Ликвидация фирмы в судебном порядке

Принудительная ликвидация организаций, не ведущих деятельности

Среди всего объема зарегистрированных юридических лиц значительную долю составляют фирмы-«однодневки», созданные лишь для проведения каких-либо хозяйственных операций, длительное время не осуществляющие деятельности, не сдающие отчетность в государственные органы, фактически отсутствующие по адресу, указанному в их учредительных документах.

В связи с этим налоговые органы стремятся сократить количество таких организаций, используя предусмотренные законом правовые основания для принудительной ликвидации таких юридических лиц в судебном порядке.

Ликвидация в связи с осуществлением деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов

Налоговые органы на основании абз.4 пп.16 п.1 ст.31 НК РФ вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения законодательства.

В случае, если организация не представляет в налоговый орган отчеты о ее финансово-хозяйственной деятельности, документы и сведения для исчисления и уплаты налогов, такие нарушения могут быть признаны судом основанием для принудительной ликвидации юридического лица.

Президиум ВАС РФ в своем постановлении указал, что требование налогового органа о ликвидации фирмы подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

фирма осуществляет деятельность с грубыми нарушениями налогового законодательства: с 1995 года она не исполняет обязанности, предусмотренные в настоящее время ст.23 Налогового кодекса РФ, в частности по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетов о финансовой деятельности, представлению налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов сведений и документов.

Осуществление деятельности с указанными нарушениями является основанием для ликвидации юридического лица в соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2001 № 7745/00).

Однако при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона арбитражный суд должен установить, какие конкретно нарушения закона допущены, и оценить их характер, после чего решать вопрос о ликвидации (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2001 № 2163/01).

Признание банкротом отсутствующего должника

Организация, не осуществляющая деятельности и имеющая задолженность перед бюджетом, может быть ликвидирована в рамках процедуры банкротства отсутствующего должника.

В соответствии со ст.227 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ конкурсный кредитор или уполномоченный орган может подать заявление о признании должника банкротом, если руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным, причем независимо от размера кредиторской задолженности.

Кроме того, в соответствии со ст.230 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ конкурсный кредитор или уполномоченный орган может подать заявление о признании должника банкротом независимо от размера кредиторской задолженности, если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Необходимо отметить, что условием применения норм закона о банкротстве является наличие у организации задолженности. При этом в соответствии со ст.2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ юридическое лицо признается должником, если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного указанным законом.

Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Инспекция МНС РФ обратилась в арбитражный суд с заявлением о применении к ТОО норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» о банкротстве отсутствующего должника, т.к. товарищество долгое время не представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность и обладает признаками отсутствующего должника.

Суд отказал в удовлетворении заявления по мотиву отсутствия у товарищества кредиторской задолженности перед бюджетом и иными кредиторами.

Президиум ВАС РФ отменил указанное решение, указав следующее.

Положения закона о банкротстве отсутствующего должника применяются также в случаях, когда имущество должника — юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Указанные положения закона применяются и в случае отсутствия у предприятия кредиторской задолженности.

Поэтому в случаях, когда должник-гражданин либо руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2002 № 9111/01).

Таким образом, Постановлением Президиума ВАС РФ от 30.01.2002 № 9111/01 удовлетворены требования налогового органа, несмотря на то что у организации не было задолженности перед бюджетом.

Тем не менее эту правовую позицию нельзя признать обоснованной, т.к. понятие «должник» предполагает именно наличие задолженности. При отсутствии у организации задолженности перед бюджетом или иными кредиторами она не признается должником. Следовательно, все нормы о банкротстве отсутствующего должника должны применяться только в отношении организации, у которой есть задолженность перед бюджетом или иными кредиторами.

Также вызывает вопросы порядок определения факта отсутствия руководителя организации и невозможности установить его место нахождения.

Так, если исполнительный орган (руководитель) юридического лица отсутствует по адресу, указанному в качестве места нахождения юридического лица в его учредительных документах, можно ли считать местом нахождения руководителя место его жительства? И нужно ли в связи с этим для признания факта отсутствия руководителя организации признавать его безвестно отсутствующим в соответствии со ст.42 ГК РФ?

В судебной практике подобный вопрос был решен следующим образом.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ООО, имевшего перед ним задолженность, несостоятельным и ликвидации должника по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.

Суды первой и апелляционной инстанций сочли возможным применить к должнику упрощенную процедуру банкротства, т.к. движение средств по расчетному счету ООО не велось, бухгалтерская отчетность не представлялась, ни по адресу, указанному в последнем зарегистрированном уставе ООО, ни по его почтовому адресу, известному суду и кредитору, должник не находился. Таким образом, налицо фактическое прекращение деятельности должника и отсутствие возможности установить его местонахождение.

Однако директор ООО подал кассационную жалобу, в связи с чем суд кассационной инстанции отменил ранее принятые решения, ссылаясь на то, что кредитор не доказал, что руководитель ООО фактически отсутствует, и не предпринял каких-либо действий для признания его безвестно отсутствующим по правилам ст.42 ГК РФ.

Президиум ВАС РФ отменил постановление кассационной инстанции и оставил в силе ранее принятые решения, посчитав, что в материалах дела имеются доказательства отправки кредитором своего заявления по всем известным ему адресам должника, а утверждение суда кассационной инстанции о необходимости применения правила признания гражданина безвестно отсутствующим является неверным (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2000 № 6373/99).

Новое основание для ликвидации

С 1 января 2003 года у налоговых органов (которые с 1 июля 2002 года осуществляют государственную регистрацию юридических лиц) появилось новое основание для принудительной ликвидации юридических лиц, не ведущих деятельность, если такие организации не представят сведения о себе.

Юридические лица, зарегистрированные до 1 июля 2002 года, не позднее 31 декабря 2002 года обязаны представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп. “а” — пп.»а»-«д», «л» п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».

Невыполнение этого требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

Использованы материалы «Консалтинг-Стандарт»

Принудительная ликвидация

Под принудительной ликвидацией юридического лица понимается его ликвидация в судебном порядке по иску уполномоченных органов. Основания для принудительной ликвидации предусмотрены Гражданским кодексом РФ и некоторыми законами (см. ниже).

Решение о принудительной ликвидации принимает суд (арбитражный суд). Обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (см. ниже).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае дальнейшая процедура ликвидации ничем не отличается от процедуры добровольной ликвидации. Никакого «упрощенного» порядка при принудительной ликвидации нет.

В п.24 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняется, что если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации, однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п.1 ст.6 ГК РФ (аналогия закона).

Как закрыть ООО через суд

Когда в ходе коммерческой деятельности ООО финансовая и административная ситуация выходит из-под контроля учредителей и появляются невозможные к выплате долги, нарушается закон или ущемляются чьи-то права, арбитражный суд на основании поступившего заявления может вынести решение о закрытии компании. Какие для этого должны быть основания, и как проходит процесс ликвидации?

Основания для ликвидации через суд

В пункте 3 ст. 61 ГК РФ прописаны ситуации, когда происходит ликвидация ООО в судебном порядке, а именно:

  • Недействительность регистрации юридического лица либо ошибки при регистрации, которые невозможно исправить.
  • Нелицензированная деятельность компании или проведение такого вида работ, который ей не разрешен.
  • Нарушение компанией законов, Конституции РФ или ведение незаконной деятельности.
  • Невозможность осуществления деятельности компании.
  • Неплатежеспособность компании в отношении третьих лиц. Согласно п. 2. ст. 6 Федерального закона № 127-ФЗ, иск от кредитора подается только в случае, если долг составляет больше 300000 рублей.

Если с претензиями от государственных органов все понятно, то ситуацию, когда учредитель пишет заявление в суд о ликвидации ООО, где сам является участником, стоит пояснить. Об этом подробно рассказано в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Причиной может быть регулярная невозможность принятия решений обществом в силу отсутствия кворума, долгое время витающий в воздухе вопрос с выбором исполнительного органа, продолжительный корпоративный конфликт.

Читайте так же:  Трудовой договор по найму без трудовой книжки

Закрыть ООО через суд можно и с привлечением кредиторов, а точнее по их инициативе. Если вы долгое время уклоняетесь от оплаты продукции или услуг, не выполняете требования банков погасить задолженность, не выплачиваете персоналу заработную плату, вам могут предъявить иск.

При реальной недостаточности денежных средств на погашение всех имеющихся долгов ваше ООО будет признано банкротом, а активы распроданы на рынке. Если не хватит и вырученных с торгов средств, готовьтесь нести личную субсидиарную ответственность.

Ликвидация ООО через суд

Главное отличие ликвидации через суд от обычного добровольного закрытия ООО в том, что решение ликвидировать вашу компанию принимаете отнюдь не вы. С меньшими потерями средств и нервов вы можете добровольно признать себя банкротом.

Если все же вам довелось стать ответчиком на суде, готовьтесь пройти несколько этапов ликвидации:

1. Заинтересованные в ликвидации лица или органы подают исковое заявление в суд на ваше ООО.

2. Проводится судебное заседание, рассматриваются факты и документы, судом принимается решение.

Оно может быть заключено в удовлетворении искового требования или неудовлетворении его. Если иск касался подвисшего долга ответчика перед третьими лицами, решением может быть рассмотрение дела о признании ООО банкротом.

3. Если в качестве принятого решения было проведение процедуры банкротства ООО, начинается процесс проверки и оценки деятельности юридического лица, который может затянуться на несколько месяцев.

Процедура банкротства при добровольном признании несостоятельности имеет всего один этап, называемый конкурсным производством, – такая процедура считается упрощенной. Если же суд вынес решение на основании заявления «пострадавшей» стороны, то проводится полная процедура банкротства со всеми необходимыми шагами.

Для начала назначается арбитражный управляющий, который в течение нескольких месяцев наблюдает за состоянием дел компании. После этапа наблюдения становится ясно, каково фактическое финансовое положение ООО, и начинается процедура финансового оздоровления (если дела не так плохи, как казалось на первый взгляд). Помните, что практически все расходы на проведение необходимых процедур в деле о банкротстве оплачивает ваше общество (п.1 ст. 20.7 Федерального закона № 127-ФЗ).

Если оздоровление не дает своих результатов, назначается конкурсное производство и, соответственно, конкурсный управляющий. Через торги он реализует имущество общества для оплаты долгов. Если средств на погашение задолженностей от продажи активов не хватит, то учредители компании несут субсидиарную ответственность и расплачиваются с кредиторами своим личным имуществом (п. 5 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидировать ООО через суд очень дорого, долго, хлопотно и чревато последствиями. Если компания неприбыльна, вложения не окупаются, а долги только растут, примите единственно правильное решение – закройте компанию добровольно.

Арбитражный суд Поволжского округа

Принудительная ликвидация юридических лиц. Просто или сложно?

Дела о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ в практике арбитражных судов относятся к несложным. Между тем рассмотренных дел о ликвидации является значительным. Так Арбитражным судом Республики Татарстан в 1999 года рассмотрено 2174 дела о ликвидации юридических лиц, из них исковые требования удовлетворены по 2076 делам (95,49%), в 2000 года соответственно 1795 дел и 1715 удовлетворенных исков (95,54%), в 2001 году — 2075 дел и 1981 удовлетворенный иск (95,46%), в 2002 году — 1265 дел и 1154 удовлетворенных иска (91,23%).

Истцами в этой категории дел, как правило, являются налоговые органы. Так, по результатам работы Арбитражного суда Республики Татарстан, в 1999 году из общего количества рассмотренных дел о ликвидации налоговые органы выступали истцами в 99,3% дел, в 2000 году — в 95,88% дел, в 2001 и 2002 годах только в двух дела о ликвидации истцом не выступил налоговый орган.

Таким образом, по результатам рассмотрения дел о принудительной ликвидации юридических лиц (кроме оснований, предусмотренных законом о банкротстве), явно прослеживаются две тенденции: подавляющее большинство исковых требований арбитражным судом удовлетворяется, в абсолютном большинстве случаев требование о ликвидации заявляется налоговыми органами.

Незначительно и количество обжалованных судебных актов по делам о ликвидации юридических лиц. Так, в 2001 году Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в целом по округу рассмотрено 28 жалоб на судебные акты по делам о реорганизации и ликвидации юридических лиц, в 2002 году — 43 дела.

Между тем принудительная ликвидация юридического лица по основаниям, предусмотренным абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ является санкцией за нарушение юридическим лицом требований закона и иных нормативных актов (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года № 14-П). Принудительная ликвидация юридического лица, в ее правовом смысле, является высшей санкцией, которая может быть применена к юридическому лицу судом, по сравнению с иными мерами ответственности, предусмотренными как гражданским, так и административным и налоговым законодательством.

Почему же ответчики не обжалуют принятые в отношении них судебные решения о ликвидации?. Ответ один — подавляющее большинство ответчиков по таки делам — это фактически прекратившие свою деятельность предприятия. Налоговые органы не знают, что делать с такими предприятиями, которые состоят на налоговом учете, но не представляют никаких сведений о своей деятельности, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. Привлечь организацию к ответственности за соответствующие налоговые правонарушения налоговый орган не может, так как организация, как правило, отсутствует по адресу, указанному в учредительных документах. Поэтому и избран метод «борьбы» с такими «отсутствующими» налогоплательщиками, как обращение в суд с заявлением об их ликвидации.

О правомерности данного вывода свидетельствуют и обстоятельства, указываемые налоговыми органами в качестве основания исков о ликвидации юридических лиц. Если в 1999-2001 г.г. такими основаниями, как правило, было нарушение юридическим лицом требований налогового законодательства о сроках предоставления налоговым органам бухгалтерской и налоговой отчетности, то впоследствии — неприведение юридическим лицом учредительных документов в соответствие с федеральным законом, а в 2003 году — непредставление уполномоченным лицом юридического лица сведений, установленных ФЗ РФ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц».

Между тем в при рассмотрении иска о ликвидации ответчика — юридического лица, прекратившего свою деятельность, фактически отсутствует спор. Такие дела лишь загружают арбитражные суды и лучшее решение проблемы — это принятие законодательного решения о внесудебном порядке исключения таких лиц из государственного реестра, как это принято во многих странах мира, с правом обжалования решения административного органа в суд. (см. В.Ф.Яковлев «Арбитражные суды на новом этапе судебной реформы», Журнал российского права, 2002 г № 7).

При рассмотрении в суде иска о принудительной ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, необходимо руководствоваться буквальным толкованием абзаца 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, которая предусматривает возможность ликвидации юридического лица за осуществление деятельности без лицензии, осуществление деятельности, запрещенной законом, осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Следовательно, решение суда о ликвидации юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по основаниям п. 2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, нельзя признать правомерным (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.12.2002 года № 6614/02).

Такой же практики придерживается и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа. Так, рассматривая кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда на решение суда первой инстанции, по которому налоговому органу было отказано в иске о ликвидации ТОО «Кварк», кассационная инстанция указала, что по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только действующее предприятие (Постановление ФАС ПО от 12.09.2002 г по делу А12 -642-02-С2). Аналогичный вывод содержится и в иных постановлениях кассационной инстанции (от 02.04.2002 года по делу А-55-19525/01-41, от 14.02.2002 г по делу А-55-10828/01-38 и др.).

Решения о ликвидации юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, могут быть приняты в рамках дел о признании таких юридических лиц несостоятельными (банкротами), в том с применением упрощенных процедур банкротства по признаку отсутствующего должника (п.10 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13 января 2000 года). При этом в силу статьи 177 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года, в случаях, когда должник — гражданин либо руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.08.2002 г № 9112/01). Данный вывод Президиума ВАС РФ полностью (за исключением слова «налоговым») повторен в ст. 227 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года.

Таким образом, иски о ликвидации юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 61 ГК РФ, не подлежат удовлетворению судами. Вопрос о принудительной ликвидации таких юридических лиц должен решаться в рамках дела о банкротстве отсутствующего должника.

При этом необходимо иметь в виду, что налоговые органы не являются уполномоченными органами по делам о банкротстве и не вправе, в силу ст. 227 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» обращаться в суд с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника. Уполномоченный орган (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 года № 100 — Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству) вправе, как и конкурсный кредитор, обратиться в суд с таким заявлением только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (п.2 ст. 227 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года).

При принятии к рассмотрению исков о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, судам необходимо учитывать положения Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 года № 11, разъясняющего вопросы подведомственности арбитражным судами споров о ликвидации юридических лиц. В соответствии с разъяснениями Пленума арбитражным судам подведомственны дела по спорам о ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Споры о ликвидации иных организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (некоммерческих организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.) не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Необходимо также учитывать установленные законодателем в п.3 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ ограничения по субъектному составу лиц, имеющих право на обращение в суд — право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица имеют государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом. Такое право предоставлено, например, налоговым органам (ст. 31 Налогового Кодекса РФ), Банку России — в установленных законом случаях (ст.ст. 13, 15 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности»), Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, антимонопольным органам и др. Однако в определенных случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица и иным лицам, не являющимся государственными органами.

Читайте так же:  Машина адвокат

Например, в соответствии со ст. 116 Гражданского Кодекса РФ обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива могут его кредиторы при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива. Ранее (до 1.01.2002 года) право на обращение в суд с иском о ликвидации акционерного общества имели акционеры и кредиторы общества при неисполнении обществом обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 35 ФЗ РФ «Об акционерных обществах».

В любом случае при решении вопроса о приеме искового заявления о ликвидации к производству необходимо выяснять вопрос о наличии у истца права на обращение в суд.

Основаниями для принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке, в соответствии с абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, применительно к подведомственности арбитражных судов, являются:

  • допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (в редакции .ФЗ РФ от 21.03.2002 года № 31-ФЗ)
  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии)
  • осуществление деятельности, запрещенной законом (в редакции .ФЗ РФ от 21.03.2002 года № 31-ФЗ)
  • осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов
  • иные случаи, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ.

Гражданский Кодекс РФ предусматривает следующие специальные основания принудительной ликвидации юридических лиц:

  • Признание юридического лица несостоятельным (банкротом) — п.4 ст. 61, ст. 65 ГК РФ
  • Ликвидация полного товарищества, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК РФ)
  • Ликвидация товарищества на вере при выбытии участвовавших в нем вкладчиков, а также товарищества на вере, в котором остался единственный участник (ст. 86 ГК РФ)
  • Ликвидация общества с ограниченной ответственностью, закрытого акционерного общества, при числе участников (акционеров) общества, превышающем предел, установленный законом об обществах с ограниченной ответственностью (законом об акционерных обществах) (ст. 88, 97)
  • Ликвидация общества с ограниченной ответственностью в случае нарушения обязанности по полной оплате уставного капитала при отсутствии государственной регистрации решения о его уменьшении (ст.90 п. 3).
  • Превышение определенного законом минимального размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, стоимости чистых активов общества, предприятия (ст. 90 п. 4, п.4 ст. 99, п. 5 ст. 114)
  • Ликвидация потребительского кооператива при неисполнении его членами обязанности по покрытию убытков путем внесения дополнительных взносов (п.4 ст. 116)

Ст. 119 ГК РФ предусмотрена также принудительная ликвидация фонда в случае недостаточности имущества для осуществления его целей, невозможности достижения целей, уклонения фонда от деятельности, предусмотренной уставом и в иных предусмотренных законом случаях. Однако данные споры подведомственны судам общей юрисдикции.

Иными законодательными актами также установлены особые основания для принудительной ликвидации юридических лиц (применительно к подведомственности арбитражных судов):

  • Неоплата или неполная оплата в установленный срок уставного капитала кредитной организацией (ст.15 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности).
  • Создание (слияние, присоединение) коммерческих организаций и их объединений в нарушение установленного порядка, приводящее к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, а равно неисполнение требований федерального антимонопольного органа (ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
  • Непредставление уполномоченным лицом юридического лица, зарегистрированного до 1.07.2002 года, установленных законом сведений о юридическом лице до 01.01.2003 года (ст. 26 ФЗ РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»)
  • Непринятие акционерным обществом решения об уменьшении уставного капитала по истечении года после приобретения обществом собственных акций, нереализованных в течение этого срока (ст.34 ФЗ РФ «Об акционерных обществах»)
  • Непринятие акционерным обществом решения об уменьшении размера уставного капитала до величины, не превышающей стоимость чистых активов в случае, когда размер уставного капитала превышает стоимость чистых активов (ст. 35 ФЗ РФ «Об акционерных обществах»)
  • Неприведение устава сельскохозяйственного кооператива, в том числе колхоза и рыболовецкого колхоза, в соответствие с требованиями ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» и ФЗ РФ от 18.02.1999 г № 34-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ст. 2 ФЗ РФ от 18.02.1999 г № 34-ФЗ)
  • Переход акций народных предприятий, составляющих более 25% уставного капитала в собственности лиц, не являвшихся работниками народного предприятия по истечении установленных законом сроков (ст. 4 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»
  • Снижение числа работников народного предприятия ниже установленного законом предела (ст. 9 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»
  • Превышение среднесписочной численности работников народного предприятия, не являющихся акционерами, установленного законом количества (ст. 9 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»
  • Превышение числа акционеров народного предприятия установленного законом предела (ст. 9 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»
  • Непринятие обществом с ограниченной ответственностью мер по приведению учредительных документов в соответствие с ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 59 «ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
  • Непринятие акционерным обществом мер по приведению учредительных документов в соответствие с ФЗ РФ «Об акционерных обществах» (п.3 ст. 94 ФЗ РФ «Об акционерных обществах» с учетом Постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 05.02.1998 года № 4/2).
  • Нарушение требований законодательства о ценных бумагах (ст. 42 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг»).
  • Непринятие индивидуальным (семейные) частным предприятием, а также предприятием, созданным хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другими не находящимися в государственной или муниципальной собственности предприятиями, основанными на праве полного хозяйственного ведения, мер по преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы (п.5 ФЗ РФ «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса»).

Однако и наличие предусмотренного законом основания для обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица не должно рассматриваться арбитражным судом как безусловное основание для принятия решения о ликвидации. Основанием для ликвидации действующего юридического лица являются неустранимые нарушения им требований законодательных актов. Устранимые нарушения законодательства могут быть расценены как основание для ликвидации, если ответчик не выполнил указания суда по устранению допущенных нарушений (п.п. 4, 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13.01.2000 года).

В этой связи судам также необходимо иметь в виду выводы Конституционного Суда РФ в определении от 07.02.2002 года № 7-О о том, что сам факт непрохождения юридическим лицом перерегистрации (внесения необходимых изменений и дополнений в учредительные документы) не является сам по себе основанием для его ликвидации в судебном порядке, так как речь идет о юридическом лице, уже созданном и прошедшем государственную регистрацию, обладающем полной правоспособностью и действующем на законном основании.

Формальный подход при рассмотрении споров о ликвидации юридических лиц недопустим, о чем указывает Конституционный Суд РФ и в Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П.

Принудительная ликвидация юридического лица по основаниям, предусмотренным ч.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ является ответственностью юридического лица за допущенные нарушения закона. Для применения данной санкции суду необходимо устанавливать не только факт наличия вины юридического лица, но и дать оценку характеру допущенных нарушений и их последствиям, а также возможным негативным последствиям удовлетворения иска (п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13.01.2000 года), имея в виду, что как разовое, так и неоднократные нарушения закона юридическим лицом в своей совокупности должны быть столь существенными, что решение о ликвидации является единственно необходимым для защиты прав и законных интересов третьих лиц.

Таким образом, «простые» арбитражные судов споры о ликвидации юридических лиц, становятся на практике одними из самых сложных, что соответствует предмету таких споров — применению или неприменению судом к юридическому лицу принудительной ликвидации как «высшей» меры наказания за допущенные нарушения законов и иных нормативных актов.

Судья ФАС Поволжского округа
Петров Алексей Леонидович

Статья опубликована в журнале «Правосудие в Поволжье» №3, 2003г.

Принудительная ликвидация юридического лица

Законодательством установлена как возможность добровольной ликвидации, так и условия, при которых возможна принудительная ликвидация юридического лица. Заканчивается процедура ликвидации прекращением деятельности юридического лица с внесением данных об этом в ЕГРЮЛ.

Причины ликвидации

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ организация может быть ликвидирована учредителями или уполномоченным органом. Это решение может быть вызвано тем, что:

  • организация создавалась на определенный срок и этот срок истек;
  • организация была создана для определенной цели и функции выполнены;
  • деятельность финансово нецелесообразна;
  • имеются внутренние конфликты между учредителями;
  • организация уже не ведет деятельность, сдается нулевая отчетность;
  • учредители потеряли интерес и занимаются другим бизнесом.

Могут быть и другие причины, но во всех случаях это добровольная ликвидация юридического лица по инициативе учредителей, которые принимают решение и проводят процедуру ликвидации. Если в процессе ликвидации юридическое лицо не сможет удовлетворить претензии кредиторов, в числе которых и требования бюджета, то это будет означать, что необходимо осуществлять банкротство (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

В отличие от добровольной принудительная ликвидация юридического лица осуществляется только в судебном порядке. Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ, в частности:

  • нарушения закона при регистрации организации, если это носит неустранимый характер;
  • организация ведет деятельность без лицензии или допуска к работе;
  • организация ведет деятельность, запрещенную законодательством, или неоднократно нарушала закон;
  • а также в случаях, установленных законодательством.

Ликвидация по иску налогового органа

В случаях, установленных п. 3 ст. 62 ГК РФ, ликвидацию могут инициировать уполномоченные органы. Иск о ликвидации юридического лица может подать государственный орган или местный орган власти. В последнее время распространена практика ликвидации налоговым органом в связи с недостоверностью адреса. Что это значит? Как правило, это происходит в том случае, если общество при регистрации «купило» адрес, то есть предоставило информацию об адресе, где находиться не планировало.

Налоговыми органами выработаны критерии, при которых начинаются проверки. Если ООО зарегистрировано менее года назад, то это десять организаций по одному адресу. Если более года, то пятьдесят (Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/[email protected] ).

То есть налоговый орган делает запрос, проводит проверку нахождения организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу и, не получив подтверждение, что организация находится по указанному адресу, направляет требование юридическому лицу о предоставлении достоверных данных. В том случае, если организация такие данные не предоставит в течение 30 дней, то в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения, что данные организации недостоверны, а налоговый орган вправе обратиться с иском о принудительной ликвидации ООО в связи с тем, что при регистрации было допущено грубое нарушение закона. При этом расходы по ликвидации будет нести учредитель (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2016 N Ф05-19852/2016 по делу N А41-89559/15 ).

Читайте так же:  Судебная практика по ст.116 ч.2 ук рф

Налоговый орган может подать иск и по другому основанию, например, если чистые активы общества меньше минимального размера два и более года подряд и общество не приняло решение о добровольной ликвидации. Но в судебной практике это, как правило, не считается безусловным основанием для ликвидации, так как учредители могут исправить ситуацию и принять меры по оздоровлению общества (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2015 N Ф05-8810/2015 по делу N А41-74235/14 ).

Принудительная ликвидация по иску участника ООО

Необходимо выделить основание, указанное в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ, когда инициатором ликвидации в судебном порядке выступает учредитель, аргументируя иск тем, что организация не может продолжать деятельность или это связано с существенными сложностями.

Учитывая, что учредителям предоставлена возможность принять решение о ликвидации, эта процедура проще и дешевле. Судебные споры о ликвидации между учредителями возникают, как правило, при наличии корпоративного конфликта, когда невозможна ликвидация добровольная и принудительная ликвидация юридического лица инициируется одним из участников.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 приводятся разъяснения, согласно которым такая ликвидация возможна в случае затяжного корпоративного конфликта, когда фактически невозможна деятельность организации в связи с тем, что участники не могут принять решение, уклоняются от участия в управлении организацией и иным образом затрудняют принятие решений.

При этом участник, который обращается в суд, чтобы произвести ликвидацию ООО в судебном порядке, должен доказать, что действия других учредителей влекут негативные последствия для организации.

Ликвидация ООО. Пошаговая инструкция

Кирилл Никитин, Старший юрист

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает два варианта ликвидации ООО: по собственной инициативе или по решению суда (основания такой ликвидации предусмотрены пунктом 3 статьи 61 ГК РФ). Кроме того, общество подлежит принудительной ликвидации в случае признания его не действующим по решению регистрирующего органа.

В каких случаях возможна ликвидация ООО по решению суда

Ликвидация ООО по решению суда возможна, если:

1. Стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала. В данном случае общество обязано не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года либо уменьшить уставный капитал общества (до размера, не превышающего стоимости чистых активов), либо принять решение о ликвидации общества (п. 4 ст. 30 Закона об ООО);

2. Число участников общества превысило 50 членов. В данном случае, общество в течение года должно преобразоваться либо в акционерное общество, либо в производственный кооператив, иначе ООО подлежит ликвидации в судебном порядке (п. 3 ст. 7 Закона об ООО);

3. Непринятие обществом, занятым деятельностью в сфере торговли (услуг), мер, указанных в обязательном для исполнения предписании органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 1 ст. 51 Закона о наркотических средствах);

4. Осуществление обществом финансовой операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ (п. 1 ст. 52 Закона о наркотических средствах);

5. Неприведение обществом, созданным до 01.03.1998, учредительных документов в соответствие с Законом об ООО в срок не позднее 01.07.1999 (п. 3 ст. 59 Закона об ООО).

Отметим, что ликвидация ООО по решению суда является исключительной мерой – общество не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или если вредные последствия нарушений были устранены.

Порядок ликвидации ООО по собственной инициативе или по решению суда одинаков. Разница лишь в том, что во второй ситуации поводом для проведения общего собрания становится получение судебного акта (исполнительного листа) о ликвидации общества. При этом, независимо от оснований, ликвидация общества осуществляется за его счет.

Ликвидация ООО. Шаг №1

Проведение общего собрания участников общества

Решение о ликвидации ООО принимается на общем собрании его участников. При добровольной ликвидации, инициатива о проведении собрания может поступить от совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа или участника общества. Требования к порядку созыва, подготовки и проведения общего собрания участников содержатся в положениях Закона об ООО.

Кроме принятия решения о ликвидации общества, на общем собрании происходит назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора), к которой переходят все полномочия по управлению делами общества.

В соответствии с Законом об ООО, для принятия решения о ликвидации требуется единогласное решение всех участников общества. Для назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора), утверждения порядка и сроков ликвидации требуется большинство от общего числа голосов (необходимость большего числа голосов может быть предусмотрена уставом общества).

В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации ООО и о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), общество должно уведомить об этом регистрирующий орган (ФНС России). В свою очередь, в течение 5 дней со дня представления обществом документов, ФНС России обязана внести в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидация ООО. Шаг №2

Публикация и выявление кредиторов

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана опубликовать в средствах массовой информации сообщение о ликвидации общества, о порядке и сроках заявления требований его кредиторами (срок заявления требований не может быть менее 2 месяцев с момента публикации). Из судебной практики следует, что сообщение о ликвидации общества может быть опубликовано только в журнале «Вестник государственной регистрации».

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет кредиторов общества о его ликвидации. Срок уведомления кредиторов о принятом решении законодательно не установлен.

Ликвидация ООО. Шаг №3

Формирование промежуточного ликвидационного баланса

Кредиторы должны заявить свои требования в срок, установленный ликвидационной комиссией (ликвидатором). После окончания срока предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна составить промежуточный ликвидационный баланс, который содержит:

сведения о составе имущества общества (осуществление инвентаризации является обязательным при ликвидации юридического лица; для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия);

перечень требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения;

перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда.

После составления, промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден на общем собрании участников общества. Кроме того, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (вместе с самим балансом) направляется в ФНС России.

Отметим, что в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, ликвидационная комиссия (ликвидатор) направляет в Пенсионный фонд РФ сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 11 Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Ликвидация ООО. Шаг №4

Расчеты с кредиторами

Выплаты кредиторам ликвидируемого ООО производятся в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Выплаты денежных сумм осуществляются в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ.

Положениями статьи 64 ГК РФ так же предусмотрено, что, если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требований кредитора либо уклоняется от их рассмотрения, кредитор вправе (до утверждения ликвидационного баланса) обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества общества.

Последствия недостаточности у общества денежных средств для удовлетворения требований кредиторов

Если имеющихся денежных средств не хватает для погашения долгов перед кредиторами, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с торгов, при этом имущество стоимостью менее ста тысяч рублей реализовывается без их проведения.

Порядок ликвидации общества в случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов

Если стоимость имущества должника недостаточна для погашения задолженности перед кредиторами, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании общества банкротом (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве).

Ликвидация ООО. Шаг №5

Формирование ликвидационного баланса

После того, как расчеты с кредиторами завершены, ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс, в который, среди всего прочего, включаются сведений о составе имущества, оставшегося после оплаты долгов.

Отметим, что несоответствие ликвидационного баланса промежуточному ликвидационному балансу в части активов и кредиторской задолженности общества является основанием для признания решения о государственной регистрации ликвидации недействительным, что подтверждается соответствующей судебной практикой.

Ликвидация ООО. Шаг №6

Распределение оставшегося имущества

Имущество, которое осталось у общества после удовлетворения требований кредиторов, передается учредителям (участникам) общества. Если между учредителями (участниками) возникнет спор относительно той или иной вещи, она должна быть продана ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидация ООО. Шаг №7

Государственная регистрация ликвидации общества

После совершения всех действий необходимых для ликвидации ООО, ликвидационная комиссия направляет в ФНС России документы, необходимые для процедуры государственной регистрации ликвидации общества:

заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001, подписанное председателем ликвидационной комиссии;

документ об уплате государственной пошлины.

Когда ликвидацию ООО могут не зарегистрировать

Регистрирующий орган вправе отказать в регистрации факта ликвидации ООО. Основания такого отказа содержатся в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности, в регистрации ликвидации общества может быть отказано в случае несоблюдения нотариальной формы представляемых документов (если такая форма обязательна); подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона и так далее.

Государственная регистрация осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня представления документов. ФНС России вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации юридического лица. После этого ликвидация юридического лица считается завершенной, а общество — прекратившим свое существование.

Кроме того, согласно ч.8 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации» исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Течение срока начинается с момента регистрации налоговым органом решения о ликвидации общества.