Министерства юстиции рф полномочия

Образовательный портал — все для студента юриста.

III. Министерство юстиции РФ.

1. Министерство юстиции РФ: понятие, система органов.

Министерство юстиции РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, деятельности судебных приставов, нотариата, адвокатуры, органов регистрации.

Деятельность Министерства юстиции РФ регулируется нормами Положения «О Министерстве юстиции Российской Федерации».

Система органов Министерства юстиции РФ:

— Центральный аппарат министерства юстиции.

— Территориальные органы Министерства юстиции РФ.

— Подведомственные федеральные службы и агентства:

а. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).

б. Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

в. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФГУ).

— Подведомственные учреждения и подразделения:

а. Судебно-экспертные учреждения.

б. Государственная регистрационная палата.

в. Научный центр правовой информации.

г. Российская правовая академия.

д. Научно-исследовательские и иные учреждения обеспечительного характера.

Также система органов Министерства юстиции РФ отражена в таблице.

2. Компетенция Министерства юстиции РФ.

Наиболее полно полномочия Министерства юстиции отраженны в Главе 2 Положения « О Министерстве юстиции РФ».

В общих чертах, полномочия Министерства юстиции РФ сводятся к:

— Деятельность в сфере принятия и контроля нормативных правовых актов.

— Деятельность в сфере юридической экспертизы.

— Деятельность в сфере контроля и надзора за адвокатурой и нотариатом.

— Деятельность в сфере государственной регистрации.

— Деятельность в сфере международно-правовых отношений.

3. Федеральная служба судебных приставов РФ: понятие и система органов.

Федеральная служба судебных приставов — государственный орган исполнительной ветви власти, реализующий полномочия по обеспечении установленного порядка деятельности судов, деятельность по исполнению судебных актов и актов других органов государственной власти.

Система органов Федеральной службы судебных приставов представлена в этой таблице.

Правовую регламентацию деятельности Федеральной службы судебных приставов РФ осуществляют нормы права отраженные в следующих нормативных правовых актах:

— ФЗ «Об исполнительном производстве».

— ФЗ «О судебных приставах»

4. Задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов РФ.

Задачами Федеральной службы судебных приставов РФ являются:

— Деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции РФ, арбитражных судов РФ, КСРФ, ВСРФ, ВАС РФ.

— Деятельность по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов определенных (ссылка на статью ФЗ об исполнительном производстве) органов государственной власти и должностных лиц.

— Деятельность по обеспечению исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным УПК РФ к

Федеральной службе судебных приставов присущи следующие полномочия:

5. Федеральная служба исполнения наказания РФ понятие и система органов.

Федеральная служба исполнения наказания РФ — государственный орган исполнительной ветви власти, осуществляющий деятельность по контролю в сфере исполнения уголовных наказаний, функции по содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых лиц, а также, функции по их охране и конвоированию, контролю поведения условно осужденных лиц.

Система органов Федеральной службы исполнения наказания РФ представлена в этой таблице.

Федеральная служба исполнения наказаний РФ создана и регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

— Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

— Указом Президентом РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний.

6. Задачи и полномочия Федеральной службы исполнения наказаний.

Задачами Федеральной службы исполнения наказаний являются:

— Деятельность по содержанию под стражей подозреваемых, обвиняемых, подсудим лиц.

— Деятельность по контролю поведения условно освобожденных лиц.

— Деятельность по охране прав и свобод осужденных и лиц, которые находятся под стражей.

— Деятельность по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

— Деятельность по охране и конвоированию лиц, содержащихся под стражей.

— Деятельность по созданию условий содержания под стражей в рамках правовых норм международного права.

— Деятельность по организации осужденным помощи в социальной адаптации.

— Деятельность по управлению территориальными органами и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний.

Функции и полномочия Министерства юстиции Российской Федерации

На современном этапе развития Российского государства в системе правоохранительных органов Минюст России занимает особое место. В Положении о Минюсте России, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, по-прежнему декларируется основная цель данного правоохранительного органа: формирование и реализация государственной политики в сфере юстиции. Однако следует отметить, что в отличие от дореволюционного и даже советского периода, Минюст России не наделен исключительными полномочиями в этой сфере.

В соответствии с п. 1 указанного Положения на Минюст России возлагается осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отдельных областях: в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации и контролю некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а Министр юстиции, в свою очередь, напрямую подчиняется Президенту РФ.

Построение органов юстиции несколько отличается от судебной системы РФ или системы органов прокуратуры РФ. С одной стороны, Минюст России как федеральный орган исполнительной власти помимо собственных подразделений включает две федеральные службы (ФСИН России и ФССП России), имеющих собственную трехзвенную подсистему. С другой стороны, органы юстиции (как таковые, без федеральных служб) тоже имеют трехзвенную систему. Высшим, первым звеном этой системы является Центральный аппарат Минюста России (Министр юстиции, семь заместителей, 12 департаментов, включая Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека, около 70 отделов), нижестоящим, вторым по отношению к нему, являются территориальные управления юстиции по субъектам РФ, и, наконец, третье звено образуют учреждения на местах, так или иначе подотчетные территориальным управлениям юстиции. В данную неоднородную группу учреждений при Минюсте России входят Государственная регистрационная палата, Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Российская правовая академия, судебно-экспертные учреждения, государственные юридические бюро. Следует отметить, что некоторые учреждения имеют двойное подчинение: например, органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) действуют при соответствующих муниципальных образованиях, но в то же время подотчетны руководителю территориального управления Минюста России.

Функции Минюста России не нашли четкого нормативно-правового закрепления, В вышеуказанном Положении о Минюсте России предусмотрены задачи, полномочия и права рассматриваемого органа. В частности, задачами органов юстиции являются:

  • – разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • – нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
  • – обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • – обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека;
  • – организация деятельности по госрегистрации некоммерческих организаций;
  • – осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Анализ огромного перечня полномочий (на сегодняшний день – около 100), приведенных в Положении о Минюсте России, позволяет их систематизировать и классифицировать в соответствии с функциями (основными направлениями деятельности). Полагаем, можно выделить следующие функции-.

  • – аналитическая;
  • – исполнения судебных решений;
  • – контрольная;
  • – международного сотрудничества;
  • – научно-образовательная;
  • – нормотворческая;
  • – обеспечительная;
  • – регистрационная;
  • – экспертная;
  • – иные.

Аналитическая функция предполагает проведение Минюстом России мониторинга правоприменения с точки зрения реализации решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие, изменение или отмена нормативных правовых актов РФ, а также мониторинга применения нормативных правовых актов субъектов РФ.

Кроме того, эта функция выражается в обобщении практики применения законодательства и проведении анализа реализации государственной политики в сфере юстиции, разработке на этой основе мер по совершенствованию своей деятельности, обобщении практики подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных и федеральных законов, методическом обеспечении их подготовки и т.д.

Функция исполнения судебных (и иных) решений является одной из ключевых в деятельности Минюста России. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) неоднократно в своих решениях (Ваньян против России [1] и др.) указывал, что понятие «справедливое судебное разбирательство» охватывает не только собственно деятельность суда по рассмотрению и разрешению правовых споров, но и досудебную и постсудебную деятельность. Тем самым, ЕСПЧ подчеркивал, что ценность вынесения правильного судебного решения нивелируется его неисполнением. Поэтому и данное направление в работе Минюста России на современном этапе приобретает чрезвычайное значение. Реализация этой функции происходит по двум направлениям:

  • – исполнение наказаний но уголовным делам;
  • – исполнение иных решений судов и других государственных органов.
Читайте так же:  Инн оформить в интернете

Значимость данного направления подчеркивается наличием в составе Минюста России двух федеральных служб: ФСИН России и ФССП России.

Функция международного сотрудничества охватывает взаимодействие с иностранными государствами в сфере юстиции от имени Российской Федерации: Минюст России получает от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным или уголовным и другим делам. К исключительным полномочиям Минюста России относятся проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств и т.п.

В рамках данной функции Минюст России представляет интересы Российской Федерации в ЕСПЧ. Именно заместитель Министра юстиции является Уполномоченным РФ при ЕСПЧ, существует специальное подразделение – Аппарат Уполномоченного – заместителя Министра, который осуществляет правовое и организационно-техническое обеспечение его как в ЕСПЧ (например, готовит необходимые документы с правовой аргументацией для обеспечения выступлений Уполномоченного в качестве представителя РФ при разбирательстве дел в ЕСПЧ и при рассмотрении вопросов об исполнении постановлений ЕСПЧ в Комитете министров Совета Европы), так и в российском правовом поле (например, осуществляет сбор, анализ и обобщение постановлений ЕСПЧ в целях изучения правовых последствий этих постановлений, вынесенных в отношении государств – членов Совета Европы, и подготовки с учетом практики ЕСПЧ и Комитета министров Совета Европы рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и правоприменительной практики).

Контрольные полномочия органов юстиции занимают ключевое место в их деятельности, хотя и носят разноплановый характер. Условно их можно разделить на несколько блоков:

  • – «общий» контроль;
  • – контроль в сфере регистрации и деятельности некоммерческих организаций;
  • – контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами. Так, за три месяца 2013 г. в адвокатские палаты субъектов РФ территориальными органами Минюста России было направлено 33 представления о прекращении статуса адвоката. По результатам рассмотрения адвокатскими палатами указанных представлений, статус 11 адвокатов прекращен;
  • – контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
  • – контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • – контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной

этики и установленных требований к качеству юридической помощи.

Экспертная функция. На Минюст России и его учреждения возложено осуществление ряда полномочий, связанных с экспертной деятельностью. Данная функция реализуется посредством:

  • – проведения правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
  • – проведения антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ при проведении их правовой экспертизы; осуществляет аккредитацию экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы;
  • – упорядочения государственной религиоведческой экспертизы;
  • – осуществления организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Регистрационные полномочия органов юстиции носят разноплановый характер, но, вместе с тем, имеют очень важное значение в сфере правоохранительной деятельности. Так, государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и ведение государственного реестра нормативных правовых актов, исключают использование в правоприменительной практике незаконных нормативных правовых актов Также эта функция реализуется путем регистрации некоммерческих организаций, государственной регистрации уставов муниципальных образований, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Органы юстиции ведут реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, политических партий и религиозных организаций, национально-культурных автономий, реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы, реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов субъектов РФ и адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ.

Нормотворческая функция осуществляется Минюстом России по нескольким направлениям, наиболее значимыми из которых, на наш взгляд, являются систематизация законодательства РФ и подготовка Свода законов РФ, а также подготовка законопроектов для Президента РФ и Правительства РФ.

Как уже отмечалось, отсутствие эффективной системы исполнения судебных решений влечет возникновение проблем не только в правовой сфере, но и в общесоциальном аспекте, поскольку способствует формированию в обществе правового нигилизма, неуважительного отношения к закону и суду, игнорированию своих гражданско-правовых, семейных, трудовых и иных обязанностей, установленных законом, развитию коррупции, поощрению противоправного и асоциального типа поведения.

Исходя из этого, в результате административной реформы в Российской Федерации, был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – ФССП России, которая осуществляет следующие основные функции:

  • – принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
  • – обеспечение установленного порядка деятельности судов;
  • – предварительное расследование преступлений и производство по делам об административных правонарушениях.
  • [1] Ваньян против Российской Федерации: Постановление Европейского Суда по правам человека от 15 декабря 2000 г. по жалобе № 53203/99 // СПС «КонсультантПлюс».

Положение О министерстве юстиции Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДЕНО УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ
от 13 октября 2004 г. N 1313

(с последующими изменениями и дополнениями)

I. Общие положения

1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
(в ред. Указа Президента РФ от 19.05.2011 N 653)

3. Основными задачами Минюста России являются:

5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
(пп. 5 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

7. Минюст России осуществляет следующие полномочия:

30.1) утверждает форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, форму уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, форму уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации или в прилагаемых к нему документах, форму выписки из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

(пп. 30.1 введен Указом Президента РФ от 02.05.2006 N 451)

30.2) по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает формы документов, используемых при государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждение которых не отнесено федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;

(пп. 30.2 введен Указом Президента РФ от 02.05.2006 N 451)

30.3) определяет порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям); осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;

(пп. 30.3 введен Указом Президента РФ от 02.05.2006 N 451)

30.7) принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

Читайте так же:  Приказ о проверки знаний по пожарной безопасности в доу

(пп. 30.7 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.8) выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации;

(пп. 30.8 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.9) устанавливает порядок государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, а также принимает решение о государственной регистрации указанных эмблем и символики;

(пп. 30.9 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.10) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации;

(пп. 30.10 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.11) устанавливает порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы;

(пп. 30.11 в ред. Указа Президента РФ от 19.05.2011 N 653)

30.12) направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями, в том числе структурными подразделениями международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественными объединениями, политическими партиями и религиозными организациями;

(пп. 30.12 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.14) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, методические рекомендации по заполнению форм документов, представляемых в Минюст России и его территориальные органы в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

(пп. 30.14 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.15) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с реализацией ими функций, установленных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, в частности с ведением ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также иных реестров, ведение которых возложено на территориальные органы;

(пп. 30.15 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.27) ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; реестр национально-культурных автономий; реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации; государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

(пп. 30.27 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.28) ведет и публикует федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;

(пп. 30.28 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.29) предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию о зарегистрированных организациях;

(пп. 30.29 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.31) принимает решения по жалобам на отказ территориального органа в государственной регистрации некоммерческой организации, на уклонение территориального органа от государственной регистрации общественного объединения, а также на предупреждения, вынесенные некоммерческой организации территориальным органом, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

(пп. 30.31 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

8. Минюст России в целях реализации своих полномочий имеет право:

3) запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
(в ред. Указа Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

9. Минюст России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Минюста России не распространяются на полномочия Министра юстиции Российской Федерации по управлению имуществом, закрепленным за Минюстом России на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минюст России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод человека и гражданина, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

15.5) отменяет противоречащее законодательству Российской Федерации решение территориального органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;
(пп. 15.5 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

15.6) если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации, обязывает территориальный орган:

в случае отмены противоречащего законодательству Российской Федерации решения территориального органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации — повторно рассмотреть представленные для государственной регистрации документы;

в случае уклонения территориального органа от государственной регистрации общественного объединения — произвести действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

отозвать вынесенное некоммерческой организации территориальным органом предупреждение, противоречащее законодательству Российской Федерации;

(пп. 15.6 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

Функции и полномочия Министерства юстиции РФ

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

— утверждает форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, форму уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации

-принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц

— выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц

— осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций

— устанавливает порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы;

— утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, методические рекомендации по заполнению форм документов, представляемых в Минюст России и его территориальные органы в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

— осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов

— ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций

— ведет и публикует федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

-принимает решения по жалобам на отказ территориального органа в государственной регистрации некоммерческой организации, на уклонение территориального органа от государственной регистрации общественного объединения, а также на предупреждения, вынесенные некоммерческой организации территориальным органом;

Основные функции Министерства юстиции РФ

Исходя из Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, Министерство юстиции РФ осуществляет следующие основные функции:

1) координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

2) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

3) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

Читайте так же:  Пенсионер электричка цена

4) обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и Конституционном Суде РФ;

5) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) осуществляет проверку деятельности федеральных органов

исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов,

подлежащих государственной регистрации, и при необходимости

запрашивает нормативные правовые акты в целях их государствен-

7) осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

8) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет Президенту РФ и в

Правительство РФ соответствующую информацию, в том числе о

нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано;

9) представляет в Правительство РФ предложения об отмене

или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия

Конституции РФ, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента

РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;

10) изучает практику применения законодательства Россиской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в

установленном порядке предложения по его совершенствованию;

11) осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

12) ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

13) ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, организует деятельность своих территориальных органов по ведению контрольных

экземпляров нормативных правовых актов субъектов Российской

14) участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации;

15) участвует в подготовке Свода законов Российской Федерации;

16) участвует в разработке и реализации программ правовой информатизации;

17) осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика;

18) организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;

19) представляет правовую информацию Президенту РФ, Правительству РФ, иным федеральным органам государственной власти;

20) осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств;

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Компетенция Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере нотариата.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

1) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также предложения в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации в сфере нотариата;

2) разрабатывает и представляет руководству Минюста России предложения по внесению Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов в сфере нотариата, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России в сфере нотариата, в том числе:

— порядок ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;

— порядок и форму учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов;

— инструкцию о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов;

— порядок проведения территориальными органами Министерства проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов;

— порядок направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность;

— формы уведомления нотариусом залогодателя (должника) об исполнении обязательства, обеспеченного залогом;

— порядок назначения на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе.

4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам нотариата, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России;

5) участвует в осуществлении организационного и методического руководства деятельностью территориальных органов Минюста России и контроля за реализацией ими правоприменительных функций;

6) участвует в проведении проверок деятельности территориальных органов Министерства в сфере нотариата, анализирует эту деятельность и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

7) в рамках установленной компетенции проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов;

8) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;

9) организует работу по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;

10) организует работу по наделению территориальными органами Минюста России на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

11) в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

12) участвует в работе квалификационных комиссий по приему экзамена у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельности;

13) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка:

— определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе;

— изменения территории деятельности нотариуса;

— учреждения и ликвидации должности нотариуса;

— допуска к квалификационному экзамену лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью;

— проведения квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов;

— передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу;

— сложения полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста, проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность;

— прохождения стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса;

— замещения временно отсутствующего нотариуса;

— обеспечения Федеральной нотариальной палатой подтверждения содержания нотариально удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

— взаимодействия Федеральной нотариальной палаты и нотариуса при регистрации уведомления о залоге движимого имущества;

— направления нотариусу в электронной форме заявления о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;

— перечня тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене;

— положения о квалификационной комиссии;

— положения об апелляционной комиссии;

— правил нотариального делопроизводства;

— состава сведений справочно-аналитического характера, содержащихся в единой информационной системе нотариата и касающихся деятельности нотариусов;

— требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата и порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата;

— форм уведомлений о залоге движимого имущества, свидетельств о регистрации уведомления о залоге движимого имущества, выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;

— формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядок их оформления, формы предоставления отчетности о функционировании реестров единой информационной системы нотариата.

14) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по образованию совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельности;

15) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

16) готовит аналитические, информационные, методические, справочные и иные материалы по вопросам нотариата;

17) участвует в работе по защите интересов Министерства, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений;

18) выдает выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен.