Ликвидация последствий терроризма

Ликвидация последствий терроризма

Николай Патрушев
(Директор ФСБ России)
“Российская газета”. 21 марта 2006 года

Директор ФСБ Николай Патрушев в интервью «Российской газете» рассказал, как будет выполняться новый закон о противодействии терроризму

— Николай Платонович, чем была вызвана необходимость принятия нового закона о борьбе с терроризмом?

— Прежний закон о борьбе с терроризмом со времени его принятия в 1998 году неоднократно подвергался корректировке. За прошедшее время в стране и в мире произошли события, существенно повлиявшие на оценки угроз, содержание и тактику противодействия терроризму. В Российской Федерации за период с 1999 по 2005 год были совершены диверсионно-террористические акты в Москве, Беслане, Волгодонске, Грозном, Каспийске, Назрани, Нальчике и других городах.

После трагических событий 11 сентября 2001 года в США, взрывов в Испании и других подобных актов в зарубежных государствах был принят ряд законов, стали создаваться новые механизмы противодействия терроризму. В частности, ужесточена ответственность за совершение терактов, пересмотрены и расширены полномочия специальных служб и правоохранительных органов.

Российский и зарубежный опыт антитеррористической деятельности также показал, что борьба с терроризмом не может быть эффективной, если лишь реагировать на совершенные преступления. Надо активно формировать условия, при которых к минимуму должны быть сведены как сама возможность совершения террористического акта, так и его последствия. Поэтому новый закон во многом ориентирован на решение данной задачи и содержит нормы профилактической направленности.

Кроме того, опыт проведения контртеррористических операций убеждает, что система управления ими нуждается в серьезном совершенствовании. Стало ясно, что нужен совершенно иной подход, потребовалось переосмыслить роль и значение участников антитеррористической деятельности. И сделать это возможно было, именно существенным образом изменив действующее законодательство. Вот почему необходим был новый закон.

— В чем отличия вновь принятого закона от прежнего?

— В нем по-новому определены принципы, понятийный аппарат, в том числе дано определение терроризма, механизмы противодействия ему. Закон дает четкое понимание, что противодействие терроризму — это не только деятельность спецслужб, а целый комплекс мер, реализация которых возлагается на многие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах их полномочий.

В новом законе впервые прописан конкретный правовой механизм, позволяющий привлекать Вооруженные силы РФ для борьбы с терроризмом, в том числе и за пределами страны. Переработаны с учетом полученного нового опыта и реальных условий подходы к проведению контртеррористических операций.

Существенное отличие нового закона — четко установленная персональная ответственность должностных лиц за принятие решений, связанных с осуществлением мер по противодействию терроризму.

— В новом законе юридическую силу обрели такие понятия, как терроризм и контртеррористическая операция.

— Впервые закон дал определение терроризму как многостороннему явлению, направленному на достижение отдельными лицами или группами лиц тех политических целей, которые они преследуют и стремятся достичь насильственными, преступными способами.

Определение «противодействие терроризму» также обрело четкую структуру. Такая деятельность состоит из трех основных направлений: профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация и ликвидация его последствий. Профилактика предполагает устранение во всех областях жизнедеятельности общества и государства условий, порождающих терроризм и позволяющих совершать террористические акты. Борьба с терроризмом включает в себя силовые мероприятия, связанные с недопущением и пресечением террористических актов, а минимизация и ликвидация последствий терактов в расшифровке не нуждаются.

Определено также, что представляет собой контртеррористическая операция — это комплекс мероприятий, в том числе специальных, направленных на пресечение террористического акта, обезвреживание террористов, обеспечение безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также минимизацию последствий террористического акта.

— Учитывает ли новый документ основные положения международных актов по борьбе с терроризмом?

— Безусловно. Разработчики постарались в максимальной степени использовать международный опыт в этой области. Основу международных усилий по противодействию терроризму составляют универсальные международно-правовые документы, касающиеся предотвращения и пресечения террористических актов, а также ряд конвенций и соглашений в формате региональных организаций. Определения «террористическая деятельность» и «террористический акт» отражают тенденции международного права и отвечают принципам, заложенным в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 1999 год) и ряде резолюций ООН. Более того, новое определение понятия «терроризм» ранее не встречалось ни в отечественной, ни в мировой юридической практике. Как представляется, в дальнейшем оно может быть предложено в качестве основы универсальной антитеррористической конвенции под эгидой ООН, в разработке которой на протяжении нескольких лет активно участвует Российская Федерация.

Хочу обратить внимание, что новый закон относит к террористической деятельности подстрекательство к совершению преступления террористического характера, а также распространение информации или материалов, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость ее осуществления. Законодательное закрепление такой нормы говорит о намерении России четко выполнять положения Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, которая была подписана от имени РФ 17 ноября 2005 года в Страсбурге. Сейчас Россия осуществляет необходимые внутригосударственные процедуры, связанные с ратификацией Конвенции и вступлением ее в силу.

Заслуживает внимания также то обстоятельство, что в законе содержится важное положение, посвященное международному сотрудничеству Российской Федерации в области борьбы с терроризмом. Эта норма полностью отвечает Резолюции 1624 Совета Безопасности ООН (2005), призывающей наращивать антитеррористические усилия на международном уровне.

— Вместе с новым законом вступил в силу и Указ президента РФ «О мерах по противодействию терроризму». Но, как известно, он был издан раньше, чем принят закон. Чем это вызвано?

— Это было решение президента Российской Федерации. Видимо, он хотел, чтобы депутаты Госдумы в ходе работы над законом представляли, как будет сформирована государственная система противодействия терроризму, вертикально интегрированная и сочетающая в себе принципы единоначалия и персональной ответственности. Кроме того, указ оказал влияние на формирование государственной политики в области противодействия терроризму и подчеркнул трехэлементность противодействия терроризму — профилактика, борьба, минимизация и ликвидация последствий.

— Можно ли утверждать, что теперь все проблемы по противодействию терроризму будут решены?

— Как известно, в природе нет ничего окончательного и неизменного, а одним или несколькими шагами невозможно решить все проблемы. Поэтому я бы сказал, что принятые акты закладывают фундамент государственной системы противодействия терроризму. В то же время закон и указ дают четкое направление действий для органов государственной власти, обеспечивающих устойчивое и эффективное функционирование этой системы. Из числа проблем, которые надо разрешить в ближайшее время, я бы выделил несколько первоочередных. Прежде всего, в профилактике терроризма и ликвидации его последствий предстоит задействовать все органы власти и местного самоуправления, выявлять и ликвидировать источники, перекрывать каналы, по которым идет финансирование террористической деятельности. Очень важно формировать такие социально-экономические условия жизни, которые препятствовали бы созданию среды, обеспечивающей террористические организации людскими ресурсами. Не менее актуально формировать в обществе негативное отношение к террористическим актам во всех формах.

Для решения таких задач закон предписывает правительству Российской Федерации разработать и реализовывать меры по предупреждению терроризма и ликвидации последствий его проявлений, предусмотреть ресурсное обеспечение антитеррористической деятельности.

— Можно ли считать систему мер по борьбе с терроризмом сформированной окончательно?

— Принятие документов — один из важнейших этапов в формировании в России единой государственной системы антитеррористических мер. Но работы предстоит еще много.

Готовятся предложения по совершенствованию законодательной базы, например, в области транспортной безопасности, по противодействию распространению политического, национального и религиозного экстремизма, в том числе и через средства массовой информации и телекоммуникационные системы, выявлению и ликвидации финансирования террористической и экстремистской деятельности, по перекрытию каналов поступления финансовых средств бандформированиям.

— Как система противодействия терроризму, предложенная законом и указом, повлияет на эффективность работы государственных структур?

— В этих документах определены основные составляющие государственной системы противодействия терроризму. Президент Российской Федерации формирует государственную политику противодействия терроризму. Правительство выступает как реализатор этой политики. Органом, координирующим действия по противодействию терроризму, определен Национальный антитеррористический комитет. Антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации обеспечивают претворение этой политики в регионах, а оперативные штабы на федеральном и региональном уровнях в час «икс» становятся оперативными штабами по управлению контртеррористической операцией. Таким образом, обеспечивается непрерывность управления контртеррористической операцией и сохраняется персональная ответственность руководителя за принятие и реализацию решений в ходе ее проведения.

Читайте так же:  Встречное исковое заявление о моральном ущербе образец

— На ваш взгляд, какие еще изменения против терроризма и экстремизма необходимо внести в законодательство?

— Повторюсь, противодействие терроризму — комплексная задача, решаемая по трем направлениям: профилактика, борьба и минимизация последствий. Закон четко регламентировал вопросы борьбы с терроризмом как в концептуальном, так и в конкретном плане.

Две другие составляющие, как отмечали президент, а также депутаты Госдумы и члены Совета Федерации при обсуждении закона, должны решаться в рамках других законов. К их числу можно отнести законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Уголовный кодекс РФ и ряд других. Внесение изменений в эти акты связано не только с принятием Закона «О противодействии терроризму», но и с тем, что Российская Федерация будет ратифицировать Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма, встраивая ее положения в правовую систему государства.

Основная направленность изменений — предоставить полномочия всем государственным органам и органам местного самоуправления. Каждый из них на своем уровне и в соответствии со своими возможностями должен участвовать в противодействии терроризму. Очевидно также, что ответственность за участие в террористической деятельности должна быть ужесточена.

— В законе очень подробно расписано использование армейских сил и средств в контртеррористических операциях. Чем это вызвано?

— Закон решает давно назревшую проблему, связанную с правомерностью участия Вооруженных сил в операциях по борьбе с терроризмом. При этом устанавливаются не только правовые основы их участия, но и дается право на применение оружия и боевой техники в случаях, предусмотренных нашим законодательством. В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Вооруженные силы РФ создаются в целях обороны, а Закон «О безопасности» лишь включает их в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации. Отсутствие четкой законодательной регламентации применения Вооруженных сил в кризисных ситуациях и обусловило столь подробное урегулирование всех аспектов их участия в борьбе с терроризмом. Тем более что вопрос применения оружия и боевой техники, особенно в отношении воздушных, морских и речных судов, является достаточно острым, что ярко показало обсуждение закона в средствах массовой информации.

Ликвидация последствий терроризма

Ликвидация последствий террористических актов


Особенности ликвидации последствий террористических актов зависят от вида и масштабов чрезвычайных ситуаций, возникающих при совершении террористических актов. Наиболее характерными условиями обстановки террористических актов, сопровождающих взрывами и несанкционированными техническими процессами на радиационно и химически опасных объектах, гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения, массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, эпидемии и эпифитотии. Свои особенности имеют также террористические акты, совершаемые на транспорте.

Все эти и другие особенности террористических актов определяют задачи органов управления РСЧС по противодействию терроризму, по защите населения при террористических актах и ликвидации их последствий.

Основными задачами органов управления РСЧС по противодействию терроризму являются:
уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов;
разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц; в том числе на опасных производственных объектах и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов;
внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов;
осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов;
подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, наиболее вероятных при террористических актах;
определение перечня и подготовка специальных мероприятий для обнаружения и обезвреживания средств совершения технологических террористических актов.

Защита населения при различных террористических актах является задачей для всех органов управления РСЧС в современных условиях. Выполнение этой задачи достигается:
разработкой и осуществлением мероприятий в области противодействия терроризму, политическому, национальному и религиозному экстремизму;
разработкой системы мер по антитеррористической защите населения в городах и сельской местности;
осуществлением контроля за выполнением органами исполнительной власти и местного самоуправления действующего законодательства по вопросам борьбы с терроризмом;
организацией безопасности функционирования потенциально опасных объектов, систем жизнеобеспечения городов и населенных пунктов;
оказанием помощи представителям органов местного самоуправления, органам внутренних дел, ФСБ, органам управления ГОЧС в предупреждении террористических актов, поддержании общественного порядка при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами, обеспечении их взаимодействия при проведении эвакуационных мероприятий, ликвидации последствий террактов с минимальными потерями, организации жизнеобеспечения в районах временного отселения населения;
подготовкой специалистов для обезвреживания или уничтожения взрывных устройств;
координацией деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления в ходе разработки проектов нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к их компетенции;
привлечением для этой работы с населения, усилением пропагандистской работы в области борьбы с терроризмом.

Основными задачами органов управления ГОЧС по защите населения при террористических актах являются:
постоянный анализ и прогноз опасностей, связанных с терроризмом, принятие эффективных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызываемых террористической деятельностью;
осуществление комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий по защите потенциально опасных объектов и населения от терроризма;
поддержание в готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий террористических актов.
В ходе ликвидации последствий террористических актов особое внимание должно уделяться вопросам оказания помощи пострадавшим, смягчения последствий воздействия поражающих факторов. Основными видами аварийно-спасательных и других неотложных работ в этих условиях являются:
разведка зоны чрезвычайной ситуации (состояние зданий, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны чрезвычайной ситуации);
ввод сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в зону чрезвычайной ситуации;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
эвакуация пострадавших и материальных ценностей;
организация оповещения, управления и связи;
обеспечение общественного порядка;
работа с родственниками пострадавших;
разборка завалов, расчистка местности, рекультивация территории (при необходимости).

Основной объем аварийно-спасательных работ при взрывах в жилых домах, общественных и производственных зданиях и на объектах транспорта связан с разблокированием пострадавших из завалов.

Среди основных технологических операций могут быть следующие:
укрепление неустойчивых конструкций на месте работ;
извлечение крупногабаритных обломков сверху завала с помощью автокранов;
дробление крупногабаритных обломков в теле завала;
подбор и извлечение из завала мелких обломков и вынос их в отвал;
извлечение пострадавших из завала;
вынос пострадавших на пункт сбора.

В целом, организация аварийно-спасательных работ при крупномасштабных последствиях террористических актов аналогична организации подобных работ при ликвидации крупных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, в ходе ликвидации последствий террористических актов в последние годы выявились следующие недостатки, снижающие эффективность действий органов управления и сил РСЧС, к которым, в первую очередь, относятся:
отсутствие при организации работ четкого разграничения в полномочиях и функциях различных органов управления;
отсутствие информации о районе и объекте работ (схемы зданий, списка жильцов, сведений о размещении органов управления, мест сбора ценностей и пострадавших):
нарушение требований безопасности при проведении работ, обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, что является причиной травмирования работающих внизу спасателей и пострадавших, находящихся под завалами.

Основные обязанности гражданской Российской Федерации в области предупреждения терроризма определяются федеральными законами «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и с целью выполнения указания МЧС РФ от 29 сентября 1999 года № 33-2957-5, в соответствии с которыми на территориях муниципальных образований (в районах, микрорайонах, кварталах, жилых комплексах и дворах) проводятся мероприятия с населением, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими актами, и привлечение населения к решению задач по их ликвидации.

Эти мероприятия направлены на активизацию участия населения в охране своих жилых домов, организованную работу постов, опорных пунктов под руководством жилищно-эксплуатационных предприятий, опорных пунктов милиции, временных оперативных штабов при органах управления ГОЧС. В тесном взаимодействии с правоохранительными органами они обязаны контролировать состояние зданий и сооружений жилого сектора, систем тепло-, электро-, водоснабжения, выявляют взрывопожароопасные предметы и объекты в местах массового скопления людей (у дорог и транспортных коммуникаций, осуществляют контроль за состоянием запорных устройств чердачных, подвальных и иных нежилых помещений, поддерживать общественный порядок при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на контролируемой территории, вести учет жильцов с ограниченной возможностью самостоятельного передвижения, которым необходимо оказание помощи ври экстремальной ситуации.

Читайте так же:  Пояснительная записка к портфолио

Безопасность. Орловская область

Мероприятия по минимизации и/или ликвидации последствий терроризма

Основная задача противодействия угрозе терроризма нацелена на своевременное предупреждение и предотвращение террористического акта, ликвидацию связанных с ним чрезвычайных ситуаций. Для выполнения данной задачи, прежде всего, необходимо определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых следует разработать и осуществить дополнительный комплекс мероприятий, а именно:

  • заблаговременно создать необходимые ресурсы для оперативного реагирования на различные варианты террористических действий;
  • обеспечить органы управления самой современной базой данных. Из-за чрезвычайной опасности применения террористами химического и биологического оружия наличие специальных сведений, расчетов и программ — необходимое условие для своевременного обнаружения и определения характера поражения;
  • тщательно спланировать порядок действий по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с актами химического и биологического терроризма;
  • наладить эффективное взаимодействие объектовых формирований с органами и силами РСЧС, включая силы СНЛК, медицины катастроф, правоохранительных органов, пожарной охраны и служб жизнеобеспечения, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • отработать систему управления спасательными и другими неотложными работами при применении террористами химического или биологического оружия.

Учитывая особую опасность последствий применения современных фосфорорганических отравляющих веществ по объектам с большим скоплением населения (станции метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы), целесообразно сформировать в наиболее крупных городах России специализированные химико-биологические команды быстрого реагирования. Участие в них квалифицированных специалистов, оснащенных необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи, будет способствовать повышению эффективности работ по спасению жизни тысячам людей.

Нельзя забывать и о таком важном деле, как обучение всех групп населения правилам поведения и порядку действий в условиях угрозы и применения террористами различных видов взрывчатых, химических, биологических и иных опасных для жизни веществ, проведение разъяснительной работы среди населения по правилам безопасности и поведения при очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов (ВОП).

Разъяснительная работа среди населения по правилам безопасности и поведения должна быть направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, нанесения ущерба здоровью людей и материальных потерь. Проводится она на государственном, региональном и местном уровнях.

На государственном уровне — в мирное и военное время, при введении военного положения, при возникновении региональных конфликтов и высокой криминогенной обстановке — организуется разъяснительная работа представителями МЧС России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России.

На региональном уровне — представителями региональных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов, а также воинских частей, назначенных для выполнения задач по очистке местности (объектов) от ВОП в период выполнения плановых задач.

На местном уровне — представителями местных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов и специальных подразделений, назначенных для очистки местности (объектов) от ВОП на данной территории в период выполнения плановых задач по сплошной очистке и срочных заявок.

Разъяснительная работа среди населения осуществляется путем проведения совещаний с руководителями администраций муниципальных образований, выступлений по радио, телевидению, в печати; проведения бесед и информации; издания специальных плакатов, литературы, памяток; демонстрации кинофильмов по правилам безопасности при обнаружении ВОП; оформления фотостендов; проведения индивидуальных бесед; информирования населения о правилах безопасности при обнаружении подозрительных предметов, сумок, игрушек и т.д.

При проведении разъяснительной работы население информируется: о ВОП, которые могут встретиться в данной местности, их внешнем виде, основных характеристиках, типах; о возможных причинах, приводящих к взрыву; о возможных последствиях взрыва (радиусы поражения людей, разрушения объектов); о безопасных расстояниях и правилах безопасности при обнаружении ВОП; о действиях населения и должностных лиц при обнаружении ВОП; о порядке эвакуации населения из опасной зоны; о местах укрытия и лицах, ответственных за эвакуацию и укрытие населения; об ответственности лиц за хранение, незаконное приобретение, изготовление, сбыт и хищение ВОП.

Особо подчеркивается, что лица, обнаружившие ВОП, должны немедленно сообщить о его местонахождении в территориальный отдел (отделение) милиции по телефону 02, орган ФСБ или ГО и ЧС, военный комиссариат. Им запрещается подходить к взрывоопасному предмету, трогать его или сдвигать с места.

Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации террористического характера должна представлять собой комплекс специальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального ослабления поражения людей, снижения размеров материальных потерь и предотвращения возможного действия вторичного источника (взрыва заряда ВВ).

Основными задачами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера являются:

  • осуществление сбора, изучение, обобщение, оценка и предоставление информации о характере, масштабах, дальнейшем развитии и возможных последствиях чрезвычайной ситуации террористического характера;
  • определение видов, объемов и трудоемкости работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера, а также потребного количества сил и средств для их выполнения;
  • выдача экспертных заключений и предложений на использование тех или иных спасательных средств и инструментов, исходя из характера и масштабов чрезвычайной ситуации террористического характера;
  • ведение разведки и контроля в районе ЧС террористического характера;
  • проведение поисковых работ, в том числе с помощью служебных собак;
  • проведение спасательных работ по извлечению пострадавших из-под завалов;
  • оказание пострадавшим первой медицинской и врачебной с элементами специализированной помощи;
  • проведение санитарной обработки личного состава спасательного центра и специальной обработки техники;
  • участие в обезвреживании взрывных устройств.

Комплекс мероприятий по ликвидации последствий террористической акции как чрезвычайной ситуации, вызванной применением террористами взрывчатых веществ, будет включать:

  • прогнозирование зоны поражения;
  • оповещение населения, личного состава ФСБ России, МЧС России, МВД России о произошедшей террористической акции;
  • инженерную, химическую разведку в зоне поражения;
  • эвакуацию населения из зоны поражения;
  • оказание первой медицинской и доврачебной помощи пораженным при террористической акции;
  • выбор рациональных способов ведения АСДНР;
  • контроль полноты проведения АСДНР.

В работе под организацией ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера следует понимать комплекс мероприятий по подготовке спасательной операции (АСДНР), включающей принятие решения, постановку задач подразделениям, планирование спасательной операции (АСДНР), организацию взаимодействия, управления и обеспечения.

В ее основе лежат продуманные, заблаговременно спланированные, во всех структурах и уровнях РСЧС, планы действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций террористического характера.

Основополагающим мероприятием является обеспечение постоянной готовности сил и средств к немедленному реагированию на чрезвычайные ситуации, в том числе террористического характера, и эффективному выполнению поставленных задач по ликвидации их последствий.

Степень экстренности реагирования на чрезвычайные ситуации, исходя из опыта проведения спасательных работ, в общей постановке возможно подразделить на три уровня: внезапно экстренное, предварительно прогнозируемое, целенаправленно планируемое. Поэтому в различных реально сложившихся условиях при чрезвычайных ситуациях исключительно важным является планирование спасательной операции.

На основе накопленного опыта при планировании проведения спасательных операций целесообразно использовать зонально-территориальный метод, заключающийся в анализе кризисных особенностей соответствующего региона и оценке возможных спасательных действий. При этом при внезапно экстренном реагировании на ЧС подготовительную работу предпочтительнее проводить по параллельной схеме одновременно старшим командованием и нижестоящими звеньями. При целенаправленном планируемом реагировании на ЧС подготовительную работу целесообразно осуществлять по последовательной схеме сначала вышестоящим командованием, а затем в нижестоящих звеньях. При предварительно прогнозируемом реагировании на ЧС подготовительная работа может вестись по комбинированной схеме.

Организационно и методически спасательная операция содержит:

  • подготовительный этап, характеризующий деятельность спасательного центра на месте дислокации по подготовке к спасательной операции;
  • основной этап, определяющий деятельность выделенной группировки сил и средств в районе чрезвычайной ситуации террористического характера;
  • заключительный этап, регламентирующий вывод задействованных сил и средств из операции.

В зависимости от вида и масштабности чрезвычайной ситуации террористического характера спасательная операция может дополняться специальными этапами.

Научно-методическую основу подготовительного этапа операции составляет разработка плана проведения спасательной операции. В общей постановке данный план должен включать выполнение следующего ряда основных комплексов мероприятий:

первый — имеет информационно-аналитический характер и включает выявление и оценку возникающей опасности и информирование о ней;

второй — связан с локализацией и (или) подавлением очагов поражения, прекращением воздействия первичных поражающих факторов, если это окажется возможным;

третий — направлен на спасение людей, оказание им необходимой Помощи, прежде всего медицинской;

четвертый — связан с исключением возникновения вторичных поражающих факторов на объектах вторичной опасности;

пятый — посвящен защите и спасению материальных и культурных ценностей;

шестой — предусматривает меры по восстановлению минимально необходимого жизнеобеспечения.

В теоретически рекомендательном плане имеется много работ по определению и постановке принципов организации и проведения спасательных операций. Однако практическая реализация этих предложений в реальных условиях чрезвычайной ситуации требует постоянного совершенствования и развития. При этом основной особенностью является то, что в конкретных условиях обстановки при чрезвычайной ситуации спасательные работы должны выполняться в соответствии с разработанными типовыми технологиями, но при индивидуальной их корректировке в каждом случае, поскольку двух одинаковых чрезвычайных ситуаций не может быть в принципе.

Читайте так же:  Увольнение директора в беларуси

Для планирования действий разрабатывается применительно к обслуживаемой территории План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера. В этом разделе должны быть подробно описаны все действия с момента объявления готовности до момента возращения сил и средств в пункт постоянной дислокации после ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера.

Перечень исходных данных, необходимых для разработки плана действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера: зона ответственности сил и средств; перечень потенциально опасных объектов, школ, дошкольных детских учреждений, мест массового сбора людей, находящихся в зоне ответственности сил, и их характеристика; планы (схемы) основных потенциально опасных объектов и зон жилой застройки городов; данные, необходимые для организации взаимодействия; перечень организаций, учреждений, формирований, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера; порядок перевозки тяжелой инженерной техники; порядок поддержания связи с различными структурами; порядок технического и тылового обеспечения в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера; другие данные, определяемые особенностями региона.

На карте должны быть отражены:

  • границы территории региона и административного деления субъектов РФ;
  • потенциально опасные объекты, школы, дошкольные детские учреждения, места массового сбора людей, находящихся в зоне ответственности сил, и их характеристика;
  • пункты постоянной дислокации своего центра и взаимодействующих спасательных формирований, силовых структур, участвующих в антитеррористической деятельности;
  • маршруты выдвижения;
  • основные показатели марша;
  • решение начальника на совершение марша (согласованное с ГИБДД и ВАИ) и проведение АСДНР;
  • основные вопросы организации управления, взаимодействия и обеспечения марша;
  • расчеты прохождения рубежей (пунктов): исходного и регулирования; организация комендантской службы на марше, в исходном районе, районе проведения АСДНР;
  • расчет сил и средств;
  • построение походного порядка колонны сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;
  • схема организации связи;
  • позывные должностных лиц;
  • сигналы управления, оповещения и взаимодействия;
  • аэродромы, станции погрузки (выгрузки) на железнодорожный, морской (речной) транспорт и их характеристики, маршруты движения к ним, исходные районы перед погрузкой и районы сосредоточения после выгрузки, а также основной и запасные районы погрузки и выгрузки, временные показатели; посадочные площадки вертолетов;
  • метеоусловия.

Пояснительная записка подразделяется на разделы:

  • Выводы из оценки обстановки возможных террористических акций взрывного действия на объектах экономики или в жилых районах городов;
  • Порядок оповещения и приведения сил и средств в готовность;
  • Состав сил и средств, их возможности по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
  • Состав и оснащение сводных отрядов по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;
  • Порядок управления силами и средствами при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;
  • Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил и средств спасательного центра МЧС России при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;
  • Расчеты и порядок погрузки сил и средств на железнодорожный, речной (морской) и воздушный транспорт.
  • инструкция по мерам безопасности и журнал инструктажа по технике безопасности;
  • план морально-психологического обеспечения;
  • расписание занятий с личным составом, журнал учета подготовки личного состава;
  • документы для проведения ТСЗ, ТСУ;
  • документы для организации караульной и внутренней службы при перевозке сил и средств и при расположении их лагерем;
  • схема охраны и обороны;
  • пропуск на право беспрепятственного движения колонны к месту ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера (согласованный и подписанный с должностными лицами ВАИ и ГИБДД);
  • книга приема и сдачи дежурств по лагерю;
  • книга записи больных;
  • книга вечерней поверки;

Мероприятия по защите от террористических актов, деятельность по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений

Основными направлениями деятельности системы противодействия терроризму являются:

— силовое противодействие терроризму;

— устранение внутренних источников терроризма;

— противодействие международному терроризму и участие в устранении его источников;

— снижение тяжести последствий террористических атак;

— мониторинг обстановки внутри страны и за ее пределами в целях выявления потенциальных террористических угроз.

Противодействие терроризму в России осуществляется по следующим направлениям:

— борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера);

— минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.

Под профилактикой терроризма понимается деятельность, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям: организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма; совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений; усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Борьба с терроризмом – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемая с использованием разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, следственных, войсковых и специальных мероприятий, направленных на решение задач по: выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности; раскрытию и расследованию преступлений террористического характера. Организация борьбы с терроризмом требует комплексного подхода к анализу источников и субъектов террористической деятельности, четкого определения функций и зоны ответственности каждого субъекта борьбы, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации построения и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых, следственных подразделений на основе внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы.

Деятельность по минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма (устранение последствий) планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач: недопущение (минимизация) человеческих потерь на основе приоритета защиты человеческой жизни перед материальными и финансовыми потерями (за исключением жизни террористов); своевременное проведение аварийно-спасательных работ и оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в пресечении террористического акта, а также лицам, пострадавшим от террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация; минимизация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия террористических актов на общество или отдельные социальные группы; восстановление поврежденных и разрушенных объектов; возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим от актов терроризма (за исключением террористов).

Терроризм — это совокупность насильственных актов- покушений, взятий заложников — которые совершаются политической или криминальной организацией в целях воздействия на лидеров своей или чужой страны. Другое определение обозначает — терроризм как один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Суть терроризма — насилие с целью устрашения.

Субъект террористического насилия — отдельные лица и не правительственные организации.

Борьба с терроризмом в целом представляет собой:

1) антитеррористические оборонительные меры по предотвращению терактов, сдерживанию террористов и нанесению решительных ответных ударов против них вплоть до физического уничтожения;

2) активные контртеррористические наступательные действия по предотвращению террористических акций.

Деятельность по минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма (далее – устранение последствий) планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:

недопущение (минимизация) человеческих потерь на основе приоритета защиты человеческой жизни перед материальными и финансовыми потерями (за исключением жизни террористов);

своевременное проведение аварийно-спасательных работ и оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в пресечении террористического акта, а также лицам, пострадавшим от террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;

минимизация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия террористических актов на общество или отдельные социальные группы;

восстановление поврежденных и разрушенных объектов; возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим от актов терроризма (за исключением террористов).

Условиями успешного осуществления мероприятий по устранению последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с совершением террористических актов, в зависимости от объектов посягательств и характера террористических воздействий, формирование типовых планов задействования сил и средств ОГСПТ и их заблаговременная подготовка, в том числе в ходе учений.

Статьей 205 Федерального закона № 63-ФЗ предусмотрена ответственность за терроризм, то есть совершение взрыва, поджога, иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение ущерба в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения наказывается лишением свободы на срок от 8 до 12 лет, если действия повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия наказывается лишением свободы до 20 лет или пожизненно.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter