Как оформить работу по математике

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа- детский сад №35» города


Единые требования к оформлению письменных работ обучающихся

к оформлению письменных работ обучающихся

первой ступени начального общего образования

МОУ начальная школа – детский сад №35

1.1. На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому настоящие требования разработаны на основе утративших силу методических рекомендаций по оформлению письменных работ учащихся начальной школы, изложенных в приказах и информационно-методических письмах Министерства просвещения РСФСР разных периодов.

1.2. Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

· являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;

· воспитывают уважение у обучающихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;

· формируют навык самоконтроля;

· организуют обучающихся для более внимательного выполнения работы.

2. Количество и назначение ученических тетрадей.

2.1 . Для выполнения всех видов работ (обучающих и контрольных) необходимо иметь:

· по русскому языку – 2 рабочих и 1 тетрадь для контрольных работ. Дополнительно допускается использование тетрадей на печатной основе, входящих в УМК. На период обучения грамоте помимо прописей допускается наличие 1-2 рабочих тетрадей.

· по математике – 2 рабочих и 1 тетрадь для контрольных работ. Дополнительно допускается использование тетрадей на печатной основе, входящих в УМК. На период обучения грамоте – прописи, либо 2 рабочие тетради.

· по Окружающему миру допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК.

· По иностранному языку и другим учебным предметам количество тетрадей определяется в соответствии с программными требованиями.

2.2. Тетради для учащихся 1-х классов подписывает учитель, для 2-4-х классов подписывают сами обучающиеся.

2.3. Контрольные и рабочие тетради по всем предметам должны быть в прозрачных обложках, которые меняются по мере изношенности. Надписи на обложке тетради необходимо оформлять в единой форме по следующему образцу:

для работ по математике (по русскому языку)

ученика (цы) 3-го класса «А»

МОУ начальная школа – детский сад №35 г. Обнинска

3. Оформление письменных работ по математике и русскому языку.

3.1. Все записи в рабочих и контрольных тетрадях ученик делает шариковой ручкой с синей или фиолетовой пастой. Для выполнения других операций в тетрадях (выделение или подчеркивание) ученик может использовать только простой карандаш. При проверке домашних, классных или контрольных работ учитель использует пасту красного цвета.

3.2. Все записи в тетрадях (как учеником, так и учителем) следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

3.3. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Эта работа должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания.

3.4. Учитель обязан давать образец каллиграфически правильного написания элементов букв, цифр, слогов, буквосочетаний, которые требуют корректировки, а при проверке выполнения упражнений в чистописании при необходимости исправлять неверно прописанные учеником буквы, цифры и соединения.

3.5. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и русскому языку. В ходе проверки работ обучающихся 3-4 классов учитель только зачеркивает неправильный ответ или ошибку или подчеркивает это место и дает возможность ученику самому в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

3.6. При оформлении письменных работ по русскому языку следует выполнять следующие правила:

· После каждой предыдущей работы следует отступать две строки (писать на третьей).

· При оформлении красной строки отступ вправо не менее 2-х см (2 пальца).

· Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе.

· В ходе всей работы не пропускать ни одной строки. На новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

· Слева, при оформлении каждой строки, отступить по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

· Справа строку дописывать до конца, при этом с самого начала первого класса учить нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

· Запись даты написания работы ведется по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведет учитель (например: 1 декабря). В четвертом классе в записи даты имена числительные писать прописью.

· Запись названия работы проводится полностью на строке по центру и оформляется как предложение (например: классная работа, самостоятельная работа, работа над ошибками и т.д.)

· Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная запись: 1 вариант)

· Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать по центру рабочей строки (Упр. 14.)

· Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке.

· Выделение орфограмм и выполнение всех необходимых операций в тетради следует так же делать простым карандашом, что дает возможность обучающимся своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, а также формирует навык самоконтроля и самопроверки.

· Текст каждого нового вида работы начинать с «красной» строки.

3.7. При оформлении письменных работ по математике следует выполнять следующие правила:

· Между предыдущей и следующей работой необходимо отступать 4 клетки (на пятой начинать записывать дату или вид следующей работы).

· В ходе выполнения классной, домашней, контрольной или самостоятельной работы между видами работ отступать 2 клетки, на третьей писать.

· Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой.

· Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать посередине следующей строки (напр.: № 12, или Задача № 23)

· Дату писать посередине, так же, как в тетради по русскому языку.

· Начиная с 1-го класса с внешней стороны страницы тетради отводить поля шириной в 4 клетки хорошо заточенным простым карандашом по линейке.

· При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.

· При помощи циркуля и простого карандаша выполняются все необходимые математические операции: построение геометрических фигур, выделение разрядов и классов в многозначных числах, подбор цифр частного и т.д.

4. Проверка и оценка письменных работ обучающихся.

4.1. В начальной школе надлежит проверять ежедневно и в обязательном порядке каждую работу учащихся.

4.2. Работа над ошибками проводится ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ, проверяется и оценивается учителем.

4.3. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ выдаются на дом в целях ознакомления родителей с результатами.

4.4. Проверка и оценка письменных работ обучающихся осуществляется чернилами красного цвета в соответствии с нормами оценки, предусмотренными Положением, принятым Педагогическим советом МОУ начальная школа – детский сад №35 «___» _______ 2012 г. (протокол № ___).

Положение о ведении тетрадей учащимися

Настоящее положение разработано в целях упорядочения ведения и соблюдения единого орфографического режима в школе и распространяется на обучающихся 1–11-х классов, обучающихся по очной и индивидуальной формам обучения.

Требования к ведению тетрадей.

I. Общие положения.

  1. Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным, разборчивым почерком.
  2. Соблюдать поля с внешней стороны (4 клеточки отчеркиваются простым карандашом).
  3. Обозначать номер упражнения и задачи; указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
  4. Соблюдать красную строку.
  5. Обучающиеся 1-11 классов пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.
  6. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
  7. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву, знак, слово, словосочетание или предложение зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
  8. Для обучающихся 1-11 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.
  9. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике и другим предметам — 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
  10. Тетради обучающихся обязательно должны быть обернуты.
  11. Тетради по русскому языку (в линейку) и математике (в клетку) должны быть не толще 18 листов.
  12. Пользоваться “штрихом” запрещается.
  13. Начиная с 4-го класса дата в тетрадях по математике, физике, химии, географии, биологии, истории пишется арабскими цифрами на полях:

Например: 21.12.03. (без буквы “г”).

Количество и назначение ученических тетрадей

II. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.

Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, математике и т.д.), класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика. Надписи на тетрадях следует делать по следующему образцу:

для творческих работ
по русскому языку
ученика(цы) 2а класса
средней школы №6
Иванова Сергея.

Образец подписи рабочей тетради по английскому языку в 5-11 классах следует оформлять по следующему образцу:

English 5а form
Sedova Elena.

Словарь по английскому языку в 5-11 классах следует оформлять по следующему образцу:

Dictionary
English 5а form
Sedova Elena.

Образец подписи тетради по английскому языку для контрольных и проверочных работ:

For tests
English 5а form
Sedova Elena.

Тетради для обучающихся первого класса подписываются только учителем, а тетради обучающихся 2-11 классов подписываются самими обучающимися.

III. Оформление письменных работ по русскому языку.

  1. После каждой классной (домашней) работы в 1-11 классах следует отступать две строчки (пишем на третьей).
  2. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 1,5 см (на 1-2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов с 1-го класса.
  3. В ходе работы не пропускать ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
  4. Справа дописывать до конца строки, при этом с 1-го класса учить нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
  5. Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или обучающимися в виде числа и начальной буквы названия месяца.
  6. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 3-го класса записывается число и полное название месяца.
  7. Например: 1 декабря.
  8. Начиная с 3-го класса II полугодия в тетрадях по русскому языку число записывается прописью:
    Например: Первое декабря.
  9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
    Например:

Классная работа.
Диктант.
Сочинение.
Изложение.
Работа над ошибками.

  • При выполнении домашнего задания после пропущенных двух строк пишется:
    Домашняя работа. (дата не пишется)
  • Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях по учебнику необходимо обязательно указывать.
    Например: Упражнение 56.
  • Все подчеркивания, условные обозначения, чертежи, таблицы выполнять аккуратно остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы простым карандашом. Выделение орфограмм следует выполнять простым карандашом или пастой зелёного цвета.
  • В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся.
  • В сточку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы. Названия падежей обозначаются с большой буквы (И.п.).
  • Спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (I).
  • Род имён существительных обозначается маленькими буквами (м.р.).
  • Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, часть слова, предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией; не заключать неверное написание в скобки.
  • Для обучения письму в первом классе и во втором классе введена тетрадь, разлинованная в две линейке. Для обучающихся, начиная с третьего класса и по 11 класс введена тетрадь по русскому языку, разлинованная в одну линейку.
  • Система работы по формированию навыка правильного соединения букв должна проводиться дифференцированно на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
  • Упражнение по чистописанию выполняются обучающимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2-4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, слоги и буквы, которые требуют корректировки. Объем работы — две строки в 1 классе во втором полугодии, 2-3 строки — во 2 классе, 3-4 строки — в 3-4 классах.
  • В ходе проверки учителем прописанных обучающимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить образцы их написания на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Также учителю необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.
  • Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по русскому языку.
  • Читайте так же:  Акция в эльдорадо возврат ндс

    IV. Оформление письменных работ по математике, физике, химии, географии.

    1. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки (на 5-й клетке писать следующую работу).
    2. Между видами работ отступать 2 клетки (на 3 клетке писать).
    3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой.
    4. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать посередине строки.
    5. В тетрадях по математике во 2-3 классах обозначается время выполнения работы посередине строки: число записывается арабской цифрой, название месяца — прописью.
      Например: 1 декабря.
      А через клеточку — вид работы.
      Например: Классная работа.
    6. В тетрадях по математике в 4-11 классах дата пишется на полях цифрами.
      Например: 23.12.03. (без буквы “г”)
    7. Слово “Задача” во 2-4 классах не пишется. Номер задания писать во 2-11 классах посередине.
      Например: № 15.
    8. При выполнении домашней работы во 2-11 классах в тетрадях пишется: Домашняя работа.
    9. Во 2-11 классах в тетрадях для контрольных работ пишется дата на полях и в этой же строке посередине пишется: Контрольная работа № 3. 15.10.11.
      I – вариант.
    10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную цифру, число или знак зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
    11. Подчеркивания, условные обозначения, графики, чертежи, таблицы выполнять аккуратно простым карандашом, а в случае необходимости — с применением линейки или циркуля.
    12. В тетрадях для практических и контрольных работ по физике, химии, географии, биологии указывается номер работы.
      Например:
      Контрольная работа №1.
      Практическая работа №1.

    V. Оформление письменных работ по другим предметам.

    1. Письменные работы по другим предметам ведут учащиеся, согласно общим положениям о ведении тетрадей. Однако, при оформлении письменных работ по английскому языку имеются свои особенности:
    2. Записи в тетрадях по английскому языку в 5-11 классах вести в клетку.
    3. Словарь ведется в общей тетради с указанием темы.
    4. В тетрадях для контрольных и проверочных работ обязательно проводится работа над ошибками:
      Mistakus work.
    5. Ошибка при переводе текста подчеркивается, а на полях отмечается “р” (речевая ошибка).
    6. Ошибки в русском тексте исправлять следующим образом: неверно прописную букву или пунктуационный знак зачеркнуть ручкой косой линией, часть слова, предложения зачеркнуть только горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверное написание в скобки.

    VI. Порядок проверки письменных работ учителем.

    Тетради обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы проверяются:

    по русскому языку в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах — ежедневно;

    • со II полугодия в 6 классах и 7 классах — 2 раза в неделю;
    • в 8 классах — 1 раз в неделю;
    • в 9-11 классах — по мере необходимости;

    по математике в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах — ежедневно;

    • со II полугодия в 6 классах и в 7-9 классах — выборочно, но не реже 1 раза в 2 недели;
    • в 10-11 классах — по мере необходимости;

    по физике — общее количество проверок — 1 раз в 2 недели.

    Проверочные работы, выполненные в рабочих тетрадях, подлежат обязательной проверке.

    У слабоуспевающих учащихся и учащихся, находящихся на индивидуальном обучении тетради проверяются регулярно.

    Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:

    • во 2-11 классах контрольные диктанты проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
    • изложения и сочинения во 2-4 классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через два дня; в 5-8 классах на проверку отводится неделя; в 9-11 классах — отводится 10 дней;
    • во 2-6 классах контрольные работы по математике проверяются и оценки выставляются обучающимся к следующему уроку; в 7-11 классах — проверяются в течение недели.

    Контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии, биологии, географии проверяются к следующему уроку, но не дольше одной недели.

    У учащихся 2-11 классов, находящихся на индивидуальном обучении контрольные диктанты, изложения и сочинения; контрольные работы по математике; контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии, биологии, географии проверяются и оценки выставляются к следующему уроку.

    Во 2-11 классах после контрольного диктанта, сочинения, изложения обязательно выполняется работа над ошибками (дата не указывается). Пишется тема урока посередине:

    Работа над ошибками.

    Во 2-11 классах с учащимися, находящимся на индивидуальном обучении после контрольного диктанта, сочинения, изложения работа над ошибками проводится по мере необходимости.

    Во 2-11 классах при проверке контрольных работ по русскому языку ошибки классифицируются и выносятся на поля: / — орфографическая ошибка

    V — пунктуационная ошибка

    Во 2-4 классах обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. В ходе проверки работ обучающихся рекомендуется зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность обучающимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму, хорошо изученную на данном этапе обучения.

    При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку:

    — в 5-8 классах орфографическая ошибка зачеркивается косой линией; на полях выставляется знак “ /” (орфографическая ошибка);

    — в 9-11 классах учитель подчеркивает ошибочное написание.

    При пунктуационной ошибке неверно поставленный знак зачеркивается, а при отсутствии знака подчеркивается пробел, где знак должен быть. На полях выставляется знак “V” (пунктуационная ошибка).

    При проверке сочинений и изложений выставляется две оценки: за содержание и грамотность. Первая отметка — за содержание — включает в себя оценивание за логическое построение, стиль, фактический материал, речевое оформление. Вторая оценка за грамотность. При ее выставлении учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 5/4.

    После контрольной работы в 5-11 классах по мере необходимости проводится работа над ошибками. В этом случае в тетради указывается и пишут в этой же строке:

    Работа над ошибками.

    В зависимости от цели проверки работ по всем предметам учитель может исправить ошибки, подчеркнуть или вынести на поля.

    Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

    К нам в рубрику приходят вопросы о том, как оформлять ученические тетради и классный журнал. Мы даем рекомендации по это теме, опираясь на последние документы, опубликованные Министерством образования.

    I. Вводная часть

    Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.

    Читайте так же:  Как оформить ребенка на деда

    На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, на наш взгляд, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы мы убрали. При составлении данных рекомендаций мы учитывали:

    а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
    б) рекомендации методистов;
    в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;
    г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;
    д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.

    По данному пункту мы также учли положительные позиции по истории данного вопроса, особенно нормативного оформления его (Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М «О порядке проверки ученических работ в 1–3-х классах общеобразовательных школ»; от 19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от 27.03.1979 г. № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов» утратили силу (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М).

    Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя.

    Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:

    а) отсутствие на местах всяких требований;
    б) отсутствие системы требований;
    в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;
    г) практическая реализация «Единых требований. », официально утративших силу;
    д) наличие разумных требований вне системы.

    Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

    а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
    б) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
    в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
    г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

    II. Количество и назначение ученических тетрадей

    Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

    В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

    Период обучения грамоте

    Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей

    В соответствии с программными требованиями

    Прописи либо рабочие тетради

    Период обучения грамоте

    Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей

    В соответствии c программными требованиями

    Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

    В соответствии c программными требованиями

    В соответствии c программными требованиями

    В соответствии c программными требованиями

    При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

    В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.

    Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.

    Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета.

    Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.

    Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом.

    Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

    III. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей

    Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком.

    Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях.

    Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся.

    Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации (см. таблицу).

    Тетрадь для работ по математике (для работ по русскому языку) учащегося 3-го класса «а» школы (прогимназии) № 1725 Центрального округа г. Москвы

    Ивановой Ольги
    Коробковой Анастасии Воронцовой Татьяны

    Павлова Дмитрия
    Кузнецова Александра
    Шакина Владимира

    Тетрадь по математике (по русскому языку)
    Тетрадь Для работ по Математике
    Для работ по Русскому языку

    Ивановой Оли
    Коробковой Насти
    Воронцовой Тани
    Оли Ивановой
    Насти Коробковой
    Тани Воронцовой
    Ольги Ивановой
    Анастасии Коробковой
    Татьяны Воронцовой

    Павлова Димы
    Кузнецова Саши
    Шакина Вовы
    Димы Павлова
    Саши Кузнецова
    Вовы Шакина
    Дмитрия Павлова
    Александра Кузнецова
    Владимира Шакина

    Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке

    Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа.
    Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя

    IV. Оформление письменных работ по математике и русскому языку

    Общие положения

    Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

    При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.

    Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

    Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.

    Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.

    Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

    При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:

    а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;
    б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;
    в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
    г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.

    Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.

    Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.

    На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то есть по 7–9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся 5-х классов таких детой 20–25%, то есть все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Тем более, как показывают исследования специалистов (директор Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, нейропсихофизиологи В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман), мальчикам «неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Именно поэтому мужчины, например, испытывают большие трудности при работе на конвейере». «Графологи давно научились отличать почерк мужчины от почерка женщины. Женский почерк обычно более “правильный”, красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. Почерк мужчины чаще более «неправильный», неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты». Поэтому необходимо это учитывать учителю и не нарушать при этом гармонию физиологических механизмов психики и их поведенческих механизмов.

    А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

    Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

    Читайте так же:  Приказ мз рб no 106

    В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).

    Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.

    Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

    Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.

    Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

    V. Оформление письменных работ по русскому языку

    После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

    При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).

    Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе.

    В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

    Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

    Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

    Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записываются число и полное название месяца.

    Например:
    1 декабря.
    15 апреля.
    4 мая.

    В 4-м классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.

    Например:
    Первое декабря.
    Пятнадцатое апреля.
    Четвертое мая.

    Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

    Например:
    Классная работа.
    Домашняя работа.
    Самостоятельная работа.
    Контрольная работа.
    Работа над ошибками.

    В 1–4-х классах в тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.

    Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись) либо на полях (краткая запись).

    Например:
    I вариант.
    I в.
    2 вариант.
    2 в.

    Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи) либо на полях (краткая форма записи).

    Например:
    Упражнение 14.
    Упр. 14.
    Упражнение 173.
    Упр. 173.

    Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Выделение орфограмм следует делать простым карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.

    Переход в 1-м классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

    При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.

    При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.

    При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.

    В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.

    Например (вид):
    Диктант.
    Изложение.
    Сочинение.
    (название) Пушок.
    В тайге.
    Ранняя весна.

    Учащимся 1–4-х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки.

    VI. Оформление письменных работ по математике

    Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).

    Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).

    Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.

    Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания по середине строки либо на полях, так как это:

    а) экономит место;
    б) позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы. Слово «задача» рекомендуем писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи (номера остальных заданий пишем на полях).

    Число можно писать традиционно посередине, а можно и на полях (например: 17.03.01 без буквы «г.»).

    Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.

    В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и пишут ее в тетрадь.

    Например:
    «Найти сумму».
    «Найти разность».
    «Найти уменьшаемое».
    «Найти вычитаемое».
    «Найти первое слагаемое».
    «Найти второе слагаемое».
    «Найти множимое».
    «Найти множитель».
    «Найти значение выражений».
    «Найти результаты выражений».
    «Сравнить величины» и т.д.

    Необходимо с самого начала 1-го класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки, проводить их простым карандашом.

    При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.

    Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).

    Роль операции с простым карандашом остается той же (см. раздел «Оформление письменных работ по русскому языку»).

    Требования к ведению классного журнала

    1. Все записи в журнале делаются ручкой одного цвета (лучше синей шариковой).

    2. Названия предметов записываются с маленькой буквы.

    3. Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью.

    4. Записи делаются четко и аккуратно (исключая карандаш, а также прочерки).

    5. На левой стороне журнала ставится дата урока, записывается название месяца. Если уроки сдвоены, то дата ставится дважды.

    6. На правой стороне записываются число и тема урока. При проведении сдвоенных уроков темы каждого урока записываются отдельно. Прочерки, обозначающие повтор, запрещены.

    7. Учитель проверяет и оценивает знания учащихся, своевременно выставляя оценки в журнале, обязательно отмечает отсутствующих на уроке буквой н.

    8. Оценки за четверть, триместр, полугодие выставляются после последнего урока (без пропуска ячеек).

    9. Итоговые оценки (четвертные, триместровые, полугодовые) должны быть объективными и обоснованными. У ученика должно быть не менее трех оценок (если недельная нагрузка по предмету – два часа) и более трех (если недельная нагрузка – три, четыре и более часов) с обязательным учетом качества знаний по письменным, лабораторным и практическим работам, тестированию. Итоговая оценка – это не среднее арифметическое из всех оценок. Она выставляется по фактическому уровню знаний учащихся на конец триместра и полугодия.

    10. Не рекомендуется спрашивать ученика, пропустившего три и более уроков, в первый день присутствия на занятии, тем более выставлять неудовлетворительную оценку.

    11. Особая отметка делается не только о теме практической или лабораторной работы, но и выставляется ее номер.

    12. В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания, страницы, номера упражнений с отражением специфики организации домашней работы (повторить, составить план, таблицу и т.д.)

    При изучении ряда учебных дисциплин домашние задания носят творческий характер (написание рефератов, докладов, составление чертежей, рисунков и т.д.).

    Тогда в графе «Домашнее задание» пишется: «Творческие задания» – и указывается его характер.

    При изучении курса «Физическая культура» в графе «Домашнее задание» можно записать: «Индивидуальные задания».

    Если учитель работает по технологии, предусматривающей обучение без домашнего задания, то можно записать: или «Без домашних заданий», или «Индивидуальные задания».

    13. При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т.д. обязательно указывается конкретная тема.

    В случае ошибки при выставлении оценки, надо зачеркнуть неправильную оценку и в соседней клетке поставить правильную. При этом внизу страницы делается следующая запись:

    Петрова К. – оценка за I полугодие – 4 (хорошо) (подпись, печать).

    Иванов П. – оценка за 5.12. – 5 (отлично) (подпись, печать).

    Ведение журнала классным руководителем

    1. Учет пропусков занятий учащимися ведется классным руководителем ежедневно, а итоговые пропуски подсчитываются сразу же по окончании четверти, семестра, триместра и т.д.

    2. Страницы «Факультативы» и «Кружки» заполняются в начале каждого семестра.

    3. Четвертные, триместровые, полугодовые оценки выставляются на страницу «Итоговые оценки» на второй день после окончания четверти, триместра, полугодия.

    4. По окончании учебного года классный руководитель против фамилии каждого ученика делает запись:

    «Решением педагогического совета № ___ от ___ (дата) переведен в ___ класс». Классный руководитель готовит журнал к итоговой четверти, триместровой, полугодовой и годовой проверке администрацией.