Как определить налог на земельный участок

Как узнать задолженность по земельному налогу

При рассмотрении вопроса о приобретении земли необходимо оценивать все последствия вложения инвестиций, в том числе и налоговую составляющую, поскольку налоговая нагрузка в России достаточно высока. Данная статья раскрывает информацию о том, как узнать налог на землю, который необходимо будет ежегодно платить с приобретенного земельного участка.

Как определить сумму земельного налога

Расчет земельного налога осуществляется организациями самостоятельно в соответствии с порядком, предусмотренным нормами главы 31 НК РФ.

Для физических лиц ситуация упрощается тем, что налог рассчитывают налоговые инспекции, которые направляют уведомления, содержащие информацию о сумме налога к уплате. Уведомление о задолженности по земельному налогу может направляться следующим образом:

  • по почте;
  • через личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы.

За 2016 год земельный налог уплачивается до 1 декабря 2017 года. Уведомления из инспекций приходят в октябре – ноябре, но в случае, если налогоплательщику – физическому лицу не пришли уведомления для уплаты земельного налога, он обязан сообщить об этом в налоговые органы. Если налоговые органы не прислали физическому лицу уведомление за 2016 год, налогоплательщик должен сообщить об этом до конца 2017 года. Для стимулирования налогоплательщиков сообщать о неучтенных объектах налогообложения с 1 января 2017 года за неуведомление налогового органа будет взиматься штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога.

Проверить задолженность по земельному налогу можно двумя способами:

  • в личном кабинете налогоплательщика;
  • путем обращения в налоговую инспекцию лично;
  • путем направления запроса в налоговые органы.

При этом узнать налог на землю только по фамилии не представляется возможным, поскольку в налоговой инспекции необходимо предъявление документа, удостоверяющего личность, а доступ к личному кабинету осуществляется через ИНН и пароль. Логин и пароль для входа в личный кабинет налогоплательщику необходимо запросить в налоговой инспекции по месту регистрации.

Как самостоятельно проверить сумму земельного налога

Для проверки суммы земельного налога, исчисленного налоговой инспекцией, необходимо обратиться к положениям НК РФ и нормативным правовым актам представительных органов муниципального образования, в котором находится земельный участок. К примеру, если земельный участок располагается в г. Лыткарино Московской области, нам необходимо использовать Решение Совета депутатов г. Лыткарино МО от 01.11.2012 № 307/35 .

Сумму исчисленного налога можно определить самостоятельно или воспользовавшись налоговым калькулятором на сайте Федеральной налоговой службы.

Самостоятельный расчет земельного налога

Если земельный участок полностью расположен в одном муниципальном образовании, то можно воспользоваться следующей формулой для определения суммы земельного налога:

СЗН = (КС – НОБ) * Доля * Ставка,

СЗН – сумма земельного налога, которую необходимо заплатить налогоплательщику за год;

КС – кадастровая стоимость участка. Устанавливается на 1 января года, за который рассчитывается налог;

НОБ – сумма, на которую уменьшается кадастровая стоимость, в случае если лицо имеет право на получение льготы;

Доля — доля в праве собственности на земельный участок, в случае если налогоплательщик владеет частью земельного участка или если для разных частей земельного участка применяются различные налоговые ставки;

Ставка – ставка земельного налога, применяемая в отношении земельного участка.

Как исчислить налог с земельных участков в Крыму

Работа по проведению кадастровой оценки земли в России начата уже давно, в то время как Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации только в начале 2014 года. Учитывая, что процесс проведения кадастровой оценки занимает большое количество времени, НК РФ предусматривает, что до утверждения результатов кадастровой оценки земельных участков в рассматриваемых субъектах Российской Федерации земельный налог будет рассчитываться исходя из так называемой нормативной цены земли. Данный показатель устанавливается ежегодно органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополя.

При расчете земельного налога с участков, расположенных в рассматриваемых субъектах Российской Федерации, необходимо использовать следующую формулу:

СЗН – сумма земельного налога, которую необходимо заплатить налогоплательщику за год;

НЦ – нормативная цена земли, которая установлена Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 (для земельных участков, расположенных в Крыму) или Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 (для земельных участков, расположенных в Севастополе);

П – площадь участка, в отношении которого осуществляется расчет;

Кф – коэффициент, который применяется для земельных участков, расположенных на территории Севастополя, в зависимости от вида разрешенного использования (Приложение № 4 к Постановлению Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515). Указанный показатель не применяется к земле в Республике Крым, поскольку для данного региона он уже включен в установленную нормативную цену земли.

Земельный налог

Расчет земельного налога.

Калькулятор рассчитывает земельный налог по кадастровой стоимости участка земли и ставке земельного налога.
Кадастровую стоимость участка земли можно найти на портале Росреестра, очень удобно.
Ставка земельного налога определяется муниципальным образованием, на территории которого находится земельный участок, обычно это 0.3%.
Под калькулятором для справки приведены статьи из налогового кодекса, там можно посмотреть подробнее.

Земельный налог

Кадастровая стоимость земельного участка

Ставка земельного налога, установленного на территории муниципального образования

Уменьшение налоговой базы для льготных категорий налогоплательщиков

НК РФ, Часть вторая, Раздел X: Местные налоги, Глава 31. Земельный налог

Статья 390. Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

  • Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
  • Статья 391. Порядок определения налоговой базы

    1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

    Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

    Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

  • Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
  • Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

  • Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
  • 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

    2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

    3) инвалидов с детства;

    4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

    5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

    Читайте так же:  Заявление о смене генерального директора в налоговую 2019

    6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

    7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

    1. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

    Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    1. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

    Статья 394. Налоговая ставка

    1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

    1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

    отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

    занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

    приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

    ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

    2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

  • В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
  • Как узнать земельный налог по кадастровому номеру?

    Проверка задолженности по земельному налогу по кадастровому номеру. Земельный налог уплачивают все собственники земли, вне зависимости от того, используется ли она. Налоговая обязанность возникает после государственной регистрации права на участок. Как узнать размер налога? Понадобится ли кадастровый номер для проверки задолженности?

    Как узнать земельный налог по кадастровому номеру

    Земельный налог относится к категории местных налогов, устанавливаемых на территории муниципальных образований страны. Налог в большей мере регламентируется положениями Налогового Кодекса РФ, главой 31. Кроме этого, отдельные положения закреплены в Земельном Кодексе и документах, утверждённых местными органами самоуправления.

    Налоговые сборы уплачивают все юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели независимо от того, используется ли земельный участок, а также принадлежит участок одному собственнику или в доле с другими. Данный порядок предусматривается на федеральном уровне.

    Когда может потребоваться самостоятельная проверка налога

    Размер рассматриваемого налога напрямую зависит от кадастровой стоимости объекта, она является налоговой базой. При расчете итоговой суммы взноса валидным будет показатель стоимости на 1 января года, текущего налогового периода.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Целесообразным будет узнать размер задолженности или недоимки даже в том случае, если земельный налог уже перечислен. Причиной возникновения нежелательных проблем с налоговиками могут быть:

    • сбой или ошибка при перечислении суммы из банка на счет налоговой службы;
    • осуществление мошеннических действий третьими лицами;
    • неполучение квитанции из налоговой инспекции.

    Физические лица не обязаны самостоятельно исчислять налог: квитанцию на уплату с обозначенной суммой сбора и реквизитами рассылает налоговая инспекция по месту жительства налогоплательщика.

    Если, в силу каких-то причин, платежный документ от инспекции не был получен, у налогоплательщика возникает необходимость уточнения суммы к уплате, а если платеж уже просрочен, то показателя величины задолженности.

    Отсутствие квитанции – не основание для освобождения от налоговой обязанности. Несвоевременная уплата грозит начислением штрафа и пеней за каждый день просрочки, и более того, принудительным взысканием при помощи приставов-исполнителей.

    В таком случае важно вовремя принять меры для того, чтобы не оказаться в числе злостных неплательщиков.

    Кадастровый номер как идентификатор земли

    Все объекты недвижимости, сведения о которых есть в государственном реестре прав, имеют индивидуальный кадастровый номер. Он выдается кадастровой службой единожды и со временем не изменяется.

    Это специальный идентификационный код надела, который является обязательной составляющей для осуществления покупки, продажи, отчуждения и др.

    Он выглядит следующим образом:

    • aa — кадастровый округ по местонахождению объекта (регион РФ);
    • bb — показатель кадастрового района в регионе;
    • ccccccc — код квартала;
    • kk — сам номер объекта.

    Наличие номера означает, что участок, которому он присвоен, существует и имеет уникальные отличия от других объектов. В случае его отсутствия:

    • участок не может считаться недвижимым имуществом;
    • на него может претендовать более чем 1 субъект, а значит может быть оформлено несколько актов собственности;
      операции покупки и продажи невозможны;
    • участок нельзя предоставить в пользования на условиях аренды.

    Узнать кадастровый номер можно:

    • методом поиска на карте Росреестра в режиме онлайн;
    • через платный запрос на этом же сайте;
    • в земельных документах: в кадастровом паспорте и правоустанавливающем документе;
    • узнать в кадастровой палате;
    • заказать выписку из ЕГРП и получить не только номер, но и остальные данные.

    Публичная кадастровая карта

    Она позволяет на карте РФ находить любой объект недвижимости, информация о котором есть в Государственном кадастре недвижимости.

    Для того, чтобы получить к ней доступ, достаточно перейти по ссылке http://pkk5.rosreestr.ru.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Также можно перейти на страницу карты из главной страницы портала Росреестра через кнопку «Сервисы». Доступ к карте бесплатный и круглосуточный.

    Найдите свой участок, пользуясь левой кнопкой мыши для того, чтобы перемещаться по карте, а колесиком для уменьшения и увеличения масштаба. Если у вас есть координаты местонахождения надела, введите их в строку поиска.

    Кликните левой кнопкой по найденному участку. Всплывающее окно предоставит всю доступную информацию, включая номер.

    Кроме этих сведений, по публичной карте можно узнать адрес земельного участка, площадь и кадастровую стоимость, а также целевое назначение и сведение о форме собственности.

    Проверка налоговой задолженности на сайте ФНС

    Для этого необходимо зайти на официальный сайт ФНС по ссылке https://www.nalog.ru.

    На главной странице выберите «Все сервисы». Далее вы перейдете на страницу «Электронные сервисы». Найдите «Калькулятор земельного и имущественного налога». Опция доступна для физических лиц.

    После того, как вы выберете вид налога «Земельный», укажите календарный год (налоговый период).

    Затем вам необходимо будет ввести кадастровый номер, после чего вы увидите площадь участка и кадастровую стоимость по данным Росреестра.

    Укажите свою долю в праве собственности и период владения в месяцах. Далее внесите данные о налоговом вычете в рублях и процентную налоговую ставку, применяемую в регионе, а также сведения о льготах, предоставленных собственнику.

    После этого вы получите итоговую сумму земельного налога за указанный налоговый период.

    Земельный налог: понятие, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты

    ставки в Нижнем Новгороде

    Льготы по налогу:

    льготы в Нижнем Новгороде

    Льготы по налогам пенсионерам — порядок предоставления и образец заявления

    Как уплатить налоги через интернет

    Земельный налог — понятие и элементы налога

    Понятие земельного налога

    Земельный налог — это обязательный безвозмездный платеж, который обязаны уплачивать лица — владельцы земельных участков.

    Земельный налог является местным — это означает, что он начисляется и уплачивается на основании нормативных актов органов местного самоуправления о земельном налоге.

    Читайте так же:  Бухгалтерский учет пособия при рождении ребенка

    Местные органы представительной власти (органы законодательной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют:

    ставки налога в пределах, опрделенных ст. 394 НК;

    могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования.

    Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются Налоговым кодексом РФ и не могут изменяться местными органами власти (пункт 4 статьи 12 НК).

    Узнать о ставках и льготах по земельному налогу можно на официальном сайте ФНС.

    Объект налогообложения земельным налогом

    Объектом налогообложения по правилам пункта 1 статьи 389 НК являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

    Объект налогообложения земельным налогом — факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками.

    Пункт 2 статьи 389 НК предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ).

    Налоговая база в соответствии со статьи 390 НК определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ.

    С 2017 года налог в отношении земельных участков, принадлежащих физлицам, может начисляться с повышающим коэффициентом в следующих случаях:

    на земельные участки, приобретенные физическими лицами в собственность для индивидуального жилищного строительства, земельный налог будет начисляться с коэффициентом 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;

  • на земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами для иных видов жилищного строительства, исчисление налога будет производиться с коэффициентом 2 в течение трех лет, начиная с момента государственной регистрации прав на данные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  • Плательщики земельного налога

    На основании статьи 388 НК плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

    ФНС России на своем официальном сайте напоминает о том, что начиная с 2016 года налогоплательщики-ИП, которые используют земельный участок для предпринимательской деятельности, не обязаны определять сумму налога. Не должны они также и подавать декларацию по этому налогу. ИП обязаны уплатить земельный налог за 2015 год по тем же правилам, что и обычные граждане – после получения налогового уведомления. Оно должно прийти не позднее середины октября (их рассылка началась в апреле). А перечислить сумму налога за прошлый год нужно до 1 декабря 2016 года (п. 1 ст. 397 НК РФ).

    Налоговый период и сроки уплаты земельного налога

    Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период (ст. 393 НК).

    До 2015 года пока не пришло единое уведомление об уплате налога обязанности уплатить налог на имущество, транспортный и земельный налог не возникало. С 2015 года (если уведомление не пришло) налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства (для транспортного налога) и по месту нахождения (для недвижимого имущества) о наличии у него таких объектов в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    С 1 января 2015 года срок уплаты земельного налога изменится: данный налог подлежит уплате на основании налогового уведомления не позднее 1 октября, следующего за тем годом, за который он исчислен.

    С 01.01.2016 — срок уплаты еще раз изменен — сдвинут до 1 декабря (Закон от 23.11.2015 № 320-ФЗ изменений, действующих с 01.01.2016).

    Ставки земельного налога (статья 394 НК)

    (по состоянию на 01.01.2019)

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и согласно статье 394 НК не могут превышать:

    0,3 % (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ) в отношении земельных участков:

    отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

    занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

    приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

    ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

    1,5 % в отношении прочих земельных участков (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ).

    Льготы по земельному налогу

    С 01.01.2018 (действует с 01.01.2017) для пенсионеров установлены:

    льгота по земельному налогу путем изменения статьи 391 НК;

    порядок применения этой льготы, согласно которому:

    Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу (форма уведомления утв. Приказом ФНС России от 26.03.2018 № ММВ-7-21/[email protected]). Оно предоставляется в налоговый орган до 1 июля.

    Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 июля 2018 года представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

    При непредставлении уведомления о выбранном земельном участке налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета за налоговый период 2017 года, налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    Письмом от 17.01.2018 № БС-4-21/[email protected] «Об основаниях применения налогового вычета по земельному налогу» ФНС России разъяснила следующее:

    налогоплательщик вправе, но не обязан направить в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке для получения налогового вычета по земельному налогу;

    при исчислении земельного налога налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 6 соток площади земельного участка применяется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика, имеющего право на налоговую льготу;

    уведомление направляется в налоговый орган только по волеизъявлению налогоплательщика;

    при отсутствии уведомления налоговый вычет будет предоставлен в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой земельного налога;

    не требуется дополнительно представлять заявление о предоставлении налоговой льготы, если у налогового органа имеются соответствующие сведения (если, например, ранее применялись налоговые льготы по земельному налогу).

    Статья 395 НК устанавливает на федеральном уровне перечень лготных категорий налогоплательщиков. Соглалслно этой статье освобождаются от налогообложения:

    Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

    Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

    Религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

    Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

    учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

    Организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

    Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

    Читайте так же:  Документы подтверждающие собственность движимого имущества

    Организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

    Организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

    Судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

    Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ статья 396 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 3, согласно которому с 01.01.2018 подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу по земельному налогу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 НК.

    Статья 391. Порядок определения налоговой базы

    (по состоянию на 01.01.2019)

    Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

    В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

    Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

    1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

    В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

    В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

    Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

    Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

    Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:
    (пункт 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

    1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

    2) инвалидов I и II групп инвалидности;

    3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

    4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

    5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

    6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

    7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

    8) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
    (подпункт 8 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017)

    9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
    (пункт 9 введен Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ)

    Комментарий к пп. 9 п. 5

    Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
    (с 1 января 2018 года Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ пункт 6 признается утратившим силу).

    6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет), производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

    Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

    Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

    При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    (пункт 6.1 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017)

    В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.
    (пункт 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

    До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

    Статья написана и размещена 31 августа 2013 года. Дополнена — 05.09.2015, 24.11.2015, 22.07.2016, 16.02.2017, 03.10.2017, 21.12.2017, 17.01.2018, 29.05.2018

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.