Экспертиза деятельности педагога-психолога

Содержание:

В соответствии с приказом о 24.03.2010 г. № 209, затем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность » за последние 6 лет проведения экспертизы профессиональной деятельности по-новому порядку в нашем зональном объединении прослеживалось только три несоответствия при проведении экспертизы педагогической деятельности педагогов-психологов, заявленным категориям. В целом складывается благополучная картина по аттестации на первую и высшую категории.

Анализируя экспертные заключения, из его трех основных критериев складываются следующие показатели работы педагога-психолога. Первая часть включает в себя продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, которая складывается из следующих показателей: определение психологической готовности к обучению; психологическое сопровождение перехода на следующую ступень; сопровождение при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ; мониторинги системы образования; психологическая коррекционно-развивающая работа; психологическое консультирование; наличие и качество психодиагностического инструментария; психологическая диагностика; психологическое просвещение и профилактика; востребованность психологических услуг участниками образовательного процесса; взаимодействие с другими специалистами. Второй критерий составляет продуктивность деятельности педагога-психолога и включает выявление и развитие способностей, обучающихся в рамках профессиональной ориентации, коррекционно-развивающей работы, консультирования обучающихся, профессиональной ориентации обучающихся, результаты участия обучающихся в олимпиадах, проектах, конкурсах; деятельность в качестве классного руководителя. Третий обобщенный критерий определяется как продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования: совершенствование методов обучения и воспитания (консультирования, коррекционно-развивающей, профилактической работы); продуктивность использования образовательных технологий; продуктивность методической деятельности (конференции, семинары, открытые занятия, публикации, проектно-исследовательская работа, участие в деятельности экспертных комиссий, руководство ГМО, участие в аттестации); награды и профессиональное развитие.

С 01 января 2017 года введен профессиональный стандарт педагога-психолога, планируется постепенная отмена квалификационных справочников. Деятельность психолога, определенная в профессиональном стандарте, направлена на реализацию комплекса психолого-педагогических мер и условий, зафиксированных в принятых государством стратегиях и концепциях:

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р;
  • Национальная стратегия действий в интересах детей 2012 – 2017 гг., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761;
  • Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р.
  • Приказ Минтруда и соцзащиты от 24.07.2015 г. № 514 н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Основополагающим документом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. По нему органы государственной власти и местного самоуправления, регулирующие получение дошкольного, начального, основного общего образования, дополнительного и профессионального образования, создают необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального, основного общего образования, предполагающие мониторинг универсальных учебных действий, развитие метапредметных компетенций, составление индивидуальных учебных планов, а также другие новые направления деятельности педагога-психолога также не отражены среди критериев и показателей работы педагога-психолога в экспертных заключениях 2014 года.

Создание целостной модели психологического обеспечения образования предполагает отслеживание следующих направлений работы:

  • повышение уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
  • повышение эффективности поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально-опасном положении), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
  • содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
  • создание условий для просвещения и консультирования родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания; развитие вариативности воспитательной системы технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка с учётом его потребностей, интересов и способностей;
  • проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.
  • формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учётом их индивидуально-психологических особенностей;
  • изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одарённости;
  • разработка индивидуальных учебных планов, анализ и выбор оптимальных педагогических технологий обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации;
  • оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;
  • разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития, обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, её аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;
  • планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
  • оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развитии, социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющиеся потерпевшими или свидетелями преступления.

Поэтому задачами экспертизы педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога предполагают следующее:

  • обеспечение согласования требований профессионального стандарта педагога-психолога при проведении экспертизы педагогической деятельности;
  • анализ соответствия критериев и показателей в содержании экспертного заключения требованиям, предъявляемым в трудовых функциях профессионального стандарта педагога-психолога;
  • разработка модели дифференциации уровней соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • разработка технологии оценки/самооценки соответствия компетенций педагога-психолога
  • учет профессиональных квалификаций специалистов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога-психолога.

В основном, направления работы педагога-психолога остались такими же, как были (психологическое просвещение, профилактика нарушений поведения, диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактическая работа).
Вместе с тем, с введением профессионального стандарта, появились направления работы, которые необходимо учесть в новых документах при проведении экспертизы профессиональной деятельности педагога-психолога, как:
— психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных образовательных программ (мониторинг личностной и метапредметной составляющей, разработка индивидуальных учебных планов, развитие универсальных учебных действий),
— психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды (проектирование образовательной среды),
— коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности (дети с ОВЗ, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или по дсудимыми и т. д.).

Проект на тему:
Экспертиза профессиональной деятельности педагога-психолога

Экспертиза профессиональной деятельности аттестуемого на высшую квалификационную категорию педагога-психолога

Предварительный просмотр:

по итогам оценки уровня квалификации педагога-психолога

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей дом детского творчества

г. Зверево Ростовской обл.

Эксперт Кутняхова Наталия Анатолиевна, ведущий специалист отдела образования муниципального образования «Город Зверево», кандидат педагогических наук , осуществила экспертизу профессиональной деятельности, педагога-психолога Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей дом детского творчества с целью оценки уровня квалификации педагога-психолога.

Педагог-психолог имеет высшее образование, окончила ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет» по специальности «Психология», квалификация – психолог, преподаватель психологии.

В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации: ОППЛ ИПК «Учреждение дополнительного профессионального образования», г. Москва, по базовой программе: «Интегративная системная психотерапия с базовым курсом клинического и эриксоновского гипноза» в объеме 580 ч., 2012 г.; ГБОУ РО ОЦППРиК семинар-тренинг «Организация деятельности председателя ПМПК» в объеме 8 ч., 2012 г.; ГБОУ РО ОЦППРиК семинар-тренинг «Организация деятельности педагога-психолога в условиях ПМПК» в объеме 8 ч., 2012 г.; ГОУ ДПО ИПК и ПРО г. Ростов-на-Дону по программе: «Педагогика и психология» в объеме 144 ч., 2009 г.; ГОУ ВПО РГМУ по программе: «Психопрофилактика и психокоррекция девиантного и наркозависимого поведения» в объеме 144 ч., 2008 г.

Общий трудовой стаж аттестуемого — 20 лет, педагогический – 9 лет, в аттестуемой должности — 9 лет.

Педагог-психолог награждена в 20… г. Благодарственным письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области за многолетний высокопрофессиональный и плодотворный труд по обучению и воспитанию молодёжи и в связи с празднованием Дня учителя.

Необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные качества педагога-психолога, такие как эмпатия, общая культура, гуманное отношение к людям, cамоорганизованность развиты высоко.

Работая в сотрудничестве с коллегами, проявляет гибкость и восприимчивость к мнению других людей. Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности. Успешно устанавливает с воспитанниками доверительные отношения, что обеспечивает высокую обращаемость к ней детей и подростков как к педагогу-психологу. В общении, как с воспитанниками, так и с их родителями, педагогами аттестуемая тактична, деликатна. Имеет широкий кругозор. Самоорганизована, может четко организовать свое рабочее пространство. Способна сохранить стрессоустойчивость, самообладание в сложных педагогических ситуациях, оказать помощь и поддержку обучающимся, родителям и педагогам.

Результаты анализа деятельности педагога позволяют оценить степень

сформированности у нее отдельных компетенций.

В области постановки целей и задач педагогической деятельности аттестуемая умеет обоснованно ставить цели и задачи собственной психолого-педагогической деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Ключевыми целевыми установками педагога-психолога выступают: создание условий для социализации несовершеннолетних, профилактика социальной дезадаптации, развитие ценностей здорового образа жизни, содействие воспитанникам в развитии одаренности. Педагог осуществляет различные виды деятельности: диагностическую, консультативную, профилактическую, просветительскую, развивающую. Цели и задачи деятельности формулируются на основе, как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Четкая постановка целей профессиональной деятельности позволяет ей выявлять воспитанников и обучающихся, расположенных к кризисным состояниям, находящихся в трудной жизненной ситуации, с признаками социальной дезадаптации или группы риска развития дезадаптации, и оказывать им различные виды психолого-педагогической помощи .

Педагог-психолог характеризуется высоким уровнем компетентности в области мотивации учебной деятельности воспитанников. Владеет навыками мотивирования, имеет необходимые знания для этого. Включает элементы практической значимости материала для всех обучающихся. Преимущественно использует положительную мотивацию (одобрение, похвала). Умеет создать ситуации успеха для обучающихся с разными способностями и уровнем развития. Учитывает интерес обучающихся к соревнованию как форме работы и использует сравнение с прошлыми личными результатами для мотивирования обучающихся.

Индивидуальные занятия, проводимые педагогом, отвечают современным требованиям. При проведении занятий педагог поощряет любознательность обучающихся, активизирует творческие возможности каждого, используя положительную мотивацию.

Кабинет педагога-психолога соответствует современным требованиям, оснащен компьютерными психодиагностическими программами. Это позволяет педагогу-психологу на высоком профессиональном уровне проводить индивидуальную и групповую психодиагностику личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы, отношений в семье.

В области обеспечения информационной основы деятельности педагог-психолог владеет и успешно применяет современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы. На высоком уровне владеет базовым компонентом деятельности педагога-психолога образовательного учреждения. Преподносит изучаемый материал логично, в удобной для усвоения форме, понятной воспитанникам с различным уровнем развития.

В своей профессиональной деятельности аттестуемый опирается на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и здоровьесбережения, а также современных информационных технологий. Проводит психологическую диагностику, используя компьютерные психодиагностические программы, которым владеет на высоком профессиональном уровне. Составляет психолого-педагогические заключения и ведёт документацию по установленной форме, используя её по назначению. Владеет мультимедийными технологиями, активно использует их в своей практической и методической работе. Педагог-психолог использует материалы мультимедийных дисков, интернет — материалы (коллекции видеофрагментов), а также фрагменты научно — популярных фильмов в превентивной работе с обучающимися.

Педагогом накоплен банк методических разработок (коллекции видеофрагментов по изучаемым темам, Интернет-материалы, обширный иллюстративный материал, разработки индивидуальных психокоррекционных занятий, занятий с презентациями), ориентированных на обучающихся с разным уровнем познавательных возможностей.

Педагог-психолог активно делится опытом работы с коллегами, разместила презентацию «Урок психологии» на всероссийском сайте http ://www Zavuch.info . На сайтах образовательных учреждений города размещает информацию о работе психолого-логопедического отдела МБОУ ДОД ДДТ, городского методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов.

В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог-психолог в профессиональной деятельности использует современные психологические, исследовательские и диагностические методики, проводит психологические тренинги для обучающихся, семинары-практикумы для педагогов, родительские собрания в соответствии с выявленными проблемами и результатами логопедического обследования. Педагог отличается высокой требовательностью к себе как к специалисту. Педагог-психолог успешно реализует рекомендованные и авторские программы, регулярно обновляет методические и дидактические материалы.

Педагог разработала программу курса психологического сопровождения выбора профессии для воспитанников «…». Занятия данной программы нацелены на формирование личного профессионального плана старшеклассника, развитие его личностной активности.

Осуществляет психологическую поддержку творчески одарённых обучающихся, воспитанников, участвует в формировании психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей. Консультирует работников образовательных учреждений по вопросам практического применения психологических методов для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей. Ежегодно участвует в проведении родительских собраний и всеобучей.

Большое внимание аттестуемый уделяет методической работе. Участвует в работе педагогических, методических советов, в подготовке и проведении родительских собраний, воспитательных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактики наркозависимости.

Читайте так же:  Список вещей которые не могут описать приставы

В 20…г. участвовала в работе областной научно-практической конференции «Компетентностный подход к формированию у подростков и молодёжи Дона гражданских и патриотических качеств»; в 20… г. – в межведомственной научно-практической конференции «Предупреждение семейного насилия и жестокого обращения с детьми», в зональном проблемно-обучающем межведомственном семинаре «Социальное здоровье школьников», в 20… г. — областных научно-практических конференциях «Психология социальной активности молодёжи – проблемы и перспективы», «Одарённый ребёнок: найти, развить и поддержать», международной научно-практической конференции «Психиатрия: быть или не быть?», фестивале «Психологическая служба Дона в образовании ΧΧΙ века». В 20… г. закончила курс дополнительного профессионального образования по программе «Интегративная системная психотерапия с базовым курсом клинического и эриксоновского гипноза», вступила в Общероссийскую Профессиональную психотерапевтическую Лигу (ППЛ).

Анализ уровня компетентности в области организации учебной деятельности показал, что педагог-психолог владеет на высоком уровне следующими умениями: создать условия для развития детей и подростков; организовать совместную профессиональную деятельность и сотрудничество с педагогами; реализовать контроль и коррекцию в процессе работы по программам дополнительного образования, индивидуальной консультативной деятельности; обеспечить оперативное и адекватное педагогическое оценивание. Аттестуемую отличают стремление к проявлению методического мастерства в своей деятельности, ответственное отношение к своим обязанностям, умение проявлять творческий подход к решению разнообразных педагогических задач.

Педагог-психолог активно делится опытом работы на муниципальном уровне: активно участвует в работе методических советов образовательных учреждений города, в 20… году организовала общегородское родительское собрание «Система межведомственного взаимодействия в решении проблемы безнадзорности, беспризорности и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних».

На основании изложенного считаю, что уровень квалификации педагога-психолога Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей дом детского творчества г. Зверево Ростовской обл., соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории (значение показателя уровня квалификации 4.73).

Экспертиза деятельности педагога-психолога

English

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ!

В связи с вступлением в силу 1 января 2017 года Профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н и подписанием 4 апреля 2017 года Отраслевого регионального соглашения, регулирующего социально-трудовые отношения в системе образования в Московской области на 2017-2019 годы, в процедуру экспертизы педагогической деятельности и в экспертные заключения на педагогов-психологов ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ.

  • ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕДУРЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАСКАЧАТЬ
  • СОДЕРЖАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАСКАЧАТЬ

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!

На февральскую аттестационную комиссию (2 февраля 2018 г.) будут приниматься как старые, так и обновленные формы экспертных заключений и приложений.

На мартовскую (2 марта 2018 г.) и последующие аттестационные комиссии будут приниматься только обновленные формы экспертных заключений и приложений.

Подробные разъяснения об изменениях в экспертных заключениях и процедуре экспертизы педагогической деятельности педагога-психолога будут даны на обучающем семинаре «АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА» в январе месяце.

Содержание деятельности педагога-психолога

1 Департамент образования Ярославской области ГУ ЯО «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» Содержание деятельности педагога-психолога Методические рекомендации Ярославль 2013

2 УДК :378(083.75) ББК 88.8 Ц(2Рос) С 54 С 54 Содержание деятельности педагога-психолога: Методические рекомендации / Под ред. И.В. Кузнецовой. Ярославль, В издании представлена развернутая характеристика основных направлений деятельности и видов работ педагога-психолога общеобразовательного учреждения на разных образовательных ступенях в соответствии с требованиями новых ФГОС. Издание адресовано руководителям и специалистам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, педагогам-психологам, преподавателям и студентам психологических факультетов вузов и др. Материалы могут быть использованы при разработке должностных обязанностей педагогов-психологов, при анализе и планировании педагогом-психологом собственной деятельности, при аттестации педагоговпсихологов, при подготовке и повышении квалификации педагогов-психологов. Рецензент академик РАО, доктор психологических наук, профессор И.В. Дубровина Авторы-составители: Н.П. Ансимова, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; О.В. Большакова, заместитель директора ГУ ЯО ЦПО и ПП «Ресурс»; И.В. Кузнецова, кандидат психологических наук, директор ГУ ЯО ЦПО и ПП «Ресурс»; Н.Г.Рукавишникова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, И.В. Серафимович, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и экономических дисциплин Ярославского филиала МЭСИ, М.Н.Хахунова, заведующий отделом ГУ ЯО ЦПО и ПП «Ресурс». ГУ ЯО «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» , Ярославль, пр-т Ленина, 13/67. Тел./факс (4852) Компьютерная вѐрстка: М.Б. Груздева. Тираж 700 экз. Департамент образования Ярославской области, 2013 ГУ ЯО «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»,

3 Содержание Введение 3 1. Содержание деятельности педагога-психолога: основные направления деятельности и виды работ 1.1. Основные направления деятельности педагога-психолога Виды работ педагога-психолога при реализации основных направлений деятельности Содержание деятельности педагога-психолога на разных ступенях общего образования Содержание деятельности педагога-психолога на ступени дошкольного образования (старший дошкольный возраст, 5-7 лет) Содержание деятельности педагога-психолога на ступени начального общего образования (младший школьный возраст, 7-11 лет) Содержание деятельности педагога-психолога на ступени основного общего образования (подростковый возраст, лет) Содержание деятельности педагога-психолога на ступени среднего общего образования (старший школьный возраст, лет) Словарь-справочник: основные термины и понятия Библиографический список Приложения Приложение 1. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 123 Приложение 2. Психологическое сопровождение одаренных детей 124 Приложение 3. Психологические особенности обучающихся на разных возрастных этапах развития 125 Приложение 4. Портрет выпускника 128 Приложение 5. Рекомендации по материально-техническому и информационно-методическому обеспечению кабинета педагога-психолога. 130 Приложение 6. Перечень нормативных и правовых документов, регулирующих деятельность по психологическому обеспечению образования и защите прав ребенка. 135 Приложение 7. Методические материалы, рекомендуемые для работы педагога-психолога системы образования Ярославской области 138 Приложение 8. Ориентировочные нормы времени на выполнение различных видов работ педагога-психолога в системе образования 141 Приложение 9. Профессиональное самоопределение психолога в образовании 142 2

4 Введение Даже если вы на верной дороге, но просто сидите на ней, вас все равно обгонят Роджерс Выделение среди ключевых ценностей современного образования ориентации на развитие личности, ее самоопределение, активную жизненную и гражданскую позицию, высокую нравственность, позитивное отношение к себе и другим задает систему требований к личностной зрелости и уровню профессионализма специалистов, способных и готовых работать в новых социально-экономических условиях. Введение образовательных стандартов нового поколения требует серьезного переосмысления деятельности психолога. Психолог, в первую очередь, рассматривается как командный игрок, который включен в процесс образования, ориентируется в новых стандартах, может, работая в команде, помогать выстраивать образовательный процесс с учетом личности учащихся. Деятельность психолога в этих условиях предполагает не только непосредственную работу с детьми и их родителями, но и осмысление психологической сути предстоящих изменений, оказание помощи педагогам при внедрении стандартов нового поколения, участие в экспертизе и проектировании образовательной среды, разработке программы, максимально способствующей достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Содержательно иной становится просветительская, диагностическая, развивающая, коррекционная и профилактическая деятельность психолога. Удерживая и развивая эти позиции, педагог-психолог современной школы должен понимать свою роль в решении актуальных задач системы образования, четко представлять себе основные направления своей деятельности, владеть соответствующим арсеналом средств и методов работы. Большое количество мифов, возникающих вокруг фигуры и деятельности психолога, трудности установления конструктивного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса связаны с достаточно высокой неопределѐнностью — неясностью содержания его деятельности. В данной разработке мы делаем попытку восполнить данный пробел, ответив на три вопроса: Что делает педагог-психолог в образовании (содержание деятельности)? С кем работает педагог-психолог (участники образовательного процесса)? Как работает педагог-психолог (виды, формы, методы работы)? Анализ российских и зарубежных материалов в области образования, обобщение практики работы по психологическому обеспечению образования позволил нам выделить несколько взаимосвязанных направлений деятельности, связанных с сопровождением обучения, воспитания, сохранения и укрепления здоровья, самоопределения обучающихся. Выделенные направления деятельности носят пролонгированный характер, они актуальны для разных ступеней образования. При этом каждое из направлений имеет свою специфику при работе с разными участниками образовательного процесса на различных ступенях общего образования. Предлагаемое третье переработанное издание включает откорректированное описание содержания деятельности и видов работ, выполняемых педагогом-психологом при взаимодействии с различными участниками образовательного процесса. В пособие включены: описание содержания деятельности психолога на разных ступенях общего образования; словарь-справочник основных терминов; рекомендации по материальнотехническому и информационно-методическому обеспечению кабинета педагога-психолога; перечень актуальных нормативных и правовых документов, определяющих и регулирующих 3

5 деятельность по психологическому обеспечению образования и защите прав ребенка; ориентировочные нормы времени на выполнение различных видов работ педагога-психолога в системе образования; перечень рекомендуемых информационных источников и другие материалы для обеспечения деятельности педагога-психолога. Предлагаемые в издании материалы могут быть полезными: — при разработке должностных обязанностей педагога-психолога ОУ; — при анализе и планировании педагогом-психологом собственной деятельности в ОУ; — при разработке базового методического обеспечения рабочего места педагогапсихолога (пакета диагностических и информационно-методических материалов, развивающих и коррекционных программ и др.); — при аттестации педагога-психолога; — при подготовке и повышении квалификации педагогов-психологов. Считаем важным напомнить, что описанное содержание деятельности педагогапсихолога задано максимально широко и не может быть включено в должностные обязанности педагога-психолога в полном объеме. Должностные обязанности педагогапсихолога конкретного образовательного учреждения (далее — ОУ) рекомендуется разрабатывать с опорой на предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога. При этом важно отметить, что в каждом конкретном случае приоритеты и объѐм видов работ, реализуемых педагогом-психологом, следует определять отдельно с учѐтом целей и актуальной ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, специфики реализуемых образовательных программ, особенностей контингента, уровня квалификации, количества специалистов службы и пр. 4

6 1. Содержание деятельности педагога-психолога: основные направления деятельности и виды работ 1.1. Основные направления деятельности педагога-психолога Как мы указывали ранее, на основе анализа материалов по ключевым задачам и современным тенденциям развития российского образования, нормативных документов, современных исследований в области педагогики и психологии, анализа сложившегося опыта работы служб практической психологии г. Ярославля и области выделено пять основных направлений деятельности педагога-психолога (см. рис. 1). 1. Психологическое сопровождение учебной деятельности. 2. Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации. 3. Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения. 4. Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников). 5. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (воспитанников). Рис. 1. Направления деятельности педагога-психолога 5

7 Деятельность психолога в образовании предполагает согласованную работу с разными участниками образовательного процесса. Основным субъектом, на сопровождение которого направлена деятельность педагога-психолога, является обучающийся (воспитанник). Другие участники образовательного процесса — родители (законные представители) 1, педагоги и администрация образовательных учреждений — являются важными субъектами взаимодействия, так как они активно участвуют в процессе психологопедагогического сопровождения обучающихся, создания эффективной психологически безопасной образовательной среды. Важнейшим моментом при работе с детьми является учет их возрастных и психологических особенностей (см. Приложение 3). Документы по модернизации системы образования, расставившие приоритеты в формировании личности ребенка с учетом существующих в практике образовательной деятельности запросов, обращают внимание на две категории детей, требующих особого внимания и специальной деятельности педагогапсихолога: это обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и одаренные дети (см. Приложения 1, 2). Работа с участниками образовательного процесса строится на принципах сотрудничества, конфиденциальности, компетентности, личной и профессиональной ответственности, этической правомочности, морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога, определенных Этическим кодексом деятельности психолога образования. Реализация данных принципов призвана обеспечить: решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие; сохранение доверия; укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, родителей и педагогической общественности. В данном разделе мы постараемся дать характеристику каждого из основных направлений деятельности психолога. Это попытка краткого ответа на вопрос: что делает психолог при взаимодействии с различными участниками образовательного процесса в рамках реализации основных направлений деятельности? Психологическое сопровождение учебной деятельности Это направление деятельности психолога подразумевает работу по созданию условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого обучающегося. Оно предполагает участие в формировании предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС; сопровождение деятельности педагогов с целью создания условий, способствующих формированию и развитию детей, учѐту индивидуальных особенностей обучающихся; оказание помощи родителям, педагогам и администрации в совершенствовании и повышении эффективности образовательного процесса. Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса. С обучающимися сопровождение учебной деятельности, помощь в достижении предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, развитии мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер. Консультирование по вопросам организации учебной деятельности, включая построение взаимоотношений в процессе учебной деятельности, оценку достигнутых результатов и корректировку учебных 1 Далее по тексту категория «родители» подразумевает категорию «родители (законные представители)» 6

8 действий. Выявление трудностей обучения, их причин и путей преодоления; оказание помощи в построении индивидуальных образовательных маршрутов и др. С родителями повышение уровня психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам закономерностей и специфики протекания учебной деятельности, учебной мотивации, особенностей формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Консультирование по выбору системы обучения, образовательного учреждения, профильного класса, развитию у детей навыков организации собственной учебной деятельности, самооценке результатов учебной деятельности, построению конструктивных взаимоотношений, навыков взаимопомощи. Сопровождение формирования ценностных оснований самоопределения во время учебной и внеучебной деятельности, профилактика «выученной беспомощности», страха перед «двойками» и др. С педагогами повышение уровня психологической компетентности по вопросам учебной и педагогической деятельности, участие в создании условий, способствующих формированию предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Консультирование по организации, выбору способов и методов построения педагогической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (мотивирование, целеполагание, оценивание, организация и др.), по возникающим у педагогов трудностям в обучении отдельных учащихся, их причинам и путям преодоления, по построению индивидуальных образовательных маршрутов и др. С администрацией помощь в планировании и проектировании образовательной деятельности с учетом специфики образовательного учреждения, выработанных целевых ориентиров и запланированных результатов, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; в определении и дифференциации запросов и потребностей родителей, выступающих в качестве заказчиков образовательных услуг. Участие и помощь в подборе эффективных технологий, создающих комфортную и развивающую атмосферу учебной деятельности, в разработке системы мониторинга образовательных результатов. Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации Это направление предполагает содействие формированию и развитию социальнозначимых качеств личности, а также социальных умений и навыков обучающихся, их способности к саморазвитию, формированию системы значимых социальных и межличностных отношений, развитию гражданских, этических, духовно-нравственных установок и ценностей, предупреждению и коррекции девиантного поведения. Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса. С обучающимися содействие формированию и развитию гражданских, этических, эстетических, духовно-нравственных установок и ценностей, качеств личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире (рефлексивной, личностно автономной, коммуникативной, с адекватной самооценкой, с навыками саморегуляции, с позитивной социальной позицией, гибко использующей различные социальные роли; профилактика, предупреждение и коррекция девиантного и делинквентного поведения. С родителями развитие и повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах социализации в семье и школе, духовнонравственного развития, ответственного поведения, принятия личностью базовых национальных духовных ценностей и традиций; готовности и способности выражать и отстаивать свою общественную позицию, профилактики неадаптивного социального (девиантного и делинквентного) поведения; консультирование по вопросам воспитания ребенка, взаимодействия с ним, развития гражданских, этических, эстетических, духовно- 7

Читайте так же:  Компенсация детям военнослужащих

9 нравственных установок и ценностей, качеств личности. Психологическое сопровождение приемных родителей на этапе подготовки, принятия решения, адаптации приемного ребенка в семье. С педагогами помощь в создании условий для личностного развития и социализации обучающихся; консультирование по вопросам определения методов и технологий воспитательной работы с учетом индивидуальных, возрастных, культурномировоззренческих особенностей обучающихся и их семей; помощь в отслеживании результатов формирования личности обучающихся и их социализации. С администрацией помощь в планировании, проектировании внутришкольной деятельности по развитию личности обучающихся и их социализации; участие в разработке программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения Это направление представляет собой деятельность по формированию готовности к переходу на новый образовательный уровень, определению сформированности компонентов готовности, совместную работу с другими участниками образовательного процесса по обеспечению оптимальных условий перехода на новый образовательный уровень. Сопровождение процесса адаптации на новом образовательном уровне подразумевает определение условий, в том числе индивидуальных особенностей обучающихся, способствующих и (или) препятствующих адаптации, работу по формированию и развитию качеств, способствующих успешной адаптации; проектирование, экспертизу и мониторинг адаптационных характеристик среды; определение «группы риска» по фактору школьной дезадаптации, профилактическую работу с этой группой. Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса. С обучающимися сопровождение формирования готовности, определение уровня сформированности компонентов готовности к переходу на новый образовательный уровень, профилактика дезадаптации на новом образовательном уровне. Проведение профилактической работы предполагает определение «группы риска» по фактору школьной дезадаптации и проведение соответствующей работы с этой группой. Работа по адаптации на новом этапе обучения предполагает проведение коррекционной работы с группой обучающихся, имеющих признаки выраженной дезадаптации с учетом их индивидуальных особенностей, способствующих и (или) препятствующих адаптации, формирование и развитие качеств, способствующих успешной адаптации. С родителями повышение уровня психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам адаптации обучающихся на разных этапах обучения, ее механизмов и закономерностей, причин дезадаптации, психолого-педагогической готовности к обучению, специфики и закономерностей учебной деятельности, приемов и способов развития познавательной сферы детей, психологической поддержки, подготовки к сдаче единого государственного экзамена и другим формам экзаменов. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления дезадаптации при переходе ребенка на новый этап обучения. С педагогами повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросам преемственности при переходе из начального в среднее и из среднего в старшие звенья обучения, возрастным особенностям обучающихся, ведущего типа деятельности, особенностям организации учебной деятельности на каждом этапе обучения, механизмам и закономерностям протекания адаптационного процесса, возможностям психологопедагогической коррекции и профилактики факторов дезадаптации и др. Оказание помощи в создании условий перехода на новый образовательный уровень, сохранения 8

10 психологического здоровья участников образовательного процесса. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления дезадаптации при переходе ребенка на новый этап обучения. С администрацией помощь в планировании и проектировании процесса перехода с одного уровня обучения на другой с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, создании условий для оптимизации процесса адаптации на разных ступенях обучения, проведении психолого-педагогического мониторинга, экспертизы образовательной среды (безопасность, комфортность, креативность, самоуправление и др.). Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников) Это направление предполагает повышение психологической компетентности педагогов, администрации и родителей (законных представителей) по вопросам сохранения и укрепления различных видов здоровья (физическое, психологическое, социальное, нравственное, духовное). Обучение способам и приемам сохранения и укрепления психологического, социального, нравственного и духовного здоровья (умение сдерживать агрессивность, умение управлять эмоциями, способы конструктивной коммуникации, умение осуществлять выбор референтной группы, распознавать «опасные» для здоровья проявления молодежных субкультур). Содействие устранению возможных причин, предрасполагающих к девиантному поведению, табакокурению, алкоголизму (низкий уровень притязаний, слабая мотивация на достижение результата, неадекватная самооценка, акцентуации характера, низкий уровень рефлексии и когнитивной сложности и т.п.). Участие в формировании у обучающихся жизненной позиции, ориентированной на здоровый образ жизни, навыков здорового образа жизни, приѐмов и способов саморегуляции, способствующих поддержанию психологического здоровья, и пр.; в развитии мотивации на осознанный здоровый образ жизни. Оказание психологической помощи в случаях последствий нездорового образа жизни: экранной (компьютерной, телевизионной) и игровых зависимостей, травматизма, неврозов, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИД и т.п. Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса. С обучающимися повышение психологической грамотности в вопросах ответственности за собственное поведение, ориентированное на здоровый образ жизни; формирование установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни; определение особенностей психологического здоровья, выявление детей с элементами неблагополучия в психологическом здоровье (тревожность, агрессивность, низкая самооценка), проведение коррекционно-профилактической и развивающей работы, выделение основных установок и представлений о здоровом образе жизни, профилактика употребления психоактивных веществ и других видов зависимостей. Консультирование по вопросам формирования здорового образа жизни. Оказание помощи в преодолении последствий нездорового образа жизни: экранной (компьютерной, телевизионной) и игровых зависимостей, травматизма, неврозов, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИДа. Освоение способов сохранения психологического здоровья (умение сдерживать агрессивность, умение управлять эмоциями, способы конструктивной коммуникации, умение осуществлять выбор. С родителями повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, особенностям различных видов здоровья (физическое, психологическое, социальное, нравственное). Консультирование по вопросам снятия напряжения и профилактики неврозов, по психологическим проблемам обучающихся, связанным с употреблением психоактивных веществ и др.; критериев психологического и социального здоровья (успешное прохождение 9

11 возрастных кризисов, адаптация к социуму, невротические проявления в поведении и др.); элементов неблагополучия в психологическом здоровье (тревожность, агрессивность, низкая самооценка, неумение управлять эмоциями; внутрисемейных факторов, влияющие на психологическое здоровье старших школьников (стили родительского воспитания, особенности психологического климата семьи, особенностей детско-родительских отношений). С педагогами повышение психологической компетентности по вопросам формирования установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, развития навыков саморегуляции, профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании, компьютерной и игровой зависимостей, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма, сохранения и укрепления своего собственного здоровья и здоровья учащихся. Знакомство со способами укрепления психологического здоровья (способы быстрой концентрации внимания, лучшего запоминания материала, развития мышления, приемы разумного планирование своего дня, стрессоустойчивость во время подготовки к ЕГЭ, позитивное мировосприятие, удовлетворение от любимых занятий, возможность находить для них время). Консультирование по вопросам формирования установок и навыков здорового образа жизни у обучающихся, выбора методов воздействия с учетом выявленных индивидуальных особенностей. Консультирование по вопросам профилактики и преодоления психического выгорания, в том числе с использованием методов диагностики уровня психологической напряженности, стрессоустойчивости, уровня эмоционального выгорания. С администрацией помощь в планировании, разработке и реализации мероприятий по формированию ценностей и навыков здорового образа жизни, участие в разработке здоровьесберегающей образовательной среды, системы мероприятий по профилактике и укреплению психологического здоровья, профилактике употребления психоактивных веществ, формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного образовательного учреждения. Информирование о приоритетных направлениях в здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения данного типа; современных технологиях формирования установок и навыков сохранения различных видов здоровья у юношества (активные методы обучения, ролевые игры, использование деятельности общение со взрослыми как ведущей деятельности, в которой формируются и развиваются высшие психические функции и новообразования, в том числе здоровьесберегающие компетенции). Помощь в экспертизе здоровьесберегающей направленности образовательной среды, проведении мониторинга психологического здоровья. Участие в разработке Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения Деятельность в рамках данного направления нацелена на создание внешних и внутренних условий для активизации и осуществления обоснованного профессионального самоопределения, выбора направления предпрофильной подготовки и профильного обучения, построения профессионально-образовательного проекта обучающимися с учѐтом их направленности, индивидуальных возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда. Содержание деятельности включает несколько взаимосвязанных линий: ценностно-смысловая — формирование ценностно-мотивационных оснований самоопределения; информационная — формирование информационной основы самоопределения, включая умение самостоятельно осуществлять поиск и структурировать необходимую информацию; целевая — формирование способности к целеполаганию, прогнозированию и проектированию своего будущего; личностная помощь в 10

12 самопознании, формировании и развитии качеств, необходимых для осуществления ответственного выбора и его реализации; операциональная создание условий для накопления опыта выполнения различных видов деятельности, формирование способов осуществления профессионального самоопределения; эмоционально-волевая поддержание положительного отношения к вопросам самоопределения, насыщение деятельности и принимаемых в этом направлении решений положительной энергией. Реализация направления требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса. С обучающимися сопровождение формирования ценностных оснований самоопределения, осознания значимости труда в жизни человека и общества, понимания важности правильного выбора профессии и профессиональной самореализации; накопления информационной основы (о мире профессий, структуре экономике, особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности); овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда, работой служб занятости населения и др.; формирование личностных качеств и умений, необходимых для осуществления осознанного и обоснованного профессионального самоопределения, поиска своего места в обществе, самопознания и развития собственных интересов и возможностей, формирования «образа Я»; осуществления социальных и профессиональных проб в рамках основного и дополнительного образования; проработки жизненных и профессиональных перспектив, выбора элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки, выбора профиля обучения; построения профессионально-образовательного проекта и определения путей его реализации. С родителями — повышение психологической компетентности родителей по вопросам профессионального самоопределения, построения жизненных и профессиональных перспектив. Консультирование по вопросам выбора элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки, профиля обучения, построения индивидуального образовательного маршрута с учетом интересов и возможностей ребенка, избираемого им вида деятельности и вырабатываемых жизненных и профессиональных перспектив в контексте актуальной социально-экономической ситуации, по сопровождению профессионального самоопределения ребенка, выявлению и преодолению возникающих трудностей. С педагогами — помощь в формировании субъектной позиции обучающихся в процессе образовательно-профессионального выбора: осознание обучающимися значимости труда в жизни человека и общества, формирование ценностных оснований самоопределения; накопление соответствующей информационной основы; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью; формирование личностных качеств и умений, необходимых для осуществления осознанного и обоснованного профессионального самоопределения. Консультирование по выработке форм и методов работы с учетом особенностей обучающихся и требований меняющейся социально-экономической ситуации, сопровождение формирования ценностных оснований самоопределения. С администрацией помощь в планировании профориентационной работы, выработке направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения с учетом особенностей обучающихся и требований меняющейся социально-экономической ситуации; в проведении мониторинга социально-профессиональной направленности, образовательнопрофессиональных планов обучающихся. 11

13 1.2. Виды работ педагога-психолога при реализации основных направлений деятельности Для достижения конкретных целей в рамках различных направлений деятельности педагог-психолог совместно с другими участниками образовательного процесса осуществляет определенные виды работ: просвещение, профилактика, консультирование, экспертиза, мониторинг и др. В зависимости от назначения все виды работ можно условно разделить на три группы (см. таблицу 1). Таблица 1 Виды работ по психологическому сопровождению образования Группы работ 1. Оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности участников образовательного процесса 2. Обеспечение информационноаналитической основы для психологопедагогического сопровождения образования 3. Обеспечение качества реализуемых работ и услуг по психологопедагогическому сопровождению образования Виды работ психологическое просвещение психологическая профилактика психологическая диагностика психологическое консультирование психологическая коррекция и развитие социально-психологический мониторинг социально-психологическое проектирование социально-психологическая экспертиза проектирование и планирование педагогом-психологом собственной деятельности работа по повышению квалификации информационно-методическая работа Оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности участников образовательного процесса Психологическое просвещение деятельность, направленная на формирование у обучающихся и их родителей, педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах эффективного решения профессиональных задач и собственного развития. Психологическая профилактика мероприятия, направленные на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся в образовательных учреждениях, разработка и реализация профилактических программ и конкретных рекомендаций в отношении обучающихся и других участников образовательного процесса (родителей, педагогов) по оказанию им психологической помощи. Психологическая диагностика психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, еѐ потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, профессионального самоопределения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации детей и подростков. Психологическая диагностика может проводиться специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся. Психологическая коррекция и развитие активное профессиональное психологическое воздействие, направленное на развитие обучающихся, устранение или 12

Читайте так же:  Приказ 302н от 21.10.2011

14 компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся с затруднениями в освоении образовательной программы и нарушениями в поведении. Целью психологической коррекции и развития является создание условий для развития личности, достижение адаптации к образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений. Психологическое консультирование оказание помощи обучающимся в самопознании, в формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, в формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию и др. Консультирование педагогов и родителей предполагает оказание помощи в выстраивании конструктивных взаимоотношений с детьми, решении вопросов адаптации, профилактики профессионального выгорания и др. Психологическое консультирование помогает консультируемому лучше понять свои мысли, чувства, мотивы, поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию себя, раскрытию сильных сторон (ресурсов) и использованию их для решения возникающих трудностей и проблем, совершенствования целенаправленных действий, эффективного распоряжения собственной жизнью Информационно-аналитическое обеспечение деятельности по психологическому сопровождению образования Социально-психологическое проектирование разработка системы социальнопедагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объѐмы информации, обеспечения психологического благополучия и т.д. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранять и укреплять психическое и социальное здоровье и эмоциональное благополучие всех участников проектных изменений, содействовать созданию благоприятных условий для обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям. Социально-психологическая экспертиза оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным образовательным, развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растѐт, обучается и воспитывается ребѐнок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния. Психологическая экспертиза является важной основой для принятия решения об изменении условий образовательной среды, о совершенствовании образовательного процесса. Социально-психологический мониторинг система информационно-аналитического сопровождения процессов, в т.ч. инновационных, в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществить анализ воздействия психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся; 13

15 принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных Обеспечение качества реализуемых психологических услуг и деятельности по психолого-педагогическому обеспечению образования в целом Проектирование и планирование педагогом-психологом собственной деятельности определение педагогом-психологом целей, задач, результатов собственной деятельности, а также путей, способов и необходимых ресурсов для их достижения. Работа по повышению квалификации деятельность, направленная на повышение компетентности педагога-психолога в области решения приоритетных задач. Информационно-методическая работа деятельность, направленная на повышение уровня информационно-методического обеспечения педагога-психолога в целях компетентного и эффективного решения поставленных задач, включая подбор, систематизацию, разработку методических средств, совершенствование форм и методов работы, отработку новых технологий. 14

16 2. Содержание деятельности педагога-психолога на разных ступенях общего образования Содержание деятельности педагога психолога, как мы уже отмечали ранее, может быть описано через пять тесно взаимосвязанных направлений. Данные направления носят пролонгированный характер, сохраняя свою значимость для разных ступеней общего образования. При этом для каждого образовательного уровня существуют наиболее значимые, приоритетные задачи в работе с разными участниками образовательного процесса (см. таблицу 2). Таблица 2 Содержание деятельности педагога-психолога на разных образовательных уровнях (возрастных этапах) Образовательный уровень (возрастная группа) Дошкольное образование (старший дошкольный возраст, 5-7 лет) Начальное общее образование (младший школьный возраст, 7-11 лет) Основное общее образование (подростковый возраст, лет) Основные направления деятельности педагога-психолога психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности: помощь в решении проблем социализации, профилактика нарушений в поведении, формирование жизненных навыков; психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на этапе вхождения в новую социальную среду, сопровождение перехода к школьному обучению; психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья дошкольников: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни; психологическое сопровождение профессионального самоопределения. психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в формировании «умения учиться»; психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся: помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков; психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения: сопровождение перехода к обучению в средней школе; психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни; психологическое сопровождение профессионального самоопределения. психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в обеспечении эффективности учебной деятельности; психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся: психологическая помощь в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков; психологическое сопровождение перехода на новый 15

17 Среднее общее образование (старший школьный возраст, лет) образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения: сопровождение перехода к обучению в старшей школе; психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни; психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки. психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в обеспечении эффективности учебной деятельности; психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся: психологическая помощь в обеспечении процесса развития личности в юношеском возрасте; психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения: психологическое сопровождение адаптации к старшей школе; психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни; психологическое сопровождение профессионального самоопределения, профильного обучения. В данном разделе будет изложено содержание деятельности педагога-психолога на разных ступенях образования. 16

18 2.1. Содержание деятельности педагога-психолога на ступени дошкольного образования (старший дошкольный возраст, 5-7 лет) Основная цель психолого-педагогической деятельности в период перехода на новый образовательный уровень создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель достигается за счет последовательного решения педагогическим коллективом и психологами ДОУ следующих задач: 1. Проведение диагностического обследования детей на предмет психологической готовности к школе. Углубленные диагностические обследования дошкольников (дифференциация нормы и патологии; изучение особенностей познавательной деятельности детей; изучение психологических особенностей личности; изучение эмоционального состояния; выявление системы отношений). 2. Проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска» с целью коррекции психологических проблем, которые выявлены психодиагностическим исследованием. На этом этапе решаются следующие подзадачи: развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе; развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами; формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» детей. 3. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума с целью оценки психолого-педагогического статуса ребенка и определения стратегии сопровождения, путей решения проблем предстоящего обучения и личностного развития ребенка. 4. Проведение индивидуальных или групповых консультаций для родителей по проблеме готовности ребенка к школе, по возрастным особенностям детей. 5. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для воспитателей с целью создания ситуации сотрудничества, рекомендаций по оказанию помощи и поддержки детям, имеющим проблемы с психологической готовностью к школе. Основными направлениями работы психолога на этом этапе являются: Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, помощь в решении проблем социализации, профилактика нарушений в поведении, формирование жизненных навыков. Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения; Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья дошкольников: участие в формировании ориентации на здоровый образ жизни Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации Психологическое просвещение: Повышение психологической компетентности педагогов, администрации и родителей (законных представителей) по следующим вопросам: — формирование новой социальной роли ученика; — значимость формирования и развития учебной и познавательной мотивации; 17

19 — способы профилактики неадаптивного социального поведения (ложь, воровство, агрессивность, гиперактивность). — формирование самостоятельности и ответственности личности, готовности ребенка к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; — содействие в духовно-нравственном развитии ребенка; Формы работы: работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и др. Психологическая профилактика: — участие в организации и проведении мероприятий, программ, проектов, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности дошкольника. Формы работы: методическая работа разработка профилактических программ и рекомендаций; практические занятия с детьми, родителями и педагогами; семинары, тренинги, беседы с педагогами и родителями. Психологическая диагностика: — выявление особенностей социально-психологического статуса дошкольника, анализ возможных причин отклонений в поведении и развитии; — определение уровня и динамики развития свойств личности старших дошкольников, влияющих на проблемы в поведении; — выявление стилей родительского воспитания, психологического климата семьи, особенностей детско-родительских отношений. Формы работы: психологическая диагностика может проводиться специалистами как индивидуально, так и в групповой форме. Психологическая коррекция и развитие: — участие в разработке и реализации программ коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими признаки неадаптивного социального поведения (ложь, агрессивность, гиперактивность); — помощь дошкольникам в построении конструктивных отношений с детьми, родителями, воспитателями, развитии форм и навыков конструктивного (неагрессивного) общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; — содействие формированию и развитию этических, эстетических, духовнонравственных установок и ценностей, социально-позитивных качеств (доброжелательность, уважение к другим людям, любознательность, активность и заинтересованность в познании мира). Формы работы: психологическая коррекция и развитие может проводиться специалистами как индивидуально, так и в групповой форме: практические занятия, тренинги. Психологическое консультирование: Консультирование педагогов (воспитателей) и родителей по следующим вопросам: — воспитание ребенка, взаимодействие с ним, развитие гражданских, этических, эстетических, духовно-нравственных установок и ценностей, социально-позитивных качеств личности, путей и методов профилактики и коррекции неадаптивного социального поведения (ложь, агрессивность, гиперактивность); Консультирование педагогов по следующим вопросам: — определение методов и технологий воспитательной работы с учетом индивидуальных, возрастных, культурно-мировоззренческих особенностей детей и их семей. 18

20 Формы работы: индивидуальные и групповые консультации для родителей, педагогов и администрации ДОУ. Социально-психологическое проектирование: — помощь администрации и педагогам ДОУ в планировании, проектировании деятельности по развитию личности детей и их социализации, направленной на формирование позитивной социальной позиции, социальных умений и навыков; — участие в разработке программы духовно-нравственного развития, воспитания дошкольников. Формы работы: информационно-методическая (подбор литературы, отбор методик) и консультативная (оценка программ, методик и пр.) работа. Социально-психологическая экспертиза: — оценка методов, форм, приѐмов, технологий, направленных на развитие личности, формирование позитивной социальной позиции, социальных умений и навыков, необходимых для начала обучения в школе; — оценка соответствия направленности, содержания и тематики мероприятий возрастным и личностным особенностям развития дошкольников с учѐтом их социального окружения. Формы работы: аналитико-методическая и консультативная работа. Социально-психологический мониторинг: — мониторинг характеристик и результатов процесса социализации — формирования учебной мотивации, позитивной социальной направленности, активной жизненной позиции старших дошкольников. Формы работы: организационно-методическая, аналитическая и консультативная работа Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на этапе вхождения в новую социальную среду, сопровождение перехода к школьному обучению Психологическое просвещение: Повышение психологической компетентности педагогов, администрации и родителей (законных представителей) по следующим вопросам: — готовность к школе (психологическая готовность, составляющие психологической готовности, формирование необходимых навыков и мотивации для обучения в школе, учет ведущего типа деятельности, специфика и закономерности учебной деятельности, приемы и способы развития познавательной сферы детей, возрастные особенности дошкольников); — адаптация детей на этапе вхождения в новую социальную среду (механизмы и закономерности адаптации при переходе из дошкольного образовательного учреждения в школу, возможности психолого-педагогической коррекции и профилактики факторов дезадаптации, факторы, способствующие эффективной адаптации, личностные особенности, препятствующие адаптации, стили родительского воспитания, оказывающие влияние на адаптацию); — содержание и требования нового ФГОС, формирование и отслеживание предметных, метапредметных и личностных результатов деятельности, предусматривающих развитие не только знаниевых компетенций дошкольника, но и становление личностных характеристик школьника, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, активно и 19