Гражданский кодекс рф 2019 ст 3301

О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 2005, № 1, ст. 39; 2006, № 23, ст. 2380; № 50, ст. 5279; 2006, № 52, ст. 5497; 2007, № 27, ст. 3213; 2009, № 26, ст. 3130; 2010, № 19, ст. 2291; 2013, № 27, ст. 3434; 2014, № 26, ст. 3377; 2015, № 1, ст. 52; № 10, ст. 1412; № 29,
ст. 4342; 2016, № 27, ст. 4248; 2017, № 14, ст. 1998) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 130:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, здания.»;

б) дополнить новыми абзацами вторым, третьим и четвертым следующего содержания:

«Сооружения являются недвижимостью, если они прочно связаны
с землей, то есть их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, имеют самостоятельное хозяйственное значение и могут выступать в гражданском обороте обособленно от других вещей.

Правительством Российской Федерации определяется перечень видов сооружений, не обладающих признаками объектов недвижимости.

Объекты незавершенного строительства являются недвижимостью, если отвечают признакам, установленным Правительством Российской Федерации.»;

в) абзац второй считать абзацем пятым;

г) абзац третий считать абзацем шестым и в нем слова «или сооружений» исключить;

2) статью 132 изложить в следующей редакции:

«Статья 132. Предприятие

Предприятие является совокупность вещей, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, в состав которой входят движимое и недвижимое имущество, а также права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.»;

3) статью 1331 изложить в следующей редакции:

«Статья 1331 Единый недвижимый комплекс

1. Единым недвижимым комплексом является совокупность земельного участка и всех зданий, а также обладающих признаками объектов недвижимости объектов незавершенного строительства
и сооружений, расположенных на нем, которые находятся в собственности одного лица.

Правило, предусмотренное настоящим пунктом, применяется, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. В единый недвижимый комплекс не включаются находящиеся на земельном участке линейные объекты, принадлежащие иному лицу, для размещения и обслуживания которых может быть установлен сервитут.

3. Собственник земельного участка вправе создавать по правилам настоящей статьи единый недвижимый комплекс из принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости, расположенных на таком земельном участке, и земельного участка.

4. Собственник линейных объектов вправе создавать по правилам настоящей статьи единый недвижимый комплекс из принадлежащих ему линейных объектов без включения в состав единого недвижимого комплекса земельных участков, используемых для эксплуатации этих линейных объектов, но не принадлежащих ему на праве собственности.

5. Единый недвижимый комплекс не является сложной вещью.»;

4) дополнить статьей 134.1 следующего содержания:

«Статья 134.1 Улучшения недвижимого имущества

1. Улучшения недвижимости являются составными частями недвижимой вещи, которые обеспечивают или способствуют использованию данной недвижимой вещи в соответствии с ее назначением.

2. Улучшения недвижимости, создаваемые путем строительства или реконструкции, являются неотделимыми улучшениями.

Иные улучшения являются отделимыми.

3. Неотделимые улучшения недвижимости выступают с ней в обороте как единое целое.

Недвижимость, имеющая отделимые улучшения, участвует в гражданском обороте без таких улучшений, если иное не предусмотрено договором.

4. Законом могут быть установлены виды улучшений объектов недвижимого имущества.

5. Особенности улучшений земельного участка определяются земельным законодательством.»;

6) статью 219 признать утратившей силу;

7) статью 2392 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Суд может принять решение о принудительной реконструкции линейного объекта в связи с необходимостью переноса линейного объекта (его части) с изымаемого земельного участка при условии возмещения владельцу линейного объекта причиняемых убытков.»;

8) пункт 2 статьи 263 признать утратившей силу;

9) второе предложение пункта 2 статьи 269 исключить;

10) статью 275 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3.Право на осуществление сервитута переходит к новому собственнику сооружения одновременно с правом собственности на сооружение.»;

11) статью 277 признать утратившей силу;

12) дополнить Главой 171 следующего содержания:

«Глава 171 Право собственности и другие вещные права на здания
и сооружения

Статья 2871 Права на здания или сооружения

1. Для целей настоящей главы под зданием понимается строение,
в котором могут быть образованы не менее двух помещений, в том числе признаваемых жилыми в соответствии с жилищным законодательством, и (или) машино-мест, под сооружением понимается строение, в котором не могут образовываться помещения или машино-места.

2. Собственникам помещений, машино-мест на праве общей долевой собственности принадлежит имущество общего пользования, а именно: помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения, машино-места в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения, машино-места в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, машино-места, если иное не предусмотрено законом.

3. Помещение должно использоваться в соответствии с его назначением, определяемым видом разрешенного использования земельного участка, если иное не установлено законом.

4. Здание, отвечающие признакам недвижимой вещи сооружение или объект незавершенного строительства до регистрации прав на них или
до регистрации прав на помещение или машино-место в здании считается неотделимым улучшением земельного участка.

5. Право собственности на созданное здание, либо право на помещение или машино-место в нем, сооружение возникает у собственника земельного участка или пользователя водного объекта, предоставленного для создания объекта недвижимости, если законом или договором не установлено иное.

6. Право собственности на здание, сооружение, возведенные
на земельном участке, принадлежащем лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, возникают у данного лица.

Если обладателем права постоянного (бессрочного) пользования является государственное или муниципальное предприятие или учреждение, то право собственности на здание, сооружение возникает у публично-правового образования, учредившего указанные предприятие или учреждение.

Право на образование помещения или машино-места, право
на реконструкцию здания или сооружения осуществляет их собственник, если законом или договором не установлено иное.

7. Собственник блокированного жилого дома, созданного в доме блокированной застройки, не вправе осуществлять его реконструкцию, перевод жилых помещений в нежилые помещения, снос блокированного жилого дома без согласия собственников соседних блокированных жилых домов.

8. Многоквартирный дом и дом блокированной застройки
не участвуют в гражданском обороте как вещь.

Статья 2872 Образование объектов недвижимости,
не являющихся земельными участками

1. Образование объекта недвижимости осуществляется по решению собственника объекта недвижимости, из которого образуется новый объект недвижимости, если иное не установлено настоящим Кодексом, законом
или договором.

Образование объекта недвижимости считается завершенным с момента государственной регистрации прав на него.

2. Здание и сооружение как недвижимые вещи образуются вследствие завершения их строительством.

Без проведения строительных работ могут быть образованы
сооружения путем раздела или объединения иных сооружений.

Блокированные жилые дома образуются путем завершения строительства дома блокированной застройки.

3. Здание или сооружение как объект недвижимости могут быть также образованы из объекта незавершенного строительства после завершения
его строительством. При этом объект незавершенного строительства прекращает свое существование с момента государственной регистрации прав на здание, сооружение.

4. Здание или сооружение как объект недвижимости могут быть образованы в результате их реконструкции. Реконструкция здания или сооружения не влияет на содержание прав на здание или сооружение, если иное не предусмотрено законом или договором.

5. Помещения и (или) машино-места могут быть образованы посредством перепланировки смежных помещений, а также вследствие выдела в счет доли
в праве собственности на иное помещение, либо объединения смежных помещений и (или) машино-мест в здании.

Помещения и (или) машино-места могут быть образованы в здании по имеющимся в нем перегородкам или перекрытиям без реконструкции такого здания или перепланировки расположенных в нем помещений, либо посредством реконструкции здания, перепланировки помещений, либо вследствие выдела доли в праве собственности на здание или иное помещение, объединения смежных помещений и (или) машино-мест в здании.

Помещения могут быть также образованы в силу завершения строительства здания, в котором они расположены.

6. Образование объектов недвижимости из объекта недвижимости, обремененного правами третьих лиц, допускается при наличии соглашения
с указанными лицами о порядке осуществления прав данных лиц
в отношении образованных объектов недвижимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 2873 настоящего Кодекса.

7. Законом могут быть установлены запрет или ограничение
на образование некоторых видов объектов недвижимости либо условия, при соблюдении которых допускается раздел определенных объектов недвижимости.

Статья 2873 Условия образования объектов недвижимости объектов недвижимости, не являющихся земельными участками

1. Образование помещений, машино-мест, а также реконструкция зданий, сооружений, принадлежащих на праве собственности нескольким лицам, осуществляется на основании соглашения между ними (далее – соглашение об образовании недвижимости), а в случаях, когда предполагается образование объектов недвижимости из общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме – на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Согласие залогодержателя на образование объекта недвижимости
не требуется в случае объединения объекта недвижимого имущества, обремененного залогом, с иным объектом недвижимости, не обремененным залогом.

3. Суд может принять решение об образовании объектов недвижимости, если это необходимо в связи с обращением взыскания
на долю в праве на недвижимое имущество, в связи с выделом доли в праве на здание или помещение, а также в целях принудительной реконструкции линейного сооружения в связи с его переносом с изымаемого земельного участка. В этом случаи требования пунктов 1 – 2 настоящей статьи
не применяются.

4. К образуемому объекту недвижимости должен быть обеспечен доступ через имущество общего пользования или непосредственно
с земельного участка, на котором расположено здание, а также возможность использования имущества общего пользования здания в необходимом для использования объекта недвижимого имущества по его назначению объеме.

В указных целях с собственником образованного объекта недвижимости может быть учреждена общая собственность на земельный участок и (или) имущество общего пользования либо установлен бессрочный сервитут, обеспечивающие их использование.

5. В здании может быть образовано не менее двух помещений,
машино-мест.

При государственной регистрации прав на помещения, машино-места в здании одновременно осуществляется государственная регистрация прекращения права на здание.

6. В случае образования объекта недвижимости из объектов недвижимости, находящихся в собственности нескольких лиц, посредством строительных работ, для осуществления которых требуется получение разрешения на строительство либо решения о согласовании органом государственной власти или органом местного самоуправления проведения таких работ, собственники объектов недвижимости заключают соглашение об образовании объекта недвижимости под отлагательным условием выдачи указанного разрешения (согласования).

7. Раздел отвечающего признакам недвижимой вещи сооружения допускается в случае, если все образуемые из него сооружения отвечают признакам объекта недвижимости.

8. Границами блокированного жилого дома являются их смежные стены, не имеющие проемов.

Государственная регистрация прав на блокированный жилой дом осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на земельный участок под ним.

Статья 2874 Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные объекты недвижимости
в зданиях, сооружениях

1. При разделе объекта недвижимости у его собственника возникает право собственности на все образуемые объекты недвижимости в результате раздела исходного объекта недвижимости.

При разделе объекта недвижимости, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела объекты недвижимости, если иное не установлено соглашением об образовании недвижимости.

Читайте так же:  Образец заявления о возврате госпошлины юридическому лицу

2. При прекращении существования единого недвижимого комплекса, а также при выделе из него здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, земельного участка, как незастроенного, так и с находящимися на нем строениями, на данные недвижимые вещи возникает право собственности лица, в собственности которого находится единый недвижимый комплекс.

3. Права на помещения, машино-места в здании, построенном с привлечением средств физических или юридических лиц возникают у этих лиц. Залог, обеспечивающий исполнение обязательства застройщика по строительству помещений и (или) машино-мест по данному договору, прекращается со дня регистрации права собственности на помещение и (или) машино-место.

4. При выделе доли в праве общей собственности на здание может образовываться два и более помещений и (или) машино-мест, соразмерно выделяемой доле.

5. При выделе доли в праве из делимого помещения образуются новые помещения. При выделе доли в праве из делимого машино-места образуются новые машино-места.

6. В случаях, указанных в пункте 4 настоящей статьи у лица, осуществившего выдел доли в праве на объект недвижимости, находящийся в общей долевой собственности, возникает право собственности на образуемое помещение и (или) машино-место и прекращается право долевой собственности на исходный объект недвижимости.

Другие участники долевой собственности после выдела в соответствии
с настоящим пунктом доли в праве на объект недвижимости приобретают право долевой собственности на иные помещения, машино-места с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

7. При объединении смежных помещений, машино-мест образуется одно помещение, машино-место, а существование таких смежных помещений, машино-мест прекращается.

При объединении смежных помещений, машино-мест у собственника возникает право собственности на образуемое помещение, машино-место. При объединении помещений, машино-мест, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемое помещение, машино-место.

8. В случае изменения границ смежных друг с другом помещений или машино-мест, вследствие перепланировки помещений или машино-мест, реконструкции здания, такие помещения или машино-места, продолжают свое существование в измененных границах, если соглашением их собственников не установлено иное.

Собственник помещения, машино-места, площадь которого уменьшена в пользу собственника иного помещения, машино-места имеет право требовать возмещения убытков.

Для целей настоящей главы границами помещений признается перегородки или перекрытия, отделяющие данное помещения от иных помещений.

9. Обременения, установленные в отношении исходного объекта недвижимости, сохраняются в отношении всех образованных объектов недвижимости, если настоящей Главой и соглашением с лицами, в пользу которых установлены обременения, не определено иное.

10. В случае образования объекта недвижимости из объекта недвижимости, используемого на основании договора, заключенного
по результатам торгов, лицо, использующее исходный объект недвижимости, в отношении образованного объекта недвижимости имеет право
на заключение с ним нового договора (новых договоров) на прежних условиях, если иное не предусмотрено законом или договором.

11. При образовании объектов недвижимости посредством раздела объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении
или оперативном управлении, площадь образуемых объектов недвижимости не должна быть менее площади исходных объектов недвижимости,
за исключением случая уменьшения площади исходных объектов недвижимости, связанного со строительством стен и перегородок.

Статья 2875 Соглашение об образовании объектов недвижимости

1. В соглашении об образовании объектов недвижимости заинтересованные лица в соответствии с положениями настоящей Главы определяют:

1) права на образуемые объекты недвижимости, в том числе размер долей в праве общей собственности на них;

2) размер возмещения убытков лицам – правообладателям помещений или машино-мест, существование которых прекращается или площадь которых уменьшается;

3) бремя несения расходов на строительные и иные работы, необходимые для образования объекта недвижимости, распределяемое между лицами, заключающими соглашение об образовании объектов недвижимости;

4) расходы на содержание общего имущества или условия осуществления сервитута, необходимого для использования образуемого объекта недвижимости;

5) уполномоченное лицо, обращающееся за строительными разрешениями.

2. При наличии прав третьих лиц на исходный объект недвижимости в соглашении об образовании недвижимости должны быть предусмотрены условия сохранения указанных прав в отношении вновь образованных объектов недвижимости.

3. К соглашению об образовании объектов недвижимости должен быть приложен документ, содержащий графическое и текстовое описание границ образуемых объектов недвижимости, подготовленный в том числе с учетом содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о существующих границах исходных объектов недвижимости.

4. Границы образуемых объектов недвижимости должны совпадать
с существующими или строящимися в соответствии с проектной документацией перегородками или перекрытиями.

Раздел линейных объектов должен осуществляется с учетом возможности обособленного обслуживания каждого из образуемых сооружений по прежнему назначению.

Границы машино-мест не должны пересекать существующие или строящиеся перегородки.

Статья 2876 Образование, изменение и прекращение существования единого недвижимого комплекса

1. Единый недвижимый комплекс образуется в силу государственной регистрации права на совокупность недвижимых вещей, указанных в статье 133.1 настоящего Кодекса, на основании заявления их собственника.

2. Образование единого недвижимого комплекса при наличии
на земельном участке нескольких зданий, отвечающих признакам недвижимости сооружений и объектов незавершенного строительства, находящихся в собственности разных лиц, не допускается, за исключением случаев включения в единый недвижимый комплекс линейных объектов, расположенных на чужом земельном участке, а также случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.

3. Единый недвижимый комплекс может быть образован из земельных участков и расположенных на них зданий, отвечающих признакам недвижимости сооружений и объектов незавершенного строительства, принадлежащих нескольким лицам, при условии учреждения ими общей долевой собственности на единый недвижимый комплекс.

4. Собственник единого недвижимого комплекса вправе выделять
из его состава объекты недвижимого имущества, а также включать в его состав объекты недвижимого имущества при условии соблюдения требований статьи 1331 настоящего Кодекса.

5. Единый недвижимый комплекс может быть разделен полностью или частично на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и на земельные участки, необходимые для их обслуживания и на иные незастроенные земельные участки. Раздел единого недвижимого комплекса на помещения или машино-места не допускается.

6. Если строительство осуществлялось с целью создания совокупности зданий и (или) сооружений в целях их объединения в единый недвижимый комплекс, то права на единый недвижимый комплекс могут быть зарегистрированы после завершения строительства не менее двух предусмотренных проектной документацией зданий и (или) сооружений.

7. Прекращение существования единого недвижимого комплекса осуществляется в силу государственной регистрации прекращения права на него на основании заявлении его собственника (участников общей долевой собственности, если единый недвижимый комплекс находится в общей долевой собственности) по заявлению его собственника.

Статья 2877 Обременение сервитутом зданий, сооружений
и помещений

1. Здание, сооружение или помещение может быть обременено сервитутом в целях использования имущества общего пользования либо в целях обеспечения доступа к помещению, машино-месту.

2. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником служащей недвижимости. Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения
об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

3. Сервитут, установленный в соответствии с настоящей статьей,
не может быть отменен за исключением случаев, когда надобность в нем отпала вследствие реконструкции здания, сооружения, либо их изъятия, перепланировки помещений.

4. Плата за сервитут, установленный в соответствии с настоящей статьей, не должна превышать расходов лица, с которым заключено соглашение об установлении сервитута, на содержание соответствующей части имущества общего пользования.

5. К сервитутам, установленным в отношении зданий, сооружений
или помещений, применяются правила, предусмотренные статьей 275 настоящего Кодекса.»;

14) дополнить статью 299 пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления возникает на здание или сооружение, возведенное
в установленном порядке на земельном участке, используемом данным предприятием или учреждением, без принятия решения о закреплении за унитарным предприятием или учреждением данного объекта.»;

15) дополнить статью 424 пунктом 4 следующего содержания:

«4. При образовании в результате раздела объекта недвижимости из иного объекта недвижимости, используемого на основании договора, цена договора, заключаемого в отношении образуемого объекта недвижимости, определяется пропорционально площади образуемого объекта.».

Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410; 2002, № 48, ст. 4737; 2006, № 52, ст. 5497; 2007, № 49, ст. 6048; 2008, № 29,
ст. 3418; 2016, № 22, ст. 3094; 2017, № 14, ст. 1998) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 549 изложить в следующей редакции:

«2. Правила, предусмотренные настоящим параграфом, применяются
к продаже единого недвижимого комплекса.»;

2) исключить из пункта 1 статьи 559 слова «как имущественный комплекс (статья 132)»;

3) пункт 3 статьи 560 признать утратившим силу;

а) пункт 1 признать утратившим силу;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Право собственности на недвижимое имущество, находящееся в составе предприятия, переходит к покупателю с момента государственной регистрации перехода этого права.

Права на иное имущество, входящее в состав предприятие, переходят
в день перехода прав на недвижимое имущество, входящее в состав предприятия, если настоящим Кодексом не установлено иное.»;

5) в статье 586 слово «предприятия» заменить словами «единый недвижимый комплекс»;

6) в статье 607 слова «предприятия и другие имущественные комплексы» заменить словами «единые недвижимые комплексы»;

7) пункт 2 статьи 650 изложить в следующей редакции:

«2. Правила, предусмотренные настоящим параграфом, применяются
к аренде единого недвижимого комплекса.»;

8) исключить в пункте 1 статьи 656 слова «как имущественного комплекса»;

9) пункт 2 статьи 658 признать утратившим силу;

10) исключить из абзаца второго статьи 660 слова «вносить изменения
в состав арендованного имущественного комплекса,»;

11) в статье 664 слова «арендованный имущественный комплекс должен быть возвращен» заменить словами «арендованное имущество должно быть возвращено»;

12) в пункте 2 статьи 740 слово «предприятие» исключить;

13) в пункте 1 статьи 754 слова «в том числе таких,
как производственная мощность предприятия» исключить;

14) в пункте 1 статьи 1013 слова «и другие имущественные комплексы» заменить словами «, единые недвижимые комплексы»;

15) в пункте 2 статьи 1065 слово «предприятия» заменить словом «здания».

1. Предприятие как имущественный комплекс, иной имущественный комплекс, производственно-технологический комплекс, которые соответствуют признакам единого недвижимого комплекса, определенным статьей 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации и права на которые были зарегистрированы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается единым недвижимым комплексом. Не требуется замены ранее выданных документов или внесения в них изменений, внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в отношении объектов недвижимости, указанных в настоящей части. Полученные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона документы, которые удостоверяют право собственности на указанные в настоящей части объекты недвижимого имущества, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления.

2. Правообладатели объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе подать в орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, заявление об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости:

1) в отношении сооружения с наименованием «производственно-технологический комплекс», «имущественный комплекс», и иным наименованием, подразумевающим совокупность земельного участка и всех зданий, объектов незавершенного строительства и обладающих признаками объекта недвижимости сооружений, расположенных на нем, на наименование вида объекта недвижимости на «единый недвижимый комплекс» при соблюдении условий, предусмотренных статьей 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2) в отношении предприятия как имущественного комплекса, в состав которого были включены объекты недвижимости на «единый недвижимый комплекс» при условии соблюдения условий, предусмотренных статьей 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Читайте так же:  Приказ об утверждении лимита остатка кассы на 2019 год образец

3. В случае если в соответствии с настоящим Федеральным законом объекты, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, перестали считаться объектами недвижимого имущества, записи о таких объектах и правах на них исключаются из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению лица, указанного в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника (обладателя иных вещных прав) такого объекта или по заявлению собственника земельного участка, на котором расположен такой объект (в случае если в Едином государственном реестре недвижимости права на указанный объект не зарегистрированы).

4. Здания, отвечающие признакам дома блокированной застройки, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилой дом», «многоквартирный дом», признаются домами блокированной застройки.

5. Раздел дома блокированной застройки, указанного в пункте 4 настоящей статьи, на блокированные жилые дома осуществляется по смежным стенам блокированных жилых домов.

Раздел дома блокированной застройки, допускается при одновременном образовании всех блокированных жилых домов.

Выдел в натуре доли в праве общей долевой собственности
на дом блокированной застройки, путем его раздела на блокированные жилые дома, и регистрация права собственности на такие блокированные жилые дома допускаются по соглашению с иными участниками долевой собственности, а в случае отсутствия такого соглашения – на основании решения суда.

До прекращения права общей долевой собственности на дом блокированной застройки собственник блокированного жилого дома, образованного в соответствии с настоящей статьей, имеет право пользования имуществом, оставшимся после выдела блокированного жилого дома
и необходимым для прохода или проезда к блокированному жилому дому,
и несет бремя содержания такого имущества в объеме, существовавшем
до выдела блокированного жилого дома, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общая долевая собственность на дом блокированной застройки,
из которого образованы в соответствии с настоящей статьей блокированные жилые дома, прекращается со дня регистрации права собственности на блокированный жилой дом последнего участника долевой собственности.

6. В случае продажи помещения, право собственности на которое возникло до вступления в силу настоящего Федерального закона, новый собственник помещения вправе заключить с собственниками помещений
в здании соглашение об учреждении общей собственности на имущество общего пользования.

Признать утратившими силу:

1) пункт 20 статьи 3 и абзац 4 пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4148);

2) пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2380);

3) пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 4 декабря 2006 года
№ 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5279);

4) пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года
№ 213-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 39).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2019 года.

§ 1. Общие положения

Скачать Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) (2019) Актуально в 2018 году

  • Рубрикатор
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Налоговый учет
  • Бухгалтерский учет
  • Кадровое делопроизводство
  • Производственный календарь 2017
  • Образец договора дарения
  • Сервисы
  • Формы документов
  • Юридический словарь
  • Cоглашение о разделе имущества супругов
  • План счетов
  • Курсы, ставки, индекс
  • Правила бух. учета
  • Как оформить загранпаспорт
  • Навигация и возможности
  • Помощь
  • Поиск
  • Вступление в наследство по завещанию
  • Как получить материнский капитал
  • Как получить паспорт на квартиру
  • Как оформить развод
  • Образец нового полиса ОМС
  • О сайте
  • О системе
  • Условия использования сайта
  • Технические требования
  • Статьи и обзоры
  • Документы для открытия ИП
  • Регистрация граждан

Сайт использует файлы cookie.Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
© 2010—2019. Справочно-правовая система «ЗаконПрост».

Гражданский Кодекс РФ 2018 года (ГК РФ 2018-2019)

Гражданский кодекс (ГК) РФ специализируется на регулировке гражданско-правовых отношений. Состоит из более полутора тысяч статей и разделён на четыре части. Имеет приоритет перед другими различными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права. Регулирует отдельные виды обязательств, устанавливая права и обязанности сторон в тех или иных гражданско-правовых договорах. Провозглашает общие начала гражданского законодательства. Курирует такие вопросы, как наследование, международное частное право, авторское и смежные права, интеллектуальная собственность, правовое положение иностранцев в нашей стране, сделки с участием иностранцев и т.п.

Гражданский кодекс РФ был принят 21.10.94 г.

Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях (Масленникова Л.В.)

Дата размещения статьи: 21.06.2015

Исследуя тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях за последние два десятилетия, можно сделать вывод о том, что классификация юридических лиц с использованием такого критерия, как «основные цели деятельности», является, на наш взгляд, неизменной и необходимой.
Однако в науке в вопросе о целесообразности и обоснованности легального закрепления деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие единого мнения не существует.
Так, К.П. Беляев, Д.А. Сумской полагают, что само по себе такое деление всех юридических лиц на два лагеря является принципиальным шагом, имеющим первостепенное значение в систематизации всех юридических лиц как участников гражданских правоотношений .
———————————
Беляев К.П. Некоммерческие организации в системе юридических лиц // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. Москва — Екатеринбург, 2004. С. 392.; Сумской Д.А. Некоммерческие организации в теории российского гражданского права // Российская юстиция. 2009. N 6. С. 17 — 21.

Д.И. Степанов считает, что запрет на распределение прибыли в некоммерческой организации является не системообразующим или квалифицирующим признаком, а скорее одним из ограничений, налагаемых на некоммерческие организации . С этим выводом можно согласиться частично, так как распределение прибыли все-таки существует, но распределяется она на конкретные цели некоммерческих юридических лиц, которые отражены в их уставах, но не распределяется между учредителями (участниками, членами и др.).
———————————
Степанов Д.И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3. С. 15 — 18.

Полагаем, что существует объективная необходимость деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, исходя из которой можно проследить процесс развития классификации этих видов юридических лиц.
Следует отметить, что непосредственно понятие юридического лица, отраженное в ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ, Кодекс) не содержало в 1994 году и не содержит (после всех изменений вплоть до 2014 года) характеристик, позволяющих осуществлять классификацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.
———————————
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

В понятии юридического лица присутствует в качестве критерия классификации лишь указание на то, что юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. При этом можно с уверенностью утверждать, что только лица, являющиеся собственниками имущества, которое используется ими в качестве источника финансирования некоммерческой организации, могут ставить перед ней некоммерческие цели и утверждать смету, устанавливать возможность получения не только дохода, но и прибыли, с последующим ее направлением на цели, предусмотренные учредительными документами. Поэтому, исследуя нормы гражданского законодательства о порядке составления и утверждения сметы, можно говорить, что в этом случае речь идет, как правило, о некоммерческих юридических лицах .
———————————
См.: Рассказов О.Л. Становление коммерческих юридических лиц в период перестройки // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 4 (34). С. 97 — 102; Молчанов А.А. Формирование правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в свете реформы гражданского законодательства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. N 4 (60). С. 68 — 72; Рассказов О.Л., Мантул Г.А. Некоторые аспекты реализации и защиты прав участников юридических лиц в постсоветский период // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. N 3. С. 31 — 34.

Статья 49 ГК РФ определяет, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Объем прав и обязанностей, цели некоммерческой организации определяются в зависимости от ее организационно-правовой формы. Именно эти характеристики юридического лица можно признать еще одним, очередным критерием классификации юридических лиц, подтверждающим объективную необходимость к законодательному закреплению и развитию в ГК РФ и в отдельном федеральном законе организационно-правовых форм любых юридических лиц: как коммерческих, так и некоммерческих.
В 1994 году, когда был принята часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, некоммерческими организациями (ст. 50 Кодекса) признавались юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, которые классифицировались с учетом их организационно-правовой формы следующим образом: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
ГК РФ устанавливает некоммерческим организациям право на осуществление предпринимательской деятельности лишь постольку, поскольку это могло служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовало этим целям. Кроме того, Кодекс допускал создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
С 2014 года также подлежит применению норма, согласно которой некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество, рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью .
———————————
О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ // Российская газета. N 101. 07.05.2014. В соответствии со статьей 3 данный документ вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением абзаца второго подпункта «г» пункта 3 статьи 1, вступившего в силу со дня официального опубликования.

В последующем (с 1994 г. по настоящее время) создание и регистрация новых организационно-правовых форм некоммерческих организаций осуществлялись в связи с достаточно частым изменением гражданского законодательства, что, по мнению некоторых ученых, приводило к образованию все новых и новых форм юридических лиц.
Так, Г.Е. Авилов, Е.А. Суханов полагали, что категорию юридического лица стало принято рассматривать не как гражданско-правовой инструмент оформления действительно необходимого для какой-либо организации участия в имущественных отношениях, а как некую внеотраслевую (или межотраслевую) категорию, ставшую обязательным атрибутом любого организационного оформления общественного образования. Отсюда и стремление закрепить в каждом законе статусного характера от жилищно-накопительных и дачных кооперативов до общественных, адвокатских, религиозных и других саморегулируемых организаций — права юридического лица, причем каждый раз с какими-либо неоправданными (а главное непродуманными) особенностями, что и дает очередную организационно-правовую форму некоммерческой организации.
———————————
Авилов Г.Е., Суханов Е.А. Юридические лица в современном российском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. N 1. С. 26.; Сумской Д.А. Некоммерческие организации в теории российского гражданского права // Российская юстиция. 2009. N 6. С. 34 — 37.

Соглашаясь с подобной позицией авторов, необходимо также обозначить проблему, касающуюся многоступенчатости действий, которые усложняют процесс регистрации отдельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. Например, в соответствии со ст. ст. 2, 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.
———————————
О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 07.06.2013) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

Читайте так же:  Пробизнесбанк оформить кредитную карту

Из этой нормы следует вывод, что для получения статуса саморегулируемой организации необходимо создать некоммерческую организацию, и организационно-правовая форма некоммерческой организации может определяться, дополнительно обозначаться нормами других федеральных законов, в том числе кодифицированных.
Например, п. 17 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подтверждает необходимость применения многоступенчатых действий создания некоммерческой организации, включающей возможность реализации института саморегулирования: саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — саморегулируемые организации) — некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
———————————
Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.

Кроме того, ст. 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет форму организации: статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства.
В уставе некоммерческой организации должен быть указан вид саморегулируемой организации. Градостроительный кодекс (ст. 55.3) устанавливает приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Таким образом, создавая и развивая институт саморегулирования гражданских правоотношений, законодательство РФ предусматривает достаточно значительный объем действий: во-первых, направленных на создание некоммерческой организации в форме некоммерческого партнерства; во-вторых, направленных на получение статуса саморегулируемой организации; в-третьих, направленных на фиксацию вида саморегулируемой организации.
Для последовательного соблюдения этих действий, применения нескольких нормативных актов с целью создания некоммерческой организации, приобретения ею соответствующего статуса и вида потребовались дополнительные разъяснения порядка действий, указанные в письме Минюста России от 23.08.2010 N 15-14786 : «Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации сообщает следующее. Согласно пункту 17 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются некоммерческими организациями».
———————————
О правомочности общего собрания членов некоммерческой организации: письмо Минюста России от 23.08.2010 N 15-14786 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2013. N 5. С. 16 — 18.

Представляется, что создание такой сложной системы применения нормативного материала является не совсем разумным направлением развития гражданского законодательства о некоммерческих организациях.
На наш взгляд, при регистрации определенного вида саморегулируемой организации достаточно было указать на то, что саморегулируемая организация является некоммерческой и для ее регистрации необходимо конкретное минимальное количество членов, с указанием их правового статуса и установлением перечня документов, разрабатываемых в качестве обязательных (помимо устава) при образовании юридического лица. Также следует сократить перечень документов, предоставляемых на регистрацию некоммерческих юридических лиц (однако этот вопрос требует дополнительных научных исследований). Кроме того, все необходимые требования к такой форме юридического лица предлагается отразить в одном нормативном акте — в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» .
———————————
О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Интересным является мнение Д.А. Сумского , который считает, что некоторые так называемые организационно-правовые формы некоммерческих организаций на самом деле таковыми не являются. Автор также полагает, ссылаясь на Материалы международной научно-практической конференции , что, для того чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе — Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в ГК.
———————————
Сумской Д.А. Некоммерческие организации в теории российского гражданского права // Российская юстиция. 2009. N 6. С. 15 — 21.
Юридические лица: итоги и перспективы кодификации и совершенствования законодательства: Материалы международной научно-практической конференции // Журнал российского права. 1998. N 10 — 11. С. 3 — 70.

Представляется, что с учетом давности этого предложения (1998 год) такой перечень можно было установить в ГК РФ. Но, учитывая развитие гражданского законодательства в настоящее время, подобное включение перечня форм некоммерческих и коммерческих организаций в ГК РФ может привести к необоснованному увеличению объема нормативного материала в отдельно взятом кодексе.
Полагаем, что вопрос создания кодифицированного закона о юридических лицах, имеющих как некоммерческие, так и коммерческие цели деятельности, может оказаться востребованным нормативным материалом в нашем обществе.
По нашему мнению, сегодня следует обратить внимание на специальный Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который мог бы аккумулировать все организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Однако даже подобный подход в этом Законе сегодня не соблюден.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания этого пункта следует вывод о том, что иные федеральные законы также содержат определенный перечень некоммерческих организаций, что на практике вызывает затруднения при выборе формы юридического лица.
Например, только учреждений в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» указывается несколько разновидностей: частные учреждения; государственные, муниципальные учреждения; бюджетные учреждения. С 1 сентября 2014 года вступят в силу изменения, внесенные в главу 4 части первой ГК РФ , в которых продолжен перечень разновидностей государственных и муниципальных учреждений, подразделяющихся на казенные, бюджетные или автономные учреждения. Кроме того, следует учесть, что действие этого Федерального закона (п. 5 ст. 1) не распространяется на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом.
———————————
О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ //Российская газета. N 101. 07.05.2014.

Сложным может оказаться применение на практике форм некоммерческих организаций, имеющих в своем названии слово «автономная» (организация, учреждение). Например, некоммерческое юридическое лицо может быть образовано в форме автономного учреждения и в форме автономной некоммерческой организации.
Представляется, что такое деление юридических лиц можно и следует исключить в целях недопущения различных негативных последствий и путаницы при применении Закона на практике. Конечно, с учетом всех положений федеральных законов о деятельности этих юридических лиц у специалистов с юридическим образованием, возможно, не будет никаких затруднений. У иных граждан различные сложности в понимании правового положения таких «созвучных в названии» юридических лиц неизбежно возникнут, несмотря на существенные различия:
— автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах; автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов (ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
— учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера; учредитель является собственником имущества созданного им учреждения; на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления; автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества (п. 1 ст. 123.21, п. 6 ст. 123.22 ГК РФ — вступают в силу с 1 сентября 2014 г.).
По нашему мнению, с определенной долей критики следует отнестись к целесообразности выделения в отдельный вид таких некоммерческих организаций, как некоммерческие корпоративные организации , так как согласно ст. 123.1 ГК РФ некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Однако и иные некоммерческие организации во всей своей совокупности также имеют подобные, условно назовем, «ограничения» в соответствии с действующими положениями ГК РФ.
———————————
О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ // Российская газета. N 101. 07.05.2014.

Кроме того, в ст. 123.1 ГК РФ отражены формы некоммерческих организаций: некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Этот указанный перечень некоммерческих корпоративных организаций является исчерпывающим, что также можно подвергнуть критическому анализу с учетом того, что потребительские кооперативы как разновидность некоммерческих организаций известны науке давно, они отражают в своих учредительных документах разные потребительские цели и (в своем составе) подразделяются на несколько подвидов с учетом действующих конкретных федеральных законов.
Представляется, что достаточным по своему содержанию и характеризующим некоммерческие организации понятием является понятие, содержащее в себе следующие цели создания и дальнейшей деятельности: достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан; развития физической культуры и спорта; удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; разрешения споров и конфликтов; оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ; социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 ГК РФ.
———————————
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: Федеральный закон от 05.04.2010 N 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. N 15. Ст. 1736.

Дальнейшее развитие различных организационно-правовых форм некоммерческих организаций должно, по нашему мнению, касаться конкретных условий образования и будущей деятельности некоммерческих организаций, например таких, как: виды органов управления, их компетенция, полномочия учредителей (участников), возможность расширения объема прав при наступлении конкретных обстоятельств.
Представляется, что в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» можно указать такую «самостоятельную» форму, как саморегулируемые организации с различными конкретными целями, которые могут реализовать свои права в полном объеме после вступления в состав организации определенного количества участников с соответствующим профессиональным образованием и при утверждении необходимых для работы документов.
Так, при создании саморегулируемой организации в строительстве можно было обойтись без предварительного образования некоммерческой организации, создать саморегулируемую организацию, предоставив ей право выдачи свидетельств о допуске к конкретным видам строительных и монтажных работ, после того как организация будет насчитывать в своем составе число членов, определенное законом.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что указанные тенденции в развитии законодательства о некоммерческих организациях целесообразно изменить и оставить право на существование точно определенных названий организационно-правовых форм юридических лиц, указав их особенности в одном Федеральном законе «О некоммерческих организациях», в дальнейшем — в кодифицированном нормативном акте, включающем в себя также и организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц с полной характеристикой их правового положения.