла.

Тихо сядут девочки.

Ещё тише – мальчики.

— Ребята, сегодня утром я получила телеграмму. (1слайд) …, прочитай её, пожалуйста.

Помогите! Наше государство захватил злой Змей Горыныч.

Ваши друзья – Морфемы. Мы к вам послали нашего друга Мадагаскара. Мы надеемся ,что вы его научите различать части слова..

— Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Это слово вам не знакомо. Его вы будете употреблять позднее. Морфемами называют наших старых знакомых – части слова.(слайд2) Что мы будем делать на уроке.? Какую цель поставим перед собой? ( Будем говорить о составе слова и разбирать слова)

— Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова вы познакомились.(Корень, приставка, суффикс, окончание)

— Наши друзья попали в беду, а товарищей надо выручать. Поможем им?

— А заодно мы обобщим ваши знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

Цель: формирование навыка каллиграфии .Развитие орфографической зоркости.

— Но как же нам добраться до этого грамматического царства, орфографического государства? Ведь оно находится в большом Океане Знаний. Как быть? Выход есть! Посмотрите сюда. Какую букву вам напоминает наш плот?

( На рисунке изображён плот из брёвен, которые напоминают букву Ш).

— Какие элементы можно выделить?

Сейчас эти палочки мы «свяжем» соединительными элементами в своих тетрадях. Таким образом каждый из вас смастерит себе отдельный плот.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо – не согнусь.

За работу я возьмусь.

Напишите строчку букв ш и строчку Шш.

Шутку сшутить, людей посмешить.( В пословице найти орфограммы и подчеркнуть) (слайд3)

Наш Мадагаскар чуть не плачеть.(слайд5) У него в словах , которые он писал, пропали буквы. Поможем ему написать буквы и научим найти проверочные слова. (слайд 6)

Подбери проверочные слова

4. Работа по теме урока. Закрепление изученного.

Цель: Закрепить умения находить и называть части слова, обосновать свой ответ правилом.

  1. Итак, все готовы? Закрываем глазки и мысленно переносимся в Океан Знаний.

— А вот и островное государство. Откройте глазки. С какого острова начнём освободительную миссию? Конечно же, с главного – Корня. (слайд7)

Что такое – корень? (правило)

Корень – это общая часть однокоренных слов , в которой

передается их основное значение.

— Ребята, совсем недавно на этом острове природа была необыкновенной красоты. Но посмотрите, что сделал Змей Горыныч. Он сорвал листья со всех деревьев и разбросал по острову. Давайте соберём их, определим с какого они дерева и прикрепим их к ветвям.

( На доске изображения двух деревьев с разными «корнями», под ними листочки с однокоренными словами. Надо правильно определить принадлежность к тому или иному «корню» и прикрепить лист.)

  1. Молодцы, ребята! Змей Горыныч понял, что вы вооружены крепкими знаниями и покинул этот остров без боя. Но он укрылся на соседнем острове с названием Окончание. (слайд8)

— Что такое – окончание?(правило)

Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание

служит для связи слов в предложении.

— Для чего оно служит?(ответы ученика)

Если вы правильно выполните следующее задание, то Змей Горыныч будет повержен и здесь.

Соберите пословицу. (слайд9)

Не имей 100 (рубли), а имей 100 (друзья)

Наверняка вы знаете, что пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражается в предельно краткой форме. В основе каждой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт и т.д. Но всякая пословица предполагает и большой воспитательный смысл. В первой части ставится условие, а во второй – вытекающее следствие, вывод.

— Как вы понимаете смысл данной пословицы?

— Что вы изменили? (Окончание).

— Запишите это предложение.

Быстро к озеру спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Но не отправились домой.

  1. Работа с учебником. Самостоятельная работа.

Цель: контролировать знания о способах образования однокоренных слов и выделить части.

— А отправимся мы с вами освобождать следующий остров, который носит название – Суффикс. (слайд11)

Что такое суффикс?

Суффикс – это часть слова , которая стоит после корня и

служит для образования новых слов.

Для чего он нужен в словах? (ответы ученика)

Чтобы освободить его, необходимо выполнить упражнение из учебника. Откройте книгу на стр…69., найдите Упр.152.. Прочитайте задание. Это упражнение вы выполните самостоятельно.

— Кому не понятно, что нужно сделать?

— Что же у вас получилось? Какие суффиксы вы использовали для образования новых слов? Какой оттенок они придали новым словам?( ответ ученика)

Вы победили Змея Горыныча и здесь. (слайд13)

— Осталось освободить последний остров. Какой?

— Что такое — приставка?(правило)

Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

— Для чего она служит?( ответ ученика)

Чтобы окончательно прогнать Змея Горыныча из сказочного царства, необходимо образовать слова с помощью приставок:

а) слова со значением приближения; (приплыть, приехать…)

б) слова со значением удаления; (отплыть, отъехать…)

в) все слова слова разберём по составу.

5. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке.

— Итак, враг разбит. Он навсегда покинул сказочную страну. Её жители благодарят вас. Но ведь мы и не могли поступить по-другому. Не зря говорят: сам погибай, а товарища выручай. (слайд14) Мадагаскар благодарит вас. Как же хорошо помочь друзьям. Вы так считаете?

— Какие же острова стали свободными?

— Что мы знаем о корне? Приставке? Суффиксе? Окончании?

А сейчас мы благополучно возвращаемся домой. Закройте глазки.

Домашнее задание. Дома закрепим материал урока. Открываем учебники страницу 79, упражнение 179. Нужно найти противоположные по смыслу слова(антонимы). Написать по образцу. Выделить корень и приставки. Составить предложения с антонимами. (по желанию)

— Вам понравилось путешествие? Сегодня вы работали хорошо Поэтому я говорю вам –МОЛОДЦЫ! А вы себя как оцениваете?

Расскажите по схеме и оцените свои знания.

Я знаю состав слов, могу назвать их, умею показывать их графически, умею находить общие части однокоренных слов.

Научился находить , показывать и называть эти части. Я оценил свои знания на «…»

БОУ Быстринская основная общеобразовательная школа