Коммунальная собственность состоит

Субъекты права собственности. Формы собственности по законодательству Республики Беларусь

B соответствии с Конституцией собственность может быть государственной (собственность Республики Беларусь и собст-

венность административно-территориальных единиц) и частной f (собственность физических и юридических лиц).

Государство предоставляет всем собственникам равные пра- ,* ва для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кро- ._ ме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные D условия для развития всех форм собственности. Однако каждая C из них имеет свои объективные особенности Это учитывает и Tf. законодательство, устанавливая особенности приобретения и ■ прекращения права собственности на имущество, владения, Л пользования и распоряжения им в зависимости от того, находит- J ся имущество в собственности гражданина или юридического (I лица, в собственности Республики Беларусь или административ- f но-территориальных единиц

І Объектами права собственности граждан могут быть как

Г предметы потребления, так и средства производства (жилые SJ дома, дачи, земельные участки, транспортные средства, деньги, J+- акции и другие ценные бумаги, предметы домашнего хозяйства »• и личного потребления, средства для ведения хозяйственной :; деятельности, произведенная продукция, полученные доходы и ^ т.д.).

|, Законом могут устанавливаться виды имущества, которое

^ -не может находиться в собственности граждан. Так, Закон «Об 4j объектах, находящихся только в собственности государства» от- g, носит к исключительной государственной собственности такие 5′ объекты, как земли сельскохозяйственного назначения, недра, f ( воды, леса, военное и другое имущество, используемое исклю- ;, ’ чительно в интересах государственной и общественной безопас­ности, и т.д.

£ Государственная собственность выступает в виде респуб­

ликанской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административ- но-территориальных единиц).

Республиканская собственность состоит из казны Респуб­лики Беларусь и имущества, закрепленного за республикански­ми юридическими лицами. Казну Республики Беларусь состав­ляют средства республиканского бюджета, золотовалютные pe- ‘ зервы, другие объекты, находящиеся в собственности государст­ва, и иное государственное имущество, не закрепленные за рес­публиканскими юридическими лицами.

Коммунальная собственность состоит из казны админист­ративно-территориальной единицы и имущества, закрепленно­го за коммунальными юридическими лицами. Средства мест­ного бюджета и иное коммунальное имущество, не закреплен­ное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы.

Имущество может находиться в собственности не одного ли­ца, а двух или более лиц. B таких случаях имеет место общая собственность на имущество. Она возникает в силу различных оснований, совместная покупка вещи, наследование, состояние в браке, ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и т. д Признаком общей собственности является множественность субъектов права собственности, которые именуются участника­ми общей собственности или сособственниками B качестве со­собственников могут выступать и физические лица, и юридиче­ские лица, и государство

Законодательством различается общая собственность с оп­ределением долей (долевая собственность) и без определения долей (совместная собственность).

B общей долевой собственности сособственнику принадле­жит определенная доля в праве собственности на имущество, со­ответствующая его вкладу. Она выражается в виде дроби, где знаменатель определяет право собственности на все общее иму­щество, а числитель равен доле, принадлежащей участнику Указанная доля в праве собственности не закрепляет за собст­венником права на аналогичную часть реального имущества или его стоимости.

Владение, пользование и распоряжение имуществом, со­ставляющим общую долевую собственность, производится по согласию всех ее участников независимо от принадлежащих каждому из них долей. Вместе с тем, каждый из сособственни­ков вправе самостоятельно, по своему усмотрению распоря диться своей долей в праве собственности на общее имущест­во — продать, подарить, завещать, сдать в залог. Это право огра­ничено лишь правом других сособственников на преимущест­венную покупку данной доли. При продаже доли в общей собст­венности постороннему лицу остальные участники долевой соб­ственности имеют преимущественное право покупки продавае­мой доли по цене, за которую она продается, и на прочих рав­ных условиях.

Каждый из участников общей долевой собственности впра­ве также требовать выдела ему части общего имущества, соот­ветствующей его доле, если это возможно без несоразмерного ущерба хозяйственному назначению данного имущества. B про­тивном случае он вправе получить денежную компенсацию, рав­ную стоимости своей доли имущества Доля участника общей

^ долевой собственности может быть выделена и по требованию Г ero кредиторов с целью обращения на данное имущество взыс- I* кания.

Участник общей долевой собственности несет и бремя CO-

p держания общего имущества соразмерно своей доле. h B общей совместной собственности доли участников не

выделяются. Возникновение общей совместной собственности допускается законодательством в ограниченных случаях, £ когда ее участники связаны не только имущественными, но и І семейными отношениями, отношениями, связанными с член- Ї? ством в крестьянском (фермерском) хозяйстве. Правовой pe- й/жим общей совместной собственности имеет имущество, на- I житое супругами во время брака, имущество крестьянского |\ хозяйства.

Право на общую совместную собственность не зависит от

^r размера вклада каждого из участников. Так, супруги пользуют- %- ся равными правами на имущество и в том случае, если один из / них был занят ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми S или по другим уважительным причинам не имел самостоятель- $ ного заработка, дохода. B случае раздела такого имущества до- t ли супругов признаются равными.

; Участники совместной собственности сообща владеют и

к’ пользуются общим имуществом. Распоряжение таким имущест- ‘i вом осуществляется по согласию всех участников.

Кроме общих оснований прекращения права собственности 1 общая долевая и общая совместная собственность прекращают- £■ ся разделом. При этом раздел общей совместной собственности ѵ может быть осуществлен при условии предварительного опре­деления доли каждого из участников.

КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ» в других словарях:

КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — собственность административно территориальных единиц, вид государственной собственности (п. 1 ст. 215 ГК). В соответствии с п. 3 ст. 215 ГК коммунальная собственность состоит из казны административно территориальной единицы и имущества,… … Юридический словарь современного гражданского права

КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — то же, что и муниципальная собственность (собственность местных самоуправлений) … Юридическая энциклопедия

КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — см.: Муниципальная собственность … Энциклопедический словарь конституционного права

СОБСТВЕННОСТЬ КОММУНАЛЬНАЯ — КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ … Юридическая энциклопедия

СОБСТВЕННОСТЬ КОММУНАЛЬНАЯ — (см. КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Собственность Коммунальная — вид государственной собственности, владельцами которой являются граждане данного края, области, района и других первичных ассоциаций. Объектами С.к. являются жилищный фонд, жилищно коммунальное хозяйство, предприятия, содержащиеся за счет… … Словарь бизнес-терминов

Коммунальная квартира — («коммуналка») (в СССР) квартира, находящаяся в государственной собственности, заселяемая государственными органами в соответствии с нормативами жилой площади, положенной на одного человека, независимо от семейного статуса жильцов и… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в соответствии со ст. 13 Конституции и ст. 213 ГК государственная собственность является одной из форм собственности. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно территориальные единицы (п. 2 ст.… … Юридический словарь современного гражданского права

Конституция Украины — Политика Портал:Политика Украина Эта статья часть серии … Википедия

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ — в соответствии со ст. 213 ГК собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно территориальные единицы. Согласно ст. 215 ГК государственная… … Юридический словарь современного гражданского права

Формы и виды собственности

Определение форм и субъектов права собственности имеет не только чисто теоретическое, но и практическое значение. От формы собственности и субъектов права собственности зависит решение вопросов о правовом режиме имущества, находящегося в собственности данного субъекта, праве определенного субъекта иметь в собственности то или другое имущество, особенностях приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь и п.1 ст.213Гражданского кодекса (ГК) предусматривают, что «собственность может быть государственной и частной». При этом государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

Государственная и частная формы собственности в свою очередь делятся в зависимости от субъектов права собственности. Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

Республиканская собственность используется в интересах всего населения Республики Беларусь. Имущество республиканской собственности закреплено за предприятиями и учреждениями Республики Беларусь в соответствии с актами законодательства.

Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь.

Закон не содержит никаких ограничений относительно объектов, которые могут находиться в собственности Республики Беларусь. Закон от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» содержит перечень объектов, которые не могут находиться в чьей-либо собственности, кроме как в собственности государства.

Собственность административно-территориальных единиц (коммунальная собственность) используется в интересах народа соответствующей административно-территориальной единицы. Она не является одновременно республиканской собственностью.

Читайте так же:  Договор за услуга с техниками

Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы (средств местного бюджета и иного коммунального имущества, не закрепленного за коммунальными юридическими лицами) и имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями административно-территориальной единицы в соответствии с актами законодательства.

Частная собственность также делится в зависимости от субъектов этой собственности на частную собственность физических лиц и частную собственность негосударственных юридических лиц.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество. В их собственности не могут быть отдельные виды имущества, указанные в законе. При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничивается. Такие ограничения установлены Законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц также ограничения могут быть установлены законодательными актами. Гражданский кодекс конкретизирует права учредителей (участников, членов) коммерческих и некоммерческих юридических лиц. Установлено, что имущество, переданное в качестве вкладов (взносов) этими лицами коммерческим и некоммерческим организациям (кроме переданного унитарным предприятиям либо учреждениям, финансируемым собственником), а также имущество, приобретенное этими юридическими лицами, находится в собственности этих юридических лиц, а учредители (участники, члены) коммерческой организации в отношении имущества, находящегося в собственности этой организации, имеют лишь обязательственные права, определяемые в учредительных документах.

Учредители (участники, члены) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. Имущество, о котором идет речь, находится в собственности этих организаций и фондов и используется ими для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» установлено, что юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на объекты, перечисленные в ст.

Юридические липа частной формы собственности и физические лица, виновные в незаконном владении, пользовании и распоряжении объектами, которые должны находиться только в собственности государства, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Частная собственность юридических лиц негосударственной формы собственности и частная собственность физических лиц используется исключительно в их интересах.

Что касается права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество иностранных юридических и физических лиц, то оно определяется по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами. Принадлежность имущества к недвижимым и движимым вещам, а также иная юридическая квалификация имущества определяются по праву страны, где это имущество находится(ст. 1119 ГК). Это дает основание сделать вывод, что на территории Республики Беларусь действует законодательство о праве собственности граждан и юридических лиц Республики Беларусь за некоторыми исключениями, предусмотренными ст. 1119-1123 Гражданского кодекса.

Деление форм собственности, в основу которого положен единственный критерий — субъект права собственности, не исключает других классификаций права собственности на различные виды и подвиды. Так частная собственность юридических лиц по особенностям правового режима выступает в виде частной собственности обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и т.п.

Деление права собственности на формы, виды и подвиды можно проводить и по другим критериям, если это даст возможность выявить особенности соответствующего вида и подвида права собственности.

Особо следует выделить собственность на рабочую силу. Ее особенность обусловлена прежде всего тем, что объект этой собственности специфический — способности человека. Притом не любые, а конкретные, объективно необходимые для того или иного труда, да к тому же все более и более развитые. Кроме того, особенность этого вида собственности связана с тем, что здесь объект неотделим от субъекта собственности и существует не только благодаря ему, но и непосредственно в нем.

Признание особенностей данного вида собственности (на рабочую силу) обусловливает специфику механизма ее реализации. Он должен быть таким, чтобы обеспечивать компенсацию средств, необходимых не только для возобновления рассматриваемых способностей к труду, но и для поддержания самой жизни, а также развития личности собственника данных способностей. Механизм должен быть таким, чтобы, как и всякая другая, эта собственность при ее экономической реализации давала доход работнику.

Наконец, неординарность способностей, а то и их уникальность, особенно творческая, требуют уникального механизма их экономической реализации. Он должен исключать принятое (особенно в западной литературе) приравнивание всех факторов производства (капитал, земля, труд), «причесывание» их, если можно так сказать, одной гребенкой.

Человек как творец и его инновационные способности, как показывает современная НТР, становятся определяющими среди других факторов для обеспечения экономического и всего социального прогресса. Этим и должен обусловливаться особый механизм их реализации, не нацеленный лишь на извлечение дохода, как при использовании других факторов производства (капитала и земли), а сориентированный на создание благоприятных условий для проявления и развития творческих способностей, на отношение к таланту как национальному достоянию.

Осознание таких особенностей и дифференцированный подход к факторам производства становятся особенно важными в новом столетии. Проявляемый здесь новый подход к отношениям между «Обществом — Человеком — Природой» как отношениям разумным и гармоничным требует первоочередных приростов не в материальном производстве, а в сфере интеллекта, образования, культуры. А это, в свою очередь, требует особого, дифференцированного отношения к фактору «труд», к творческим способностям работников, к их заработной плате.

Но такая особенность данного фактора и такой подход к собственности на него еще не нашли должного отражения ни в теории, ни на практике.

Новый подход требует обратить особое внимание и на проблему образования — его качественного совершенствования, непрерывности в течение всей трудовой жизни, гуманитаризации.

§ 3. Муниципальная собственность

Закон о собственности выделяет в качестве самостоятельной формы право муниципальной собственности. Помещение d-о в разд. IV — «Право государственной и муниципальной собственности» скорее показывает его происхождение, чем характеризует природу права муниципальной собственности.

Сходство права муниципальной собственности с государственной состоит в том, что распоряжение и управление имуществом осуществляют соответствующие местные Советы народных депутатов и органы самоуправления (п. 3 ст. 23 Закона о собственности). Муниципальная собственность также является достоянием населения соответствующей территории (ч. 1 ст. 37 Закона о местном самоуправлении). В то же время право муниципальной собственности отличается от права государственной собственности тем, что это иные собственники, которые распоряжаются и управляют своим имуществом в соответствии с Законом о местном самоуправлении. определяющим структур)’ и организационные основы деятельности местных Советов народных депутатов и местных органов самоуправления. Субъектами муниципальной собственности являются прежде всего районные и городские Сонеты народных депутатов.

В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образовании находятся: имущество местных органов государственной власти н местного самоуправления, средства местного бюджета п внебюджетных фондов, жилой фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории Советов народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении. В муниципальной собственности могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями в соответствии с законодательством о местном самоуправлении (ст. 23 Закона о собственности).

Экономическую базу местного самоуправления составлю- ют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, расти_ тельный и животный мир), муниципальная и иная с°б^твеп. иость, служащая источником получения доходов МоСтиог0 самоуправления и удовлетворению потребностей |Гця

соответствующей территории (ст. 36 Закона о мести0^ моуправленпп).

Однако все же основным фундаментом в становл^, п развитии местного самоуправления должна стать МуГцП пальпая собственность. Она формируется, как уже указь^ валось, в соответствии с постановленном Верховного С^дста Российской Федерации «О разграничении [‘осУЛаРст11онной собственности» от 27 декабря 1991 г. на федеральную ГОСу дарственную н муниципальную. Объекты госУлаРст?ч.Н(|0|»1 собственности, перечисленные в Приложении № 3 К ;.у|.ому постановлению, независимо от того, на чьем балап 3 — 0во_ го назначения.

Специально выделяются среди предприятий, иепосредст венно осуществляющих коммунальное обслуживание по^ бителе и, жилищно-эксплуатационные и ремонтио-строп’^^ ь_ пые предприятия.

В Приложении № 3 уточняется, что объекты инженер, 0|- инфраструктуры, входящие в состав имущества предпри^

не включаются в муниципальную собственность гоРодоп’ К муниципальной собственности ОТНОСИТСЯ не ТОЛЬКО 1’0р0д’ его в разд. IV — «Право государственной ^муниципальной собствепности» скорее показывает его происхождение, чем характеризует природу права муниципальной собственности. Наличие ст. 24 и 25, в которых объединяются нормы того и и другого права собственности в этом разделе, — это юридико-технический прием, -позволяющий создать компактный нормативный материал. Хотя надо отметить, что становление права муниципальной собственности еще в начальной стадии.

Читайте так же:  Как написать заявление о затоплении в жэк

Сходство права муниципальной собственности с государственной состоит в том, что распоряжение и управление имуществом осуществляют соответствующие местные Советы народных депутатов п органы самоуправления (п. 3 ст. 23 Закона о собственности). Муниципальная собственность также является достоянием населения соответствующей территории (ч. I ст. 37 Закона о местном самоуправлении). В то же время право муниципальной собственности отличается от права государственной собственности тем, что это иные собственники, которые распоряжаются и управляют своим имуществом в соответствии с Законом о местном самоуправлении. определяющим структуру и организационные основы деятельности местных Сонетов народных депутатов п местных органов самоуправления. Субъектами муниципальной собственности являются прежде всего районные и городские Советы народных депутатов.

В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образовании находятся: имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилой фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории Советов народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении. В муниципальной собственности могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями в соответствии с законодательством о местном самоуправлении (ст. 23 Закона о собственности).

Экономическую базу местного самоуправления состав ля- ют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), муниципальная и иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения соответствующей территории (ст. 36 Закона о местном самоуправлении) .

Однако все же основным фундаментом в становлении и развитии местного самоуправления должка стать муниципальная собственность. Она формируется, как уже указывалось, в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности» от 27 декабря 1991 г. на федеральную, государственную н муниципальную. Объекты государственной собственности, перечисленные в Приложении № 3 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Такое толкование города и района является ограничительным по сравнению с тем, которое содержится в ст. 23 Закона о собственности. Конечно, такое решение имеет и положительные стороны. Не происходит излишнего размельчи ния объектов муниципального имущества, и, кроме того, местные СопетьI народных депутатов в случае необходимости вправе передать отдельные объекты в собственность входящих в них административно-территориальных образова ппп.

Какие новые моменты вносит Приложение № 3 — «Объекты, относящиеся к муниципальной собственности» в перечень объектов муниципальной собственности, содержащийся в уже приведен поп ст. 23 Закона о собственности?

Прежде всего это конкретизация правил, установленных ь этой норме закона.

Под жилым и нежилым фондами понимаются также и здания, и строения, ранее переданные местными Советами народных депутатов в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенпо-прнстроенпые нежилые помещения, возведенные за счет 5- и 7-процентных отчислении на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Специально выделяются среди предприятии, непосредственно осуществляющих коммунальное обслуживание потребителей, жилищно-эксплуатационные и ремонтио-строптель- пые предприятия.

В Приложении № 3 уточняется, что объекты инженерной инфраструктуры, входящие в состав имущества предприятии, не включаются в муниципальную собственность городов. К муниципальной собственности относится не только городской электрический транспорт, как сказано в п. 1 ст. 23 Закона о с обет вен ноет и, но и вообще весь городской пассажир- скпп транспорт (включая метрополитен).

К муниципальной собственности относятся объекты гос\— дарственно11 собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Росеннекой Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов: —

предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; —

оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производствеппо-техничеекон комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятии; —

учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры п спорта (п. 2 Приложения № 3). Предприятия и объекты общественного питания, учреждения на родного образовании, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Росси некой Федерации (п. 3), а также предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятии (кроме закрытой сети) (п. А При ложе пня № 3), относятся к муниципальной собствен пости.

Анализируя содержание Приложения Я? 3, необходимо его соотносить с другими приложениями к Постановлению о разграничении государственной собственности (например, с п. 3, 4 разд. IV Приложения № 1 или с п. 7, 9 Приложения № 2).

Оформление передачи объектов в муниципальную собственное гь осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 5 Постановления о разграничении государственной собственности).

Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов и районов, предусмотрен в и, 9 Положения об определении состава собственности. Для передачи объектов в муниципальную собственность комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает их перечень. В него могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению о разграничении государственной собственности. В эти перечни включаются государственные предприятия, объединения государственных предприятий. В составе объе- дпнений указываются предприятия с правами юридического лица.

Порядок определения собственности на государственное имущество, переданное на баланс, в уставные капиталы (фонды) акционерных обществ, товариществ и иных предприятии и организации, регулируется специальным положением.

Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни представляются в двух идентичных экземплярах в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа. Комитет регистрирует представленные перечни в день их поступления. Перечни объектов, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность, должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатями утвердившего их органа (постранично).

Комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области или автономного округа проверяет соответствие представленных перечней требованиям, установленным в Приложении № 3. В случае обнаружения нарушений эти перечни исключаются из регистрационного перечня, о чем комитет в недельный срок со дня регистрации перечня уведомляет орган, утвердивший перечень. По этим объектам подготавливается отдельное решение соответствующего Верховного Совета или Совета народных депутатов.

Объекты, полностью соответствующие требованиям Приложения № 3 Постановления о разграничении государственной собственности, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.

Иные объекты могут быть /переданы в муниципальную собственность решением Совета народных депутатов респуб- лпкп, края, области, автономной области, автономного округа после передачи их в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов А^осквы и Санкт-Петербурга.

Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о передаче Верховным Советом рес- 5—565 публики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении двухмесячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Срок исчисляется в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок оформления прав муниципальной собственности такой же, как и собственности республик, краев, областей и автономных образований (п. 10—15 Положения об определении состава собственности).

Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляют местные Советы и местная администрация в соответствии с разграничением компетенции, установленным Законом о местном самоуправлении. Местные Советы н местная администрация вправе:

а) передавать находящиеся в муниципальной собственности объекты во временное или постоянное пользование, сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и актами местных Советов, изданными в пределах их компетенции;.

б) распоряжаться средствами местного бюджета, внебюджетными и валютными фондами;

в) устанавливать при отчуждении муниципальных предприятии ограничения на определенный срок по перепрофилированию этих предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции;

г) требовать от соответствующих органов передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий, их структурных подразделении, а также иного имущества, находящегося в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых н социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования ее хозяйственного комплекса;

д) получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности;

е) передавать право распоряжения отдельными объектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления.

Местные Советы обладают преимущественным по отношению к государственным органам правом на приобретение в установленном законом порядке находящихся на их территории зданий, сооружений и иных объектов, которые могут использоваться для местных нужд.

Читайте так же:  Запрос штраф гибдд

Органы местной администрации в пределах своей компетенции управляют объектами муниципальной собственности, а также распоряжаются средствами соответствующего местного бюджета. Перечень объектов муниципальной собственности, распоряжение которыми осуществляется с согласия Совета, а также размер вклада местного Совета в имущество предприятий из бюджетных средств устанавливаются соответствующим местным Советом (ст. 38 Закона о местном самоуправлении).

Местный Совет и местная администрация вправе объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и местного бюджета для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры (п. 8 ст. 39 Закона о местном самоуправлении).

Разграничение государственной собственности по видам и выделение из нее муниципальной собственности заставляет еще раз вернуться к правилу п. 2 ст. 20 Закона о собственности, в котором говорится о независимости собственников Российской Федерации, республик, краев, областей, автономных образований, а также субъектов муниципальной собственности. Соответствует ли это требованию п. 12 Постановления о разграничении государственной собственности? В нем, в частности, предписывается Правительству РФ разработать и утвердить положение, определяющее порядок участия территориальных органов управления в регулировании деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, и центральных органов государственного управления— в регулировании деятельности предприятии и объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность. Такое поручение Верховного Совета Российской Федерации Пр авительству РФ в определенной степени нарушает права Верховных Советов республик, Советов народных депутатов и местных Советов как собственников своего имущества. Эта норма дает основание для административного вмешательства центральных органов управления в деятельность государственных и муниципальных предприятий, имущество которых не является федеральной собственностью. За государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями закрепляли имущество на праве полного хозяйственного ведения и оперативного управления соответствующие Советы народных депутатов, м только они (как собственники) вправе вмешиваться на основе закона в хозяйственную деятельность своих предприятий. При этом такое вмешательство ограничивается рамками п. 2 ст. 5 Закона о собственности и учредительными документами.

В условиях развернувшейся приватизации и принятия связанного с ней обширного законодательства правило п. 2 ст. 24 Закона о собственности не согласуется с этим законодательством. В частности, в этой статье предусмотрено, что в случае принятия органом, правомочным управлять государственным плп муниципальным имуществом, решения о реорганизации и ликвидации государственного или муниципальною предприятия трудовой коллектив вправе потребовать передачи предприятия в аренду или преобразования его в иное предприятие, основанное па частной собственности.

Вызывает также сомнение правомерность п. 13, 14 Постановления о разграничении государственной собственности, поскольку они игнорируют принцип независимости каждого государственного и муниципального собственника и представляют собой форму давления, заставляя республику, область. автономное образование, район или город выполнять решение вышестоящего органа государственной власти и управления. Ведь требования, устанавливаемые Государственной программой приватизации, другими актами Верховного Совета и Президента Российской Федерации, — это еще пе законы, а, по существу, индивидуальные акты управления (например, задания по приватизации). В случае же невыполнения органами государственной власти и управления (местной адмп ипетрацпп) национально-государстве иных, национально- п административно-территориальных образований требований п особых условий приватизации в отношении отдельных объектов плп групп объектов эти объекты подлежат безусловному п безвозмездному изъятию в федеральную собственность в порядке, устанавливаемом в соответствии с за- к о 11 од а тел ь ст во м Росси и с ко и Федерации.

Подучается, что объекты передаются в государственную плп муниципальную собственность при условии выполнения будущим собственником каких-то обязательств. По тогда передача государственного или муниципального имущества от одного собственника другому во многом теряет черты акта государственно-правового характера и приближается к приватизации. Разграничить государственную собственность между федеральной, государственной и муниципальной чрезвычайно трудно, и следовало бы (кроме Приложений № 1, 2, 3) предусмотреть юридические процедуры рассмотрения возможных разногласий (может быть, даже в рамках Конституционного суда Российской Федерации), а не заставлять Советы народных депутатов, в том числе Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, выполнять требования и особые условия приватизации под угрозой изъятия объектов в федеральную собственность. Нельзя по этим соображениям согласиться с требованием п. 17 Положения об определении состава собственности, согласно которому все разъяснения по вопросам, связанным с применением этого Положения, даются Госкомимуществом РФ. Поскольку передача объектов из федеральной собственности в государственную н муниципальную затрагивает интересы независимых собственников, то сам прнншш устройства правового государства требует рассмотрения разногласии в судебном порядке. Отдание приоритета воле вышестоящего собственника недопустимо в актах индивидуального характера.

В ст. 24 Закона о собственности определяется, что имущество, являющееся государственной пли муниципальной соб-

ственпостыо и закрепленное .чл государственным или муниципальным предприятием, принадлежит нредпріг/п ІІЮ на праве полного хозяйственного веления. Имущество, являющееся государственной плп муниципальной собственностью и закрепленное собственником за учреждением, состоящим на государственном плп муниципальном бюджете, находится в оперативном управлении учреждения. В Законе о предприятиях п предпринимательской деятельности нет указании об образовании каких-то имущественных фондов государственного <муниципального) предприятия, как это было, например, в Законе СССР о государственном предприятии (объединении)—фонд развития производства, пауки п техники, оонд материального поощрения н т. д., обычно называемые фондами экономического стимулирова ни я.

В Указе Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. «О первоочередных мерах по организации работы промышленности» предусмотрено, что государственные предприятия за. счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, могут создавать приватизационные фонды с открытием личных лицевых счетов приватизации работников предприятии с использованием средств на эти цели в порядке, предусмотренном Законом об именных приватизационных счетах и вкладах п Государственной программой приватизации, а также создавать пенсионные фонды для увеличения размера пепсин работников своих предприятий 1.

В соответствии с Временным положением о порядке использования в 1992 г. при приватизации средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятии, утвержденным Указом Президента РОССИЙСКОЙ Федерации от 29 января 1992 г., приватизационный фонд образуется по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия. Остатки средств фондов экономического стимулирования п части полученной в 1992 г. фактической прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов п других об я- зательных платежей, распределяются между работниками предприятия на их личные лицевые счета. В приватизационный фонд можно направлять не более 50 процентов остатков фондов экономического стимулирования (по балансу по состоянию па 1 января 1992 г.) и 10 процентов полученной в 1992 г. фактической прибыли. В него не может направляться прибыль, полученная от реализации основных фондов предприятия, амортизационные отчисления и средства ремонтного фонда. Размер средств приватизационного фонда, зачисляемых па личный ? лицевой счет приватизации каждого работника предприятия, определяется трудовым коллективом самостоятельно п утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия. Право собственности в отношении средств на личном лицевом счете приватизации работника предприятия может переходить другим лицам в порядке наследования. На личные лицевые счета приватизации работников государственных и муниципальных предприятий по решению работника могут также зачисляться доходы, выплачиваемые по акциям трудового коллектива, средства, направляемые на оплату труда (после уплаты налогов), личные сбережения работников. Оплата приобретаемых работниками предприятий приватизируемых объектов государственной и муниципальной собственности, акций акционерных обществ с использованием личных лицевых счетов приватизации осуществляется путем безналичных перечислений па счета комитетов (фондов имущества) !.

В условиях широко развернувшейся приватизации государственных и муниципальных предприятий важное значение приобретает оценка их имущества при определении начальной цепы предприятия, величины уставного капитала акционерного общества. Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 ]’., в состав оцениваемого имущества предприятия включают основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства н другие финансовые активы и дают основные элементы этих рубрик56. Тем не менее необходимость обращаться к Положению о бухгалтерских отчетах и балансах. утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г.57, остается, когда, например, требуется выяснить прочие статьи по разделу «Основные средства н другие долгосрочные вложения» или перечень оборотных средств.

Решая вопросы правового режима государственного имущества, надо помнить о существовании Инструкции о порядке расчетов за передаваемые предприятия, объединения, организации, учреждения, здания и сооружения, утвержденной Министерством финансов СССР и Госпланом СССР 16 апреля 1980 г. № 75, с изменениями и дополнениями, внесенными письмом Минфина СССР и Госплана СССР от 18 августа 1989 г. № 95 \ и Положения о порядке начисления амортизационных отчислении по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29 декабря 1990 г. 2 Эти союзные акты, равно как и другие, можно использовать при решении имущественных вопросов па предприятии, но взаимоотношениях с третьими лицами. Необходимо только выверять их нормы на непротиворечивость положениям Закона о собственности ц другим законодательным и нормативным актам Российской Федерации.