Гражданство в международном праве заключение

Гражданство в международном праве

Главная > Курсовая работа >Государство и право

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

КРЫМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа по предмету «Международное право»

На тему: «Гражданство в международном праве»

Выполнил: студент 4-го курса

Проверил: доцент Кожекин А.Г.

СИМФЕРОПОЛЬ 2003

Понятие гражданства и его значение для международного права…………………………………………………………………3

Приобретение гражданства, его способы и условия ………….9

2.1 Натурализация, понятие и значение …………………………. 13

Восстановление в гражданстве ………………………………….16

Оптация и трансферт, понятие, основные положения……….19

Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение гражданства на основании международного договора ……….21

Двойное гражданство ( бипатризм ), безгражданство ( апатризм ), понятие, порядок предотвращения ………………………………24

Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины ………………………………………………..27

Правовое положение иностранцев, международное регулирование …………………………………………………………………………29

Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве …………………………………………………………………38

Право убежища понятие, возникновение и развитие …………………………………………………………………………43

Список используемой литературы …………………………………

Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного права, так и для практической государственно-правовой деятельности. Гражданство является одним из основных признаков государственного суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь, содержится источник существования и развития гражданства.


Институт гражданства связан не только с реализацией государственного суверенитета, а и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан данного государства. В соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека « право на гражданство является неотъемлемым правом человека ». Гражданство, как субъективное право человека, признается многими конституциями народов мира. В этом плане законодательство Украины о гражданстве соответствует требованиям международно-правовых стандартов обеспечения прав и свобод человека.


Население обычно определяется как совокупность индиви­дов, проживающих в определенное время на территории конк­ретного государства и подчиненных его юрисдикции.


В состав населения любого государства входят граждане это­го государства, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Иногда выделяют и промежуточную группу — лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды) . Однако чаще всего данные лица входят в первую группу, т.е. граждан определенного госу­дарства.


Правовой статус населения определяется прежде всего нор­мами внутригосударственного права. Вместе с тем имеется не­мало проблем, связанных с населением, которые издавна регу­лируются нормами обычного и договорного международного права. По мере развития политических, социально-экономических культурных, научно-технических связей между государства­ми возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы правового статуса населения и по внутригосударственному, и по международному праву решаются в контексте обеспечения прав и основных свобод человека.


С незапамятных времен государства осуществляют сотрудничество по вопросам гражданства и правового статуса иностранцев. Объясняется это заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за границей. Вместе с тем международное общество стремилось также обеспечить правовую защищенность и иностранцев. Это требовали прежде всего постоянно развивающиеся международные торгово-экономические отношения.


Международно-правовая база относительно вопросов гражданства довольно обширна и включает ряд конвенций и международных договоров по различным проблемам, связанным с институтом гражданства. Основными из них являются: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства, Конвенция о равноправии граждан государства иностранцев и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения № 118, а также Протокол касающийся конкретного случая безгражданства от 12 апреля 1930 г., Специальный Протокол касающийся безгражданства и ряд иных актов международного характера.


В данной работе сделана попытка, на основании международных соглашений, дать общую характеристику институту гражданства, порядку и способам приобретения гражданства, выхода из него, а также охарактеризовать основные понятия, связанные с данной проблемой ( «бипатризма», «апатризма», понятие «иностранец», «беженец» и т.д.). Выяснить роль и значение института гражданства в международном праве, а также влияние международной практики по вопросам гражданства на законодательство различных государств и правовых систем в целом.

Для более полного понимания проблемы считаю необходимым начать свою работу с определения термина «гражданство» и различными его формулировками, используемыми в литературе по курсу «Международное право»

1. Понятие гражданства и его значение для международного права.

Основу правового статуса индивида образуют правоотношения гражданства. Сущность гражданства состоит во взаимоотношениях человека и государства.

В отечественной науке международного права и законодательстве по вопросам гражданства есть много определений института гражданства, но, как считается, все они грешат оп­ределенной неполнотой, а иногда и противоречивостью.

Так, например, в семитомном «Курсе международного права» содержится следующая дефиниция гражданства: «Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означает подчинение данного лица суверенным властям соответствующего государства независимо от своего местонахождения. Гражданство — это юридическая принадлежность того или иного лица к государствен­но организованному обществу. Гражданство — устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае продолжительного пребывания гражданина за границей она не прерывается».

По поводу такой формулировки гражданства возникает ряд вопросов. Во-первых, вызывает сомнение, что гражданин, независимо от своего местонахождения, подчинен суверенной власти государства своей гражданской принадлежности, так как, в качестве иностранца на территории иного государства, он, безусловно, подчинен юрисдикции государства пребывания. Во-вторых, на территории любого государства в любое время находятся не только граждане данного государства, но и другие лица- иностранные граждане и лица без гражданства, которые в данный момент проживают на его территории, составляя его население.*

Ст. 2. Европейской конвенции о гражданстве дает следующее определение гражданству: «гражданство» означает правовую связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица” .**

Закон Украины «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 г. содержит следующее определение гражданства- « гражданство Украины- правовая связь между физическим лицом и Украиной, которая находит свое выражение в их взаимных правах и обязанностях».***

Наиболее оптимальной формулировкой гражданства , на

* М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.

** Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997г.

***Закон Украины «О гражданстве Украины» ВВРУ 2001г. №13 ст. 65

мой взгляд, является следующая формулировка: гражданство- это политико-правовая связь лица и государства устойчивого характера, в результате которой между ними возникают взаимные права и обязанности.

Как представляется, в этой формулировке содержаться все самые важные признаки гражданства:

гражданство- это правовая связь лица и государства;

юридические права и обязанности между субъектами правоотношений носят взаимный характер: государство вправе требовать от лица уважение и соблюдение своих законов, но в то же время обязано осуществлять защиту этого лица, как на своей территории, так и за ее пределами; лицо же, в свою очередь, имеет право требовать от государства обеспечения такой защиты, но в то же самое время оно обязано соблюдать его законы;

гражданство — это политическая связь лица и государ­ева, так как предполагает ту или иную степень участия лица в управлении делами государства и общества: участие в выборах, референдумах, уплату налогов и др.;

устойчивость такой связи предполагает наличие потен­циальной возможности ее разрыва (лицо вправе выйти из гражданства на основании своего волеизъявления и по основаниям предусмотренным законодательством).

Таким образом, суть политико-юридического статуса лица как гражданина конкретного государства состоит в участии индивида в делах по управлению обществом и государством, активном пользовании своими правами и добросовестном испол­нении обязанностей, возложенных на него законом. Причем, установление такого статуса, является исключительной прерогативой данного государства. Но в некоторых случаях, это порождает коллизию норм о гражданстве различных государств, которая может найти свое разрешение только на уровне меж­дународного права посредством заключения соответствующего соглашения между заинтересованными государствами. Прежде всего, это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим гражданином. В принципе, оба такие государства обычно не признают принадлежность данного индивида к гражданству иного государства. Но это лишь осложняет его положение, поскольку, находясь в границах юрисдикции одного государства, индивид может быть привлечен к ответственности за некоторые деяния, которые он совершил в пределах территории иного государства в качестве его гражданина. Поэтому заинтересованные государства заключают, иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы минимизировать последствия такой ситуации для индивида либо вообще ее исключить. В Законе Украины «О гражданстве» от 8 октября 1991 года нашим государством признавалась возможность двойного гражданства, возникающего на основе заключаемых Украиной международных соглаше­ний. Хотя в договорной практике Украины такие примеры отсутствовали. Однако уже в Конституции Украины 1996 года было закреплено положение о том, что в Украине существует единое гражданство (статья 4), которое снимает проблему воз­никновения двойного гражданства у граждан Украины. Закон Украины «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 года среди принципов законодательства Украины о гражданстве (статья 2) закрепляет принцип единого гражданства- граж­данства государства Украина, который исключает возможность существования гражданства административно-территориаль­ных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) иного государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь граж­данином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признает­ся лишь гражданином Украины.

Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран) Анез Джалал

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Анез Джалал. Институт гражданства в международном праве (На примере арабских стран) : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.10 : Москва, 2000 125 c. РГБ ОД, 61:01-12/81-8

Содержание к диссертации

ГЛАВА I ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ

1. Понятие, способы приобретения и основания утраты гражданства 6

.2 Проблема двойного гражданства в международном праве 29

3. Проблема безгражданства в международном праве 34

4. Проблема оптации в международном праве 41

ГЛАВА II ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В АРАБСКИХ СТРАНАХ 53

1. Исторический обзор института гражданства в арабских странах 53

2. Правовое регулирование института гражданства в арабских странах с республиканскими режимами 63

А. Сирийская Арабская Республика 63

Б. Арабская Республика Египет 68

3. ПРАВОВОЕ регулирование института гражданства в арабских странах с монархическими режимами 74

а. иорданское хашимитское королевство 74

б. королевство марокко 80

4. Правовое регулирование института гражданства в арабских странах: сравнительный анализ 86

ГЛАВА III ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСТВА И ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 99

1. Общая характеристика гражданства в современном международном праве 99

2. Защита прав граждан в международном праве 107

Введение к работе

Институт гражданства относится преимущественно к области внутригосударственного права, но в современный период его международно-правовое значение возрастает. Это объясняется усложнением межгосударственных связей, сопровождающихся, в частности, усилением миграции, что в свою очередь, увеличивает вероятность споров между государствами, касающихся правового положения конкретных лиц или определенных групп населения.

Значение гражданства в международном праве не остается неизменным на протяжении истории. Оно зависит от уровня развития человеческого общества в конкретную эпоху, социально-экономического строя государств и других факторов1. Международное право по своей природе является межгосударственным и не регулирует непосредственно поведение отдельных лиц. Тем не менее, известное влияние на их положение оно оказывает. Это влияние проявляется прежде всего в том, что государство, действуя во исполнение своих международных обязательств либо реализуя свои права международного характера, наделяет индивидов, находящихся в его юрисдикции, определенными правами и обязанностями, предусмотренными в его внутренних актах. Только в таком смысле и можно говорить о статусе личности в международном праве.

Читайте так же:  Куда пожаловаться на управляющую компанию в калуге

Чаще всего межгосударственные права и обязанности, осуществление которых оказывает влияние на положение индивидов, связаны с их гражданством. Иными словами, индивид может, например, воспользоваться преимуществами, вытекающими из международного права через свое государство в качестве его гражданина. Поэтому правовой I I статус личности в международном праве должен охватывать в пер- і вую очередь вопросы гражданства.

Почти все крупные события в жизни народов так или иначе затрагивают проблемы, связанные с гражданством. Социальные революции, возникновение новых государств в результате национально-освободительной .борьбы, изменение государственных границ, расход государств имеют самое непосредственное отношение к гражданству. Кроме того, серьезные споры могут вызывать последствия противоречий (коллизии) законов, регулирующих приобретение и утрату гражданства в различных государствах. Очевидно, что изучение международно-правовых проблем гражданства представляет практический интерес.

В настоящее время термин «подданство» употребляется только в монархических государствах, в ряде монархии (например, Иордании, Марокко, Саудовской Аравии, Испании, Бельгии) термин «подданство» заменен в конституциях и законодательстве термином «гражданство».

Целью данной работы является исследование института гражданства в национальном и международном праве. Диссертация состоит из трех глав: (первая глава) институт гражданства в национальном и международном праве. В этой главе, рассматриваются понятие, способы и основные причины утраты гражданства. Мы определяем понятие граж данства с точки зрения разных ученых в разных государствах. В других параграфах из первой главы, изучаем вопросы гражданства в международном праве, как без гражданства, так и проблему двойного гражданства, и их влияние на общество, и как можно ликвидировать или хотя бы уменьшить эти проблемы. В последнем параграфе, мы подробно рассматриваем проблему права оптации в разных сборниках документов. (Вторая глава) институт гражданства в арабских странах. Во второй главе мы анализируем институт гражданства в арабских странах с республиканскими режимами (например, Сирия, Египет), а также с монархическими режимами (например, Саудовская Аравия, Марокко). Первый параграф рассматривает исторический обзор института гражданства в арабских странах, начиная со своего возникновения в VII веке арабо-мусульманское государство (халифат). В других параграфах, рассматриваем вопросы гражданства в высших 4-ех странах, (третья глава) общая характеристика гражданства и защита прав граждан в международном праве. Мы рассматриваем в сущности, характеристикой соотношения международного и внутригосударственного права в данной области. А что касается защиты прав граждан в международном праве , это объясняет, что государство защищает своих граждан не только внутри государства но и за границей.

class1 ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ

Понятие, способы приобретения и основания утраты гражданства

Институт гражданства — политико-правовая категория. Институт гражданства и связанные с ним политико-правовые вопросы рассматриваются как в рамках юридических наук (теория и история государства и права, международное частное право, международное публичное право), так и в рамках истории и политологии1. В правовой науке при изучении любой категории принято, прежде всего, попытаться определить ее понятие. Такой подход имеет принципиальное значение, ибо неточность в дефинициях может привести к ошибочным политико-правовым выводам.

В теории государства и права под гражданством понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством. Институт гражданства — настолько важная правовая категория, что его называют одним из важных признаков определения государственности. А. И. Лепешкин считает, что «Гражданство определяет принадлежность лица к государству, определяет правовое положение лица не только внутри государства, но и вне его, в международном общении»1. Другой ученый, Черниченко СВ., отмечает, что «Правовая принадлежность лица к государству — юридическая форма экономиче-ской связи этого лица с обществом» . А в законе Р.Ф «О гражданстве» от 12 июля 1991 г. говорится, что «Гражданство есть устойчивая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и ува-жении достоинства, основных прав и свобод человека» . В законе Сирии от 5 апреля 1954 г. «О гражданстве» определяется, что «Гражданство — это правовая и политическая связь между гражданином и государством»4.

Каждый гражданин по отношению к своему государству имеет определенные права и несет соответствующие обязательства. Эти права и обязанности в основном определяются внутренним законодательством (Конституцией, законами о гражданстве и другими правовыми актами).

Гражданство, как правовая принадлежность к государству, определяет правовое положение лица не только во внутреннем, но и в международном праве. Например, граждане, находящиеся за границей, не освобождаются от выполнения своих обязанностей по отношению к своему государству, и в то же время пользуются его дипломатической защитой своих прав. В законодательстве некоторых государств существуют различные термины для обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах с республиканской формой правления обычно употребляется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления все еще встречается термин «подданство». В американском, британском, а также в законодательстве некоторых других государств существует множество терминов1. Например, наряду с терминами «citizen» (гражданин) и «subject» (подданный) в англоамериканской теории и практике широко также распространен термин «national», который буквально может быть переведен, как «лицо, обладающее определенной национальной принадлежностью» (в юридическом смысле). Эта множественность терминов, означающих в настоящее время, по существу, одно и то же, порождена историей развития этих стран.

Исторический обзор института гражданства в арабских странах

Институт гражданства арабских государств развивался под влиянием мусульманского права, основным источником которого во всех мусульманских странах исторически являлся и во многих еще до сих пор является Коран, предписания и запреты которого образуют канонический закон-шариат. Начиная со своего возникновения в VII веке, ара-бо-мусульманское государство (халифат) идентифицировало себя с общностью приверженцев ислама, хотя население халифата, проживающее на завоеванных территориях, состояло не только из приверженцев ислама.

Ислам признавал три правовых статуса существования людей:

— покровительствуемые, к которым относились иудеи и христиане, то есть «люди книги», религия которых старше ислама;

— многобожники, которые должны были либо обращаться в ислам, либо истребляться1.

Каждый мусульманин, независимо от происхождения, расы и языка, на всей территории халифата на основе мусульманской идеи о брат-стве пользовался правами в полном объеме. Немусульмане объявлялись врагами мусульманской веры и исламского государства. Но христианам и иудеям, проживавшим на завоеванных мусульманами территориях, на договорной основе можно было приобрести статус «Амана». Этот статус можно было приобрести как на основе индивидуального, так и коллективного договора со всем населением завоеванной христианской территории. Договор гарантировал им защиту со стороны исламского государства, права собственности и свободу вероисповедания. Между правовым положением мусульман и «Аль-зимма» (которые по статусу Амана временно жили в мусульманском государстве) было огромное фактическое различие. Статус мусульманского «гражданства» (который в данном случае воспринимать как чисто условную категорию, обозначающую всех мусульман, проживающих на территории халифата и пользующихся правами члена этой общности в том объеме, в каком это было возможно в тех условиях) можно было приобрести только посредством:

1) принадлежности к исламу;

2) происхождения от мусульманского отца для детей, рожденных в законном браке;

3) происхождения от мусульманской матери для внебрачных детей;

4) поселения мусульманина на жительство в пределах мусульманских владений.

Халифат фактически распался на отдельные части, так и не сумев в дальнейшем восстановить свое былое могущество. В 945 г. западнои-ранская династия Бундов захватила Багдад, лишила Аббасидов политической власти, сохранив за ними только власть духовную. Окончательно халифат прекратил существование в середине XIII в., когда в 1258 г. его столицу (Багдад) покорили монгольские завоеватели.

Новое объединение арабских земель на основе ислама (Османская империя) произошло лишь после завоевания турками Египта и ряда других арабских земель в начале XVI века. С этих пор на протяжении нескольких столетий мусульманская концепция относительно населения оставалась неизменной. Немусульманские народы в Османской империи формально находились под ее защитой, но фактически они подвергались самому жестокому геноциду, направленному на их физическое уничтожение и заселение турками их земель. В 1868 году Османская империя первой из всех мусульманских государств приняла Закон о турецком подданстве, согласно которому уже не каждый мусульманин автоматически имел подданство империи.

Общая характеристика гражданства в современном международном праве

Общая характеристика роли и значения гражданства в современном международном праве является, в сущности, характеристикой соотношения международного и внутригосударственного права в данной области1. Для того, чтобы выяснить это соотношение, необходимо установить, что представляют собой дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства. В связи с этим наиболее правильным будет следующий ответ: это дела, которые не регулируются международным правом. Однако, толкование такого определения может быть различным. Статут Лиги Наций и Устав ООН по-разному относятся к данному вопросу. Пункт 8 ст. 15 Статута Лиги Наций установил следующее положение: «Если одна из сторон утверждает и если Совет признает, что спор касается вопроса, предоставляемого международным правом исключительно ведению внутренней юрисдикции этой стороны, то Совет констатирует это в докладе, не предлагая какого-либо решения вопроса». Пункт 7 ст.2 Устава ООН сформулирован так иначе: «Настоящий Устав ни в коей мере не дает ООН права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства».

В обоих случаях закрепляется принцип невмешательства во внутренние дела государства. Отсутствие точной границы между внутренними и международными делами объясняется ее подвижностью: в некоторых случаях государства могут добровольно сделать тот или иной вопрос предметом международного договора. Формулировка п.7 ст.2 Устава ООН удачна в том смысле, что ее можно применить и к вопросам, переставшим быть исключительно внутренними. Например, регулирование гражданства — вопрос внутренний, но в случае заключения между государствами договора в этой области он перестает быть исключительно внутренним делом соответствующего государства и приобретает международный характер в той мере, в какой этого хотят договаривающиеся стороны.

В действительности государство не получает от международного права суверенитет, и, следовательно, самостоятельность в определенной области. Поэтому, очевидно, не может быть нормы международного права, устанавливающей в общей форме право государства на решение по собственному усмотрению внутренних вопросов. Это право вытекает из суверенитета государства. Но в таком случае не может быть и нормы, предоставляющей государству право решать самостоятельно какой-либо конкретный внутренний вопрос, в частности, регулировать гражданство. Если же такая норма имеется в договоре (например, она содержится в ст. 1 Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г.), то она носит декларативный характер. Из этого не следует, что государства могут не считаться с тем, что гражданство — вопрос внутренний. Обязательный характер данного положения общепризнан. Но это не самостоятельная норма международного права, а следствие применения общепризнанных принципов международного права к вопросам гражданства.

§ 2. Гражданство и международное право

Гражданство определяется как устойчивая правовая связь физического лица с государством. Более полно данный институт определен в законодательстве Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г.

В теории права институт гражданства характеризуется в двух аспектах. Во-первых, гражданство представляет собой субъективное право (включающее в себя ряд правомочий: право гражданина свободно покидать и возвращаться на территорию своего государства; право обладать всем объемом прав и свобод, предусмотренных законодательством государства; право занимать любую государственную должность и т.д.).

Читайте так же:  Судебные приставы г. Наб. Челны

§ 2. Гражданство и международное право

Во-вторых, гражданство — это правовой институт, образующий комплекс правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают на основе правовой связи индивида и государства. Если осуществление государством юрисдикции традиционно ограничивалось в основном лицами, имуществом и действиями на его территории и только в исключительных случаях распространялось на граждан, выезжавших за границу, то на текущий момент реализация суверенного права или полномочия какого-либо государства за пределами его территории в отношении лиц становится все более распространенным явлением. Она обусловлена увеличением числа лиц, выезжающих за границу, глобализацией мировой экономики, ростом масштабов транснациональной преступности, нелегальной миграции и другими факторами.

Исторически современному институту гражданства предшествовало подданство (оно обозначало подчиненность человека своему государю). Хотя понятие гражданства существовало еще в Древнем Риме, Великом Новгороде, вольных городах Европы, собственно институт гражданства возник гораздо позже. Термин «гражданин» был закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В законодательствах разных государств употребляются различные термины для обозначения устойчивой правовой связи физического лица с соответствующим государством: в республиках используется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления применяется термин «подданство». Международные договоры могут вводить иные термины для обозначения гражданства. Так, Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. использует термин «the European Convention on Nationality» (национальность).

Правовое положение граждан определяется законодательством государств: конституцией, законами о гражданстве и другими нормативными актами. Вместе с тем отсутствие специального нормативного акта о гражданстве не означает, что в соответствующем государстве не существует института гражданства.

Международное сообщество подкрепило объективный характер гражданства воздействием Организации Объединенных Наций на развитие международно-правовых аспектов регулирования данного института. Благодаря усилиям ООН право на гражданство относится к основным правам человека. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство». Данное право закреплено также в ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., в ст. 7 Конвенции о правах ребенка 1989 г., в ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. и т.д.

Глава V. Население в международном праве

Особую важность в современных условиях приобретает необходимость приведения законодательства государств о гражданстве в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, с международными обычными нормами и с международными соглашениями по вопросам гражданства.

В теории международного права выделяют специальные нормы и принципы, касающиеся гражданства: право ребенка на гражданство; запрещение произвольного лишения гражданства; предотвращение безгражданства и т.д.

Различают две основные группы способов приобретения гражданства: в общем и в исключительном порядке. К первой группе относится приобретение гражданства в результате рождения и натурализации (приема в гражданство). Ко второй группе относятся: групповое предоставление гражданства (трансферт); оптация (выбор гражданства); реинтеграция (восстановление в гражданстве); пожалование гражданства.

В результате рождения гражданство предоставляется государством независимо от воли физического лица, получающего гражданство. Данный способ известен также как приобретение гражданства происхождением (филиация). В этом случае применяются два принципа: национальный (право крови) и территориальный (право почвы).

Согласно принципу «права крови» гражданство предоставляется в зависимости от гражданства родителей и независимо от места рождения. Так, данный принцип закреплен в законодательстве некоторых арабских государств.

По принципу «права почвы» гражданство, наоборот, предоставляется в зависимости от места рождения и независимо от гражданства родителей. Данный принцип характерен для законодательства стран Латинской Америки, не случайно он нашел отражение в Американской конвенции о правах человека 1969 г.

Более половины государств мирового сообщества используют оба принципа — «права крови» и «права почвы», предоставляя гражданство как детям своих граждан, где бы они ни родились, так и некоторой категории детей иностранцев, родившихся на их территории.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 12) ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

— оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

— один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствую

§ 2. Гражданство и международное право

щим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

— один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

— оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства при условии, что ребенок родился на территории России, а государство, гражданами которого являются его родители, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявляются в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Ребенок получает российское гражданство при обстоятельствах поступления ходатайства от одного из родителей (граждан РФ) и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Вместе с тем такого согласия в случае фактического проживания ребенка на территории РФ не требуется.

По российскому законодательству ребенком считается лицо, не достигшее возраста 18 лет, что соответствует Конвенции о правах ребенка 1989 г., согласно ст. 1 которой «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».

Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит путем подачи ходатайства лица, достигшего совершеннолетия и обладающего дееспособностью, если это лицо проживает на территории данного государства в течение определенного времени (5, 7 или 10 лет), знает государственный язык этой страны, признает ее конституцию, имеет средства к существованию; при вступлении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка, когда он имеет гражданство другого государства или является лицом без гражданства.

В Российской Федерации установлен пятилетний срок проживания на ее территории перед подачей ходатайства о приеме в гражданство (подп. «а» п. 1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Этот срок сокращается до одного года при наличии ряда оснований.

Решение о приеме в гражданство принимают компетентные органы государства, в том числе ведомство иностранных дел (Великобритания), президент страны (Российская Федерация).

Глава V. Население в международном праве

Нередко государства предусматривают упрощенный порядок приема в гражданство для определенной категории лиц. В Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без соблюдения требования о пятилетнем сроке проживания на территории Российской Федерации, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, являющегося гражданином Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

В настоящее время утвердилось правило, согласно которому женщина при вступлении в брак с иностранцем автоматически не теряет своего гражданства, как это было раньше. Согласно Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. женщина, выходя замуж за иностранца, имеет право выбора: сохранить свое прежнее гражданство либо принять гражданство государства мужа в упрощенном порядке.

Следует также отметить порядок приобретения гражданства в порядке натурализации в связи с усыновлением. При усыновлении гражданами одного государства ребенка, который имеет гражданство другого государства, усыновляемый получает, как правило, гражданство усыновителя. При усыновлении должны быть соблюдены требования законов государств как усыновляемого, так и усыновителя.

В случае коллизии законодательств различных стран при усыновлении вопрос обычно решается в пользу государства, на территории которого находится усыновляемый.

В случае натурализации родителей несовершеннолетние дети автоматически приобретают гражданство.

Приобретение гражданства определенной категорией лиц в исключительном порядке предусматривается в международных договорах и законах государств.

В практике иногда имеют место случаи приобретения гражданства в порядке его пожалования гражданину другого государства за особые заслуги перед данным государством. Пожалование гражданства осуществляется по инициативе компетентных властей государства и с согласия пожалованного. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (ч. 3 ст. 13) предусматривает возможность принятия в российское гражданство лиц, имеющих особые заслуги

§ 2. Гражданство и международное право

перед Россией, без соблюдения условий, предусмотренных при приеме в гражданство в общем порядке.

Практике известна реинтеграция, представляющая собой приобретение гражданства путем восстановления первоначального гражданства. Условия реинтеграции для лиц, потерявших гражданство вследствие различных причин, регулируются внутренними законами каждого государства. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территории России сокращается до трех лет. Льготные условия для вторичного вступления в гражданство России чаще всего применяются по отношению к лицам и их потомкам, эмигрировавшим из России после событий 1917 г.

Приобретение гражданства на основании международных договоров имеет место, например, при заключении соглашений о репатриации, по территориальным вопросам и др.

При приобретении гражданства в результате перехода части территории одного государства к другому государству различают добровольный выбор гражданства, т.е. оптацию, и автоматическое изменение гражданства, т.е. трансферт.

Оптация представляет собой право жителей территории, перешедшей по международному соглашению от одного государства к другому, выбрать либо сохранение своего прежнего гражданства, либо переход в гражданство другого государства. Выбор происходит путем подачи индивидуальных заявлений. Это право закреплено, в частности, ст. 17 и 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации». Если выбор сделан в пользу сохранения прежнего гражданства, то обычно происходит переселение данного лица в определенный срок в государство гражданства, но при этом это лицо сохраняет свои имущественные права.

Трансферт как автоматическое изменение правовой связи лиц с государством означает, что эти лица независимо от их воли переходят в гражданство того государства, которому передавалась территория. В настоящее время трансферт не используются в международной практике.

В некоторых старых международных договорах употребляется термин «обмен населением». Он отличается от оптации главным образом своим массовым характером и обычно происходит по национальному признаку (после Первой мировой войны имел место обмен населением между Грецией и Албанией).

Практикуемое в некоторых государствах с федеративным устройством гражданство субъекта федерации имеет лишь внутригосударст

Глава V. Население в международном праве

венное значение. Вообще в международных отношениях признается единое гражданство (принцип единого гражданства), т.е. самой федерации. Принцип единого гражданства обеспечивает равенство граждан независимо от способа приобретения гражданства, т.е.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» запрещает предоставление гражданства России лицам, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, осуждены или отбывают наказание в виде лишения свободы за деяния, преследуемые по законам России, не имеют законного источника средств к существованию.

Нормы международного дипломатического права устанавливают, что сотрудники представительств, не являющиеся гражданами государства пребывания, и члены их семей, живущие вместе с ними, не приобретают, исключительно в порядке применения законов государства пребывания, гражданство этого государства (ст. II Факультативного протокола о приобретении гражданства от 18 апреля 1961 г. к Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

Читайте так же:  Как получить паспорт евросоюза гражданину россии

Сотрудники дипломатического представительства в принципе должны быть гражданами аккредитующего государства, но в исключительных случаях они могут быть гражданами государства пребывания. В таких случаях необходимо получить особое согласие принимающей страны, которое может быть отозвано в любое время. Сотрудники дипломатического представительства, являющиеся гражданами государства пребывания, имеют право только на иммунитет от правовой ответственности и на личную неприкосновенность по отношению к официальным действиям, совершенным в процессе выполнения своих функций.

Различают следующие формы утраты гражданства: автоматическая утрата гражданства, выход из гражданства и лишение гражданства.

Ряд государств отказались от автоматической утраты гражданства, однако в законодательстве некоторых стран она сохранилась. В Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. содержится перечень оснований автоматической утраты гражданства: добровольное приобретение гражданства другого государства; приобретение гражданства на основании подложных документов; добровольная служба в вооруженных силах иностранного государства; поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства; потеря подлинной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей.

§ 2. Гражданство и международное право

Выход из гражданства происходит по инициативе заинтересованного лица. Порядок выхода из гражданства определяется законодательством государств, и решение об этом, как правило, принимают те же органы, которые осуществляют прием в гражданство. Выход из гражданства может сопровождаться предварительными условиями, например воинской обязанностью перед государством, финансовыми обязательствами перед государством, юридическими или физическими лицами и т.д. По законодательству многих государств не допускается выход из гражданства лица, которое привлечено в качестве обвиняемого или если в отношении его вступил в силу приговор суда.

Основополагающий документ в области прав человека — Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства». Согласно ч. 3 ст. 6 Конституции РФ гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Такая форма утраты гражданства, как его лишение, — категория, исторически эфемерная. Она применялась в бывшем Советском Союзе, была отменена в период реформ второй половины 1980-х гг., лица же, лишенные гражданства, в нем восстанавливались. Характерна в этом отношении практика некоторых стран. Так, например, в США Верховный Суд страны в постановлении по делу Trop v. Dulles 1958 г. истолковал лишение гражданства как «жестокое и необычное наказание», запрещенное VIII поправкой к Конституции.

С точки зрения изучения регионального опыта представляет интерес гражданство Европейского Союза. На основании Договора о Европейском Союзе 1992 г. (Маастрихтский договор) каждый гражданин государства-члена является гражданином Союза. Вопросы гражданства Европейского Союза получили дальнейшее отражение в восьми статьях (гл. V) Хартии Европейского Союза об основных правах, которая была подписана и торжественно провозглашена 7 декабря 2000 г. в Ницце, а затем стала частью Договора, учреждающего Конституцию для Европы (ст. 1—10).

Гражданство Европейского Союза имеет дополнительный (субсидиарный) характер по отношению к гражданству государств-членов. Вопросы приобретения и утраты гражданства Европейского Союза решаются исключительно на основе национального законодательства государства-члена.

Каждое лицо, приобретающее статус гражданина любой из стран Европейского Союза, автоматически становится и гражданином Европейского Союза; аналогично прекращение гражданства государства-члена приводит к потере гражданства Европейского Союза.

Глава V. Население в международном праве

Каждый гражданин Европейского Союза является носителем прав и обязанностей, вытекающих как из национального права своей страны, так и из правовой системы Европейского Союза.

К правам, вытекающим из наличия у лица гражданства Европейского Союза, относятся: право голосовать и баллотироваться в качестве кандидата на выборах в Европейский парламент (каждый гражданин (гражданка) Союза в государстве-члене, где он (она) проживает, имеет право голосовать и баллотироваться в качестве кандидата на выборах в Европейский парламент на тех же условиях, что и граждане этого государства); право голосовать и баллотироваться в качестве кандидата на муниципальных выборах (каждый гражданин (гражданка) Союза в государстве-члене, где он (она) проживает, имеет право голосовать и баллотироваться в качестве кандидата на муниципальных выборах на тех же условиях, что и граждане этого государства); право на хорошее управление (каждое лицо имеет право на рассмотрение своего дела институтами и органами Союза беспристрастно, справедливо и в разумный срок); право на доступ к документам (каждый гражданин Союза или каждое лицо, проживающее в государстве-члене, имеет право доступа к документам Европейского парламента, Совета и Комиссии); право каждого гражданина либо каждого лица, проживающего в государстве-члене, обращаться с жалобой к Омбудсмену Союза в случае нарушения порядка управления институтов и органов Сообществ (за исключением Суда) и направлять петиции Европейскому парламенту; свобода передвижения и выбора места жительства. На эту свободу не влияет экономическая необходимость, как это происходит в случае с принципом свободы передвижения рабочей силы, правом на экономическую деятельность.

Свобода передвижения граждан государств-членов в рамках Европейского Союза обеспечивается всей правовой системой Европейского Союза. Наличие у лица двух и более гражданств, одно из которых является гражданством государства — члена Европейского Союза, дает ему бесспорное основание для въезда в любое государство ЕС.

Каждый гражданин (гражданка) Европейского Союза на территории третьих стран, где отсутствует представительство того государства, гражданином которого он (она) является, получает защиту со стороны дипломатических и консульских учреждений любого государства-члена на тех же условиях, что и граждане этого государства. При этом сам Европейский Союз не обладает правом предоставлять собственную правовую защиту.

Защита прав гражданина Европейского Союза обеспечивается Судом Европейских сообществ.

§ 2. Гражданство и международное право

Визовая и иммиграционная политика, политика в сфере предоставления убежища, попадающие под третью «опору» Европейского Союза (сотрудничество в области правосудия и внутренних дел), на основании Амстердамского договора 1997 г. включены в компетенцию Европейских сообществ. Право на убежище иностранцев на территории Европейского Союза гарантируется при соблюдении правил Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г. о статусе беженцев. Запрещены коллективные высылки, т.е. высылки определенных категорий лиц без рассмотрения каждого индивидуального случая. Данный запрет в Европейском Союзе применяется тем же образом и в тех же рамках, что и ст. 4 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Запрещаются выдворение, высылка или выдача любого лица на территорию государства в случае, если имеется серьезная угроза того, что это лицо будет в нем подвергнуто наказанию смертной казнью, пыткам, другому бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство наказанию и обращению.

Вопросы гражданства актуальны также в связи с еще одной важной проблемой — правопреемством государств.

Распад Советского Союза и Югославии, разделение Чехословакии, объединение ФРГ и ГДР, Северного и Южного Йемена, отделение Эритреи от Эфиопии и Черногории от Сербии в контексте решения проблемы гражданства лиц в связи с переходом прав государств к их преемникам явились подтверждением обозначенной актуальности. Негативные последствия применительно к гражданству при правопреемстве государств наступают главным образом из-за того, что политические амбиции и антигуманные соображения ряда государств превалируют над их международно-правовыми обязательствами, предусматривающими защиту прав человека. Так было в случае с Эстонской республикой. Распад СССР поставил это государство перед необходимостью решения вопроса о гражданстве. Он был урегулирован путем введения в 1992 г. в действие Закона о гражданстве 1938 г. В результате «реанимации» старого Закона лица, которые в 1991 г. являлись постоянными жителями и гражданами Эстонии, но не являлись на 16 июня 1940 г. гражданами предвоенной Эстонии или их потомками, стали «негражданами». Правовое основание для их пребывания на территории Эстонии определил другой закон — Закон об иностранцах 1993 г. Негативным последствием такого подхода, отражающего ущербное правосознание законодателей этой страны, явилось оставление примерно пятой части населения Эстонии без какого-либо гражданства. Почти аналогичная политика в отношении

Глава V. Население в международном праве

определения гражданства проводится и в соседних с Эстонией бывших советских республиках.

Следует отметить, что термин «неграждане» известен современному международному праву. В частности, он получил отражение в п. 2 ст. 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации 1965 г. Комитет по ликвидации расовой дискриминации, комментируя эти положения Конвенции в своем Общем замечании (№ XI, 1993 г.), подтвердил, что понятие «негражданин» тождественно понятию «иностранец».

С точки зрения международного права лица, которые в странах Балтии получили статус «неграждане», являются лицами без гражданства. Вопрос о гражданстве, связанный с коллизией законодательств, порождающей безгражданство, оказался среди других 13 приоритетных вопросов повестки дня Комиссии международного права ООН, утвержденной на первой ее сессии в 1949 г. для кодификации. В 1993 г. Комиссия включила в повестку дня тему «Правопреемство государств и его последствия для гражданства физических лиц и государственной принадлежности юридических лиц» и в 1999 г. представила Генеральной Ассамблее ООН проекты статей «О гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств» (26 статей). Первая часть этого документа посвящена конкретным категориям правопреемства, вторая содержит положения о предоставлении и утрате гражданства, а также о праве оптации. Данная часть документа состоит из четырех разделов, посвященных конкретным видам правопреемства государств: передача части территории; объединение государств; распад государства и отделение части территории.

Рассматриваемый документ содержит следующие принципы регулирования вопросов гражданства в связи с правопреемством: право каждого человека на гражданство; предотвращение безгражданства; уважение воли лиц, затрагиваемых правопреемством государств, в отношении решения вопросов их гражданства; принципы единства семьи; недопущение дискриминации по любому признаку при сохранении или приобретении гражданства; запрещение произвольных решений по вопросам гражданства.

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. также содержит положения, касающиеся приобретения и утраты гражданства в случаях правопреемства государств. Она устанавливает, что при принятии решений относительно предоставления или сохранения гражданства в случаях правопреемства государств каждое соответствующее государство-участник учитывает, в частности: наличие подлинной и эффек-

§ 3. Правовой статус бипатридов и апатридов

тивной связи соответствующего лица с данным государством; место постоянного проживания соответствующего лица в момент правопреемства государств; волю соответствующего лица; территориальное происхождение соответствующего лица.

В тех случаях, когда условием приобретения гражданства является утрата гражданства иностранного государства, применяются другие положения Конвенции, касающиеся сохранения прежнего гражданства. В Конвенции 1997 г. закреплен принцип, касающийся неграждан, согласно которому граждане государства-предшественника, постоянно проживающие на территории, суверенитет над которой переходит к государству-правопреемнику, но не приобретшие его гражданство, имеют право остаться в этом государстве. Такие лица пользуются одинаковым режимом с гражданами государства-правопреемника в отношении социальных и экономических прав. В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник может не принимать упомянутых лиц на государственную службу, связанную с осуществлением суверенной власти.

Европейская комиссия за демократию через право — экспертный орган, созданный в системе Совета Европы, разработала Декларацию о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц.

Конвенция Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств, открытая для подписания в 2006 г., закрепляет право любого человека на гражданство и обязательство государств — участников Конвенции принять все необходимые меры в целях предотвращения случаев безгражданства при правопреемстве и предоставление всем затронутым лицам гражданства без какой-либо дискриминации. Конвенция касается всех лиц, которые на момент правопреемства государства имели гражданство государства-предшественника и в результате правопреемства государства стали или становятся лицами без гражданства.