Какой транспортный налог в россии

Содержание:

Отмена транспортного налога в 2018 году: что известно об указе Путина

В Сети появились слухи, обрадовавшие автовладельцев — якобы в 2018 году в России отменят транспортный налог для легковых автомобилей.

Транспортный налог в России в 2018 году: отменили или нет?

В последнее время в Сети бурно обсуждается слух о возможной отмене транспортного налога в России. Однако на текущий момент с уверенностью можно сказать только одно — это не правда. Налог всё ещё действует, и его необходимо платить раз в год в зависимости от мощности мотора и региона проживания.

Указ Президента об отмене транспортного зткуафте налога в России

В качестве аргумента юзеры приводят тот факт, что президент России Владимир Путин якобы подписал указ об отмене транспортного налога как такового в России для всех автовладельцев любых автомобилей.

Однако на деле это оказалось ложью, основанной на:

  • комментарии премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о том, что транспортный налог отменён для электромобилей, а регионы этим не пользуются,
  • нового закона 2018 года об амнистии по налогам до 2015 года.

К тому же летом 2018 года был внесен такой законопроект от 5 июня 2018 года, но 11 августа 2018 года его перенесли в архив в связи с отклонением во время предварительного рассмотрения.

В итоге даже налоговики прокомментировали поток фейковой информации, подчеркнув, что никакой отмены транспортного налога, по крайней мере в 2018 году, не произошло.

Отмена транспортного налога в 2018 году для легковых автомобилей — это фейк

Министерство финансов выступило против отмены транспортного налога, обосновав это тем, что включение этого обременения в акцизы на топливо – а именно так предлагалось изменить налог изначально – сильно повлияет на рост цен на бензин и солярку. А это, в свою очередь, существенно повысит стоимость всех товаров, потому как их транспортировка станет теперь намного дороже.

К тому же средства от налога на легковые автомобили в России поступает непосредственно в бюджеты регионов, где он собирается. А те уже распределяют их в дорожные фонды. Таким образом, если транспортный налог отменить, то может ухудшиться качество дорог в регионах.

Однако существуют некоторые категории граждан и машин, освобожденные от уплаты транспортного налога. К ним относятся:

  • автомобили инвалидов при условии, что мощность их двигателя менее 100 л.с. и они получены через соцзащиту, либо специально оборудованные машины для инвалидов,
  • тракторы и небольшой ряд спецтехники, используемой в сельхоз целях,
  • машины в угоне и розыске.

Транспортный налог по областям России.

Транспортный налог по всем регионам, областям, республикам, краям России (срок уплаты, ставка, льготы по транспортному налогу) 2016.

Ставки транспортного налога в каждом субъекте РФ устанавливаются индивидуально и могут отличаться максимум в 10 раз (в большую либо меньшую сторону). Таким образом, предупреждаются попытки установить чрезмерно высокие налоги.

Отменили ли на самом деле в России транспортный налог?

Транспортный налог никто не отменял. В конце прошлого года по поручению президента был принят закон о налоговой амнистии физлиц и предпринимателей. Согласно ст. 12 федерального закона № 436-ФЗ, задолженности по этому налогу, образовавшиеся до 1 января 2015 года, взыскивать не будут, так как они подлежат списанию.

«Транспортный налог никто не отменял, он так и остался. По закону налог могут требовать заплатить за 2015, 2016 и 2017 годы. До этого времени, то есть за 2014 год эти налоги взысканы быть не могут. В принципе особого послабления не произошло. По сути, это есть списание налогов, которые и так не могут быть взысканы в силу того, что истекли сроки давности. Поэтому на самом деле амнистия коснулась не многих. А что касается самой отмены налога, то об этом пока только много говорят, но пока до этого дело не дошло», — говорит автоюрист Сергей Радько.

То есть, если у вас, к примеру, до 1 января 2015 года образовалась задолженность по транспортному налогу, то на основании поручений президента и внесенных поправок в Налоговый кодекс РФ от 28 декабря 2017 года в личном кабинете налогоплательщика на сайте Налоговой службы все долги и пени по транспортному налогу аннулируют, поскольку они подлежат списанию.

Закон о налоговой амнистии для граждан заработал с 1 января 2018 года. Кроме транспортного налоговая амнистия коснулась и других имущественных взысканий — налога на имущество физлиц и земельного налога.

Кто и когда должен платить транспортный налог?

На территории Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются все граждане и организации. Его нужно платить за любое зарегистрированное транспортное средство (автомобили, мотоциклы, автобусы, мотороллеры, машины на гусеничном ходу) до 30 ноября следующего года. То есть, например, платежку за 2017 год нужно оплатить не позднее 1 декабря 2018 года.

За что не нужно платить транспортный налог?

Согласно п. 2 ст. 358 НК РФ, транспортный налог не нужно платить за:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью меньше 5 лошадиных сил
  • легковые автомобили, которые оборудованы для использования инвалидами;
  • легковые автомобили, которые имеют мощность двигателя до 100 л.с. и были получены по линии органов соцзащиты;
  • машины специальных служб;
  • угнанные машины, которые находятся в розыске;
  • тракторы, комбайны, специальные машины (молоковозы, скотовозы и т.д.), которые зарегистрированы на сельскохозяйственных производителей и используются в аграрной работе.

Транспортный налог в России в 2018 году

Споры вокруг транспортного налога, взимаемого с российских автовладельцев, не утихают на протяжении последних нескольких лет. С одной стороны, данный сбор является весьма значительной доходной статьей бюджета, которая помогает наполнять казну РФ на 146 миллиардов рублей ежегодно. В текущих экономических условиях найти способ изыскать данные средства при отмене указанного фискального сбора будет не так-то просто.

С другой стороны, данный налог совсем не радует автовладельцев – особенно в регионах, фискальная политика которых характеризуется повышенными налоговыми ставками. Понятное дело, что власти не могут не учесть народное недовольство – особенно когда на горизонте маячат очередные выборы главы государства. В правительстве не утихают дискуссии по поводу того, какие решения можно применить при реформировании транспортного налога.

Среди возможных вариантов рассматривается как возможность полной отмены данного сбора, так и его преобразование, а также внедрение альтернативных видов фискальных сборов. К какому варианту в итоге придут депутаты, пока что невозможно спрогнозировать. Зато можно узнать, какие потенциальные налоговые трансформации могут быть реализованы в 2018 году!

Суть транспортного сбора

Данный сбор, как понятно из его названия, взимается с владельцев транспортных средств. Сумма отчислений зависит от количества «лошадей» под капотом, а также времени, на протяжении которого транспортное средство находится в пользовании. Для владельцев высококлассных транспортных средств налог корректируется – к сумме сбора добавляется процент, который нужно уплатить за то, что авто стало не просто средством передвижения, но и предметом роскоши. Критерий – стоимость автомобиля, если она составляет более 3 млн.р.

Также отметим, что в разных административных субъектах РФ базовая налоговая ставка может отличаться. Итоговые ставки утверждаются представителями местной власти, так что за один и тот же автомобиль в разных регионах РФ владельцы платят по-разному. Кроме того, местная власть имеет право освободить от уплаты сбора или уменьшить ее ставку льготным категориям граждан – многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам, чернобыльцам. Часто от уплаты транспортного сбора освобождают предприятия, относящиеся к муниципалитету.

Основная цель введения данного сбора – аккумулирование средств, необходимых для ремонта дорожного покрытия и прокладки новых дорог. Собранные с автовладельцев деньги поступают в региональные бюджеты. Причем стоит отметить тот факт, что средства, получаемые путем взимания данного налога, часто составляют существенную часть доходных статей.

Транспортный налог уйдет на ремонт дорог, поврежденных автомобилями

Хотя данный сбор часто именуют налогом на авто, объектами налогообложения являются не только автомобили – сбор взимается с мотоциклов, моторных лодок, квадроциклов, вертолетов, автобусов, гусеничного автотранспорта, яхт, снегоходов и т.д. Некоторые владельцы транспортных средств имеют налоговые льготы. К числу льготных видов транспорта причислены:

  • автомобили, полученные в рамках социальных программ и переоборудованные для водителей, имеющих инвалидность. Отдельно упомянута мощность двигателя такого авто, которая не должна превышать 100 лошадиных сил;
  • транспортные средства, которые числятся в угоне. Данный факт должен быть зарегистрирован в полиции;
  • промышленные плавсредства, относящиеся к морскому и речному транспорту;
  • машины, предназначенные для перевозки скота, удобрений, молока, сена, а также тракторы;
  • лодки (моторные и весельные), которые оснащены двигателем с мощностью не более 5 лошадиных сил.

Причины недовольства автовладельцев

Основным предметом критики в транспортном налоге является принцип, по которому происходит начисление сумм платежей. Налог зависит от мощности транспортного средства, но факт его использования на протяжении года совершенно не учитывается. Эксперты и автовладельцы считают, что такой подход не отражает целевого назначения сбора – получение денег на дорожные ремонтные работы. Ущерб, нанесенный покрытию, не зависит от мощности авто, но имеет прямую взаимосвязь с интенсивностью поездок.

Не секрет, что многие пенсионеры используют свою «Волгу» или «ВАЗ» лишь для того, чтобы пару раз в сезон выехать на дачу. Остальное время железный конь простаивает в гараже, но все равно за него нужно отдать полную сумму налога. Еще один важный момент – мощность авто. Далеко не каждый автомобиль, скрывающий под капотом «табун лошадок», является новым, а владельцы новых и старых машин вынуждены платить одни и те же суммы.

Читайте так же:  Сидоров николай адвокат

Помимо транспортного налога вам предстоит платить акциз на бензин!

Кроме того, покупая машину, человек становится плательщиком акцизного сбора на бензин, а в совокупности с транспортным налогом это приводит к двойному фискальному обложению. Причем такая ситуация для большей части стран является парадоксальной, однако в российской практике никого из депутатов не удивляет. Свое возмущение высказывают также владельцы авто с повреждениями, из-за которых машина не эксплуатируется.

Далеко не каждый автолюбитель может мгновенно восстановить своего железного коня – большей части россиян необходимо сначала собрать деньги, так что ремонт часто растягивается на год и больше. Тем не менее, для таких случаев льгот не предусмотрено – налог все равно приходится платить в полном объеме. Некоторые водители пытаются избежать фискального сбора, снимая авто с учета, однако в этом случае нужно сначала сравнить пошлины за регистрацию авто и сумму налога, чтобы не поменять шило на мыло.

Как может измениться налог в 2018 году?

В правительственных кругах выдвинули несколько альтернатив транспортному налогу, которые могут быть со временем внедрены в практику.

  • Отмена транспортного налога с одновременным увеличением сумм акциза на топливо. Предполагается, что именно такое решение поможет справедливо распределить налоговую нагрузку, ведь больше будут платить автолюбители, которые чаще ездят и нарушают целостность покрытия. Однако в правительстве есть не только сторонники, но и противники такого решения. Они считают, что акцизы придется повышать постепенно, так что на протяжении нескольких лет местные бюджеты будут терять значительную сумму. В первый год отмены транспортного сбора она достигнет 146 миллиардов рублей;
  • Привязка сбора к показателю экологичности транспортного средства. Инициаторами такого решения стали представители Минпромторга. Они подчеркнули, что в европейских странах показатель выбросов в окружающую среду жестко контролируется соответствующими органами. Автовладельцы постепенно отказываются от вредных типов двигателей, что позитивно сказывается на природе. Меньшая сумма сбора простимулирует российских водителей приобретать инновационные машины, не вредящие окружающему миру;
  • Пересмотр способа начисления налоговых сумм. Согласно данной инициативе предлагается начислять сбор, исходя не из количества лошадок под капотом, а из объема двигателя.

Отменят ли транспортный налог в 2018 году?

Несколько лет назад депутаты, представляющие политический блок ЛДПР, предложили упразднить транспортный сбор уже с 2017 года. Тем не менее, инициатива не получила соответствующую поддержку. Как было сказано выше, основным правительственным аргументом в пользу транспортного налога является то, что данный сбор существенно наполняет региональные бюджеты.

Минэкономразвития полагает, что отказаться от данной доходной статьи невозможно. Статистика показала, что суммарная задолженность регионов уже сейчас достигает 2 триллионов рублей, а 5 российских административных субъектов давно превысили норматив, гласящий, что долг не должен быть выше 50% доходной части бюджета. Потерять еще 150 миллиардов – значит, обострить и без того существенные проблемы финансирования расходов.

Единственной категорией владельцев авто, к которым решились применить льготу, стали те, кто имеет машины массой от 12 тонн. До этого момента владельцы крупногабаритного автотранспорта оплачивали как компенсацию вреда, который наносили федеральным трассам, так и делали отчисления в пользу системы «Платон», то есть попадали под серьезную финансовую нагрузку. Теперь налог, взимаемый с владельцев большегрузов, корректируется на сумму отчислений в систему «Платон». Если этот сбор больше транспортного налога или равен ему, автовладелец вообще освобождается от фискального сбора за транспортное средство.

Налоговые инновации 2018 года

Напомним, что на протяжении последних лет в закон о налоге на транспорт то и дело вносятся поправки. Так, с 2014 года покупатель авто обязан сам сообщать об этом в регистрирующие и фискальные органы. С 01.01.2017 сокрытие факта приобретения авто приводит к штрафным взысканиям в размере 20% от суммы налогового сбора. Уплачивать налог должны и те граждане, которым не была доставлена платежка. Если вы не получили квитанцию, не стоит радоваться – вас точно не освободили от необходимости совершить расчет с бюджетом.

Суммы и сроки совершения платежей

Автовладельцы должны помнить, что налоговые платежи за 2018 год нужно заплатить до окончания 2019 года. Владельцы авто, которые относятся к категории физлиц, делают это единоразово, а юридические лица обязаны совершать расчеты с бюджетом поквартально в виде авансовых платежей.

Как уже было сказано выше, не все владельцы одинаковых автомобилей платят одну и ту же сумму. Всё зависит от окончательного решения региональных властей. Если говорить о ситуации в отдельно взятых административных единицах, то тут можно оперировать следующими данными (для примера возьмем авто, мощность двигателя которого равна 100 лошадиным силам).

Размер налога зависит от того, в какой области РФ проживает автовладелец

  • Самая весомая налоговая нагрузка ложится на плечи автовладельцев, зарегистрировавших машину в столице или Питере. Им придется платить от 12 до 24 рублей за каждую лошадку под капотом;
  • жители Томской области отчисляют в бюджет по 6,5 рублей за единицу мощности;
  • граждане, зарегистрировавшие авто в Татарстане или Башкортостане, а также Республике Марий Эл, Сахалинской или Вологодской областях, должны уплатить по 25 рублей;
  • крымчане отчисляют в местный бюджет 5 рублей за лошадку под капотом;
  • жители Калининградской и Калужской областей подвержены взиманиям в размере 14 рублей;
  • в Оренбургской области предусмотрен налог в размере 20 рублей;
  • ростовчане и жители области платят 12 рублей за единицу мощности, если автомобилю еще не исполнилось 10 лет, и 8 – за машины с годом выпуска постарше;
  • в Республике Коми введена ставка в размере 15 рублей;
  • в Республике Тыва автолюбители платят по 5 рублей за лошадку;
  • автовладельцы Карелии рассчитывают налог, исходя из ставки в 6 рублей;
  • население Челябинской области облагается налогом в 7,7 рублей;
  • администрации Ульяновской и Тульской областей ввели фискальный сбор в размере 10 рублей;
  • власти Ярославской области утвердили сбор в 13,1 рублей;
  • в Еврейском автономном округе жителям нужно платить, исходя из ставки в 8 рублей;
  • жители Хакасии подвергаются налогообложению транспортным сбором, исходя из ставки в 6 рублей за лошадку;
  • автолюбители Краснодарского края вынуждены оценить каждую л.с. в 12 рублей;
  • вполне посильный налог уплачивается в Республике Ингушетия – власти установили сбор в 5 рублей за одну лошадку;
  • гражданам, зарегистрировавшим авто в Самарской области, придется заплатить по 16 рублей за единицу мощности;
  • архангельцам и жителям области – по 14 рублей;
  • автовладельцам Нижегородской области власти утвердили фискальную ставку в размере 13,5 рублей;
  • весьма интересна ситуация в Чечне. Несмотря на то, что регион традиционно считается дотационным, власти не спешат пополнять бюджет за счет транспортного сбора. Для обозначенного авто мощностью до 100 лошадок налог равен нулю. Лишь для автовладельцев, мощность машины у которых превышает показатель в 150 лошадок, введен сбор в размере 5 рублей за 1 л.с., а для автомобилистов, транспортное средство которых имеет от 250 лошадей под капотом, налог возрастает до 15 рублей за 1 л.с.

Стоит также разобраться с вопросом, касающимся коэффициентов налога на роскошные авто.

  • Коэффициент от 1,1 до 1,5 применяется в случае, если автомобиль, стоимость которого превышает 3 миллиона рублей, был выпущен менее 3 лет назад;
  • Коэффициент 2 используется для авто, которые стоят 5-10 миллионов рублей и были выпущены не более 5 лет назад;
  • Коэффициент 3 применяется для автомобилей, возраст которых исчисляется 10-20 годами, а стоимость равна 10-15 миллионам рублей.

Ситуация в Крыму

Напомним, что с 2016 года более 200 тысяч жителей Крымского полуострова должны были впервые уплатить сбор на транспортные средства. В августе 2017 года в прессе появилась информация, что власти данной территории подумывают об увеличении налоговой нагрузки. Якобы местный транспортный налог и так является одной из самых низких на территории РФ. Вполне возможно, что в 2018 году сумма налога будет повышена до уровня, который зафиксирован в других областях, относящихся к Южному федеральному округу.

В качестве примера приводятся следующие данные: с владельцев авто мощностью менее 100 л.с. в Крыму взимают 5 рублей за лошадку. Автовладельцы Краснодарского края платят за такое же авто, исходя из ставки в 12 рублей, а ростовчане – 8-12 рублей (налог зависит еще и от того, в каком году была выпущена машина). За транспортное средство мощностью 100-150 лошадок крымские автовладельцы уплачивают по 7 рублей за 1 л.с. Для Ростовской области и Краснодарского края эти цифры измеряются 25 и 15 рублями соответственно.

По словам Ирины Кивико, занимающей пост министра финансов Крыма, буквально за семь месяцев транспортный сбор пополнил бюджет на 72 миллиона рублей, а до конца указанного периода запланировано собрать поступления в размере 200 миллионов. Увеличение уровня налоговой нагрузки хотя бы на 40-50% поможет существенно пополнить бюджет полуострова, что позитивно скажется на скорости и качестве проведения дорожных работ.

(1 голосов, среднее: 1.00 с 5)

Транспортный налог на автомобили в России 2018-2019 годы

Основы расчета налога на транспортное средство

Транспортному налогу посвящена гл. 28 НК РФ. Она определяет плательщиков транспортного налога как лиц (юридических и физических), на которых зарегистрированы транспортные средства. Определяющим при этом является факт регистрации, а не право собственности. Так, например, фирма может получить автомобиль в лизинг, и на период действия лизингового договора этот автомобиль будет зарегистрирован на нее, хотя собственником останется лизингодатель.

Транспортным налогом облагаются машины и механизмы, как самоходные, так и буксируемые. Подавляющее большинство среди них составляют автомобили. При этом некоторые виды авто освобождены от обложения налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ):

  • легковые, оборудованные для инвалидов;
  • легковые мощностью до 100 л. с., приобретенные через органы соцзащиты;
  • машины сельскохозяйственного назначения, зарегистрированные на сельхозпроизводителей и используемые ими по назначению;
  • машины федеральных военных служб;
  • находящиеся в розыске, при этом факт розыска должен подтверждаться документально соответствующими органами.

Нужно ли платить налог за конфискованный автомобиль, узнайте здесь.

Налоговой базой по налогу на транспорт для автомобиля является мощность его двигателя в лошадиных силах. Базовые ставки установлены гл. 28 НК РФ.

Для отдельных водных и воздушных транспортных средств в качестве налоговой базы по транспортному налогу применяются иные показатели (валовая вместимость, статическая тяга реактивного двигателя и др.).

Транспортный налог рассчитывается отдельно по каждому автомобилю умножением его мощности на ставку, относящуюся к этому типу авто. Если автомобиль был зарегистрирован или снят с учета в расчетном году (т. е. числился за налогоплательщиком неполный год), то при расчете применяется коэффициент, снижающий налог в пропорции с долей месяцев владения транспортным средством в течение года. При этом полным с 2016 года считается тот месяц, в котором авто приобретено до 15 числа или выбыло после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Читайте так же:  Орган опеки липецк адрес

О том, надо ли начислять налог на транспорт, поставленный на учет и снятый с него в один и тот же день, читайте в статье «Как платить транспортный налог, если ТС зарегистрировано и снято с учета в один день?».

Транспортный налог, базовые правила которого установлены НК РФ, является региональным налогом. Он вводится в действие законами субъектов РФ, которые вправе внести следующие изменения в правила, установленные Налоговым кодексом:

  • ставки транспортного налога могут быть изменены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения (с отклонением не более чем в 10 раз от базовых), при этом ограничение по уменьшению не относится к легковушкам с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно;
  • может быть введена собственная система льгот по налогу;
  • может быть установлен собственный порядок и сроки уплаты налога.

Это обстоятельство делает важным для налогоплательщика не только изучение текста гл. 28 НК РФ, но и знание действующего закона о транспортном налоге того региона, где зарегистрирован транспорт.

Организации рассчитывают транспортный налог самостоятельно на основании имеющихся у них данных, а по транспорту физлиц расчет делает ФНС.

Оплата налога организациями может производиться как 1 раз за год по итогам декларации, так и путем перечисления авансовых платежей. Физические лица платят налог 1 раз за прошедший год.

О КБК, который следует указывать в платежном документе, читайте в материале «КБК по транспортному налогу в 2018-2019 годах для организаций».

Как определяет сумму дорожного налога ФНС

Данные о регистрации и снятии с нее транспортных средств в ФНС поступают из ГИБДД. Они служат для налоговой инспекции источником информации для проверки данных деклараций, составленных организациями, и для расчета налога по транспорту, зарегистрированному на физических лиц. В отношении рассчитанного с учетом особенностей региона транспортного налога физическим лицам направляются уведомления о его уплате.

Стоимость налога за авто: сколько стоит содержать дорогую машину

Владельцам дорогих авто (со средней стоимостью от 3 000 000 руб.) придется уплачивать транспортный налог с учетом повышающего коэффициента, величина которого (от 1,1 до 3,0) определяется, согласно п. 2 ст. 362 НК РФ, в зависимости от средней стоимости автомобиля и года его выпуска. Перечень таких автомобилей ежегодно публикуется Минпромторгом.

С 2018 года для автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. не старше 3 лет применяется единый коэффициент 1,1.

Подробнее о повышающем коэффициенте читайте здесь.

Как лошадиные силы получить из киловатт

Данные о мощности двигателя автомобиля содержатся в ПТС. Как правило, мощность указывается в лошадиных силах (реже в киловаттах). Киловатты можно перевести в лошадиные силы, умножив их цифровое значение на коэффициент 1,35962. Для целей расчета налога полученное произведение должно быть округлено до 2 знаков после запятой.

Транспортный налог — 2018–2019: тарифы

Ставки транспортного налога на 2018–2019 годы различаются в зависимости от регионов. От года к году ставки могут меняться, поэтому стоит следить за региональным законодательством в части транспортного налога.

От чего зависит ставка транспортного налога, читайте в материале «Ставки транспортного налога в 2018 году».

Таблицу ставок транспортного налога по регионам на 2018-2019 гг. вы найдете здесь.

Налог на транспортное средство в 2018–2019 годах рассчитывается по тем же правилам, которые действовали ранее (а именно с 2016 года). Особые льготы по налогу в сравнении с НК РФ есть только в Москве (закон г. Москвы от 09.07.2008 № 33) и Московской области (закон Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ).

Что изменилось в налоге на транспорт в последние годы

С 2016 года для транспортного налога поменялось не только определение полного месяца, используемого при расчете коэффициента владения. Новшествами также стали введенные:

  • в конце 2015 года более поздняя дата уплаты налога для физлиц — 1 декабря (п. 1 ст. 363 НК РФ;
  • с начала 2016 года правило о применении перечня дорогих автомобилей, соответствующего только тому году, в котором этот перечень до 1 марта размещен на сайте Минпромторга (п. 2 ст. 362 НК РФ), что позволяет не пересчитывать налог за предшествующие годы при изменении перечня;
  • с июля 2016 года возможность применения в 2016–2018 годах к налогу, начисленному по большегрузным автомобилям, вычета (вплоть до получения нулевого значения налога) в сумме уплаченной за соответствующий год платы за вред, причиняемый дорогам этим транспортом (п. 2 ст. 362 НК РФ);
  • с отчетности за 2017 год новая форма декларации по транспортному налогу;
  • с 2018 года упрощение для плательщиков-физлиц: они не обязаны документально подтверждать льготы на транспортный налог, достаточно подать заявление, а подтверждение налоговики запросят сами в компетентном органе (и только если на запрос им не ответят, они попросят документы у самого «физика»).

Подробнее о последних изменениях читайте в этой статье.

Плательщиками транспортного налога являются юридические и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Налоговой базой по налогу на транспорт для автомобиля является мощность его двигателя в лошадиных силах. Ставки налога установлены в НК РФ и могут корректироваться региональными законами.

За последние годы в части транспортного налога внесены разнообразные изменения: предоставлена возможность получения вычета по большегрузным автомобилям, отодвинута крайняя дата уплаты налога для физлиц на 1 декабря, изменилась форма налоговой декларации и т. д.

Какой транспортный налог в россии

Транспортный налог был введен в действие 1 января 2003 года, он взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств вместный бюджет, так как относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, однако объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются Федеральным законодательством.

Объект налогообложения транспортного налога

Транспортный налог взимается с зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств: автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов, самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу а также различных видов воздушного и водного транспорта.

Обязанность по уплате налога возложена на владельцев ТС, на имя которых эти транспортные средства зарегистрированы. Необходимость уплаты налога не зависит от состояния транспортного средства, поэтому, водитель старых «Жигулей», давно гниющих где-нибудь на пустыре или во дворе жилого дома, обязан заплатить налог наравне с водителем нового автомобиля. Чтобы избавить себя от лишних трат, владельцу такой авторухляди необходимо обратиться в подразделение ГИБДД по месту жительства с заявлением о снятии автомобиля с учёта.

В непростой ситуации оказываются и автовладельцы, продавшие автомобиль по доверенности. По закону, именно они являются владельцами транспортных средств и обязаны платить предусмотренные сборы. Между тем, закон чётко прописывает действия в подобной ситуации. Если доверенность была выдана до 30 июля 2002 г., то платить транспортный налог будет указанное в доверенности лицо. Для этого официальному владельцу транспортного средства необходимо подать в налоговую инспекцию по месту жительства уведомление, в котором должны быть указаны:

1) Ф.И.О. лица, на которого зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;

2) Марку и тип транспортного средства;

3) Ф.И.О. лица, которому передано транспортное средство на основании доверенности;

4) Доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

5) Ф.И.О. нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

К уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие дату приобретения машины: договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату, справка-счет и факт передачи ТС – расписка в получении транспортного средства, документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю а также доверенность или её копия.

Расчёт транспортного налога

С транспортных средств, оборудованных двигателем, транспортный налог берётся с каждой лошадиной силы.

Налог рассчитывается путём умножения установленного коэффициента на количество лошадиных сил. Если на транспортное средство в ходе ремонта или замены вышедшего из строя агрегата установлен двигатель иной мощности, чем указано в технической характеристике, владелец такого автомобиля должен обратиться в подразделение ГИБДД по месту регистрации транспортного средства с заявлением о необходимости изменений в техпаспорте. После этого, транспортный налог будет рассчитываться исходя из фактической мощности двигателя.

Юридические лица рассчитывают транспортный налог самостоятельно а за физических лиц его рассчитывает налоговая инспекция.

Налоговые льготы по транспортному налогу

В соответствии с федеральным законодательством, транспортный налог не взимается со следующих видов транспортных средств:

1. Легковые автомобили с ручным управлением для инвалидов а также обычные автомобили с двигателем мощностью менее 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения;

2. Автомобили Минобороны России, органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

3. Транспортные средства, находящиеся в розыске. (Для освобождения от уплаты налога владелец транспортного средства должен представить в налоговую инспекцию справку из милиции о том, что автомобиль угнан и находится в розыске. В данной справке должна быть указана дата обращения в органы милиции);

В дополнение к федеральному списку, столичное законодательство освобождает от уплаты транспортного налога следующие категории автовладельцев:

1. Герои Советского Союза, Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – за одно транспортное средство, зарегистрированное на них;

2. Владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 л.с. включительно;

3. Организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом при условии, что данная перевозка осуществляется по единым тарифам за проезд, установленным органами исполнительной власти г. Москвы с учётом предоставления всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке – на транспортные средства, используемые для вышеуказанных целей (кроме такси)

Порядок оплаты транспортного налога

Уведомление об уплате транспортного налога в виде заполненной квитанции налоговая инспекция направляет владельцу транспортного средства по почте заказным письмом. Владелец транспортного средства обязан заплатить данный налог в течение 30 дней с момента получения указанного уведомления.

Читайте так же:  Срок исполнения требования об уплате налогов и сборов составляет

Однако, налог считается региональным, поэтому каждый субъект Федерации свободен вводить особые распоряжения. Так, в Москве из-за большого количества автомобилистов и недостаточного штата налоговых агентов некоторые водители уже второй год не получали заказного письма. Владелец ТС должен самостоятельно явиться в налоговую инспекцию и получить квитанцию для оплаты в отделении Сбербанка. Но руки, как обычно, «доходят» не у всех.

В результате, выплаты по транспортному налогу составляют только 50% от предполагаемых сумм. Это наталкивает правительство на мысль вернутся к старой схеме, когда квитанция об оплате транспортного налога была необходима для прохождения государственного технического осмотра.

Хронология изменений транспортного налога

01.01.2003 Вступила в силу первая редакция закона о транспортном налоге, закрепленная в главе 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ

12.11.2009 Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, согласно которому базовая ставка транспортного налога увеличилась в два раза. Согласно новому закону, базовые ставки транспортного налога стали:

до 100 л.с. – 10 руб.

от 100 л.с. до 150 л.с. – 14 руб.

от 150 л.с. до 200 л.с. – 20 руб.

от 200 л.с. до 250 л.с. – 30 руб.

свыше 250 л.с. – 60 руб.

Но не стоит забывать, что власть на местах может очень гибко изпользовать данные стандарты, начиная от увеличения базовой ставки в 5 раз до уменьшения ее в 10 раз, таким образом, каким будет налог на местах неизвестно, возможно в Санкт-Петербурге транспортный налог уменьшат, а в Москве транспортный налог наоборот увеличат. К тому же неизвестно, успеют ли регионы оформить все необходимые документы до 1 января, так что вполне возможно, что ставка останется прежней.

Помимо этого, не стоит забывать, что желающие уклониться от уплаты налога вполне могут менять транзитные номера раз в 21 день, или не менять их вовсе, ведь штраф за просрочненные транзитные номера составляет на данный момент все-навсего 100 рублей.

12.11.2009 Государственный совет республики Коми вынес решение о повышении транспортного налога, однако хотя закон вступает в силу с 2010 года, фактически увеличенный налог автовладельцы заплатят только в 2011 году, при этом повышение коснулось всех автомобилей кроме грузовых с мощностью двигателя менее 200 л.с.

Так же осталась без изменения ставка ставка транспортного налога по яхтам и гидроциклам, однако тут нет ничего неожиданного — по данным видам транспортных средств она итак превышает все разумные нормы. А вот автомобили с мощностью менее 100 л.с. разделили, добавив дополнительную градацию, за автомобиль мощностью до 70 л.с. ставка транспортного налога составит 5 рублей, а от 71 до 85 л. с. — 10 рублей, от 86 до 100 лошадиных сил — 15 рублей. таким образом, на сособо мощные автомобили ставка транспортного налога может вырасти вдвое.

16.11.2009 Власти Самарской области заявили, что не собираются повышать транспортный налог чтобы не повышать уровень социальной напряженности в регионе.

16.11.2009 По заявлению Валентины Матвиенко, в Санкт-Петербурге не будут повышать транспортный налог, по ее мнению это подорвет позиции итак ослабленных кризисом транспортных компаний

17.11.2009 Борис Грызлов заявил, что решение о повышении транспортного налога необходимо пересмотреть, по его мнению необходимо вернуться к старой ставке транспортного налога, оставив право его увеличения или уменьшения на усмотрение местных властей. В этом его поддержали члены Совета Федерации, таким образом скорее всего законопроект в данной редакции не получит одобрения верхней палаты парламента.

18.11.2009 Совет Федерации отклонил законопроект

20.11.2009 Согласительная комиссия, созданная для изменения законопроекта по транспортному налогу решила сохранить базовую ставку налога, но при этом вдвое увеличить возможность ее увеличения на местах. Таким образом, регионам будет разрешено не только уменьшать базовые ставки транспортного налога в десять раз, но и также увеличивать их в 10 раз, а не в пять раз, как было указано в изначальном варианте законопроекта принятого Государственной Думой 12 ноября.

24.11.2009 Комитет по промышленной политике рекомендовал Совету Федерации одобрить законопроект от 20 ноября в редакции согласительной комиссии.

25.11.2009 Совет Федерации одобрил законопроект в новой редакции, таким образом по сравнению с предыдущей редакцией закона, вступившей в силу 01.01.2003 произошло изменение максимального увеличения налога в регионах в два раза, однако однозначной реакции местных властей на это пока нет, в любом случае транспортный налог будут повышен не ранее 2010 года.

Налоговая декларация по транспортному налогу за 2012 год

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» ФНС России проводится работа по внесению изменений в форму налоговой декларации по транспортному налогу, которые позволят учитывать суммы уплаченных авансовых платежей.

Согласно статье 80 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) форма налоговой декларации и порядок ее заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральной налоговой службой разработан проект приказа ФНС России «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения» и размещен на сайте ФНС России для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

По итогам рассмотрения предложений и внесения необходимых изменений проект приказа будет согласован с Министерством финансов Российской Федерации, подписан Руководителем ФНС России и в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, указанный приказ будет направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

Применение приказа ФНС России об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения планируется начать с представления налоговой декларации по транспортному налогу за налоговый период — 2012 год.

В действующем порядке заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2006 № 65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения», не предусмотрено отражение суммы уплаченных авансовых платежей по транспортному налогу, в связи с этим рекомендуем за налоговый период 2011 год во избежание спорных ситуаций строку 040 «Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет в течение налогового периода (руб.)» не заполнять, а сумму транспортного налога по строке 030 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» в полной сумме повторять по строке 050 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода».

Ставки транспортного налога за 2012 год

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных бюджетов.

В соответствии с главой 28 «Транспортный налог» Кодекса транспортный налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 356 Кодекса дано право законодательным (представительным) органам субъекта Российской Федерации определять ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Кроме того, пунктом 2 статьи 361 Кодекса определено, что размеры налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Федеральным законом от 27.11.2010 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено снижение ставок транспортного налога для всех категорий автотранспортных средств в два раза с 01 января 2011 года.

Указанным законом также предусматривается возможность законами субъектов Российской Федерации уменьшать налоговые ставки в 10 раз в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил.

Кодексом дано право законодательным (представительным) органам субъекта Российской Федерации устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Таким образом, вопросы установления конкретных налоговых ставок по транспортному налогу и их дифференциации по категориям транспортных средств относятся к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.

Порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу в случае возникновения в середине отчетного периода оснований для применения налоговой льготы

Согласно разъяснениям ФНС России (см. также письмо от 26.10.2012 N БС-4-11/18200) форма налоговой декларации, утвержденная Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/[email protected], предусматривает возможность исчислить сумму транспортного налога при применении налоговой льготы как за весь налоговый период, так и за неполный налоговый период.

При этом сообщается, что порядок заполнения данной налоговой декларации содержит некорректное описание алгоритма расчета сумм налоговых льгот.

В этой связи разъясняется, что в случае, если в течение 2012 года у налогоплательщика возникли основания для применения налоговой льготы, то:

— в строке 180 налоговой декларации сумму налоговой льготы следует рассчитывать как произведение налоговой базы (строка 070), налоговой ставки (строка 130) и коэффициента Кл, учитывающего число полных месяцев, в течение которых применяется налоговая льгота (строка 160);

— в строке 200 сумму налоговой льготы следует рассчитать как произведение показателей указанных выше строк (070, 130, 160) и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога;

— в строке 220 сумму налоговой льготы следует исчислить как разность суммы налога, исчисленной по полной налоговой ставке, и суммы налога, исчисленной по пониженной налоговой ставке, умноженная на коэффициент Кл (строка 160).

Информационное Агентство «Финансовый Юрист»