Компетенции прокуратуры и следственного комитета

Статья 20.1. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ вступающим в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, настоящий Федеральный закон дополнен статьей 20.1

Статья 20.1 . Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации

См. Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 августа 2007 г. N 1004

1. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2010 г. N 1182 на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ создан Следственный комитет РФ, являющийся правопреемником Следственного комитета при прокуратуре РФ

См. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»

Следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции.

2. Систему Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации составляют: Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, а также следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, приравненные к следственным отделам Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам.

О системе Следственного комитета Российской Федерации см. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ

См. Типовое положение о следственном отделе Следственного комитета при прокуратуре РФ по федеральному округу, утвержденное приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 25 марта 2008 г. N 37

3. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

4. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в пределах установленных штатной численности и фонда оплаты труда работников (сотрудников) Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и его структурных подразделений утверждает их структуру и штатное расписание, а также определяет полномочия структурных подразделений.

См. Правила внутреннего трудового распорядка Следственного комитета при прокуратуре РФ, утвержденные приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 28 сентября 2007 г. N 21

5. В Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации создаются главные управления, управления, отделы и отделения; образуются должности руководителей соответствующих структурных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.

6. Работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, устанавливаемом Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

7. В Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия, в состав которой входят по должности Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, его первый заместитель и заместители, а также другие работники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Положение о коллегии Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждается Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

8. Работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации являются прокурорскими работниками.

О компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации

Анализ поступающих обращений показал, что имеется необходимость разъяснения гражданам пределов компетенции следственных органов СК России.

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Основной задачей следственных органов СК России является проведение проверок сообщений о преступлениях и расследование преступлений, отнесенных в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ к подследственности следователей СК России.

Это тяжкие и особо тяжкие преступления — убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, коррупционные преступления — получение и дача взятки, должностные преступления — злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления.

Кроме того, к подследственности следователей СК России отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести — нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Также следователями СК России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами — депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.

В следственных органах следственного управления разрешаются категории обращений, определенные статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2010 года №403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации». Соответственно, по существу будут рассмотрены поступающие сообщения о преступлениях, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в производстве, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов СК России, предложения о совершенствовании их деятельности.

Обращаем внимание, что следственные органы СК России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов. Следственные органы СК России не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений.

Просим также учитывать, что следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении СК России. В соответствии со ст. 37 УПК РФ надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия осуществляет прокурор, поэтому решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Поступающие обращения граждан по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями органов полиции, прокуратуры, суда не могут быть рассмотрены по существу органами СК России и подлежат направлению в компетентные органы в течение 7 дней со дня их поступления.

Читайте так же:  Мончегорск осаго

В целях оперативного разрешения по существу обращений по перечисленным вопросам, не относящимся к предмету ведения следственных органов СК России, гражданам рекомендуется обращаться непосредственно в государственные органы, уполномоченные решать соответствующие вопросы.

В зданиях, как аппарата следственного управления, так и во всех территориальных следственных отделах следственного управления, в доступных для заявителей местах размещены ящики «Для заявлений и обращений», из которых ежедневно, специально назначенным сотрудником, производится выемка поступившей корреспонденции и передается на регистрацию и рассмотрение.

В целях своевременного реагирования на сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях, которые расследуются органами СК России, в следственном управлении организована работа: телефона доверия – 55-04-67; телефонных линий «Ребенок в опасности» — 55-03-05 и «Остановим коррупцию» — 55-04-67. Также на сайте следственного управления предусмотрена возможность оставить свое обращение посредством интернет-приемной.

Кроме того, должностные лица следственного управления осуществляют прием граждан по вопросам обжалования действий (бездействий) и решений следователей по уголовным делам и доследственным проверкам, находящимся в производстве следователей следственного управления согласно графикам, которые расположены в доступных для посетителей местах в зданиях органов следственного управления. Информация о предстоящих приемах регулярно размещается в новостном блоке интернет сайта следственного управления.

В аппарате следственного управления приём граждан осуществляется: по сообщениям о совершенных или готовившихся преступлениях; по вопросам предварительного следствия по уголовным делам, находящимся в производстве следователей аппарата и территориальных следственных отделов следственного управления; по вопросам проверок сообщений о преступлениях, проводимых следователями аппарата и территориальных следственных отделов следственного управления; по кадровым вопросам; по жалобам на действия сотрудников аппарата и территориальных следственных отделов следственного управления.

Для решения вопроса о личном приеме руководством следственного управления необходимо прийти с документом, удостоверяющим личность в отдел по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления по адресу: г. Магас, ул. Д. Мальсагова, д. 23 (тел. 8(873-4) 55-02-30).

Отдел по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления

Следственный комитет РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2016 г. исполняется пять лет со дня вступления в силу закона о Следственном комитете России (СК России).

Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ (2007-2010). Является государственным органом, наделенным полномочиями в сфере уголовного судопроизводства, включая предварительное следствие и дознание. В своей деятельности независим от всех органов власти, общественных объединений и организаций, и др. Руководство комитетом осуществляет президент РФ.

Создание органов следствия

Первые независимые следственные органы были учреждены в России в ходе судебной реформы XVIII в., которая, в частности, предполагала разделение предварительного следствия и судебного процесса. Указом Петра I от 25 июля 1713 г. была образована первая следственная канцелярия под руководством гвардии майора князя Михаила Волконского. В 1714-1717 гг. созданы еще несколько подобных органов, которые напрямую подчинялись Петру I. Они вели следствие по уголовным делам, возбужденным в отношении высокопоставленных чиновников. Канцелярии упразднили в 1724 г., в соответствии с указом Петра I от 9 декабря 1723 г. На протяжении последующих лет предварительное следствие осуществляли административные и судебные органы — Сыскной приказ, Главная полицмейстерская канцелярия и др. В ходе судебной реформы 1862-1864 гг. органы следствия были выведены из состава полиции и переданы в структуру судов.

Органы следствия в СССР

Институт судебных следователей был упразднен 24 ноября 1917 г. с принятием Советом Народных Комиссаров (СНК) РСФСР первого нормативного акта о суде, известного как Декрет номер 1. В 1920-х гг. следственные отделы создавались при правоохранительных органах, судах, Наркомате юстиции РСФСР, военных трибуналах и др. В 1928 г. весь следственный аппарат был передан прокуратуре РСФСР.

5 ноября 1936 г. СНК СССР принял постановление «О структуре Прокуратуры Союза ССР» (образована в 1933 г.), согласно которому следственные органы были отделены от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в подчинение прокурора СССР. В составе прокуратуры был создан следственный отдел. В последующие годы следственные подразделения были образованы при Министерстве внутренних дел СССР и органах госбезопасности.

В апреле 1990 г. I-й съезд народных депутатов СССР поручил Комитету Верховного Совета по законодательству и Совету Министров подготовить предложения по созданию единого союзного Следственного комитета. Однако эта инициатива не была реализована в связи с распадом СССР в 1991 г.

Следственный комитет при прокуратуре РФ

В 2007 г. в России был образован Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ, которому передали полномочия надзорного ведомства в части возбуждения и расследования уголовных дел. 5 июня 2007 г. соответствующие поправки были внесены в Уголовно-процессуальный кодекс и закон о прокуратуре, а 1 августа того же года президентом РФ Владимиром Путиным подписан указ о СКП и утверждено положение о нем. Комитет возглавил первый заместитель генпрокурора Александр Бастрыкин.

СКП стал органом, обеспечивающим исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве. К его подследственности было отнесено расследование тяжких и особо тяжких дел, а также преступлений, совершенных должностными лицами. Вместе с тем, прокуратура сохранила некоторый контроль за следствием: уголовное преследование в ходе судопроизводства, надзор за процессуальной деятельностью комитета и др.

Следственный комитет РФ

23 сентября 2010 г. президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что в России будет создан новый независимый следственный орган. Это решение было принято в связи с необходимостью четко разграничить функции прокурорского надзора и предварительного расследования. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 27 сентября 2010 г. В тот же день президент подписал указ «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации», которым распорядился образовать его на базе СКП.

Федеральный закон о Следственном комитете (СК) России был принят 28 декабря 2010 г., вступил в силу 15 января 2011 г. Положение о комитете утверждено указом главы государства 14 января 2011 г.

Следственный комитет получил все полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Прокуратура утратила возможность вмешиваться в ход расследования. В ее компетенции остались направление материалов в органы следствия для возбуждения уголовного преследования, выдвижение и поддержка обвинения и др. В 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, возвращающий прокурорский надзор за деятельностью Следственного комитета — на общих основаниях, как и за остальными правоохранительными органами.

Приоритетным направлением деятельности СК является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. В их числе дела об убийствах, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, коррупция и др. К подследственности комитета относятся все тяжкие преступления в отношении детей, или совершенные несовершеннолетними, а также уголовные дела в отношении должностных и высокопоставленных лиц различных органов власти, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Также Следственный комитет расследует дела о терактах и отдельные преступления против мира и безопасности (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны).

В систему Следственного комитета входят центральный аппарат, территориальные органы, включая специализированные и военные, а также образовательные учреждения и научные организации. Председатель ведомства и его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее указом президента РФ. С момента образования СК РФ пост его председателя занимает Александр Бастрыкин.

Сотрудники комитета, кроме военнослужащих, имеют специальные звания: от младшего лейтенанта до генерала юстиции. Проходящие службу в военных следственных органах СК являются военнослужащими, звания присваиваются им в соответствии с федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Штатная численность ведомства составляет 23 245 человек, из них 2 119 — сотрудники военных следственных органов.

Показатели деятельности в 2015 году

Согласно официальной статистике Следственного комитета, за январь-сентябрь 2015 г. (более поздние данные не публиковались) сотрудниками СК рассмотрено 651,6 тыс. сообщений о преступлениях, возбуждено 114,8 тыс. уголовных дел. Окончено производство 99 тыс. дел, большинство из них — 84,8 тыс. — направлено в суд.

Следователи вынесли представления по 91,9 тыс. уголовных дел, в результате свыше 23,2 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Читайте так же:  Возврат такс фри банк

Было расследовано более 132 тыс. преступлений, в том числе около 6 тыс. совершенных в прошлые годы. Большинство из них — 43,94% (58 тыс.) — составили тяжкие и особо тяжкие, из них 8 тыс. — убийства и покушения.

Среди громких уголовных дел, расследование которых Следственный комитет вел в 2015 г., было крушение самолета Falcon 50EX в аэропорту Внуково, теракт на борту Airbus A321-231 российской компании «Когалымавиа» в Египте, убийство политика Бориса Немцова, коррупционные дела в отношении бывших руководителей Сахалинской области и Республики Коми Александра Хорошавина и Вячеслава Гайзера, и др.

Компетенция органов Следственного комитета России

Анализ поступающих в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области обращений показал, что имеется необходимость разъяснения заявителям пределов компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК России).

Основной задачей следственных органов СК России является проведение проверок сообщений о преступлении и расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) к подследственности следователей СК России.

Это тяжкие и особо тяжкие преступления – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, террористические акты, захват заложников, коррупционные преступления – получение и дача взятки, должностные преступления – злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления.

Кроме того, к подследственности следователей СК России отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести – нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Также следователями СК России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами – депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.

Соответственно, по существу в следственных органах СК России будут рассмотрены поступающие сообщения о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов СК России, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в производстве, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов СК России, предложения о совершенствовании их деятельности.

Обращаем внимание, что следственные органы СК России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов. Следственные органы СК России не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений.

Просим также учитывать, что следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении СК России, поэтому решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Поступающие обращения граждан по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями органов полиции, прокуратуры, суда не могут быть рассмотрены по существу органами СК России и подлежат направлению в компетентные органы в течение 7 дней со дня их поступления.

К компетенции следственных органов СК России не относятся также обращения граждан по вопросам разрешения трудовых споров, некачественного обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилья, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, жалобы на неэффективное рассмотрение обращений граждан иными государственными органами.

Разъясняем, что обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов и следователями, и в связи с этим ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренномст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Проверка законности и обоснованности решений, принятых указанными должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

В целях оперативного разрешения по существу обращений по вопросам, не относящимся к предмету ведения следственных органов СК России, гражданам рекомендуется обращаться непосредственно в государственные органы, уполномоченные решать соответствующие вопросы.

Об установлении компетенции специализированных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (утратил силу на основании приказа Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 N 4)

Об установлении компетенции специализированных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (утратил силу на основании приказа Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 N 4)

Приказ Следственного комитета Российской Федерации

Соотношение функций единого следственного комитета и прокуратуры РФ

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Статья просмотрена: 3492 раза

Библиографическое описание:

Безвершенко Д. А. Соотношение функций единого следственного комитета и прокуратуры РФ [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 52-55. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/83/3556/ (дата обращения: 16.01.2019).

Следственный комитет Российской Федерации (СКР) — следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, начавший свою деятельность с 15 января 2011 годах [12]. Структурная схема следственного комитета представлена на рис.1

Рис. 1. Структура Следственного комитета

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [2,14].Структурная схема прокуратуры представлена на рис.2

Рис. 2. Структура Прокуратуры РФ

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимались попытки внести законопроекты о реформировании следственных органов.

О важности налаживания правового механизма уголовного преследования и организации органов его осуществляющих в условиях состязательности и разделения властей Н. В. Муравьев высказался так: «Разделение уголовно-судебных функций (на судебную, защитную и обвинительную) в состязательном уголовном судопроизводстве и потребность в специальном государственном органе, полномочным на реализацию публичного уголовного преследования делает прокуратуру органом обвинительной власти» [7,9].

В 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [2,3,4].

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации [2]. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

Читайте так же:  Форма договора дарения доли в квартире

На данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер [12].

Однако окончательное восстановление вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [6].

Согласно пояснительной записке проекта данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, укрепит взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

Возникнет логическая цепь оперативник — следователь — государственный обвинитель — судья, где каждое звено подчиняется своему руководителю, имеет свои критерии работы и ведомственные интересы.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я Чайка является сторонником создания единого следственного комитета и считает, что соотношение функций следственного комитета и прокуратуры должно происходить следующим образом: «Прокурор смотрит за состоянием законности при расследовании преступлений с момента возбуждения уголовного дела, то есть прокурор должен иметь возможность вникать, насколько обоснованно предъявлено обвинение конкретному лицу. Именно с момента предъявления обвинения можно говорить о реализации функции уголовного преследования, и это прерогатива прокурора. Все следственные действия, которые затрагивают конституционные права граждан, которые требуют санкции суда, должны проходить с участием прокурора. Все остальные функции выполняет следствие: руководит, направляет расследование, закрепляет доказательства. Но у прокурора всегда должна быть возможность взаимодействовать со следователем, потому что именно прокурор будет поддерживать обвинение в суде от имени государства» [11].

Старший помощник руководителя следственного управления В. Р. Аврора по Приморскому краю отмечает: «Подводя итоги трехгодичной деятельности, можно с уверенностью сказать, что создание самостоятельного следственного органа придало новые качественные возможности следствия. Разделение следствия и надзора считаю правильным, так как его можно сравнить с принципом разделением властей: законодательной, исполнительной и судебной. Следователь СКР самостоятельно расследует, принимает решение, но вместе с тем прокуратура осуществляет надзор. При такой расстановке сил качество следствия повышается» [10].

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации — самостоятельный следственный орган, надзор за уголовно — процессуальной деятельностью которого осуществляет прокуратура Российской Федерации на общих основаниях, как и за остальными правоохранительными органами.

Следственный комитет (СКР) — единая федеральная централизованная система создана путем выделения из иной системы. Одним из результатов реформы досудебного производства и выделения СКР стало противостояние СКР и прокуратуры. Одной из причин конфликта ведомств послужил порядок создания СКР как системы. Вновь созданная система должна аргументировать целесообразность своего образования, а для этого показать большую результативность своей деятельности. Расчлененная материнская система, напротив, стремится к обратному обоснованию — нецелесообразности и неэффективности реформы. Поэтому противостояние и конфликт ведомств на первоначальном этапе становления СКР и прокуратуры, лишенной следствия, был, как представляется, неизбежен и предсказуем [8].

Ю.Я Чайка считает, что баланс между следствием и надзором нарушен по причине несовершенства законодательства [11].

Следовательно, пока на законодательном уровне так и не решен вопрос о разделении между ветвями государственной власти таких уголовно-процессуальных функций, как уголовное преследование, составными частями которого являются раскрытие преступлений, впоследствии перерастающее в обвинение, и предварительное расследование, оценивать результативность выделения СКР из органов прокуратуры невозможно.

Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 06.06.2007 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О Следственном комитете Российской Федерации»

  • Александров А. С. К вопросу о создании единого Следственного комитета / Россия — родина слонов? // Вестник СГАП. 2010. № 6. — С. 17–21.
  • Маслов И. В. От следственного комитета к единому органу расследования. «Законность», 2012, N 3 из информационного банка «Юридическая пресса»
  • Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Пособие для прокурорской службы: в 2-х томах. Т. 1. М., 1899. С. 4–5, 26.
  • Деловое еженедельник «Конкурент». Нужна ли была реформа прокуратуры? От 07.09.2010г. http://www.konkurent.ru/list.php?id=1252
  • «Прокуратура — государственный поверенный в делах законности» http://www.genproc.gov.ru/genprokuror/interview/document-65710/

    Официальный сайт Следственного комитета РФ. http://www.sledcom.ru/

    Электронная энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org

    Место прокуратуры Российской Федерации.

    Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный прокурор, свобода человека, орган прокуратуры, основа подчинения, судебная власть.

    О полномочиях прокурора на заключительном этапе.

    Полномочия прокурора в досудебной стадии уголовного судопроизводства существенно изменил Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О.

    Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве.

    следственный орган, предварительное следствие, прокурор, РФ, Следственный комитет, устранение нарушений, требование прокурора, федеральное законодательство, начальник подразделения дознания, руководитель.

    Роль прокурора в уголовном судопроизводстве РФ

    РФ, Российская Федерация, прокурор, уголовное судопроизводство, прокуратура, Следственный комитет, государственный обвинитель, прокурорский надзор, уголовный процесс.

    Роль прокурора на стадии предварительного расследования

    уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела. Существенные нарушения уголовнопроцессуального кодекса.

    Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

    возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное преследование, следственный орган, уголовный процесс, предварительное следствие, полномочие прокурора, орган дознания, постановление прокурора, прокурор.

    Практические аспекты организации международно-правового.

    Поскольку прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

    Рассмотрение жалоб на действия и решения органов.

    Уголовнопроцессуальный закон в статье 124 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) предусматривает право прокурора рассматривать и разрешать жалобы на действия органов уголовного преследования [1]. Работа по.

    Исключение недопустимых доказательств прокурором

    предварительное расследование, следственный орган, прокурор, уголовнопроцессуальное законодательство, предварительное следствие, полномочие прокурора, Российская Федерация.