Кто не имеет право избирателя

Содержание:

Право гражданина на участие в выборах

Цели:

  • Знать основные положения Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах.
  • Понимать, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства.
  • Развитие умения у учащихся систематизировать материал в логической связи, работать со словарём и текстами статей Конституции Российской Федерации.

Основные понятия: выборы, избирательное право граждан, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избиратель, гарантии избирательных прав, агитация предвыборная, избирательный бюллетень, выдвижение кандидата, кандидат, референдум Российской Федерации.

Оборудование: фрагменты закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Конституция Российской Федерации, бюллетени для голосования, список избирателей, урна для голосования.

Опережающее задание: подготовка членов избирательной комиссии и наблюдателей (возможен выбор из учащихся других классов).

Вопросы для обсуждения:

— Какими правами обладает человек?

— Что такое право голоса?

— Кто им обладает?

— Что дает человеку его участие в выборах?

— Кто решает вопрос о том, какие члены общества имеют право голоса?

— В чем разница между демократией прямой и представительной?

— Как осуществляется голосование?

— Что такое избирательный бюллетень?

— Что такое избирательная урна?

— Как происходить подсчёт голосов?

— Могут ли принять участие в голосовании больные, находящиеся дома или в больнице, инвалиды, транзитные пассажиры и т.д.?

Возможна доработка вопросов в ходе дискуссии.

Применение полученных знаний на практике: по достижении определенного возраста активное участие в выборах различного уровня, осуществление сознательного выбора, реализация не только активного, но и пассивного избирательного права.

Учащиеся располагаются полукругом, объединяясь в группы 5-6 человек.

Актуализация темы занятия. Чтение статьи 21 «Всеобщей декларации прав человека».

После актуализации темы начинаем работу в группах с текстом Конституции Российской Федерации и законом о выборах.

I этап. Задание группам.

I группа. Найти подтверждение того, что выборы являются центральным механизмом демократического управления (Конституция Российской Федерации).

2 группа. Какие существуют ограничения избирательного права (ст.32 Конституции Российской Федерации)

3 группа. Каковы принципы избирательного права? ( Закон о выборах).

Каждая группа представляет результаты своей работы.

II этап. Работа со словарем.

Определение значения терминов «выборы», «избирательное право граждан», «пассивное избирательное право», «активное избирательное право».

III этап. Ролевая игра «Выборы Классной Думы».

Для ее проведения класс делится на 3 группы. Желательно, чтобы группы №1 и №2 были количественно меньше, чем группа №3. Группы №1 и №2 составляют от партии или отдельного кандидата предвыборные программы, состоящие из 3-4 первоочередных задач.

Группа №3 (группа избирателей) слушает предвыборные программы и голосует за ту или иною программу с учетом основных критериев оценки предвыборных программ: цель (что делать), средства (как делать). Аргументация (зачем делать), язык (понятно ли объяснено).

Голосование. Подсчет голосов членами избирательной комиссии. Итоги выборов могут послужить материалом для обсуждения на следующем уроке.

Итог занятия. Заключительно слово учителя.

Домашнее задание, общее: устная работа со словарем. Групповое: разработка программы политической партии.

Словарь терминов

Агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросом референдума и предназначенные для массового распространения, обнародование в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.

Агитация предвыборная (предвыборная агитация)- деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Активное избирательное право граждан — право граждан Российской Федерации избирать органы государственной власти и органы самоуправления.

Баллотироваться на выборах — выдвигать свою кандидатуру на выборах, участвовать в предвыборной кампании.

Выборы в Российской Федерации — это понятие включает в себя действие граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по регистрации избирателей, составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов.

Выдвижение кандидата — инициатива избирателей, избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборной орган или на выборную должность государственной власти, местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы или на иные формы поддержки указанной инициативы, предусмотренные федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Гарантии избирательных прав граждан — организационные, правовые, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан.

Депутат — лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избиратель — гражданин Российской федерации, обладающий активным избирательным правом.

Избирательная кампания — период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования итогов выборов.

Избирательная комиссия — коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Избирательное объединение — политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации на уровне, соответствующим уровню выборов.

Избирательный округ — территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательное право граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Избирательная система — совокупность правил и приемов, обеспечивающих участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов.

Кандидат — лицо, выдвинутое в установленном федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления.

Пассивное избирательное право граждан — право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Референдум Российской Федерации — голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Ст.21. Всеобщая декларация прав человека

Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Выдержки из Конституции Российской Федерации

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуется по Федеральному закону.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

Кто может и кто не может участвовать в выборах президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 декабря 2017 года Центральная избирательная комиссия РФ начнет регистрацию кандидатов в президенты РФ. Прием документов от претендентов на высший пост в стране будет продолжаться до 18:00 31 января 2018 года.

Выборы главы государства состоятся 18 марта 2018 года.

Общие принципы избирательного права

Выборы президента РФ проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Их проведение регулируется конституцией РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, а также другими правовыми актами.

Избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.

Кто имеет право голосовать

Принимать участие в выборах главы государства может любой гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда.

По данным на 1 июля 2017 года, Центризбирком зарегистрировал в России и за ее пределами 111 млн 425 тыс. 443 избирателя. На выборах 4 марта 2012 года в списки для голосования были включены 109 млн 860 тыс. 331 человек. Из них в выборах приняли участие 71 млн 780 тыс. 800 граждан, явка составила 65,34%.

Кто может стать кандидатом

Согласно избирательному законодательству, президентом РФ может быть избран гражданин России в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Действующий президент не может быть переизбран на третий срок подряд. Кроме того, глава государства, досрочно прекративший полномочия по собственному желанию или по состоянию здоровья, не может участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

Читайте так же:  Единовременное пособие на ребенка беларусь

На пост президента не могут быть избраны лица, имеющие иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого государства, а также граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кроме того, в законе особо отмечается, что на пост президента не могут быть избраны ранее судимые граждане, которые:

  • имеют неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого (особо тяжкого) преступления;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 10 лет до начала избирательной кампании;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 15 лет до начала избирательной кампании;
  • имеют неснятую и непогашенную судимость за преступления экстремистской направленности;
  • находятся под административным наказанием за демонстрацию или распространение экстремистской символики, причем срок наказания истекает после проведения выборов главы государства;
  • приговорены судом к лишению права занимать государственные должности на срок, дата окончания которого приходится на период после проведения выборов президента.

Закон запрещает также баллотироваться лицам, чьи выступления или агитация за шесть последних лет, предшествующих выборам, были признаны экстремистскими.

Условием регистрации кандидатов является требование о закрытии ими счетов или прекращении хранения денежных средств и иных ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Последние новости

Избиратели – граждане, обладающие активным избирательным правом, то есть правом избирать.

Активным избирательным правом обладают все граждане страны, которым на день очередного голосования исполнилось 18 лет.

Права и обязанности избирателей

Права и обязанности избирателя связаны с реализацией установленных законодательством принципов проведения в Российской Федерации выборов.

Основным принципом является то, что избиратель участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право:

  • избирать и быть избранными, участвовать в референдуме;
  • участвовать в предусмотренных законом избирательных действиях: привлекаться к работе в избирательных комиссиях, быть наблюдателем и т.д.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Участие в выборах можно считать обязанностью гражданина, так как это ответственное и осознанное отношение к своей стране и ее развитию. Однако явка избирателей на выборы должна быть добровольной. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

Права избирателей, связанные с информацией

  • Избиратель вправе требовать оповещения о времени и месте голосования не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
  • Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует эту информацию.
  • Имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных законом, – временного проживания на территории этого участка.
  • Заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования – 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также предоставленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.

Права избирателей, связанные с процессом голосования

Для обеспечения тайны голосования избирателю предоставляется возможность зайти в особую комнату или отдельную закрытую кабину и заполнить избирательный бюллетень. Во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, в том числе и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

  • Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии обязан выдать избирателю новый избирательный бюллетень.
  • Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателем.
  • Избиратель имеет право проголосовать досрочно на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, за 15–4 дня до дня голосования – в помещении соответствующей территориальной (окружной) избирательной комиссии или не ранее чем за 3 дня до дня голосования – в помещении участковой избирательной комиссии.
  • Если избиратель не может по состоянию здоровья явиться на избирательный участок, он может подать заявление о желании проголосовать вне помещения. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя.
  • Избиратель вправе требовать у избирательных комиссий предоставления итогов голосования по каждому избирательному участку территории, на которую распространяется деятельность соответствующей избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий.
  • Избиратели имеют право на обжалование нарушений их прав и установление государством ответственности за нарушение избирательных прав.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации

1. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.

Статья 4. Федеральный избирательный округ

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации

1. Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)

3. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4. В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, выборы Президента Российской Федерации назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

Читайте так же:  Недорого страховка авто

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

6. В случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на одну четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

8. Если в период, когда указанные в пунктах 2 — 5 настоящей статьи органы должны принять решение о назначении выборов Президента Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.

Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации

1. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации (далее — кандидаты) могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях») принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов (далее — политические партии), а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

3. Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения других избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (далее — Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»).

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 8. Право на предвыборную агитацию

1. Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).

(в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)

3. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

4. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Статья 9. Финансирование выборов Президента Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляются открыто и гласно.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются (публикуются) в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения названных органов, а также решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в указанных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, не допускается.

2. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Избирательные права граждан

Конституция РФ говорит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья 32).

Принимая участие в муниципальных выборах, мы определяем, кто из кандидатов, на наш взгляд, способен представлять интересы населения (наши интересы) в выборных органах местного самоуправления наилучшим образом.

Муниципальные выборы, равно как и выборы на федеральном уровне, осуществляются на основе общих принципов избирательного права России. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.

Право заявить о своем выборе (избирательное право) не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» N55-ФЗ от 30.03.99 года).

1. Кто может участвовать в выборах (депутатов, глав муниципальных образований и др.)?

Во-первых, для того, чтобы получить право участвовать в выборах, гражданин России — избиратель — должен достичь 18 лет. Во-вторых, не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Могут ли иностранные граждане избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, главой муниципального образования?

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами Калининградской области иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, главой муниципального образования на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

3. Кто может избираться депутатом в представительные органы местного самоуправления и главой муниципального образования?

Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе избираться депутатом представительного органа местного самоуправления и главой муниципального образования.

Надо отметить, что гражданин вправе избираться депутатом или главой муниципального образования независимо от того проживает он или нет на территории муниципального образования.

4. На какой срок избираются депутаты представительных органов местного самоуправления?

Срок полномочий депутатов устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, законами Калининградской области.

Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующего представительного органа местного самоуправления не допускается.

В городе Пионерском и Гурьевском районе этот срок составляет 4 года.

5. На какой срок избирается глава муниципального образования?

Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, законами Калининградской области.

В муниципальных образованиях — городе Пионерском и Гурьевском районе главы избираются на 4 года.

6. Кто вправе выдвигать кандидатов в депутаты и кандидатов на пост главы муниципального образования?

Кандидаты могут быть выдвинуты отдельными избирателями, группами избирателей и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть также выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе одного избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. О выдвижении уведомляется окружная избирательная комиссия (при выдвижении кандидата в депутаты), избирательная комиссия муниципального образования (при выдвижении кандидата на пост главы муниципального образования).

Избирательное объединение или избирательный блок вправе выдвигать одного кандидата по одномандатному округу, и только одного кандидата на пост главы муниципального образования.

Выдвижение кандидатов возможно при условии предоставления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться.

7. Должен ли кандидат указывать в подписном листе неснятую или непогашенную судимость?

Кандидат, в случае наличия у него неснятой судимости или непогашенной судимости, должен в подписном листе указать номер (номера) и наименование статьи (статей) Уголовного кодекса.

8. Как узнать является ли кандидат иностранным гражданином?

В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно быть указано наименование соответствующего иностранного государства.

9. Может ли муниципальный служащий исполнять свои обязанности и одновременно баллотироваться кандидатом в депутаты?

Нет, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей.

10. Обладают ли кандидаты равными правами?

Да. Для обеспечения равноправия кандидатов в избирательном законодательстве содержатся нормы о недопустимости использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения, т. е. Кандидаты не вправе:

— привлекать подчиненных к выполнению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию начальника;
— использовать помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для таких мероприятий, как проведение собрания граждан в целях проведения агитации, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти помещения на таких же условиях;
— пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационных услуг, оргтехникой, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации (то есть, нельзя использовать казенный ксерокс для печати листовок);
— использовать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
— проводить сбор подписей, предвыборную агитацию через государственных или муниципальных служащих в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
— использовать преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

11. Сколько нужно собрать подписей в поддержку кандидата для его регистрации?

Для регистрации кандидата в депутаты необходимо собрать количество подписей равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Для регистрации кандидата на пост главы муниципального образования необходимо собрать количество подписей равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не более трех тысяч.

12. Могу ли я расписаться в подписных листах в поддержку 3 кандидатов?

В соответствии с избирательным законодательством Вы имеете право поставить свою подпись в подписных листах любого количества кандидатов. Однако голосовать можете только за одного кандидата.

13. Может ли руководитель принудить своих работников поставить подпись в подписном листе кандидата?

Не допускается участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи. Равно как и администрация не может препятствовать сбору подписей, осуществляемому в законном порядке.

14. Что является подкупом избирателей?

В соответствии с избирательным законодательством запрещается осуществлять подкуп избирателей:

— вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационная работа);
— производить указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования;
— проводить льготную распродажу товаров;
— бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для предвыборной агитации;
— предоставлять услуги избирателям безвозмездно или на льготных условиях.

Читайте так же:  Приказ мвд рф 1221-2011

15. Как можно агитировать?

Агитация при проведении выборов может проводиться:

— через средства массовой информации;
— путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций);
— путем выпуска и распространения агитационных материалов (печатных, аудиовизуальных и иных);
— в других установленных законом формах.

16. Может ли священнослужитель призывать своих прихожан голосовать за кандидата на пост главы муниципального образования?

Нет. Предвыборную агитацию запрещено проводить следующим организациям и лицам:

— органам государственной власти, органам местного самоуправления;
— депутатам, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
— благотворительным организациям и религиозным объединениям;
— членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

17. Можно ли агитировать за кандидата за день до выборов?

Нет. В день голосования и в предшествующий день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.

В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опроса общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами.

18. Что такое избирательный округ?

Избирательный округ — это территория, которая образована в соответствии с федеральными законами, законами Калининградской области и от которой непосредственно гражданами избирается один депутат.

При выборах главы муниципального образования избирательным округом является вся территория муниципального образования

Так, в городе Пионерском образуются 9 избирательных округов, для выборов 9 депутатов Городского Совета.

19. Что такое избирательный участок?

Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов избирателей. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований:

— из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке;
— границы избирательных участков не должны пересекать границ муниципального образования.

Избирательные участки могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, на судах, находящихся в день выборов в плавании и приписанных к порту на территории муниципального образования.

20. Можно ли образовывать избирательные участки в воинских частях?

Только в порядке исключения могут быть образованы избирательные участки в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях.

21. Какие избирательные комиссии осуществляют подготовку и проведение местных выборов?

Подготовку и проведение местных выборов, защиту избирательных прав граждан осуществляют:

1. при выборах депутатов представительных органов:

— избирательная комиссия муниципального образования;
— окружные избирательные комиссии;
— участковые избирательные комиссии.

2. при выборах главы муниципального образования:

— избирательная комиссия муниципального образования;
— территориальные избирательные комиссии;
— участковые избирательные комиссии.

В подготовке и проведении местных выборов участвует избирательная комиссия Калининградской области в пределах полномочий, установленных законами Калининградской области.

22. Как можно стать членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса?

Участковые избирательные комиссии формируются представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Если Вас рекомендует одна из перечисленных выше организаций, то Вы можете быть включены в состав участковой избирательной комиссии.

Необходимо отметить, что государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

23. Каковы полномочия участковой избирательной комиссии (УИК)?

Основная тяжесть работы по организации и проведению голосования ложится на плечи членов участковой избирательной комиссии. Именно в обязанности УИК входит:

— информирование населения о телефонах и адресах избирательных участков и УИК,
— уточнение списка избирателей,
— подготовка помещения для голосования,
— непосредственно проведение голосования и подсчет голосов,
— иные полномочия, установленные законодательством.

24. Кто включается в списки избирателей?

В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом (правом избирать). Избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка.

25. Могут ли военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории муниципального образования включаться в списки избирателей?

В случае, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении местных выборов не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.

26. Где и когда можно ознакомиться со списком избирателей?

В течение 20 дней до голосования можно ознакомиться со списком избирателей в участковой избирательной комиссии.

27. Что делать, если Вы не обнаружили свою фамилию в списках избирателей, или заметили ошибку?

Вы вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования — в течение 2 часов с момента обращения обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.

28. Кто такой наблюдатель?

Наблюдатель — лицо, назначенное при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, группой избирателей.

Наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

29. Какое количество избирателей имеют право направить своего наблюдателя в участковую избирательную комиссию?

Наблюдатель от группы избирателей должен представить в свою участковую избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями 30 граждан Российской Федерации, имеющих право голосовать на данном избирательном участке, а также предъявить паспорт или замещающий его документ.

30. Когда начинается и заканчивается голосование?

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени в календарный выходной день.

31. Как можно получить избирательный бюллетень?

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта.

32. Что делать, если у Вас временно нет паспорта?

В этом случае Вы должны предъявить документ, его заменяющий (военный билет или удостоверение личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, выдаваемые органами внутренних дел, заграничный паспорта гражданина Российской Федерации — только для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, паспорт моряка).

33. Что делать при получении бюллетеня?

При получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней) избиратель ставит в списке избирателей серию и номер паспорта или документа, его заменяющего и свою подпись за каждый полученный бюллетень. Избиратель может согласиться или попросить члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, чтобы тот внес в список серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Без предъявления документа, удостоверяющего личность избирателя, он к голосованию не допускается.

34. Что делать, если Вы испортили избирательный бюллетень?

Если избиратель совершил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе получить другой, о чем делается отметка в списке избирателей. Испорченный бюллетень незамедлительно гасится, о чем составляется акт.

35. Можно ли проголосовать за своих родственников?

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, в том числе и членов семьи не допускается.

36. Что делать, если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеня?

Если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, блоков, наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в графе «подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня», указывая свои ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.

37. Что можно предпринять, если Вы не можете самостоятельно заполнить бюллетень?

Избиратель лично заполняет избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя.

Избиратель должен устно известить избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью при заполнении бюллетеня. Член избирательной комиссии указывает в списке избирателей в соответствующей графе ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.

38. Как можно проголосовать дома, если Вы не можете явиться в помещение для голосования?

В случае, если избиратель не может в день выборов прибыть в помещение для голосования и от него поступило заявление (письменно, устное, в т.ч. по телефону и переданное через других лиц), комиссия должна организовать его голосование на дому.

Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 16 часов дня. (Форма заявления — см. Приложение 1)

При прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением, с указанием причины, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.

39. Можете ли Вы проголосовать дома, если члены участковой избирательной комиссии пришли к Вашей больной бабушке?

Нет. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдавать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы участковой комиссией в соответствующем реестре.

40. Что делать, если в день голосования Вас не будет в городе?

За 15 дней до голосования на выборах депутатов и за 10 дней — на выборах главы образования Вы можете проголосовать досрочно в помещении окружной избирательной комиссии. За 3 дня — в помещении участковой избирательной комиссии. Для того, чтобы получить бюллетень для голосования, Вам нужно заполнить заявление по образцу, указанному в приложении к этой брошюре. Ваш бюллетень заклеивается в конверт. Вы должны расписаться на месте склейки, дабы гарантировать тайну голосования.

41. В каком случае выборы главы муниципального образования признаются несостоявшимися?

Выборы признаются несостоявшимися в случае:

— если в них приняло участие менее 25% от общего числа зарегистрированных избирателей;
— если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

42. В каком случае выборы депутата признаются несостоявшимися?

Выборы признаются несостоявшимися в случае, если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем количество голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

43. В каких случаях избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными?

— в случае, если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
— в случае, если они признаны недействительными не менее, чем на одной четвертой части избирательных участков;
— по решению суда.

44. Что такое повторные выборы?

В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы. То есть, все начинается сначала, но сроки избирательных действий сокращаются на треть.

45. Что такое повторное голосование?

Если ни один из кандидатов на пост главы муниципального образования не получил более половины от общего числа голосов, отданных за всех кандидатов, проводится повторное голосование по 2-м кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. Повторное голосование проводится в воскресенье через 2 недели после дня общих выборов.

46. Кто из кандидатов в депутаты признается избранным?

Кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам (другому кандидату), признается избранным.

Если голосование проводилось по одному кандидату, избранным признается кандидат, получивший не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если кандидат не будет избран, по данному округу проводятся повторные выборы.

47. Кто из кандидатов на пост главы муниципального образования признается избранным?

Кандидат, получивший более половины от общего числа голосов избирателей, отданных за всех кандидатов, признается избранным. Если ни один из кандидатов не получил более половины от общего количества голосов, отданных за кандидатов, проводится повторное голосование.

Кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей при повторном голосовании, проводившемся по двум кандидатам, признается избранным.

Если кандидатами получено равное число голосов, избранным признается кандидат, зарегистрированный ранее.

48. Куда можно обжаловать решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан?

По общему правилу, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования, территориальных и участковых избирательных комиссий обжалуются в районные, городские суды, либо в вышестоящую избирательную комиссию. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Примерная форма жалобы на нарушение прав приведена в Приложениях.