Иная деятельность включаемая в страховой стаж

Прокуратура Московской области

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее-Федеральный закон), за исключением отдельных положений.

Согласно Федеральному закону в страховой стаж включаются:
— периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
— периоды работы и (или) иной деятельности, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ст. 12 Федерального закона закреплено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 настоящего Федерального закона.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

  • Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
  • Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
  • Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из Литовской Республики, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Литовской Республики, в том числе и до вступления в силу Соглашения от 26.09.1999. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики
  • Гражданам, прибывшим из государства — республики бывшего СССР, не заключившего соглашение с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором от 24.01.2006.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 01.01.1991 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 18.12.2007. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 01.01.1991, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с Договором от 18.12.2007.

Страховой стаж — это учитываемая при определении нрава на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 Закона о трудовых пенсиях).

Это относительно новый вид трудового стажа, введенный в связи с осуществлением пенсионной реформы в нашей стране. С 1 января 1997 г. вступил в действие Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в ст. 1 которого впервые было дано определение страхового стажа застрахованного лица как суммарной продолжительности периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Согласно ст. 7 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Страховой стаж необходим также и для трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Кроме того, страховой стаж необходим при назначении отдельных видов пособий по государственному социальному страхованию (пособие по временной нетрудоспособности).

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В соответствии со ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются:

  • 1) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании (далее — застрахованные лица);
  • 2) периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в п. 1, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 29 Закона о пенсионном страховании, которая предусматривает, что граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории РФ, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя.

Если международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора РФ.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются согласно ст. 11 Закона о трудовых пенсиях следующие иные периоды:

  • 1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом о пенсиях военным;
  • 2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • 3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • 4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • 5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • 6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • 7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • 8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.
Читайте так же:  Когда появляется штраф на сайте гибдд

Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), засчитываемые в страховой стаж.

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. Понятие страхового стажа как периодов, в течение которых за застрахованное лицо уплачивались страховые взносы в системе обязательного пенсионного страхования, уже разъяснялось ранее (см. комментарий к статье 2). Напомним, что в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», каковыми являются: лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; священнослужители, а также иные категории граждан, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Кроме вышеуказанных периодов, в течение которых за застрахованное лицо уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в страховой стаж засчитываются и иные периоды, в течение которых страховые взносы не уплачиваются. Об указанных периодах мы будем говорить в комментарии к ст. 11 настоящего Закона.

В настоящей статье приведена обобщенная норма, позволяющая включать тот или иной период в страховой стаж застрахованного лица. При этом страховой период напрямую связывается с осуществлением деятельности по трудовому договору или иной деятельности, к примеру, в фермерском хозяйстве, деятельностью в качестве священнослужителя и т.д., а также уплатой за указанный период страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования. Далее, обязательным условием включения периодов работы или иной деятельности в страховой стаж является ее выполнение или осуществление на территории РФ, кроме двух исключений из общего правила, о которых мы будем говорить в комментарии к п. 2 настоящей статьи.

Кроме того, основанием для включения периода трудовой или иной деятельности в страховой стаж является уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, к которым приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование, осуществлявшаяся до 1 января 1991 г., а также уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности до вступления в силу комментируемого Закона. При уплате указанных взносов и налога, периоды работы и иной деятельности включаются в страховой стаж застрахованного лица. К примеру, гражданин в период с 1980 до 2010 года работал на предприятии. В период с 1980 г. до 1 января 1991 года за него производилась уплата страховых взносов на государственное социальное страхование, а затем уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Страховой стаж данного гражданина за указанный период составит 30 лет.

Для включения в страховой стаж определенного периода необходимо, чтобы были выполнены все установленные законом требования. Во-первых, в течение данного периода гражданин должен выполнять трудовую функцию или осуществлять иную деятельность, во-вторых, трудовая или иная деятельность должна осуществляться на территории РФ, в-третьих, она должна осуществляться лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, и, в-четвертых, за указанный период должны быть уплачены страховые взносы. Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных условий является основанием для его исключения из страхового стажа.

Необходимо отметить, что неисполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов или уплата взносов работодателем не в полном объеме не может служить основанием для исключения из страхового стажа застрахованного лица того или иного периода, что подтверждено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой».

Кроме того, в официальных разъяснениях, данных Пенсионному фонду РФ Конституционным Судом РФ (подробно см. Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 798-О-О «По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П») указано, что комментируемая норма, а также абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 407, признаны не соответствующими Конституции РФ, в частности, ее статьям 19, 39, 45, 55, в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, — при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц — позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Конституционный Суд РФ постановил, что федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя; впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования — исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами — право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Включение в страховой стаж граждан периодов осуществления ими трудовой или иной деятельности на территории союзных республик до распада СССР регламентировано Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанном в Москве 13 марта 1992 г. Статьей 1 данного Соглашения установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств — участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Для установления права на пенсию, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. Для граждан, прибывших в Россию из государств, входивших ранее в состав СССР, но не являющихся участниками Соглашения, пенсионное обеспечение осуществляется на общих основаниях с другими иностранными гражданами, однако им учитывается весь трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 г.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи предусмотрены исключения из общего правила включения в страховой стаж периодов работы или иной деятельности, осуществлявшейся на территории РФ. Данными исключениями являются случаи, когда в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись лицами, за пределами территории РФ в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, а также в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ гражданами РФ, работающими за пределами территории Российской Федерации и добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя или за другое физическое лицо.

Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию регламентировано ст. 29 ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с указанной статьей добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя;

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ;

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов, в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер;

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с ФЗ от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование.

Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В настоящей статье приводится перечень периодов, которые в отличие от периодов трудовой или иной деятельности и иных периодов уплаты страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования, о которых мы говорили в комментариях к ст. 10, не включаются, а засчитываются в страховой стаж застрахованного лица. При этом между этими двумя понятиями имеется существенное различие. Зачет в страховой стаж указанных «иных» периодов имеет не экономическое, а социальное значение, так как направлен на оказание социальной помощи застрахованным лицам в формировании страхового стажа в определенные периоды времени, необходимого для реализации права на трудовую пенсию.

Читайте так же:  Договор между судьями

Приведенный в статье перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Рассмотрим эти периоды подробно.

Во-первых, в страховой стаж засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Понятие «военная служба» раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

К военной службе в Вооруженных Силах приравнена служба во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», распространяются:

— на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;

— на лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;

— на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц;

— на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц — при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

— на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах — бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей.

Наравне с вышеперечисленными видами военной службы, страховой стаж в соответствии с Указом Президента РФ от 26 апреля 2000 г. N 730 «О прикомандировании военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к военным судам Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации» засчитывается служба в качестве: военнослужащих, прикомандированных к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации.

Кроме того, к военной службе приравнена, а следовательно, засчитывается в страховой стаж служба в таможенных органах РФ (на основании ст. 50 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»), служба в федеральных органах налоговой полиции (ст. 17 Закона РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» — в настоящее время утратил силу), работа в качестве прокурорских работников (ст. 44 Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Во-вторых, в страховой стаж засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», право на получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности имеют граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества; государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе; члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности; священнослужители; лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера имеют право на получение пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в системе обязательного социального страхования.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения; необходимости осуществления ухода за больным членом семьи; карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным; осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения.

Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности регламентированы ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Пособие по временной нетрудоспособности не назначается за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска; за период отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата; за период заключения под стражу или административного ареста; за период проведения судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, основаниями для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности являются наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

В-третьих, в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. В период ухода за ребенком застрахованному лицу выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Необходимо отметить, что отпуск по уходу за ребенком может быть оформлен любым членом семьи, фактически осуществляющим уход, однако в страховой стаж, необходимый для получения права на трудовую пенсию, указанный период засчитывается только одному из родителей ребенка — матери или отцу.

В-четвертых, в страховой стаж засчитывается период получения застрахованным лицом пособия по безработице, период его участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости населения в качестве безработных в установленном законом порядке. Порядок и условия признания гражданина безработным, установления и выплаты пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах и др. регламентируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 данного законодательного акта, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы».

Читайте так же:  Приказ об установлении лимита остатка кассы образец

В-пятых, в страховой стаж засчитывается период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.

Право на реабилитацию в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Признание права на реабилитацию определяется в оправдательном приговоре суда или в постановлении прокурора, следователя, дознавателя о прекращении уголовного дела и уголовного преследования.

Особое значение имеет реабилитация граждан и членов их семей, ставших жертвами политических репрессий. Данный процесс регламентирован Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», ст. 1 которого под политическими репрессиями понимаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Установленные указанным Законом положения о реабилитации распространяются на граждан РФ, граждан государств — бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года и на членов семей указанных лиц.

Реабилитации подлежат лица, которые по политическим мотивам были осуждены за государственные и иные преступления; подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов, осуществлявших судебные функции; подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод; необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение; необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям; признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.

В-шестых, в страховой стаж засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Основным установленным в данной норме условием для зачета указанного периода в страховой стаж является осуществление ухода только трудоспособным лицом. Под трудоспособностью в этом случае понимается, во-первых, отсутствие инвалидности, а во-вторых, недостижение общеустановленного Законом пенсионного возраста, который является верхней границей трудоспособности. Определить же нижнюю границу трудоспособного возраста можно, обратившись к нормам трудового законодательства, где заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16-ти лет. В случаях получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. Следовательно, время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж лица, не имеющего инвалидности, осуществляющего уход в возрасте от 14 лет до достижения пенсионного возраста, то есть до 55 лет — женщинами и до 60 лет — мужчинами. Зачет в страховой стаж периода ухода не ставится в зависимость от наличия родственных отношений между ухаживающим и лицом, нуждающимся в уходе, а также от факта их совместного проживания.

В-седьмых, в страховой стаж засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

Период проживания супругов военнослужащих-контрактников, проходящих службу в местах, где они не имеют возможности трудоустроиться, засчитывается в страховой стаж относительно недавно — с 1 января 2009 года, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий». Введение указанной нормы связано, прежде всего, с тем что военнослужащие по контракту часто проходят службу в отдаленных местах — обособленных гарнизонах, отдаленных заставах и воинских частях. При этом супруги военнослужащих не имеют возможности трудоустроиться, и вынуждены заниматься домашним хозяйством, а при достижении пенсионного возраста зачастую не имеют необходимого для назначения трудовой пенсии по старости пяти лет страхового стажа.

В связи с этим ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что супругам военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих-граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.

В ранее действующем пенсионном законодательстве, то есть в Законе РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» период проживания супругов военнослужащих в местах, где они не могли трудоустроиться, включались в общий трудовой стаж для определения их права на пенсию по старости и установления ее размера. С 1 января 2002 г., то есть в комментируемом Законе указанная норма предусмотрена не была, что являлось явным пробелом в законодательстве, которое приводило к тому, что супруги военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не имели необходимого пятилетнего страхового стажа и по достижении пенсионного возраста могли получать лишь минимальную социальную пенсию. Изменения в Закон, как мы уже говорили ранее, были внесены с 1 января 2009 г., инициатором внесения указанных изменений было Министерство обороны РФ, которое неоднократно обращалось в Правительство РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ с обоснованными предложениями по разрешению сложившейся ситуации с пенсионным обеспечением жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Вопрос о социальной поддержке супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, был решен внесенными ФЗ от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий» изменениями в комментируемый Закон.

Аналогично был решен вопрос о включении в страховой стаж периодов проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации.

Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 885 «Об утверждении перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении трудовых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях реализации нормы комментируемой статьи был утвержден соответствующий Перечень, в который были включены 54 международные организации, в том числе Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП), Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация труда (МОТ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др.

Для включения указанных периодов в страховой стаж установлено временное ограничение, которое заключается в том, что они могут засчитываться в страховой стаж продолжительностью не более пяти лет в общей сложности. Однако условием для назначения трудовой пенсии по старости является именно пять лет страхового стажа.

2. Пунктом 2 настоящей статьи установлено, что все вышеперечисленные «нестраховые» периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или за ними следовали страховые периоды работы или иной деятельности, то есть периоды, за которые уплачивались страховые взносы в системе обязательного пенсионного страхования. При этом продолжительность уплаты страховых взносов до или после иных периодов, перечисленных в данной статье, значения не имеет.

Также не предусмотрено требование, чтобы периоды работы или иной деятельности предшествовали или следовали за иными «нестраховыми» периодами непосредственно, то есть беспрерывно.

Включение в страховой стаж «нестраховых» периодов зачастую является предметом рассмотрения в судах различных инстанций, в том числе и в Конституционном Суде РФ. См., к примеру, Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2005 г. N 276-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Нартова Юрия Арсентьевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».