Использование радиочастот штраф

Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации (ст.ст. 13.1 — 13.40)

Глава 13. Административные правонарушения в области связи и
информации

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Штрафы за нарушение правил регистрации и эксплуатации РЭС возрастут в шесть раз

Минкомсвязи России внесло проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Планируются изменения, касаемые увеличения размера налагаемых штрафов за нарушение правил установки, регистрации и эксплуатации, а также несоответствие фактического места размещения, либо неосуществление фактической установки радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. Как сообщает сайт МОО СРР, штрафы увеличатся в шесть раз.

Текст внисимых изменений выглядит следующим образом:

Статья 13.4. Нарушение правил установки, регистрации и эксплуатации, а также несоответствие фактического места размещения, либо неосуществление фактической установки радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств»

1. Нарушение правил проектирования, строительства или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от тысячи до трех тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

2. Несоответствие фактического места размещения радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств месту установки, указанному в свидетельствах о регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, либо неосуществление фактической установки радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств по месту установки, указанному в свидетельствах о регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от тысячи до трех тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией
радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

1. Положения части 1 настоящей статьи, в части нарушений правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, не распространяются на пользователей радиочастотным спектром, использующих незарегистрированные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства в выделенных полосах частот в соответствии с условиями использования, установленными в полученных ими разрешениях на использование радиочастот или радиочастотных каналов.

2. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 13.7 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 – 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

3. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 13.7 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает 3 месяца;

2) создание в результате совершения административного правонарушения радиопомехи другим пользователям радиочастотным спектром.

В текущей редакции эта статья выглядит так:

Статья 13.4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств

1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
2. Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

Стоит отметить, что на официальных сайтах Минкомсвязи и Государственной Думы об этих изменениях нет ни одного упоминания.

Использование радиочастот штраф

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Псковской области напоминает и доводит до сведения юридических и физических лиц — владельцев радиоэлектронных средств следующую информацию:

Управлением Роскомнадзора по Псковской области, филиалом ФГУП «Радиочастотный центр Северо-Западного федерального округа» по Псковской области выявляются случаи незаконного использования радиоэлектронных средств (РЭС) на территории Псковской области. Незаконная эксплуатация РЭС нарушает планирование использования и распределения радиочастотного ресурса, создает радиопомехи работе законно используемым РЭС.

В последнее время участились случаи использования различных радиоэлектронных средств, таких как широкополосные ретрансляторы GSM, генераторы радиошума, используемые в качестве средств защиты информации, радиостанции, используемые в службе такси и др. без проведения оценки электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми к введению в эксплуатацию РЭС без получения соответствующих разрешительных документов.

Рост количества незарегистрированных РЭС в дальнейшем может привести к непредсказуемым последствиям, в том числе к сбоям в работе сетей связи предприятий электроэнергетики, воздушного, железнодорожного транспорта, скорой помощи, служб, обеспечивающих безопасность и правопорядок и т.п.

В соответствии с п.5 ст.22 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств без регистрации не допускается.

Регистрация РЭС и ВЧУ гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации, ведение их учета, выдача владельцам радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств свидетельства о регистрации производятся в соответствии с Правилами регистрации РЭС и ВЧУ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539.

Регистрация осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастотного ресурса.

Владельцы РЭС и ВЧУ, у которых истек срок действия свидетельств об их регистрации, должны пройти перерегистрацию. На вновь приобретенные РЭС или ВЧУ должны быть получены свидетельства о регистрации, в том числе на РЭС систем фиксированного беспроводного доступа, РЭС для внутриофисных систем передачи данных.

За нарушение порядка использования РЭС и ВЧУ предусмотрена ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность.

Читайте так же:  Юбилей за стаж работы

Управление Роскомнадзора по Псковской области просит руководителей предприятий, ведомств, физических лиц, использующих в своей деятельности средства радиосвязи, принять данную информацию к сведению и руководству.

Регистрация радиоэлектронных средств диапазона 2400-2483,5 МГц (технологии Wi-Fi, Bluetooth)

Регистрация радиоэлектронных средств диапазона 2400-2483,5 МГц (технологии Wi-Fi, Bluetooth)

В соответствии с п.2 ст.22 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» оборудование радиодоступа диапазона 2400-2483,5 МГц подлежит регистрации. Исключение составляют оконечные (пользовательские) радиоэлектронные средства указанного диапазона с мощностью не более 100мВт (ноутбуки, сотовые телефоны с модулями Wi-Fi, Bluetooth и т.п.) (см.п.16 ППРФ от 12.10.2004 №539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств»).

Таким образом, точки беспроводного радиодоступа, используемые владельцами радиоэлектронных средств для организации беспроводных сетей передачи данных, не являются оконечными устройствами и подлежат регистрации в органах Роскомнадзора.

Кроме того, в соответствии со ст.41 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ, п.28 ППРФ от 31.12.2004 №896 «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации» ,оборудование радиодоступа подлежит обязательной сертификации. Пользователям радиоэлектронных средств при приобретении оборудования радиодоступа следует запрашивать у продавцов РЭС сертификат соответствия на приобретаемое оборудование, выданный Федеральным агентством связи (Россвязь). Реестр сертификатов соответствия размещен по адресу http://minkomsvjaz.ru/departments/rossvyaz/3741/4661/4735/ Использование несертифициорованных средств связи, подлежащих обязательной сертификации, является нарушением ст 41 Федерального закона «О связи», ответственность за такое нарушений предусмотрена ст. 13.6 КоАП РФ «Использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи».

Использование на сетях связи несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи, если законом предусмотрена их обязательная сертификация, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой.

Регистрация РЭС и ВЧУ
Перечень документов, необходимых для получения выписки из Реестра зарегистрированных РЭС или ВЧУ.

Заявление, с указанием:

а) наименования, идентификационного номера налогоплательщика, места нахождения и почтового адреса юридического лица — для юридического лица;

б) фамилии, имени, отчества, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии), места жительства, данных документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, — для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

в) имени, фамилии, гражданства (в случае его наличия), места регистрации, данных документа, удостоверяющего личность, — для иностранных граждан и лиц без гражданства;

г) типа, наименования и номера (заводского, серийного или учетного) регистрируемого радиоэлектронного средства и высокочастотного устройства;

д) номера и даты разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов) для радиоэлектронных средств, выданных на имя заявителя (в случае, если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации);

е) номера и даты свидетельства об образовании позывного сигнала (в случае, если образование позывного сигнала предусмотрено законодательством Российской Федерации);

ж) номера и даты решения Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот, на основании которого планируется использовать радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства.

В случае если в соответствии с решением о выделении полосы радиочастот и (или) разрешениями на использование радиочастот или радиочастотных каналов радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство планируется использовать на территории нескольких субъектов Российской Федерации, заявление необходимо подавать в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по месту регистрации заявителя.

К заявлению прилагается:

— сведения о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемых радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. . Для заполнения указанных сведений необходимо руководствоваться Приказом Минкомсвязи от 13.01.2015 № 2 «Об утверждении перечня технических характеристик и параметров излучения РЭС и ВЧУ, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств, форм свидетельств о регистрации РЭС и ВЧУ и форм свидетельств об образовании позывных сигналов опознавания»;

— копия договора оператора связи с абонентом, пользовательское (оконечное) оборудование которого работает в сети связи оператора — владельца разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, — в случае, если регистрация пользовательского (оконечного) оборудования осуществляется на основании разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выданного владельцу сети связи (при необходимости);

— копия договора между владельцем радиоэлектронных средств и пользователем радиоэлектронного средства — в случае, если предполагается совместное использование радиоэлектронного средства (при необходимости);

— письменное согласие владельца станции спутниковой связи VSAT, работающей в сети связи оператора связи, на подачу заявления о регистрации этой станции спутниковой связи VSAT оператором связи (при необходимости);

— копия договора оператора связи с имеющим разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов владельцем центральной земной станции, управляющей сетью спутниковой связи, и копия договора оператора связи с владельцем станции спутниковой связи VSAT, работающей в сети связи оператора связи, — в случае, если осуществляется регистрация станции спутниковой связи VSAT, работающей в Кu- и (или) Ка-диапазоне (при необходимости).

При этом необходимо иметь ввиду, что в целях повышения эффективности информационного обмена и построения единого информационного пространства Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций разработан и внедряется «Единый технический справочник радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» ( сокращенно: ЕТС РЭС и ВЧУ ).

Основным источником получения информации о наименованиях, технических характеристиках и параметров излучения регистрируемых РЭС и ВЧУ являются сведения, указываемые предприятиями-изготовителями радиоэлектронной аппаратуры.

С целью исключения учёта одного и того же вида РЭС или ВЧУ под различными наименованиями просим заявителей в Заявлениях о регистрации РЭС (ВЧУ) и в Сведениях о технических характеристиках и параметрах излучения РЭС (ВЧУ) указывать их наименования и другие сведения в СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ с наименованием, присвоенным данному РЭС (ВЧУ) предприятием-изготовителем.

Часто задаваемые вопросы по регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

Вопрос № 1: Какие радиоэлектронные средства (РЭС) и высокочастотные устройства (ВЧУ) необходимо регистрировать?

Регистрации подлежат радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 № 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств».

Вопрос № 2: Где зарегистрировать РЭС и ВЧУ?

Регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Управлением Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу и его территориальными отделами в городах Майкоп и Сочи.

Вопрос № 3: Как зарегистрировать РЭС и ВЧУ?

Регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по заявлению владельца радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или пользователя радиоэлектронного средства, подаваемому на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официального сайта территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности) или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления заявления путём внесения записи в Реестр зарегистрированных РЭС и ВЧУ.

Заявление подается в территориальный орган Роскомнадзора, на территории деятельности которого планируется использование РЭС (ВЧУ).

В случае, если по условиям, установленным при выделении полосы радиочастот либо при присвоении (назначении) радиочастоты (радиочастотного канала), радиоэлектронные средства планируется использовать на территориях нескольких субъектов РФ, заявитель подает заявление в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по месту регистрации юридического (физического) лица или индивидуального предпринимателя.

К заявлению прилагается:

— сведения о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемых радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. При заполнении указанных сведений необходимо руководствоваться Приказом Минкомсвязи от 13.01.2015 № 2 «Об утверждении перечня технических характеристик и параметров излучения РЭС и ВЧУ, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств, форм свидетельств о регистрации РЭС и ВЧУ и форм свидетельств об образовании позывных сигналов опознавания».

Для физического лица при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Запись в Реестр зарегистрированных РЭС и ВЧУ оформляется в течении 10-ти рабочих дней с момента подачи заявления. Плата не взимается.

Читайте так же:  Договор с филиалом юридического лица

Вопрос № 4: Как получить выписку из Реестра зарегистрированных РЭС или ВЧУ?

Выписка из Реестра зарегистрированных РЭС или ВЧУ получается лично, с росписью в журнале получения либо по доверенности, оформленной согласно действующего законодательства или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении на почтовый адрес, указанный в заявлении.

Выписка из Реестра зарегистрированных РЭС и ВЧУ или мотивированное уведомление об отказе в регистрации также может быть создано в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и направлено по выбору заявителя, указанному в заявлении, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официального сайта территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, который осуществил регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности) на адрес электронной почты заявителя или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления Выписки из Реестра зарегистрированных РЭС и ВЧУ или уведомления об отказе в такой регистрации.

Вопрос № 5: Могу ли я передать РЭС и запись в Реестре другому лицу?

Нет, не можете. В соответствии с п. 2 Правил о регистрации РЭС и ВЧУ под владельцем радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств понимается лицо, у которого эти средства или устройства находятся в собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления либо на ином законном основании (аренда, безвозмездное пользование) — при передаче РЭС другому лицу тот становиться его владельцем, что накладывает на него обязанность зарегистрировать РЭС на свое имя.

Вопрос № 6: Я утратил Выписку из Реестра, что мне делать?

В случае порчи или утраты Выписки из Реестра зарегистрированных РЭС или ВЧУ территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, который осуществил регистрацию РЭС и ВЧУ, может выдать новую Выписку на основании заявления владельца. Заявление подается на имя Руководителя Управления по форме.

Вопрос № 7: Какая ответственность за использование РЭС (ВЧУ) без регистрации?

Ответственность предусмотрена по Статье 13.4. ч.1.

Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа

на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой;

на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;

на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

Вопрос № 8: Могу ли я использовать усилитель к радиостанции в диапазоне частот 27 МГц (СВ-диапазон) ?

Использование радиостанций в диапазоне 27 МГц осуществляется при соблюдении условий, установленных решением ГКРЧ от 03.09.2013 № 13-20-08. Указанное решение устанавливает общие требования к используемому оборудованию (радиостанциям) и в частности, определяет разрешенный к использованию диапазон частот и максимальную выходную мощность для радиостанций, которая должна быть не более 10 вт.

Использование дополнительных устройств, в том числе и усилителей мощности с любыми параметрами, данным решением не разрешено.

Вопрос № 9 Какие каналы я могу использовать в диапазоне частот 27 МГц (СВ-диапазон)?

Согласно решения ГКРЧ от 03.09.2013 № 13-20-08, разрешается использование следующих каналов:

Тип радио-
станции
БЗБ/СВ

Тип радио-
станции Д/СВ

Тип радио-
станции
БЗБ/СВ

Тип радио-
станции
Д/СВ

Для наиболее распространенных многоканальных типов радиостанций Dragon это сетки Е,F; для радиостанций типа Alan — сетки D и E; для MJ-3031, Maycom EM-27, Yosan — C,D.

Ответственность за нарушение данных условий (превышение мощности, использование других каналов) предусмотрена ч.2 ст. 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложением административного штрафа:

на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой;

на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой;

на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

Вопрос № 10. Нужно ли регистрировать радиоэлектронные средства, работающие в диапазонах (полосах) радиочастот 433.075- 434.750 МГц?

Согласно п. 15 «Изъятия из перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 № 539, указанные маломощные радиостанции не подлежат регистрации при условии соблюдения их основных технических характеристик:

Максимальная излучаемая мощность передатчика, не более

Симплексная одноканальная ЧМ телефония

Шаг сетки частот

Нижняя звуковая частота

Верхняя звуковая частота

Девиация частоты, не более

Количество программируемых каналов

Относительный уровень побочных излучений передатчика, не хуже

Допустимое отклонение частоты передатчика, не более

Ширина диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости

Коэффициент усиления антенны, не более

Вопрос № 11. Нужно ли регистрировать радиоэлектронные средства, работающие в диапазонах (полосах) радиочастот 446.0-446.1 МГц?

Согласно п. 15 «Изъятия из перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 № 539, указанные маломощные радиостанции не подлежат регистрации при условии соблюдения их основных технических характеристик:

Эквивалентная изотропно излучаемая мощность (ЭИИМ)не более, Вт

Максимальная девиация частоты, кГц

Класс излучения передатчика

Номиналы частот, МГц

446,00625+0,0125n,
где n=0. 7

Ширина полосы излучения передатчика на уровне, кГц

Уровень побочных излучений передатчика не более, мкВт

Относительная нестабильность частоты передатчика

Дополнительные обязательные условия:

— портативные радиостанции не должны применяться на территории аэродромов;

— использование портативных радиостанций для организации симплексной радиосвязи для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд.

Вопрос № 12. Каков порядок использования радиоэлектронных средств в полосе радиочастот 2400…2483,5 МГц выделенных для устройств малого радиуса действия?

В соответствии с п. 3 решения Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) от 07 мая 2007 г. № 07-20-03-001 «О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия» физическим и юридическим лицам разрешено использование полосы радиочастот 2400-2483,5 МГц для использования устройств малого радиуса действия без оформления разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов, при выполнении следующих условий:

− соответствия технических характеристик, условий использования и типов устройств малого радиуса действия основным техническим характеристикам, условиям использования и типам, указанным в приложении 2 к Решению Государственной комиссии по радиочастотам от 07 мая 2007 г. № 07-20-03-001.

− устройства малого радиуса действия не должны создавать недопустимых помех и не должны требовать защиты от помех со стороны радиоэлектронных средств, работающих в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации;

− регистрации устройств малого радиуса действия в установленном в Российской Федерации порядке.

При этом следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 № 539 утверждены «Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств», согласно разделу 5 «Перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации» и п. 16 Приложения по указанному перечню, регистрации не подлежит пользовательское (оконечное) оборудование радиодоступа (беспроводного доступа) в полосе 2400-2483,5 МГц с мощностью излучения передающих устройств до 100 мВт включительно.

Вопрос № 13. Каков порядок регистрации радиоэлектронных средств диапазона 2400-2483,5 МГц (технологии Wi-Fi, Bluetooth)?

В соответствии с п.2 ст.22 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» оборудование радиодоступа диапазона 2400-2483,5 МГц подлежит регистрации. Исключение составляют:

  • Пользовательское (оконечное) оборудование передающее, включающее в себя приемное устройство, малого радиуса действия стандартов IEEE 802.11, IEEE 802.11.b, IEEE 802.11.g, IEEE 802.11.n (Wi-Fi), работающее в полосе радиочастот 2400 — 2483,5 МГц, с допустимой мощностью излучения передатчика не более 100 мВт, в том числе встроенное либо входящее в состав других устройств.
  • Пользовательское (оконечное) оборудование передающее, включающее в себя приемное устройство, малого радиуса действия стандартов IEEE 802.11а, IEEE 802.11.n (Wi-Fi), работающее в полосах радиочастот 5150 — 5350 МГц и 5650 — 6425 МГц, с допустимой мощностью излучения передатчика не более 100 мВт, в том числе встроенное либо входящее в состав других устройств.
  • Пользовательское (оконечное) оборудование передающее, включающее в себя приемное устройство, работающее в полосах радиочастот 2300 — 2400 МГц, 2500 — 2690 МГц, 3400 — 3450 МГц и 3500 — 3550 МГц, с допустимой мощностью излучения передатчика не более 1 Вт, в том числе встроенное либо входящее в состав других устройств.
Читайте так же:  Взятки аксёнова крым

Точки беспроводного радиодоступа, используемые для организации беспроводных сетей передачи данных, не являются оконечными устройствами и подлежат регистрации. Исключение составляют :

  • Устройства малого радиуса действия в сетях беспроводной передачи данных в полосе радиочастот 2400 — 2483,5 МГц с максимальной эквивалентной изотропно излучаемой мощностью передатчика не более 2,5 мВт при использовании псевдослучайной перестройки рабочей частоты.
  • Устройства малого радиуса действия в сетях беспроводной передачи данных внутри закрытых помещений в полосе радиочастот 2400 — 2483,5 МГц с максимальной эквивалентной изотропно излучаемой мощностью передатчика не более 100 мВт при использовании псевдослучайной перестройки рабочей частоты.
  • Устройства малого радиуса действия в сетях беспроводной передачи данных вне закрытых помещений в полосе радиочастот 2400 — 2483,5 МГц только при высоте установки радиоэлектронных средств не более 10 м от поверхности земли.
  • Устройства малого радиуса действия в сетях беспроводной передачи данных вне закрытых помещений для сбора информации телеметрии в составе автоматизированных систем контроля и учета ресурсов или систем охраны в полосе радиочастот 2400 — 2483,5 МГц.
  • Устройства малого радиуса действия, используемые в сетях беспроводной передачи данных в полосе радиочастот 2400 — 2483,5 МГц, с максимальной эквивалентной изотропно излучаемой мощностью передатчика не более 100 мВт при использовании прямого расширения спектра и других отличных от псевдослучайной перестройки рабочей частоты видов модуляции:
  1. при максимальной спектральной плотности эквивалентной изотропно излучаемой мощности 2 мВт/МГц;
  2. при максимальной спектральной плотности эквивалентной изотропно излучаемой мощности 10 мВт/МГц — внутри закрытых помещений;
  3. при максимальной спектральной плотности эквивалентной изотропно излучаемой мощности 20 мВт/МГц вне закрытых помещений только для сбора информации телеметрии в составе автоматизированных систем контроля и учета ресурсов или систем охраны.

Время публикации: 10.09.2010 16:12
Последнее изменение: 17.09.2018 09:35

Статья 13.4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств

СТ 13.4 КоАП РФ

1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

2. Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

Комментарий к Ст. 13.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектами данных правонарушений являются общественные отношения по проектированию, строительству, установке или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, а также по эксплуатации, радиообмену, использованию радиочастот, соблюдению государственных стандартов, норм или параметров радиоизлучения. Предметом административных правонарушений является установленный законодательством порядок использования радиочастотного спектра, согласно которому за государством закреплено исключительное право на регулирование этих отношений, а также установленный порядок использования радиоэфира для обмена сообщениями и предотвращения уровня помех, превышающего допустимые значения, в совокупности направленные на обеспечение устойчивости радиосвязи.

Соответствующие правила установлены Законом о связи и нормативными правовыми актами Правительства РФ (см. Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 N 539).

При применении данной статьи следует учитывать Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 175, которым утверждены Правила осуществления радиоконтроля в Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 N 538, утвердившее Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; Постановление Правительства РФ от 22.02.2006 N 103, утвердившее Правила подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения.

2. Объективную сторону правонарушений могут образовывать две группы деяний, объединяющие по несколько самостоятельных видов: нарушение правил проектирования, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств; нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот, несоблюдение государственных стандартов, норм либо разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные и юридические лица.

4. С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены только умышленно.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об указанных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44 КоАП РФ), а также судьи, если дела переданы им на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ), поскольку санкции комментируемой статьи предусматривают возможность применения конфискации предмета административного правонарушения либо административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток по постановлению судьи.

Использование радиочастот штраф

ОАО «Вымпел-Коммуникации» продолжает нарушать порядок использования радиочастотного спектра.

По результатам проведенного Управлением Роскомнадзора по Приморскому краю в феврале 2012 года систематического наблюдения в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») выявлены нарушения оператором связи порядка использования радиочастотного спектра — эксплуатация 26 базовых станций стандарта IMT- 2000/UMTS сети подвижной радиотелефонной связи без регистрации и разрешения на использование радиочастотных каналов.

При проведении контрольных мероприятий за устранением нарушений обязательных требований в области связи установлено, что оператор связи продолжает нарушать установленные порядок, требования и условия, относящиеся к использованию радиоэлектронных средств, а именно: эксплуатирует 10 РЭС базовых станций на территории Приморского края без регистрации и разрешения на использование радиочастотных каналов, причем нарушение законодательства при эксплуатации 7 из них выявлены повторно.

Кроме того, результаты эфирного радиоконтроля ФГУП «Радиочастотный центр Дальневосточного Федерального округа» также показали нарушения оператором связи ОАО «Вымпел-Коммуникации» обязательных требований при эксплуатации базовых и радиорелейных станций, земной станции спутниковой связи.

Таким образом, только с начала текущего года выявлена эксплуатация 36 РЭС ОАО «Вымпел-Коммуникации» без разрешения на использование радиочастотных каналов, без регистрации и с нарушением условий, установленных при присвоении (назначений) радиочастотного канала, чем нарушены п. 5 ст. 22; п.1 ст. 24 Федерального закона «О связи» № 126-ФЗ от 07.07.2003, п.4 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 № 539.

По всем выявленным фактам нарушений ОАО «Вымпел-Коммуникации» привлечено к ответственности по делам об административных правонарушениях по ч.1,2 ст. 13.4 КоАП Российской Федерации, наложено административных наказаний в виде штрафов на сумму 380 000 рублей