Льготы по налогам для инвесторов

Содержание:

Электронная библиотека

Налоговые (фискальные) льготы – основные виды льгот, при­меняемые в практике различных государств мира. Для зарубежного инвестора решение о вложении капитала зависит от целого ряда факторов, среди которых предоставление налоговых льгот не является самым главным фактором. Решающее значение здесь приобретают: наличие при­родных ресурсов, политическая и экономическая стабильность, транспарентность правовой и административной систем, адекватность инсти­тутов поддержки (банковской, транспортной и прочих сфер инфра­структуры), свобода перевода прибыли, уровень квалификации и стоимость рабочей силы. При благоприятности данных факторов и соответствии налоговой системы страны международным стандартам, налоговые стимулы могут сыграть эффективную роль в принятии инвес­тором решения о вложении капитала.

Развивающиеся страны и государства с переходной экономикой при реализации государственной стратегии стимулирования привлечения зарубежных инвестиций ис­ходят из налоговых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что эти страны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних финансовых ресурсов, что подтверждает особые или преимуще­ственные формы стимулирования иностранных капиталовложений в отрасли высокой технологии, развитие которых благоприятно скажется на экономике принимающей страны.

Различают следующие формы часто используемых налого­вых льгот: налоговые каникулы; инвестиционные скидки; налоговый кредит; ускоренную амортизацию; инвестиционные субсидии; льготы косвенного налогообложения, в частности, сниженные став­ки таможенных пошлин.

Самые популярные налоговые льготы – налоговые каникулы – от­срочка от уплаты налога в течение нескольких лет, начиная со дня полу­чения первой объявленной прибыли. Срок и условия предоставления налоговых каникул в раз­ных странах различны, как правило, они предоставляются на срок 2 — 10 лет. К примеру, в ЮАР налоговые каникулы могут получить только про­мышленные компании, имеющие государственную лицензию и удов­летворяющие разработанным критериям.

По законодательству Брунея (закон о стимулировании иностранных инвестиций, 1975 г.) отдельные отрасли имеют пионерный, или приори­тетный, статус: фармацевтика, химическая индустрия (производство хи­микатов для нефтяной промышленности, ингибиторов коррозии), ус­луги общественного питания для воздушных перевозок, текстильная, консервная, цементная отрасли, производство стекла, керамики, про­изводство пластмасс и синтетического каучука, электрического обору­дования и техники.

Нередко государственные и местные власти применяют одновремен­но систему налоговых каникул и снижение налоговых ставок. По новому законодательству Республики Корея период налоговых каникул состав­ляет 8 — 10 лет, при этом при предоставлении налоговых каникул на срок 8 лет льгота трактуется следующим образом: в течение первых пяти лет компания полностью освобождается от уплаты налога на прибыль кор­пораций, а в следующие три года фирма платит 50 % от действующей став­ки корпоративного налога. Налоговые каникулы имеют следующие преимущества:

· благоприятны для тех инвесторов, которые ожидают высокие при­были и вкладывают капитал независимо от наличия или отсут­ствия подобных льгот;

· обеспечивают высокие льготы для ухода от налогообложения, так как компании, подлежащие налогообложению, могут вести деятельность с освобождением от налогов благодаря применению трансфертных цен;

· период действия налоговых каникул может быть использован в целях злоупотребления. В час­тности, инвесторы используют расширенные налоговые канику­лы для выкупа вложенного капитала и его нового инвестирования, т.е. намеренно закрывают инвестиционный проект и осуществля­ют его новый пуск под другим названием, но в рамках аналогич­ной собственности;

· если срок налоговых каникул ограничен, это стимулирует приток капитала в краткосрочные проекты, не столь прибыльные для при­нимающей страны по сравнению с долгосрочными инвестицион­ными проектами. Последние могут стать прибыльными только к истечению срока каникул. Следовательно, налоговые каникулы практически не используются, даже если в дальнейшем ожидают­ся убытки;

· доходы, поступающие в бюджет, редко являются транспарентными, пока предприятия, имеющие льготы в форме налоговых кани­кул, подают документы о своих доходах, в которых нередко завуа­лированы административные ресурсы (не приносящие доходов).

Инвестиционные скидки и налоговый кредит по сравнению с нало­говыми каникулами обладают преимуществами, поскольку являются бо­лее действенными инструментами для привлечения капитала в той или иной желательной форме. Доходы от их применения носят более транспарентный характер и их легче контролировать.

Наиболее проста и эффективна система налогового кредита. Если сумма налогового кредита, предоставляемого квалифицированному предприятию, определена, то она перечисляется на специальный нало­говый счет. Компания, получившая такую льготу, будет считаться обыч­ным налогоплательщиком, а значит, подлежать всем действующим ус­ловиям и правилам налогообложения, включая определение налогооблагаемой прибыли и требование документировать налоговые доходы. Например, на Филиппинах фирма-экспортер, доходы которой минимум на 50 % от общих поступлений получены от продажи товаров или услуг за рубежом, получает налоговый кредит.

Налоговый кредит может предоставляться:

1) для расширения экспортных доходов фирмы в текущем году. Размер кредита зависит от величины темпов прироста экспортных доходов. Если в текущем году ежегодные темпы прироста экспортных доходов превышают аналогичный показатель предшествующего года на 5 %, то предоставляется налоговый кредит в размере 2,5 % для конвертации эк­спортной выручки в национальную валюту – филиппинские песо. Если превышение составляет 10 процентных пунктов, размер кредита увели­чивается до 5 %, если 15 процентных пунктов – до 7,5 %. Наконец, если превышение темпов прироста экспортных доходов компании составля­ет 30 и более процентных пунктов, то размер налогового кредита дости­гает максимального значения – 10 %;

2) налоговый кредит предоставляется на закупку импортных мате­риалов и сырья, которые впервые будут использованы в процессе про­изводства и упаковки товаров, предназначенных на экспорт, и которые отсутствуют на внутреннем рынке.

Система инвестиционных скидок в форме сниженных налоговых ста­вок применяется аналогично практике налогового кредита. Существенное различие заключается в сле­дующем. Если корпоративный налог имеет несколько ставок, то предо­ставляемую сумму инвестиционной скидки стоит определить в абсолютном выражении, а не в форме налоговой ставки, в которой пре­доставляется скидка, в ином случае сумма предоставляемого на­логового кредита не будет зависеть от ставки налога.

Например, инвестиционные скидки в форме снижения став­ки налога на прибыль широко применяются в практике Сингапура, где при­оритетные фирмы получают льготы на развитие и расширение деятель­ности за счет снижения ставки корпоративного налога до 13 % на срок в 10 лет с сохранением возможности продления. Или другой пример из сингапурской практики: инвестор освобождается от налогообложения доходов в пропорциональной сумме, но не более 50 % от величины но­вых капиталовложений в производственное оборудование.

Можно выделить два недостатка инвестиционной скидки и налого­вого кредита:

1) обе формы налоговых стимулов нацелены на выбор в пользу крат­косрочных капиталов, так как в дальнейшем предоставление ин­вестиционной скидки или налогового кредита станет возможным при каждом обновлении активов;

2) приоритетные предприятия могут пытаться злоупотребить специ­фикой рассматриваемых форм налоговых стимулов путем купли-про­дажи тех же активов, чтобы потребовать предоставления нескольких разновидностей инвестиционных скидок или налоговых кредитов, или выступая в качестве агента по покупке для предприятий, не име­ющих статуса приоритетного. Следовательно, система гарантий дол­жна быть построена так, чтобы уменьшить возможный риск неоднок­ратного использования данной формы стимулов.

По сравнению с другими формами налоговых стимулов для привле­чения иностранных инвестиций ускоренная амортизация имеет два пре­имущества:

1) обходится дешевле, чем доходы, от которых отказались ранее, что частично покрывалось стоимостью последних лет действия акти­вов;

2) если ускоренная амортизация предоставляется на временной ос­нове, то она может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, вероятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем.

Инвестиционные субсидии – разновидность инвестиционных ски­док или налоговых кредитов, Предоставление инвестиционных субсидий является проблема­тичным, так как имеет риск для бюджета в плане доходных поступле­ний. Инвестиционные субсидии включают государственные расходы, главным образом, в форме снижения налоговых ставок. Например, в Сингапуре субсидирование применяется в отношении покрытия 30 — 50 % прямых расходов на развитие инноваций, на установленное коли­чество обучающихся в рамках системы подготовки и переподготовки кад­ров за каждый день обучения.

Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исклю­чения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза. Льготы в отношении косвенных налогов применяются для стимулирования экспорта и счи­таются практикой, наиболее приемлемой с правовой точки зрения.

Другая форма – ликвидация или уменьшение ставок таможенных пошлин. Например, в Австралии для инвесторов действует беспошлин­ный импорт товаров, которые не производятся в стране, а также возврат таможенных пошлин, акцизов и налогов с продаж с импортных това­ров, которые реэкспортируются после доработки.

Эффективность предоставления налоговых стимулов для привлечения зарубежных инвестиций, по мнению многих экономистов, является спорным вопросом. Наибольшее значение имеют различные меры: стабильность, транспарентность правовых и административных инсти­тутов поддержки, а также мер приведения национальной налоговой системы в соответствие с международными нормами. Не все формы нало­говых льгот адекватны по эффективности и приемлемости на практике. Самые высокие сравнительные преимущества имеет уско­ренная амортизация, ей уступают по конечному эффекту ин­вестиционные скидки и налоговый кредит. Налоговые кани­кулы и инвестиционные субсидии наименее предпочтительны. Следует избегать применения стимулирования косвенного налогообложения.

Налоговые льготы для инвесторов – иностранных и РФ

Ни одно государство мира не может успешно развиваться без капитальных инвестиций, для стимулирования которых законодательством каждой страны предусматриваются те или иные налоговые льготы инвесторам. Россия не является исключением, оказывая различные меры государственной поддержки в целях улучшения инвестиционного климата.

Мнения разделились

Объектом повышенного внимания выступает тема предоставления преференций для иностранцев, осуществляющих вложения в экономику нашей страны. Можно выделить две диаметрально противоположные точки зрения на данную проблему.

  • Первая заключается в том, что оказание мер поддержки внешней инвестиционной деятельности целесообразно и может отразиться положительным образом на экономике страны, увеличивая приток капитала.
  • Представители же второй точки зрения считают, что налоговые льготы для иностранных инвесторов следует отменить, т.к. они не только неэффективны, но даже вредны, создавая неравные условия конкуренции.

Виды налогового стимулирования

Все инвестиционные льготы подразделяются на несколько видов:

  • сниженные ставки большинства налогов;
  • освобождение от таможенных пошлин;
  • так называемые «налоговые каникулы» (определенный срок, в течение которого можно не платить взносы);
  • инвестиционные налоговые кредиты;
  • создание специальных зон для производства экспортно-ориентированной и высокотехнологичной продукции, и др.

Рассмотрим механизм предоставления указанных преференций более подробно.

Общие налоговые льготы

Пониженные ставки применяются для налогов, несущих наиболее серьезную нагрузку на компании, реализующие инвестпроекты. Это НДС, налоги на прибыль и имущество организаций.

По НДС предусмотрены льготы при осуществлении научной деятельности – например, при выполнении НИОКР уплата налога не требуется (подп. 16-16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В отношении налога на прибыль можно отметить такой стимулирующий инструмент, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий своего рода отсрочку платежей по налогу. Данная мера применяется, только если средства, подлежащие уплате налога, направляются на определенные установленные законом цели, такие как:

  • проведение НИОКР;
  • совершение инновационной деятельности;
  • выполнение оборонного госзаказа;
  • развитие конкретного региона, и др.
Читайте так же:  Оформить в вязь

Примечательным является тот факт, что налоговое стимулирование инвестиционной деятельности происходит не только на государственном, но и на муниципальном уровне. Действующее законодательство позволяет субъектам России вводить дополнительные льготы. Как показывает практика, эта мера вполне оправдана: во многих регионах страны, предоставляющих льготные условия, экономические данные выгодно отличаются от показателей других регионов, не вводящих стимулирующие меры.

Наиболее часто встречающимся налогом, по которому регионами устанавливается минимальная ставка (13,5%), выступает налог на прибыль. Далее следует налог на имущество. Уменьшение его ставки в некоторых регионах доходит до 50% (предельная ставка налога – 2,2%).

Немало регионов предоставляет также различные налоговые преференции для банков, лизинговых и страховых фирм, осуществляющих финансирование инвестпроектов.

Также к региональным стимулирующим мерам можно причислить и налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах:

  • налоговые каникулы по некоторым видам налогов;
  • сниженные ставки налога на прибыль организаций, а также страховых взносов;
  • применение повышенного коэффициента для расчета амортизационных отчислений.

Льготы для внешних инвесторов

Помимо общих мер налогового стимулирования, установленных в отношении как внутренней, так и внешней инвестиционной деятельности, законодательством предусмотрены отдельные виды налоговых льгот для инвесторов в РФ из других государств.

Согласно положениям действующих двусторонних договоров, заключенных с иностранными государствами, при осуществлении зарубежной компанией своей деятельности в России через постоянное представительство, налогообложению подлежит только та часть дохода, которая относится к хозяйственной деятельности данного представительства. Таким образом, исключается двойное налогообложение организаций с иностранным капиталом.

Кроме того, некоторые виды льгот предусматриваются Налоговым кодексом России.

Так, согласно п. 1 ст. 149 НК РФ, не облагаются налогом услуги по сдаче помещений в аренду аккредитованным у нас иностранным компаниям или гражданам, но только в случае, если аналогичная преференция установлена для российских физических и юридических лиц на территории данного иностранного государства.

Кроме того, не подлежат уплате НДС при ввозе на таможенную территорию России некоторые виды имущества в натуральной и денежной форме, полный перечень которых регламентирован ст. 150 НК РФ.

Доходы иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в России, от продажи товаров и иного имущества (за некоторыми исключениями), осуществления работ либо оказания услуг на территории нашей страны, не подлежат налогообложению у источника выплаты (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Для справки:
отдельные льготы по налогообложению иностранных инвесторов, которые участвуют в соглашениях о разделе продукции, указываются также в главе 26.4 НК РФ.

Проблемы и перспективы развития

Несмотря на всю важность налогового инвестиционного стимулирования, нельзя забывать, что на принятие инвестором конечного решения влияют еще и другие факторы, такие как общая экономическая и политическая ситуация, правовые гарантии и т.д. Если уровень экономики не привлекателен для инвестиций, никакие льготы и преференции не будут способствовать вложению в нее капитала.

Необходимо также учитывать, что заметная разница в системе льгот для отечественных и зарубежных инвесторов в пользу последних может повлечь вывод капитала за пределы страны российскими бизнесменами с целью получения ими льгот.

Соблюдение нужного баланса в инвестиционном стимулировании позволит создать благоприятные условия для развития экономической системы страны.

Налоговые льготы при инвестировании в РФ в 2018 году

В России существует огромное количество перспективных отраслей деятельности, которые при должном развитии обязательно найдут своего покупателя и клиента, а поэтому являются рентабельными и выгодными. Вполне естественно, что они привлекают внимание инвесторов и вызывают у последних желание в перспективе заработать. Так как привлечение инвестиций является приоритетом государства и отдельных компаний, то для многих частных лиц и организаций, желающих вложить в страну свои средства, действует та или иная инвестиционная налоговая льгота.

Если рассматривать основные виды инвестиционной деятельности в стране, то они облагаются различными налогами, которые в значительной степени отличаются в зависимости от того, имеется ли дело с резидентом РФ или же с нерезидентом. Первым однозначно более выгодно, так как проценты для них существенно снижены, а налоговые льготы для иностранных инвесторов в РФ часто менее выгодны. Также есть большое количество всевозможных операций и механизмов, благодаря которым есть возможность создать себе еще более привлекательные условия для инвестиционной деятельности, но использовать их стоит очень аккуратно.

Интересный факт! В РФ рассматриваемые льготы для инвесторов действуют в области недвижимости, ценных бумаг и металлов, депозитов, в области страхования.

Существующие налоговые льготы и вычеты

Так как государство заинтересовано в привлечении капитала на свою территорию, то оно всячески старается пойти на встречу людям, у которых есть деньги и создать для них выгодные условия для вкладывания своих средств. С этой целью разработан ряд законов в НК, регламентирующих те льготы, которые получает каждый человек или организация, которые решились вложить свои финансы в какую-либо область деятельности в РФ.

В зависимости от рода деятельности и сложившейся там обстановки, физические и юридические лица, открывшие себе ИИС (индивидуальный инвестиционный счет) получают как льготы, так и некоторые вычеты с возможных трат. Налоговые льготы при инвестировании в 2018 не потерпели особых изменений и почти ничем не отличаются от действовавших в прошлые годы.

Длительное владение ценными бумагами

Ценные бумаги традиционно считаются одним из выгодных вариантов для вкладывания средств, так как они со временем имеют тенденцию к подорожанию. Естественно, при этом нужно угадать с перспективной компанией, иначе можно и просчитаться в такой игре. Действующая ставка налога в этой сфере для резидентов РФ составляет 13%, для нерезидентов – 30%. Совершенно неважно, были ли куплены бумаги самим человеком или же с помощью брокера посредника.

С дивидендами ситуация немного сложней. Если средства были вложены в иностранную компанию, то придется отдать 15%, если в российскую – всего 9%. Нерезиденты все также должны выложить все 30%.

Интересный факт! Если прибыль приобретается по государственным бумагам, то она не облагается подоходными процентами.

Освобожденные от уплаты НДЛФ облигации

В 2017 году в законодательстве были произведены крупные изменения и доходы по многим облигациям стали свободны от уплаты налога НДЛФ. Налоговые льготы при инвестировании в этом случае объясняются тем, что государство пытается поддержать некоторые важные для него заведения и организации и привлечь в них дополнительные деньги посредством инвесторов, как внутренних, так и иностранных.

На данный момент освобождены от уплаты облигации, которые выпущены и будут выпущены в период 2017-2020 годов. Купонный доход по корпоративным облигациям будет облагаться налогом только тогда, если сумма выплаты по купону будет больше, нежели сумма процентов, вычисленная по стоимости облигаций. Вот некоторые примеры компаний, чьи облигации попадают под действие нового закона: Альфа-Банк, Газпром Капитал, МТС, Русфинанс Банк, Транснефть и некоторые другие.

Покупка ценных металлов

Спекуляции с ценными металлами способны принести приличную выгоду и многие на рынке занимаются подобной деятельностью. Драгоценные металлы могут со временем значительно меняться в цене, также их можно продавать по более выгодным условиям, нежели при покупке. Поэтому НДФЛ здесь также присутствует. Как и в предыдущем случае, он равен 13% для резидентов РФ, то есть людей, которые провели на территории страны более 183 дней, и 30% – для нерезидентов.

Выгодные условия при вкладывании в металлы для резидентов очевидны. Важно отметить, что таковыми считаются даже те люди, которые в последние полгода была заграницей по причине обучения или прохождения лечения.

Сфера недвижимости

Налоговые льготы при инвестиционной деятельности в сферу строительства в РФ также существуют, и они ничем не отличаются от предыдущих случаев. Все те же 13% и 30%, соответственно. Это очень популярное направление для имеющих деньги лиц, так как в России уже многие годы по всей стране кипят стройки и вводится в эксплуатацию очень много самых разных объектов.

Но здесь есть один неприятный нюанс – вычет идет не с суммы, которая была вложена в качестве инвестиции, а от того, за какие деньги продается уже готовый объект, что должно быть указано в соответствующем договоре, и минус 1 млн рублей от этого. В результате стоимость недвижимости приходится несколько увеличивать.

Интересный факт! Некоторые лица указывают в документах стоимость объекта меньше 1 миллиона рублей и просто ничего не платят. Но это скользкая дорожка, так как несет в себе риски столкнуться с налоговой.

Социальные вычеты

В законодательстве предусмотрены так называемые социальные вычеты. Это один из вариантов налоговых льгот при инвестировании, так как он позволяет вернуть часть денег, которые были выплачены в качестве налогов с имеющегося у физического лица дохода. Использование таких вычетов является прямым правом любого налогоплательщика, которым он может при желании воспользоваться в таких случаях:

  • Совершая расходы на благотворительность и различные пожертвования;
  • При тратах на обучение: детей, братьев, сестер, подопечных;
  • Проводя оплату своего лечения или членов своей семьи.

Также сюда относится и страхование, а также прохождение оценки профессиональной квалификации. В каждом отдельном случае процент возвращенных денег рассматривается отдельно. Например, при пожертвовании – это не более 25% от суммы, которая вообще подлежит налогообложению.

Профессиональные налоговые вычеты

Инвестиционными налоговыми льготами являются определенные скидки, которые позволяют с большей смелостью вкладывать деньги в те или иные области деятельности. В этом плане можно вспомнить и так называемые профессиональные вычеты. Заключается это явление в том, что юридические лица получают некоторые скидки по налогам, зависящие от уровня их расходов, который должен быть документально подтвержден.

Получить такие поблажки могут:

  • Индивидуальные предприниматели;
  • Лицами, которые занимаются частной практикой: адвокатами, нотариусами и т.п.;
  • Лица, выполнявшие работы по договору гражданско-правового типа;
  • Деятели науки и искусства, создавшие какие-либо произведения, труды, сделавшие открытия и т.д.

Размер вычета устанавливается индивидуально в каждом случае.

Налоговые вычеты со взносов при пользовании индивидуальным инвестиционным счетом (ИИС)

Какие налоговые льготы предоставляются инвесторам, открывшим себе ИИС счет? Здесь все примерно также, как и в предыдущих случаях. Если человек или компания должны уплатить некоторую сумму налога, при этом имея ИИС, то они могут уменьшить эту сумму на 13%. При этом нельзя получить скидку большую, чем сумма, которую нужно заплатить. Также нужно помнить, что существует установленный законом лимит вычета, больше которого подняться нельзя.

В целом, рассмотренные льготы в России довольно развиты, и они постоянно привлекают многих лиц для вкладывания своих средств в выгодные сферы деятельности. Конечно, никто не гарантирует на 100% положительного результата от такого занятия, но в целом здесь можно неплохо зарабатывать и экономить.

Какие есть налоговые льготы для инвесторов?

Я купил акции «Северстали» в декабре 2013 года. Сейчас подумываю продать их. Я слышал, что если держать акции три года, то не нужно платить налоги. Так ли это?

Читайте так же:  Трудовой кодекс статья увольнение по инициативе работника

Вообще, есть ли какие-то налоговые послабления на фондовом рынке? А то за все нужно платить налоги: с прибыли по акциям, облигациям, с дивидендов. Как-то грустно.

Российский налоговый кодекс предусматривает целый набор льгот для инвесторов. Одна из них — упомянутая вами «трехлетняя льгота». Но, к сожалению, НДФЛ от прибыли с акций «Северстали» вам все же придется заплатить.

Купил и держи хотя бы 3 года

По ст. 219.1 НК РФ не надо платить НДФЛ от прибыли с продажи ценных бумаг, если инвестор владел этими бумагами 3 года и более. Предельный размер прибыли, освобождаемой от налога, равен N × 3 млн руб , где N — число полных лет владения (3, 4, 5 и т. д.). Это касается ценных бумаг на бирже и паев открытых ПИФов.

Однако в вашем случае «трехлетняя льгота» не действует. Дело в том, что бумаги должны быть куплены не ранее 1 января 2014 года. Вы их приобрели в декабре 2013 года, и льготой согласно налоговому кодексу воспользоваться нельзя.

Но вас все равно можно поздравить: «Северсталь» принесла вам отличную прибыль. В декабре 2013 года акция стоила около 300 рублей, сейчас — больше 900 рублей. Более 200% за 4,5 года — прекрасный результат. А еще компания платит неплохие дивиденды.

Кроме «трехлетней льготы» есть другие способы законно сэкономить на налогах с прибыльных инвестиций.

Акции компаний высокотехнологичного сектора

Механизм очень похож на «трехлетнюю льготу», но достаточно владеть акциями всего год. Правда, это относится к небольшому списку ценных бумаг так называемого инновационного сектора экономики. Полный перечень есть на сайте Московской биржи.

«Пятилетняя льгота»

Малоизвестный вариант сэкономить на налогах — воспользоваться «пятилетней льготой». Она позволяет не платить НДФЛ с прибыли от акций российских компаний, приобретенных с 1 января 2011 года, если владеть ими не менее 5 лет.

Но это относится только к акциям, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг. Акции «Северстали» торгуются на Московской бирже (организованном рынке) — значит, эта льгота к ним неприменима.

Облигации органов власти

Купонный доход с облигаций федерального займа, региональных и муниципальных облигаций не облагается налогом. Но будет удержан НДФЛ , если вы продали облигацию дороже, чем купили, или если купили дешевле номинала и дождались погашения.

Некоторые корпоративные облигации

С начала 2018 года не взимается НДФЛ с российских корпоративных облигаций, номинированных в рублях и эмитированных с 1 января 2017 года. Можете посмотреть их список на сайте Московской биржи.

При этом, если купонный доход больше ставки ЦБ + 5 процентных пунктов, требуется уплатить налог 35 или 30% (для нерезидентов) с той части доходности, что превысила ключевую ставку ЦБ + 5 п. п.

Индивидуальный инвестиционный счет

Отличный способ получать налоговые льготы — открыть индивидуальный инвестиционный счет. На ИИС можно воспользоваться одной из двух льгот по выбору инвестора.

Вычет на взносы (тип А). Инвестор вносит деньги на ИИС , а в следующем году налоговая возвращает ему уплаченный в прошедшем году НДФЛ — 13% от внесенных на ИИС средств, но не более 52 000 рублей за год. Больше, чем был НДФЛ за прошедший год, налоговая не отдаст. НДФЛ с прибыли от операций на ИИС уплачивается при закрытии счета.

Вычет на доход (тип Б). Тут очень просто: вся прибыль от операций на ИИС не облагается налогом. Этот вариант подходит тем, кто не платит НДФЛ , у кого он совсем скромный или кто надеется зарабатывать на бирже десятки процентов годовых.

Налог с дивидендов удерживается даже на ИИС , имейте это в виду.

Налоговые льготы для инвесторов

Вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В действующем НК РФ предусмотрен ряд норм, направленных на стимулирование инвестирования.

Ниже дается краткий обзор основных налогов, уплачиваемых инвесторами, при этом особое внимание уделяется льготам, которые им предоставляются.

Налог на добавленную стоимость (НДС) установлен в гл. 21 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2002 г. (ранее он взимался на основании Закона РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1992-I)*(232). Это косвенный налог, т.е. плательщик налога (лицо, вносящее платеж в бюджет) и носитель налога (лицо, несущее налоговое бремя) не совпадают в одном лице: плательщиком является предприятие, производящее продукцию, а носителем — потребитель.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектами налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы).

Также в данной статье в пп. 7 установлено, что не подлежит налогообложению оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

Порядок и условия использования этой льготы установлен в пп. 4-7 ст. 149 НК РФ. Для реализации данной льготы НК РФ императивно предписывает налогоплательщику вести раздельный учет упомянутых выше операций. Порядок ведения такого раздельного учета в настоящее время установлен Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н «Положение по бухгалтерскому учету. Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Кроме того, руководителю организации необходимо издать приказ (распоряжение), обязывающий бухгалтерию вести такой раздельный учет.

Пункт 7 ст. 149 НК РФ запрещает применять льготы по освобождению от налогообложения НДС (даже если лицо производит операции, предусмотренные в ст. 149 НК РФ) по отношению к индивидуальным предпринимателям и организациям, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность в интересах другого лица (доверителя, комитента, принципала) в рамках заключенного с таким лицом договора комиссии, поручения, агентского договора (ст. 971-979, 990-1011 ГК РФ).

Таким образом, операции по прямому инвестированию освобождены от налогообложения НДС.

Статьей 150 НК РФ предусматривается, что не подлежит налогообложению НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Правила п. 1 ст. 150, в отличие от правил ст. 149 НК РФ, посвященных освобождению от налогообложения НДС операций по реализации (передаче) товаров (работ, услуг), в основном производимых и реализуемых на территории Российской Федерации, во-первых, распространяются лишь на случаи освобождения от НДС операций по товарам (но не работам, услугам!), во-вторых, устанавливают, что не подлежит налогообложению такая именно операция, как ввоз на таможенную территорию Российской Федерации (ее составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними). Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, где Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Территория свободных таможенных зон и свободные склады рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации (хотя она и охватывается понятием «территория Российской Федерации»). Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации (ст. 3 ТК РФ). От НДС освобождается ввоз товаров, упомянутых в пп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ, для формирования уставного капитала хозяйственных обществ с участием иностранных инвесторов (т.е. ЗАО, ООО, ОАО, ОДО, дочерних, зависимых обществ) и складочного капитала хозяйственных товариществ (т.е. полного или коммандитного товарищества) с участием иностранного инвестора.

В соответствии со ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы согласно ст. 154-159 и 162 исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ применительно к этому налоговому периоду, должна быть уменьшена на все суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, которые относятся к этому же налоговому периоду и в отношении которых не применяются специальные ограничения (в частности, установленные ст. 170 НК РФ). Технически это делается с помощью налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ. Право на налоговые вычеты может возникать в силу разных обстоятельств. В частности, уплатив налог подрядным организациям при проведении ими капитального строительства или сборке (монтаже) основных средств, налогоплательщик вправе (на основании п. 6 ст. 171 НК РФ) предъявить к вычету эти суммы налога.

Точно так же налогоплательщик может предъявить к вычету суммы налога, уплаченные им при приобретении объектов незавершенного капитального строительства и товаров (работ, услуг), приобретенных им для выполнения строительно-монтажных работ, а также суммы налога, исчисленные им при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Все перечисленные суммы налога подлежат вычету после принятия на учет указанных объектов завершенного или незавершенного капитального строительства.

Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а также документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

В соответствии со ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ.

Следующий налог, который также является косвенным, — акцизы. Правовое регулирование этого налога в Российской Федерации осуществляется на основании гл. 22 НК РФ.

Перечень подакцизных товаров установлен в ст. 181 НК РФ. Подакцизными товарами признаются: спирт этиловый; алкогольная продукция; табачная продукция; автомобильный бензин и ряд других товаров. Анализ п. 1 ст. 182 НК РФ показывает, что объектом налогообложения акцизом признаются ряд операций, в том числе и передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

Представляется, что данная норма не согласуется с пп. 4 п. 3 ст. 38 НК РФ, согласно которому не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

Под инвестиционным характером передачи товаров, результатов работ или оказания услуг следует понимать такую их передачу (оказание) другому лицу, которая не предполагает получения от него непосредственного встречного имущественного предоставления, а предназначена для осуществления принимающим инвестиции лицом определенной деятельности, в результате осуществления которой инвестор получает соответствующую своим инвестициям долю прибыли.

Читайте так же:  44 приказ минэкономразвития

Таким образом, не подпадает в соответствии со ст. 39 НК РФ под легальное определение реализации товаров, работ, услуг передача имущества в качестве:
— вклада в складочный капитал полного товарищества;
— вклада в складочный капитал коммандитного товарищества;
— вклада в уставный капитал АО, ООО, ОДО;
— вклада в простое товарищество (ст. 1041, 1042 ГК РФ). Простое товарищество не является юридическим лицом. Внесенное участниками простого товарищества имущество (которым последние обладали на праве собственности), а также произведенная в результате совместной деятельности продукция, плоды и доходы признаются общей долевой собственностью;
— внесения паевого взноса членами производственного кооператива.

С учетом того, что перечень форм передачи имущества, имеющих инвестиционный характер, открытый, любые иные инвестиционные вклады не подпадают под признаки реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Как поступить в таком случае налогоплательщику? Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь иметь в виду, что в части первой НК РФ установлены общие принципы налогообложения, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Для того чтобы избежать печальной практики прошлых лет (когда многочисленные акты в области налогообложения противоречили друг другу, вводились задним числом, не вовремя сообщались налогоплательщикам), законодатель включил в ст. 3 НК РФ п. 6 и 7, исходя из которых акты законодательства о налогах и сборах должны быть точно сформулированы. Это означает, что указанные акты должны быть текстуально выверены, не содержать внутренних противоречий, двусмысленности. Критерием определенности налогового акта является способность плательщика соответствующего налога исходя из содержания акта точно установить следующие обстоятельства: а) вид подлежащего уплате налога; б) размер налога; в) срок и порядок уплаты налога. В пользу плательщика следует толковать все сомнения, порождаемые в ходе практической реализации актов законодательства о налогах и сборах. В частности эти сомнения относятся к определению базы налогообложения.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии со второй частью НК РФ и с учетом положений ст. 38, 39 НК РФ.

В данном случае значение специального правового термина «операции, которые не признаются реализацией товаров, работ или услуг» нормативно определено. Рассматривая законность п. 1 ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»*(236) (далее — Закон об основах налоговой системы) в части введения в перечень региональных налогов налога с продаж, Конституционный Суд РФ указал, что, устанавливая региональный налог с продаж, федеральный законодатель был обязан определенно и непротиворечиво закрепить объект налогообложения. Вместо этого он ввел ряд дополнительных признаков для его обозначения, используя, в частности, неопределенные понятия, которые не имеют юридического содержания и различно толкуются при применении оспариваемых норм Закона об основах налоговой системы: «реализация товаров (работ, услуг) оптом», «дорогостоящие товары», «товары и услуги не первой необходимости», «товары первой необходимости». Законодатель не предусмотрел каких-либо критериев для их определения, а также произвольно перечислил лишь некоторые товары (работы, услуги), реализация которых подлежит обложению налогом с продаж, и тем самым отказался от установления четких параметров объекта налогообложения.

Поэтому если в общей части НК РФ существует нормативное определение термина — объекта налогообложения, то и следует использовать термин именно в этом значении. И за основу в данной ситуации должны быть положены принципы, установленные в ст. 39 НК РФ, в которой закреплено императивное предписание, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов). Следовательно, операции с подакцизными товарами, носящие инвестиционный характер, не являются объектами налогообложения в контексте положений пп. 10 п. 2 ст. 182 НК РФ.

Налог на прибыль регулируется гл. 25 НК РФ. По этому налогу объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом в НК РФ установлен различный порядок определения прибыли для целей взимания налога для каждой категории налогоплательщиков:
— для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
— для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ: «Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации».

Для инвесторов могут представлять интерес такие льготы, как освобождение в соответствии со ст. 251 НК РФ доходов, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации; в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Судебная практика твердо стоит на позиции, предполагающей, что доходы в виде имущества, полученного организацией в качестве взноса (вклада) в уставный капитал, не участвуют в формировании налоговой базы.

Согласно положениям ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения; в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, и другие средства.

По сути, в данной статье устанавливается значение понятия «доход, учитываемый при определении налоговой базы». Это значение устанавливается путем исключения из категории «доход» отдельных видов доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций; доходов, подлежащих вычету из суммы валовых доходов организации).

Важнейшим методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является предоставление инвестиционного налогового кредита.

Налоговое законодательство РФ определяет порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (ст. 67 НК РФ):
— проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
— осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
— выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Анализ легального определения данной формы изменения срока уплаты налога — инвестиционного налогового кредита позволяет указать на следующие признаки.

1. Кредит предоставляется:
— только организациям при наличии предусмотренных законодательством о налогах и сборах оснований;
— по налогу на прибыль (доход) организации либо по региональным и местным налогам; по другим видам налогов (например, по НДС) предоставлять его нельзя.
2. Кредит предполагает:
— предоставление организации на определенный в договоре о кредите срок права уменьшать свои платежи по упомянутым налогам;
— уменьшение платежей по налогу в пределах, определенных в таком договоре;
— последующую (т.е. по истечении срока действия договора) уплату не только суммы самого предоставленного кредита, но и начисленных на нее процентов;
— поэтапную уплату как суммы кредита, так и начисленных процентов;
— независимо от числа договоров суммы уменьшений налоговых платежей в каждом отчетном периоде не могут превышать 50% соответствующих платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите за этот налоговый период.
3. Решения о предоставлении кредита принимаются:
— по федеральным налогам и сборам — Федеральной налоговой службой, т.е. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов;
— по региональным и местным налогам — налоговым органом по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований. Следует отметить, что такое распределение компетенции между уполномоченными органами было установлено Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утрачившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»*(239), принятым в связи с реформой государственного управления в РФ.
4. Предоставление кредита по уплате сбора в ст. 66 НК РФ не предусмотрено.
5. Срок предоставления кредита не может быть менее одного года. Максимальный срок — пять лет.
6. В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть предусмотрены следующие условия:
— порядок уменьшения налоговых платежей;
— сумма кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;
— срок действия договора;
— начисляемые на сумму кредита проценты (в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России);
— порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;
— условия реализации заинтересованной организацией в течение срока действия договора или передачи ею во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления кредита, либо запрет на такую реализацию или передачу;
— сведения о документах на имущество, которое является предметом залога, либо о поручительстве;
— ответственность сторон;
— действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

7. Контроль за исполнением налогоплательщиками условий, на которых с ними были заключены договоры о предоставлении налогового кредита, осуществляют налоговые органы, которые ведут учет налоговых кредитов, предоставленных уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с Приказом МНС России от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411 об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.