М.е вайндорф-сысоева л.п крившенко педагогика пособие для сдачи экзамена

Результаты поиска — Крившенко, Л. П.

Отображение 113 из 13 для поиска: ‘Крившенко, Л. П.’

Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — Москва : Юрайт, 2015. — 363, [1] с. — (Бакалавр. Академический курс) (УМО ВО рекомендует)

Автор Крившенко , Л . П .

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Формирование у учащихся интереса к научным основам сельскохозяйственного производства в процессе изучения химии и биологии: (На материалах сел. школ) : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) / Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. — Мн., 1980. — 22 с.

Автор Крившенко , Л . П .

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Педагогика: учебник для бакалавров / [Л. П. Крившенко и др.]. — Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Москва : Проспект, 2015. — 487 с.

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Педагогика: учебник для бакалавров / [Л. П. Крившенко и др.]. — Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Москва : Проспект, 2013. — 487 с.

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Педагогика: [учебник для высших учебных заведений по педагогическим специальностям / Л. П. Крившенко и др.]. — Москва : Проспект, 2012. — 428, [1] с.

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Педагогика: учебник для высших учебных заведений / [Л. П. Крившенко и др.]. — Москва : Проспект, Велби, 2008. — 428, [1] с.

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Педагогика: учебник для высших учебных заведений по педагогическим специальностям / [Л. П. Крившенко и др.]. — Москва : Проспект, 2009. — 428, [1] с.

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Педагогика: учебник: для высших учебных заведений по педагогическим специальностям / [Л. П. Крившенко и др.]. — Москва : Проспект, Велби, 2007. — 428, [1] c.

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Педагогика: конспект лекций / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. — 2-е изд., переработанное и дополненное. — Москва : Юрайт, 2010. — 238, [1] с. — (Хочу все сдать!)

Автор Вайндорф-Сысоева, М. Е.

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Педагогика: краткий курс лекций / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. — 3-е изд., переработанное и дополненное. — Москва : Юрайт, 2013. — 196, [1] с. — (Хочу все сдать!)

Автор Вайндорф-Сысоева, М. Е.

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Педагогика: пособие для сдачи экзамена / М.Е.Вайндорф-Сысоева, Л.П.Крившенко. — Москва : Юрайт, 2005. — 238, [1] с. — (Хочу все сдать!)

Автор Вайндорф-Сысоева, М. Е.

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Педагогика: Крат. курс лекций / М.Е.Вайндорф-Сысоева, Л.П.Крившенко. — М. : Юрайт, Юрайт-издат, 2004. — 253, [1] с. — (Технология правильного ответа)

Автор Вайндорф-Сысоева, М. Е.

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Педагогика: Учебник / Л.П.Крившенко, М.Е.Вайндорф-Сысоева, Т.А.Юзефавичус и др. — М. : Проспект, 2004. — 428, [1] с.

Шифр: Загрузка.
Местонахождение: Загрузка.

Учебник пед-ка Крившенко. М. Е. ВайндорфСысоева, Л. П. Крившенко Педагогика

М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко

Пособие для сдачи экзамена

МОСКВА ■ ЮРАЙТ ■ 2005

УДК 37.0 ББК 74.00я73 П24

Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Московского государственного областного университета, координатор проекта по дистанционному образованию;

Крившенко Лина Поликарповна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики Московского государственного областного университета, действительный член Международной педагогической академии и Академии педагогических и социальных наук. ]

Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П.

П24 Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. — 2-е изд., пе-раб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 239 с. — (Хочу все сдать!)

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Педагогика».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам вузов.

УДК 37.0 ББК 74.00я73

По вопросам приобретения обращаться в книготорг «Юрайт» Тел.: (095) 744-00-12. E-mail: [email protected]. www.urait.ru

Покупайте наши книги:

в нашем офисе: 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1; ‘

через службу «Книга-почтой»: 140004, Московская область, г. Люберцы, 1 -й Панковский проезд, д. 1;

через Интернет-магазин: www.books.urait.ru; e-mail: [email protected].

© Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П., 2004
О Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П., 2005,
ISBN 5-94879-317-6 с изменениями

© ООО «Юрайт-Издат», 2005

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Возникновение и развитие педагогики

Объект, предмет и функции педагогики

Система педагогических наук

Связь педагогики с другими науками

Тема 2. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Понятие о методологии педагогики

Методологические принципы педагогического исследования

Методы педагогического исследования

Структура и логика научно-педагогического исследования

Тема 3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА.

3.1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности -.

Движущие силы и основные закономерности развития личности

Факторы, влияющие на формирование личности

Тема 4. ОБРАЗОВАНИЕ КАК МНОГОАСПЕКТНЫЙ
ФЕНОМЕН
43

4.1. Образоэание как общечеловеческая ценность

и социокультурный феномен

4.2. Образование как система

4.3. Образование как педагогический процесс 4

4-4- Формирование новой модели образования в рамках

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)

Тема 5. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

05щеепонятие о дидактике

Обучение как дидактический процесс

Функции процесса обучения

Методологические основы обучения

Тема 6. ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
ОБУЧЕНИЯ

Понятие закона, закономерности и принципа обучения

Обзор основных законов и закономерностей обучения

Принципы и правила обучения

Bзаимосвязь принципов обучения

Тема 7. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие и сущность содержания образования

Государственный образовательный стандарт

Учебные планы, программы, учебники и учебные

Тема 8. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

8.1. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения

Классификация методов обучения

Выбор методов и средств обучения

Тема 9. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Понятие формы обучения. Становление и совершенствование форм обучения

9-3 Формы организации учебного процесса

9.4. Виды обучения

Тема 10. ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ

10-1 Диагностика качества обучения

10-2. Виды, формы и методы контроля

10.3. Оценка и учет результатов учебной деятельности

10-4. Ошибки оценивания

Тема 11. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Понятие педагогической технологии обучения. Обзор педагогических технологий обучения

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ Тема 12. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

Понятия процесса воспитания. Особенности процесса воспитания. Самовоспитание и перевоспитание личности

Тема 13. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
ВОСПИТАНИЯ.
Понятие о закономерностях воспитания. Характеристика принципов воспитания

Тема 14. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности

Формирование базовой культуры личности

Отражение идей международных документов о правах ребенка в содержании воспитания

Тема 15. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ Понятие метода воспитания

Общие методы воспитания и их классификация. Педагогическая поддержка, ее сущность и способы организации. 15.4. Выбор методов воспитания

Тема 16. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

Понятия средств и форм воспитания

Характеристика основных форм воспитания

Факторы, влияющие на выбор форм и средств воспитания

Тема 17. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО
ВОСПИТАНИЯ

Семья как субъект педагогического взаимодействия

Школьный коллектив. Детские и юношеские объединения, их роль в социализации личности 201

Тема 18. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Особенности управления педагогическими системами.

Основные принципы управления педагогическими системами

Тема 19. ШКОЛА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Современная школа как объект научного управления

Функции, методы и формы управления

Тема 20. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ
ПРОЦЕССАМИ РАЗВИТИЯ ШКОЛ

Управление инновационными процессами.Нововведения во внутришкольном управлении: основные тенденции

Тема 21. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И
АТТЕСТАЦИЯ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

Повышение квалификации педагогов. Задачи аттестации педагогов

Технология педагогической аттестации. Словарь терминов

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

1. Возникновение и развитие педагогики

Термин «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «педагогика» означает «детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который вел за руку ребенка своего хозяина в школу, где обучением занимался другой раб — ученый. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни: обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.

Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендации. Так зародилась народная педагогика,включавшая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно прояиаиншиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, yстной народной речи.

Читайте так же:  Размер госпошлина при разводе в 2019 году

Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ(469—399 гг. до н.э.), Платон(427—347 гг. до н.э.), Аристотель(384—322 гг. до н.э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для этого периода, просуществовали почти двадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин Блаженный(354430), Фома Аквинский (Аквинат)(1225—1274), создавшие труды о воспитании и обучении, педагогическая теория в этот период незначительно обогатилась новыми идеями.

Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения, давшей целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, среди которых итальянец В. да Фельтре(1378—1448), француз Ф. Рабле(1494—1553), англичанин Т. Мор(1478—1535). Они систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать Детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом. Немецкий педагог В. Ратке(1571—1635) одним из первых в Европе написал учебники Для детей и методические пособия для учителей.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку относится к XVII в. и связано с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского (1592— 1670). В его трудах впервые были определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо

от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Демократические идеи Я. А. Коменского отражены в работе «Великая дидактика», написанной на опыте работы народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ. Большая заслуга Я. А. Коменского состоит в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы.

Английский философ и педагог Дж. Локк(1632—1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитания. В работе «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспитание джентельмена — человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

Передовые французские мыслители Д. Дидро(1713— 1784), К. Гельвеций(1715—1771), П. Гольбах(1723— 1789), Ж.-Ж. Руссо(1712—1778), швейцарский педагог И. Г. Песталоцци(1746—1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.

Широко известны труды русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского(1811:—1848), А.И. Герцена(1812—1870), Н.Г. Чернышевского(1828—1889), Н.А. Добролюбова(1836—1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский(18241870),Н.И. Пирогов(1810—1881), Л.Н. Толстой(1828— 1910), К.Н. Вентцель(1857—1947) и др.

Константин Дмитриевич Ушинскийсчитается основоположником русской педагогической психологии и педагогики. Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания. К.Д. Ушинский подошел к пониманию воспитания как к целенаправленной деятельности. Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. В его работах рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, трудового воспитания, школоведения. Многие дидактические высказывания сохраняют свое значение и в наше время.

Яркими представителями теории и практики свободного воспитания в России были Лев Николаевич Толстойи Константин Николаевич Вентцель. Л.Н.Толстой(открыл открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, питчей которой было развитие самостоятельности, творчсской и познавательной активности ребенка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».

Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступавший с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания.

Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П.Ф. Каптерева(учение о педагогическом процессе), СТ. Шацкого(социальная педагогика), Н.К. Крупскую(организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения), А.С. Макаренко(учение о коллективе), Л.В. Занковаи Д.Б. Эльконина(теория развивающего обучения), П.Я. Гальперина(теория поэтапного формирования умственных действий), И.Я. Лернераи М.Н. Скат-кина(теория содержания образования и методов обучения),Ю.К. Бабанского(теория оптимизации учебного процесса) и др.

Антон Семенович Макаренко(1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива и педагогического руководства им, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины.

Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский(1884—1941) и А.П. Пинкевич(1884—1939).

Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период «хрущевской оттепели» второй половины 1950-х — начале 1960-х гт, В этот период развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших образовательно-воспитательную практику. Существенный вклад внесли В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Э.Г. Костяш-кин, К.Н. Волков, С.А. Гуревич,позднее И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, Н.П. Гузики др.

Василий Александрович Сухомлинский(1918—1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.

Многие его дидактические советы сохраняют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.

Перестройка, начатая в нашей стране в 1980-е гг., затронула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование. Главное в перестройке образования — изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике.

1.2. Объект, предмет и функции педагогики

Педагогика как наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: что же она изучает? Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект— это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет— способ видения объекта с позиций этой науки.

В определении объекта и предмета педагогики существуют разные точки зрения. Некоторые ученые объектом педагогикисчитают воспитание,другие — образование.В последние годы ученые все чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметомпедагогики является педагогический процесс— специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и практику организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Таким образом, педагогикаэто наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Педагогическая наука осуществляет те же функции,что и любая другая научная дисциплина: общетеоретическую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функцияпедагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы; объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают; делает выводы.

Прогностическая функцияпедагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание устремлено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функцияпедагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспитательных учреждений.

1.3. Система педагогических наук

Педагогика, пройдя длительный путь развития и накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.

Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика.Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

а) общие основы педагогики;

б) теория обучения (дидактика);

в) теория воспитания;

г) школоведение (управление образовательными системами).

В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять в качестве отдельных самостоятельных научных дисциплин.

Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика.Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Преддошколъная (ясельная) педагогикаизучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на формирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ребенка, его здоровья стремительно увеличивается. Особенностью ясельной педагогики является ее тесное взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика— наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существуют дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей, а также семей с одним или двумя детьми.

Читайте так же:  Вывоз тбо публичный договор

Педагогика школыизучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым разделам науки о воспитании.

Предметом педагогики высшей школыявляются закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Педагогика взрослыхи андрогогика — особенности работы со взрослыми и пожилыми людьми

Педагогические дисциплины также иодра (дсляются в зависимости от того, какая сторона конкретной) вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учрежденийи т.д.

Каждая из этих педагогик также имеет свой предмет. Например, военная педагогика раскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Закономерности обучения и воспитания работающих, повышения их квалификации, освоения новых профессий изучает производственная педагогика.

Педагогика профессионально-технического образования рассматривает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Исправительно-трудовая педагогика изучает особенности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образованияи др.

История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать решаемые в настоящее время вопросы.

Сравнительная педагогиказанимается сравнительным анализом образования в разных странах.

Существует также специальная педагогика (дефектология).Она исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогикаи логопедия.

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих людей; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика — умственно отсталых. Логопедия — наука о нарушениях речи, путях их преодоления и предупреждения.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные,или предметные, методики,исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Такова система педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.

1.4. Связь педагогики с другими науками

Педагогика как самостоятельная, достаточно развитая наука, имея свою четко определенную область исследования, не может существовать обособленно. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с дисциплинами, изучающими человека.

Человек как член общества изучается общественными науками, как продукт биологической эволюции — биологическими науками, а как мыслящее существо со своим психическим внутренним миром — психологическими науками.

Общественные науки помогают определять смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики. От системы материалистических, экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и других взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависят направления их поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе:

проблемы цели воспитания;

проблемы формирования мировоззрения;

взаимосвязь коллектива и личности;

гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания (в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающем его действительности.

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этикаи эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию научного мировоззрения.

Наблюдается связь педагогики ссоциологией,исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.

Теснейшим образом связана педагогика и сэкономикой,в частности с ее областью — экономикой образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как:

определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни;

определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений;

определение затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия и т.д.

При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии,которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно планирование строительства и размещения школ, подготовки учителей.

Тесно связана педагогика сбиологическими науками.Они являются естественнонаучной базой обучения и воспитания.

Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология—• наука об особенностях строения и функционирования организма человека, а также школьная гигиена,охватывающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогикикак специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект, компенсируются дефекты, имеющиеся у детей, и облегчаются процессы их социализации.

Связь педагогики с психологическими науками является наиболее тесной. Необходимость понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастнаяи педагогическая психология,которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста человека.

Дифференциальная психология,учитывающая индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно-ориентированного подхода в воспитании.

Социальная психология,занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.

Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства, компьютеры в учебный процесс.

Связана педагогика и с кибернетикой наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания — народной педагогики.Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.

Все это свидетельствует, что педагогика, имея собственный предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.

Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимодополнения:

использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук;

творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;

использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах-;

участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Материалы и данные смежных отраслей знаний используются на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения.

Факультет точных наук и инновационных технологий

Адрес факультета: -109428 -Москва, ул. Михайлова, д.12А

Проезд:

  • — -ст.м. «Марксистская», трол. № 63 от центра -до ост. «Стахановская улица», далее 5 минут пешком -до учебного корпуса по ул.Михайлова, д.12А.
  • — — — -ст. м. «Рязанский пр-т» трол. № 63 в сторону центра -до ост. «Стахановская улица», далее 5 минут пешком -до учебного корпуса по ул.Михайлова, д.12А.
  • — — — -ж/д ст.Перово или ст. Плющево (Казанское направление), или ст. Чухлинка (Горьковского направления) далее 10 минут пешком до учебного корпуса -по ул.Михайлова, д.12А. —

Телефон: -8-499-1718015 деканат

8-499-1718014 заместитель декана по работе с преподавателями (Брутов В.В.)

Ответственный за интернет страницу факультета:

Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна

Заведующая кафедрой методики электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, МГГУ им. М.А. ШолоховаРоссия, г. Москва, Рязанский проспект, д.9, каб. 403

Тел.: -8 (499) 170 58 07

Образование

В 1978 году окончила Московский областной педагогический институт по специальности «учитель физики на французском языке».

Профессиональные интересы

  • виртуальная образовательная среда
  • дистанционное обучение
  • сравнительная педагогика
  • инновационная педагогика

Академические звания, ученая степень:

  • доцент, кандидат педагогических наук.

В 1998 г. в Московском педагогическом университете защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Подготовка учителей школ Франции к гражданскому воспитанию школьников», специальность 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования

Публикаций более 200.

Учебники, учебные пособия, методические материалы

  • Педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / Л. П. Крившенко [и др.]- под ред. Л.П. Крившенко. – 2-е изд., -перераб. и доп. — М. : Проспект, 2013. – 488 с. – 30,5 п.л. (7,0 пл.л. – автор).
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика [Текст] : пособие для сдачи экзаменов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт-Издат, 2013. – 239 с. – ISBN. 5-94879-317-6. – 6,3 п.л. (3.3 п.л. – автор).
  • Шараборова Г. К., Пучкова Е. Б., Вайндорф-Сысоева М. Е., Хапаева С. С., Беляев Р. И., Тимошкина М. М., Масляев К. А. Создание эффективной команды в реальные сроки: три аспекта тренинга командообразования [Текст] : Учебно-методическое пособие / Шараборова Г.К., Пучкова Е.Б., Вайндорф-Сысоева М. Е., Хапаева С. С., Беляев Р.И., Тимошкина М.М., Масляев К.А. – М.: Изд-во МГОУ, 2013. — 94 с.
  • Вайндорф-Сысоева М. Е., Хапаева С. С., Грязнова Т. С., Шаверина Д. А., Мониторинг знаний на уроке: технология применения интерактивной системы оценки качества знаний VOTUM [Текст] : учебно-методическое пособие / Вайндорф-Сысоева М. Е., Хапаева С. С., Грязнова Т. С., Шаверина Д. А. – Волгоград : ОАО «Альянс» , 2013. – 85 с.
  • Вайндорф-Сысоева М. Е., Хапаева С. С., Грязнова Т. С., Шаверина Д. А. Методическое обеспечение педагогической деятельности для организации повышения квалификации педагогических работников по вопросам дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст].: Учебно-методическое пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева, С. С. Хапаева, Т. С. Грязнова, Д. А. Шаверина. – М.: Издательство МГОУ, 2012. — 196 с.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е., Дмитриева Т. А. Хапаева С. С. Интерактив – в актив: технологии применения интерактивного комплекса МИМИО на уроке [Текст] : учебно-методическое пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. А. Дмитриева, С. С. Хапаева. – М. : Издательство МГОУ, 2012. – 118 с.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий [Текст] : учебное пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – М. : Издательство МГОУ, 2010. – 104 с.
  • Педагогика [Текст] : учеб. / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко, Т. А. Юзефавичус, В. В. Воронов и др. — под ред. Л. П. Крившенко. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 432 с. — 27,0 п.л. (5,0 п.л. автор). Рекомендовано Мин. образ. РФ.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогический потенциал инновационной деятельности в образовании [Текст] : моногр. / М. Е. Вайндорф-Сысоева. — М. : Изд-во МГОУ, 2007. — 130 с. — ISBN 5-7017-1055-0. — 5,6 п.л.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методология и методы научного исследования [Текст] : учебное пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева и др. — М. : ООО «Диона», 2007. — 5,3 п.л. (2,6 п.л. автор). Рекомендовано Мин. образ. РФ.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика [Текст] : краткий курс лекций / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. — М. : Юрайт-Издат, 2003. — 6,72 п.л. (автор 3,4 п.л.).
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Сказка как средство диагностики [Текст] : учебно-методическое пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. — М. : Народный учитель, 2000. — 5,0 п.л.
  • Вайндорф-Сысоева М.Е., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Дифференциация студентов по признаку изменения рейтинговых достижений на основе анализа трендов прогнозных данных [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Н.Ю., Фаткуллин, В.Ф. Шамшович //Вестник ЮУрГУ, серия «Образование. Педагогические науки», -том 6, № 2,– 2014. 1,0 п.л.
  • Вайндорф-Сысоева М.Е, — Хапаева С.С и др. Применение интерактивной доски в организации развивающей деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» [Сайт]. – М.: МГОУ, 2013 — № 3. URL : —http://evestnik-mgou.ru/vipuski/2012_4/stati/pedagogika/vayndorf-sysoeva.html. — 0,8 п.л.
  • Вайндорф-Сысоева М.Е, Шитова В.А. О моделях применения дистанционных образовательных технологий в современном вузе [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева, В. А. Шитова // Вестник МГГУ, — серия «Педагогика и психология». — — № 4, — 2013. — 0,8 п.л.
  • Vayndorf-Sysoeva M . Organization of virtual educational environment for preparing a teacher of new generation Athens 2013 VI International GUIDE Conference [Электронный ресурс] URL :http://www.guideassociation.org/guide_2013/index.php/en/previous-editions -0,4 п.л.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е., Хапаева С. С. Независимая сертификация ИКТ-компетентности педагога -// Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» [Сайт]. – М.: МГОУ, 2012. — № 4. URL : —http://evestnik-mgou.ru/vipuski/2012_4/stati/pedagogika/vayndorf-sysoeva.html. -0,35.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Мониторинг непрерывного образования в профессиональной педагогической деятельности: модель, инструментарий, структура [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Педагогика и психология». – Майкоп. — № 3. — 2012. – С. 19-25. 0,46
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогический потенциал инновационной -деятельности в образовании [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева //Вестник ЮУрГУ, серия «Образование. Педагогические науки». — № 26. – 2012 0,59 п.л.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева //Вестник ЮУрГУ, серия «Образование. Педагогические науки». — № 25. – 2012. 0,54 п.л.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Виртуальная образовательная среда как инновационный ресурс для непрерывного повышения квалификации и профессиональной переподготовки современного специалиста [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Materialy VIII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Naukova przestrzen Europy – 2012». Volume 14. Pedagogiczne nauki: Przemysl Nauka i studia. 07-05 kwietnia 2012. s. 29-35. 0,362 п.л.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Модель концепции организации виртуальной образовательной среды для подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Педагогика и психология: научно-методический журнал. — № 3 (4). – 2010. – КазНПУ им. Абая, — 0,8 п.л.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. — Мобильная система повышения квалификации. [Текст] / Вайндорф-Сысоева, М. Е. //Качество образование. — М., — № 5. — 2009. — 0,85 п.л.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Система профессионального роста. [Текст] / Вайндорф-Сысоева, М. Е. //Качество образование, — М., — № 4. — — 2009. — 1,0 п.л.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Информационные технологии в образовании: реальность и перспективы [Текст] / Вайндорф-Сысоева, М. Е. //Экономика и образование сегодня. — М., — № 17. — 2009. — 0,85 п.л.
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. Сформируем единое информационное пространство [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Экономика образование сегодня. — М., — 2008. — № 15. — С. 84-86. — 0,8 п.л
  • Вайндорф-Сысоева, М. Е. On-line технологии в подготовке будущего учителя [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Социально-гуманитарные знания. — М., 2006. — № 4. — С. 86-94.- 0,56 п.л.
Читайте так же:  Белтолл претензия

Сведения о членстве в академиях 2007, -г. Москва

  • Член-корреспондент МАН ИПТ
  • Член-корреспондент МАНПО
  • Член-корреспондент АИО

Дополнительная информация

  • Член совета при Президенте Республики Башкортостан по электронному обучению Республики Башкортостан, 2013
  • Эксперт по электронному обучению при МСЭ ООН, 2012

Дипломы и награды

  • 5-8 февраля, 2013, Екатеринбург: победитель конкурса X Международной научно-методической конференции «Практики применения электронного обучения»
  • 16-17 — июня 2010 г.: Главный приз в номинации «За подготовку преподавателей для работы в среде e-Learning», -7-я Московская Международная выставка и конференция по электронному обучению elearnExpo -2010
  • 2010, Москва: Победитель конкурса «Деловая профессиональная книга по информационным процессам и технологиям»
  • 6-9 апреля 2010, Москва: Звезда «Золотая триада»
  • 3-6 декабря 2009 г., Ганновер: Диплом «Почетный ученый Европы»
  • 3-6 декабря 2009 г., Ганновер: Медаль Лейбница за развитие инновационного образования
  • 2009 г.: Почетная грамота Министерства образования и науки
  • 2008 г., Москва: Победитель 2 Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании». — РОФ, г. Москва

Сведения о прохождении повышения квалификации, профессиональной переподготовки или стажировки

  • 21 июля – 06 августа 2013, Москва: Программа: «Экспертиза молодежных проектов: теория и практика» (72 час), Удостоверение о ПК, МГГУ
  • 02 апреля 2012 по 17 января 2013, Москва: Программа «Организация деятельности органов государственного и муниципального управления» (504час), Диплом о профессиональной переподготовке, МГГУ
  • 02 мая 2012 – 19 мая 2012, Ярославль: Программа «СМК как инструмент реализации рыночных стратегий вуза» (72 час), Удостоверение о ПК, Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П.Пастухова
  • 19 мая 2012, Ярославль: Европейская гармонизированная программа «Система менеджмента качества. Международный стандарт ISO -9001:2008» (72 час), Сертификат менеджера по качеству, Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П.Пастухова
  • 19 ноября 12 – 30 ноября 2012, Москва: Программа «Основы проектной деятельности в сфере государственной молодежной политики» (72 час), Удостоверение о ПК, МГГУ
  • 04 декабря 12 – 17 декабря 2012: Программа «Применение инновационно-проектной технологии реализации модульных программ при подготовке внутренних аудиторов для вузов» (72 час.). Удостоверение о повышении квалификации, Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова
  • 30 октября 2012 г. — 21 декабря 2012 г.: Программа «Повышение квалификации преподавательского состава высшего педагогического образования в области внедрения инновационных технологий обучения» (72 час.). Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, ГБОУ ВПО МГПУ Институт дополнительного образования.
  • Программа «Проблемы модернизации гуманитарного образования в России» (144 час), 2010, академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
  • Профессиональная переподготовка «Преподаватель дистанционного обучения» (508 час) – ФИРО ЮНЕСКО, 2009.
  • Программа «Менеджмент организации» — 72 час, 2008.
  • Профессиональная подготовка по программе Intel «Обучение для будущего» — 40 час, 2005.
  • Программа «Подготовка преподавателей (тьюторов) дистанционного обучения» — Институт развития дополнительного профессионального образования, 72 час, 2004.
  • Программа «Подготовка региональных тьюторов в области информатизации образования» — 72 час., АПКиПРО, 2003.

Гранты -– 41, в том числе международные, федеральные и региональные по разработке, апробации и внедрению инновационных технологий в образование.