Концессионный договор закон

Концессионное соглашение в российском праве

В. Н. Лисица, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН, кандидат юридических наук

С начала экономических преобразований в нашей стране концессии рассматривались как одно из эффективных средств по привлечению крупномасштабных инвестиций в российскую экономику. О них упоминалось в ст. 40 Закона РСФСР от 04.07.1991 г. № 1545‑I «Об ино­странных инвестициях в РСФСР» 1 , затем в ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174‑ФЗ «Об экологической экспертизе» 2 , ст. 37 Лесного кодекса Российской Федерации 3 , п. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39‑ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 4 . И только спустя более 10 лет был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115‑ФЗ «О кон­цессионных соглашениях (о кон­цессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами)» 5 (далее – Закон о концессионных соглашениях), который урегулировал отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений.

Итак, что же представляет собой концессионное соглашение? В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение – это договор, в силу которого одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности на срок, установленный этим соглашением.

К основным особенностям концессионного соглашения федеральный закон о концессионных соглашениях относит следующие его черты. Во-первых, продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное (ч. 6 ст. 3).

Во-вторых, право собственности на объект концессионного соглашения принадлежит или будет принадлежать концеденту. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объектов концессионного соглашения, если иное не установлено концессионным соглашением (ч. 7 ст. 3). Однако имущество, созданное или приобретенное концессионером при исполнении концессионного соглашения и не являющееся объектом концессионного соглашения, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением (ч. 8 ст. 3). Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением (ч. 9 ст. 3).

В-третьих, концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное (ч.10 ст. 3).

В юридической науке концессионные соглашения обычно рассматриваются как разновидность инвестиционных соглашений, заключаемых между государством и инвестором. К последним также относят соглашения о разделе продукции и соглашения о предоставлении услуг (сервисные контракты). Разграничение всех этих упомянутых соглашений обычно проводят по двум критериям 6 :

1) право собственности на доходы, плоды, продукцию, полученные инвестором в результате осуществления предпринимательской деятельности;

2) применение общего или специального налогового режима.

Так, если сравнивать концессионное соглашение с соглашением о разделе продукции, то в концессионном соглашении продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления своей деятельности, являются собственностью концессионера, и применяется обычный налоговой режим. В соглашениях о разделе продукции инвестор получает в собственность только часть добытой продукции, а остальная продукция поступает в государственную собственность, и применяется специальный налоговый режим для инвесторов, т. е. взимание всех налогов и сборов, иных обязательных платежей (за исключением ­отдельных налогов и платежей) заменяется разделом продукции. Более того, в отличие от концессионного соглашения соглашение о разделе продукции заключается в сфере недропользования. В соглашениях о предоставлении услуг инвестор не приобретает право собственности на доходы, плоды, продукцию, полученные им в результате осуществления предпринимательской деятельности.

В доктрине существуют разные точки зрения на правовую природу концессионного соглашения (как и соглашения о разделе продукции). Одни ученые – сторонники цивилис­тической концепции (Н. Н. Возне­сенская, Н. Г. Доронина, М. Махлина, А. И. Перчик и др.) 7 рассматривают такого рода соглашения как гражданско-правовые договоры, дру­гие (М. И. Кулагин, В. Г. Розенфельд, Ю. Н. Старилов и др.) 8 – как административно-правовые догово­ры, третьи – как сложные договоры, сочетающие в себе элементы гражданских и административных договоров 9 . Поэтому не случайно, что в ч. 2 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях закреплено, что концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон по концессионному соглашению применяются в соответствующих частях нормы гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или ­существа концессионного соглашения.

Если давать юридическую характеристику концессионному соглашению, то оно является двусторонним, возмездным, взаимным и консенсуальным договором. Двусторонний характер концессионного соглашения заключается в том, что его сторонами являются:

1) концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

2) концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Признак возмездности проявляется в том, что, с одной стороны, концессионер обязуется уплачивать концеденту концессионную плату (ст. 7 Закона о концессионных соглашениях) и передать концеденту на праве собственности объект концессионного соглашения, а, с другой стороны, кон­цедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения.
Взаимный характер договора вы­текает из того, что права и обязанности по концессионному соглашению возникают как у концессионера, так и у концедента.

Наконец, концессионное соглашение является консенсуальным, поскольку для его заключения достаточно соглашения сторон (т. е. без условия передачи вещи одним из участников).

Объектом концессионного соглашения, как следует из ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, является недвижимое имущество, создание и (или) реконструкция которого предусмотрены концессионным соглашением. Оно может входить в состав следующего имущества:

1) автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пунк­ты пропуска ­автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транс­­порта;

4) морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река – море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы либо здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, стоянки воздушных судов и руления ими;

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) объекты единой системы организации воздушного движения;

9) гидротехнические сооружения;

10) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

11) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

12) метрополитен и другой транс­порт общего пользования;

13) объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

14) объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

Как видно, если инвестор планирует осуществить предпринимательскую деятельность в сфере недропользования (поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр и ведение связанных с этим работ), то с ним заключается не концессионное соглашение, а соглашение о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225‑ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» 10 .

Читайте так же:  Самый дорогой адвокат

В соответствии со ст. 6 Закона о концессионных соглашениях срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема и срока окупаемости инвестиций в создание и (или) ­реконструкцию объекта концессионного соглашения, других обязательств концессионера по концессионному соглашению.

В силу ст. 7 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение предусматривает концессионную плату, уплачиваемую концессионером концеденту в период эксплуатации объекта концессионного соглашения. Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Другими элементами концессионного соглашения как и любого договора являются права и обязанности сторон. Так, согласно ст. 8 Закона о концессионных соглашениях к правам концессионера относятся:

1) право распоряжаться объектом концессионного соглашения в порядке, установленном федеральным законом о концессионных соглашениях и концессионным соглашением;

2) право исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц. При этом концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные;

3) право пользоваться на безвозмездной основе в порядке, установленном концессионным соглашением, и при соблюдении установленных этим соглашением условий конфиденциальности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, в целях исполнения своих обязательств по концессионному соглашению.

При исполнении концессионного соглашения концессионер обязан:

1) осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации);

2) использовать (эксплуатировать) объекты концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;

3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента;

4) обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения ­потребителями соответствующих товаров, работ, услуг;

5) предоставлять установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы потребителям, в том числе по оплате товаров, работ услуг, в случаях и в порядке, установленных концессионным соглашением;

6) поддерживать объекты концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этих объектов, если иное не установлено концессионным соглашением.

К правам концедента следует отнести контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в их создание и (или) реконструкцию, обеспечению техни­ко-экономических показателей объек­тов концессионного соглашения, осу­ществлению деятельности, предус­мотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объектов концессионно­го соглашения в соответ­ствии с целя­ми, установленными концессионным соглашением. Он осуществляется соответственно ­Правительством ­Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в лице представителей указанных органов, которые в соответствии с концессионным соглашением имеют право беспрепятственного доступа на объекты концессионного соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. В силу ч. 3 ст. 9 Закона о концессионных соглашениях представители этих органов не вправе:

1) вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионера;

2) разглашать сведения, отнесенные концессионным соглашением к сведениям конфиденциального характера или являющиеся коммерческой тайной.

Как известно, договорные условия принято делить на три группы условий: суще­ственные, обычные и случайные. Определение существенных условий вытекает из ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации 11 . К ним относятся те условия, по достижении согласия по которым в требуемой в подлежащих случаях форме договор считается заключенным. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Закон о концессионных соглашениях (ч. 1 ст. 10) к существенным условиям концессионного соглашения относит:

1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, соблюдению сроков их создания и (или) реконструкции;

2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) срок действия концессионного соглашения;

4) состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объектов концессионного соглашения;

5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с ­концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением);

6) цели и срок использования (экс­плуатации) объектов концессионного соглашения;

7) иные существенные условия, предусмотренные федеральными законами.

С некоторыми формулировками закона здесь трудно согласиться. Дело в том, что сами по себе обязательства как правоотношения не следует смешивать с другой юридической ка­те­горией – условиями договора. Скорее всего, в данном случае к существенным условиям концессионного соглашения необходимо отнести саму деятельность концессионера, которая включает создание и (или) реконструкцию объектов концессионного соглашения.

Нет в ч. 1 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях упоминания о концессионной плате. Ввиду специфики и единичности заключаемых концессионных соглашений здесь не получится применить положение п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ о порядке определения цены в возмездном договоре при отсутствии в нем соответствующего условия.

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4556.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 5. Ст. 610.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 9. Ст. 1096.

5 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30. Ст. 3126.

6 Более подробно см.: Лисица В. Н. Международные инвестиционные соглашения / В. Н. Лисица. Новосибирск, 2004. С. 28–42.

7 См., например: Вознесенская Н. Н. Смешанные предприятия как форма международного экономического сотрудничества/Н. Н. Вознесенская. М.: Наука, 1986. С. 87; Доронина Н. Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций: Постановка пробл. и варианты решения: Автореф. дис. докт.юрид. наук / Н. Г. Доронина. М., 1996. С. 24.

8 См., например: Кулагин М. И. Правовая природа инвестиционных соглашений, заключенных развивающимися странами / М. И. Кулагин // Политические и правовые системы стран Азии, Африки и Латинской Америки: Сб. научных трудов. М., 1983. С. 48–51; Розенфельд В. Г., Старилов Ю. Н. Современные проблемы формирования теории административного договора / В. Г. Розенфельд, Ю. Н. Старилов // Правовая наука и реформа юридического образования. Воронеж. 1995. Вып. 3. С. 27.

9 Более подробно см.: Лисица В. Н. Международные инвестиционные соглашения / В. Н. Лисица. Новосибирск, 2004. С. 63–93.

10 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 18.

11 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ
«О концессионных соглашениях»

С изменениями и дополнениями от:

8 ноября, 4 декабря 2007 г., 30 июня 2008 г., 17 июля 2009 г., 2 июля 2010 г., 19 июля, 28 ноября, 7 декабря 2011 г., 25 апреля 2012 г., 7 мая, 28 декабря 2013 г., 28 июня, 21 июля 2014 г., 3, 28 ноября, 29, 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 18, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 3 апреля, 29 июня, 29 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 6 июля 2005 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

С целью привлечения частных инвестиций в различные объекты, имеющие социально-экономическое значение и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, принят Федеральный закон, регулирующий отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами.

Концессионное соглашение представляет собой договор, совмещающий в себе элементы различных договоров. Законом определяется понятие концессионного соглашения как договора на создание и реконструкцию недвижимого имущества, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту — РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, с осуществлением концессионером определенной деятельности. При этом передача права собственности на объект соглашения концессионеру, а также изменение целевого назначения реконструируемого объекта не предусматривается.

Установлен широкий исчерпывающий перечень недвижимого имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения: автомобильные дороги, объекты железнодорожного, трубопроводного, морского и речного транспорта, объекты лечебно-профилактического и иного социально-культурного назначения.

Читайте так же:  Требования к собственному капиталу кредитной организации

Отбор претендентов на право заключения соглашений осуществляется в конкурсном порядке.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 26 июля 2005 г. N 161, в «Парламентской газете» от 5 августа 2005 г. N 136-137, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3126

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г., за исключением изменений в статью 4 и статью 37 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 мая 2015 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Концессионное соглашение

Специфической формой взаимодействия государства и частных лиц в области эффективного использования недвижимости, находящейся в государственной или муниципальной собственности, является концессионное соглашение, заключаемое на основании Федерального закона «О концессионных соглашениях».

Понятие концессионного соглашения

Концессионное соглашение представляет собой один из видов государственно-частного партнерства, которое направлено на привлечение инвестиций в создание или реконструкцию объектов недвижимости.

Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, которые возникают в связи с разработкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, провозглашает права, обязанности, а также гарантии прав и интересов сторон соглашения.

Согласно концессионному соглашению, концессионер — хозяйствующий субъект обязуется за собственные средства возвести или реконструировать объект недвижимого имущества, а в результате осуществления таких работ, когда определенный концессионным соглашением объект недвижимости будет создан или реконструирован, получить его на определенный срок во владение и пользование от концедента с условием внесения ему соответствующих платежей — концессионной платы.

Данный договор является смешанным, то есть он содержит в себе элементы других договоров, например, элементы договора строительного подряда и аренды.

Таким образом, концессионное соглашение содержит в себе несколько сделок, которые осуществляются в определенной последовательности.

На первом этапе концедент предоставляет концессионеру недвижимое имущество – земельный участок или объект строительства (здание или сооружение). В зависимости от вида предоставленного недвижимого имущества и условий договора, концессионер обязуется возвести на земельном участке здание или сооружение либо реконструкцию уже имеющегося объекта строительства.

На следующем этапе концессионер использует возведенный или реконструированный объект недвижимости в своих целях в течение всего срока, установленного соглашением.

По своей юридической природе концессионное соглашение является:

  1. Консенсуальным – вступает в силу с момента заключения, а исполняется уже после подписания.
  2. Срочным – всегда заключается на определенный срок.
  3. Взаимным — обе стороны имеют права и несут обязанности.
  4. Возмездным – наличие материальной выгоды в результате исполнения соглашения у каждой из сторон.
  5. Двусторонним – наличие прав и обязанностей двух равноправных сторон, а также необходимость выражения согласованной воли обеих сторон для его заключения.

Типовые формы концессионных соглашений для различных видов деятельности устанавливаются Правительством РФ, однако, в отношении гидротехнических сооружений, аэродромов и других особых отраслей приведены в соответствующих законах.

Существенные условия концессионного соглашения

Для концессионных соглашений законодательством предусмотрены определенные условия, по которым должно быть достигнуто согласие сторон, при отсутствии которых договор не может считаться заключенным. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» называет такие условия существенными и относит к ним следующие условия:

  • Предмет концессионного соглашения;
  • Обязанности сторон по осуществлению деятельности, которая предусмотрена соглашением;
  • Срок концессионного соглашения;
  • Объект концессионного соглашения (его описание и состав);
  • Порядок предоставления концессионеру недвижимого имущества, которое предназначено для осуществления деятельности, определенной соглашением сторон.
  • Цели и срок использования объекта соглашения.
  • Иные существенные условия, предусмотренные законодательством.

Перечень существенных условий является открытым, поскольку концессионные соглашения в отдельных отраслях деятельности, помимо Федерального закона «О концессионных соглашениях», регулируются специальным законодательством, в котором предусмотрены дополнительные условия, присущие конкретному виду деятельности.

Помимо существенных, законодательство устанавливает иные условия концессионного соглашения, которые в большинстве случаев предусмотрены соглашением. Такой перечень условий не является исчерпывающим, это означает, что стороны концессионного соглашения по своей воле могут включить в концессионное соглашение и иные условия. К ним относятся:

  • Объемы оказания услуг, выполнения работ, производства товаров при осуществлении деятельности, которая предусмотрена соглашением.
  • Порядок установления и изменения цен на выполненные работы, оказанные услуги и произведенные товары.
  • Объем денежных средств, инвестированных в создание либо реконструкцию объекта соглашения.
  • Срок сдачи в эксплуатацию объекта концессионного соглашения, с предусмотренными в договоре техническими и экономическими показателями.
  • Обязанности концессионера по реализации выполненных работ, оказанных услуг, произведенных товаров на внутреннем рынке в течение срока, предусмотренного соглашением сторон, а также другим условием.

Стороны концессионного соглашения

Сторонами концессионного соглашения, в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях», признаются концедент и концессионер.

Обладателем права собственности на объект такого соглашения является концедент, в качестве которого могут выступать:

  • Государство, от имени которого действует Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен на то Правительством, в случае если соглашение заключено в отношении объектов, право собственности на которые принадлежит государству или в отношении объектов соглашения, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности государства.
  • Субъект РФ, интересы которого представляет орган государственной власти субъекта РФ, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ.
  • Муниципальное образование, от имени которого действует орган местного самоуправления, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Читайте так же:  Судебные приставы в воркуте

Концессионером признается организация, индивидуальный предприниматель либо, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества, два и более юридических лица. При этом, концессионер может как являться резидентом РФ, так и не быть таковым.

Исходя из положений законодательства, стороны концессионного соглашения должны обладать общей правоспособностью.

В науке выделены некоторые проблемы относительно субъектов концессионного соглашения. Например, на стороне концедента могут выступать Российская Федерация, ее субъекты либо муниципальные образования. Однако, полномочия различных органов власти не конкретизированы законодательством. Также множественность лиц на стороне концедента недопустима, но несмотря на это договор может затрагивать одновременно интересы как муниципального образования, так и Российской Федерации или ее субъектов.

Срок концессионного соглашения

Концессионное соглашение является срочным договором. Такой признак вытекает из определения концессионного соглашения, которое предусматривает предоставление концессионеру прав владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный концессионным соглашением. Исходя из этого срок действия соглашения признается его существенным условием.

Срок действия концессионного соглашения определяется соглашением сторон, с учетом срока создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, а также объема денежных вкладов в создание или реконструкцию такого объекта. Помимо этого, учитывается срок окупаемости таких денежных вкладов и других обязательств сторон по концессионному соглашению.

Как правило, концессионные соглашения являются продолжительными – обычно 25 лет. Мировая практика основывается на таких же принципах, что и национальная. Например, в большинстве стран Европы обычный срок концессионного соглашения составляет 30-50 лет.

Российское законодательство же не содержит конкретных требований к максимальному сроку концессионного соглашения. Поэтому срок концессионного соглашения определяется сторонами.

Ответственность сторон концессионного соглашения

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» предусматривает положения, касающиеся ответственности субъектов договора. Ответственность концессионера за качество объекта соглашения предусмотрена статьей 12 вышеуказанного закона.

Концессионер ответственен перед концедентом за допущенное при возведении либо реконструкции объекта соглашения нарушение требований, предусмотренных договором, или требований проектной документации, технических регламентов, иных обязательных требований.

При нарушении установленных соглашением требований, концедент имеет право требовать от концессионера устранения такого нарушения безвозмездно в установленные концедентом сроки. Концедент имеет право требовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок, а также, если такие нарушения являются существенными.

Ответственность за качество предоставленного объекта концессионер несет перед концедентом в течение срока, предусмотренного концессионным соглашением. В случае, если такой срок не предусмотрен, то в течение 5 лет со момента передачи объекта.

Концессионный договор в российском законодательстве

Содержанием концессионного договора является создание гражданско-правовых обязательств у его участников. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» под концессионным договором (соглашением) в России понимается договор, в котором одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (объект концессионного соглашения) [1] . Слова «за свой счет» указывают на то, что концессионер несет обязанность инвестировать свои средства в предписываемую ему законом деятельность.

Обязанность концессионера осуществлять инвестиции

В указанном Законе определяются основные условия инвестирования. В соответствии со ст. 3 право собственности на объект концессионного соглашения принадлежит или будет принадлежать концеденту. Концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, а концедент обязан предоставить концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, право владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Большое значение имеет характеристика возникающего у концессионера права, например осуществлять эксплуатацию этого объекта в течение срока, указанного в концессионном соглашении. Действия сторон, составляющие содержание договорного обязательства, непосредственно связаны с объектом концессионного договора (передача имущества, создание юридического лица и пр.). При этом условия, характеризующие содержание договорных обязательств, носят характер существенных условий договора, поскольку они позволяют судить о степени исполнения концессионером своих обязательств.

Другим важным отличительным свойством концессионного договора являются придание ему черт смешанного договора. Концессионный договор может быть похож на договор аренды, если речь идет об эксплуатации участка земли, договор подряда, если речь идет о строительстве или реконструкции разного рода объектов недвижимости. Учитывая эту особенность концессионного соглашения, Законом предусматривается, что к отношениям сторон концессионного соглашения применяются общие положения ГК РФ о договорах (п. 2 ст. 3 Закона).

Объект концессионного соглашения

Объект концессионного соглашения является одним из квалифицирующих признаков концессионного договора, поскольку он, как правило, свидетельствует о присутствии в договоре публичного интереса. Объектом концессионного соглашения являются природные ресурсы или объекты инфраструктуры, предназначенные для общественного пользования.

В Федеральном законе «О концессионных соглашениях» дается перечень имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения (автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств; объекты железнодорожного, трубопроводного, морского, воздушного транспорта; объекты электроэнергетики, коммунальной инфраструктуры; объекты социальной сферы) (ст. 4). Передача концедентом концессионеру объекта концессионного договора происходит по акту приема-передачи, подписываемому сторонами соглашения.

В перечень объектов концессионного договора входят объекты, предназначенные для извлечения коммерческой прибыли и имеющие социальное и культурное назначение.

Для концессионных соглашений, используемых в сфере социальных услуг и здравоохранения, устанавливается, что концессионным соглашением не должна предусматриваться оплата товаров, работ, услуг за счет средств граждан и других потребителей, если в соответствии с законодательством РФ оплата таких товаров, работ, услуг производится за счет бюджетных средств в полном объеме.

Существенные условия концессионного соглашения

Статья 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» делит условия концессионного соглашения на существенные и иные. К существенным условиям относится условие концессионного соглашения, предусматривающее исполнение концессионером определенных в договоре обязанностей: по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения в указанный срок; по осуществлению иной деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения, срок передачи концессионеру объекта концессионного договора (п. 4 ч. 1 ст. 10), а также порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения договора (п. 6.3 ч. 1 ст. 10).

Закон относит к числу существенных условий договора также порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков.

Важную для концессионера роль играют сроки, установленные в отношении использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Понятие окупаемости затрат концессионера прямо связано с этими сроками.

Закон допускает, что стороны могут включить в концессионный договор и иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.

Заключение, изменение и расторжение концессионного соглашения

Концессионное соглашение заключается после проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (п. 1 ст. 13 Федерального закона «О концессионных соглашениях»). Без проведения конкурса концессионное соглашение может быть заключено только в том случае, когда в конкурсную комиссию представлено или конкурсной комиссией признано соответствующим критериям конкурса менее двух конкурсных предложений (п. 7 ст. 32). Закон подробно регулирует порядок проведения конкурса и принятия концедентом решения о заключении концессионного соглашения.

Расторжение концессионного соглашения является нежелательным явлением для сторон. Законом предусматривается, что договор прекращается по истечении срока действия концессионного соглашения и по взаимному согласию сторон. Досрочное расторжение концессионного соглашения возможно также на основании решения суда.

Закон не препятствует тому, что концессионером может стать иностранное лицо. Коллизионные вопросы должны и в этом случае решаться в соответствии с нормами ГК РФ, если иное не предусмотрено в международном договоре с участием Российской Федерации.

  • [1] В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» объектом концессионного договора может быть недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным договором.