Начальное обучение технике чтения. Учебно-методическое пособие

Зотова, Зотов: Начальное обучение технике чтения: Учебно-методическое пособие

Аннотация к книге «Начальное обучение технике чтения: Учебно-методическое пособие»

Книга адресуется воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, а также родителям, желающим научить своего ребенка быстро и правильно читать. Книга снабжена апробированной опытными педагогами методикой обучения чтению. Поурочное планирование материала, постепенный переход от простого к сложному облегчат задачу взрослого и ребенка на пути овладения чтением.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Методы обучения технике чтения

Рассмотрим задачи обучения чтению на современном этапе развития системы образования.

Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками.

На начальной ступени обучения (1 — 2 год систематического изучения языка) учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звукобуквенные соответствия, уметь читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие связные тексты, построенные на программном языковом материале. Одним из ведущих современных методистов является Е. И. Пассов, который написал ряд работ, посвящённых методике обучения иностранным языкам, речевой деятельности, планированию урока иностранного языка, создал ряд учебно-методических комплексов для изучения немецкого языка. Поскольку в данной работе предполагается рассмотрение обучение техники чтения на базе английского языка, то целесообразно рассмотреть только общие рекомендации, данные Пассовым в своих работах.

«С точки зрения психологии, — пишет О. А. Розов, — чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс деятельности нервной системы человека, характеризующийся громадным объёмом подсознательной и сознательной работы мозга». Умение читать основано на определённых навыках, которые должны быть сформированы учителем в процессе работы в классе и дома. И первый из этих навыков — это «соотнесение зрительного образа речевой единицы с её слухо-речедвигательным образом». Сумма этих навыков и составляет технику чтения.

Чтобы грамотно планировать уроки обучения чтению, необходимо знать две вещи: во-первых, что значит — уметь читать, во-вторых, с помощью каких средств можно развивать это умение. Обратимся к мнению профессора Е. И. Пассова.

«Уметь читать — это, прежде всего владеть техникой чтения, т. е. мгновенно узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их во внутренней или внешней речи. Любая речевая единица является оперативной единицей восприятия. Такой единицей может быть слово, или даже слог (при плохой технике чтения), или словосочетание из двух или нескольких слов (синтагма) и даже целая сложная фраза (а при скорочтении — и абзац), чем крупнее оперативная единица восприятия, тем лучше техника чтения, а чем лучше техника чтения, тем выше уровень понимания текста.

Уметь читать также значит мгновенно соотносить лексические единицы и грамматическое оформление с их значением. Причём имеется в виду непосредственное понимание семантической стороны речевых единиц. Такое понимание в значительной мере основано на том, насколько читающий умеет предвосхищать (антиципировать) как смысловое содержание читаемого текста (содержательная антиципация), так и отдельные грамматические формы (структурная антиципация)».

Пассов выделяет несколько методов обучения техники чтения на современном этапе развития методики преподавания иностранных языков: алфавитный (заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв), звуковой (выучивание звуков с последующей комбинацией их в слова), слоговый (выучивание комбинаций слогов), метод целых слов (заучивание наизусть целых слов, иногда фраз и даже предложений — прямой метод), звуковой аналитико-синтетический метод, фонемно-графический метод. Рассмотрим достоинства и недостатки этих методов.

Алфавитный метод подразумевает изучение чтения отдельных букв и их сочетаний без учёта того, что слова состоят из слогов и чтение буквосочетаний зависит от того, в каком слоге оно стоит. Кроме того, для школьников младших классов очень тяжело заучивать огромное число правил без их конкретного применения при чтении.

Обучение звуковому методу начинают с изучения звуков иностранного языка с последующим складыванием их в слова. К сожалению, этот метод неприменим к английскому языку, где один и тот же звук может быть передан различными графемами.

Методы целых слов, фраз, предложений — это отголоски прямого метода, существовавшего ещё в 19-м веке, ученики учат слова без «скучного называния по буквам», они сразу понимают смысл слова и имеют возможность анализировать различные тексты с первых занятий. Правда, чтение вслух в этом случае превращается в угадывание правильного чтения слова. Учащиеся не понимают механизма составления слов, делают очень много ошибок при чтении и могут читать только знакомые слова.

В Англии был период увлечения обучению «целостному языку» (whole-language approach). Это распространилось и на обучению чтению целых слов и даже фраз: прослушал — запомнил и узнал/прочитал. Этот многолетний эксперимент привел к снижению уровня грамотности учащихся и выпускников школ. Решением британского правительства лет десять назад было принято решение об обучении школьников звуко-буквенным соответствиям или так называемой «фонике» («phonics»). Конечно, в английском языке множество слов, которые нужно запоминать, но даже такие случаи систематизируются и запоминаются как группы особых случаев.

Звуковой аналитико-синтетический метод является наиболее привлекательным на фоне всех вышеперечисленных. В этом случае преподаватель не только учит детей правильно произносить звуки, показывает артикуляцию, но и учит их анализировать эти слова, подкрепляя этот процесс наиболее употребительными правилами чтения таким образом, чтобы ученик, столкнувшись с незнакомым словом, мог сам догадаться на основании его знаний, как оно читается.

Целесообразно остановиться на наиболее применяемых методах обучения технике чтении.

В современных методиках параллельно также выделяют метод устного опережения, когда учащиеся сначала изучают основные разговорные фразы иностранного языка и только потом переходят изучению правил чтения и написания букв и буквосочетаний. Что не мешает применению всех перечисленных выше методов, т. к. осуществляется прежде изучения букв и звуков. Как пишет С. Ф. Шатилов, такой метод устраняет две трудности из трёх: усвоение звукового образа слова и его значения; учащемуся остаётся только связать графический образ со звуковым, но не все могут это сделать, особенно труден переход к чтению после длительного устного вводного курса. Примерно устный вводный курс должен занимать не более 2-3 месяцев.

В соответствии с предложенной методикой обучение чтению вслух производится на устной основе и осуществляется с помощью следующих упражнений:

— знакомство с буквами алфавита и их озвучивание;
— чтение отдельных слов по ключевым словам;
— чтение грамматических структур с различным лексическим оформлением;
— чтение различных структур, организованных в логической последовательности и т. д.

Данная методика предусматривает ещё несколько пунктов упражнений, но нас интересуют самые первые. В течение первой четверти предусматривается только изучение правил произношения звуков вслед за учителем, или за диктором. Ученики изучают правильную артикуляцию того или иного звука, выполняют гимнастику для языка и губ, которая впоследствии помогает им справиться с произношением трудных звуков английского языка. Изучение проходит в несколько этапов, сначала учащиеся прослушивают звуки, потом повторяют их за учителем, затем повторяют вслед за учителем слова, значения которых преподавателем не переводятся. По возможности на уроках используются выражения, которые позволяют закрепить пройденные звуки — это команды, просьбы учителя, соответствующая лексика и грамматика. Изучение букв английского алфавита и правил их чтения и написания начинается только в конце первой четверти и идёт в течение второй и третьей четвертей. Ученики начинают знакомиться с гласными и с правилами их чтения в открытом и закрытом слогах, обучение ведётся с помощью ключевых слов. На доске помещается карточка с ключевым словом, где буква, которая изучается, выделена красным цветом, а непроизносимая е, если она есть, синим. Учитель объясняет чтение этого слова, читает его, ученики читают за ним, после чего по аналогии читают слова, которые читаются таким же образом (например, plate, name, table, place и т. д.). При этом слова должны подбираться таким образом, чтобы они были известны к этому моменту уже всем ученикам. Далее учащиеся читают специальные упражнения по учебнику. Обучение чтению гласных ведётся с учётом четырёх различных типов слогов.

Этапы работы над формированием техники чтения

Этап первый. Устный вводный фонетический курс. Выработка и закрепление слухо-речедвигательных навыков при произнесении отдельных фонем в увязке со значками транскрипции. Тренировка навыков говорения (диалогическая речь с опорой на запись в транскрипции). Выработка и закрепление навыков чтения транскрипции. Поурочный контроль говорения и чтения транскрипции. Контрольное чтение незнакомых слов в транскрипционной записи в конце данного этапа. Количество уроков 8-10.

Этап второй. Названия букв и их графические образы. Первые навыки письма полупечатным шрифтом. Английский алфавит. Первый опыт работы со словарем учебника. Количество уроков 3-4.

Читайте так же:  Развод с ребенком через суд или загс

Этап третий. Знакомство с правилами чтения в увязке с графическим образом слов, изученных в устном вводном курсе. Выработка и закрепление навыков чтения по учебнику речевых единиц (слов и диалогов), смысл и произношение которых известны учащимся из устного вводного курса. Закрепление навыков письма на уровне копирования. Контрольная работа по буквам и алфавиту в конце данного этапа. Количество уроков 5-6.

Этап четвертый. Закрепление навыков чтения на речевых единицах, диалогах и текстах, не входивших в устный вводный курс. Введение новых, доучивание известных правил чтения.
Рассмотрим виды упражнений, которые учитель может использовать на уроках обучения чтению.

Методика обучения чтению на начальном этапе предлагает следующие упражнения:

— написание букв, буквосочетаний, слов по образцу;
— нахождение пар букв (строчная и заглавная);
— вписывание недостающих; пропущенных букв;
— списывание — запись — прочтение слов в соответствии с определённым признаком (в алфавитном порядке, в исходной форме слова, заполнение пропущенных букв в слове и др.);
— конструирование слов из разрозненных букв;
— поиск (прочтение, выписывание, подчёркивание) в тексте знакомых, незнакомых, интернациональных и др. слов (в разном скоростном режиме);
— чтение текста с пропущенными буквами / словами и т. д.

Всем этим заданиям можно придать игровой характер, например: заполнение кроссвордов, составление ребусов, расшифровка тайнописи (чтение текста, содержащего слова с перепутанными буквами), чтение текстов, содержащих картинки, вместо незнакомых слов, подписывание слов под картинками, соотнесение рисунков и записанных слов, командные игры на выявление самых лучших читающих и т. д.

Наиболее желательным упражнением многие методисты считают чтение расширяющихся синтагм. Это упражнение преследует следующие цели:

а) увеличивает оперативную единицу восприятия текста;
б) развивает структурную антиципацию;
в) способствует усвоению новых слов, которые затем могут встретиться в тексте (развивает контекстуальную догадку);
г) настаивает учащихся на чтение текста, т. к. направляет их мысли в определённом направлении (развивает логическое понимание).

Главное достоинство чтения расширяющихся синтагм, безусловно, в том, что это упражнение способствует расширению поля охвата при чтении: ученик привыкает читать не по слогам, не пословно, а синтагмами, к тому же с каждым разом всё более крупными. И чем больше становится единица восприятия текста, тем лучше синтагматичность чтения, смысловое членение текста, а следовательно, тем выше скорость и лучше понимание.

Shakespeare?
Shakespeare is a poet.
He is an English poet.
Shakespeare is a great English poet.

Как видно из примеров, синтагма (какое-либо словосочетание, имеющее в речи самостоятельный смысл) в каждой последующей фразе распространяется и расширяется, но не прямолинейно, а трансформируясь. Однако ключевое слово повторяется в каждой фразе, хотя и в новом окружении. В первой фразе даётся значение нового слова, в последующих оно должно быть понято без перевода, и в результате многократного восприятия ученик должен запомнить его.

Оптимальным вариантом выполнения этого упражнения является чтение под фонограмму вполголоса или шёпотом. Чтение расширяющихся синтагм может осуществляться в разных режимах:

1) учащиеся слушают запись и повторяют по одной синтагме громко хором в паузах вслед за диктором (учителем);
2) учащиеся повторяют по одной фразе громко хором в паузах вслед за диктором (учителем);
3) учащиеся читают про себя весь блок синтагм;
4) учащиеся читают индивидуально (2 — 3 человека) по одной фразе громко вслед за диктором (учителем) и сверяют каждую фразу с образцом чтения;
5) два — три ученика читают весь блок синтагм индивидуально (они сверяют своё чтение фраз с чтением диктора, или учитель сам исправляет их ошибки);
6) учащиеся читают все вместе хором одновременно с диктором;
7) три — четыре ученика читают индивидуально вместе с диктором.

Указанные режимы обладают разной степенью трудности, возрастающей от режима 1) к режиму 7).

Рекомендуется начинать работу с варианта 1) как наиболее лёгкого, а затем, пройдя все другие варианты, можно будет достичь такого уровня, когда ученик сможет читать вместе с диктором, несколько отставая от него (вариант 5), или даже одновременно (синхронно) (вариант 6). Но для этого необходимо соблюдать обязательное правило: паузы, в которые читает ученик, должны постепенно, но неуклонно уменьшаться, заставляя его ускорять чтение, охватывать одним взглядом как можно больше слов.

Сначала пауза для ученика должна быть двукратной или даже трёхкратной по сравнению с тем временем, за которое данную синтагму (фразу) прочитывает диктор (учитель). Но она должна немного уменьшиться даже в пределах одного блока.

Ещё одно важное условие: первая фраза должна произноситься вслух, вторая — шёпотом, третья — про себя. И так в каждом блоке. Если произношение учеников неважное, можно вначале уделять больше времени произнесению вслух.

Пассов Е. И. рекомендует использовать чтение расширяющихся синтагм на большинстве уроков младшей ступени обучения.

Заниматься этим упражнением нужно не более пяти минут. В нём, как правило, содержатся те слова, которые затем подлежат целенаправленному использованию на уроке. Я использую в своей работе чтение расширяющихся синтагм не только по учебнику, но и вынося записи на доску. Иногда дети получают домашнее (дополнительное) задание для желающих: составить блок из подобных предложений по образцу, данному в учебнике для своего одноклассника. Выполненные задания можно проверить в классе. Это развивает интерес к предмету, даёт возможность потренироваться в правописании.

Для развития техники чтения часто используют чтение под фонограмму. Техника чтения тесно связана с пониманием читаемого. Чем лучше мы понимаем, тем быстрее мы читаем (т. е. знакомые слова и выражения ученики читают намного легче, чем неизвестные и непонятные). Чем быстрее мы читаем, тем лучше схватываем содержание. Неслучаен известный факт, говорящий о том, что в средних и старших классах школы лучше учатся те дети, которые имеют хорошую технику и скорость чтения на родном языке. Они быстрее работают с получаемой информацией, выделяют главное и второстепенное, составляют план изложения текста. Развивая технику чтения, ученик совершенствует и синтагматичность чтения, т. е. правильное его смысловое членение, а это способствует правильности понимания.

Чтение под фонограмму помогает и развитию аудирования, т. к. приучает учеников к определённому заданному темпу звучания, способствует формированию у них правильных слуховых образов речевых единиц.

Чтение под фонограмму способствует и обучению говорению, прежде всего произнесению звуков (в составе речевых единиц), а также правильному логическому ударению и синтагматичности речи. При чтении под фонограмму возрастает непроизвольное запоминание, поскольку это одно из немногих упражнений, в которых учащийся одновременно видит речевые единицы, слышит их и произносит (т. е. у ученика задействованы разные типы памяти: зрительная, слуховая, речедвигательная).

Чтение под фонограмму осуществляется в тех же режимах, что и чтение расширяющихся синтагм.

Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарём учащиеся изучают знаки международной транскрипции. При этом ученикам сообщают, что в английском языке существует особая запись — звуковая, некоторые её знаки совпадают с буквами, дающими данный звук при чтении: [b], [p], [m], [n], [s], [t], [d], [v], [f] и т. д. Их можно специально не заучивать. Но есть и специфические значки, запоминание которых потребует усилий. Выработка умения читать знаки транскрипции, которое необходимо для дальнейшего пользования словарём, является одной из задач начального этапа.

Изучение правил чтения входит в состав обучения процессуальной составляющей чтения. Исходя из принципа вторичности практического применения правил чтения, делаю вывод, что само по себе правило не требует длительной специальной тренировки, достаточно показать его применение на нескольких незнакомых словах и далее вводить буквенную запись конкретного слова, входящего в набор лексики данного урока. В дальнейшем для закрепления использую списки новой лексики, выделяя правила чтения подчеркиванием и обращая на них внимание учащихся. Помимо этого, при корректировке ошибок учеников при чтении удобны плакаты с пронумерованными списками правил чтения, висящие над классной доской.

Несмотря на различие концепций в раннем обучении, необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста и использовать приемы обучения, адекватные возрасту обучаемых. Одним из основных приемов при обучении иностранному языку в начальных классах, вне всякого сомнения, является обучающая игра и/или игровое упражнение, поскольку в игре наиболее полно и порой с неожиданной стороны проявляются способности ребенка, с её помощью легко преодолевается психологический барьер в общении на иностранном языке. Атмосфере увлеченности, радости, ощущение посильности заданий и увлекательности позволяет решать серьёзные дидактические и коммуникативные задачи.

Таким образом, основными задачами обучения чтению на английском языке в начальной школе являются:

— прочное усвоение буквенно-звуковых соответствий;
— формирование технических навыков чтения (техника чтения), в частности скорости чтения; формирование навыка соотнесения графического образа слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
— формирование основ коммуникативного умения читать.

При овладении чтением младшие школьники учатся:

— читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал;
— читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие только изученный языковой материал, а также тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения;
— читать про себя и понимать основное содержание несложных текстов, доступных по содержанию учащимся начальной школы, находить в них необходимую или интересующую информацию (имя главного героя/героев, место действия, время действия, характеристики героев и т. п.), пользуясь приемами ознакомительного и поискового чтения. В процессе чтения возможно использование англо-русского словаря учебника.

Читайте так же:  Офисное помещение требования пожарной безопасности

При изучении английского языка на начальном этапе осуществляется процесс интеграции, заключающийся в том, что обучение языковым средствам общения происходит не раздельно, а взаимосвязано: дети овладевают звуками, интонацией, словами, грамматическими формами, выполняя речевые действия с языковым материалом и решая разнообразные задачи общения. Все формы и виды общения взаимодействуют друг с другом, и обучение им также осуществляется взаимосвязано: дети читают то, что усвоено в устной речи (слушании и говорении), рассказывают о том, что они читают. Поэтому рекомендуется обучать чтению на основе устной речи и в тесной связи с чтением, а также учить детей пользоваться письмом для лучшего усвоения лексики и грамматики и овладения устной речью и чтении.

Учебно-методическое пособие по технике чтения (стр. 10 )

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Развитие речи учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов. Эта задача решается на каждом уроке и во внеклассной работе. Особенно большие возможности для развития речи дают уроки чтения. Связь уроков грамматики, правописания и развития речи с уроками чтения – важнейший принцип преподавания в начальной школе.

Анализ текста со стороны его языковых особенностей занимает на уроках чтения особенное место.

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Почти в каждом тексте литературного чтения встречаются слова, значение которых учащимся не известны. Эти слова должны быть отработаны в классе.

Разбор, объяснение этих слов помогают учащимся понять текст и обогащают их словарь: работа над словами с трудными написаниями содействует повышению орфографической грамотности.

Таким образом, задачами уроками чтения в области словарно-орфографической работы являются:

объяснения значения трудных слов; разбор слов с трудными орфограммами и закрепление их правописания; обогащение речи учащихся новыми словами.

Разумеется, работа над трудными орфограммами не должна уводить учащихся в сторону от задач, стоящих перед уроками чтения, она должна проводиться попутно с анализом слов со стороны их лексического значения.

Исходя из этого, учитель, готовясь к урокам чтения, должен проанализировать текст с точки зрения его словарно-орфографических особенностей и выписать из него слова, которые могут затруднить учащихся по своему значению и со стороны правописания, а также не литературные слова и выражения. Далее учитель должен продумать методику работы над каждой группой слов: приемы объяснения непонятных слов, формы и методы работы над словами с трудными орфограммами, задания по замене не литературных слов и выражений и т. д. При этом, отбирая слова, значение которых необходимо раскрыть, учитель должен исходить из того, какие из них нужно пояснить лишь бегло, чтобы облегчить учащимся понимание текста, а какие отработать основательно, с тем, чтобы они вошли в активный словарь учащихся. Понятно, что вторую группу войдут слова, наиболее широко употребляющиеся в современном языке.

В результате словарно-орфографического анализа текста учитель составляет списки трудных слов (словарь – минимум) и разрабатывает методику их изучения.

В качестве примера приводит списки слов по рассказу А. П. Чехова «Ванька».

СЛОВА, ТРУДНЫЕ В СМЫСЛОВОМ ОТНОШЕНИИ

СЛОВА С ТРУДНЫМИ ОРФОГРАММАМИ

откуда ни возьмись

Усвоение полного объема слов этой группы не является обязательным. Они могут быть использованы в качестве дополнительного материала для закрепления орфографических навыков.

Просторечные и искаженные слова.

Волосья (волосы), отчесал (избил), ихнего(их), ребятенок(ребенок), ейной(ее), чем попадя(чем попало), трескают(едят), божецкая(божеская), нету(нет), али(или), заместо(вместо), пущают(пускают), кажное(каждое), намедни(недавно), очухался(очнулся).

В ходе работы над этими словами следует обратить внимание на выражение «И видал которые лавки, где ружья всякие…» («И видал лавки, где..»), а также показать значение и употребление слов надел-одел (надел пальто-одел ребенка).

Методы работы над трудными словами

Формы и методы работы над трудными словами разнообразны. Выбор их зависит от конкретных условий: характера материала, подготовленности класса, наличие у учащихся словарей, а также тех целей, которые ставит перед собой учитель в каждом конкретном случае. Обобщенно эти цели можно сформулировать так:

1)раскрыть значение слова;

2)научить детей произношению и правописанию слова;

3)выработать навыки использования слова в устной и письменной речи учащихся.

РАСКРЫТИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

Для раскрытия лексического значения слова в начальной школе используются:

1)показ соответствующего предмета или его изображение;

2)замена данного слова синонимом;

3)разбор слова по составу;

4)замена данного слова описательным оборотом.

Первый из названных приемов применяется в младших классах в работе над словами, обозначающими конкретные предметы.

Замена слова синонимом — наиболее рациональный и потому самый распространенный прием выяснения значения слова: во-первых, он экономнее других приемов, во-вторых, подбор синонимов- эффективный метод обогащения словаря учащихся.

почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;

восторг – восхищение, подъем радостных чувств;

судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;

сидельцы – продавцы (в лавке).

Однако метод подбора синонимов не всегда применим. Так, если необходимо объяснить слова-термины, приходится прибегать к использованию описательного оборота, например:

людская – помещение для слуг в барском доме;

дворня – при крепостном праве домашняя прислуга в помещичьем доме;

клирос – место для певчих в церкви.

Прием использования описательного оборота, как видим, менее экономен, но у него есть свои достоинства: приучая детей пользоваться описательным оборотом, мы учим их логике речи, вырабатываем у них умение давать четкие, логически стройные объяснения, т. е. развиваем их мышление и речь.

РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ — также эффективный прием выяснения его лексического значения. И целесообразно пользоваться во всех случаях, когда такой разбор может служить целям раскрытия значения слова. Кроме того, грамматический разбор способствует закреплению знаний по морфологии, помогает объяснению правописания слов, поэтому анализ слова по составу целесообразен и тогда, когда значение слова может быть выяснено и другими приемами, т. е. грамматический разбор может быть использован параллельно с ними, чтобы объяснить правописание слова. Так, разбирая слово подмастерье, можно обратить внимание учащихся на то что оно состоит из приставки под — и корня мастер. Для сравнения можно привести слово подпасок («подручный пастуха, его помощник»), с тем же значением приставки.

Разумеется, не все новые слова учитель может разобрать и объяснить подробно, так как это требует времени, поэтому на уроках чтения целесообразно использовать таблицы – словарики, подготовленные заранее. Например, к тексту «Слово об Отчизне» может быть дан такой словарик:

вахта – стража, охрана;

благословлять – одобрять, разрешать, посылать;

достойный – стоящий, заслуживающий награды.

Понятно, что, подбирая объяснения слов, учитель исходит из контекста, дает такое толкование новых слов, какое позволяет раскрыть их значение именно в данном тексте.

Усвоение словарно – орфографического материала обеспечивается длительной тренировкой, постоянной работой над трудными словами. Наиболее рациональными методами работы над словами, трудными в лексическом отношении, являются:

1) замена данных слов синонимами или описательными оборотами;

2) включение новых слов в предложения;

3) составление с данными словами словосочетаний или предложений;

4) составление небольших рассказов с использованием данных слов;

5) включение новых слов в творческие работы.

На первых порах учащимся даются образцы выполнения таких заданий, затем они выполняют их самостоятельно в качестве классной и домашней работы.

Данные слова замените близкими по смыслу.

В качестве справочного материала даются вразбивку слова: непонятный, особенный, необычный; откликнуться, отдаться; проговорить, сказать; навести на мысли, вызвать чувства, возбуждать; возможно, может быть; боязливо, стыдливо, робко; опустить голову вниз, нагнуться; особенно, поразительно.

2. Составьте предложения со словами напряженно, внушить, странно.

3. Подчеркните корень в словах по — видимому, странный; подберите к ним родственные слова.

4. Замените выделенные слова близкими по смыслу:

Любовь к живописи обнаружилась в нем рано.

Русский народ дал миру выдающихся ученых, писателей, художников.

У Репина возникла мысль нарисовать картину «Бурлаки на Волге».

5. В словах неизгладимое, чудная, возбудить, поселение – подчеркните корень; подберите к ним родственные слова.

6. Составьте предложения со словами выдающийся, роскошные, ароматные точка.

7. Данные слова замените близкими по смыслу.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ СО СЛОВАРЕМ.

1. Выделить в тексте слово, которое требует уточнения значения.

2. Поставить его в начальную форму.

3. Определить место слова в алфавитном порядке.

4. Отыскать слово в словаре.

5. Ознакомиться со словарной статьей.

6. С помощью толкования и цитируемого контекста уяснить конкретное значение слова.

Карточка №1. Многозначность слов.

1.Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения; на каждое значение составить предложение. Объяснить значение слов.

2.Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети — идет строительство.

3.Подобрать синонимы к каждому значению данных слов: сырой песок — сырой картофель.

Читайте так же:  Покупка с рук возврат денег

Карточка № 2. Как пользоваться орфографическим словарем.

1.Сначала определи, какие буквы пишутся.

2.Смотри, какая из этих букв в алфавите стоит первой, а какая-второй.

3.Веди поиск слова сначала с первой буквы, а затем со второй( если с первой буквой слова нет) : аптека — оптека

4.Узнай какая буква «победила» в споре за право писаться в слове.

Карточка №3. Как пользоваться орфографическим словарем на уроке русского языка.

Чтобы запомнить, как пишется слово, действуй так:

1.читай слово орфографически ( как записано);

2.диктуй по слогам и записывай;

4.сравни со словарем;

Список использованной литературы:

    Зотова М. А., Зотова С. Г. «Начальное обучение технике чтения».

Ростов-на-Дону «Феникс», Санкт-Петербург «Союз» 2004 г.

    Максимук Н. Н. «Игры по обучению грамоте и чтению».

Москва «ВАКО» 2006 г.

    Валерий Эдигей «Учись читать, малыш»!

Киев «GRAND» 1994 г.

    Бородина В. А., С. М Бородин «Учим читать». Мамаева В. В. «Запоминаем слоги, читаем слова». Кравцова М. «Профилактика трудности в обучении чтению». Чуракова Н. А. « Литературное чтение» 1,2,3 класс. Москва

Академкнига /Учебник 2008 г.

В. А.Бородина, С. М.Бородин «Учим — читать»

«..В нашей стране установлен государственный норматив только по скорости чтения для школьников начальных классов: для первого класса — 30-60 слов в минуту, для второго — 90-110 и для третьего-110-140. К сожалению, для других категорий читателей нормы чтения не установлены. Однако исследования показывают, что скорость чтения взрослых читателей колеблется от 100 до 200 слов в минуту, коэффициент усвоения — 50-60 процентов, а продуктивность чтения — 90-115 слов в минуту.
. Попытки нормирования чтения мы находим и в других странах. Так, например, в США введены следующие нормы скорости чтения с учетом усвоения содержания текста (не менее 70 процентов): для школьников начальных классов — 80-158 слов в минуту, средних классов — 175-204, старших классов — 214-250, для студентов — 250-280, для высококвалифицированных чтецов — 340-620 слов в минуту. У каждого читателя имеются внутренние неиспользованные резервы. Как читатели мы должны стремиться достичь скорости свыше 300 слов в минуту и усваивать содержание текста с коэффициентом не ниже 70 процентов. «

Немного о скорости чтения

Наверное, многие из вас помнят, что в школе проверяют скорость чтения вслух. По данным скорости чтения выставлялись и выставляются оценки.

Странно, но при оценке скорости чтения никак не учитывается скорость мыслительных процессов ребенка, возможности артикуляционного аппарата в части скорости проговаривания. А ведь эти показатели — строго индивидуальны, а их влияние на скорость чтения вслух — очевидно. А можно ли как-то помочь ребенку увеличить скорость чтения вслух? Да можно, но темп увеличения скорости чтения и конечный результат тренировок — свои для каждого ребенка.

Фактически работа над скоростью начинается еще на этапе обучения чтению слога: работа со слоговой таблицей («Слоговым домиком») преследует именно эту цель.

На этапе чтения слова можно упражняться в чтении не связанных между собой слов, группируя их для каждого занятия по схожести слоговой структуры. Например, читать сначала слова, состоящие из трех букв — из закрытого слога (ЛУК, ЖУК, РАК, ЛОБ, ТОМ, НОС, БОК. ), затем слова, состоящие из двух открытых слогов (ЛИПА, РЕКА, НОГИ, ЛОСИ, ЧАСЫ. ), затем слова, состоящие из пяти букв (РЕЧКА, ПАРТА, ПОЛКА, ЛАМПА, ПЕЧКА, КОШКА. ), далее слова из трех открытых слогов (ДОРОГА, МОРОЗЫ, ТЕЛЕГА, СОБАКА, ЛОПАТА, ПИРОГИ. ). При этом эффективно многократное прочтение одних и тех же слов, как бы по памяти. Если при выполнении этого упражнения каждый раз отмечать количество слов, прочитанных ребенком за определенный отрезок времени (одна минута, например), то каждое новое прочтение этой группы слов, обязательно будет увеличивать количественные показатели, при этом результат упражнения становится видимым. Укажите на этот положительный результат ребенку. Может быть, это станет началом понимания, что, если тренироваться в скорости чтения, успех обеспечен.

Попробуйте проанализировать, как вы читаете книги. Каждое ли слово вы прочитываете? Нет! Часто по смыслу контекста вы догадываетесь о следующем слове. Умеют ли это делать дети? Да, иногда дети стараются догадаться о последующем за читаемым в настоящее время словом, но не всегда это им удается. Взрослые обычно требуют в таком случае полного прочтения слов и запрещают ребенку додумывать слова. Но это менее целесообразный способ в обучении осмысленному чтению, чем специальные упражнения в отгадывании последующего слова. Попробуйте открывать читаемый ребенком текст по одному слову (закрывайте «лишнее» пространство, можно вырезать «окошко» для читаемого слова в большом листе бумаги), периодически предлагайте ребенку отгадать следующее слово. Такое упражнение приучит ребенка внимательнее вникать в контекст читаемого и снизит количество случаев ошибочного «додумывания» текста.

Так же как и при чтении групп слов, при чтении текста полезно многократно его прочитывать (установив заранее время чтения), отмечая каждый раз, на каком слове закончилось чтение, увеличивая каждый раз количество прочитанных слов. Еще Л. Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заранее заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит написанные буквы с живыми звуками, увеличивая таким образом скорость чтения. При этом ребенок будет получать удовольствие от своих видимых успехов в чтении, а значит, будет читать с желанием.

Обратите внимание и на чтение текстов, написанных разным шрифтом (по виду шрифта и по размеру). Нередко у ребенка затрудняется чтение при переходе на другой шрифт. Старайтесь упражняться в скорости чтения на разнообразных шрифтах.

Скорость чтения значительно могут снижать несколько факторов:

— трудности произношения / нарушенное произношение, в этом случае необходима помощь логопеда;

— рассеянное внимание или повышенная утомляемость ребенка, в этом случае надо понять, что ребенок читать быстрее в настоящее время не сможет, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребенка;

— нарушение зрения у ребенка — часто взрослые и не догадываются о такой возможности, проконсультируйтесь у окулиста, чтобы исключить этот фактор;

— нежелание ребенка читать — тогда уже вам, взрослым, нужно задуматься, а все ли вы правильно делаете, занимаясь с ребенком?

Какова же оптимальная скорость чтения вслух? Считается, что чтение со скоростью, приближенной к скорости разговорной речи (90-120 слов в минуту), наилучшим образом обеспечивает понимание прочитанного. Если скорость чтения повышена или понижена, понимание смысла ухудшается.

Итак, работая над скоростью чтения, помните:

— темп увеличения скорости чтения и конечный результат тренировок зависит от индивидуальных особенностей ребенка;

— трудности увеличения скорости чтения могут быть обусловлены и нарушением произношения, и нарушениями зрения, и незрелостью нервной системы, и неверно выбранными способами обучения;

— чтобы ребенок хотел работать над скоростью чтения, результат должен быть «виден»;

— осмысленность чтения важнее скорости — если ребенок, увеличивая скорость чтения, теряет смысл прочитанного, прекратите упражнения и продолжайте работу над осмысленным чтением предложений и текстов.

Автор: В. В. Мамаева

Коля уверенно читает имя на шкафчике в детском саду: «ДИ-А-НА». Мама довольна. А воспитатель, наблюдающий эту картину, спрашивает: «А что получилось-то?» К удивлению мамы Коля отвечает: «ГЛЕБ!»
Как же так? Ребенок прочитал слово и не понял его? Да, слияние букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих символах, — разные вещи. И выполнять две задачи — читать и понимать — одновременно очень сложно дошкольнику. Именно поэтому после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению. Этот период иногда бывает длительным, но благодаря разнообразным играм и упражнениям со словами может стать интересным и увлекательным для ребенка.

Когда ребенок впервые начинает читать слова, может возникнуть ситуация повторения первых слогов слова (первого при прочтении двусложных слов, первого и второго при прочтении трехсложных слов. ). Это происходит потому, что повторение прочитанного способствует лучшему его осмыслению и не позволяет забыть первый слог к моменту прочтения последнего («КА, ША, КА-ША» или «МА, ШИ, МА-ШИ, НА, МА-ШИ-НА»)-

При переходе от чтения слогов-слияний к чтению слов может быть полезным чтение цепочек слов, где окончание предыдущего слова является началом последующего, например: ЛИ-СА-МА-КИ-НО-СИ-ЛА. Когда ребенок читает такую цепочку, ему не приходится каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как этот слог был только что прочитан. Таким образом читать становится легче, а значит, интереснее.

Читать такие цепочки в книге может быть трудно для ребенка, потому что в поле его внимания оказывается слишком много знаков. Чтобы облегчить чтение, необходимо закрывать «лишнее», можно вырезать «окошко» в листе бумаги и, постепенно его передвигая по странице книги, открывать нужные для прочтения слоги. Или написать слоги на карточках и выкладывать их попарно, по мере чтения цепочки слов убирать первый слог и добавлять новый второй.