Как определяются полномочия руководителя образовательного учреждения

Как определяются полномочия руководителя образовательного учреждения

9.1.4.Управление образовательным учреждением

Образовательным является учреждение, осуществляющее обра­зовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько обра­зовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспи­тание обучающихся, воспитанников.

Действие федерального законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации.

Деятельность государственных, муниципальных образователь­ных учреждений регулируется типовыми положениями о соответст­вующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатывае­мыми на их основе уставами.

Государственный статус образовательного учреждения устанав­ливается при его аккредитации.

Структура и требования к содержанию устава образовательного учреждения определены Законом Российской Федерации об образо­вании. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной федеральным законодательством, разрабатывается и принимается им самостоятельно.

Основы организации управления образовательным учреждением в принципе определены Законом об образовании, а высшим учебным заведением, кроме того, федеральным Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании (ст. 12). Дополнительно уп­равление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируется Типовыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов и видов образовательных учреж­дений и чаще всего касаются процедур формирования органов, разграничения компетенции между управленческими структурами и дру­гих вопросов, решение которых дозволено самим образовательным учреждениям.

В соответствии с Законом об образовании управление государст­венными и муниципальными учреждениями осуществляется на прин­ципе единоначалия и самоуправления, формами которого являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагоги­ческий совет и др. Порядок выборов этих органов и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Непосредственное управление указанным образовательным уч­реждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: нанят сове­том по контракту; избран коллективом образовательного учрежде­ния; избран коллективом образовательного учреждения с предвари­тельным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлени­ем совету образовательного учреждения права вето; назначен учре­дителем; нанят учредителем. В гражданском образовательном учреж­дении назначение ректора не допускается.

Полномочия совета и руководителя образовательного учрежде­ния разграничиваются в его уставе.

Непосредственное управление государственным или муници­пальным образовательным учреждением осуществляет прошедший установленную аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Статус руководителя государственного образовательного учреж­дения федерального подчинения определяется Правительством Рос­сийской Федерации.

Эти позиции отражены в типовых положениях об образователь­ных учреждениях, которые регламентируют и иные вопросы. На­пример, ряд функций совета государственного или муниципального учреждения начального профессионального образования закреплен непосредственно в Типовом положении о нем (рассмотрение случаев отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обуча­ющихся и др.). Типовым положением о государственном среднем спе­циальном учебном заведении определены состав его совета, возмож­ность досрочного его перевыбора и его порядок; возможность созда­ния других органов; полномочия директора как органа юридического лица и распорядителя кредита и др.

Управление государственным высшим учебным заведением более детально регламентируется федеральным Законом о высшем и послевузовском образовании, Типовым положением о таком учебном заве­дении.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет. Он является выборным представительным органом. В его состав входят ректор (он же председатель учебного совета) и про­ректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.

Порядок выбора первого состава ученого совета определяется об­щим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотруд­ников и представителей других категорий работников и обучающих­ся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вуза, общественных организаций.

Досрочные выборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных ус­тавом вуза.

В вузе могут создаваться другие советы по различным направ­лениям. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы дея­тельности советов определяются уставом вуза.

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Порядок избрания ректора устанавливается уставом вуза.

При мотивированном отказе органа управления образования утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора, проводятся новые выборы. Если в этом случае кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления образованием в обязательном порядке.

В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном вузе до формирования ученого совета устав соответствующего вуза утверждается государственным органом управления образованием на срок не более чем один год. С ректором такого вуза заключается трудовой договор (контракт) на этот же срок.

В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоря­жения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.

Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам вуза.

В зависимости от структуры вуза в отдельных подразделениях (факультет и др.) могут создаваться выборные представительные органы — ученые советы. Порядок их избрания и полномочия определяются уставом вуза.

Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставом вуза.

Кафедру возглавляет заведующий. Положения о кафедре и других подразделениях разрабатывает и утверждает вуз в порядке, предус­мотренном его уставом.

Управление муниципальным высшим учебным заведением стро­ится по той же модели, что и государственным вузом.

Основополагающим принципом управления государственным и муниципальным вузом является сочетание единоначалия и кол­легиальности.

Среди вузов Российской Федерации особое место занимает Мос­ковский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Он явля­ется учебно-научным и учебно-методическим центром высшего обра­зования страны. Он не имеет ведомственной подчиненности, органи­зация управления им регламентируется уставом, учитывающим осо­бый статус и структуру университета.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляют непосредственно его учредители или по их поручению попечительский совет, формируемый учредителями. Многие вопросы организации управления таким учреждением регламентируются в его уставе.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

§ 1. Что регулирует административное право? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное право. Смотрите также. . огромное разнообразие специальных.

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер.

Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие.

К содержанию книги: Административное право России. Смотрите также: Административное право Административное право. Экологический контроль.

Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры . Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, .

Главная | Закон РФ «Об образовании» | Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.

2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

2.1. В части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:

1) избран коллективом образовательного учреждения;

2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

5) назначен учредителем;

6) нанят учредителем.

В гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается.

5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.

6. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.

7. Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

5. Управление образовательными учреждениями

Для надлежащего осуществления указанных полномочий необходимо формирование структуры управления образовательным учреждением, которая позволяла бы добиваться намеченных целей и была бы эффективна.

Основные принципы организации управления образовательным учреждением закреплены в Законе РФ «Об образовании». Особенности структуры управления, характерной для образовательных учреждений того или иного типа, устанавливаются в типо-

ifux положениях о них. И наконец, управление конкретным об-разователышм учреждением осуществляется органами, которые (формируются в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Закон разграничивает управление государственными (муниципальными) и негосударственными образовательными учреждениями. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет, общее собрание и др. Порядок формирования совета образовательного учреждения фиксируется в уставе, а для учреждений профессионального высшего и среднего профессионального образования — в типовых положениях о них. Например, в состав совета среднего специального учебного заведения входят директор или начальник (по должности), а также представители всех категорий работников, обучающихся, заинтересованных организаций, избранные на общем собрании или конференции учреждения. Срок полномочий совета не может превышать пять лет. По требованию не менее половины членов совета, как и в других случаях, предусмотренных уставом, могут проводиться досрочные выборы. Ученый совет вуза является выборным представительным органом. В его состав входят ректор, проректоры, а также по решению ученого совета — деканы факультетов. Остальные члены совета избираются на общем собрании (конференции) вуза путем тайного голосования. Количественный состав ученого совета определяется уставом вуза. Нормы представительства в ученом совете от структурных подразделений и обучающихся определяются ученым советом. Они считаются избранными, если за них проголосовало не менее 50 процентов присутствующих на собрании — при наличии не менее двух третей списочного состава делегатов. Состав ученого совета вуза объявляется приказом ректора. Срок полномочий ученого совета вуза не может превышать пять лет.

Читайте так же:  Болезни адвокатов

В уставах вузов порядок избрания ученых советов, а также их полномочия определяются более четко. Так, например, в соответствии с Уставом Омского государственного университета (ОмГУ) общее руководство университетом осуществляет ученый совет в количестве 50 человек, в который входят по должности ректор, являющийся председателем ученого совета, и проректоры, а остальные члены совета избираются на конференции работников и обучающихся путем тайного голосования. Нормы представительства от структурных подразделений и от обучающихся определяет ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет пять лет. Возможны досрочные выборы его членов (по требованию не менее половины членов совета — в случае выбытия из его состава

более одной трети членов и т.д.). Ученый совет рассматривает наиболее важные вопросы деятельности пуза. Он утверждает правила приема, предлагает для рассмотрения Минобрнауки России план и структуру приема обучающихся в университет, принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации и переименовании факультетов, кафедр и других структурных подразделений, а также об открытии новых направлений или специальностей подготовки. В полномочия совета входят также утверждение тематических планов научно-исследовательских работ, проведение конкурсного отбора научно-педагогических работников подразделений, не имеющих ученого совета, лиц, впервые участвующих в конкурсном отборе на замещение должности профессора. Работа ученого совета осуществляется в соответствии с принимаемым им регламентом. Решения ученого совета подписываются ректором. Решения нормативного характера вступают в силу после их официального опубликования в газете «Омский университет» в соответствующие сроки, иные решения — после подписания ректором.

В образовательных учреждениях могут создаваться и другие органы самоуправления. Например, в учреждениях высшего или среднего профессионального образования это могут быть учебно-методические советы, которые в первую очередь занимаются вопросами методического обеспечения учебного процесса, принимают решения об издании учебных пособий и иных учебно-методических материалов, обсуждают учебные планы и образовательные программы. В вузах большая роль отводится также научно-техническим советам, которые координируют научно-исследовательскую работу факультетов и кафедр, контролируют деятельность по подготовке научных и научно-педагогических кадров и т.д.

В последние годы в большинстве образовательных учреждений были созданы попечительские советы, деятельность которых направлена на совершенствование деятельности учреждения, привлечение дополнительных финансовых ресурсов, решение других насущных проблем. Положение о попечительском совете образовательное учреждение разрабатывает и принимает самостоятельно. За основу при этом можно брать примерные положения. Так, Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения было утверждено постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. № 1379. В его состав могут входить как участники образовательного процесса, так и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения. Члены попечительского совета осуществляют свои полномочия на безвозмездной основе. Совет содействует привлечению внебюджетных средств, улучшению условий труда педагогических и иных работников, органи-

зации конкурсов, массовых мероприятий, совершенствованию материально-технической базы и т.д. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательной школы-интерната, образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было рекомендовано в качестве образца письмом Минобразования России от 27 марта 1996 г. Попечительским советам этих учреждений предоставлены более широкие полномочия по созданию условий обучения и быта для воспитанников, содействию их трудоустройству после окончания учреждения и получения ими дополнительного образования.

Отдельные формы самоуправления в образовательных учреждениях общего и профессионального образования могут различаться между собой. Например, для общеобразовательного учреждения характерно «раздельное» самоуправление педагогов, учащихся, а также родителей обучающихся (их законных представителей). В частности, органами педагогического самоуправления являются педагогический совет школы, методический совет (объединение). Структура ученического самоуправления в школе может включать в себя школьное ученическое собрание как высший орган самоуправления. Оно собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год в составе учащихся V—XI классов и решает наиболее важные вопросы (формирует органы самоуправления учащихся, рассматривает и утверждает локальные нормативные акты, регламентирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе и др.). Решения школьного собрания (или конференции) принимаются большинством голосов. Заседания и собрания правомочны, если в них участвует не менее половины членов коллектива или делегатов. Решения школьного собрания должны быть обязательны для учащихся. Отменить или изменить их может только само собрание, в том же порядке, в котором они были приняты.

В период между собраниями высшим органом ученического самоуправления является школьный ученический совет, который координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, поддерживает дисциплину и порядок в школе, организует соревнования между классами и т.д. По аналогичной схеме строится самоуправление-в классах (классное собрание, совет класса, староста класса и др.). В нынешних условиях трудно переоценить роль родительского самоуправления в организации деятельности школы, в учебно-воспитательном процессе. Органами родительского самоуправления являются школьное и классное I родительские собрания, школьный и классный родительские комитеты. Органы родительского самоуправления участвуют в обеспечении благоприятных условий организации учебного процесса, в организации питания, внеклассной работы с детьми,

тем самым оказывая значительную поддержку педагогическому коллективу1.

Если названные выше структуры представляют собой органы самоуправления отдельных участников образовательного процесса, то общешкольное собрание, совет школы, общеклассное собрание и классный совет являются органами совместного управления («соуправления»). Они призваны обеспечивать достижение компромисса, выработку и принятие согласованных решений, соответствующих интересам всех участников учебно-воспитательного процесса.

С учетом значимости предоставленных ректору вуза полномочий его правовой статус определяется специальными нормативными правовыми актами. Так, постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 695 было утверждено Положение о статусе ректора высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения, в котором закреплены гарантии реализации трудовых и социальных прав ректоров. Действующее законодательство устанавливает, кроме того, особый порядок избрания ректоров вузов. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» кандидатуры на должности ректоров государственных или муниципальных вузов, прошедшие выдвижение в соответствии с их уставами, представляются на рассмотрение действующих на общественных началах аттестационных комиссий соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных органов городских округов. Положение об Аттестацион-

1 См. подробнее: Бочкарев В. И. Директору школы о самоуправлении: пособие для руководителей общеобразовательных школ. — М., 2001. — С. 80—84, 101 — 104 и далее.

ной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации было утверждено приказом Министерства от 17 ноября 2006 г. № 288. В состав аттестационных комиссий включаются представители соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, общественных организаций и государственно-общественных объединений.

Ректор избирается из числа кандидатур, согласованных с соответствующей аттестационной комиссией тайным голосованием на общем собрании (конференции) вуза на срок до пяти лет. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

В государственном или муниципальном высшем учебном заведении по решению его ученого совета, согласованному с соответствующим органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, может учреждаться должность президента вуза.

Лицо, замещающее должность президента вуза, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора. При этом совмещение указанных должностей не допускается.

Президент избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента с ним заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Президент вуза по согласованию с ректором участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления, в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности, а также в разработке концепции развития высшего учебного заведения; он представляет учреждение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями (п. 3.1 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

На основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности осуществляется в высших учебных заведениях управление факультетом (совет факультета и декан) и кафедрой (заседание кафедры и заведующий кафедрой). Эти вопросы могут регулироваться в положениях о факультете и о кафедре, которые разрабатываются и принимаются вузом самостоятельно.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно сам учредитель или по его поручению формируемый им попечительский совет. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления, процедура назначения или выборов руководителя определяются по согласованию с коллективом и фиксируются в уставе.

Законодательство устанавливает определенные особенности управления автономным учреждением, в том числе образовательным. Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.).

Наблюдательный совет создается в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В его состав входят представители учредителя, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения, а представители работников не могут превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета.

Читайте так же:  Доверенность теряет силу если

Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается его уставом, но не может быть более чем пять лет.

Установлены следующие ограничения членства в наблюдательном совете: 1)

одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз; 2)

руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного уч реждения; 3)

в совет не могут входить лица, имеющие неснятую или не погашенную судимость.

Члены наблюдательного совета выполняют свои обязанности на общественных началах, без вознаграждения, но им могут быть компенсированы документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с участием в работе совета. Закон запрещает устанавливать для членов наблюдательного совета льготы и преимущества в пользовании услугами автономного учреждения.

Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий (в случаях, указанных в законе) принимается учредителем автономного учреждения. Порядок назначения представителя работников или досрочного прекращения его полномочий определяется в соответствии с уставом автономного учреждения.

В компетенцию наблюдательного совета автономного учреждения входит рассмотрение предложений по наиболее значимым вопросам деятельности учреждения: о внесении изменений в устав, о реорганизации, о создании филиалов, о совершении крупных сделок и др.

Текущее управление деятельностью автономного учреждения осуществляет его руководитель (директор, ректор, заведующий и т.д.). Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от его имени, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

Вопросы для контроля 1.

В чем особенности правового статуса автономных образовательных учреждений? 2.

Составьте проект устава общеобразовательного учреждения. 3.

В чем особенности ликвидации государственных и муниципальных образовательных учреждений (бюджетных и автономных)? 4.

Каков порядок лицензирования образовательной деятельности? 5.

В каком порядке осуществляется аттестация образовательных уч реждений? 6.

Является ли государственная аккредитация обязательной процеду рой для образовательного учреждения? 7.

Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?

Чем отличается управление государственным (муниципальным) образовательным учреждением от управления негосударственным обра зовательным учреждением? 9.

В чем различия правового статуса ректора и президента вуза?

Как определяются полномочия руководителя образовательного учреждения

Проекты основных законодательных актов по расширению общественного участия в управлении школой:
Советы общеобразовательных учреждений

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2000, № 30, ст. 3120; № 33, ст. 3348; 2002, № 7, ст. 631; № 12, ст. 1093; № 26, ст. 2517, № 30, ст. 3029; 2003, № 2, ст. 163) следующие изменения и дополнения:

1. Дополнить Закон статьей 351 следующего содержания:

«Статья 351. Особенности управления государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями

1. В целях реализации государственно-общественного характера управления в системе общего образования, направленного на повышение его качества, создания условий для осуществления прав участников образовательного процесса и общественности на участие в управлении государственными (муниципальными) общеобразовательными учреждениями, в том числе в организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, в таких учреждениях создается (образуется) совет общеобразовательного учреждения.

2. Совет общеобразовательного учреждения состоит из представителей участников образовательного процесса и учредителя.

В состав совета общеобразовательного учреждения могут входить:
— выпускники, окончившие данное общеобразовательное учреждение;
— работодатели (их представители), чья деятельность прямо или косвенно связана с данным общеобразовательным учреждением или территорией, на которой оно расположено;
— представители образовательных и научных учреждений (организаций);
— граждане, известные своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью в сфере образования.

3. Совет общеобразовательного учреждения создается (образуется) в каждом государственном (муниципальном) общеобразовательном учреждении с числом обучающихся не менее пятидесяти.
Порядок государственно-общественного управления в государственном (муниципальным) общеобразовательном учреждении с числом обучающихся менее пятидесяти определяется типовым положением об общеобразовательном учреждении.

4. Совет общеобразовательного учреждения создается (образуется) с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.
Члены совета общеобразовательного учреждения из числа участников образовательного определяются с использованием процедуры выборов.
Представитель (доверенное лицо) учредителя в совете общеобразовательного учреждения назначается учредителем соответствующего общеобразовательного учреждения.
Руководитель общеобразовательного учреждения входит в состав совета по должности.
Лица, перечисленные в части второй пункта 2 настоящей статьи, включаются в состав совета общеобразовательного учреждения на основе кооптации.
Обучающиеся и работники (в том числе руководитель) общеобразовательного учреждения не могут быть избраны председателем совета общеобразовательного учреждения.

5. Совет общеобразовательного учреждения считается созданным и приступает к осуществлению своих полномочий со дня утверждения учредителем персонального состава совета.
Персональный состав совета общеобразовательного учреждения утверждается приказом или иным правовым актом учредителя общеобразовательного учреждения не позднее чем в двухнедельный срок со дня передачи учредителю списка членов совета с приложением копий протоколов соответствующих собраний по выбору членов совета. Персональный состав совета общеобразовательного учреждения может быть отклонен учредителем полностью или частично только в случае нарушения процедуры выборов.
Изменения в составе совета общеобразовательного учреждения утверждаются учредителем в порядке, изложенном в части второй настоящего пункта. Полномочия члена совета общеобразовательного учреждения возникают (прекращаются) со дня издания учредителем соответствующего приказа или иного правового акта.

6. Приступивший к осуществлению своих полномочий совет общеобразовательного учреждения вправе кооптировать в свой состав членов из числа лиц, перечисленных в части второй пункта 2 настоящей статьи.
Кандидатуры для кооптации, представленные учредителем, рассматриваются советом общеобразовательного учреждения в первоочередном порядке.

7. Члены совета общеобразовательного учреждения работают на общественных началах.
Общеобразовательное учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам своего совета за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе совета общеобразовательного учреждения (транспортные, командировочные и другие расходы) и выплаты премий.
Премирование членов совета общеобразовательного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.
Компенсация расходов и выплата премий членам совета общеобразовательного учреждения может производиться исключительно из средств, полученных общеобразовательным учреждением за счет уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников.

8. Процедура выборов, назначения и кооптации членов совета общеобразовательного учреждения и порядок его работы в части, не урегулированной настоящим Законом, определяются типовым положением об общеобразовательном учреждении и (или) уставом общеобразовательного учреждения.

9. Совет общеобразовательного учреждения:
а) принимает изменения и дополнения к уставу общеобразовательного учреждения и направляет их для утверждения учредителю общеобразовательного учреждения;
б) согласовывает компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования по представлению руководителя общеобразовательного учреждения после одобрения педагогическим советом общеобразовательного учреждения;
в) утверждает программу (план) развития общеобразовательного учреждения (по представлению руководителя образовательного учреждения);
г) устанавливает режим работы общеобразовательного учреждения, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и педагогических работников и источники финансирования затрат на ее приобретение;
д) рассматривает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения смету бюджетного финансирования и согласовывает смету расходования средств, полученных образовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников;
е) представляет учредителю для назначения на должность руководителя общеобразовательного учреждения кандидата, избранного по конкурсу, процедура проведения которого определяется уставом общеобразовательного учреждения. Учредитель вправе отклонить представленную советом кандидатуру только в случае нарушения процедуры проведения конкурса;
ж) ходатайствует перед учредителем общеобразовательного учреждения о расторжении трудового договора с руководителем общеобразовательного учреждения.
Совет общеобразовательного учреждения рассматривает и (или) решает также иные вопросы, отнесенные к его компетенции типовым положением об общеобразовательном учреждении и (или) уставом общеобразовательного учреждения.
Решения по вопросам, отнесенным к компетенции совета общеобразовательного учреждения, принимаются советом самостоятельно или по согласованию с органами государственной власти, органами местного самоуправления либо с учредителем общеобразовательного учреждения, если такое согласование предусмотрено законодательством Российской Федерации

10. Представители совета общеобразовательного учреждения (из числа членов, не являющихся работниками данного учреждения) вправе принимать участие в работе комиссий по лицензированию и аттестации данного общеобразовательного учреждения в качестве наблюдателей.

11. Учредитель общеобразовательного учреждения вправе распустить совет общеобразовательного учреждения в случае невыполнения советом своих обязанностей, а также совершения членом (членами) совета противоправных действий (бездействий), установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий.
Совет общеобразовательного учреждения образуется в новом составе в течение трех месяцев со дня издания учредителем приказа или иного правового акта о роспуске совета».

2. В статье 31:
подпункт 7 пункта 2 изложить в следующей редакции:
«7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено настоящим Законом, иными федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления, вынесенным в пределах его компетенции»;

3. В статье 35:
пункт 2 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Особенности управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями отдельных типов и видов могут быть установлены настоящим Законом, иными федеральными законами»;

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзаца первого пункта 3 нововведенной статьи 351 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части обязательного создания совета в каждом общеобразовательном учреждении с числом обучающихся свыше пятидесяти, который вступает в силу с 1 января 2007 года.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

« «_________________ 200___, № ___________

(изменения и дополнения выделены жирным шрифтом)

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, , № …, ст. …) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Раздел V Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст. 1252) изложить в следующей редакции:

Читайте так же:  Заявление на газификацию

«V. Управление общеобразовательным учреждением

68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения, имеет демократический, государственно-общественный характер и строится на принципах единоначалия и самоуправления (участие в управлении участников образовательного процесса, представителей местного сообщества, общественности).

69. Основными формами самоуправления в общеобразовательном учреждении являются совет общеобразовательного учреждения, общее собрание, педагогический совет.
Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения в части, не урегулированной Законом Российской Федерации «Об образовании» и настоящим Типовым положением.

70. В общеобразовательном учреждении с числом обучающихся более пятидесяти в обязательном порядке создается совет общеобразовательного учреждения.
Совет общеобразовательного учреждения состоит из представителей участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), работников общеобразовательного учреждения) и представителя учредителя.
В состав совета общеобразовательного учреждения могут также входить:
— выпускники, окончившие данное общеобразовательное учреждение;
— работодатели (их представители), чья деятельность прямо или косвенно связана с данным общеобразовательным учреждением или территорией, на которой оно расположено;
— представители организаций образования, науки, культуры;
— граждане, известные своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью в сфере образования.

71. Совет общеобразовательного учреждения создается (образуется) с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.

72. Члены совета общеобразовательного учреждения из числа родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования избираются собранием (или конференцией) родителей (законных представителей) обучающихся.
При этом под конференцией понимается собрание специально избранных представителей родителей (законных представителей) обучающихся от каждого класса.
Родители (законные представители) обучающихся участвуют в выборах членов совета общеобразовательного учреждения — непосредственно на собрании или через своих представителей на конференции — по принципу одна семья (полная или неполная) один голос, независимо от количества детей данной семьи, обучающихся в данном общеобразовательном учреждении.

73. В состав совета общеобразовательного учреждения входят по одному представителю от обучающихся на каждой из параллелей третьей ступени общего образования (при наличия в общеобразовательном учреждении третьей ступени общего образования).
Члены совета общеобразовательного учреждения из числа обучающиеся третьей ступени общего образования избираются собранием обучающихся соответствующих параллельных классов третьей ступени общего образования данного общеобразовательного учреждения.

74. Члены совета общеобразовательного учреждения из числа работников избираются общим собранием (или конференцией) работников данного общеобразовательного учреждения, работающих на условиях полного рабочего дня (нормы часов, соответствующей ставке заработной платы).

75. Руководитель общеобразовательного учреждения входит в состав совета по должности. Руководитель общеобразовательного учреждения не может быть избран председателем совета общеобразовательного учреждения.

76. В состав совета общеобразовательного учреждения входит представитель (доверенное лицо) учредителя общеобразовательного учреждения.

77. Количественный состав совета общеобразовательного учреждения определяется в уставе соответствующего общеобразовательного учреждения и не может быть меньше 11 и больше 21 человека.
Количество членов совета общеобразовательного учреждения, избираемых из числа родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников), не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов совета.
Количество членов совета общеобразовательного учреждения из числа работников общеобразовательного учреждения не может превышать одной четверти общего числа членов совета. При этом не менее двух третей членов совета общеобразовательного учреждения, представляющих его работников, должно быть избрано из числа педагогических работников данного общеобразовательного учреждения.

78. Совет общеобразовательного учреждения считается созданным и приступает к осуществлению своих полномочий со дня утверждения учредителем персонального состава совета.
Персональный состав совета общеобразовательного учреждения утверждается приказом или иным правовым актом учредителя общеобразовательного учреждения не позднее чем в двухнедельный срок со дня передачи учредителю списка избранных членов совета с приложением копий протоколов соответствующих собраний (конференций). Персональный состав совета общеобразовательного учреждения может быть отклонен учредителем полностью или частично только в случае нарушения процедуры выборов.
Изменения в составе совета общеобразовательного учреждения утверждаются учредителем в порядке, изложенном в части второй настоящего пункта. Полномочия члена совета общеобразовательного учреждения возникают (прекращаются) со дня издания учредителем соответствующего приказа или иного правового акта.

79. Приступивший к осуществлению своих полномочий совет общеобразовательного учреждения вправе кооптировать в свой состав членов из числа лиц, перечисленных в части третьей пункта 70 настоящего Типового положения.
Кандидатуры для кооптации, представленные учредителем, рассматриваются советом общеобразовательного учреждения в первоочередном порядке.

80. Члены совета общеобразовательного учреждения работают на общественных началах.
Общеобразовательное учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам своего совета за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе совета общеобразовательного учреждения (транспортные, командировочные и другие расходы) и выплаты премий.
Премирование членов совета общеобразовательного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.
Компенсация расходов и выплата премий членам совета общеобразовательного учреждения может производиться исключительно из средств, полученных общеобразовательным учреждением за счет уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников.
В целях обеспечения эффективности деятельности совета общеобразовательного учреждения штатным расписанием общеобразовательного учреждения может быть предусмотрена должность исполнительного секретаря совета. Оплата работы исполнительного секретаря совета общеобразовательного учреждения производиться исключительно из средств, полученных общеобразовательным учреждением за счет уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников.

81. Совет общеобразовательного учреждения:
а) принимает устав общеобразовательного учреждения, изменения и дополнения к нему и направляет их для утверждения учредителю общеобразовательного учреждения;
б) принимает решение об исключении обучающегося из общеобразовательного учреждения;
в) согласовывает компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования (по представлению руководителя общеобразовательного учреждения после одобрения педагогическим советом общеобразовательного учреждения);
г) утверждает программу (план) развития общеобразовательного учреждения (по представлению руководителя образовательного учреждения);
д) устанавливает режим работы общеобразовательного учреждения, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и педагогических работников и источники финансирования затрат на ее приобретение;
е) утверждает по согласованию с органами местного самоуправления годовой календарный учебный график;
ж) содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;
з) дает согласие на сдачу в аренду общеобразовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности;
и) рассматривает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения смету бюджетного финансирования и согласовывает смету расходования средств, полученных образовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников;
к) представляет учредителю для назначения на должность руководителя общеобразовательного учреждения кандидата, избранного по конкурсу;
л) ходатайствует перед учредителем общеобразовательного учреждения о расторжении трудового договора с руководителем общеобразовательного учреждения
м) заслушивает отчет руководителя общеобразовательного учреждения по итогам учебного и финансового года;
н) рассматривает и (или) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции уставом общеобразовательного учреждения.

82. Представители совета общеобразовательного учреждения (из числа членов, не являющихся работниками данного учреждения) вправе принимать участие в работе комиссий по лицензированию и аттестации данного общеобразовательного учреждения в качестве наблюдателей.

83. Учредитель общеобразовательного учреждения вправе распустить совет общеобразовательного учреждения в случае невыполнения советом своих обязанностей.
Совет общеобразовательного учреждения образуется в новом составе в течение трех месяцев со дня издания учредителем приказа или иного правового акта о роспуске совета.

84. Педагогический совет в составе педагогических работников общеобразовательного учреждения под председательством руководителя образовательного учреждения:
а) определяет основные направления развития образовательного процесса в общеобразовательном учреждении;
б) разрабатывает и утверждает общеобразовательные программы на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин;
в) разрабатывает и утверждает учебные планы в соответствии с примерным (базисным) учебным планом;
г) осуществляет выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
д) определяет компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования;
е) принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс, условном переводе в следующий класс, а также (по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося) о его оставлении на повторное обучение в том же классе, переводе в классы компенсирующего обучения или продолжении обучения в форме семейного образования;
ж) принимает решение о награждении выпускников общеобразовательного учреждения золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении» и похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
з) рассматривает и (или) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции уставом общеобразовательного учреждения.

85. Непосредственное руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель (директор).
Руководитель общеобразовательного учреждения назначается учредителем в результате избрания по конкурсу. Процедура проведения конкурса определяется уставом общеобразовательного учреждения. Учредитель вправе отклонить представленную кандидатуру только в случае нарушения процедуры проведения конкурса.

86. Руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность перед обучающимся, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.

87. Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется его уставом в части, не урегулированной Законом Российской Федерации «Об образовании» и настоящим Типовым положением».

2. Пункты 73 — 83 Типового положения об общеобразовательном учреждении считать соответственно пунктами 88 — 98.
3. Установить, что абзац первый пункта 70 в части обязательного создания совета в каждом общеобразовательном учреждении с числом обучающихся свыше пятидесяти вступает в силу с 1 января 2007 года.
4. Попечительские советы, функционирующие как органы самоуправления общеобразовательных учреждений, преобразовать в советы общеобразовательных учреждений, отнеся к их компетенции, составу и порядку формирования нормы, определенные настоящим Типовым положением.
5. Поручить Министерству образования Российской Федерации в трехмесячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения по осуществлению государственно-общественного управления в государственном (муниципальным) общеобразовательном учреждении с числом обучающихся менее пятидесяти.