Изменения в выплате по осаго

Содержание:

С 1 июня вступают в силу новые правила оформления ДТП по ОСАГО

Российских водителей ждут серьезные изменения по части оформления аварий и выплат по автогражданке. Новые правила не только увеличивают лимит компенсаций по Европротоколу, но и разрешают разъезжаться без полиции даже при наличии разногласий.

В России с 1 июня 2018 года обретают законную силу изменения в Законе об ОСАГО, а применять новые правила необходимо будет уже со 2 июня, передает «АвтоРевю». Согласно новым правилам, лимит выплат по автогражданке увеличивается с 50 до 100 тысяч рублей, хотя в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области по-прежнему будет действовать страховая выплата в размере до 400 тысяч рублей.

Правда, если раньше для получения такой компенсации хватало фотографий ДТП с GPS-метками, то теперь обязательной будет фиксация штатным комплексом «ЭРА-Глонасс». В ином случае лимит выплат даже в Москве составит общероссийские 100 тысяч рублей.

Правила оформления Европротокола при отсутствии разногласий между двумя водителями остаются прежними, хотя отныне можно будет заполнить бланк даже в том случае, если позиция участников ДТП относительно вины не сходится. Но и здесь есть важный нюанс: составлять Европротокол при разногласиях разрешается лишь при условии, что авария зафиксирована «ЭРой-Глонасс» на обоих автомобилях. Если система не сработала автоматически, то необходимо не позднее 10 минут после столкновения нажать кнопку SOS вручную.

Также законом предусмотрено оформление Европротокола с разногласиями с помощью мобильного приложения РСА, но оно все еще находится в разработке.

Вдобавок оформлять протокол с разногласиями можно будет только на специальном измененном бланке, который страховщики начнут выдавать с 1 июня. На лицевой стороне Европротокола появятся специальные поля, где необходимо зафиксировать наличие разногласий, а на оборотной стороне — графа для изложения сути этих разногласий. Новые бланки можно будет скачать с официальных сайтов страховых компаний.

При соблюдении всех условий фиксации ДТП с разногласиями обоим участником аварии выплатят по 50% от оценочной суммы ущерба, но не превышая лимит по Европротоколу. Иное соотношение выплат может быть установлено в судебном порядке. Если же выдержать условия не получается, придется вызывать ДПС.

Новые поправки в Закон «Об ОСАГО»: Виновники ДТП смогут рассчитывать на выплату

Назад в прошлое: Вот почему теперь участникам ДТП лучше договариваться

Вы не поверите, но теперь со вступлением в силу новых поправок в Закон «Об ОСАГО» виновники ДТП также смогут рассчитывать на страховую выплату. Как такое возможно? Ведь выплату должна получать только пострадавшая сторона. Оказывается, возможно. Мы решили разобраться и узнать, действительно ли новый Закон «Об ОСАГО» таит в себе подводные камни, которые позволяют даже виновникам аварий получать страховое возмещение.

Напомним, 1 июня 2018 года вступили в силу очередные поправки в Закон «Об ОСАГО», расширив лимит ущерба, в рамках которого участники ДТП имеют право оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД (так называемый европротокол). 1gai.ru писал уже об этих новых поправках в статье «Как оформить ДТП с 1 июня 2018 года».

Так, с 1 июня 2018 года, если в аварии нет пострадавших, а также участниками ДТП стали два водителя (два автомобиля) и если сумма ущерба имуществу не превышает 100 тыс. рублей, разрешено оформлять аварию без сотрудников ДПС. Причем теперь участники ДТП имеют право оформить аварию по европротоколу без сотрудников Госавтоинспекции, даже если между ними есть какие-то разногласия по обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия. Например, теперь можно оформлять европротокол, даже если участники ДТП не пришли к единому согласию о виновнике аварии.

Правда, в случае разногласий участники ДТП без участия сотрудников ГИБДД имеют право оформлять аварию только с использованием специального мобильного приложения, либо зафиксировать и передать данные об аварии через систему экстренной помощи (связи) ЭРА-ГЛОНАСС, которой сегодня оснащаются все новые автомобили. Если же подобного оборудования нет, а также нет специального мобильного приложения, то аварию можно оформлять без участия сотрудников ГИБДД, только если сумма ущерба составляет не более 50 000 рублей и если нет разногласий между участниками аварии.

Также, напомним, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области уже давно действует расширенный лимит ущерба, в рамках которого участники ДТП имеют право оформлять аварию без сотрудников ГИБДД (400 000 руб.). Правда, в этом случае участники ДТП обязаны при оформлении европротокола использовать для фиксации ДТП кнопку ГЛОНАСС, которая должна быть хотя бы в одном автомобиле, или же воспользоваться для передачи данных об аварии в единую базу данных страховщиков специальным мобильным приложением (на момент написания статьи мобильное приложение доступно для скачивания на телефоны Андроид и iPhone, но раздел по оформлению ДТП пока что находится в разработке).

Плюсы и минусы поправок в Закон «Об ОСАГО»

К сожалению, в новом Законе «Об ОСАГО» есть как плюсы, так и минусы. Для начала давайте о плюсах. Конечно, расширение лимита ущерба в рамках европротокола – это безусловный плюс для всех водителей, так как максимальный размер ущерба в 50 000 рублей, действовавший до 1 июня 2018 года, чаще всего не позволял участникам ДТП оформлять аварию без сотрудников ГИБДД (по европротоколу). Объяснялось это тем, что в связи с существенным подорожанием новых автозапчастей и компонентов (из-за резкого роста курса доллара по отношению к рублю за последние 3 года), а также услуг в автотехнических центрах средняя стоимость выплат в рамках ОСАГО за последний год превысила 60 тыс. рублей. Естественно, участники ДТП, не являясь экспертами по оценке ущерба, причиненного в результате ДТП, просто-напросто стали опасаться, что при оформлении европротокола выйдут затем после оценки ущерба из максимального лимита, в рамках которого разрешено оформлять аварию без сотрудников ГИБДД.

Логично, что участники ДТП не ясновидящие и поэтому стали стараться чаще вызывать сотрудников ГИБДД даже на мелкие аварии.

Расширяя лимит ущерба до 100 тыс. рублей, власти рассчитывают, что участники ДТП будут чаще оформлять аварии без участия сотрудников ГИБДД.

Однако пока большинство автолюбителей не могут этого сделать в связи с нерабочим мобильным приложением, которое может передавать данные о ДТП в базу данных страховщиков. К сожалению, кнопка ГЛОНАСС сегодня есть далеко не у всех автомобилей.

Так что пока что, несмотря на вступление нового Закона «Об ОСАГО» в силу, ситуация по оформлению аварии по европротоколу будет плачевна.

Но когда заработает мобильное приложение, то, мы думаем, количество аварий, оформленных в рамках европротокола, будет увеличиваться в геометрической прогрессии.

Теперь давайте поговорим и о минусах нового Закона «Об ОСАГО». А они, к сожалению, есть. И в этом нет ничего удивительного. Мы же живем в России, где, когда кто-то что-то пытается сделать проще, как всегда, все выходит сложнее. Особенно когда речь идет о наших законодателях, которые часто не умеют просчитывать все последствия новых законодательных инициатив. Вспомните «Платон», поднятие акциза на топливо. Сами знаете, к чему привели радикальные меры Правительства РФ. Да, собираемость денег при этих законах увеличилась. Но выросла волна возмущения граждан. В итоге по акцизам Правительству РФ пришлось пересмотреть свои аппетиты и снизить уже с 1 июня акцизы на топливо, а также заморозить плановое повышение акцизов на топливо, которое планировалось с 1 июля 2018 года.

Интересно, когда Правительство РФ увидит в новом законе подводные камни и предложит поправки? Хотя что-то мы сомневаемся, что поправки будут, поскольку все минусы нового закона касаются только водителей. Для страховщиков новый закон несет в себе только одни плюсы.

Итак, согласно новому Закону «Об ОСАГО», вступившему в силу 1 июня 2018 года, участникам ДТП разрешили оформлять аварию по европротоколу, если сумма ущерба имуществу не превышает 100 тыс. рублей. В том числе аварию можно оформить теперь даже в том случае, если есть разногласия (и поверьте, они есть в 90% случаев всех ДТП).

Что это означает на деле? А это означает, что теперь участникам ДТП придется, как в 90-е годы, договариваться между собой об обстоятельствах ДТП и самостоятельно определять виновника аварии. Зачем? Сейчас объясним.

Как виновник ДТП может получить возмещение по полису ОСАГО?

Как мы сказали в начале статьи, теперь у любого виновника ДТП есть теоретическая возможность получить возмещение ущерба. Да-да, это не сказка. Это реальность. Дело в том, что так как законодатель разрешил с 1.06.2018 года оформлять аварии без участия сотрудников ДПС при разногласиях участников ДТП, то в этом случае виновника аварии будет устанавливать страховщик, у которого есть только одна задача: меньше выплат, больше прибыли.

Нет, конечно, не все страховые компании спят и видят, как не произвести выплаты пострадавшей стороне. Тем не менее чудес не бывает. Страховые компании работают на максимальную прибыль. Поэтому при разногласиях участников ДТП, которые оформили европротокол, чаще всего страховщики будут признавать обоюдную вину в авариях, что позволит не только немного сократить издержки при выплате, но и не заморачиваться в установлении реального виновника ДТП. Ведь чтобы установить виновника ДТП, нужно не только хорошо знать действующее ПДД и все нововведения, но и также обладать обширными знаниями в российском законодательстве. Сами понимаете, что для страховых компаний это лишние затраты на зарплату специалистов. Конечно, в этом случае страховым компаниям будет проще признавать виновными в ДТП обоих участников аварии и выплачивать каждой стороне по 50% от суммы ущерба каждого автомобиля.

Читайте так же:  Льготная пенсия список 1 в казахстане

Так что, перед тем как оформить европротокол, участникам ДТП лучше будет все-таки договориться друг с другом. Хотя виновной стороне договариваться в этом случае будет невыгодно, поскольку при наличии разногласий у виновника аварии остается хоть и небольшой, но шанс получить 50% процентов выплаты ущерба.

К сожалению, как видите, новый Закон «Об ОСАГО» не идеален и таит в себе серьезные подводные камни, которыми могут воспользоваться юридически грамотные виновники аварий.

Если же вы считаете себя невиновным в ДТП, но после оформления европротокола страховая компания признала вас также виновным в ДТП (виновным признаны оба участника аварии – обоюдная вина), то советуем вам оспорить решение страховой компании в суде.

В крайнем случае, не советуем вам оформлять аварию без сотрудников ГИБДД.

Закон об ОСАГО – свежие изменения в 2019 году

Какие новые изменения произошли и произойдут в законе об ОСАГО в 2019 году? Первое, на что следует обратить внимание – вышло новое Постановление Пленума ВС РФ 2019 года, которое вносит существенные и интересные разъяснения порядка применения некоторых статей Закона об автогражданской ответственности:

  • Для определения способа возмещения пострадавшему в ДТП необходимо руководствоваться исключительно датой заключения договора страхования виновником аварии.

И это правильно – ведь именно он страховал свою ответственность, поэтому его документ и является основным.

  • При подаче заявления о случившемся ДТП в свою страховую компанию потерпевший должен перечислить весь известный ему на дату подачи заявления ущерб: УТС, эвакуатор и т.д.

Интересно, откуда при подаче заявления о страховом возмещении потерпевший должен узнать величину утраты товарной стоимости автомобиля? Практика покажет…

  • Если страховое возмещение уже определено страховой компанией пострадавшего, и он не согласен с его величиной, но неожиданно у страховой компании отозвали лицензию или она признана банкротом – за доплатой можно обратиться в страховую компанию виновника аварии. Если суд уже успел вынести решение о доплате в отношении обанкротившейся компании – за деньгами по решению суда можно обратиться так же в страховую компанию виновника ДТП (лучше сдать сразу исполнительный лист в банк, в котором открыт расчетный счет страховщика виновника).

Очень полезное разъяснение, особенно с учетом предполагаемого массового банкротства страховщиков в 2019 году. Изменения пойдут на пользу автовладельцам.

  • При определении размера страхового возмещения в виде ремонта автомобиля на СТО, расчет производится без учета износа транспортного средства. При замене ремонта на денежную выплату – расчет меняется и уже учитывается износ деталей пострадавшего в аварии автомобиля.

В принципе ожидаемое разъяснение и неплохо, что Верховный суд закрепил тот факт, что принудительный ремонт на СТО должен производиться из расчета без износа автомобиля, то есть принципиально новыми запчастями за счет страховщика. Но, если речь идет о деньгах, то выплата производится в меньшем размере, так как предполагается, что автолюбитель может отремонтировать машину и с использованием старых запчастей где-нибудь в гараже. Прибыль от такого ремонта у страхователя образовываться не должна!

  • В том случае, если экспертиза страховщика насчитала сумму, а сверх неё стронция технического обслуживания просит доплату, но страхователь отказывается произвести такую доплату – ремонт отменяется, и выплата производится деньгами из расчета суммы, установленной экспертом страховой компании.

Прекрасно! Ведь «насильно мил не будешь» и зачем заставлять человека что-то доплачивать. А вот если эксперт страховщика как всегда ошибется при расчёте стоимости восстановительного ремонта автомобиля не в пользу страхователя: как и раньше, делаем свою независимую экспертизу, направляем претензию и подаем исковое заявление в суд, где высуживаем недоплаченную страховую сумму, неустойку, 50% штраф, моральный ущерб и судебные расходы. Автоюристам в 2019 году работы снова будет предостаточно!

  • Если страховщик совершил нарушение по порядку, срокам выдачи направления на СТО или порядок выплаты денежного страхового возмещения – страхователь имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о денежной выплате. Если СТО ремонтирует машину медленно или вообще не приступает к ремонту в установленные сроки – потерпевший должен направить страховщику претензию с требованием полной денежной выплаты или частичной выплаты (если часть работ по ремонту уже проведена), а при отказе страховой компании в удовлетворении такого требования – обратиться в суд. Очень актуальное разъяснение Пленума ВС.

Очень часто в 2017 году автолюбителям приходилось воевать с СТО и требовать принять машину на ремонт или проводить его своевременно. Представляется, что в 2019 году за такие нарушения со стороны СТО будет легче наказать страховщика рублем. И лучше если делать это через суд, с взысканием неустойки и штрафа.

  • При передаче собственнику автомобиля деталей, которые подлежат замене при ремонте, размер страховой выплаты должен быть уменьшен на их стоимость.

Скорее всего речь идет о годных остатках. Поживем – увидим, что это за новые изменение 2019 года.

  • Соблюдение претензионного порядка разрешения спора считается доставление почтовой корреспонденции (претензия и приложения) в подразделение страховщика.

Отслеживать надо не дату отправки претензии, а дату её получения или игнорирования страховщиком.

  • Предоставление страхователем страховщику заведомо ложных сведений, в том числе акта оценки или экспертизы с явно завышенной суммой восстановительного ремонта – является основанием для отказа в страховой выплате так как считается злоупотреблением правом.

Понятно, что тем самым законодатели пытаются бороться в 2019 году с цессией и автоюристами-перекупщиками дел по ДТП. Но как автомобилист сам должен оценивать, исходя из своих знаний, завышенная у него оценка автомобильного ремонта или нет. И как вообще можно доказать, что автомобилист заведомо знал, что предоставляет завышенную оценку. Правильно – ни как. Правда в 2017 году по стране произошли изменения и было возбуждено много уголовных дел по факту мошенничества в области автострахования. Поэтому, можно понять стремление властей навести порядок на рынке ОСАГО и продолжить преследование мошенников в 2019 году. Главное – что бы не пострадали невинные автолюбители!

  • Автовладелец, после ремонта транспортного средства в случае обнаружения при его эксплуатации скрытых повреждений, вправе предъявить новое требование к страховщику и потребовать устранение вновь выявленных недостатков.

А вот это хорошо. А то недоделать – это у нас прям запросто.

  • По европротоколу ограничение страховой выплаты теперь 100 000 рублей, а виновник ДТП может попасть на оплату всего ущерба от аварии свыше 100 000 рублей, который был выявлен позже (например, скрытые повреждения).

Так что, десять раз надо подумать, прежде чем подписываться на европротокол. Теперь сам европротокол запросто можно оспорить в суде и признать недействительным, взыскав разницу с виновника аварии.

Сроки рассмотрения и выплат по ОСАГО

Законодательная база в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности, призванная осуществлять возмещение ущерба здоровью либо имуществу стороны, пострадавшей в результате ДТП, в процессе управления транспортным средством, находится в постоянном развитии.

Наибольшего прогресса Закон РФ «Об ОСАГО» достиг в 2014 – 2019 гг., когда были приняты изменения, существенно влияющие на основные аспекты авто-страхования. В частности, обновилась информация относительно сроков выплаты по ОСАГО в 2019 году, повышения ограничения по суммам компенсаций, создания единой электронной системы и пр. Рассмотрим наиболее значимые для автолюбителей нововведения.

Изменения сроков выплат для страховщика

Поправки к закону скорректировали сроки страховых выплат по ОСАГО в пользу автомобилистов.

Теперь страховщику на рассмотрение обращения водителя дается 20 календарных дней, в случае, если не было отказа в компенсации ущерба, компания обязана оплатить каждый день задержки в перечислении средств, пеню в размере 1% от общей суммы выплаты. Следует заметить, что размер пени, существенно вырос в сравнении с установленным ранее 0,11%.

В случае несвоевременного предоставления мотивированного отказа в выплате, который должен направляться в течение такого же срока, начисляется пеня в размере 0.5% за каждый день просрочки. Ранее на решение подобных вопросов страховщику давалось 30 календарных дней. Новые сроки рассмотрения компаниями страховых случаев направлены прежде всего на усиление защиты интересов водителей и минимизацию ситуаций с отсрочками обязательств по договорам со стороны страховщиков.

При этом, по результатам принятого в связи с обращением решения страховщик теперь имеет право осуществлять не только материальную (денежную) компенсацию в пользу застрахованного, но и направлять его автомобиль на ремонт в автосервис, с которым имеется договор об обслуживании транспортных средств.

Изменения сроков обращения для водителя

Несмотря на принятые поправки, действующие в интересах владельцев авто-средств, для них самих закон также предусмотрел корректировки. Срок обращения по ОСАГО в страховую компанию теперь составляет 5 дней с момента дорожно-транспортного происшествия, а не 15, как это было раньше.

При этом, обращаться нужно в свою страховую с которой у водителя заключен договор страхования (куплен страховой полис) – в целях налаживания метода прямого возмещения ущерба страховщик со стороны виновника ДТП из данной цепочки теперь исключен.

Досудебное урегулирование спора

В случае задержки страховой компанией, выплаты компенсации, водитель, как и раньше, имеет право обращения в суд для защиты своих интересов. Правда, теперь закон пошел навстречу и страховщикам, оградив их от любителей судебных тяжб по поводу и без, путем принятия положения об обязательном досудебном урегулировании спора. В связи с этим, пострадавшая сторона обязана составить в адрес страховой компании претензию, оформить ее в письменном виде и, прикрепив необходимые дополнительные документы, передать на рассмотрение.

Читайте так же:  Принципы гражданского права гражданский кодекс

На ознакомление с данной претензией и предоставление официального ответа страховщику дается 5 календарных дней. И лишь потом, имея на руках собственную жалобу и подтверждение ее направления страховщику (независимо от получения ответа страховой), владелец транспортного средства может идти в суд. В ином случае в рассмотрении дела будет вынесен отказ. При этом, хлопоты авто-владельца законом все же учитываются – в случае принятия положительного решения в пользу водителя суд определяет наказание страховщику в форме взыскания за добровольное неудовлетворение требования вне зависимости от факта заявления суду такого требования.

Сроки исковой давности

Закон РФ «Об ОСАГО» не включает в себя четких положений, регулирующих сроки исковой давности для обращения в судебные инстанции за возмещением убытков. Однако, нормы Гражданского кодекса РФ определяют срок исковой давности по ОСАГО в течение 3 лет. При этом отсчет данного срока начинается с момента, когда водитель узнал либо мог узнать об отказе страховой компании в возмещении причиненного ущерба либо об осуществлении страховой выплаты в неполном объеме.

В ином случае, таким моментом считается следующий день после даты окончания отведенного для страховой компании срока для принятия решения об осуществлении возмещения ущерба либо соответствующем отказе в таком возмещении.

Течение срока исковой давности может быть прекращено в случае признания страховой компанией обоснованных требований либо частичная компенсация страховщиком претензии или наложенного штрафа. В любом случае, водителю не стоит затягивать с обращением в судебные органы, поскольку существует вероятность отказа в защите его интересов по причине отсутствия оперативной реакции.

Внесенные изменения в ОСАГО – первый шаг к оптимизации правовых норм и приведению их в относительное соответствие с положениями европейских законов, призванных прежде всего защищать интересы пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия лица. Вышеуказанные доработки создадут достаточные условия для того, чтобы многочисленные страховые компании более ответственно подходили к возложенным на них обязанностям и осуществляли необходимые выплаты в размерах и в сроки, четко прописанные в полисах страхования.

Водители же также должны с пониманием относиться к работе страховщиков и осознавать, что эти службы созданы для того, чтобы покрыть их риски и предоставить нужную поддержку. Хочется надеяться, что ОСАГО перестанет восприниматься владельцами транспортных средств как наиболее дешевый и доступный вариант обязательного авто-страхования, приобретаемый исключительно для «галочки» и во избежание получения штрафов от уполномоченных органов дорожной полиции.

Поправки в ФЗ об ОСАГО: новые правила ремонта

28 апреля 2017 года в силу вступили поправки в Федеральный закон об ОСАГО, касающиеся ремонта поврежденных автомобилей после ДТП. Специально для читателей сайта «Вести права» небольшой обзор изменений в порядке ремонта.

Приоритет ремонта над денежной выплатой

По новым правилам страховое возмещение гражданам-владельцам легковых автомобилей, зарегистрированных в РФ, в большинстве случаев производится в натуральной форме — в виде организации ремонта или его оплаты. Получить страховое возмещение в денежном эквиваленте (наличными или на счет) можно лишь в строго оговоренных законом случаях:

  • при полной гибели ТС;
  • если стоимость восстановительного ремонта больше максимальной страховой суммы (400 тысяч рублей) или максимального размера возмещения для ДТП, оформленных без участия полиции — при условии, что потерпевший не согласен доплачивать за ремонт;
  • при обоюдной вине всех участников ДТП — при условии, что потерпевший не согласен доплачивать за ремонт);
  • в случае смерти потерпевшего;
  • при причинении здоровью потерпевшего тяжкого или средней тяжести вреда в результате ДТП (по желанию самого потерпевшего);
  • потерпевшим — инвалидам (по желанию самого потерпевшего);
  • если потерпевший не согласен на ремонт его ТС на одной из СТО, не соответствующих требованиям правил ОСАГО;
  • по соглашению между потерпевшим и страховой компанией;
  • если Центральный банк в течение 1 года 2 и более раза выявлял у данной страховой компании нарушения по организации и оплате восстановительного ремонта и ограничил ей в связи с этим возможность возмещения вреда в натуре (путем организации / оплаты ремонта). В таком случае страховая компания по умолчанию обязана делать потерпевшим выплату в денежном эквиваленте, а предложить ремонт может только с согласия потерпевшего.

По умолчанию для проведения ремонта поврежденного ТС страховая компания выбирает одну из СТО, с которыми у нее заключены договоры. Если ни одна из таких станций техобслуживания не подходит конкретному потерпевшему (например, по критерию доступности), страховая компания может выдать направление на ремонт в них только с согласия потерпевшего, в противном случае должна произвести страховую выплату деньгами.

Кстати:
По ДТП, случившимся с 25 сентября 2017 года, можно получить ремонт в своей страховой компании, даже если в ДТП участвовало больше двух машин. Главное — чтобы в ДТП не было пострадавших людей и у всех водителей были полисы ОСАГО. Участникам массовых ДТП больше не нужно обращаться в страховую виновника.

Самостоятельно заниматься организацией ремонта на СТО, с которой у страховой компании нет договора, потерпевший может только с письменного согласия страховой компании. В таком случае при обращении в страховую компанию за возмещением по ОСАГО надо предоставить полные реквизиты СТО (название, юридический и фактический адрес, платежные реквизиты).

. По всем транспортным средствам, кроме зарегистрированных в РФ легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан, форму страхового возмещения (ремонт, выплата) может выбирать сам потерпевший.

Место проведения ремонта

Вводится обязательный критерий доступности места ремонта для потерпевшего — СТО должна находиться в пределах 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. Из этого правила есть одно исключение: когда страховая компания организует или оплачивает транспортировку автомобиля к месту ремонта.

Информацию о СТО, с которыми имеются договоры на проведение восстановительного ремонта, страховая компания обязана разместить на своем сайте.

По новым машинам (не старше 2 лет с даты выпуска) восстановительный ремонт должен проводиться на СТО у официальных дилеров, которые по договору с производителем или импортером имеют право на сервисное обслуживание ТС определенных марок.

Доплата за износ запчастей при ремонте отменена

В пункте 19 статьи 12 ФЗ об ОСАГО теперь сказано, что расходы на запчасти, подлежащие замене, в случае организации ремонта определяются без учета износа. В остальных случаях износ не может составлять больше 50% стоимости деталей, узлов или агрегатов.

В законе появилось указание о том, что использовать восстановленные или бывшие в употреблении детали, узлы и агрегаты нельзя. Это правило касается случаев, когда по Единой методике (положение ЦБ 19.09.2014 №432-П) на поврежденном авто необходима замена комплектующих изделий. В качестве исключения по соглашению потерпевшего и страховой компании могут быть использованы б/у или восстановленные комплектующие. Однако если вы против использования старых деталей, обязать вас соглашаться на их использование страховая компания не может.

Гарантия на ремонтные работы и предъявление претензий по ремонту

На выполненные работы по восстановительному ремонту после ДТП вам обязаны дать минимальную гарантию 6 месяцев. По кузовным работам, а также работам с применением лакокрасочных материалов должна даваться гарантия 12 месяцев. Если вы нашли дефекты ремонта, устранить их обязаны в общем порядке, установленном для восстановительного ремонта после ДТП. Тем не менее, по письменному соглашению страховая компания и потерпевший могут предусмотреть и другой способ устранения недостатков восстановительного ремонта.

Претензии по результатам восстановительного ремонта предъявляются в письменном виде страховой компании. Порядок действий при обнаружении скрытых повреждений должен быть описан в документе, который выдает СТО при приемке ТС в ремонт, и должен быть согласован со страховой компанией и потерпевшим.

Фиксированные сроки ремонта

Поправки строго ограничивают сроки восстановительного ремонта 30 рабочими днями с даты предоставления поврежденного ТС на станцию техобслуживания / передачи его страховой компании для транспортировки к месту ремонта.

Неустойка за нарушение сроков ремонта

За нарушение СТО сроков передачи потерпевшему отремонтированного авто будет отвечать страховая компания, выдавшая направление на ремонт. В таком случае потерпевший может требовать неустойку в размере 0,5% в день от определенной суммы страхового возмещения. Максимальный размер неустойки ограничивается суммой страхового возмещения. Напомним, что в законе также есть неустойка за просрочку выдачи направления на ремонт ТС в размере 1% от определенного размера страхового возмещения.

К каким договорам и ДТП применяются поправки?

Как сказано в Федеральном законе №49-ФЗ от 28.03.2017, новая редакция ФЗ об ОСАГО будет применяться к полисам ОСАГО, которые оформлены после дня вступления в силу закона 49-ФЗ, то есть после 28 апреля 2017 года.

Страховые выплаты по ОСАГО в 2019 году

Дорожно-транспортное происшествие (авария) приводит к довольно неприятным последствиям. Виновник в зависимости от тяжести ДТП обязан возместить причиненный ущерб.

Поэтому в правовое поле введено такое понятие как обязательное страхование или ОСАГО .

Законодательные нормы на 2019 год

Общие принципы и порядок возмещения описан в законе № 40-ФЗ, принятом в 2002 году. Кроме того, нормативный акт содержит такие правила:

Страховой полис должен иметь каждый водитель. Но покупает гражданин этот документ не для себя. Компенсационная выплата по ОСАГО производится:

  • владельцы пострадавшего автотранспортного средства;
  • получившему увечья гражданину.

Внимание: страховые выплаты имеют ограничения. Кроме того, специалисты тщательно изучают повреждения, чтобы не переплачивать из соответствующего фонда лишнего.

Приобретая страховку, следует понимать такие вещи:

Какие случаи страхуются в обязательном порядке

В указанном выше нормативно акте приводится полный перечень страховых ситуаций. Они делятся на две большие группы, зависящие от пострадавшего объекта:

  • люди — участники движения;
  • автотранспортные средства.

Выплаты в пользу потерпевших

Для граждан установлен более широкий спектр выплат, связанных с потерей трудоспособности. Так, страховщик обязан учесть такие расходы потерпевшего:

  1. на оказание первой медпомощи;
  2. на диагностическое исследование;
  3. на лечение и связанное с ним пребывание в медучреждении, в том числе:
    • питание;
    • приобретение лекарств, специальных препаратов и материалов;
  4. протезирование;
  5. потерю заработка, связанную с утратой трудоспособности.

Внимание: если человек умер из-за ДТП , то выплачивается пособие на погребение. Также подлежат финансированию расходы, связанные с утратой кормильца. Справка: моральный вред не приводится в качестве обязательного фактора для начисления компенсационных. Истребовать его с виновника можно только в судебном порядке.

Читайте так же:  Образец заявление на получение квоты на операцию

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Перечень лиц, наделённых правом требования страховых выплат

В аварии может быть множество пострадавших. Законодательство четко описывает круг лиц, которым предоставлено право требовать страховые выплаты. Разрешено получать деньги за причинение вреда автомобилям (в одном ДТП может быть повреждено несколько), людям:

  1. водителям;
  2. пассажирам;
  3. пешеходам;
  4. велосипедистам и другим.

Начисление наследникам водителя по доверенности не производится

Отказать в удовлетворении заявки на получение денег могут по таким основаниям:

  • наличие в автомобиле опасных для окружающих веществ;
  • отсутствие водительских прав у гражданина, в том числе из-за их лишения;
  • в полисе не указана фамилия виновника аварии.

Подсказка: в 2015 году в закон внесли дополнение, согласно которому на компенсацию ущерба могут претендовать выгодоприобретатели. Ими являются лица, у которых на содержании находится раненый.

Сколько заплатят в 2019 году

Величина компенсационных приведена в седьмой статье закона от 25.04.02 № 40-ФЗ:

«Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;

б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей».

Однако приведенные в параграфе закона цифры являются граничными. То есть больше указанных 500 и 400 тыс. р. истребовать не получится. Конкретную сумму подсчитывают страховщики, учитывая:

  1. износ автотранспортного средства;
  2. степень увечий;
  3. расходы необходимые для поправки здоровья по официальным источникам;
  4. многое другое.

Подсказка: если вылечить травмы можно в рамках обязательного медстрахования, то шансы получить дополнительные деньги снижаются.

Как определяется реальный ущерб

Расчет является довольно сложной операцией. На конечный результат влияет множество факторов. Так, первоначальную оценку производят на стадии оформления полиса. Влияют такие факторы:

  1. износ комплектующих, подлежащих замене (каждой отдельно);
  2. не учитываются:
    • лакокрасочное покрытие;
    • восстановительные работы;
    • система безопасности;
    • детали, подлежащие восстановлению;
  3. местоположение происшествия;
  4. водительский и страховой стаж;
  5. другие.

При расчете применяться следующие коэффициенты:

  1. Территориальный. Данная величина зависит от численного показателя народонаселения в конкретном городе (селе). Чем больше населенный пункт, тем выше коэффициент.
  2. Личностный:
    • берется во внимание стаж вождения гражданина;
    • время действия страховки.
  3. Мощность авто также влияет на конечную сумму. Чем более мощный двигатель, тем выше начисления.

Для сведения: чаще всего конечный результат расчета оказывается ниже максимума.

Если есть пострадавшие

При нанесении вреда жизни и здоровью человека, производится полное обследование раненого. Размер выплаты зависит от причиненного вреда, установленного медиками:

Изменения в выплате по осаго

Выплаты страховых компаний по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) в первом квартале 2018 года сократились более чем в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 52 млрд до 32 млрд руб., следует из статистических данных, опубликованных ЦБ. Падение выплат по ОСАГО не сопровождалось сопоставимым снижением сборов — они уменьшились всего на 4,6%, до 46 млрд руб., число проданных полисов сократилось год к году на 1,3%, до 7,9 млн.

Как пояснили РБК в Центробанке, эти изменения в значительной степени обусловлены показателями деятельности отдельных крупных игроков на рынке ОСАГО — но конкретные страховые компании не назвали.

При этом, согласно статистике ЦБ, самое существенное падение выплат произошло у «Росгосстраха» (РГС), попавшего осенью прошлого года в периметр санации банка «ФК Открытие»: они упали в 3,5 раза, с 21,3 млрд до 6,1 млрд руб. В результате если в первом квартале 2017 года на эту компанию приходилось почти 40% всех выплат и она занимала 25% всего рынка ОСАГО, то по итогам первого квартала 2018 года ее доля на рынке упала до 9,8%, а выплаты составили лишь 19% от общего объема. Без учета данных «Росгосстраха» выплаты страховщиков по ОСАГО за первый квартал снизились не так значительно — на 15%, с 31 млрд до 25 млрд руб., а сборы выросли с 37,1 млрд до 42,2 млрд руб.

В «Росгосстрахе» на запрос РБК не ответили. В Центробанке пояснили, что намерены изучить более детально итоги первого квартала 2018 года. В ЦБ также добавили, что благодаря системе прямого возмещения убытков (ПВУ) изменение выплатной политики страховщика потерпевшего отражается и в выплатах страховщиков причинителей вреда. (В рамках ПВУ потерпевшая в результате ДТП сторона имеет право обращаться за выплатой в страховую компанию, с которой у нее заключен договор ОСАГО, а страховая компания уже требует возмещения у страхователя виновника аварии.)

Кроме того, в ЦБ по-прежнему считают «актуальными инициативы, изложенные в подходах к стабилизации рынка ОСАГО, объявленных Банком России в мае текущего года». Тогда регулятор объявил, что уже к осени 2018 года в рамках первого этапа общего комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО, который уже несколько лет является убыточным, коридор базовой ставки по ОСАГО расширится на 20%. В результате средний обобщенный водитель будет платить за полис 7 тыс. руб. против нынешних 5,8 тыс. руб. На втором этапе реформы рынка ОСАГО страховым компаниям предлагается дать возможность устанавливать индивидуальные тарифы для каждого страхователя, а к 2020 году ЦБ рассчитывает снять все ограничения по тарифам.

Выплаты страховых компаний по ОСАГО начали резко снижаться во втором полугодии 2017 года: если в первом и втором кварталах прошлого года выплаты по страховым случаям превышали 50 млрд руб., то в третьем квартале снизились до 43 млрд руб., а в четвертом квартале — до 28,4 млрд руб.

Однако в ЦБ утверждают, что «анализ ситуации на рынке ОСАГО не дает пока оснований делать выводы о системном снижении объемов страховых выплат по ОСАГО», а статистика за 2017 год свидетельствует о достаточно высоком уровне убыточности в данном сегменте. По данным ЦБ, в 2017 году убыток страховщиков от ОСАГО составил 15 млрд руб.

«Необходимо учитывать, что изменение выплатной политики даже одного крупного страховщика ОСАГО ведет к изменению показателей большого числа страховщиков», — пояснили РБК в ЦБ.

Выплаты «Росгосстраха» по ОСАГО в прошлом году рухнули примерно с 20 млрд руб. в первых кварталах до 2,6 млрд руб. в последнем. Это совпало по времени со сменой собственников компании: владевший ею Данил Хачатуров продал убыточную страховую компанию (по итогам 2016 года убытки составили 33,3 млрд руб.) банку «ФК Открытие». 29 августа 2017 года ЦБ объявил о санации банка через Фонд консолидации банковского сектора, причем в периметр санации попал и «Росгосстрах». Возглавивший «ФК Открытие» Михаил Задорнов в конце 2017 года заявлял, что в «Росгосстрахе» «сверху донизу царило воровство». Данил Хачатуров не соглашался, утверждая, что причиной финансового краха компании стали ошибки в госрегулировании рынка ОСАГО, а не плохое управление.

Однако ситуация с выплатами по ОСАГО в «Росгосстрахе» отличилась от средней по рынку. В октябре 2017 года рейтинговое агентство АКРА отмечало, что в первом полугодии 2017 года средняя выплата по ОСАГО у «Росгосстраха» превышала среднюю выплату по остальным компаниям на 70% и приближалась к 100 тыс. руб. У «Росгосстраха» и прежде средняя выплата и раньше была выше среднерыночной (на 32% в 2016 году), но рост этого разрыва вдвое эксперты найти не могли, как писал РБК. Разница в средней выплате со среднерыночными показателями раньше объяснялась спецификой самого портфеля ОСАГО страховщика: у «Росгосстраха» большее присутствие в проблемных регионах, где наблюдается большая доля так называемых автоюристов, отмечали в АКРА. В самой компании РБК тогда говорили, что «Росгосстрах» всегда показывает страховые выплаты в целом, включая все выплаты по судам, которые и дают основную динамику, тогда как в ряде других компаний такие выплаты относят на другие статьи. Тем не менее, уверяли в компании, с третьего квартала 2017 года ситуация улучшилась благодаря принятой в мае программе исправления ситуации. К первому кварталу 2018 года средняя выплата «Росгосстраха» снизилась до 65 тыс. руб. против средних 57 тыс. руб. по остальным компаниям.

Страховщики должны одинаково отражать выплаты, подчеркивает партнер FMG Group Крупнов. Более того, в действующем отраслевом стандарте бухучета (так же, как и в предшествовавшем ему плане счетов) просто нет вариантов, как их отражать, поясняет юрист.

Тенденции к снижению нет

Если принять во внимание тот факт, что «Росгосстрах» изменил политику отражения выплат, то сравнение новых данных ЦБ с данными за первый квартал прошлого года теперь нерелевантно, полагает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. «Тем не менее с учетом того что РГС принял решение сокращать долю [ОСАГО] и сокращать убыточность, то в отношении этой компании тенденция к сокращению выплат пропорциональна сокращению сборов», — отмечает эксперт.

То обстоятельство, что «Росгосстрах» в течение всего прошлого года усиленно чистил свой портфель, сыграло важную роль в статистических показателях по выплатам в первом квартале 2018 года, отмечает заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин. С другой стороны, считает он, в первом квартале компании традиционно показывают хорошую оптимизацию расходов и статистика за январь—март не всегда отражает дальнейшую тенденцию развития рынка.

Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов также согласен, что на общую статистику повлияло сокращение портфеля ОСАГО у «Росгосстраха», отличавшегося самыми высокими выплатами на рынке из-за недобросовестных автоюристов. Но эксперт считает, что на снижение выплат могло повлиять и увеличение количества фальшивых полисов, оформляемых через посредников. «Все это приводит к тому, что число действующих полисов ОСАГО уменьшается, а по фальшивому полису клиент выплату, как полагается, не получает», — отмечает он.