Єдиний налог

Содержание:

Единый налог и ЕСВ — 2018: что изменится

Проект бюджета Украины на 2018 год уже обнародован. И хотя он еще не утвержден, заложенные в документе социальные стандарты вряд ли изменятся. «Минфин» посчитал, сколько и каких налогов нужно будет заплатить единщикам в 2018 году.

Ставки единого налога в 2018 году

В проекте бюджета на 2018 год с 1 января предусмотрен прожиточный минимум для трудоспособных лиц на уровне 1762 грн, а минимальная зарплата (МЗП) – 3723 грн. Эти показатели важны, поскольку именно на их базе рассчитывается сумма единого налога.

Ставки единого налога установлены п. 293.1 НКУ:

– для первой группы плательщиков единого налога — в процентах (фиксированные ставки) к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года (1762 грн);

– для второй группыв процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (3723 грн);

третьей группыв процентах к доходу (процентные ставки).

То есть фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами для физических лиц – предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, из расчета на календарный месяц (п. 293.2 НКУ):

для первой группы плательщиков единого налога – в пределах до 10% размера прожиточного минимума (то есть в 2018 году ставка единого налога будет не более 176,20 грн (1762 грн х 10%));

для второй группы плательщиков единого налога – в пределах до 20% размера минимальной заработной платы (до 744,60 грн (3723 х 20%)).

Ставки единого налога для четвертой группы установлены:

– для пашни, сенокосов и пастбищ (кроме пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, а также сельскохозяйственных угодий, находящихся в условиях закрытого грунта) размер ставок налога с одного гектара будет устанавливаться на уровне 0,95;

– для пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, – 0,57;

– для многолетних насаждений (кроме многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях) – 0,57;

– для многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, – 0,19;

– для земель водного фонда ставка останется на уровне 2,43;

– для сельскохозяйственных угодий, находящихся в условиях закрытого грунта, – 6,33.

Единый социальный взнос

Размер минимального страхового взноса, как и ранее, будет зависеть от размера минимальной заработной платы (на 2018 год — 3723 грн).

То есть минимальный страховой взнос с 01.01.2018 г. будет составлять – 819,06 грн (3723 х 22%). А это означает, что с 1 января 2018 года, налоговая нагрузка еще увеличится:

единщикам — работодателям придется не только пересмотреть оклады работников, но и осуществлять доплату по ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса (819,06 грн) при начислении зарплаты и других выплат работникам;

• увеличится и нагрузка на физических лиц – предпринимателей (ФОП), ведь со следующего года минимальная ежемесячная сумма ЕСВ «за себя» для них вырастет почти на 120 грн ежемесячно (в 2017 году эта сума составляла 704 грн).

Соответственно, можем посчитать, что минимальная сумма единого социального взноса (ЕСВ), которую нужно будет заплатить плательщикам единого налога в 2018 году9828,72 грн (обязательная ежемесячная сумма ЕСВ 819,06 грн х на 12 месяцев).

Все четыре группы, а также критерии пребывания на едином налоге остаются в 2018 году неизменными.

• Налогоплательщик не может быть плательщиком единого налога первой – третьей групп, если на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога у него есть налоговый долг. Исключение — безнадежный налоговый долг, возникший вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) (пп. 291.5.8 НКУ).

То есть в случае подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты госрегистрации для вновь созданного субъекта хозяйствования наличие налогового долга по любому другому налогу станет препятствием для получения статуса плательщика единого налога;

• при расчете общего количества наемных лиц у плательщика единого налога – физического лица не нужно учитывать работников, призванных на военную службу во время мобилизации, на особый период (пп. 291.4.1 НКУ);

• не могут быть плательщиками единого налога четвертой группы субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по производству подакцизных товаров, кроме исключений указанных в пп. 291.51.2 НКУ.

Ставки единого налога – 2018

С 1 января 2018 года действуют следующие ставки единого налога.

Ставки единого налога для упрощенцев первой и второй группы утверждаются решениями местных советов в зависимости от видов деятельности. Но для первой группы они не могут быть более 10% размера ПМ для трудоспособных лиц, установленного на 1 января отчетного года, а для второй группы – не более 20% МЗП, установленной на 1 января отчетного года (ст. 293 НКУ).

Таким образом, максимальные ставки единого налога составляют:

– для первой группы – 176,20 грн;

– для второй группы – 744,60 грн.

Ставки налога для третьей группы не изменились (5% либо 3%+НДС). На эти ставки не влияют ни размеры МЗП и ПМ, ни местные советы.

Осталась неизменной и ставка единого налога с дохода, полученного с нарушением условий применения упрощенной системы – 15%. Такая ставка применяется к:

– сумме превышения разрешенного объема дохода для избранной группы;

– доходу единщиков первой и второй группы от вида деятельности, не указанного в реестре единщиков или запрещенного для данной группы;

– доходу, полученному при применении неденежных форм расчетов;

– доходу, полученному от запрещенного для единщиков вида деятельности.

Единый налог в 2019 году в Украине

С начала прошлого года система налогообложения подверглась некоторым изменениям, при этом размер ставок единого налога остался неизменным.

В Украине 4 группы единого налога. 1, 2 и 3-я группы доступны для ФЛП (Физическое лицо — предприниматель), использование 3-ей группы также доступно для юридических лиц. К 4-й группе относятся только сельскохозяйственные товаропроизводители. Два года назад в Украине было 6 групп, после чего в рамках налоговой реформы было принято решение сократить их количество до 4-х.

Что такое единый налог в Украине?

Система налогообложения в Украине для юридических и физических лиц делится на 2 вида: общая и упрощенная. Предприниматель может выбрать для себя одну из двух систем, если она соответствует всем требованиям, роду деятельности и пр. Общая система построена на налогооблагаемой базе, соответственно, при расчете прибыли из нее платится определенный процент.

А что же такое единый налог в Украине и к какой системе налогообложения он относится?

В упрощённой системе налогообложения расчет ставки налога осуществляется согласно фиксированных ставок для 1 и 2 группы по определенной методологии и % от дохода для предпринимателей 3 группы. Таким образом, именно к упрощенной системе относится понятие единого налога в Украине.

Зная характеристики всех групп, предприниматель имеет возможность выбрать наиболее оптимальную для ведения своего бизнеса.

Изменения в отношении единого налога в 2019 году

В 2019 году ставки в процентном отношении для всех трех групп не изменились, изменилась сумма в связи с увеличением минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Для 1 группы ставка единого налога по-прежнему составляет до 10% от размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, который по состоянию на 1 января 2019 года равен 1921 гривны. Соответственно, для ФЛП 1 группы максимальная сумма единого налога — 192,10 грн. Поэтому предприниматели данной группы не особо ощущают изменения в суме ежемесячной оплаты. Для налогоплательщиков, относящихся ко 2 группе привязка к показателю минимальной зарплаты также осталась неизменной, а именно до 20% от суммы минимальной заработной платы, которая в 2019 году равна 4173 грн. Соответственно, максимальная ставка единого налога теперь составляет 834,60 грн. В 3 группе ставка единого налога рассчитывается в зависимости от дохода согласно прежней методологии — у плательщиков НДС остается 3%, у неплательщиков — 5%.

💡Единый налог для 1 группы: 192,10 грн., для 2 группы: 834,60 грн., для 3 группы: 3 или 5% от общего дохода!

Местные советы (городские / поселковые / сельские) устанавливают ставку единого налога для 1 и 2 групп. Для отдельных видов деятельности (или в отдельных населенных пунктах) налоговая ставка может быть меньше максимального уровня.

Если местный совет не принимал решения об изменении ставки, то действует последняя принятая. Если вообще никогда не принимал никакого решения по ставке единого налога — действует максимально допустимая. Если деятельность Вашего ФЛП распространяется на территорию нескольких советов — то также Вам нужно платить единый налог по максимальной ставке.

Группы единого налога в Украине

Упрощенная система налогообложения в настоящее время делится на 4 группы. Давайте подробнее остановимся на каждой группе и рассмотрим особенности.

1) В первую группу входят ФЛП, которые только осуществляют продажу или хозяйственную деятельность, предоставляя населению различные услуги, не используя труд каких-либо лиц. Их объём дохода за один календарный год не должен превышать 300 тыс. грн.

2) Во вторую группу входят ФЛП, осуществляющие хоз. деятельность по оказанию услуг населению, работу, связанную с ресторанным хозяйством, продажей или производством продукции. Они должны соответствовать следующим критериям:

  • Сумма дохода не должна превышать 1,5 млн грн.;
  • Количество работающих лиц не должно быть более 10 человек.

При этом исключением являются ФЛП, которые предоставляют посреднические услуги по купле, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009: 2005), а также осуществляют деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и камней. Такие предприниматели относятся исключительно к 3-ей группе, если удовлетворяют ее условиям.

Читайте так же:  Нотариус мотовилихинский района

3) Третья группа – это ФЛП, у которых количество людей, состоящих в трудовых отношениях с ними, никак не ограничено, а также юридические лица любой организационно-правовой формы, сумма денежных средств которых не превышает 5 миллионов гривен. При этом вид деятельности, может быть любой. Однако, есть ограничения, описанные в Налоговом кодексе Украины.

4) Четвертая группа – это исключительно предприятия, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75%.

Фиксированные ставки единого налога устанавливаются на календарный месяц в зависимости от вида деятельности ФЛП. Решение по размеру ставок принимают сельские, поселковые, городские советы или советы объединенных территориальных общин.

Более подробная информация о ставках и особенностях налогообложения 1-3 групп представлена в таблице ниже:

В отдельных случаях для ФЛП 1-3 групп устанавливается ставка единого налога в размере 15%:

    • к сумме превышения объема дохода;
    • к доходу, полученному от осуществления деятельности, не указанной в реестре плательщиков единого налога, отнесенного к 1 или 2 группе или непредусмотренной для них;
    • к доходу, полученному при применении другого способа расчетов;
    • к доходу, полученному от осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения.

Для юрлиц 3-й группы в таких случаях применяется двойной размер ставок единого налога.

Кто не имеет права быть плательщиком единого налога 1-3 групп?

В зависимости от рода деятельности и определенных условий не все юрлица и ФЛП могут быть плательщиками 1, 2 и 3 группы. К таковым относятся следующие виды деятельности и условия:

  • организация, проведение азартных игр, лотерей (кроме распространения лотерей), пари (букмекерские или тотализатора);
  • обмен валюты;
  • производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров и деятельности физлиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин);
  • добыча, производство, реализация драгоценных металлов и камней (кроме производства, поставки, продажи (реализации) ювелирных и бытовых изделий);
  • добыча, реализация полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения;
  • в сфере финансового посредничества, кроме деятельности в сфере страхования;
  • управление предприятиями;
  • предоставление услуг почты (кроме курьерской деятельности) и связи (кроме деятельности, которая не подлежит лицензированию);
  • продажа предметов искусства и антиквариата, либо организация торгов (аукционов) ими;
  • организация, проведение гастрольных мероприятий;
  • ФЛП, осуществляющие технические испытания и исследования (группа 74.3 КВЭД ДК 009: 2005), деятельность в сфере аудита;
  • ФЛП, которые предоставляют в аренду земельные участки, общая площадь которых превышает 0,2 гектара, жилые помещения и/или их части, общая площадь которых превышает 100 м 2 , нежилые помещения (здания, строения) и / или их части, общая площадь которых превышает 300 м 2 ;
  • страховые (перестраховочные) брокеры, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом; регистраторы ценных бумаг;
  • если в уставном капитале совокупность долей, принадлежащих юрлицам, которые не являются плательщиками единого налога, равна или превышает 25%;
  • представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юрлица, не являющегося плательщиком единого налога;
  • нерезиденты;
  • налогоплательщики, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие форс-мажорных обстоятельств.

База налогообложения для всех групп единого налога

Для 1 и 2 группы ставка единого налога в 2019 году в Украине абсолютно не зависит от полученной прибыли и является фиксированной в случае, если не превышен максимальный объем годового дохода.

Если говорить о 3 группе, то ставка единого налога начисляется в процентах от дохода, полученного от ведения деятельности и соответственно сумма единого налога не является фиксированной.

Доходом плательщика единого налога являются:

  • Для ФЛП: доход, полученный в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме. В доход не включаются пассивные доходы в виде процентов, дивидендов, роялти, страховые выплаты и возмещения, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего ФЛП.
  • Для юрлиц: любой доход в любой форме, включая доход представительств, филиалов, отделений, в том числе в иностранной валюте (пересчет в гривну).

В доход не включаются:

  • НДС;
  • суммы по внутренним расчетам между структурными подразделениями плательщика единого налога;
  • финансовая помощь, которая была возвращена в течение года;
  • суммы кредитов;
  • суммы, которые были получены из Пенсионного фонда и других госфондов, в том числе общеобязательного государственного социального страхования, бюджетов или целевых фондов, программ;
  • суммы возврата покупателю, в том числе аванс, предоплата;
  • суммы за оплату товаров (работ, услуг), стоимость которых была включена в доход юрлица при начислении налога на прибыль предприятий или общего налогооблагаемого дохода ФЛП;
  • суммы средств и стоимость имущества из уставного капитала;
  • суммы излишне уплаченных налогов и сборов, и суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, которые возвращаются плательщику единого налога из бюджетов или государственных целевых фондов;
  • дивиденды.

Единый налог в 2019 году в Украине для производителей сельскохозяйственных товаров, относящихся к четвертой группе, имеет несколько особенностей. Базой налогообложения является:

    1. нормативная денежная оценка 1 га сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) с учетом коэффициента индексации, определенного по состоянию на 1 января базового налогового (отчетного) года;
    2. нормативная денежная оценка для земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) с учетом определенного коэффициента индексации.

Для плательщиков единого налога 4 группы размер ставок налога с 1 га сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда зависит от категории (типа) земель и их расположения (в процентах базы налогообложения):

    1. пашни, сенокосы и пастбища (кроме горных зон и полесских территорий, а также сельскохозяйственных угодий, находящихся в условиях закрытого грунта) — 0,95%;
    2. пашни, сенокосы и пастбища в горных зонах и на полесских территориях — 0,57%;
    3. многолетние насаждения (кроме горных зон и полесских территорий) — 0,57%;
    4. многолетние насаждения в горных зонах и на полесских территориях — 0,19%;
    5. земли водного фонда — 2,43%;
    6. сельскохозяйственные угодья, находящихся в условиях закрытого грунта — 6,33%.

Отчетность плательщиков единого налога

Согласно Налоговому кодексу установлено два срока подачи деклараций:

    1. Календарный год для 1, 2 и 4 группы (срок подачи декларации – до 9 февраля);
    2. Календарный квартал 2019 года для 3-й группы (срок подачи декларации: 1-й квартал — до 10 мая, полугодие — до 9 августа, 9 месяцев — до 9 ноября, год — до 11 февраля 2020 г.)

Отчеты можно подавать непосредственно в налоговой, заполнив специальный бланк (см. ниже) либо отправить в электронном виде или по почте.

Если у Вас есть бухгалтер или другой человек, который будет идти в налоговую для сдачи отчетности, то у него обязательно должна быть доверенность от ФЛП. Чтобы подать декларацию в электронном виде нужно наличие ЭЦП (электронная цифровая подпись). Получить ЭЦП можно бесплатно в налоговой, в которой вы числитесь, предоставив для этого оригиналы паспорта и ИНН (идентификационный код). Кроме этого, у Вас должен быть USB-флеш-накопитель, называемый в народе просто «флешка». По почте декларацию нужно отправлять не позднее 5 календарных дней до окончания срока подачи и только через Укрпочту ценным письмом с уведомлением о доставке.

Но стоит обратить пристальное внимание, что подача декларации не освобождает налогоплательщика от отчетности по: НДС, ЕСВ, НДФЛ и прочих сборов.

Сроки уплаты ставки единого налога для различных групп

Плательщики единого налога 1 и 2 групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца. Возможно провести разовую авансовую оплату сразу до конца календарного года, но не более.

! Для плательщиков единого налога 1 и 2 групп сроки уплаты НЕ переносятся даже если конечная дата приходится на выходной день. В таком случае, нужно оплачивать единый налог в последний рабочий день перед 20-м числом.

В случае не использования труда наемных лиц, плательщики единого налога 1 и 2 групп освобождаются от уплаты единого налога в течение 1 календарного месяца в год на время отпуска, а также за период болезни, подтвержденной копией листка нетрудоспособности, если она длится 30 и более календарных дней.

Плательщики единого налога 3-й группы уплачивают единый налог в течение 10-ти календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации за отчетный квартал. В 2019 году конечными датами для уплаты единого налога будут:

  • I квартал – 18 мая;
  • II квартал – 17 августа;
  • III квартал – 19 ноября;
  • IV квартал – 19 февраля 2020 года.

Плательщики единого налога 4-й группы самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают налоговую декларацию на текущий год по установленной форме; платят налог ежеквартально в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в следующих размерах:

  • в I квартале — 10 процентов;
  • во II квартале — 10 процентов;
  • в III квартале — 50 процентов;
  • в IV квартале — 30 процентов;

Заполнение декларации единого налога для 1, 2, 3 группы

На скриншоте показан пример заполнения налоговой декларации плательщика единого налога — ФЛП (ФОП) 3 группы. Для этой группы налоговую декларацию нужно сдавать ежеквартально. На примере показан налоговый период — полугодие. Нужно понимать, что раздел V. «Определение налоговых обязательств по единому налогу» заполняется нарастающим итогом с начала года, т.е. в данном случае нужно учитывать общую сумму дохода за полугодие.

В указанном выше примере, общий доход за полугодие составил 100 000 грн. ФЛП 3 группы платит налог только 5% от общего дохода, нарушений не было. Сумма к уплате составляет 5 000 грн., но это за полугодие. От нее вычитается сумма, уплаченная в 1 квартале — в данном случае 3 000 грн. Соответственно, разницу между этими суммами (в данном примере 2 000 грн.) и необходимо оплатить как сумму единого налога за текущий период.

Кликнув по ссылке ниже, Вы можете скачать бесплатно новый бланк для заполнения налоговой декларации единого налога с изменениями, внесенными согласно Указа Министерства Финансов №369 от 17.03.2017.

Особенности бухгалтерского учета для плательщиков единого налога

Бухгалтерский учет необходим для своевременного ведения операций, правильности начислений уплат и налогов.

Для ФЛП 1, 2 и 3 групп (кроме плательщиков НДС) учет и отображение полученных доходов в Книге учета доходов должны осуществляться ежедневно. Юрлица платят по общей методике упрощенного учета.

Также для 2 и 3 групп независимо от выбранного вида деятельности в случае превышения объема дохода 1 млн. грн. в календарном году применение регистратора расчетных операций является обязательным. Исключение составляют предприниматели, осуществляющие реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту.

Читайте так же:  Какие льготы в хмао

Налогообложение ООО в Украине

Казалось бы, с принятием в Украине Налогового кодекса, который должен был стать главным законом, контролирующим и регулирующим систему расчета всех обязательных платежей и формы их выплаты юр. лицами в госбюджет, наконец-то удастся стабилизировать систему налогообложения. Но стоило закону вступить в силу, как разразилась череда изменений, дополнений и поправок. И, вопреки всем ожиданиям налогоплательщиков, принятие НК практически никак не улучшило ситуацию с лабильностью налоговой системы в Украине.

Последние ключевые изменения налогообложения для предприятий

Прослеживая динамику дополнений и поправок, внесенных в НК в 2018 году, можно сделать вывод: в принципе, никаких кардинальных изменений не произошло. Некоторые правки можно считать уточняющими или относящимися к узкопрофильным предприятиям.

В прошлом году изменения в налогообложении ООО в Украине в первую очередь коснулись предприятий с суммарным объемом дохода более 50-ти миллионов евро в течении последние 12 месяцев. А также тех организаций, у которых за этот же период общая сумма уплаченных сборов и платежей в бюджет превышает один миллион евро.

В настоящее время действующее законодательство предусматривает два режима налогообложения. Это упрощенная или общая система налогообложения юридических лиц (Украина). Каждое предприятие должно выбрать максимально приемлемый для него налоговый режим в зависимости от планируемого вида деятельности, схемы работы, предполагаемых оборотов и прочих важных факторов, которые, так или иначе, будут влиять на хозяйственную деятельность юр. лица.

Какие налоги платит предприятие в Украине в зависимости от выбранного им режима налогообложения? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем рассмотреть детальнее обе системы.

Упрощенный режим налогообложения

Юридические лица, использующие упрощенную систему, платят налог от общей выручки. И в отличие от предприятий на общей системе, для ООО на упрощенном режиме не учитывается статья расходов.

Новый упрощенный режим, который вступил в силу с 2012 года, уменьшил ставку налогообложения и увеличил граничный объем выручки. В 2015 году количество групп, оплачивающих единый налог, уменьшилось с 6-ти до 4-х. На сегодняшний день упрощенная система для юр. лиц представлена двумя группами – 3-ей и 4-ой.

Кто может быть плательщиком единого налога?

На сегодняшний день в Украине существует четыре группы налогоплательщиков. При чем, предприниматели могут применять первую, вторую, третью, а ООО только третью.

Важно: 3-ю группу могут выбрать предприятия с суммарным доходом за последние 12 месяцев не более 5-ти млн.грн, при этом определенных ограничений в количестве наемных работников для ООО не предусмотрено.

Что касается четвертой группы, то ее могут применять только те юр. лица, которые ранее оплачивали в госбюджет, фиксированный сельскохозяйственный сбор.

Ставка единого налога для ООО

Предприятия, использующие упрощенную систему, уплачивают в бюджет только единый налог для ООО. Ставка является фиксированной и зависит от группы налогоплательщика.

Процентные ставки ЕН для третьей группы установлены в таких размерах:

  • для не плательщиков НДС 5% от суммы дохода. В этом случае НДС уже включено в состав ЕН;
  • для плательщиков НДС 3% суммы дохода. НДС уплачивается в бюджет в соответствии с НК.

В прибыль ООО включаются доход от продаж, безвозмездно полученное имущество (работы, услуги), кредиторская задолженность, срок давности которой истек, и прочее. В доход плательщика единого налога не включается НДС, суммы кредитов, финпомощь (если она возвращена в течение 12-ти месяцев), возврат товаров или денежных средств по договору расторжения (гарантии и т.п.), взносы в уставный фонд ООО и прочее.

Единый налог и НДС

Все ООО, которые являются плательщиками НДС и используют упрощенную систему налогообложения, должны зарегистрироваться плательщиком НДС и единого налога за ставкой 3%. Плательщики ЕН обязаны соблюдать обязательные нормы налогообложения НДС, установленные для общей системы.

Общая система налогообложения

Юридическое лицо, использующее общий режим, оплачивает два основных налога: налог на прибыль и НДС. Причем, предприятие, у которого сумма выручки (дохода от реализации) за любые 12 календарных месяцев не превышает одного миллиона гривен, в праве не регистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость.

Обратите внимание: законодательством Украины предусмотрено, что юр. лицо на общей системе налогообложения без НДС может добровольно аннулировать регистрацию плательщика налога на добавленную стоимость.

Налог на прибыль предприятий

В 2019 году налог на прибыль платят все ООО, использующие общий режим. Следовательно, чтобы определить сумму, подлежащую к уплате в бюджет, следует определить прибыль предприятия, которая рассчитывается по итогам бухгалтерского учета из фин. результата. В 2019 году ставка налога на прибыль составила 18%.

Предприятия с годовым доходом от деятельности (без косвенных платежей) не более 20-ти миллионов гривен подают отчетность по налогу на прибыль один раз в год. Если годовая выручка превышает данную сумму, юр. лицо подает отчетность 1 раз в квартал. Соответственно, уплата этого налога осуществляется либо один раз в год по итогу подачи годовой декларации (до 10-го июня), либо ежеквартально.

Налог на добавленную стоимость в 2019 году

Налогом на добавленную стоимость называется налог, который включается в стоимость товаров или услуг. То есть, этот налог можно увидеть на каждом чеке в любом супермаркете. Косвенным путем он оплачивается покупателем, но в бюджет перечисляется продавцом.

В принципе, в 2019 году НДС остался без изменений.

Система расчета НДС, контроля и уплаты его в бюджет имеет три важные составляющие:

  • систему электронного администрирования (САЭ) НДС,
  • единый реестр НН,
  • специальные электронные документы, которые проходят регистрацию в едином реестре – налоговые накладные и расчеты корректировок.

Какие льготы по налогообложению предусмотрены для ООО в Украине?

Льготное налогообложение ООО в Украине в соответствии с действующим законодательством предусматривает уплату обязательных сборов и платежей в госбюджет за специальными сниженными ставками. К примеру, для представителей малого бизнеса установлена ставка налога на прибыль 0%. Для субъектов программной индустрии она составляет 5% (плюс освобождение от уплаты НДС).

Размеры минимального и максимального единого взноса для предпринимателей в 2018 году

Единщики обязаны уплачивать ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса, который исчисляется как произведение МЗП и ставки ЕСВ (22%).

Минимальный ЕСВ за месяц составит 819,06 грн (3 723 грн х 22%). Обратим внимание, что с 2018 года единщики первой группы не имеют права уплачивать ЕСВ в половинном размере от минимального. Эта льгота отменена Законом Украины от 03.10.2017 г. № 2148-VIII “О внесении изменений в законодательные акты относительно повышения пенсий”.

Общесистемщики начисляют ЕСВ на сумму предпринимательского дохода, подлежащего обложению налогом на доходы. При этом сумма ЕСВ также не может быть менее размера месячного минимального страхового взноса.

Однако с 2018 года изменилась максимальная величина дохода, на которую начисляется ЕСВ, она составляет 15 размеров МЗП (55 845 грн). Следовательно, максимальный ЕСВ в месяц составит 12 285,90 грн.

Не уплачивают за себя ЕСВ предприниматели (независимо от системы налогообложения), которые относятся к лицам с инвалидностью, получают пенсию по возрасту или достигли возраста, установленного статьей 26 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”, и получают в соответствии с законом пенсию или социальную помощь.

Кроме того, с 2018 года для всех предпринимателей установлены единые квартальные сроки для уплаты ЕСВ – до 20-го числа следующего за кварталом месяца. То есть общесистемщики будут уплачивать ЕСВ в те же сроки, что и единщики.

Единый налог в Украине

Большинство предпринимателей выбирает единый налог — упрощенную систему налогообложения, т.к. плательщик единого налога имеет право не платить 16 налогов и сборов

Мы постарались рассмотреть все наиболее важные моменты практического применения единого налога как юридическими, так и физическими лицами. Но любая практика основывается на теории, поэтому без определенных теоретических разъяснений не обойтись.

Упрощенная система налогообложения — единый налог — зиждется на Указе Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 г. № 727 (далее — Указ № 727)1, в котором и определены основные принципы применения единого налога.

То, что данная система налогообложения является привлекательной для предпринимателей, определяет и главный вопрос: Кто имеет право отказаться от «полномасштабной» или как ее еще называют «общей» (далее — общей) системы налогообложения и перейти на единый налог?

Необходимо сказать, что на упрощенную систему налогообложения — единый налог — могут перейти не только юридические, но и физические лица. Поскольку очень многие требования упрощенной системы налогообложения относятся в равной степени и к юридическим, и к физическим лицам, то не будем говорить о каждом из них (юридических и физических лицах) отдельно.

Мы обязательно будем акцентировать внимание на тех моментах, которые касаются только одного из них (юридического или физического лица) или имеют какую-то специфическую особенность. В соответствии с требованиями Указа № 727 на упрощенную систему налогообложения — единый налог — могут перейти следующие субъекты малого предпринимательства:

  • физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен;
  • юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен.

Единый налог для физического лица

Поскольку речь идет о физическом лице (далее — физлицо — ЧП), то требование не создавать юридического лица воспринимается вполне нормально. При этом необходимо учитывать, что данное требование касается осуществления данным физлицом — ЧП вполне определенной предпринимательской деятельности (указанной в свидетельстве) и действует только в рамках этой деятельности.

За физическим лицом (как гражданином, а не как физлицом — ЧП) сохраняется право быть наемным работником, приобретать акции, быть учредителем предприятия или общества с ограниченной ответственностью и т. д., но с обязательным условием раздельного учета получаемых доходов. То есть доходы от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом по упрощенной системе, должны учитываться отдельно.

Требования относительно количества лиц, находящихся в трудовых отношениях с физлицом — ЧП, несколько размыты. Если относительно юридических лиц говорится о среднесписочной численности (смотри ниже), то о какой численности говорится относительно физлица — ЧП, непонятно.

То ли это общее количество лиц (далее — работников), с которыми физлицо — ЧП вступало в трудовые отношения в течение года, независимо от их продолжительности (один день, месяц или год), то ли это количество работников, с которыми трудовые отношения у физлица — ЧП продолжались в течение всего года.

Читайте так же:  Договор на товар образец рк

Как показывает практика, данное ограничение трактуется как абсолютное, которое касается количества работников физлица — ЧП на любой момент времени в течение года. То есть, в течение года работник может иметь трудовые отношения с неограниченным количеством разных лиц (работников), но их количество на любую дату в течение года не должно превышать десяти человек.

Что касается ограничения объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (далее — продукции), то, прежде всего, необходимо разобраться с тем, что понимается под периодом «в течение года». В Постановлении КМУ «О разъяснении Указа Президента от 3 июля 1998 г №727» от 16.03.200 г. № 507 (далее — ПКМУ № 507) было дано разъяснение по данному вопросу и в соответствии с которым:

под словом «год» понимается календарный год. То есть период с 01 января по 31 декабря.

После этого необходимо разобраться с выручкой от реализации продукции. Что касается величины указанной суммы, то вопросов и не может быть. 500 тыс. грн. — это 500 тысяч. А вот в отношении ее «содержания» вопросы имеются. Если бы эта сумма определялась просто, как сумма всех поступлений в кассу и на текущий счет (счета) физлица — ЧП, то все было бы понятно и просто.

Ан нет, речь идет не о сумме всех поступлений, а о выручке. Позже мы дойдем до определения выручки физлица — ЧП, а на данный момент можно сказать только одно — не все, что поступает ему в кассу и на текущий счет, является выручкой, но только то, что поступает в кассу или на текущий счет (счета) физлица — ЧП, может считаться выручкой.

Ограничения, определенные для юридических лиц, находящихся на упрощенной системе налогообложения — едином налоге, также определены по двум параметрам — по численности работников и объему реализации.

В данном случае относительно численности все конкретно и понятно. Рассчитывается она в соответствии с требованиями Указа № 727 в следующем порядке:

Среднеучетная численность работающих для субъектов малого предпринимательства определяется по методике, утвержденной органами статистики, с учетом всех его работников, в том числе тех, что работают по договорам и по совместительству, а также работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений.

А относительно объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), то вопросы возникают аналогичные тем, что возникали по объемам выручки у физлица — ЧП.

Указанные требования в отношении и физлица — ЧП, и юрлица на едином налоге могут первоначально выполняться, но потом, по истечении определенного периода времени, вполне возможна такая ситуация, что какое-либо из указанных требований будет ими нарушено. Что делать в такой ситуации?

Невыполнение требований, дающих право находиться на упрощенной системе налогообложения, не требует от физлица — ЧП или юрлица на едином налоге прекращать их деятельность, им всего лишь необходимо перейти на общую систему налогообложения.

В случае нарушения требований, установленных статьей 1 данного Указа, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала).

Если, например, во втором квартале юрлицом на едином налоге было нарушено требование относительно объема реализации продукции (более одного миллиона), то независимо от того, когда такое нарушение произошло, в начале квартала или в конце, с третьего квартала (с 01 июля текущего года) юрлицо на едином налоге, в соответствии с требованиями Указа № 727, должно перейти на общую систему налогообложения.

С юрлицом на едином налоге немного проще, а вот что делать физлицу — ЧП? На какую, так называемую «общую» систему налогообложения, ему переходить? Но давайте все по порядку. Сначала еще необходимо разобраться с получением права на упрощенную систему налогообложения, а уже потом — об отказе от нее, добровольном или вынужденном.

Дополнительные ограничения по единому налогу

Дополнительные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, желающих перейти на упрощенную систему налогообложения — единый налог, введены самим Указом № 727 и Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 г.» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505 с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 03.06.2005 г. № 2642-IV (далее — Законом № 2505).

В Указе № 727 сказано, что его действие не распространяется на:

  • субъектов предпринимательской деятельности, на которых распространяется действие Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» в части приобретения специального патента;
  • доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения;
  • субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, которые принадлежат юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов;
  • физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляют торговлю ликеро-водочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами;
  • общую деятельность, определенную пунктом 7.7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» 3.

А Законом № 2505 с 01 июля 2005 г. в дополнение к уже существующим ограничениям (смотри выше) были введены еще дополнительные ограничения следующего содержания:

Упрощенная система налогообложения — единый налог, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства не распространяется на:

  • субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельность, связанную с устройством казино, других игральных мест (домов), игральных автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляют обмен иностранной валюты;
  • субъектов предпринимательской деятельности, которые являются производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;
  • субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют: добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащих лицензированию в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

Ограничения, указанные в Законе № 2505, установлены до принятия Закона «Об упрощенной системе налогообложения». Следующие ограничения определены Указом № 727 и в данном случае уже касаются видов расчетов:

Субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица, которые перешли на упрощенную систему налогообложения — единый налог, не имеют права применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию кроме наличного и безналичного расчетов денежными средствами.

Наличие таких ограничений обусловлено порядком расчета облагаемого единым налогом дохода.

К ограничениям можно отнести и наличие только одной возможности в течение календарного года перейти на единый налог. Если вы в течение календарного года уже принимали такое решение, а потом вернулись на общую систему налогообложения, то в течение этого же календарного года вы не имеете право вновь вернуться на единый налог.

Единый налог — льготы

Мы уже говорили, что субъект предпринимательской деятельности (далее — СПД), находящийся на упрощенной системе налогообложения (платит единый налог), освобождается от шестнадцати видов налогов и сборов (обязательных платежей), в состав которых входят:

  • налог на добавленную стоимость, кроме случая, когда юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов по единому налогу по ставке 6 процентов;
  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на доходы физических лиц (для физический лиц — субъектов малого предпринимательства);
  • плата (налога) за землю;
  • сбор на специальное использование природных ресурсов;
  • сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;
  • сбор в Государственный инновационный фонд;
  • сбор на обязательное социальное страхование;
  • отчисления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;
  • коммунальный налог;
  • налог на промысел;
  • сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
  • сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
  • взносы в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;
  • взносы в Государственный фонд содействия занятости населения;
  • плата за патенты согласно Закону Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности».

Освобождение от налогов и отчислений, связанных с начислением заработной платы наемным работникам, касается только физлица — ЧП.

Субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо, которое уплачивает единый налог, освобождается от обязанности начисления, отчисления и перечисления в государственные целевые фонды сборов, связанных с выплатой заработной платы работникам, находящимся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи.

При этом за каждого работающего у него наемного работника (включая членов семьи физлица — ЧП) он должен увеличивать сумму единого налога на 50%. Таким образом, бюджет и социальные фонды компенсируют недоплату им соответствующих налогов и отчислений.

Это касается только доходов физлица — ЧП, полученных им в рамках его предпринимательской деятельности, указанной в свидетельстве плательщика единого налога, и не распространяется на другие его доходы, например, как наемного работника.

Это очень важно понимать, поскольку в соответствии с Указом № 727 доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, которая облагается единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года такого плательщика и лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях, а уплаченная сумма единого налога является окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств как самого налогоплательщика, так и лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, которые принимают участие в предпринимательской деятельности.

Тут речь идет не только о самом физлице — ЧП, но и о его наемных работниках (лицах, находящихся с ним в трудовых отношениях). К льготам относится и то, что физлицо — ЧП, занимающееся несколькими видами деятельности, не должно оплачивать единый налог по каждому из них.

В случае если физическое лицо — субъект малого предпринимательства осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, им приобретается одно свидетельство и уплачивается единый налог, который не превышает установленной максимальной ставки.

И, наконец, одна из самых весомых льгот, по оценкам самих физлиц — ЧП, которая, можно сказать, была ими «отвоевана» у ГНАУ, — это возможность торговать без кассового аппарата.

Субъекты предпринимательской деятельности — физические лица — плательщики единого налога имеют право не применять электронные контрольно-кассовые аппараты для проведения расчетов с потребителями.